зачем нужно знать порядок букв в алфавите
Каждый первоклассник изучает алфавит, но все ли знают, зачем нужно знать порядок букв в алфавите.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Оловяннинская общеобразовательная школа № 235
Кацуба Ирина Ивановна
Порядок и название букв алфавита ……………………………….4
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
Каждый первоклассник изучает алфавит, но все ли знают, зачем нужно знать порядок букв в алфавите.
Цель : узнать для чего нужно знать алфавит.
Узнать значение слова алфавит.
Смогу ли я обойтись без знания алфавита?
Предмет исследования: буквы алфавита и их порядок
Объект исследования: алфавит
Материал исследования: учебник « Букваря», алфавит, словари, интернет.
Значение слова алфавит.
1.Алфавит – установленный порядок букв используемых в системе письма, характерного для определенного языка.
Порядок и название букв алфавита.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ
че ша ща твердый ы мягкий э ю я
Где и кем используется алфавит?
1.Разучивание букв алфавита.
3.Экскурсия в библиотеку.
4. Внеклассное мероприятие « Прощание с букварём» ( Приложение 4)
Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»
Людмила Макарова
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»
Здравствуйте, меня зовут Сомов Дима и мне 6 лет. Тема моего проекта (название): «Зачем человеку нужны буквы?» Цель моего проекта – узнать, как появился алфавит и почему люди не могут без него обходиться?
Когда я был ещё меньше, мне было не ясно (не понятно, как люди читают книги, ориентируются по картам (понимают карты, пишут друг другу смски. Но позже, немного повзрослев, я понял, что все это у них получается, потому что они знают буквы. Мне тоже хотелось побыстрее стать умным и взрослым, и тогда я принялся за алфавит. Вот только откуда он взялся, и кто его придумал?
Пока я готовил свое исследование, из интернета я разузнал, что самую первую азбуку (славянскую) для русских людей придумали два образованных (грамотных) брата Кирилл и Мефодий. Они придумали буквам названия и картинки. Вот только в их азбуке было целых 43 буквы! Но это было очень-очень давно и с тех пор многое у людей поменялось (изменилось). Поэтому теперь в нашем алфавите только 33 буквы. Ну, а что же такое алфавит я спросил у нашего логопеда Людмилы Александровны. Она объяснила мне, что алфавит это порядок букв. Ведь все, что нас окружает в жизни должно иметь свой порядок, так и буквы, каждая имеет свое место и значение. Кстати, все буквы алфавита мне теперь знакомы!
Но на этом я не остановился. Я стал замечать, где и как взрослые используют буквы. Например, когда мы с бабушкой заходили в магазин, то я обращал внимания на товары, на каждом из них было что-то написано. На пакете с молоком, я читал – «Молоко», на ящике с апельсинами я читал – «Апельсины». Так я понял, что порядок на полках в магазине связан с алфавитом.
Ещё буквы встречаются на смартфонах моих родителей, мама рассказала, что они называются клавиатурой и она нужна людям для того чтобы задавать вопросы интернету или писать смски (сообщения) своим близким или друзьям. Получается с помощью букв нам легче общаться.
А однажды, когда мы с папой заскучали, то он предложил мне сыграть с ним в интересную игру под названием «Морской бой». Вот только, чтобы в неё играть нужно знать буквы (хотя бы от А до К). Нам было очень весело, выходит, что буквы помогают и в веселье. А как же кроссворды или ребусы? Мы часто в кружке «АБВГДейка» их разгадываем, без букв этих игр просто не было бы.
Теперь я убедился, что без букв жить человеку было бы скучно и одиноко. Ведь, теперь, когда я знаю алфавит, я могу сам прочитать книгу, название улицы, подписать открытку, написать сообщение другу. Поэтому я говорю, что мне буквы в жизни очень пригодятся!
Вы знаете, мы с мамой очень потрудились и создали свой алфавит. Каждую букву мы украсили как-то особенно.
Надеюсь, вам было интересно меня слушать! Спасибо за внимание!
Исследовательская работа на тему «Алфавит»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №1»
Краснослободск – 2016г.
Я учусь в 1 классе. Мы только что закончили изучать все буквы, и учительница задала выучить весь алфавит. Мне стало интересно, кто придумал алфавит и для чего он нужен? Я решил побольше об этом узнать.
Мою идею поддержала моя учительница, которая и стала главным помощником в моих исследованиях.
Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита в жизни людей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— узнать, что такое алфавит;
— выяснить, кто и когда придумал алфавит;
— выяснить, зачем нужен алфавит;
— вместе с одноклассниками создать «Весёлую азбуку».
Актуальность исследования:
Каждый первоклассник изучает алфавит, но не все знают, зачем нужно знать порядок и названия букв алфавита.
Объект исследования: русский алфавит.
Предмет исследования: использование алфавита в нашей жизни.
Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач были использованы такие методы и приёмы как:
— анализ литературы по теме работы;
— сопоставление и обобщение данных;
1) Что такое алфавит?
В словаре русского языка С. И. Ожегова говорится о том, что алфавит – это «то же, что азбука в первом значении [с. 22]. В свою очередь азбука в первом значении «это – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит». [с. 20]. Во втором значении алфавит – это «порядок букв, принятый в азбуке».
В словаре В. И. Даля я прочитал о том, что «алфавит, абевега, буквица», означают «собрание в порядке всех букв» [с 24].
2) Почему алфавит и азбуку так назвали?
В интернете я узнал что, название алфавит пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались – «альфа» и «вита». Именно так и возникло слово «алфавит».
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Получилось слово «азбука».
3) Когда появился алфавит?
В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названа по имени просветителя Кирилла – Кириллица. Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас.
Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».
И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.
Число букв сократилось до 33, упростили названия букв ( вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.
4) Выяснение роли Алфавита в жизни людей.
В школьной библиотеке Людмила Павловна показала мне, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся художественная литература на полках располагается в алфавитном порядке, по фамилии автора.
Исследовательская работа «АБВГДЕЙКа» или «Что такое алфавит и азбука и зачем их нужно знать»
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»
«АБВГДЕЙКа» или «Что такое алфавит и азбука и зачем их нужно знать?»
Автор: Сакович Злата, 9 лет, ученица 3-го класса
МБОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа
пос. Чистое Поле Балахтинского района Красноярского края, Россия
Глава I. О русской азбуке и алфавите ……………………………………
§ 1. Определение понятий «азбука» и «алфавит»………………….
§ 2. История появления алфавита и азбуки………………………….
Глава II. Практическая часть работы……………………………………..
§ 1. Выяснение роли алфавита на работе и в жизни людей……….
§ 2. Описание процесса создания модели алфавита………………..
Приложение 1. Стихотворения об азбуке………………………….
Приложение 2. Азбука в картинках………………………………….
«Запишите слова в алфавитном порядке…», «Подумайте, зачем слова в словарях расположены в алфавитном порядке…», «Расположите по алфавиту буквы каждой строки…». Такие задания мы встретим в нашем учебнике по русскому языку, когда будем заканчивать обучение во втором классе. Интересно то, что на страницах учебника нет чёткого и точного определения, что такое алфавит.
Мы предположили, что если мы не будем знать, что это такое и откуда он взялся, то при выполнении заданий у нас будут некоторые трудности.
Этим и обосновывается актуальность выбранной нами темы.
Проблема заключается в том, что не все современные школьники, не говоря уже о взрослом населении, знают алфавит, и поэтому не могут использовать его в своих целях.
Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита и азбуки в жизни людей.
Для достижения этой цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Выяснить, что означают слова «алфавит» и «азбука».
2. Описать историю появления русского алфавита (или азбуки).
3. Сходить на экскурсию к людям разных профессий, чтобы узнать, где им помогает знание алфавита.
4. Провести анкетирование с целью выяснения значимости знания алфавита.
5. Создать модель азбуки, как один из способов запоминания букв алфавита.
Для раскрытия темы мы привлекали материал из энциклопедий и словарей на печатной основе и ресурсы сети Интернет.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что
1. слова «алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же;
2. алфавит и азбуку придумали для чего-то…;
3. знать алфавит и азбуку совсем необязательно.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что модель, созданной нами азбуки можно будет использовать для знакомства первоклассников с буквами для лучшего их запоминания.
Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач мы использовали такие методы и приёмы как: анализ литературы по теме работы, сравнительно-исторический анализ, экскурсия, моделирование, иллюстративный метод, сопоставление и обобщение данных, и кроме того методы социального исследования такие как: сравнительный метод, наблюдение, опрос, выборочное обследование.
Глава I. о русской азбуке и алфавите
§ 1. Определение понятий «алфавит» и «азбука»
Прежде чем вести разговор об азбуке и алфавите, мы посчитали необходимым дать им определения на основе известных источников определений.
В свободной энциклопедии – Википедии – говорится о том, что азбука – это «(от аз и буки) кириллический алфавит. Иногда другие алфавиты» [1], а алфавит – это порядок букв в азбуке» [2].
В словаре русского языка говорится о том, что алфавит – это «то же, что азбука в первом значении [7; с. 22]. В свою очередь азбука в первом значении «это – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит». [7; с. 20]. Во втором значении алфавит – это «порядок букв, принятый в азбуке».
В электронной версии Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия мы прочитали, что слово алфавит произошло от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета, новогреческого — вита, и означает совокупность букв, слоговых знаков и др. графем данной системы письма, расположенных в определенном порядке [3].
Здесь же мы тоже прочитали о том, что слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Современный алфавит составлен на основе азбуки (кириллицы). В нём 33 буквы расположены в определённом порядке.
В словаре мы прочитали о том, что синонимами слова азбука являются «алфавит, абевега, буквица», которые означают «собрание в порядке всех букв» [5; с 24].
В этом же словаре мы узнали о других значениях слова «азбука»:
1. учебник для изучения грамоты (букварь);
2. начальные основы какой-либо науки;
3. оглавление, указатель в азбучном порядке (азбука имён).
Таким образом, на основании разных словарей и энциклопедий мы определили, что слова «алфавит» и «азбука» зачастую являются по отношению друг к другу синонимами.
Глава I. О русской азбуке и алфавите
§ 2. История алфавита и русской азбуки
В нашем учебнике по русскому языку говорится, что «слово азбука – русское, а слово алфавит – греческое. Образовались эти слова одинаково – из названий первых букв. Раньше буква а называлась аз, а б – буки. Так получилось слово азбука. Греческое название азбуки – алфавит» [6; с. 134].
Попробуем проверить, насколько эти факты совпадают с фактами из других источников.
Из универсального словаря по русскому языку мы узнали, что слово азбука переделано из греческого άλφαβητος и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита – альфа и бета.
Мы прочитали о том, что азбука не всегда была в таком виде, в котором мы привыкли её видеть и использовать. В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названя по имени просветителя Кирилла – Кириллица. Действовала эта азбука до 1708 года. С изображением этого алфавита мы впервые встретились в учебнике «Русская азбука» на уроке литературного чтения в 1-ом классе [8; с. 210-211].
Там же прочитали про создателей азбуки Кирилла и Мефодия [8; с. 214-215].
На рисунке ниже мы привели иллюстрации из Русской азбуки, на которых изображены Кирилл и Мефодий.
В славянском алфавите две первые буквы носят название аз и буки. Такие названия придумал создатель азбуки Кирилл. Его идея заключалась в том, чтобы каждой букве придать какое-либо значение. Первую букву он назвал «аз», что в переводе с древнеболгарского означает «я». Таким образом, я была первой буквой алфавита. Вторая буква называлась «буки», что означало «буква». Третья буква в алфавите «веди» была образована от древнеславянского глагола и означала «знать». Получается, что первые три буквы можно было понимать как «я букву знаю».
Мы также узнали, что само слово азбука впервые встретилось в письменных источниках XIII века.
В словаре говорится о том, что «в 1620 году было зарегистрировано другое название – азведи. Это связано с тем, что в греческом языке не различаются звуки б и в. Поэтому Кириллу пришлось вместо одной буквы бета ввести две – буки и веди. Греческая β произносилась как нечто среднее между б и в. В нашем языке это два разных звука. Соответственно возникла необходимость в создании двух букв. Появилось у нас слово алфавит, заимствованное у греков. Вместо беты в нём фигурирует вита [5]. Так произносили это слово в средние века, и именно таким оно дошло до наших времён.
Глава II. Описание практической части работы
§ 1. Выяснение роли Алфавита на работе и в жизни людей
Итак, какую же роль играет алфавит в жизни людей и всего общества в целом?
Мы уже знаем о том, что когда мы выучим алфавит, то на уроках русского языка будем выполнить упражнения на знание алфавита.
Про азбуку и алфавит известны некоторые детские песни, такие как «Азбука» Островского, «АБВГДЕЙКА»
Если мы откроем любой из словарей, то увидим без особого труда, что слова в этих словарях расположены в алфавитном порядке.
С алфавитом мы встретились в книге «Русские пословицы и поговорки», где все пословицы и поговорки выстроены в алфавитном порядке. В предисловии к сборнику говорится о том, что «алфавитный способ размещения пословиц существует издавна. Это вносит порядок в сборник. При алфавитном порядке сами собой выделяются весьма значимые для пословиц начальные слова» [9; с. 7]. Авторы сборника говорят о том, что «алфавитный порядок помогает понять обобщённый, переносный смысл пословиц, что правильно было бы распространить принцип алфавитного размещения на каждое значимое слово и тогда поиск нужной пословицы был бы значительно облегчен. Но тогда каждую из пословиц пришлось бы повторять в сборнике столько раз, сколько в ней слов» [9; с. 8].
Здесь же мы нашли несколько пословиц и поговорок про азбуку: «Аз да буки избавят ли от муки?», «Аз не вяз, и, содрав лыко, не сплести лаптей», «Азбука к мудрости ступенька».
На основе алфавита построена обучающая игра «Баба Яга учится читать», в которой есть упражнения на запоминание букв алфавита, а также на проверку знания его.
Для выяснения ответа на вопрос «Какова роль алфавита в жизни людей?» мы провели опрос среди школьников и взрослых (родителей и работников школы).
В анкетировании приняли участие взрослых и школьников. Всем им предлагалось ответить на три вопроса.
Первый вопрос в нашей анкете звучал так: «Знаете ли вы алфавит?».
Оказалось, что известен алфавит 100% взрослым и 78% учащимся 1-4 классов.
На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в своей работе или в учёбе?» только 95 % взрослых и 52 % школьников ответили положительно. 4 % взрослых и 38 % школьников не используют знание алфавита в работе или в учёбе, а 1 % взрослых и 10 % школьников затруднились дать ответ на этот вопрос.
На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в повседневной (обычной) жизни?» утвердительно ответили 5 % школьников и 15 % взрослого населения. Не используют в повседневной жизни знание алфавита 90 % школьников и 80 % взрослых. По 5 % из обеих категорий затруднились ответить на вопрос.
С нашим руководителем мы побывали в кабинете у секретаря-делопроизводителя школы Татьяны Борисовны Баховой, от которой узнали, что в школе существует алфавитная книга учащихся. В этой книге фамилии всех учеников расположены в алфавитном порядке, благодаря чему очень легко найти ту или иную фамилию.
Классный руководитель Виктория Владимировна Пахомова показала нам классный журнал, в котором список учащихся нашего класса сделан в алфавитном порядке.
В школьной библиотеке Елена Николаевна Идатчикова показала нам, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся художественная литература на полках располагается в алфавитном порядке.
Знание алфавита очень помогает также и при работе с алфавитным каталогом.
Посетив узел почтовой связи, мы узнали, что каталоги периодической печати создаются на основе алфавитного порядка. Это означает, что если знаешь название журнала, на который хочется оформить подписку, то благодаря алфавитному указателю легко найти страницу, где отражены подписной индекс, стоимость подписки и краткая информация о журнале.
Мы также проанализировали списки погибших солдат у памятника неизвестному солдату и выяснили, что фамилии героев ВОВ собраны в том же алфавитном порядке. Это подтвердило гипотезу, что знать алфавит нужно для удобства поиска нужной информации.
В ближайшем будущем мы планируем посетить сельский фельдшерско-акушерский пункт и узнать у фельдшера Натальи Петровны Чанчиковой, где медицинские работники используют знание алфавита в своей деятельности. Кроме того, в ближайшее время планируем осуществить экскурсию в сельскую администрацию, чтобы узнать, где знание алфавита используется работниками администрации сельсовета.
На сегодняшний день через беседы с учителем, секретарём и библиотекарем школы мы выяснили, что знать алфавит человеку необходимо для скорости нахождения нужной информации. Узнали, что знание алфавита нужно не только тем людям, чья профессия связана с образованием, но и всем другим.
Глава II. Описание практической части работы
§ 2. Описание процесса создания модели алфавита
Мы узнали, что способов запоминания алфавита много.
Один из способов – это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к нашей работе даны два стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.
Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавита. Одну из таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году [4].
Вторую модель нашли в Русской азбуке, которая была выпущена в 2009 году и по которой нас обучали грамоте [8].
Интересно то, что содержание иллюстраций к буквам практически не изменилось, несмотря на то, что разница между этими иллюстрациями составляет 24 года.
Одним из способов запоминания мы решили воспользоваться и создать модель алфавита. Эта модель необычна тем, что изображение каждой буквы алфавита состоит из маленьких изображений различных предметов, названия которых начинаются с той буквы, в которой они размещены.
Мы взяли старые журналы и стали вырезать предметные картинки на каждую букву, наклеивать их на бумажные заготовки и получили красочную азбуку.
Быстрее всего мы «заклеили» буквы «К» и «С». Картинок с предметами на эти буквы оказалось у нас больше всех других
Труднее всего оказалось заполнение таких букв, как «Ч», «Ё», «Щ», «Й».
Практически невозможным было заполнение букв «Ь», «Ы» и «Ъ», потому что на эти буквы не начинается ни одно слово. Тогда на букву «Ы» мы подбирали такие слова, в которых звук «Ы» стоит под ударением и в первом слоге.
На «Ь» мы подбирали слова, которые оканчиваются на эту букву.
За время работы мы запомнили алфавитный порядок, узнали много новых слов. А выполненные нами буквы мы разместили в приложении к работе.
Мы выяснили, что означают слова «алфавит» и «азбука», а также то, что эти слова зачастую употребляют в речи как синонимы.
Суждение о том что, алфавит придуман для чего-либо, подтверждено фактами применения данной буквенной последовательности в практической деятельности людей разных профессий.
Наше предположение о том, что знать алфавит и азбуку совсем необязательно является ложью, так как знание алфавита помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим значительно облегчает её поиск.
Экскурсии к людям разных профессий и на различные предприятия позволили нам убедиться в том, что знанием алфавита пользуются люди, работающие не только в сфере образования.
Анкетирование, проведённое нами с целью изучения роли алфавита в жизни людей, позволило узнать различные точки зрения на эту проблему.
Используя технику аппликации, мы создали модель алфавита, который можно использовать с учащимися первого класса во время знакомства с буквами.
1. Азбука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0
2. Алфавит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс на 10 CD]
5. Даль Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/под ред. – М.: Белый город, 2008. – 544 с.; ил.
9. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. Лит., 1988. – 431 с.
Иллюстрации алфавитов заимствованы из Букваря (1985 г.), учебника по русскому языку для 2-го класса (2009 г.), и РусскоЙ азбуки для 1-го класса (2009 г.)