зачем нужно международное сотрудничество

Роль международного сотрудничества в развитии государства

Экономические науки

Похожие материалы

Под термином развитое государство в современном мире подразумевается в первую очередь финансово успешное государство. Под развитием можно понимать много других, не менее важных моментов, но финансовое состояние в любом случае будет иметь наибольший вес.

Джон Дэвисон Рокфеллер, один из самых богатых людей за всю историю человечества, говорил о том, что деньги приходят к нам через других людей, необходимо взаимодействовать с другими людьми, потому что некоммуникабельные люди очень редко становятся богатыми.

По моему мнению, эти слова можно полностью применить к стране. Роль международного сотрудничества очень сложно переоценить в развитии государства.

Национальная экономика каждого государства является частью мирового хозяйства. И экономические проблемы государств рассматриваются с учетом международных экономических отношений, так называемые проблемы открытой экономики.

Булатов А.С. в своем учебнике «Мировая экономика» трактует мировое хозяйство, как предмет исследования многих наук, в том числе определенных экономических дисциплин. Экономика как дисциплина в отличие от них в качестве предмета исследования рассматривает закономерности социально-экономического развития человеческого общества как результат взаимодействия ряда факторов, создающих материальную основу для экономического роста[1].

Сейчас любая страна в какой-то мере взаимодействует между собой экономически и включена в систему производственных отношений и взаимозависимостей. В данное время мир является одной большой совокупностью взаимосвязанной хозяйственно-экономической деятельности людей. Если обратить внимание на различные экономического рода информационные источники, то можно заметить, что понятия «Мировая экономика», «Мировое хозяйство» очень широко используется в наше время. Из большинства трактовок можно выделить общее только то, что взаимодействующие страны по-своему сложны и противоречивы, но опят же по-своему едины и целостны.

Все же нет единого общепринятой трактовки терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство» из-за обширности этих понятий. Так как эти понятия имеют широкую область применения, и в основном разнится в выделении важных аспектов, которые выделяют отдельные ученые. Рассмотрим несколько мнений по поводу трактовки понятия. В выборе лучшего определения будем руководствоваться следующим принципом: Лучшее определение – то определение, читая которое, понимаешь, что ни слова не убрать ни слова не добавить.

Наиболее распространено определение Ломакина В.К., которое он описал в своем учебнике «Мировая экономика», описывающее мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств отдельных стран, взаимосвязанных системой международного разделения труда, торгово-производственных, экономических и политических отношений[2]. Достаточно полное определение, с моей точки зрения, но рассмотрим еще несколько.

По словам Халевинской Е. и Крозе И.: Мировое хозяйство – это результат исторического развития, мирового взаимопереплетения национальных хозяйств.[3] Кратко, емко, но не достаточно емко для трактовки такого понятия. Далее авторы в своих трудах пишут, что сейчас процесс формирования мирового хозяйства еще не закончен и его развитие связано с действием социально-экономических факторов, таких как МРТ, развитие средств транспорта и связи и т.д.

По моему мнению, наилучшим образом звучит определение: Мировое хозяйство – это глобальная экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов правовых и политических отношений в той мере, в какой входящие в него хозяйствующие субъекты обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней[8]. Это определение я нашел на сайте рефератов setref.ru, автора этого определения я не нашел, но с моей точки зрения, это определение наиболее полно описывает данное понятие.

Вообще мировое хозяйство разнится с национальным наличием единого мирового рынка. И развитые государства, а точнее их экономическая политика, оказывают наибольшее влияние на функционирование мирового рынка. Особенность мирового рынка: функционирование мировых цен и международная конкуренция, «благодаря» которой появляется мировая цена на тот или иной товар. И понятно, что эта цена формируется странами- поставщиками этого товара на мировой рынок, а это и есть в основном развитые страны, а точнее их политика. [4].

Следует добавить, что мировое хозяйство становится все более интеграционной и интернационализационной.

Давно завершилась эпоха натуральных хозяйств. Экономические границы страны становятся все более размытыми, да и ограничить себя от взаимной торговли редко кто старается. Ведь это дает ощутимые взаимные выгоды.

Сегодня ни одна страна не может успешно экономически развиваться отдельно от процессов мирового хозяйства. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется степенью участия в международном разделении труда, общемировым характером научно-технического и технологического прогресса, общим состоянием ресурсов планеты.

Практически все попытки развития полной национальной самообеспеченности оказались неудачными (Куба, Албания).

В современном мире страна, обособленное государство не может существовать отдельно, не взаимодействуя с другими государствами, а именно: Внешняя торговля, товарообмен, движение капитала, валютные отношения, миграция рабочей силы, научно-технический обмен.

Каждое государство имеет определенные природные ресурсы, либо интеллектуальные способности людей проживающих в этой стране и др.

Отсюда уже можно судить о том что:

Получается что чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя. Например, немецкий промышленный концерн ADIDAS производят свою обувь одежду и спортивный инвентарь в Китае, Тайланде и Индонезии, из-за дешевизны рабочей силы. Также Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской. И таких примеров огромное множество.

Взаимовыгоды стран от сотрудничества очевидны, рассмотрим некоторые из них:

1. Увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства.

Взаимовыгода от сотрудничества очевидна, с увеличением масштабов производства происходит уменьшение себестоимости продукции, в следствии чего предприятие может предложить больше продукции по сниженной цене. Например:

Дж. Д. Рокфеллер в конце XIX века создал нефтяной трест «Стандарт ОЙЛ», тем самым снизив в 6 раз цены на 1 галлон керосина за 6 лет с 2,5 до 0,4 цента. Что конечно привело к значительному увеличению размеров рынка.

2. Возрастает конкуренция между странами.

Как мы знаем, в результате конкуренции всегда выигрывает потребитель, получая более качественный товар, сервис за меньшие деньги, что в целом влияет на качество жизни населения.

3. Обеспечение лучших условий торговли.

Страны- производители, заинтересованные в увеличении своей прибыли, улучшении качества жизни населения, укреплении партнерских отношений, будут вынуждены стараться создать лучшие условия для осуществления торговли.

В качестве примера может служить событие, призошедшее 29 августа 2016 года, когда было подписано соглашение о постройке таможенно-логистического терминала в г.Кяхта российско-китайским предприятием. Проект должен помочь осуществлению трехсторонней Программы создания транспортного коридора Китай – Монголия – Россия и также подразумевает постройку транспортно-логистической площадки, обработку международных грузов России Китая и Монголии.

4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

Примером также служит инвестиционный проект «Создание таможенно-логистического терминала в г.Кяхта, вблизи перехода МАПП Кяхта»

5. Распространение передовой технологии.

Прогресс не стоит на месте, появляются новые продукты, сервисы как в секторе B2C, так и B2B, и компании, несомненно заинтересованные в более эффективном использовании ресурсов, упрощении бизнес-процессов, будут активно развивать и внедрять передовые технологии в совместные проекты.

Сайт «Наука и технологии РФ» пишет о том, что две компании, российская и китайская создали совместный проект по производству и реализации АДК (аморфного диоксида кремния) по экологическо-чистой российской технологии, с помощью которой себестоимость снижается в 20 раз.. АДК применяется в фармацевтике и химической промышленности. Сырье будет являться рисовая шелуха и солома.

6. В целом, улучшение качества жизни взаимодействующих стран.

Качество жизни жителей страны напрямую зависит от пользы, которую несут страны остальному миру, и количество денег, приходящих за определенный промежуток времени напрямую зависит от этой пользы. Но если это совместное предприятие, то все плюсы, приведенные выше приходят в действие значительно быстрее и эффективнее. Как говорит ведущий российский маркетолог Руслан Татунашвили:

«Как быстрее достигать цели в жизни: суть проста — нам просто нужна помощь десятков, сотен, тысяч других людей, миллиардов других людей.»

В современном мире нет развитой страны, которая по каким-либо причинам не вела торговлю с другими странами, являясь как потребителем, так и производителем. Более того, сейчас существуют считанные единицы стран, которые не принимают участие в международной торговле.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Международное научное сотрудничество

Международное научное сотрудничество – одна из приоритетных областей деятельности Академии. В РАНХиГС уделяется большое внимание не только сфере студенческих обменов и совместным программам, но и международным исследованиям. Международное научное сотрудничество ведется по различным направлениям деятельности.

зачем нужно международное сотрудничество. sotrudnichestvo. зачем нужно международное сотрудничество фото. зачем нужно международное сотрудничество-sotrudnichestvo. картинка зачем нужно международное сотрудничество. картинка sotrudnichestvo.

Участие ведущих зарубежных экспертов в научной работе Академии

Одним из важнейших направлений работы по развитию международного научного потенциала является укрепление международного научного сотрудничества, посредством, в том числе, привлечения ведущих мировых ученых и экспертов по профильным областям к совместной работе.

В составе Института прикладных экономических исследований двое зарубежных экспертов являются заведующими международных научных лабораторий – Крюгер Анне Осборн, американский экономист, Лауреат премии Б. Хармса и премии Фрэнка Сейдмана; и Симонов Андрей, профессор Мичиганского университета, доктор наук. Алексеев Майкл, доктор экономических наук, главный редактор Russian Journal of Economics и Economic Systems; и Линднер Петер, доктор географических наук, почетный профессор Франкфуртского университета Гёте, являются ведущими научными сотрудниками лабораторий ИПЭИ, а Лайтнер Джон Алан – старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии – независимый консультант в области энергоресурсов и энергоэффективности активно участвует в исследованиях Лаборатории.

В составе ИНСАП заведующим международной научно-исследовательской лабораторией является Дэвис Кристофер Марк, доктор экономических наук, а его заместитель Герри Кристофер Джон – кандидат наук, профессор российской и евроазиатской политической экономии школы междисциплинарных исследований колледжа Святого Антония.

Международная исследовательская деятельность научных подразделений

В 2019 году продолжили свою деятельность международные научно-исследовательские лаборатории, созданные в том числе в структуре Академии в 2013-2014 гг. совместно с Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара в инициативном порядке, предназначенные для развития научной деятельности, повышения публикационной активности сотрудников и достижения других научны результатов. К работе лабораторий привлекаются ведущие зарубежные исследователи. В деятельность лабораторий вовлечены студенты старших курсов. Этот проект предполагает не только новый уровень вовлечения исследователей Академии в международную исследовательскую сеть, но и подготовку молодых российских научных кадров на основе расширения международных контактов среди академической общественности и ведущих университетов мира. На декабрь 2019 года ведут работу:

Международная лаборатория демографии и человеческого капитала ИПЭИ

Руководитель лаборатории – Щербов Сергей Яковлевич, к.т.н., директор Венского Центра Витгенштейна по демографии и глобальному человеческому капиталу (Wittgenstein Centre for Demography and Global Human Capital), руководитель отдела «Динамика и прогнозы населения» Венского института демографии, Австрийской академии наук. Лаборатория проводит исследования по изучению масштабов, динамики и последствий глобальных демографических изменений, готовит рекомендации для решения проблем по мере их возникновения.

В 2019 году Лабораторией были проведены исследования по следующим направлениям:

Сотрудники Лаборатории являются действующими членами научных и методических объединений, а также оказывают консультационные услуги в рамках направлений исследований. Заместитель руководителя Лаборатории – Шульгин Сергей Георгиевич является участником общественно-делового совета по национальному совету «Демография» (Минтруд). Также в 2019 году были проведены встречи с представителями Агентства Стратегических Инициатив, которые заинтересованы в результатах исследования, в то же время были проведены консультации с представителями законодательных органов власти (Совет Федерации), а также консультации с представителями Росстата по методологии оценки демографических показателей

В рамках поддержания устойчивого международного научного взаимодействия Лабораторией в 2019 году был организован визит Вольфганга Лутца (Директора программы Население Мира, IIASA, Австрия) для проведения научного семинара и публичной лекции.

В 2019 г. у сотрудников лаборатории были опубликованы книги и статьи в соавторстве с коллегами из ведущих российских и зарубежных научно исследовательских центров.

Международная лаборатория эмпирических исследований финансовых рынков ИПЭИ

Руководитель лаборатории – Андрей Симонов (Ph.D, INSEAD), профессор Мичиганского государственного университета. Лаборатория проводит независимые и ориентированные на международную аудиторию исследования в области финансовой экономики. В 2019 году Международная лаборатория эмпирических исследований финансовых рынков проводила исследование на тему «Анализ факторов, определяющих долгосрочную доходность первичного предложения крипто-валют».

В рамках научно-исследовательской работы был разработан, подготовлен и зарегистрирован РИД, представляющий собой компьютерную программу, предназначенную для автоматизации процесса сбора агрегированных статистических данных по торгам криптовалютами на специализированных сервисах (криптовалютных биржах). Данный РИД может быть полезен для дальнейших исследований криптовалютного рынка как в рамках Лаборатории, так и в исследованиях Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС.

Международная лаборатория исследований международной экономики ИПЭИ

Руководитель лаборатории – Анна Крюгер (Ph.D, University of Wisconsin-Madison), американский экономист, профессор международной экономики Школы международных исследований имени Пола Нитца Университета Джонса Хопкинса. По версии Reuters с 2011 года регулярно входит в список претендентов на Нобелевскую премию по экономике. Исследования лаборатории сосредоточены на проблемах в сфере международной и внешней торговли, а также торговой политики России и стран Евразийского экономического союза.

В 2019 г. лаборатория изучала проблему выживаемости российских экспортёров на зарубежных рынках, а также внешнеторговую логистику российских экспортёров и импортёров.

Международная лаборатория математических методов исследования социальных сетей ИПЭИ

Руководитель лаборатории – А.В. Трусов, к.ф-м.н., один из ведущих мировых исследователей и руководитель ряда международных проектов в области социально-семантических сетей, главный исследователь IBM Dublin Center for Advanced Studies и IBM LanguageWare World-Wide Group, один из авторов LanguageWare Technology.

В рамках исследований, предусмотренных на 2019 год, Лаборатория провела исследования по тематике разработки алгоритмов больших данных дистанционного зондирования Земли для определения характеристик объектов экономической деятельности. Основной целью исследования было создание инструментария для определения показателей корреляции «ночных огней» и валового регионального продукта России. Такая цель обусловлена необходимостью сканирования данных «ночных огней» в целях решения проблем урбанизации, (светового, дымового) загрязнения окружающей среды, сжигания попутного нефтяного газа, мониторинга рыбной ловли, оценки последствий катастроф и конфликтов и многих других проблем. Наряду с указанным Лаборатория занималась разработкой алгоритмов и программных средств социально-семантического анализа структуры социальных сетей.

В фокусе интересов лаборатории находятся задачи изучения социально-технических систем. Это системы, включающие людей, образованные ими структуры (организации, группы) и технические средства, которые служат для коммуникации между людьми. Для изучения социально-технических систем в лаборатории развивается подход, получивший название социально-семантический анализ. Название подчёркивает, что в основе метода лежит структура отношений между людями и их композициями, связи между которыми выражены текстами разного рода: документами, новостями, запросами, комментариями и т.п. по результатам работы был представлен довольно широкий круг прикладных решений и визуализации результатов.

Международная лаборатория математического моделирования экономических процессов ИЭП

Руководитель лаборатории – Лоуренс Котликофф (Ph.D, Harvard), один из ведущих мировых экономистов в области макроэкономики, профессор Бостонского университета, автор более 100 статей в ведущих рецензируемых журналах. Лаборатория выполняет научные работы по современной макроэкономике и фискальной политике, сосредотачиваясь на таких вопросах как оценка в рамках подхода общего экономического равновесия эффективности денежно-кредитной и фискальной политик в глобальной экономике.

Основными направлениями исследований лаборатории являются:

Перспективными направлениями исследований являются: анализ влияния реформ системы налогообложения на экономический рост в России, и построение сценариев развития мировой экономики в мультирегиональной модели общего равновесия с перекрывающимися поколениями и с исчерпаемыми источниками энергии.

В течение прошлого года сотрудники лаборатории приняли участие в подготовке научно-исследовательских работ по проведению анализа экономической политики в России в условиях наличия нижней нулевой границы на номинальные процентные ставки, построению байесовских векторных авторегрессионных моделей и векторных моделей коррекции ошибок для российской экономики.

Международная лаборатория экономики реформы здравоохранения ИНСАП

Руководитель лаборатории – Кристофер Дэвис (Ph.D, Cambridge University), один из ведущих экономистов мира в области экономики здравоохранения, профессор Оксфордского университета. Заместитель руководителя лаборатории (до 16.01.2020) – Кристофер Дж. Герри (Ph.D, University of Essex), директор Центра исследований России и Восточной Европы в Оксфордской школе глобальных и региональных исследований. Лаборатория выполняет исследования в области экономики здравоохранения, при этом руководители лаборатории задают высочайший уровень качества научной работы, отвечающий современным международным научным стандартам.

В 2019 году сотрудники лаборатории занимались исследованиями по следующим темам:

30 сентября 2019 года в Москве был проведен семинар для всех сотрудников лаборатории при участии К.Дэвиса и К.Герри. Были сделаны доклады по исследовательским темам НИР, при этом российские исследователи и их британские коллеги имели возможность совместно обсудить возможные улучшения формулировок и фокуса научных вопросов, выработать более продвинутые исследовательские методики, сформировать план будущих совместных публикаций.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Содружество Независимых Государств (СНГ, Содружество) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, однако официального уведомления о выходе из организации не направляла.

22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.

Рабочий язык СНГ – русский.

Содружество является самым крупным по составу участников региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, авторитетной площадкой для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками.

Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Экономический суд, Межпарламентскую ассамблею (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Создана сеть базовых организаций, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.

Принятие решений в СНГ осуществляется на основании консенсуса, при этом государства-участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.

10 октября 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.

10 октября 2008 г. также утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип «сквозного» председательства государств-участников в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества на основании ротации в порядке русского алфавита названий стран.

В 2021 г. функции государства – председателя в СНГ осуществляет Республика Белоруссия. С 1 января 2022 г. председательство перейдет к Республике Казахстан. Сопредседателями станут Белоруссия (предыдущее председательство) и Киргизия (следующее председательство).

В 2021 году под председательством Белоруссии состоялись заседания Совета министров иностранных дел (2 апреля в Москве и 14 октября в Минске), Совета глав правительств (28 мая 2021 г. в Минске) и Совета глав государств (15 октября 2021 г. в формате видеоконференции). 12 ноября 2021 г. в формате видеоконференции запланировано проведение очередного заседания Совета глав правительств.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. В настоящее время эту должность занимает С.Н.Лебедев. Решением СГГ СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.

Основные направления взаимодействия в рамках Содружества определены в Концепции дальнейшего развития СНГ. В целях адаптации СНГ к современным реалиям проведена масштабная работа по ее актуализации. Обновленная Концепция и План основных мероприятий по ее реализации были утверждены Советом глав государств 18 декабря 2020 г.

Особое значение в рамках СНГ придается выработке единых позиций государств – участников по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом в этой области является принятие и распространение в ООН и других международных организациях совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел стран Содружества.

С 2020 года успешно реализуется Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ, утвержденная на заседании СМИД СНГ в Ашхабаде 10 октября 2019 г. и подписанная всеми странами Содружества, кроме Азербайджана и Молдавии.

На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.

На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ, реализация которой будет способствовать более полному использованию социально-экономического потенциала каждого государства и Содружества в целом, расширению равноправного, взаимовыгодного и комплексного сотрудничества, наращиванию экономических связей, повышению конкурентоспособности национальных экономик.

В рамках реализации поставленных задач на заседаниях Совета глав правительств СНГ в 2020-2021 гг. на период до 2030 г. были приняты Стратегия экономического развития СНГ с Планом мероприятий по реализации ее первого этапа 2021-2025 гг., Комплексный план мероприятий на 2021-2025 гг. по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества, а также Приоритетные направления сотрудничества в транспортной сфере и Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520».

Активно развиваются контакты стран Содружества в культурно-гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях.

На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС). Совет координирует деятельность СНГ в гуманитарной сфере.

На заседании СГП СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Россия, Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Таджикистан и Узбекистан.

При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.

Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. 2020 г. был объявлен в СНГ Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Исполнено Решение СГГ СНГ от 28 сентября 2018 г. в Душанбе о награждении ветеранов войны юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» единого образца.

На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства, на заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г. в формате видеоконференции – Решение об объявлении в СНГ 2022 г. Годом народного творчества и культурного наследия, 2023 г. – Годом русского языка как языка межнационального общения.

Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. XIV Форум «Культура, наука, образование – общее гуманитарное пространство Содружества» прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде. Из-за ограничений, обусловленных пандемией COVID-19, XV Форум в 2020 г. в Ташкенте не состоялся.

В культурной сфере между государствами – участниками СНГ действуют соглашения: о сотрудничестве в области культуры (от 15 мая 1992 г.); о сотрудничестве в области кинематографии (от 10 февраля 1995 г.); о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (от 16 апреля 2004 г.), в области музейного дела (от 31 мая 2019 г.).

26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.

Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». В 2018 г. она была реализована в армянском городе Горисе, в 2019 г. – в белорусском Бресте, в 2020 г. – в казахстанском Шымкенте (большинство мероприятий в связи с пандемией прошло в онлайн-формате). На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. было принято решение об объявлении г. Душанбе Культурной столицей Содружества в 2021 г., на заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г. – г. Каракол (Киргизская Республика) в 2022 г., на заседании СГГ СНГ 15 октября 2021 г. – г. Комрат (Республика Молдова) в 2023 г.

В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацию этого направления работы осуществляет Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ.

На заседании СГП СНГ 6 ноября 2020 г. принято решение о продолжении реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 г.

Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, акцентировав стремление его государств-участников к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.

Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.

В рамках СНГ действуют 35 базовых организаций в гуманитарной сфере. Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета (СУ) СНГ в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества. 29 мая 2020 г. подписано Соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ (вступило в силу 11 апреля 2021 г.). По состоянию на ноябрь 2021 г. в него входят 39 вузов из девяти стран.

Большое значение в формировании единого информационного пространства в Содружестве имеют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.

Значительную роль в информационном поле Содружества играет Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств – участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.

В связи с пандемией коронавируса существенно активизировалось сотрудничество в области здравоохранения. Действуют отраслевой Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ и его рабочий орган – Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. На заседании СГП СНГ 28 мая 2021 г. в Минске подписаны Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ и Среднесрочный план совместных действий государств – участников СНГ по противодействию распространению инфекционных болезней на их территории.

Одним из востребованных направлений сотрудничества остается взаимодействие на правоохранительном треке. Государства СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одну из важнейших задач обеспечения стабильного развития наших стран. Серьезное внимание уделяется также совместной работе государств Содружества по обеспечению безопасности внешних границ.

Активно задействуется потенциал Совета командующих Пограничными войсками и соответствующих органов отраслевого сотрудничества СНГ: Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, под общим руководством которого действуют Антитеррористический центр СНГ и его отделение по Центральноазиатскому региону в Бишкеке; Совета министров внутренних дел и руководимого им Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ; Координационного совета генеральных прокуроров, Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, а также Совета руководителей пенитенциарных служб.

Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодно проводимым с 2013 года встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ, ставшим эффективной площадкой для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности на пространстве СНГ.

На заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г. принято Совместное заявление глав государств – участников СНГ о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, которое призвано положить начало принципиально новому этапу сотрудничества на этом направлении между нашими странами.

Значимой составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. В этих целях более десяти учебным заведениям государств СНГ (в России, Белоруссии и Казахстане) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов.

Развивается взаимодействие государств Содружества в военной сфере, которое обеспечивают Совет министров обороны СНГ и его рабочие органы. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 года, принятой на заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г., и других основополагающих документов в этой области. Углублению кооперации на военном направлении способствуют подписанные в 2020 г. Соглашение о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств – участников СНГ (29 мая, на СГП СНГ), Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств – участников СНГ (18 декабря, на СГГ СНГ). Повышению уровня военного образования и подготовки военных кадров служит придание Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации статуса базовой организации государств – участников СНГ в области оперативно-стратегической подготовки офицеров вооруженных сил в соответствии с решением СГП СНГ от 28 мая 2021 г.

4 сентября 2020 года состоялась первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ШОС и государств – членов ОДКБ, приуроченная к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.).

Большое внимание уделяется межпарламентскому взаимодействию на пространстве СНГ. Межпарламентская Ассамблея (МПА) государств – участников СНГ учреждена соответствующим соглашением от 27 марта 1992 г. Минская конвенция об МПА СНГ от 26 мая 1995 г. придала учреждению статус межгосударственного органа с местом пребывания в Санкт-Петербурге.

Государствами – участниками МПА являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина (с 2014 года Киев фактически приостановил свою деятельность в МПА; Туркменистан к указанным документам не присоединялся). Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 года предоставлен Волеси Джирге (нижней палате парламента) Афганистана. МПА поддерживает контакты с большинством международных организаций и органов своего профиля: ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европарламентом, Межпарламентским союзом, структурами ООН и др.

Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран СНГ. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председателем Совета с 2011 г. является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко. Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (c 2019 г. – представитель Российской Федерации Д.А.Кобицкий). Работа МПА включает пленарные заседания парламентских делегаций, а также заседания органов Ассамблеи. 52-е пленарное заседание Ассамблеи состоялось в Санкт-Петербурге 16 апреля 2021 г.

МПА учреждает профильные комиссии, состоящие из представителей парламентских делегаций. По предложению комиссий создаются рабочие группы для подготовки проектов модельных законодательных актов. Они составляют основу законотворческой деятельности Ассамблеи, которая нацелена на создание единого правового пространства путем сближения и гармонизации национального законодательства. Модельные акты носят рекомендательный характер и после их принятия на заседании МПА направляются для использования в национальные парламенты. Всего Ассамблеей принято более 400 модельных законов и около 100 рекомендаций. Кроме того, МПА осуществляет мониторинг выборов и референдумов в государствах Содружества и (реже) за его пределами.

Наблюдение за избирательными процессами в целом является важным направлением сотрудничества в рамках Содружества. Его правовой основой являются Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ (принята на заседании СГГ СНГ 7 октября 2002 г.) и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ (утверждено Решением СМИД СНГ от 26 марта 2004 г.). 10 февраля 2006 г. решением Совета МПА СНГ создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (МИМРД). Институт оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ. Дирекция МИМРД находится в Санкт-Петербурге, филиалы расположены в Бишкеке, Баку, Ереване и Кишиневе. Деятельность филиала в Киеве с 2014 г. фактически «заморожена».

По приглашению государства, проводящего выборы, Исполком СНГ формирует мониторинговые миссии, в состав которых входят представители МПА, национальных избирательных комиссий и органов государственной власти, депутаты парламентов стран Содружества. Всего с 1994 года организовано около 140 миссий наблюдателей. За это время сложилась собственная методика наблюдений, не уступающая методикам других международных организаций.

24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ. 23 ноября 2020 г. принята очередная резолюция по данному вопросу, внесенная Узбекистаном в рамках его председательства в Содружестве в 2020 г. С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.).

Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ, Евразийская экономическая комиссия и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *