зачем нужно отпевать покойника
Зачем проводят отпевание покойного? Чем оно помогает умершему?
После смерти душа тратит огромное количество энергии. Ей необходимо преодолеть все земные привязанности, пороки и доделать все незавершенные дела, чтобы вознестись на тот свет окончательно. И, к тому же, попасть на его высшие уровни. Из-за этого ей отчаянно требуется любая помощь.
Важна энергетическая подпитка, позволяющая защититься от нападений сторонних сущностей, или же демонов. Она также необходима для оказания эффективного сопротивления темным соблазнам, способным низвергнуть душу в ад.
Зачем нужен ритуал отпевания?
Для защиты умершего от воздействия на него различных негативных сил, в православной традиции присутствует ритуал отпевания. Он предназначен для лечения и восстановления энергии души. Нечто похожее есть и в других религиях. Умерших принято, что называется, «провожать», чтобы они смогли достичь загробной жизни.
Если человек изначально был чист еще при жизни и вел себя праведно, соблюдал все заповеди и правила, то ему будет гораздо легче отправиться дальше. Его дух будет чист и цел.
Однако давайте будем между собой честными — мало кто из нас способен похвастаться таким уровнем чистоты. У каждого есть целый багаж не самых уместных поступков, а также скрытых желаний, о которых мы не распространяемся.
Все это вкупе со стрессом и большим количеством проблем, наносит ощутимый урон нашей психике, постепенно разрушает душу.
И после нашей смерти, мы имеем реальные шансы попасть в самые нижние миры того света, если останемся без помощи. А помочь нам тут могут только близкие люди.
Это, прежде всего, родственники, старые друзья и хорошие знакомые, к нам не безразличные. Только они способны искренне подпитать нас своими молитвами, чтобы было легко вознестись.
Зачем подпитывать энергетикой душу умершего человека?
Первое время душа ничем не ограничена и она просто путешествует около своих близких людей. Это очень важный момент, когда ей требуется подпитка. Сам процесс смерти забирает у духа баснословное количество энергии.
В отдельных случаях даже выделяется пост-смертный вампиризм, когда умерший начинает высасывать из своих родственников энергию, которая ему действительно необходима.
Происходит это из огромного негативного опыта, что ему пришлось пережить во время жизни. В это время родственники могут явственно чувствовать влияние неупокоенного духа, оно проявляется в виде:
С этим состоянием можно справиться. Главное — не опускать руки.
Как можно лечить души умерших?
Чтобы исцелить душу и помочь ей обрести покой, понадобится провести энергетические ритуалы. Сожжение личных вещей — один из таких, помогающий душе не только избавиться от оков, но и получить дополнительную энергию. Ведь пламя передает ее часть напрямую.
Совмещая свои действия с совместными молитвами за благополучие в посмертной жизни, вы можете помочь душе выйти на высшие планы астрального мира, где ей уже не придется сталкиваться с негативными энергиями. А различные сущности — те же бесы, уже не смогут попытаться ее совратить с пути истинного.
Но и вам самим предварительно необходимо научиться владеть своей энергией, чтобы направлять ее на исцеление души. В этом помогут медитации, особенно на усиление собственной концентрации и воли.
Вы сможете контролировать поток мыслей и отдавать максимум энергии умершему. Тогда он сможет скорее освоиться в чуждом мире. Помните, что только близкие родственники могут помочь преодолеть нижние миры, и их помощь критически важна. Иначе человека может ожидать ад.
Отпевание усопшего: порядок и правила
Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?
В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
Отпевание в церкви, виды отпевания
Существует шесть видов отпевания:
Суть отпевания
Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.
В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.
Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.
На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.
На какой день после смерти совершается отпевание
Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.
Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).
По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.
В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.
Как проводят отпевание
Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.
Чтобы совершить отпевание нужно:
Можно ли отпевать в морге
Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.
Отпевание обычно проходит по определенному канону.
и поется богородичен седальна.
После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная. |
и заупокойный икос:
Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.
Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.
С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.
Кого нельзя отпевать
В Русской Православной Церкви не отпевают:
Можно ли отпеть заочно
Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:
Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?
Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.
Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.
Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего
Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.
Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.
Читайте также:
Что такое отпевание?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Отпева́ние – это богослужение, во время которого Церковь молитвенно провожает усопшего в мир иной, просит у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве. Отпевание — народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным» («последованием погребения»).
Какое значение имеет отпевание для скончавшегося? Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.
Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать «последнее целование», нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином — и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание — это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности — венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.
Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.
Зачем отпевать усопших?
Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.
Важно понимать, что отпевание – это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.
Дает ли отпевание гарантии, то душа попадет в рай?
Есть семь церковных таинств – это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.
Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь – но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме – большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.
Нужно ли отпевание?
Может ли душа попасть в рай и без отпевания?
Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.
Как отпеть после похорон?
Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте – в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.
Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства – это, конечно, неправильно.
Где получить разрешение на отпевание?
Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.
Кого нельзя отпевать в Церкви?
Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение – потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.
Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и людей, которые жили как явные безбожники.
Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.
Можно ли отпевать наркоманов?
Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.
Как вести себя на отпевании?
Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.
Но все же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.
Что надеть на отпевание?
Священнослужители надевают белые облачения, когда крестят и отпевают – потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет – Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.
А черный цвет – не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.
Материал подготовила Дарья Баринова
ЧТО ТАКОЕ ОТПЕВАНИЕ?
Любые дела христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением.
Мы молимся Богу перед сном и сразу после пробуждения. Мы молимся перед и после принятия пищи, перед началом всякого дела и по завершении его.
Когда мы рождаем ребёнка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь через воцерковление.
Когда мы женимся – совершаем таинство венчания и так далее.
Когда умирает близкий нам человек, душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир.
Мы не знаем, раскаялся ли он в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чём-то важном. Поэтому мы усиленно за него молимся и в своих заупокойных молитвах просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.
Таинство смерти человека сопровождается особым молитвенным чином, самой важной, самой торжественной частью которого является отпевание.
Всё начинается с причастия умирающего Святых Христовых Тайн (если это возможно). Когда человек умирает, читается канон на исход души, – чтобы душа человека укрепилась в столь страшный для неё час разлучения с телом.
Перед самим отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за усопшего.
Затем проводится сам чин отпевания, но и им ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека – домашних молитв (особое чтение псалтири за усопшего) и молитв церковных – на Божественной Литургии и отдельное чтение так называемых «сорокоустов».
Отпевание приносит такую пользу душе усопшего, какую не принесут ей ни «минута молчания», ни поминальная трапеза с ритуальной рюмкой водки «для усопшего», ни какие-то ритуальные принадлежности – дорогие памятники, венки, цветы и прочее.
Поэтому, отпевая усопшего, мы действительно совершаем для него благое дело – самое лучшее и желанное для него в этот момент!
Кроме того, чин отпевания полезен и для нас.
Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей.
И в тот момент, когда произошедшее кажется страшным, противоестественным, несправедливым, заупокойные молитвы являются большим утешением для человека, который находится в глубокой скорби.
К сожалению, в наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, оправдывая своё нежелание финансовыми трудностями, с которыми всегда связаны проводы человека в последний путь.
ДАЁТ ЛИ ОТПЕВАНИЕ КАКИЕ-ЛИБО ГАРАНТИИ?
Как известно, существует семь церковных таинств.
Это – таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония).
Например, после совершения таинства Крещения, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви.
После хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует.
Отпевание же не является церковным таинством!
Отпевание – это особый молитвенный чин, который вовсе не гарантирует того, что человек непременно попадёт в рай.
Отпевание не является условием спасения души.
Душа может наследовать рай и БЕЗ отпевания.
Например, некоторые монахи, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить своё тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее.
И, тем не менее, отпевание для умершего человека – это главный и самый большой подарок, который мы можем ему преподнести.
«ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ»
Отпевать после похорон можно только в исключительных случаях.
Скажем, матрос погиб на корабле – и его тело было опущено в море.
Или солдат погиб на войне – и его похоронили в ближайшем месте.
Это также касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом храма и священнослужителей.
Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом, – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.
Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за того, что они, по каким-либо соображениям, не сочли нужным отпеть усопшего как положено – это, конечно, неправильно.
Такое (так называемое «заочное») отпевание особой пользы для усопшего не принесёт.
Вообще, «заочное отпевание» усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике.
На самом деле такого понятия, как «заочное отпевание», не существует – ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного.
В этом заключен глубокий смысл.
Тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в храм – чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Божие.
Поэтому «заочное отпевание» усопших, по большому счёту, не имеет никакого смысла для души покойного.
До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы в церковную практику.
В храмы стали часто приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание.
Священнослужители шли на встречу скорбящим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.
Поэтому если вы имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание, – так вы сделаете для души покойного истинно доброе дело, в котором он очень нуждается.
КОГО НЕЛЬЗЯ ОТПЕВАТЬ В ЦЕРКВИ?
Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания является недоступным.
В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены в Православии, но отвергли Бога и прожили свою жизнь вне Церкви.
Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда («на моих похоронах – никаких попов, чтоб ладаном и не пахло!»). В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.
Церковь не отпевает людей, которые сознательно не приняли крещение или приняли таковое не в канонической церкви, – потому что они не были членами Церкви, не были её частью.
Вот почему, если есть такая возможность, необходимо беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы для того, чтобы наша совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали всё, что от нас зависело, чтобы спасти человека. А дальше – всё зависит от свободной воли самого человека.
Церковь не может отпевать людей, которые сознательно пошли на самоубийство.
Дело в том, что человеческая жизнь является Даром Божьим, и только Бог решает – когда прекратить земной путь души.
Актом самоубийства человек как бы демонстрирует своё равенство Богу и явным образом идёт против Его воли.
Исключение тут составляют только люди, покончившие с жизнью в состоянии помрачения рассудка.
Не относятся к самоубийцам люди, самоубийство которых есть акт самопожертвования – ради спасения других людей (скажем, подвиг Александра Матросова) или в безвыходной ситуации ради гибели врагов (например, случаи, когда воины бросались с гранатой под вражеские танки или совершали самоподрыв в окружении врагов).
Церковь не отпевает людей, которые жили как явные безбожники, противники Церкви, хулители веры и Бога.
Но за таких людей можно молиться келейно (дома) – в надежде, что Господь простит им тяжкие грехи хулы и богоотступничества.
Делать это нужно потому, что нам неведомы тайны души, неведомы последние часы и минуты их жизни, которые могут быть сокрытыми от нас мгновениями раскаяния.
Нам неведомы тайны Божественного Промысла и Правосудия.
Поэтому молиться о них всё равно нужно – к этому побуждает нас любовь к этим людям и наше христианское сострадание к ним.
Отдельный вопрос: можно ли отпевать наркоманов, алкоголиков и вообще людей, страдавших тяжкой зависимостью, погубившей, в конечном итоге, их души?
С одной стороны, люди, которые страдают наркотической, алкогольной и другой тяжкой зависимостью, в своё время сознательно на это пошли.
С другой стороны, важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церквью отпевать запрещается.
Где получить разрешение на отпевание людей, которые скончались не по-христиански?
Разрешение на отпевание берётся только в том случае, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, – спорный.
Приходской священник не в праве решать такие вопросы сам.
Такие вопросы решает правящий архиерей.
Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал своё благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.
В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить к прошению все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.
ОТПЕВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Считается, что дети до семи лет не имеют сознательных грехов, поэтому Церковь отпевает крещёных младенцев по особому чину, в котором просит Бога принять младенческую душу в Царство Небесное.
Также священник молится об утешении родителей ребёнка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.
К ВОПРОСУ ОБ ОТПЕВАНИИ НЕКРЕЩЁННЫХ МЛАДЕНЦЕВ
«Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 14 июля утвердил чин отпевания некрещёных младенцев»… «Некрещёных младенцев разрешили отпевать в церкви»… «Чин отпевания станет обязательным для всех приходов Русской Церкви»…
Подобные заголовки, с соответствующей ссылкой на пресс-службу Патриархии, в середине июля заполонили информационное пространство и в православной среде в очередной раз заговорили об апостасии РПЦ…
Памятуя о том, КАК сегодня работают с информацией светские СМИ, я решил найти первоисточник.
А именно: Журнал Священного Синода РПЦ №60 от 14.07.2018.
Так вот, в нём речь идёт о «ПОСЛЕДОВАНИИ ОБ УСОПШИХ МЛАДЕНЦАХ, НЕ ПРИЕМШИХ БЛАГОДАТИ СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ».
То есть об отпевании не сказано ни слова.
Более того, в том же Журнале №60 по поводу некрещёных младенцев сказано, что таковых Церковь не поминает за Божественной Литургией.
Иными словами, отпеванием это Последование назвали светские журналисты, не особо разбирающиеся в церковных вопросах, но весьма охотно ищущие темы для церковных скандалов.
Сам текст Последования представляет собой серии молитв об утешении родителей, которые потеряли своего ребёнка.
90% молитв – это молитвы именно об утешении родителей и лишь 10% – о усопшем младенце.
Согласитесь, что даже в силу такой пропорции просто нелепо говорить о каком бы то ни было «отпевании».
Речь идёт о разработанном Синодальной богословской комиссией РПЦ чинопоследования об утешении родителей, в силу каких-либо трагических причин потерявших ребёнка.
В этом Последовании нет прямых прошений о даровании усопшему младенцу Царства Небесного. Вместо этого Церковь просит «даровати ему жизнь будущаго века».
Поэтому хотелось бы пожелать православным людям не лить воду на мельницу околоцерковных кликуш и быть уверенными в том, что Церковь прекрасно помнит слова Христа: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Церковь также помнит слова Послания Восточных Патриархов (1723 г.) о том, что каждый ищущий спасения – должен родиться во Христе в Таинстве святого Крещения.
По этой причине Церковь априори не может поминать у Престола Божия людей, которые не являются Её членами.
О посмертной же судьбе некрещёных младенцев Церковь отвечает словами святителя Василия Великого: «Таковы не осуждены и не прославлены».
Что конкретно это означает – Святитель не объясняет. Да и не может объяснить.
Видимо поэтому многие святые люди испытывали невозможность описать словами открывшиеся им реалии духовного мира.
Достаточно вспомнить реакцию апостола Павла, которому Господь лишь издали показал Царство Божие – как, скажем, некий человек увидел бы прекрасный город с его окраины.
Но даже это видение апостол Павел, этот искуснейший оратор, мастер слова, не смог описать никакими другими словами, кроме этих: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Утверждённый Священным Синодом чин Последования об усопших младенцах являет собой подлинное «богослужение любви и сострадания» по отношению к людям, переживающим тяжёлое горе, но ни в коем случае не является чином «отпевания» некрещёного младенца.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТПЕВАНИЯ
В Церкви нет определённых правил, регламентирующих временной промежуток, который займёт отпевание.
Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего – поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам чин и на какое время он растянется.
В среднем отпевание длится около 45 минут, но это время, по разным причинам, может быть как уменьшено, да и увеличено.
В любом случае, ключевым моментом здесь являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДО ОТПЕВАНИЯ?
С момента смерти близкого человека следует немедленно начинать читать Псалтирь.
Читать её желательно непрерывно (днём и ночью) до самого отпевания.
Делать это может абсолютно любой православный человек, имеющий навык чтения Псалтири по усопшим (на каждой «Славе» произносится прошение об упокоении новопреставленного (имя) и о прощении ему вольных и невольных грехов).
Само отпевание традиционно проводится на третий день после смерти.
Это связано с православным учением о состоянии души усопшего до 3-го, 9-го и 40-го дня с моменты его кончины.
Весь этот период – период особых молитв Церкви об усопшем, в которых Церковь, как чадолюбивая Мать, ходатайствует о своём чаде, шествующем на Суд Божий.
Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники – во главе со священником.
ЧТО НАДЕТЬ НА ОТПЕВАНИЕ?
На отпевание священнослужители надевают белые облачения – как на крещение и другие Таинства Церкви.
Как и крещение (духовное рождение человека во Христе), так и отпевание являются важнейшими событиями в жизни человека.
Поэтому священнослужители, как жёны-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, также надевают белые облачения.
Приходящие же на отпевание, как правило, надевают чёрные траурные одежды, – что в корне противоречит христианской традиции отношения к смерти.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ОТПЕВАНИИ?
Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего.
Это, конечно, неправильно.
К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя в столь тяжёлый для человека момент, сложно от него чего-то требовать.
Но всё же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны искренне молиться за усопшего, прислушиваясь к словам священника и хора, пытаться вникнуть в них.
Такая искренность способна многократно усилить возносимые к Богу молитвы.
После того, как священнослужитель прочитает разрешительную молитву, и листок с её текстом вложит в руку покойного, каждый из родственников может подойти ко гробу и проститься с усопшим.
В первую очередь необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем – венчик на его челе.
В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова…
На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освящённой землей.
Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.
ОТПЕВАНИЕ НА ДОМУ
Отпевание усопшего дома оправдано в следующих случаях:
Как происходит отпевание усопших в этом случае?
Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения.
Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники.
Также в комнате должны быть иконы (священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании).
Помимо дома и храма отпевание можно проводить в зале ритуальных услуг и кладбищенских часовнях (если таковые имеются на территории кладбища).
Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.
СТРАХИ И СУЕВЕРИЯ
Современный человек наполнен массой суеверий и страхов, концентрация которых порой доходит до абсурда именно в погребальных ритуалах.
Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.
В первую очередь Церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении.
Венки из искусственных цветов, как и сами искусственные цветы, на которых делают весьма доходный бизнес работники ритуальных услуг – категорически недопустимы в местах упокоения православных христиан!
Хотите проявить к душе усопшего почтение – приходите на отпевание с ЖИВЫМИ цветами.
Посадите на могиле цветы-многолетники – они будут символизировать собой победу жизни над смертью (а какую «жизнь» символизирует мёртвая пластмасса?).
Музыка также не является богоугодным сопровождением покойного в мир иной – его душа нуждается только в молитвах и песнопениях, а не в надрывных звуках валторн.
Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб «для усопшего», носить «завтраки» на его могилу – также не имеет ничего общего ни с Православием, ни со здравым смыслом.
На поминках вообще недопустимо употреблять крепкий алкоголь!
Поминальная трапеза – это последний пир от имени усопшего, на который он позвал всех своих родных и близких, чтобы они вспомнили о нём всё хорошее и добрым словом проводили его в Вечность.
Церковь порицает и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, брошенные в могилу монеты, запрет на поминальной трапезе пользоваться вилками, положение в гроб к покойному каких-либо его личных вещей.
Все эти суеверия показывают степень ограниченности людей, не имеющих веры и даже минимальных знаний православного учения о человеке.
Отпевание усопших – это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина.
Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного.
Они должны позаботиться о том, чтобы всё было сделано в соответствии с церковными законами.
Она – всего лишь переход души в другой мир.
Подготовил священник Александр Каневский