зачем нужны глаза человеку
Почему зрительный контакт важен и как он работает
Невербальная сила
О силе невербальных сигналов в целом может рассказать одно занятное исследование, в котором как раз выяснялась разница между вербальными и невербальными сигналами. В результате выяснилось, что человек с большей охотой доверяет невербальным сигналам, особенно в те моменты, когда мимика и слова противоречат друг другу.
Собственно, это только подтверждает тот факт, что глаза посылают более сильные сигналы и являются даже лучшими информаторами, чем все остальные части лица вместе взятые. Поэтому психологи, психиатры, экстрасенсы и другие шарлатаны, работая по фотографии, первым делом смотрят на глаза. Уж они-то знают, что глаза производят в семь раз больше информации, чем рот и жесты.
Что есть норма?
Сколько можно смотреть в чужие глазенки во время разговора? Многое зависит от ситуации, например, в разговоре один на один, человек, естественно, будет гораздо чаще целиться зрачками в зрачки. В группах люди склонны смотреть на другого человека около 3-5 секунд, но когда беседа тет-а-тет, время увеличивается на 7-10 секунд, прежде чем они отведут взгляды.
Так а сколько же считается нормальным? В среднем, от 30 до 60% времени, проведенного в зрительном контакте, — достаточно прилично. Ты как бы не сверлишь собеседника глазами и показываешь заинтересованность.
А если времени проведено меньше, то могут и обидеться — мол, не интересно тебе с людьми общаться.
Убийцы и влюбленные смотрят долго
Жуткий взгляд прямо в душу
В одном исследовании ученый долго и пристально смотрел в глаза своего испытуемого. Так долго смотрел, что обоих чуть не стошнило от волнения и неприязни. Но на самом деле то, будет ли зрительный контакт жутким, трусливым или даже агрессивным, во многом зависит от культуры.
Судить по глазам
Несмотря на культурные различия, люди продолжают осуждать друг друга, что называется, «за глаза». На Западе людей с широко раскрытыми глазами обычно называют уверенными в себе и приписывают им лидерские способности, агрессию, силу, повышенную тревожность, но в качестве компенсации — редкий острый ум.
Убедительный взгляд
Вспомни самых успешных впихивателей всякого дерьма в народные массы и вспомни, сколько людей в таких вот рекламах смотрели прямо в глаза зрителю. И это неспроста: всё дело в том, что сила убеждения во время зрительного контакта работает с утроенной силой. Даже промоутеры знают, что если посмотреть в глаза прохожему, то он со стопроцентной уверенностью возьмет у тебя листовку.
Вруны не отводят глаз
Старая народная мудрость гласит, что лжеца в разговоре вычислить проще, чем задрать кабана зубочисткой — он всегда будет отводить взгляд. Психологические исследования показали, что это неправда, или, по крайней мере, это не тот признак, которому можно доверять с вероятностью до 100%.
Сейчас лжецы пошли такие матерые, что без труда контролируют свои эмоции и могут в любой момент переключить динамику и тематику беседы, а для этого нужно побольше заглядывать в глаза.
Ученые, как это водится, провели эксперимент, в котором попросили двух импровизированных воров взять из кошельков крупные суммы. Разумеется, их реакция была записана, и она ничуть не напоминала о юлящих туда-сюда глазках и попытках свернуть разговор — напротив, они старались побольше смотреть в глаза своим жертвам.
Искренний взгляд
Но если ложь не заставляет потупить взор, то с этим прекрасно справится сарказм. У него со взглядом давние отношения, но очень напряженные. Саркастическая шутка куда сильнее заставляет собеседника отвернуться и не смотреть в глаза. Наверное, потому что когда почуешь силу и превосходство (а превосходство в юморе уязвляет проигравшего втройне), то начинаешь скрывать от них свои «зеркала души».
Контроль над взглядом
Бесспорно, чтобы произвести на людей хорошее впечатление, нужно несколько больше, чем два глаза, направленные им в душу. Но начинать нужно именно со взгляда, поскольку это ключ к человеческому расположению. Контролируй свой взгляд, собеседник не должен увидеть в нем скуку, грусть, презрение, только заинтересованность. Причем не высосанную из пальца, а по возможности искреннюю. Это приходит с опытом, так что не удивляйся, если вдруг кто-то скажет, что в твоих глазах ночует пьяный Сатана, и сон его отдает зловещим блеском.
Конспект НОД «Для чего нужны глаза»
Цель: Показать детям, какую роль зрение играет в жизни человека.
Образовательные: Дать детям представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Продолжать знакомить дошкольников со строением глаза. Привести детей к пониманию, что зрение необходимо беречь. Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни.
Развивающие: Развивать интерес детей к познанию своего организма.
Воспитательные: воспитывать бережное отношения к своим глазам.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок строение глаза, беседа «Наше зрение»
Материалы и оборудование: Видеопрезентация «Жизнь слепых людей», мешочки с игрушками, пчелка, картинка для проверки зрения, картинки с правилами охраны зрения
Ход образовательной деятельности:
1.Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну под названием «Здоровье». Мы с вами уже путешествовали в такую страну и знакомились, как беречь и охранять наше здоровье. А сегодня мы продолжим наше путешествие
А на чём,угадайте сами:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Воспитатель: Это поезд
Занимайте места, поезд отправляется.
(Звучит музыка звук колес паровоза)
Вот мы с вами и приехали:
Воспитатель: Отгадав загадку, вы узнаете,у кого мы сегодня побываем в гостях:
Голубые, карие, зеленые
Вперед себя глядят
(Глаза)
Дети: Глаза
Воспитатель: Правильно ребята, глаза – это один из ценнейших органов чувств ребенка. Почему?
Дети: С помощью глаз человек видит предметы, цвет, глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Воспитатель: Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите?
Ответы детей: маленький цветной кружок и черную точку посередине.
Воспитатель: Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других зеленый, у кого-то голубой. А черная точка называется зрачок.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Для того чтобы наши глаза были здоровыми и хорошо видели нужно беречь свое зрение. Давайте с вами вспомним, какие правила по охране зрения мы знаем.
2.Воспитатель: выкладывает схемы по ответам детей, затем дополняет правила, про которые дети не знают.
1. Нельзя тереть глаза грязными руками
2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
3. Нужно оберегать глаза от попадания грязи в глаза
4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
5. нужно есть продукты полезные для глаз, зрения (Морковка, лук, черника, петрушка, шиповники и др.)
6. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль
7. Нужно гулять на свежем воздухе
Вы делаете по утрам гимнастику вот и глазам тоже нужно делать гимнастику, сейчас мы ее проведем
На стене улей. Недалеко от улья полянка с разными цветами. Они расположены в разброс. На ниточке сидит пчелка. Воспитатель ведет пчелку с одного цветка на другой. А дети следят за ее полётом.
3.Воспитатель: А теперь закройте глаза – все словно исчезнет, останется одна чернота. Откройте глаза – и все опять появится.
На земле есть люди, которые ничего не видят. Они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире. Какие же они, слепые люди?
Показ видеопрезентации «Жизнь слепых людей»
(слайд 1) Такие люди обучаются в специальных школах интернатах
(слайд 2) Они учатся писать читать, писать
(слайд 3) Для чтения слепые люди используют шрифт Брайля. Для них выпускаются книги со специальным шрифтом в виде выпуклых букв.
(слайд 4) Для передвижения они используют специальную трость, специально обученных собак поводырей.
(слайд 5) люди, как и зрячие, так же работают, занимаются творчеством
(Слайд 6) Играют, например в шахматы
(слайд 7) создают семьи, рождают детей
Воспитатель: У слепых людей хорошо развито чувство осязания, из – за невозможности видеть окружающее у таких людей очень хорошо развиты другие органы чувств. Они хорошо слышат, определяют звуки, определяют по запаху, по вкусу, на ощупь.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай на ощупь». Вам нужно с закрытыми глазами определить на ощупь что лежит в мешочке.
Воспитатель по очереди спрашивает каждого ребенка, что же у него за предмет в мешочке.
Воспитатель: Вам легко было определить, какой предмет лежит в мешке, не видя его?
Ответы детей: Трудно или легко
Воспитатель: Как вы определили, что лежит в мешке?
Дети: Мы определили пальчиками, на ощупь.
Воспитатель: Помогли бы вы слепым людям, если бы им потребовалась ваша помощь?
Воспитатель: Как бы вы помогли слепым людям, ели бы были волшебниками?
Воспитатель: Как бы вы помогали им, если бы были изобретателями?
Итог: Что вы узнали нового из нашей беседы?
Воспитатель: если заболели глаза, то нам с вами нужно посетить врача окулиста.
Я предлагаю оформить в центре для игры «Больница» кабинет окулиста.
Отъезд детей в детский сад
«Для чего нужны глаза». Конспект занятия в старшей группе Тема: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА» Цель: Познакомить со строением человеческого глаза, изучить для чего нужны глаза, работать над совершенствованием.
«Для чего нужны глаза»
Автор: Горюнова Валентина Аркадьевна
НОД «Для чего нужны глаза»
Цель : Показать детям, какую роль зрение играет в жизни человека
Образовательные: Дать детям представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Продолжать знакомить дошкольников со строением глаза. Привести детей к пониманию, что зрение необходимо беречь. Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни.
Развивающие: Развивать интерес детей к познанию своего организма.
Воспитательные: воспитывать бережное отношения к своим глазам.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок строение глаза, беседа «Наше зрение»
Материалы и оборудование: Видеопрезентация «Жизнь слепых людей», мешочки с игрушками, пчелка, картинка для проверки зрения, картинки с правилами охраны зрения
Ход образовательной деятельности:
— Дети, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну под названием «Здоровье». Мы с вами уже путешествовали в такую страну и знакомились, как беречь и охранять наше здоровье. А сегодня мы продолжим наше путешествие
А на чём, угадайте сами:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Занимайте места, поезд отправляется.
(Звучит музыка звук колес паровоза)
Вот мы с вами и приехали:
— Отгадав загадку, вы узнаете, у кого мы сегодня побываем в гостях:
Голубые, карие, зеленые
Вперед себя глядят
— Правильно ребята, глаза – это один из ценнейших органов чувств ребенка. Почему?
Дети: С помощью глаз человек видит предметы, цвет, глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
— Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите?
Ответы детей: маленький цветной кружок и черную точку посередине.
— Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других зеленый, у кого-то голубой. А черная точка называется зрачок.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Для того чтобы наши глаза были здоровыми и хорошо видели нужно беречь свое зрение. Давайте с вами вспомним, какие правила по охране зрения мы знаем.
-Педагог выкладывает схемы по ответам детей, затем дополняет правила, про которые дети не знают.
1. Нельзя тереть глаза грязными руками
2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
3. Нужно оберегать глаза от попадания грязи в глаза
4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
5. нужно есть продукты полезные для глаз, зрения (Морковка, лук, черника, петрушка, шиповники и др.)
6. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль
7. Нужно гулять на свежем воздухе
Вы делаете по утрам гимнастику вот и глазам тоже нужно делать гимнастику, сейчас мы ее проведем
На стене улей. Недалеко от улья полянка с разными цветами. Они расположены в разброс. На ниточке сидит пчелка. Педагог ведет пчелку с одного цветка на другой. А дети следят за ее полётом.
`- А теперь закройте глаза – все словно исчезнет, останется одна чернота. Откройте глаза – и все опять появится.
На земле есть люди, которые ничего не видят. Они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире. Какие же они, слепые люди?
Показ видеопрезентации «Жизнь слепых людей»
(слайд 1) Такие люди обучаются в специальных школах интернатах
(слайд 2) Они учатся писать читать, писать
(слайд 3) Для чтения слепые люди используют шрифт Брайля. Для них выпускаются книги со специальным шрифтом в виде выпуклых букв.
(слайд 4) Для передвижения они используют специальную трость, специально обученных собак поводырей.
(слайд 5) люди, как и зрячие, так же работают, занимаются творчеством
(Слайд 6) Играют, например в шахматы
(слайд 7) создают семьи, рождают детей
— У слепых людей хорошо развито чувство осязания, из – за невозможности видеть окружающее у таких людей очень хорошо развиты другие органы чувств. Они хорошо слышат, определяют звуки, определяют по запаху, по вкусу, на ощупь.
— Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай на ощупь». Вам нужно с закрытыми глазами определить на ощупь что лежит в мешочке.
Педагог по очереди спрашивает каждого ребенка, что же у него за предмет в мешочке.
— Вам легко было определить, какой предмет лежит в мешке, не видя его?
Ответы детей: Трудно или легко
— Как вы определили, что лежит в мешке?
Дети: Мы определили пальчиками, на ощупь.
— Помогли бы вы слепым людям, если бы им потребовалась ваша помощь?
Воспитатель: Как бы вы помогли слепым людям, ели бы были волшебниками?
— Как бы вы помогали им, если бы были изобретателями?
Итог: Что вы узнали нового из нашей беседы?
-Если заболели глаза, то нам с вами нужно посетить врача окулиста.
Я предлагаю оформить в центре для игры «Больница» кабинет окулиста.
Зрение как оно есть
Рассказываем, как мозг помогает нам видеть окружающий мир
В самом простом смысле зрение — это в первую очередь два глаза, которые получают и обрабатывают информацию об окружающем нас мире. На самом деле человеческое зрение, разумеется, устроено гораздо сложнее, и информация от органов чувств (то есть глаз) проходит несколько этапов обработки: как самим глазом, так и далее — мозгом. Вместе с офтальмологической клиникой 3Z рассказываем, как зрительная система человека формирует изображение действительности, и объясняем, почему мы не видим мир перевернутым, маленьким, трясущимся и разделенным на две части.
Из школьного курса физики вы можете помнить про линзы — приборы из прозрачного материала с преломляющей поверхностью, способные, в зависимости от своей формы, собирать или рассеивать попадающий на них свет. Именно линзам мы обязаны тому, что в мире существуют фотоаппараты, видеокамеры, телескопы, бинокли и, конечно, контактные линзы и очки, которые носят люди. Человеческий глаз — это точно такая же линза, а точнее — сложная оптическая система, состоящая из нескольких биологических линз.
Проекция объекта через двояковыпуклую линзу
Первая из них — роговица, внешняя оболочка глаза, наиболее выпуклая его часть. Роговица — это вогнуто-выпуклая линза, которая принимает лучи, исходящие из каждой точки предмета, и передает их дальше через переднюю камеру, заполненную влагой, и зрачок к хрусталику. Хрусталик, в свою очередь, представляет собой двояковыпуклую линзу, по форме напоминающую миндаль или сплющенную сферу.
Двояковыпуклая линза — собирающая: лучи, проходящие через ее поверхность, собираются за ней в одну точку, после чего формируется копия наблюдаемого предмета. Интересный момент состоит в том, что изображение объекта, сформированное на заднем фокусе такой линзы, — действительное (то есть соответствует тому самому наблюдаемому предмету), перевернутое и уменьшенное. Изображение, которое формируется за хрусталиком, поэтому, точно такое же.
То, что изображение уменьшенное, позволяет глазу видеть объекты, по величине в несколько десятков, сотен и тысяч раз превосходящие его по размеру. Другими словами, хрусталик компактно складывает изображение и в таком же виде отдает его сетчатке, выстилающей бо́льшую часть внутренней поверхности глаза — места заднего фокуса хрусталика. Вместе роговица и хрусталик, таким образом, — это компонент зрительной системы, который собирает рассеянные лучи, исходящие от объекта, в одну точку и формирует их проекцию на сетчатке. Строго говоря, никакой «картинки» на сетчатке на самом деле нет: это всего лишь следы фотонов, которые затем преобразуются рецепторами и нейронами сетчатки в электрический сигнал.
Внутреннее строение глаза
Этот электрический сигнал затем проходит в головной мозг, где обрабатывается отделами зрительной коры. Все вместе эти отделы отвечают за то, чтобы преобразовать сигналы о расположении фотонов — единственную информацию, которую получает сам глаз — в имеющие смысл образы. При этом мозг — система взаимосвязанная, и за то, как мы воспринимаем то, что происходит в действительности, отвечают не только наши глаза и зрительная система, но и другие органы чувств, способные получать информацию. Мы не видим мир перевернутым благодаря тому, что у нашего вестибулярного аппарата есть информация о том, что мы стоим ровно, двумя ногами на земле, и дерево, растущее из земли, соответственно, перевернутым быть не должно.
Подтверждение этому — эксперимент, который поставил на самом себе американский психолог Джордж Стрэттон (George Stratton) в 1896 году: ученый изобрел специальное устройство — инвертоскоп, чьи линзы также могут переворачивать изображение, на которое смотрит тот, кто их носит. В своем устройстве Стрэттон проходил неделю и при этом не сошел с ума от необходимости передвигаться в перевернутом пространстве. Его зрительная система быстро адаптировалась под измененные обстоятельства, и уже через пару дней ученый видел мир таким, каким привык видеть его с детства.
Другими словами, в мозге нет специального отдела, который переворачивает изображение, поступившее на сетчатку: за это отвечает вся зрительная система головного мозга, которая, с учетом информации от других органов чувств, позволяет нам точно определить ориентацию объектов в пространстве.
Что касается самой сетчатки, то для того, чтобы понять, как работает зрение, нужно также подробнее рассмотреть ее функционирование и строение. Сетчатка представляет собой тонкую многослойную структуру, в которой находятся нейроны, принимающие и обрабатывающие световые сигналы от оптической системы глаза и отправляющие их друг другу и в мозг для дальнейшей обработки. Всего в сетчатке выделяют три слоя нейронов и еще два слоя синапсов, получающих и передающих сигналы от этих нейронов.
Первые и главные нейроны, участвующие в обработке светового стимула, — это фоторецепторы (светочувствительные сенсорные нейроны). Два основных вида фоторецепторов в сетчатке — это палочки и колбочки, получившие свои название за палочко- и колбочкообразную форму, соответственно. Палочки и колбочки заполнены светочувствительными пигментами — родопсином и йодопсином соответственно. Родопсин в разы чувствительнее к свету, чем йодопсин, но только к свету с одной длиной волны (около 500 нанометров в видимой области) — именно поэтому палочки, содержащие родопсин, отвечают за зрение человека в темноте: они улавливают даже мельчайшие лучи, помогая нам различать очертания предметов, при этом не позволяя точно определить их цвет. А вот за цветовосприятие уже как раз отвечают «дневные» фоторецепторы — колбочки.
Светочувствительный йодопсин, входящий в состав колбочек, бывает трех видов в зависимости от того, к свету с какой длиной волны он чувствителен. В нормальном состоянии колбочки человеческого глаза реагируют на свет с длинной, средней и короткой волной, что примерно соответствует красно-желтому, желто-зеленому и сине-фиолетовому цветам (а если проще — красному, зеленому и синему). Колбочек, которые содержат тот или иной вид йодопсина, в сетчатке разное количество, и их баланс как раз и помогает различать все краски окружающего мира. В случае, когда колбочек с тем или иным видом йодопсина, недостаточно или просто нет, говорят о наличии дальтонизма — особенности зрения, при котором недоступно распознавание всех или некоторых цветов. Вид дальтонизма напрямую зависит от того, какие именно колбочки «не работают», но самым распространенным у человека считается дейтеранопия — при ней отсутствуют колбочки, чей йодопсин чувствителен к свету со средней длиной волны (то есть плохо воспринимают зеленый цвет или не воспринимают его вообще).
Красное яблоко при нормальном зрении и яблоко при дейтеранопии
Глаза и их особенности
Глаза являются частью зрительной системы, благодаря которой человек может видеть окружающие его объекты и анализировать полученную информацию. Глаз воспринимает световое излучение, преобразует его в информационные импульсы и посредством зрительных нервов передает данные в кору головного мозга.
За счет того, что глаз у человека два, воспринимаемое изображение получается трехмерным. Так как каждый глаз воспринимает объекты независимо, любые нарушения в функциональности одного из зрительных органов влекут ухудшение общей картинки. Также в случае нарушения синхронного движения обоих глаз возникают отклонения бинокулярного зрения и может наблюдаться двоение картинки.
Особенности строения глаз человека
Глаз имеет шарообразную форму и расположен в глазнице вместе с мышцами, нервами, кровеносными сосудами и слезными железами.
Склера – это внешняя оболочка глаза, которая по передней части глаза имеет дополнительный защитный слой конъюнктивы. На задней поверхности склеры находится сосудистая оболочка, которая обеспечивает кровоснабжение глаза.
К сосудистой оболочке тесно прилегает сетчатка. Ткани сетчатки состоят из светочувствительных рецепторов (палочек и колбочек), а также нервных окончаний. Колбочки обеспечивают цветное видение объектов, а палочки помогают человеку видеть в сумеречное время при недостаточной освещенности. Палочек в сравнении с колбочками значительно больше. Для передачи нервных импульсов от сетчатки ведут отростки нейронов, формирующие зрительный нерв. При помощи зрительного нерва обеспечивается передача информации от глаза к мозгу.
Стекловидное тело является внутренней основой глаза. Оно поддерживает его форму и отвечает за обменные процессы.
Роговица – прозрачная передняя оболочка глаза, расположенная перед зрачком и радужкой. Роговица является важным элементом, обеспечивающим преломление световых лучей во время зрительной функции и фокусировку их на сетчатке.
Радужная оболочка регулирует светопоток. При сокращении мышц меняется размер расположенного в центре зрачка, который уменьшается при большом количестве света. В зависимости от количества пигментных клеток в радужке определяется цвет глаза человека.
Хрусталик – это природная линза, которая у здорового человека эластичная и прозрачная. Для фокусировки зрения на объекте хрусталик под воздействием глазных мышц выгибается и меняет свою форму, чтобы человек мог видеть вблизи и вдаль.
Функции глаза
Зрительная система в целом обеспечивает восприятие объектов, находящихся в поле зрения. Глаз представляет собой оптическую систему, которая проецирует изображение рассматриваемого предмета, находящегося вблизи или на расстоянии. Кроме восприятия картинки, глаз преобразует ее в информацию и передает в виде импульсов в кору головного мозга для дальнейшей обработки и восприятия трехмерного изображения.
Интересные факты о глазах человека
Вес одного глаза взрослого человека составляет 8 г, а диаметр – 2,5 см.
1/6 часть глаза видна, остальное скрыто веками и находится внутри глазницы.
Радужная оболочка имеет 256 уникальных характеристик, а в отпечатках пальцев их всего лишь 40.
Глаз моргает со скоростью 5 раз в секунду.
Пропускную способность нервного канала, по которому передается информация от сетчатки в кору головного мозга, можно сравнить с интернет-каналом провайдера в крупном городе.
Глаз может сфокусироваться в течение одной секунды на 50 объектах.
Из-за гравитации в космосе астронавты не могут плакать.