зачем нужно образование в 21 веке

Нужно ли образование в наше время: за и против

зачем нужно образование в 21 веке. 6137488cee1d9. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-6137488cee1d9. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 6137488cee1d9.

Ваш ребёнок старшеклассник? Вы наверняка уже обсуждаете, где бы он хотел учиться, какие специальности его привлекают, на какие предметы нужно сделать упор. Обговариваете, уходить из 9 класса, поступать в техникум/колледж или продолжать обучение в школе, поступать в университет либо достаточно хороших курсов, после которых можно устроиться на работу? Хорошо, если школьник точно уверен в том, кем хочет стать. Многим сложно определиться, что делать, с какой профессией связать жизнь. И, естественно, они задаются вопросом, почему необходимо построить успешную карьеру и как достичь успеха в жизни.

С одной стороны, если посчитать дипломы о высшем образовании, украинцев можно назвать одной из самых образованных наций. К такому выводу пришли специалисты Мирового банка в ходе исследования сферы украинского образования в 2020 году. С 1990 по 2010 годы охват высшим образованием в стране вырос вдвое — в вузы подавали документы 82% выпускников школ. Но при этом почти половина безработных на учёте украинских бирж занятости имеют дипломы вузов.

О том, как определиться, нужно ли образование вашему ребёнку, читайте в нашей статье.

зачем нужно образование в 21 веке. 613748a02ae46. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-613748a02ae46. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 613748a02ae46.

Зачем нужно образование

Получение специальности, которой нельзя обучиться самостоятельно

Нельзя стать врачом, химиком или физиком-ядерщиком, прослушав онлайн-курс. Чтобы овладеть настоящей профессией, нужны фундаментальные знания и серьёзная практика. Здесь важно не просто получение диплома, а именно знания, ведь от их качества будут зависеть человеческие жизни.

Развитие навыков работы с информацией

Важный навык XXI века — умение работать с информацией. Недостаточно просто находить нужное в интернете, надо уметь анализировать, отсекать информационный мусор, оставляя то, что имеет вес. Именно этому учится вчерашний школьник: работать с большими объёмами информации, быстро находить нужную, обрабатывать, анализировать, систематизировать.

Повышение уровня эрудиции

Наряду со специальными предметами студент получает знания и по базовым дисциплинам. Они полезны для всестороннего развития и пригодятся в жизни. Образование помогает раскрыть потенциал, развить желание постоянно учиться чему-то новому, самосовершенствоваться, расти в выбранной специальности, добиваться новых высот.

Построение фундамента для достижения жизненных целей

Несмотря на иногда негативное отношение студентов к обучению, учебный процесс помогает им определиться в жизни, установить ориентиры, определить ценности для себя. Даже негативные эмоции по отношению к нелюбимому предмету воспитывают дисциплинированность и терпение, которые в будущем оценят работодатели. Изучая предметы в школе, а после — в других учебных заведениях, человек формирует и созидает свою личность. А в процессе обучения знакомится с новыми людьми, находит друзей, заводит новые полезные знакомства, в том числе и для построения карьеры.

Переходный период между детством и взрослой жизнью

Иногда тяжело адаптироваться к взрослой жизни. И обучение становится переходным периодом: можно ещё частично зависеть от родителей, но погружаться во взрослые проблемы постепенно. Возможность продлить время беззаботной юности — субъективная причина для получения образования, но имеет право на существование.

Родители могут неосознанно мешать ребёнку реализоваться в жизни. Как этого избежать, правильно сформировать у детей привычки, определяющие их будущее, можно узнать в ходе онлайн-мастер-класса Дмитрия Карпачёва «Что обязан каждый родитель».

зачем нужно образование в 21 веке. 613748b4b1486. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-613748b4b1486. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 613748b4b1486.

Нужно ли человеку образование в XXI веке

На вопрос: нужно ли образование в 21 веке, никто не даст однозначного ответа. Но важно помнить, что в основе любого действия лежит цель. Выясните у ребёнка, чего он хочет добиться и обязательно ли для достижения этой цели образование.

К примеру, он хочет спасать человеческие жизни, открывать новые созвездия, исследовать Северный Полюс — без специального образования здесь не обойтись. А если учиться дальше пока не планирует, а хочет просто заработать денег — можно ограничиться документом об окончании школы или сертификатами со спецкурсов.

Нужно ли получать образование: за и против

Универсальный метод для принятия важных решений — расписывание плюсов и минусов. Он позволяет увидеть очевидные вещи, которые до написания таковыми не являлись. Разделите лист на 2 колонки и запишите плюсы и минусы получения образования.

Аргументы для получения образования могут быть такими:

Доводами против образования могут быть:

Нужно ли образование, чтобы работать

Если ребёнок хочет уйти из школы после 9 или 11 класса и не намерен поступать в колледж, училище или вуз, не расстраивайтесь. Такой выбор большинству родителей сложно принять, но он тоже имеет право на существование.

Наличие диплома о средне-специальном или высшем образовании — давно уже не гарантия хорошей работы. Да и найти работу можно без образования, но она будет низкоквалифицированной или низкооплачиваемой.

Родителям тяжело смириться с тем, что вместо продолжения учёбы ребёнок выбирает физический труд. А если, к примеру, ваш сын никогда не имел тяги к знаниям и еле доучился до 9 класса? При этом он любит мастерить поделки, помогает по хозяйству, имеет хорошее здоровье. Почему для старта он не может устроиться разнорабочим (подсобником), курьером, дворником или сборщиком мебели?

Хороших вакансий много. Можно устроиться официантом, продавцом-консультантом или менеджером по продажам, помощником воспитателя в детском саду, диспетчером в службу такси или оператором call-центра.

Профессии, в которых опыт и портфолио важнее диплома, не стоит отбрасывать в сторону. Если у ребёнка есть талант, ему нравится, почему бы и нет? Работать можно моделью, аниматором, администратором, менеджером по туризму. В этой же категории блогеры, фотографы, специалисты по продвижению в соцсетях.

Какой бы вариант ни выбрали вы и ребёнок, принимайте решение вместе.

Источник

Нужен ли диплом в XXI веке? Рассказывают специалисты в области университетского и альтернативного образования

Зачем нужен диплом нынешнему поколению работодателей и студентов и нужен ли он вообще, что вытесняет университетское образование и что до сих пор можно получить только в вузе? Ответы на эти вопросы — в тезисах с дискуссии специалистов в области университетского и альтернативного образования «Кому нужен диплом в XXI веке?», прошедшей в «Охта Lab».

зачем нужно образование в 21 веке. OpG3YGc8znU. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-OpG3YGc8znU. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка OpG3YGc8znU.

Чем является диплом сегодня и зачем он нужен

Павел Лукша, основатель проекта «Образование-2035»: До какого-то момента диплом действительно был критически важным звеном в построении карьеры: он формально требовался. Мы вошли в новую ситуацию, где перестали воспринимать диплом как признак того, что человек образован и способен что-то делать. В экономической теории образования диплом описывается как сигнал, показывающий, что вы что-то умеете и знаете. Когда качество образования падает, диплом как сигнал теряет свое качество. С другой стороны, нужны новые сигналы. И в этот момент нам надо создавать новую систему, которая будет охватывать то, что человек знает и умеет. Хорошо бы иметь систему обратной связи с теми людьми, с которыми он работал. Хорошо бы иметь какое-то подтверждение его трудов — портфолио. В XXI веке, где есть интернет, где вы можете загрузить все ваши достижения и рекомендации, зачем вам диплом?

Сергей Колюбин, заместитель директора по научно-технологическому форсайту мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО: Диплом — это так или иначе бренд. Например, когда вы приходите в магазин, вы скорее выберете товар, рядом с которым лежит сертификат качества, нежели тот, который лежит без него. Возможно, по характеристикам товар, на котором знак качества отсутствует, не уступает тому, что со знаком. И дешевле окажется. В такой ситуации находятся работодатели, когда выбирают себе сотрудников. Понятно, что компетенции выходят на первый план. Но тем не менее бренд и знак качества — очень важные критерии.

зачем нужно образование в 21 веке. 1DappBbzJ M. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-1DappBbzJ M. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 1DappBbzJ M.

Дима Зицер, директор института неформального образования INO: Мне кажется, что диплом — вещь абсолютно формальная. И неважная. Важнее и интереснее говорить о том, что, собственно, скрывается за этим дипломом. В XXI веке, в веке выбора, молодые люди находятся в старой, линейной, скучной, прогнившей структуре, которая в России называется «высшее образование». Молодые люди оказываются в почти безальтернативном университете, где программы утверждены в далеком 1953 году и никто не собирается их менять. Для меня очевидно, что важнее не диплом, а компетенции по личному выбору. Плюс XXI век — это век личного выбора: если меня не принимает работодатель, я имею право послать его нафиг. Потому что у меня есть другие способы заработать себе кусок хлеба.

Для чего всё же нужен университет

Павел Лукша: Университет полезен как среда общения, как место, где чему-то можно научиться, где даже частично есть полезные лекции и семинары. Какие-то. Не все. Университет по своей природе будет отставать от экономики. Возлагать на него всю ответственность за то, что он не может дать практические навыки, всё равно что винить в ситуации тех, кто просто не способен решить проблему. Да, у университета есть свои плюсы: общая подготовка, формирование словаря, систематизация знаний. Но не надо всё перекладывать на университет. Должны быть и другие образовательные практические площадки.

Сергей Колюбин: Университет — это среда, которая может объединять компетенции как научные, так и предпринимательские, потому что университет является центром притяжения бизнеса и передовых научных исследований. И при этом там можно получить образование. Университет дает возможности малому бизнесу, стартапам. В этом смысле университет уникален.

зачем нужно образование в 21 веке. j88bHVrBBGk. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-j88bHVrBBGk. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка j88bHVrBBGk.

Дима Зицер: Наши вузы не дают людям возможности личного выбора. Кроме факультета свободных искусств СПбГУ, и то ты выберешь себе предметы, а потом катишься по установленной неизменной программе непонятно куда. Сейчас в университетах нам дают герметически закрытую коробку, из которой нельзя ничего вынуть и в которую нельзя ничего вложить. И потом нас просят, чтобы мы называли это профессией.

Как университеты могут стать по-настоящему полезными

Павел Лукша: Нужно создавать новую систему, вовлекающую работодателей в процесс подготовки специалистов. Мы начинаем двигаться в правильном направлении. Есть два промежуточных решения: это дуальное образование, когда человек может половину времени в неделю находиться на рабочем месте, а половину учиться. Второй вариант называется «система наставничества», когда есть человек, который даст практические знания выпускнику вуза после его окончания. Но это лишь маленький шаг к новой системе.

Сергей Колюбин: Сейчас есть платформы, где каждый может выбрать себе предмет и прокачать его. Например, Massive Open Online Courses (MOOC). Студенты просто должны немного активнее ими пользоваться. И больше общаться с работодателями.

зачем нужно образование в 21 веке. rHyz5OQsAUc. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-rHyz5OQsAUc. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка rHyz5OQsAUc.

Дима Зицер: Надо вернуться к заказчику, к тому, кому нужно образование. Систему должен формировать субъект образования в любом возрасте, в университетском тем более. Почему именно в университетском? Просто в этом возрасте можно легко прийти к консенсусу. Студент должен быть субъектом, он должен выбирать и решать сам, как и что учить. Он должен прийти к преподавателю и сказать: «Я договорился со своим работодателем. Теперь я должен учить вот эти три предмета». Невозможно представлять людей, а особенно тех, которые учатся в университете, объектами.

Источник

Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего

зачем нужно образование в 21 веке. 755851590884744. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-755851590884744. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 755851590884744.

Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.

75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.

«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.

Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас

Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.

Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.

зачем нужно образование в 21 веке. 755681323397989. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-755681323397989. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 755681323397989.

Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.

Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.

Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней

Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.

На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?

Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.

Что почитать по этой теме:

Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.

Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.

Как научиться учиться всю жизнь?

Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.

Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:

Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.

Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.

Что почитать по этой теме:

Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.

Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.

зачем нужно образование в 21 веке. 755671811446157. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-755671811446157. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 755671811446157.

В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.

Как может выглядеть образование будущего?

Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.

При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.

Наиболее важные из них:

Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.

Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.

Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.

Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.

Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.

Чему еще нужно учить человека?

Искать и развивать новые увлечения;

Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;

Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;

Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;

Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);

Не забывать об этике и морали;

Творчески мыслить и импровизировать;

Понимать принципы предпринимательства и продаж;

Познавать новые языки.

Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.

Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?

По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.

зачем нужно образование в 21 веке. 755845632612459. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-755845632612459. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 755845632612459.

Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.

Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.

зачем нужно образование в 21 веке. 755723620848957. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-755723620848957. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 755723620848957.

Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.

Источник

МнениеРаз и навсегда: Почему учиться «просто так» — нормально

зачем нужно образование в 21 веке. Ws1zR9niku3CZPWr35Basg default. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-Ws1zR9niku3CZPWr35Basg default. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка Ws1zR9niku3CZPWr35Basg default.

Зачем в двадцать первом веке нужно образование

зачем нужно образование в 21 веке. aTNW0vEH0q4h5Y IYyCM1g article. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-aTNW0vEH0q4h5Y IYyCM1g article. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка aTNW0vEH0q4h5Y IYyCM1g article.

Зачем нужно образование — для знаний или ради возможности получить работу? Этот вопрос до сих пор вызывает споры, хотя в российском обществе популярна определённая точка зрения. С одной стороны, считается, что университет должен «научить учиться» — дать студенту общие навыки, которые помогут ему находить нужную информацию самостоятельно и критически воспринимать то, что он видит и слышит. С другой — университетские знания должны нести пользу, а человек должен понимать, зачем они ему и как пригодятся в жизни — такое мнение можно встретить и среди читателей Wonderzine. Идея, что учиться можно «для себя», гораздо менее популярна.

зачем нужно образование в 21 веке. VHAFr 9C ZM33yGFF34bhQ article. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-VHAFr 9C ZM33yGFF34bhQ article. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка VHAFr 9C ZM33yGFF34bhQ article.

Одна из возможных причин — система высшего образования, сложившаяся в нашей стране: её главная задача в том, чтобы студент получил конкретную специальность, а не общие знания. Во времена СССР вузы были тесно связаны с рынком труда: студенты получали определённую профессию, проходили практику на соответствующих предприятиях и становились готовыми работниками для конкретной отрасли. В девяностые ситуация изменилась, потому что изменился и сам рынок труда: востребованными и популярными стали совершенно другие профессии, а на многие специальности, например юридические и экономические, сформировался невероятный спрос. Высшее образование стало более доступным (в том числе и благодаря тому, что его стало возможно получить за деньги — учиться в вузах смогли те, кто не проходит по основному конкурсу), но деление на профессии никуда не исчезло. До сих пор основным вопросом для будущих студентов остаётся не то, чему они хотят учиться, а на кого они хотят учиться — то есть какую профессию они планируют получать.

В отличие от европейских и американских университетов, где образование не готовит студента к работе на конкретной позиции, а скорее даёт ему знания в какой-то области, во многих российских вузах нет общих программ подготовки. Фундаментальные знания студенту дают на начальных курсах, а позже он получает узкоспециализированную информацию и навыки. Базовое, общее образование без конкретной конечной цели вызывает в лучшем случае недоумение: кем планирует работать студент-философ? Зачем учиться на филолога, если не интересуешься наукой? Считается, что знания, которые мы получаем, должны приносить практическую пользу.

Почти 60 % выпускников работают не по той специальности, которую они получали в вузе

Насколько удачна такая система — отдельный вопрос. Вряд ли большинство выпускников школ до конца осознаёт, что на самом деле собой представляет их будущая профессия и чем им предстоит заниматься на практике. К тому же далеко не все поступают на специальность мечты: многие руководствуются мнением родителей, выбирают «востребованную» специальность или находят другие причины. Многие в итоге разочаровываются в своём выборе: Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования, профессор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, отмечает, что уже на втором-третьем курсе 30–35 % студентов считают, что учатся не там, где им бы хотелось.

Конечно, есть области, где знания определяют дальнейший профессиональный путь человека: работа бывшего студента медвуза, скорее всего, будет так или иначе связана с медициной. Но так происходит далеко не всегда. Вспомните, сколько ваших одногруппников сейчас работает по специальности? И скольким из них пригодились практические знания, полученные в университете? По данным Росстата на 2012 год, почти 60 % выпускников работают не по той специальности, которую они получали в вузе, — и вряд ли этот процент сильно изменился за последние пять лет. Значит ли это, что знания, которые получила во время учёбы половина выпускников, бесполезны?

зачем нужно образование в 21 веке. 4Q5XSAVRDtQ7tCS AXBvVQ article. зачем нужно образование в 21 веке фото. зачем нужно образование в 21 веке-4Q5XSAVRDtQ7tCS AXBvVQ article. картинка зачем нужно образование в 21 веке. картинка 4Q5XSAVRDtQ7tCS AXBvVQ article.

Принято считать, что современное образование обесценивается: оно стало гораздо более доступным, поэтому общий уровень подготовки падает. Работодатели часто предпочитают работников с дипломом, поэтому многие решают получить образование просто для галочки — из-за чего им потом приходится переучиваться или заканчивать дополнительные курсы. Казалось бы, учиться «для души» — самый простой и естественный выход в такой ситуации. Диплом сам по себе больше не гарантирует светлое будущее: он не означает немедленное трудоустройство и карьерный успех. И так ли уж важно, пригодятся ли нам конкретные сведения, полученные при обучении?

Конечно, образование в современном мире — это по-прежнему роскошь и привилегия. Выбирая, чему и когда учиться (не важно, о чём идёт речь — о высшем образовании, курсах переподготовки или мастер-классах), невозможно не думать о том, пригодятся ли вам новые знания. Но одно дело — принимать самостоятельное решение, учитывая разные факторы, а другое — осуждать чужой выбор, просто потому, что нам кажется, что человек нерационально использует свои ресурсы.

Учиться никогда не поздно, и необязательно делать это только из практической необходимости

Вспомните свой любимый предмет в школе или в вузе — связан ли он с вашей нынешней работой? Фрэнк Бруни, колумнист New York Times, рассказывает, что самым запоминающимся событием в его учебной жизни стало занятие с преподавательницей литературы, которая вела курс по трагедиям Шекспира. «Это было моё самое любимое занятие в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, который я посещал в середине восьмидесятых, хотя у него не было никакого практического применения — если только ты не собирался заниматься театром или наукой, — говорит он. — Было ли это занятие роскошью? Конечно. Но оно также помогло мне вести более осознанную, вдумчивую жизнь».

Мы привыкли воспринимать нашу жизнь как историю, которая развивается линейно: в школе мы понимаем, что нам интересно, продолжаем изучать эти предметы в институте, а затем устраиваемся на работу по специальности. Но образование давно перестало быть просто одной из ступеней нашей жизни: учиться никогда не поздно и необязательно делать это только из практической необходимости. Многим приносит удовольствие сам процесс обучения, а у кого-то есть возможность оставаться «вечным студентом». Кто-то хочет получать знания в той области, которая никак не связана с его работой — например, Натали Портман изучала психологию в Гарварде, хотя на тот момент на её счету было несколько громких ролей, а Роуэн Аткинсон занимался электротехникой в одном из колледжей Оксфордского университета. Вряд ли кто-то из них переживал, что не сможет применить свои знания на практике.

Окружающий мир меняется быстрее, чем любая образовательная программа. В эпоху, когда любую информацию можно найти за несколько секунд с помощью поисковика или онлайн-библиотек, говорить о ценности конкретных фактов или данных сложно. Гораздо важнее не просто усваивать информацию, но и понимать, что она может дать лично вам — даже если в ней на первый взгляд нет никакой практической пользы. Так что если учёба на курсах литературоведения нужна вам только для того, чтобы глубже понимать любимые книги, а мастер-класс по каллиграфии — чтобы оформить собственный ежедневник, то почему бы и нет?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *