зачем нужно сдавать экзамены в школе

Что такое экзамены и для чего они нужны

зачем нужно сдавать экзамены в школе. man 3653346 1920.jpg 750x415 q90 crop True subsampling 2 upscale. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-man 3653346 1920.jpg 750x415 q90 crop True subsampling 2 upscale. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка man 3653346 1920.jpg 750x415 q90 crop True subsampling 2 upscale.

Каждый год май, июнь несут школьникам огромное количество восклицательных знаков: «Мир прекрасен! Дороги все открыты! Люди хороши!»

Я всегда наслаждался этим чувством, а ещё — солнце, тепло, запах сирени, трели последнего звонка, и главное – свобода. Закончились уроки, не надо готовить домашние задания, не надо ни о чём думать… Сво-бо-да. Теперь, чем ближе к выпускному классу, тем не очень им радуюсь, этим восклицательным знакам… Знаю, в сентябре пойдёт волна другая – уже со знаком вопроса: «Как быть? Что делать? Как сдать выпускные экзамены? И кто их только придумал?»

Представляю, что подумают сейчас обо мне… Наверняка мысли о том, что я – нерадивый ученик, неохотно плетущийся в школу… Нет, всё с точностью наоборот. Учусь нормально, вернее, хорошо. Люблю школу, одноклассников, своих учителей, с интересом хожу на уроки. Но ведь вот вопрос: ЭКЗАМЕНЫ! Нужны ли они?

Ровно до 10 класса всерьёз об этом не задумывался. Сейчас же приходиться думать, и, как следствие, многое начинаешь осознавать иначе.

11 лет школьной жизни. Первая черта твоего большого пути. С каким багажом вступаешь ты на эту дорогу? Что имеешь? Готов к чему? Думаю, что здесь‑то и уместны первые серьёзные испытания в виде экзаменов. Тебе необходимо реально оценить себя, определить уровень своих знаний, особенно тех, которые будут важны для дальнейшей учёбы. Впрочем, не важно, кто ты за порогом школы – будущий студент или рабочий со школьным аттестатом. Знания нужны всем: либо ты человек, либо… Экзамен позволит тебе систематизировать эти знания и выявить «белые пятна». В процессе подготовки к предстоящим испытаниям ты учишься оперативно пользоваться литературой, выделять главное, анализировать. Как всё это пригодится потом! Уметь видеть свои плюсы и минусы, ликвидировать пробелы в чём‑либо – не это ли черты будущего руководителя холдинга или стратегия нового политического деятеля?!

Кроме сказанного, экзамен даёт возможность учиться бороться со своими страхами, волнениями. Чувство уверенности в себе, умение преодолевать себя – важнейшие качества для любого человека, формировать которые можно и нужно еще в школьные годы.

Экзамен и учитель. Два слова, неразделимо связанные друг с другом. Не хочется показаться сентиментальным, но почему бы не посвятить свои старания на экзамене любимому учителю? Порадовать его своими достижениями? Без всякого сомнения, лучшая награда для учителя – успех его ученика. Как быть, может этот экзамен – первый шаг к пророческим словам «Победителю-ученику…».

И последнее, что хочется сказать. Экзамен – это всегда испытание для человека. Школьный экзамен – испытание для ребёнка. Именно тогда мы, дети, остро чувствуем поддержку и участие самых близких нам людей – наших родителей. Это важно. Это нужно. Нужно нам. Важно чувствовать, что родители воспринимают тебя любым: любят и верят в тебя.

…Хорошо, когда тебе только шестнадцать! Океан энергии выплёскивается через край, мир ярок, словно сад после ливня!… Кажется, что настоящая жизнь ещё не началась, что она где‑то там, впереди, в завтрашнем дне, необыкновенная и прекрасная! ТЫ НАЧИНАЕШЬ СВОЙ РАЗБЕГ…

С этим эссе Александр Сидельников занял первое место в областном конкурсе. Поздравляем!

Источник

Зачем нужен ЕГЭ

Как жили до ЕГЭ и чем хорош современный экзамен

зачем нужно сдавать экзамены в школе. %D0%B5%D0%B3%D1%8D. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-%D0%B5%D0%B3%D1%8D. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка %D0%B5%D0%B3%D1%8D.

зачем нужно сдавать экзамены в школе. %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0.

Наша редакция изучила, как сдавали экзамены раньше и почему сейчас поступить в вуз легче.

Как проходили первые выпускные экзамены в Российской империи

Первые экзамены в российских гимназиях появились в 1837 году. Вузы не справлялись с потоком абитуриентов, и Министерство народного просвещения приняло «Правила испытания для желающих поступить в университеты». Экзамены принимала комиссия, которая выставляла отметки по пятибалльной системе.

В этой системе оценивания «единица» и «двойка» имели смысл. Например, «кол» ставили выпускнику, который «многого из пройденного предмета не понимает, отвечает сбивчиво, пересказывает лишь вытверженное наизусть, притом со многими ошибками и неясно».

В 1840 году шесть университетов Российской империи принимали устные экзамены:

Число выпускников росло, и в 1872 году были приняты новые правила вступительных испытаний. Экзаменационная комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей округа. Испытания были платными и проверяли, имеют ли абитуриенты «достаточную степень умственного развития и зрелости, чтобы с пользою и успехом посвятить себя дальнейшему научному образованию». С 72-го года выпускники гимназий сдавали:

Комиссии гимназий разрабатывали задания экзаменов и отправляли в округ. Окружная комиссия выбирала лучшие задания по каждой дисциплине и отправляла обратно. В день экзамена конверты вскрывали в присутствии учеников и экзаменаторов.

Письменный экзамен во всех гимназиях округа начинался в один день в 10 часов утра. Опоздавшие не допускались. Все ученики рассаживались в просторном зале по одному за столом. Допускалось принести с собой таблицу логарифмов. Предоставлялись письменные принадлежности и проштампованная бумага.

За каждыми десятью гимназистами следил один наблюдатель. Замеченных за списыванием выгоняли. Пересдать можно было лишь через год. При повторном нарушении правил выпускник навсегда лишался права проходить вступительные испытания в России.

Письменные испытания длились неделю, после чего прошедшие их выпускники сдавали устные экзамены.

Уже в то время проверяющие говорили о проблемах оценивания работ. Каждый экзаменатор полагался на субъективные впечатления, не было единых оснований оценки. Например, в устном ответе по истории испытуемый должен был продемонстрировать «ясное представление хода всеобщей истории, в особенности же ясное и точное знание истории греков, римлян и отечественной». Также члены комиссий понимали, что ученики пишут и отвечают устно в состоянии тревоги, что влияет на качество их ответов.

Выпускные экзамены в Советской России

«Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» 1918 года отменяло все прежние экзамены. В вузы снова принимали без вступительных испытаний. Абитуриентов было мало, поэтому желающих принимали в университеты до осени 1944 года.

По новым правилам середины XX века к экзамену не допускались «двоечники». Состав комиссии был похож на дореволюционный: директор школы, сотрудник областного отдела народного образования и учителя. Перечень экзаменов включал:

Случались ситуации, когда учителя подсказывали выпускникам или исправляли ошибки школьников синей пастой во время проверки. Завысить или занизить оценку во время устного ответа было ещё проще, ведь ни возможностей, ни требований аудиозаписи ответов тогда не существовало.

К экзаменам допускались даже те, кто имел годовой «неуд» по одному из предметов. В случае провала разрешалось прийти на пересдачу.

Экзамены в Российской Федерации по закону 1992 года

После распада СССР российские выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам.

Девятиклассники писали обязательные экзамены в течение 4 часов, в 11 классе на математику отводилось 6 часов, на русский — 5.

Помимо выпускных экзаменов в школе старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. После «перестройки» 1991 года стали появляться негосударственные вузы, их число росло, и каждый институт, университет или академия проводили собственные вступительные испытания. Некоторые школы сотрудничали с вузами, и выпускные экзамены учеников засчитывались в качестве вступительных, но это было редкостью.

Для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников. Часто преимущественное право на зачисление отдавалось окончившим эти курсы. Университетские преподаватели подрабатывали репетиторами, натаскивая школьников на экзамены своего вуза. Нечестные сотрудники университетов умудрялись заранее раздобыть экзаменационные билеты и продать абитуриентам.

Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. Например, помимо школьной выпускной математики, ещё одну для поступления в педагогический вуз, и математику в другом формате — в технологический. В результате школьники испытывали чрезмерную интеллектуальную нагрузку в 10-11 классе, а родители часто отдавали последние деньги на подготовительные курсы и репетиторов.

Единый государственный экзамен для выпускников XXI века

Чтобы навести порядок в системе приёма в вузы, избавить школьников от избыточных экзаменов, уравнять возможности выпускников из разных регионов и снизить уровень коррупции в сфере образования, российское правительство решило ввести единый экзамен. На протяжении несколько лет ЕГЭ проходил в режиме эксперимента в нескольких регионах страны. С 2009 года он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзамена в России.

Благодаря критике родителей, учителей и представителей вузов содержание и процедура проведения ЕГЭ неоднократно менялись. Сегодня в число предметов для сдачи ЕГЭ входят обязательные русский язык и математика (базового или профильного уровня), а также:

К экзамену допускаются старшеклассники, успешно сдавшие сочинение по русскому языку, не имеющие академических задолженностей и «двоек» по итогам года.

За ходом ЕГЭ следят наблюдатели, процесс проведения транслируется в интернете. Тестовая часть работ проверяется компьютером — влияние субъективной оценки человека исключено. Развёрнутые ответы эксперты проверяют и оценивают по известным критериям, а работы получают в обезличенном виде.

Что изменилось с введением ЕГЭ

ЕГЭ позволил существенно изменить ситуацию, связанную выпускными и вступительными испытаниями. Хотя для многих старшеклассников экзамены — это стресс, отдача от вложенных сил стала выше. Раньше выпускники готовились сдавать и школьные, и вузовские экзамены. Например, помимо выпускной работы по математике приходилось сдавать отдельные экзамены в каждый вуз, куда абитуриент подавал документы. Сейчас можно сдать ЕГЭ по предмету и отправить результаты в пять вузов.

До ЕГЭ нужно было лично проходить вступительные испытания в каждом вузе, а теперь можно отправить документы и копии сертификатов ЕГЭ почтой или через интернет. Подготовиться и сдать экзамены в ведущие вузы страны тоже можно в своём регионе, а не на курсах при вузе. Благодаря этому выпускники из регионов стали чаще подавать документы в столичные вузы: количество иногородних студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга увеличилось в три раза.

Единый государственный экзамен повлиял на содержание и процедуру испытаний вступительных испытаний, при этом у ЕГЭ есть и недостатки. Поскольку основная часть заданий ЕГЭ письменные, школьники не стремятся развивать навыки устной речи. Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной.

Другая проблема стандартизированного экзамена — он не охватывает полностью школьный курс по предмету. В результате некоторые школьники вместо того, чтобы изучать биологию или, например, историю, тренируются решать задания ЕГЭ.

Источник

А нужен ли ЕГЭ? На вопрос ответили эксперты в сфере образования

Нужен ли ЕГЭ и надо ли вернуть в школы обычные экзамены?

Большинство опрошенных россиян считает, что ЕГЭ надо отменить. Три эксперта в сфере образования помогли порталу разобраться, нужно ли снова вернуть в школы классические экзамены по билетам.

По мнению учителя высшей квалификационной категории, возвращать классические экзамены не стоит по многим причинам. Одна из них – вероятная необъективность. В теории, учителя на местах склонны субъективно оценивать знания школьников. За примером ходить далеко не нужно: недавно студенту Уральского политехнического колледжа снизили оценку за защиту дипломной работы из-за зелёного цвета волос.

Плюсы и минусы

Обычных экзаменов

Историк Владислав Рычков отметил, что плюсы классических экзаменов: ученики готовятся основательнее; учителя оценивают знания более творчески; меньшая степень формализации и стандартизации. Но есть и минусы: учителя могут придираться, склонны к субъективизму; ученики испытывают высокий уровень стресса; невозможно сдать экзамены по нескольким направлениям или в несколько заведений по одному направлению.

Учитель Вячеслав Смольняков выделяет такие плюсы классических экзаменов: проверки знаний в разных частях курса путём устной беседы глубже, чем на ЕГЭ ; более спокойная для выпускников обстановка на экзамене; возможность проведения творческих испытаний. Однако среди минусов: нужно сдавать экзамен в каждый вуз; результаты такого экзамена не сохраняются(в отличие от ЕГЭ ); примерный набор заданий и структура экзамена закрыта; субъективность оценивания.

Основатель центра образовательных технологий Николай Ягодкин выделяет один плюс: школа может сама разработать свою систему оценки, учитывая именно то, что она считает важным. Минусы: меньшая объективность; невозможность сравнивать выпускников разных школ как для целей оценки качества образования, так и для целей отбора на поступление в вуз; неизбежен рост коррупции при поступлении в вузы.

Владислав Рычков перечислил плюсы и минусы ЕГЭ на примере экзамена по истории.

Плюсы:

+ Меньше экзаменов на пути к среднему или высшему образованию;

+ Результаты экзамена – сразу в несколько учебных заведений;

+ Сглаживание социального неравенства(школьник из Якутии мог подать документы в МГУ );

+ Стандартизированные материалы и процедуры оценивания;

+ Сокращение «нелегальных» методов поступления;

Источник

Изменения ОГЭ-2021

Что важно знать и как готовиться

зачем нужно сдавать экзамены в школе. changes. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-changes. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка changes.

зачем нужно сдавать экзамены в школе. %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0.

Вместе с преподавателем математики в «Фоксфорде» Евгением Мошкиным рассказываем, как и зачем сдавать ОГЭ в 2021 году.

Кстати, в апреле мы запускаем мини-группы по подготовке к заданиям с развернутым ответом. Вместе с преподавателями по русскому поймем, как писать сочинение и изложение, а в математике научимся решать самые сложные задачи.

зачем нужно сдавать экзамены в школе. 8 %D0%BC%D0%B8%D0%BD. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-8 %D0%BC%D0%B8%D0%BD. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка 8 %D0%BC%D0%B8%D0%BD.

Что сдают на ОГЭ в 2021

Два обязательных предмета — русский язык и математику. Вместо экзаменов по выбору школьники напишут контрольную работу в формате ОГЭ по одному дополнительному предмету. Какой предмет сдавать — ученики выберут сами:

Ребята с ОВЗ смогут выбрать один обязательный предмет для сдачи: русский или математику. Планируется, что они тоже будут писать контрольную работу по дополнительному предмету.

Особенности контрольной работы вместо ОГЭ

1. Не влияет на получение аттестата, но вместе с другими оценками по предмету влияет на итоговый балл в аттестате.

2. Результаты выставляются в журнал как итоговая контрольная.

3. Будет составляться на основе контрольных измерительных материалов ОГЭ.

4. Школа может использовать результаты, например, для зачисления в профильный класс.

5. Регионы могут самостоятельно ограничить число заданий, например исключить практическую часть, и время выполнения.

6. Проводится в своей школе и проверяется своими учителями.

Расписание ОГЭ и ГВЭ

Досрочный период сдачи ОГЭ отменили.

Основной период

Контрольные работы по предмету по выбору школьники напишут до ОГЭ — с 17 по 21 мая 2021 года по рекомендованному Рособрнадзором расписанию.

Дополнительный период

Минимальные баллы и перевод в оценку

Регионы сами определяют минимальные баллы по рекомендациям Рособрнадзора. В этом году минимальные баллы такие:

🙂 Русский язык — 15 первичных баллов.
Для отбора в профильные классы — 26 первичных баллов.

2345
0–14 баллов15–2223–28 баллов, из них не менее 4 — по ГК1–ГК429–33 баллов, из них не менее 6 — по ГК1–ГК4

🙃 Математика — 8 первичных баллов, из них 2 балла — за задания по геометрии.
Для отбора в профильные классы: для естественно-научного профиля — 18 баллов, из них не менее 6 — по геометрии; для экономического профиля — 18 баллов, из них не менее 5 — по геометрии; для физико-математического профиля — 19 баллов, из них не менее 7 — по геометрии.

2345
0–7 баллов8–14 баллов, из них не менее 2 — по геометрии15–21 баллов, из них не менее 2 — по геометрии22–31 баллов, из них не менее 2 — по геометрии

Пять причин хорошо подготовиться и успешно сдать ОГЭ

Проверка сил и знаний перед ЕГЭ

ОГЭ — это своего рода репетиция ЕГЭ. Благодаря ему вы поймёте, насколько хорошо знаете предмет, получите объективную обратную связь. А ещё за оставшееся до ЕГЭ время исправите все ошибки и заполните пробелы в подготовке.

зачем нужно сдавать экзамены в школе. %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80 %D0%95%D0%93%D0%AD. зачем нужно сдавать экзамены в школе фото. зачем нужно сдавать экзамены в школе-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80 %D0%95%D0%93%D0%AD. картинка зачем нужно сдавать экзамены в школе. картинка %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80 %D0%95%D0%93%D0%AD.

База по подготовке к ЕГЭ

Если вы хорошо подготовитесь и успешно сдадите ОГЭ, считайте, что уже проделали значительную часть работы по подготовке к ЕГЭ. Задания на экзаменах, конечно, отличаются, но база знаний, которую вы получите при подготовке, очень поможет.

Например, если вы хорошо сдали ОГЭ по математике, можете смело хоть на следующий день выполнять задания 1 части профильного ЕГЭ. Там проверяются те же самые знания и навыки, лишь небольшая часть заданий относится к темам 10-го класса.

Итоговая оценка

Результат ОГЭ по обязательным предметам влияет на выставление итоговой оценки по предмету в аттестат об основном общем образовании. Например, если в году у вас вышла пятёрка, а на ОГЭ вы получили тройку, в аттестат вам поставят четвёрку. Если ОГЭ будет сдан на четвёрку, пятёрка в аттестате также окажется под вопросом.

Поступление в колледж или техникум

В большинстве колледжей и техникумов, куда принимают после 9-го класса, нет внутренних экзаменов. Принимая школьников, эти учреждения ориентируются в первую очередь на результаты ОГЭ и на балл аттестата.

Поступление в профильный класс

В профильные классы идёт отбор по многим параметрам, но ОГЭ и контрольная работа — одни из самых важных. Кроме них учитывается успеваемость в течение года, участие в олимпиадах, участие в школьной жизни. Если в вашей школе есть профильные классы, узнайте заранее о правилах поступления и критериях отбора, ведь в разных школах они могут отличаться.

Выбор направления или вуза

Если вы ещё не определились, куда хотите поступать и кем быть, ОГЭ и контрольная работа помогут принять такое решение.

В моей практике было два случая, когда ребята пришли ко мне готовиться к ОГЭ, не уверенные в своих силах и знании предмета. В первом случае это была химия, во втором — математика. Они не знали, чего хотят, но в процессе подготовки у них появились конкретные планы на поступление. Первый мой ученик успешно сдал ОГЭ, ЕГЭ и поступил на медицинский факультет, а другой выбрал IT-сферу и сейчас учится в вузе по этой специальности.

Три самых важных шага при подготовке к ОГЭ

Шаг 1
Сформулируйте цель

Если вы сейчас в 9-м классе, самое время сформулировать цель — чего вы хотите дальше, после ОГЭ, зачем вам его сдавать. От этого и будет зависеть план подготовки.

Поставив цель, вы поймёте, какие результаты ОГЭ вам нужны. Иногда нет смысла «бороться за ОГЭ», если это не совпадает с вашей целью. Например, вы планируете поступать на филологический факультет, и вам не нужен максимальный балл ОГЭ по математике. Тогда усилия нужно сосредоточить на подготовке к русскому языку.

Шаг 2
Выберите предмет для написания контрольной работы

Выбор предмета будет зависеть от вашей цели и планов по её достижению. Например, вы решили направить свои силы на олимпиады, чтобы поступить без экзаменов. Тогда для контрольной по предмету по выбору выбирайте самый простой предмет. Таким образом вы сэкономите время на подготовку.

Шаг 3
Составьте план подготовки

Подготовка должна состоять из двух частей: изучение теоретического материала и отработка тестов. Здесь важен баланс — перекос только в теорию или только в решение задач скажется на качестве подготовки.

Оптимальное время для начала самостоятельной подготовки к ОГЭ — октябрь 9-го класса. Но даже если вы отложили подготовку до весны — ещё не поздно начать.

Например, наши занятия в мини-группах — это интенсив перед экзаменом. Вместе с опытным преподавателем вы научитесь решать самые сложные и стоящие (по баллам) задания с развернутым ответом.

Источник

Зачем нужны экзамены?

Зачем нужны экзамены? Ведь экзаменационная сессия – время нелегкое в жизни студента. Активная умственная деятельность, высокое нервно-эмоциональное напряжение – все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Казалось бы, можно оценить знания на основе результатов практических занятий, рефератов, индивидуальных заданий, олимпиад, конкурсов и т.п. Попытки организовать учебный процесс без экзаменов делались неоднократно. Однако, для проверки качества усвоения содержания предмета не удалось найти более эффективного способа. Экзамен – это не только проверка знаний, а продолжение учебного процесса, его самая ответственная часть. Это процесс обобщения и осмысления всего предмета, систематизация полученных знаний. Обстановка на экзамене и при подготовке к нему способствует концентрации напряжения воли, сознания и овладение навыками вести дискуссию, владеть собою, своими мыслями и речью. По результатам экзаменов можно в известной мере судить о постановке всего учебного процесса и работе преподавателей.

Экзамены появились в Европе очень давно. Как проверка знаний студентов, необходимых для занятия тех или иных должностей или как форма завершения учебных занятий. В России первые экзамены ввел Петр 1, и проводились они по математике, что давало право на занятие офицерской должности. В 30 годах восемнадцатого века экзамены в России назывались «истязаниями», но проводились вдумчиво и гуманно. Преподавателям предписывалось вопросы задавать четко, ясно и гласно, неправильный ответ поправлять ласково, чтобы юность в конфуз не привести. В этом был большой педагогический смысл, который на сегодня современен. Экзамен должен проводится с высокой требовательностью, но с большим педагогическим тактом и вниманием к юношескому возрасту. С течением времени экзамен превратился в формальную процедуру, когда студенты ожидают не знаний, а того, что будет требовать преподаватель. Тимирязев К.А. отмечал, имея в виду дореволюционную школу, что все сводится к экзамену, а экзамен – к нулю. В советское время в вузах, в отличие от средней школы, была отменена текущая успеваемость, внимание было сосредоточено на курсовых экзаменах в установленные сроки. Это способствовало развитию творческой самостоятельности студентов. В то же время студенты были хорошо подготовлены. Проходило время, высшая школа развивалась, а форма проведения экзаменов не изменилась, что привело к критическому положению. К распространенным нарушениям в проведении экзамена относятся: затягивание экзамена, необъективность оценок, эмоциональная перегрузка студентов и преподавателя, задание нечетких дополнительных (каверзных) вопросов, завышение или занижение оценок с учетом посещаемости лекций и занятий и т. д. В связи с этим возникла необходимость вести поиск новых форм и способов контроля знаний студентов.

В последние годы многие авторы обращаются к проблемам экзаменов [1 — 71]. Существуют разнообразные методики проведения экзаменов, критерии оценки знаний, учитываются психологические аспекты и специфические особенности дисциплин.

Для успешного проведения экзаменов необходимы критерии оценки знаний. Очень часто критерии оценки знаний сильно различаются не только для разных вузов и преподавателей, но и у одного преподавателя по отношению к разным студентам, в зависимости от присутствия посторонних («фактор присутствия»), ответов предыдущих студентов, настроения, негативной адаптации студентов (можно разжалобить, выпросить оценку), предшествующих оценок в зачетке, обаяния личности и т. п. Конечно, осознанные намерения преподавателя добиться хорошего результата вследствие нажима (просьбы) или «сведения счетов» со студентом не допустимы, как противоречащие нормам морали или юридическим нормам. Но не осознанная субъективность в оценке знаний студентов, а иногда и тенденциозность, неотделима от традиционных форм приема экзаменов.

Оптимальным вариантом приема экзамена является полу формальный метод, сочетающий в себе вышеотмеченные преимущества устного и письменного экзаменов. Экзамен проходит одновременно у всей группы или потока. На экзамене присутствует один или несколько преподавателей. Вместо традиционных билетов, включающих три или четыре вопроса, студентам предлагается развернутая экзаменационная карта с большим количеством вопросов или задач. Начинается экзамен с графического ответа на первый вопрос, оцениваемый на хорошо (предварительная ориентация). С самого начала прохождения экзамена преподаватель подходит к студентам и оценивает их деятельность, задавая конкретизирующие и уточняющие вопросы. В зависимости от результата, полученного на первый вопрос, студент переводится к следующему вопросу такого или пониженного уровня. Идет этап подтверждения суждения. Затем предлагается задача повышенной сложности, т.е. делается попытка повысить уровень знаний. Потом, снова подтверждение уровня и получение окончательной оценки. На всех этапах студент самостоятельно приводит графическое решение задач на своем рабочем месте (число решаемых задач не более четырех), а преподаватель обходит всех студентов, поочередно беседуя с ними. Такая схема прохождения экзамена соответствует сеансу одновременной игры с гроссмейстером и требует от преподавателя тщательной подготовки к экзамену. Для повышения объективности оценки знаний, исключения списывания и разгрузки преподавателя существует специальная схема раскладки экзаменационных карт, содержащих четыре разных варианта. Составление экзаменационных билетов является самым сложным и ответственным моментом в подготовке к экзамену. Необходимо тщательно проводить отбор материала, включенного в экзаменационные билеты. Основные разделы курса начертательной геометрии, имеющие значение для дальнейшего изучения черчения, должны найти отражение в каждом билете. При присвоении того или иного балла (оценки) вопросам или задачам экзаменационного билета, необходимо руководствоваться известными в педагогике гипотезами об уровнях усвоения, когда студент способен воспроизвести его в той форме, как он изложен на лекциях или в учебнике. Оценка хорошо соответствует уровню усвоения, позволяющему использовать знания для продуктивной деятельности по ранее известным образцам. Наконец, оценке отлично соответствует высший уровень усвоения, когда обучаемый способен на основе имеющихся знаний отыскать новые пути в процессе деятельности.

Результаты экзамена тесно связаны с текущим межсессионным контролем: чем лучше контроль и выше аттестация в семестре, тем лучше результаты на экзаменах. Проведение контрольной работы основного раздела «Позиционные задачи» по то же методике, как на экзамене, является как бы главной репетицией перед экзаменом. Примерно, за три недели полезно прогнозировать экзамен и принимать меры. Каналами информации для прогноза экзамена являются: активность восприятия студентов на лекциях, посещение консультаций, результаты контрольных работ, защита эпюров и т.п.

Консультация перед экзаменом для студентов первого курса имеет большое значение. Первая консультация перед экзаменом назначается в начале подготовки к экзамену, т.е. после сдачи предыдущего экзамена. Цель этой консультации систематизация полученных знаний, уточнение программных вопросов, информация о проведении экзамена, оказание помощи в организации самостоятельной работы. Вторая консультация назначается за день до экзамена и имеет целью уточнение не ясных вопросов. Доброжелательность и индивидуальный подход к студентам на консультациях позволяет даже самым робким разобраться в сложных вопросах. Для студентов заочного отделения в период подготовки к экзаменам большую пользу приносит специально оборудованная моделями, плакатами и техническими средствами аудитория с дежурным преподавателем.

Экзаменатор должен обязательно знать и учитывать психологические факторы, Эмоциональное напряжение на экзамене динамично зависит от оценки испытываемых его значимости и их успеваемости. Чтобы снизить травмирующее воздействие эмоционального напряжения необходимо устранить стрессоры – стимулы ее повышающие. Самое высокое напряжение отмечается в период ожидания за дверью, имеет место так называемый «стрессор ожидания». Предложенная методика позволяет его избежать.

Результаты экзаменов должны аккуратно оформляться и анализироваться. Плохие результаты на экзаменах являются следствием упущений в работе кафедры и не достаточно четкой организации учебного процесса.

К сожалению, нельзя дать рекомендации на все случаи жизни по проведению экзаменов. Необходимо постоянно вести поиск новых форм контроля знаний студентов и критериев их оценки.

В последние годы наметилась либерализация учебного процесса Объявлено свободное посещение занятий (или не посещение занятий). Идут поиски новых форм подведения итогов учебной деятельности студентов: выполнение письменных контрольных работ, лабораторные работы и исследования, семинарские занятия, защита тех или иных выполненных заданий, охватывающих наиболее важные темы курса, и т. д. Известно, что во многих странах, особенно на Западе, широко распространена рейтинговая система определения качества учебы студентов. При ней не наблюдается та пиковая стрессовая ситуация, обычная для наших вузов, когда во всех коридорах и на всех этажах у дверей в волнении до оброчного состояния часами ждут, как экзекуции, студенты вызова на ковер, то бишь, к экзаменационному столу. Да и преподавателям достается с раннего утра до посинения высиживать «тройки», иногда – «четверку» и как редчайшее проявление божеского чуда – «пятерку». Три недели гудят студенты перед заветными дверями, а потом еще две недели на всех досках объявлений у кафедр красуются листки с датами пересдачи экзаменов задолжников. Экзамен как бы растянут во времени. Студент постоянно находится под преподавательским контролем. Составлен экран успеваемости. Студент и сам преподаватель видят как идет подготовка и заранее знают какой будет итог (прогнозируют результаты экзамена).

Оптимальным вариантом приема экзамена является полу формальный метод, сочетающий в себе вышеотмеченные преимущества устного и письменного экзаменов. Экзамен проходит одновременно у всей группы или потока. На экзамене присутствует один или несколько преподавателей. Вместо традиционных билетов, включающих три или четыре вопроса, студентам предлагается развернутая экзаменационная карта с большим количеством вопросов или задач. Начинается экзамен с графического ответа на первый вопрос, оцениваемый на хорошо (предварительная ориентация). С самого начала прохождения экзамена преподаватель подходит к студентам и оценивает их деятельность, задавая конкретизирующие и уточняющие вопросы. В зависимости от результата, полученного на первый вопрос, студент переводится к следующему вопросу такого или пониженного уровня. Идет этап подтверждения суждения. Затем предлагается задача повышенной сложности, т.е. делается попытка повысить уровень знаний. Потом, снова подтверждение уровня и получение окончательной оценки. На всех этапах студент самостоятельно приводит графическое решение задач на своем рабочем месте (число решаемых задач не более четырех), а преподаватель обходит всех студентов, поочередно беседуя с ними. Такая схема прохождения экзамена соответствует сеансу одновременной игры с гроссмейстером и требует от преподавателя тщательной подготовки к экзамену. Для повышения объективности оценки знаний, исключения списывания и разгрузки преподавателя существует специальная схема раскладки экзаменационных карт, содержащих четыре разных варианта. Составление экзаменационных билетов является самым сложным и ответственным моментом в подготовке к экзамену. Необходимо тщательно проводить отбор материала, включенного в экзаменационные билеты. Основные разделы курса начертательной геометрии, имеющие значение для дальнейшего изучения черчения, должны найти отражение в каждом билете. При присвоении того или иного балла (оценки) вопросам или задачам экзаменационного билета, необходимо руководствоваться известными в педагогике гипотезами об уровнях усвоения, когда студент способен воспроизвести его в той форме, как он изложен на лекциях или в учебнике. Оценка хорошо соответствует уровню усвоения, позволяющему использовать знания для продуктивной деятельности по ранее известным образцам. Наконец, оценке отлично соответствует высший уровень усвоения, когда обучаемый способен на основе имеющихся знаний отыскать новые пути в процессе деятельности.

Результаты экзамена тесно связаны с текущим межсессионным контролем: чем лучше контроль и выше аттестация в семестре, тем лучше результаты на экзаменах. Проведение контрольной работы основного раздела «Позиционные задачи» по то же методике, как на экзамене, является как бы главной репетицией перед экзаменом. Примерно, за три недели полезно прогнозировать экзамен и принимать меры. Каналами информации для прогноза экзамена являются: активность восприятия студентов на лекциях, посещение консультаций, результаты контрольных работ, защита эпюров и т.п.

Консультация перед экзаменом для студентов первого курса имеет большое значение. Первая консультация перед экзаменом назначается в начале подготовки к экзамену, т.е. после сдачи предыдущего экзамена. Цель этой консультации систематизация полученных знаний, уточнение программных вопросов, информация о проведении экзамена, оказание помощи в организации самостоятельной работы. Вторая консультация назначается за день до экзамена и имеет целью уточнение не ясных вопросов. Доброжелательность и индивидуальный подход к студентам на консультациях позволяет даже самым робким разобраться в сложных вопросах. Для студентов заочного отделения в период подготовки к экзаменам большую пользу приносит специально оборудованная моделями, плакатами и техническими средствами аудитория с дежурным преподавателем.

Экзаменатор должен обязательно знать и учитывать психологические факторы, Эмоциональное напряжение на экзамене динамично зависит от оценки испытываемых его значимости и их успеваемости. Чтобы снизить травмирующее воздействие эмоционального напряжения необходимо устранить стрессоры – стимулы ее повышающие. Самое высокое напряжение отмечается в период ожидания за дверью, имеет место так называемый «стрессор ожидания». Предложенная методика позволяет его избежать.

Результаты экзаменов должны аккуратно оформляться и анализироваться. Плохие результаты на экзаменах являются следствием упущений в работе кафедры и не достаточно четкой организации учебного процесса.

К сожалению, нельзя дать рекомендации на все случаи жизни по проведению экзаменов. Необходимо постоянно вести поиск новых форм контроля знаний студентов и критериев их оценки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *