зачем нужно быть наблюдательным
Что такое наблюдательность? Почему нужно быть наблюдательным? По тексту И. С. Соколова-Микитова (ОГЭ по русскому)
Что такое наблюдательность? Давайте попробуем разобраться в значение данного понятия. По- моему мнению, наблюдательность — это некая способность человека замечать особенности различных предметов или действий, каких-либо явлений. Далеко не каждый человек обладает таким качеством, как наблюдательностью.
В качестве первого аргумента приведу пример из текста И. С. Соколова-Микитова. Автор рассказывает о том, как он наблюдал за восходом солнца в разных местах.
Замечать особенности ранней зари он начал ещё с самого раннего детства. Рассказчик описывал всю яркость и красоту данной природы. Это как раз таки и говорит нам о том, что автор был наблюдательным человеком.
В качестве второго аргумента приведу пример из жизни. Моя подруга всегда замечает что-нибудь необычное. Как-то раз мы гуляли с ней по лесу, и по среди деревьев она заметила маленькую, пушистенькую белочку прыгающую с ветки на ветку. Я очень удивилась, когда она показала мне эту белочку, потому что она была очень маленькая и сливалась на фоне деревьев, просто так её не возможно было увидеть.
Таким образом, наблюдательность очень полезное качество для человека. С помощью наблюдательности у человека развивается мышление, интуиция, хорошо работает воображение. Для того, чтобы у человека была хорошая наблюдательность, важно развиваться, находить для себя что-то новое, обращать внимание даже на самые мелкие детали. Наблюдательный человек всегда наиболее полно и точно воспринимает всё то, что происходит вокруг него.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Наблюдательность: почему она важна?
Иван Антонович пододвинул вазу с яблоками к ученикам: «Угощайтесь, ребята! Я хочу, чтобы каждый из вас, взяв яблоко, нашел в этом фрукте какую-то важную мысль для себя». Мальчишки задумались. Они любили приходить в гости к своему учителю и слушать его интересные рассказы из жизни. И теперь Иван Антонович предложил им самим, проявив наблюдательность, рассказать свою историю.
Шли годы, мальчишки выросли, у них появились свои дети, но и теперь они с уважением вспоминают своего учителя, который привил им пытливость ума и умение замечать незаметные вещи.
Что такое наблюдательность?
Задумывались ли вы над вопросом, для чего людям нужно такое качество как наблюдательность? Чем будет отличаться жизнь внимательного человека от жизни невнимательного? Почему мы должны заботиться о том, чтобы привить своим детям наблюдательность и проницательность?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь разобраться, что же такое наблюдательность. Словарь Ожегова дает такое объяснение этому понятию:
«Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать». Синонимы этого слова смогут больше раскрыть его суть: зоркий, недремлющий, проницательный.
Для одного человека все встречи, события, ошибки, радости – всего лишь вспыхивающие на краткий миг этапы жизни, которые сегодня есть, а завтра о них уже никто не вспоминает. Для другого же каждый день полон уроков и интересных заметок, такой человек делает выводы из всего, что случается в его жизни и старается глубоко осмыслить все происходящее.
Марине семь лет. Она подвижная и веселая девочка. У нее вспыльчивый характер, из-за чего ей сложно проявлять постоянство в дружбе. Она не замечает, как обижает других детей, поэтому всегда удивляется, когда они отказываются принимать ее в игру. На обычные для ее возраста вопросы: «Когда у тебя день рождения?», «В каком городе ты живешь?» она обычно не отвечает, а мама разводит руками, утверждая, что дочь должна знать, но, вероятно, забыла.
Кто-то будет вполне согласен с таким подходом, кто-то воздержится от комментариев, пока не увидит плода подобного воспитания. Великие открытия, творчество, наука и техника – все это сферы, где действовали и действуют мыслящие люди, способные заметить, проанализировать, сделать вывод.
Причем, образование здесь играет далеко не первостепенную роль, т.к., например, всем известные пословицы и поговорки были составлены в основном людьми из простого, малограмотного народа, умеющими тонко чувствовать жизнь, замечающими окружающие мелочи. Нужны ли подобные качества нашим детям?
Всем нам известно, что в детстве у человека закладывается основа его личности. Если мы не воспользуемся возможностью вложить в ребенка привычку быть внимательным и наблюдательным, это скажется на всех сферах его жизни.
Общение
Во-первых, это проявится в сфере общения. Чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, человеку необходимо быть внимательным к себе и к близким.
На шестом дне рождения Кристины были пятеро ее лучших друзей. Спустя два дня девочка встретила Максима, одного из своих приятелей, во дворе. У детей зашел разговор о прошедшем празднике. Максим спросил у Кристины, понравился ли ей его подарок. На вопрос девочка ответила вопросом: «А ты был на моем дне рождения?»
Подобные казусы могут случиться с каждым из наших детей, однако, как мы на это будем реагировать: посмеемся и забудем, или примем к сведению, что ребенок не заметил на своем празднике лучших друзей, и будем в дальнейшем работать над развитием его внимания?
С малых лет важно привить ребенку уважительное отношение к другим людям, помочь ему увидеть свои неправильные действия, которые обижают окружающих, и подсказать, как исправить ситуацию.
Развитые внимание и чуткость помогут ребенку вовремя попросить прощения, почувствовать настроение близкого человека, понять, как и с кем ему стоит общаться. В дальнейшем проницательность сослужит хорошую службу при выборе друзей, позволит избежать нежелательных отношений.
Учеба
Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей. Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.
Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.
Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.
Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.
Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.
Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.
Работа
Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.
Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.
Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.
Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.
Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.
Семья
Наблюдательность и внимание проявятся в выборе супруга и в дальнейшей семейной жизни. Мало того, что мы, родители, можем указать своим чадам на те или иные отрицательные стороны их избранника еще до того, как они решат пожениться. Мы всего не увидим, а поэтому важно научить ребенка самому быть проницательным и замечать те моменты, которые недопустимы в семейной жизни, а также уметь правильно вести себя со своим партнером.
Девятнадцатилетняя Вероника познакомилась с Олегом на дне рождения подруги. Молодые люди сразу понравились друг другу. Олег очень трепетно относился к девушке, старался во всем ей угодить.
Веронике нравилось такое поведение молодого человека, однако о том, что она и сама должна вложить свою лепту в развитие их отношений, она не думала. Ей казалось, что она должна делать только то, что нравится ей. Если Олег звал ее прогуляться и пообщаться в то время, когда ей хотелось просто посидеть у телевизора, она отвечала: «Не хочу». Она считала, что не должна проявлять никакого внимания к молодому человеку, т.к. это ниже ее женского достоинства. Никто не подсказал девушке, что в построении правильных отношений каждый должен, прежде всего, думать, как угодить не себе, а партнеру.
Попытавши счастья, разочарованный Олег отступился. Вероника долго ждала его звонков и недоумевала, что не устроило парня в отношениях с ней. И только позднее она поняла, что сделала большую ошибку и своими руками разорвала дружбу с хорошим человеком.
В семейной жизни умение наблюдать скажется в отношениях со второй половинкой, с родителями обеих сторон, с детьми, с семьями друзей. Чтобы вовремя разрядить обстановку, попросить прощения, найти слова утешения, человек должен чувствовать других людей, понимать, что важно им в данный момент.
Воспитывая детей, внимательные родители смогут легче находить путь к сердцу ребенка, сумеют обойтись без лишних криков и наказаний. Проницательность поможет сохранить общение с чадом на близком уровне, стать другом ребенку, и, конечно же, научить малыша наблюдательности с ранних лет.
Сочинение на тему Наблюдательность
Наблюдательность – это очень важное качество человека, которое помогает ему и в жизни, и в различной деятельности. Подобное свойство характеризуется тем, что люди умею увидеть, заметить то, что часто бывает не очень видимым и не бросается в глаза остальным. Следовательно, наблюдательный человек увидит то, что скрыто от других.
Наблюдательность очень важна в учёбе. Большинство наук строится на умении наблюдать, сравнивать и анализировать. Без этого важнейшего качества учиться невозможно. Так, например, не умея наблюдать за явлениями и предметами невозможно освоить ни физику, ни химию, ни геометрию. А без этих наук невозможно получить полноценное образование и развитие.
Наблюдательность важна и в работе. Если человек не наделён наблюдательностью, то он не будет успешен ни в одной профессии. Поверхностное отношение к порученному делу покажет результат. Об этом важном качестве писал в своих увлекательных произведениях Артур Конан Дойл. Он, рассказывая о герое, увиденном им впервые и совершенно ему не знакомом, мог определить многое из его жизни, рода занятий и положения в обществе. Он неоднократно повторял, что многие люди видят то же, что и он, но не обращают на это внимания, они считают, что мелочи не важны. Тем не менее, отсутствие подобного внимания приводит к тому, что люди терпят поражения, обманы, часто попадая в невыгодную и даже трагическую ситуацию.
Люди творческих профессий также не обходятся без наблюдательности. Представьте себе, скольких шедевров мы бы лишились, если бы не уникальная особенность художников видеть мир в ярких и необычных красках. Однако, пейзажи русских художников ещё утонченнее. Им приходилось видеть, замечать и неброскую, незаметную, на первый взгляд простую, красоту нашей природы. Назвать можно множество примеров: «Грачи прилетели» Саврасова, «Рожь» Шишкина, «Март» Левитана. Каждый из пейзажей – гениальная картина.
Науки и искусства также обязаны наблюдательности открытиями, без которых люди не представляют свою жизнь. Множество изобретений было сделано благодаря наблюдательности. Ткацкий станок, летательный аппарат, отталкивающие воду ткани – всё это было создано из наблюдений, почерпнутых из мира растений и животных. Например, наблюдая строение листа капусты, которая остаётся после любого дождя сухим, учёные поняли, что данные части растения отличаются по своему строению от других. Оказалось, что на поверхности капустного листа множество мелких бугорков, которые не дают воде задерживаться. Капля просто скатывается с листика, не проникая к растению.
С примерами из литературы
Каждый человек по-своему видит окружающий мир. Любой человек ведет себя по-разному. Кто-то полностью погружается в свои мысли, а кто-то, наоборот, разглядывает все по сторонам, с большим интересом изучая все вокруг, всматриваясь в каждую деталь вокруг себя. Именно этих людей называют наблюдателями.
Наблюдательность – это умение человека замечать в обычных вещах и событиях нечто особенное, любопытное, незаметное обычным людям. Данным качеством владеет далеко не каждый человек. Наблюдательность связана не с хорошим зрением, а с психологической особенностью человека — с его заинтересованностью ко всему, что он видит вокруг себя. Человеку надо рассматривать каждую мельчайшую деталь вокруг себя, чтобы ничего не упустить, дабы ничего не упустить из внимания. Чтобы доказать свою точку зрения приведу пример из художественной литературы и пример из жизни.
В произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» у главного героя Павла Ивановича Чичикова проявляется это качество. В монологе Чичикова автор продемонстрировал такие черты его характера, как наблюдательность, а также умение разбираться в людях. Чичиков понял, что дама наверное «Выпускница какого-нибудь пансиона», что нет в ней ничего «Бабьего», но спустя время, как «Откуда возьмется и надутость и чопорность… Станет голову ломать с кем, и как, и сколько нужно сказать». Из этого монолога прекрасно видно, ту самую черту характера Чичикова, как наблюдательность
Такая черта как наблюдательность способна раскрывать людям красоту природы, она развивает совершенно другое мышление. Этим талантом обладают, художники. Это люди очень наблюдательные, способные зреть мир в мельчайших подробностях. Творцы могут с простых вещах увидеть нечто необычайно красивое и не обычное и перенести это на холст. Один из ярких примеров художников, популярный российский живописец Иван Айвазовский. При помощи различных цветов у него получалось передавать волнение моря, придавая картине блики и оттенки, делая композицию словно живой. Именно эти блики и оттенки заметит не каждый человек. Картины Айвазовского, замечательные морские пейзажи, много лет пленят зрителей с разных стран.
Анализируя примеры их художественной литературы и из жизни, можно сделать вывод, что наблюдательность, это умение видеть не только предмет, но и его особенности, которые остаются незамеченными для большинства людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Наблюдательность
Популярные сегодня темы
Басни Крылова отображают реалии современной жизни. В 1819 году впервые была опубликована басня Ивана Андреевича Крылова «Две бочки». Произведение очень небольшое, однако, в нем раскрывается очень глубокий смысл
Человеку всегда нужно быть честным с самим собой. Это необходимо, чтобы быть счастливым ему и его близким. Рассмотрим это утверждение на примерах.
Ценность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг
Сочинения к варианту №5 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца.
Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
— Посмотри, как солнце играет!
Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца.
Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
— Посмотри, как солнце играет!
За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Детская душа моя ликовала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. На траве лежит роса. Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.
Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Веё выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью.
Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней.
Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.
Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. И всё вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля.
Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!
Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы всё пробуждается. На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.
Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.
Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарёю. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце. В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.
(По И. С. Соколову-Микитову*)
* Сокопов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, натуралист, путешественник.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
В.В. Виноградов назвал прилагательное «самой изобразительной частью речи». Действительно, оно используется, чтобы описать предмет с разных сторон и подчеркнуть его отличительные признаки.
Текст И.С. Соколова-Микитова художественного стиля, поэтому в нём достаточно много изобразительно-выразительных средств. Например, в 14 предложении описывается восход солнца («в прохладном зеркале», «тонкий серп месяца»). Такие образные определения называются эпитетами.
Кроме того, лингвист В.В. Виноградов отмечает, что прилагательные помогают рассказать о нашем настроении. Так, в предложении 40 есть определение «торжественного», которое передает эмоциональное состояние героя. Мы понимаем, что во время наблюдения за восходом солнца он чувствует себя счастливым.
Таким образом, прилагательные делают любой текст более ярким, насыщенным, выразительным и экспрессивным.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается».
Смысл финала текста я понимаю так: по мнению И.С. Соколова-Микитова, восход солнца – самое удивительное природное явление, потому что с ним связано пробуждение всего живого на земле. Только внимательному человеку открываются тайны мира природы.
Рассказчик вспоминает, что он впервые увидел восход солнца в раннем детстве. Мама иногда будила сына по утрам, обращая его внимание на красоту пробуждающейся природы. Мальчик всю дальнейшую жизнь ассоциировал это явление с мамой (предложения 2-6).
Рассказчик отмечает, что многие люди редко любуются коротким часом, когда всё вокруг просыпается. Однако именно в этот момент человеческое сердце наполняется счастьем (предложения 40-42).
Таким образом, красоты природы способны пробудить нас к жизни, наполнить энергией, вдохнуть новые силы. Именно поэтому так важно хотя бы иногда отвлекаться от житейских забот и любоваться восходом солнца.
9.3. Как Вы понимаете значение слова НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?
Наблюдательность – это качество, которым обладает далеко не каждый. Это поистине удивительное умение, заключающееся в способности замечать мельчайшие детали. Таких людей можно назвать любознательными.
Например, герой произведения И.С. Соколова-Микитова обращает внимание на красоту пробуждающегося мира в короткий час восхода солнца. Рассказчик очень
наблюдателен, за свою жизнь он успел увидеть это природное явление морозным утром, в лесу, над рекой и над океаном. Внимательный человек, который живёт в гармонии с природой, однажды почувствует, как его сердце наполняется «свежей радостью» (предложение 42).
Михаил Васильевич Ломоносов стал выдающимся учёным благодаря своей любознательности. Он отправился из Холмогор в Москву, чтобы получить образование. Его не остановили ни длинная дорога, ни отсутствие дворянского происхождения. Ломоносов был очень наблюдательным, что и помогло ему совершить немало научных открытий в разных областях.
Таким образом, нужно быть внимательным даже к мелочам, потому что это расширяет наш кругозор.
Что такое наблюдение и зачем оно нужно?
Наблюдение — это одно из важнейших умений для человека. Человек, хорошо умеющий наблюдать, способен стать очень эффективным, успешным и счастливым человеком. Но для этого надо вначале понять — что такое наблюдение и какие эффекты оно дает?
Итак, что такое наблюдение? Как ни странно, сходу ответить на этот вопрос нельзя, уж больно очевидным кажется это понятие. На мой взгляд, наблюдение характеризуется двумя свойствами:
1. Бездействие.
2. Направление внимания на максимальное количество событий.
С первым пунктом всё более-менее понятно: когда мы наблюдаем, мы должны не вмешиваться в наблюдаемые процессы, иначе «чистота эксперимента» будет нарушена. Да и наблюдать одновременно с деятельностью практически невозможно.
Второй пункт немного сложнее. Он заключается в том, что мы не фиксируем наше внимание на чем-то определенном, а скорее позволяем ему максимально широко и разнообразно «гулять» по всему, что происходит. То есть мы стараемся охватить своим вниманием максимально возможное количество событий. Либо одновременно, либо по очереди.
Зачем всё это нужно? А затем, что только наблюдая, мы можем вообще хоть что-то узнать.
Как мы узнаем что-либо? Через наблюдение! Например, мы должны наблюдать за светофором, чтобы узнать, какой на нем горит свет. Мы должны наблюдать за небом, чтобы узнать, какая сейчас погода. Мы должны наблюдать за людьми, чтобы узнать, что это за люди.
Причем наблюдать можно и нужно не только за внешним миром, но и за внутренним. За своими мыслями, эмоциями, действиями, ощущениями. Можно наблюдать даже за вниманием — по крайней мере, за траекторией, по которой оно движется. И, таким образом, познавать себя.
Здесь можно спросить: а зачем вообще что-либо узнавать? Ответ прост: только когда мы что-то узнаем, мы получаем возможность это улучшить.
Только когда мы наблюдаем за вещами, мы можем улучшить эти вещи. Только когда мы наблюдаем за своим поведением, мы можем улучшить свое поведение. Только когда мы наблюдаем за своими ощущениями, мы можем улучшить свои ощущения. Только когда мы наблюдаем за другими людьми, мы можем улучшить наши отношения с другими людьми. И так далее, и тому подобное.
То есть любые изменения — это следствия наблюдения. Нельзя что-то изменить, не наблюдая. И наоборот — некоторые вещи изменяются просто из-за того, что мы наблюдаем за ними. По крайней мере, это касается наблюдения за самими собой. Например, наши ощущения, эмоции и действия начинают меняться сразу, как только мы начинаем за ними наблюдать.
Что еще важно знать о наблюдении: когда мы наблюдаем, мы никогда не знаем, какую информацию получим. То есть мы наблюдаем не для того, чтобы узнать что-то определенное, а наоборот — чтобы получить какую-либо новую, неизвестную нам до сих пор информацию. Наблюдение — это получение любой информации, которую удастся получить.
Наблюдающий человек подобен видеокамере. Он не реагирует на события и не создает мнений о них. Он просто воспринимает и запоминает их — и всё. Его цель — не сделать что-то, а узнать что-то. И только потом, на базе того, что он узнал — сделать.
Наблюдение учит нас спокойствию и беспристрастности. Мы не оцениваем события — мы просто наблюдаем за ними. Наша цель — исследование, а не шаблонная реакция. Мы сначала получаем информацию и только потом, по ее итогам, принимаем решение, что именно сделать.
Если никогда не наблюдать, то наше поведение становится крайне однообразным. Потому что мы не получаем новой информации, а значит нам неоткуда придумать новые действия. Потому что для любого изобретения нужны исходные данные — а если не получать никаких данных, то и изобрести ничего не получится. Именно наблюдение ведет человека к творчеству.
Таким образом, наблюдение — важнейшее из умений человека. Учитесь наблюдать, и вы удивитесь, как много нового вы сможете узнать. А когда вы узнаете много нового — вы немедленно сможете все это применить.