зачем нужны дырки в асфальте
Узнал, для чего делают круглые отверстия на новом асфальте, объясняю технологию
Оказывается всё проще, чем я думал..
Вот такие отверстия, часто можно встретить на новом дорожном покрытии
Как обычно сегодня шёл пешком с работы и снова обратил внимание на отверстия в асфальте, который совсем недавно положили, да я уже знаю, для чего это нужно, но мне захотелось поделиться с вами, может быть кто-то ещё не знает.
Отбор кернов. Что-о-о простите??
По технологии такие вырубки делают через 1-3 дня если материал горячий, в если холодный, то через 15-30 дней. Делают их в таком месте, чтобы от края дорожного покрытия было не меньше полуметра.
Керны могут быть как прямоугольной, так и цилиндрической формы, я заметил, что чаще всего используют цилиндрическую форму. При этом используется специальный инструмент с незамысловатым названием керноотборник. Вот такой⤵️
Это керноотборник, видели когда-нибудь? Фото: roadtm.com
Диаметр кернов варьируется примерно от 50 до 100мм в зависимости от материала из которого берут пробы. Извлечённые образцы маркируют и указывают всю информацию в том числе о подрядчике, который клал дорогу, чтобы если что, дать по шапке.
Затем лунки(не путать с гольфом и зимней рыбалкой) должны быть заполнены специальным составом приготовленным с любовью и заботой дорожными службами из битума, камней, растворителя. По технологии такая лунка заполняется выше покрытия с небольшим запасом до 10 миллиметров, со временем этот запас немного усядет.
Ну и на последок в лаборатории проводят испытания и исследования, вынося вердикт о качестве дорожного покрытия.
Теперь вы знаете для чего делают круглые отверстия в новом асфальте. Это помогает контролировать качество дорожного покрытия, попытался как можно проще описать процесс и технологию, надеюсь было интересно и полезно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Откуда появляются круглые отверстия в свежем асфальте?
В редакцию обратился читатель: «На недавно отремонтированной дороге от моего дома до станции метро „Могилевская“ заметил круглые отверстия. Все дыры находятся в правой полосе — шесть или восемь штук. Непонятно, зачем они нужны и что с ними случится после прихода зимы». Мы обратились за комментариями в «Горремавтодор». По словам специалистов, отверстия остаются после забора образца покрытия на исследование качества.
«После укладки выравнивающего и верхнего слоев асфальта приезжает машина лаборатории, — рассказали в „Горремавтодоре“. — Чтобы не было колейности и дорога не проседала, важно качество каждого из слоев. Сотрудники лаборатории берут образцы для изучения — высверливают небольшой цилиндр и увозят его. Образцы берут в нескольких точках, в бумагах указывают точный адрес. Обычно отверстия оставляют у края проезжей части, в первой полосе, в том числе и в целях дорожной безопасности».
«В лабораторных условиях цилиндры проходят несколько испытаний, — дополнили сотрудники госпредприятия. — После приходят к выводу о качестве укладки и покрытия в целом. Если все в норме — свежий асфальт остается лежать. Когда обнаруживают недочеты, приходится снимать покрытие и делать все заново. За последние несколько лет в самом Минске к таким мерам не прибегали, а вот за городом один случай был».
Отбирает образцы генподрядчик (например, «Горремавтодор») по просьбе заказчика (то есть исполкома). «Дыры обязательно должны заделать, — заверили на госпредприятии. — В противном случае в них попадет вода, зимой она замерзнет, и покрытие деформируется. Исследования могут длиться до месяца. После оценки отверстия устраняет подрядчик».
Дыры в асфальте
Дыры в асфальте — привычное явление, наблюдаемое как на автомобильных дорогах, так и на пешеходных тротуарах. Причиной существования подобного явления является, скорее всего, банальное воровство. В современной России и большинстве стран бывшего совка/совкового военного блока вполне обыденное явление.
Содержание
Образование дыр [ править ]
При прокладке асфальта может нарушаться технологический процесс: например, асфальт положили слишком быстро или слишком медленно, при его доставке изменилась структура, оборудование было неисправным и т. д. Однако более глубокой причиной обычно является то, что в асфальт положили совсем другой состав, с целью сэкономить и положить выделяемые денежные средства себе в глубокий карман. К счастью или сожалению строительство дорог в России и многих других странах — дело государственное, поэтому вроде должно идти по правилам, однако все делается с точностью до наоборот. Деньги проворовываются, асфальт кладется не в том качестве и количестве, которые предусматривает выделяемый бюджет.
Из-за плохого качества асфальт редко хорошо переживает зимний период, при морозах, а также, когда постоянно идет снег, либо дождь, образуются лужи, течет талая вода и др. В результате теряются целые куски асфальта, появляются глубокие трещины, где-то вообще зияют ямы-колодцы. В итоге, проводится всем печально известный «ямочный ремонт», который только усугубляет положение: замазанный таким ремонтом асфальт теряет свою мягкость, латки быстро приходят в негодность и очень редко переживают не только зиму, но и лето. В итоге асфальт превращается в нечто очень страшное, в такое, что как будто было подвергнуто не так давно бомбардировке.
Профилактика [ править ]
Конечно же, нормальный технологический процесс при прокладке асфальта. Верные дозировки, корректное время доставки асфальта, высокая квалификация рабочих, качество состава, качество работы. По возможности должен быть запрещен либо ограничен ямочный ремонт. Должен быть строгий регламент по его применению.
Не помешают и банальные правила, регулирование. Как минимум, контроль перегруженного транспорта, контроль веса грузовиков, при необходимости даже легковых авто. Запрет на использование гусеничной техники на непредназначенных для нее дорогах (как минимум, с качественным асфальтовым покрытием).
Борьба [ править ]
Российские активисты открыли портал «Росяма», на котором открыта возможность публиковать информацию о найденных ямах в асфальте, опубликованная информация доводится активистами до сведения властей, которые в довольно сжатые сроки обязаны отреагировать и залатать появившуюся дырку.
Кто-то борется подручными способами: покупает жидкий асфальт (который недешев) и заливает дырку самостоятельно, кто попроще просто положит в яму землю или того хуже — кирпичи или щебенку. В результате такого «ремонта» асфальт становится откровенно опасным для автомобилей, так как есть риск получить прокол колеса, после которого езда станет маловозможной.
Обратное явление [ править ]
Пока в регионах не могут побороть ямы и дыры, в Москве всё с точностью да наоборот. Плановый ремонт — это хорошо, но ежегодная перекладка плитки и бордюров только вредит.
Качество такого ремонта часто бывает низким. Например, на плитках зимой скользко, отведения воды нет и появляются постоянные лужи. Без правильной подкладки плитки быстро расшатываются. В результате приходится переделывать относительно новые улицы.
Сам по себе непрекращающийся ремонт создаёт пробки на дорогах, а пешеходы вынуждены ходить по грязи.
С 2016 года активно устраиваются вредительские перепланировки улиц. Например, на Большой Никитской (бывш. Герценштрассе) сокращено количество полос для движения и добавлены велодорожки, которыми никто не пользуется. Сокращены парковочные места, улица превратилась в бутылочное горлышко. В случае аварии спецтехника не может проехать по перегороженному тротуару.
Зачем в асфальте делают дырки
Есть два варианта оценки. В первом используются специальные ультразвуковые приборы, и это не разрушает дорогу. Во втором представители соответствующей службы берут и изучают образцы покрытия. Многим очень интересно, зачем в асфальте делают дырки, а появляются они после вырубки дорожного полотна для лабораторных исследований. Бывает, что образцы одновременно берут несколько организаций, и происходит это довольно регулярно. Образовавшиеся дыры в асфальте создают определенный неудобства для передвижения транспорта и пешеходов, поэтому они должны своевременно ликвидироваться. Незаделанные отверстия в полотне являются нарушением норм, это обязаны контролировать дорожные инстанции, Федеральное и Территориальное управления районов. Но этот момент часто вызывает много вопросов и споров, поскольку до конца непонятно, кто должен за это отвечать.
Для чего нужны проверки
Оценить качество дорог нельзя без максимально точных результатов проверки асфальта. Нужные данные можно получить лишь на основании лабораторных исследований. Факты нарушений, которые были допущены на каком-либо этапе работы, чаще всего выявляют во время независимых экспертиз. Для этого проводят анализ образцов по стандартным нормативам. Исследованию подвергаются не только верхнее покрытие, но и остальные слои дороги. Специалистам приходится изучать физические и механические характеристики материалов, а также степень их устойчивости к различным нагрузкам и природным проявлениям. Анализ асфальтобетона в лабораториях проводят, когда необходимо:
Вырубка образцов дорожного покрытия является обязательной процедурой, вот зачем в асфальте делают дырки и проводят лабораторные исследования. Контроль качества включает оценку определенных характеристик, к которым относятся:
Все характеристики строго нормированы, поэтому вырубку образцов проводят в соответствии с определенными правилами. Любые отклонения от установленных стандартов отрицательным образом сказываются на уровне безопасности дорог и сроках эксплуатации.
Как берут пробы
Для анализа асфальта выбирают участок дороги, протяженностью около 1 километра, который сначала полностью очищают от грязи. Вырубки в количестве трех штук делают в горячем или холодном покрытии, отступая на полметра от края. В первом случае через сутки после уплотнения асфальта, во втором – на 15 день. Образцы могут иметь цилиндрическую или прямоугольную форму. На каждую пробу наносят маркировку с указанием места проведения вырубки и данных строительной организации. Все образцы регистрируются, а исследование занимает 2-5 дней в лабораторных условиях с использованием специального оборудования:
Этапы исследования
Лабораторное исследование дорожного полотна, для чего в асфальте делают дырки, состоит из нескольких этапов:
Экспертизу состояния дорог можно проводить на любом этапе строительства.