зачем нужно бороться со злом
Что стоит за борьбой со злом
НЕЛЬЗЯ ЖИЗНЬ НАЧАТЬ СНАЧАЛА, НО МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ЕЁ ПО ДРУГОМУ.
Когда человек хочет наказать зло, он не догадывается, что за этим стоит и что он хочет нарушить гармонию этого мира. Что же такое зло, стоит ли с ним бороться и как это делать?
Бог создал все миры и пространства, всё, что мы видим и не видим. А если так, как вы думаете, откуда появилось зло?
Для Бога не существует ни добра, ни зла. Он создаёт миры и законы этих миров. Всё подчиняется этим законам, абсолютно всё.
Закон, по которому живут миры во вселенных, называют законом кармы или причинно-следственной связью. Об этом я писал в материалах: «Закон кармы» и «Очищение кармы».
Понятно, что любое действие оставляет свой след. А теперь подумайте, как человеку получить свой урок, если не будет зла? Да никак. Через то, что люди называют зло, они и проходят свои жизненные уроки и получают нужный опыт для души.
Человек делает действия, которые приводят к не желаемым для него результатам, и получает уроки от других таких же людей с малым опытом этой жизни. Все мы ученики одной школы, которые учатся в разных классах и ученик 1 класса не хуже ученика 10 класса, просто он на своём уровне развития. Для Бога это выглядит примерно так, и это начинаешь осознавать, когда проходишь необходимые уроки.
Впрочем, далеко не всегда осознание приходит через неприятные уроки. Это можно назвать подзатыльником, который даёт жизнь, чтобы не лез, куда ни надо. Если человек живёт по совести, по чувствам души, ему не нужны подзатыльники.
А как же тогда быть с катастрофами и стихийными бедствиями, где иногда гибнут тысячи людей? Неужели они все нуждаются в таких жёстких подзатыльниках? Ответ – Да. Вспомните анекдот, когда во время катастрофы женщина кричала Богу: «неужели из-за меня ты потопишь целый корабль»? Помните ответ «я вас всех тут целый год собирал». 🙂
Примерно так и работает закон кармы. Кому не суждено умереть в данный момент, он не попадёт на корабль, где всем суждено погибнуть.
Жизнь человека, это миг в его бесконечной жизни души и стоит ли за него так цепляться?
Что стоит за борьбой со злом
Вы когда-нибудь видели счастливого человека, который борется со злом? Я нет. Дело в том, что сама по себе борьба со злом активирует в человеке негативные энергии. Любая месть или наказание идёт от негативных чувств, таких как: ненависть, злоба, обида, завить и т.д.
Если вы хотите вступить с кем-то в борьбу, значит, вы культивируете и взращиваете свои негативные качества.
Если человек полон любви, он по определению не может вступать в борьбу. Любая борьба, это выход из благостного состояния. Если человек борется со злом, значит у него нет чувства любви, и это скажет любой, кто находится в этом божественном состоянии.
За любой борьбой, даже во имя мира, стоят тёмные силы.
Как только вы хотите вовлечься в какую-либо борьбу, погрузитесь в себя, попробуйте найти то негативное качество в себе, которое хочет борьбы. Если так каждый раз «подсвечивать» негативное качество, оно может уйти без всяких ритуалов отречения. Попробуйте так поработать со своими негативными качествами. Чем меньше их будет, тем больше у вас будет внутри благодати и любви.
Стоит ли бороться со злом
С каким злом вы хотите бороться? С чиновником, который ворует и живёт за счёт других людей? А что из себя представляют эти люди? Они мягкие и пушистые? А может им нужно получить этот урок?
По себе могу сказать, что мой доход не зависит от чиновников и ситуаций в стране. Я мог повышать свой доход в кризис, совершенно ничего для этого не делая для этого, и лишался основной части дохода из-за своих негативных эмоций.
Часто я слышал, что нужно иметь минимум пять источников дохода, чтобы было надёжное финансовое положение. Бред всё это. Было у меня 5 источников дохода, и как только я скатился в негативное состояние, почти все они за пару месяцев исчезли по разным причинам. Больше я к 5 источникам дохода не стремлюсь. )))
С кем вы ещё хотите бороться? Проанализируйте любую борьбу, и вы увидите, что за любой борьбой стоят негативные качества людей.
Всё зависит только от вас. Возьмите всю ответственность на себя и работайте над собой, а не занимайтесь борьбой. Жизнь сама по себе прекрасна, и это не зависит от других людей. Если вы привязаны к другим людям, то это зависимость наказывается проблемами.
Если кому-то можете помочь, помогайте, если видите, что кто-то может навредить другим людям, сделайте что можете, чтобы этого не произошло без борьбы. Старайтесь жить по интуиции и ощущениям, а не по правилам из головы. Судьба ни с того ни с сего вас не ввяжет в борьбу.
Когда вы находитесь в состоянии божественной любви, все светлые и тёмные силы будут вам служить, а не властвовать над вами.
Если я в состоянии любви и благодати, меня невозможно затащить в борьбу. Такое состояние и стараюсь поддерживать всегда, хотя работы над собой ещё не початый край и периодически получаю свои уроки 🙂
Мира вам и любви! С уважением, Любомир Борисов.
Научитесь управлять своей судьбой, исполнять мечты и добиваться целей за 30 дней.
Так поучилось
Что такое этика? Какую роль она играет в жизни человека?
ВАРЯ Ш., 10 ЛЕТ. Не знаю. Жить без этики можно, но лучше все-таки ее знать. В жизни человека она играет важную роль. Надо понимать, когда ты сделал плохо и что ты сделал плохо, чтобы сознаться, либо прочувствовать это в себе, чтобы понять, что ты был не прав. Если сознался и прочувствовал — у тебя будет очищена душа.
ЛЕВ В., 11 ЛЕТ. Я этот урок проболел и не помню. Но хотелось бы, конечно, вспомнить. А то все знают, что такое этика, а я — нет. Это неправильно, наверное, да?
УЧЕБНИК. Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Все вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».
Кто заботится о морали в обществе? Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»?
НИКИТА М., 11 ЛЕТ. Я считаю, что люди как хотят, так и живут, а мораль, по‑моему, вообще фигня. Нет, мораль в том смысле, что не надо воровать, не надо убивать — такая мораль, конечно, нужна. Но этим только религия хорошо занимается — как в нерелигиозном обществе людям внушить, что все это плохо, я вообще не понимаю.
МАРК Д., 11 ЛЕТ. Думаю, что за моралью следить не надо. Ну надо, но в крайних случаях — в случае очень повышенного уровня нечестности. Например, взятки. Мне кажется, что мораль людям лучше находить самим и следить за ней, потому что если бы кто-то следил за моралью, получается, что люди зависели бы от мнения других.
УЧЕБНИК (иллюстрация — Государственная дума). В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. В морали ничего подобного нет — ни «моральных организаций», ни особых «моральных стражей», «смотрителей за моралью». Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.
ВАРЯ Ш., 10 ЛЕТ. Потому что некоторые люди могут быть в беде, а ты просто-напросто пройдешь мимо, когда они нуждаются в помощи. Но иногда можно побыть равнодушным. Например, когда дерутся маленькие мальчики. Они же играют, а ты их разнимать начнешь.
ВАСИЛИСА К., 10 ЛЕТ. Равнодушные люди не очень веселые, не очень эмоциональные — точнее, вообще не эмоциональные, а это не очень хорошо. Равнодушным быть плохо, потому что равнодушные люди не смеются, и тогда они скучные, и тогда у них нет друзей.
УЧЕБНИК. От каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное — не осудить другого, а помочь ему стать лучше.
Что такое добро и что такое зло? Приведите примеры. Почему важно бороться со злом?
ЭМИЛЬ К., 11 ЛЕТ. Зло — это хаос, разрушение, убийства Добро — это помощь всем и всему. Со злом важно бороться, потому что, если злу дать немного воли, весь мир может погрузиться в хаос.
ДАНЯ П., 11 ЛЕТ. Добро — это справедливость, милосердие и согласие. А зло — это гнусность, жадность, лень и безалаберность. Нужно бороться со злом, потому что иначе всем миром овладеют плохие качества и нас ждет гибель.
Как вы понимаете слова «быть разумным эгоистом»? Приведите примеры разумного эгоизма.
МАРК Д., 11 ЛЕТ. Эгоизм — это однозначно плохое качество, если его так можно назвать. Разумный эгоизм — это для меня вообще что-то невероятное, потому что я не представляю, как можно плохое качество переделать каким-либо образом в хорошее.
СТЕФАНИЯ С., 10 ЛЕТ. Разумный эгоист — человек, который думает только о себе, но в трудную минуту поможет любому ближнему. Например. Сергей Сыроежкин из фильма «Приключения Электроника».
УЧЕБНИК. Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живет.
Как вы думаете, сложно ли быть справедливым? Обоснуйте свой ответ.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Справедливым, по‑моему, быть не так сложно и не так легко — потому что хочется часто ответить, что каждый справедлив по‑своему.
ДАНЯ П., 11 ЛЕТ. Я думаю, что сложно. Ведь справедливый должен знать грань между милостью и справедливостью. То есть если человек виноват и он справедливый, он должен себя наказать, а если человек виноват и он несправедливый, он помилует себя.
УЧЕБНИК. Справедливость — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов
Что такое свобода человека?
НИКИТА М., 11 ЛЕТ. У человека не может быть свободы: человеку нужны еда и питье, он всегда будет зависим от этого. А еще земное притяжение не дает взлететь. Максимальная свобода, которую человек может достичь при этих условиях, — это свобода делать что хочешь. Для этого людям нужны власть, деньги… Но такая свобода растлевает.
СТЕФАНИЯ С., 10 ЛЕТ. Современный человек не может быть свободным, потому что он все время ограничен в своих действиях, а свобода человека — это неограниченность его действий.
УЧЕБНИК. Свобода — это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.
Подумайте над высказыванием: «цель оправдывает средства». Согласны ли вы с ним, и если да, то в каких случаях? Обоснуйте свою точку зрения.
ЭМИЛЬ К., 11 ЛЕТ. Я не согласен с этим высказыванием, потому что если буду с ним согласен, то могу делать что хочу и всем объяснять, что это ради какой-то цели. Например, вы ограбили кого-то, он подал заявление в полицию, а вы потом объясняете это действие тем, что бабушке цветов хотели купить.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Если ты стремишься к какой-то цели, ты должен думать, какими средствами ты поможешь себе в ее достижении. Например, ты спешишь к подруге, подруга тебя сильно заждалась, звонит тебе, а ты еще дома. Она спрашивает: «Ты где?» А ты отвечаешь: «Я уже в пути». То есть ты стремишься к цели — дойти до подружки — и обманываешь ее ради дружбы, а то иначе вы поссоритесь. В таком случае цель оправдывает средства.
УЧЕБНИК. В морали при обдумывании поступка цель очень важна, она занимает первое место. А вот при выполнении действий важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот, аморальным, безнравственным.
Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
УЧЕБНИК (иллюстрации — воспитанник военно-патриотического клуба, три мушкетера, российская сборная на параолимпийских играх). Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живет, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Расскажите, как вы понимаете золотое правило нравственности.
ДАНЯ С., 11 ЛЕТ. Я понимаю правило нравственности, грубо говоря, так: не подкидывай соседу-дачнику битого стекла, а то как-нибудь проснешься от того, что дома стало подозрительно жарко.
СОНЯ К., 11 ЛЕТ. Я не помню, что такое нравственность.
УЧЕБНИК. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Приведем две наиболее известные его трактовки. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Как вы думаете, в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников? Каковы главные обязанности гражданина России?
КАТЯ Л., 11 ЛЕТ. Любить свою страну, город, друзей, семью. Стараться сделать их лучше. Защищать их, если потребуется. Про обязанности гражданина я ничего не знаю.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Я не знаю, что такое патриотизм. Вообще, в первую очередь нужно заботиться о природе — не бросать мусор на улице, помогать его убирать. Если видишь, что кто-то что-то кинул, то можно сделать ему замечание. У мальчиков главные обязанности — это отслужить в армии, а у девочек патриотических обязанностей нет.
УЧЕБНИК. Отечество — это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помогите однокласснику в учебе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок в своем дворе, посадите деревья и ухаживайте за ними. Седлайте мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь… Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции. Культура России — сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм, образцов нравственного поведения, которым обязан следовать каждый гражданин России. К таким образцам относятся труженик, патриот, воин, коллективист.
Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения.
СОНЯ С., 11 ЛЕТ. В жизни все люди мечтают выполнить все свои мечты. Высшей ценностью в жизни является то, что люди живут и радуются своим поступкам, но иногда они не радуются тому, что делают, и делают грех в своей жизни.
МАТВЕЙ Б., 11 ЛЕТ. Мне кажется потому, что она бесценна, ее нельзя продать и без нее человек — это просто кожаный мешок с костями, мышечной массой и органами. А какой в нем тогда смысл?
УЧЕБНИК (иллюстрации — учительница, лаборантка, сварщик, пограничник). Только живя, человек может радоваться и печалиться, веселиться и грустить, любить и дружить. С жизнью связаны все планы. Они станут реальностью только в том случае, если человек будет жить. Каждая жизнь уникальна, неповторима. Ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед. Она дает неоценимый опыт того, как можно переносить страдания, пережить потерю родных и близких и другие несчастья, как бороться с болезнями
Формулировки вопросов и официальные ответы цитируются по: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. (Москва, «Просвещение», 2010). Предмет был введен в школах в прошлом году.
Как правильно бороться со злом в мире?
Основы веры с Сергеем Худиевым
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Новый текст Сергея Худиева рассказывает о том, почему важно сохранять мир в душе, доверять Христу и противостоять злу, которое маскируется под добро.
Мир, как один из даров Святого Духа, имеет много измерений. И сегодня поговорим об еще одной его стороне — принятии воли Божией.
Когда мы говорим о «воле Божией», речь может идти о разных вещах — о Божием законе и о Божием промысле. Закон Божий может быть нарушен — и, увы, мы, люди, нарушаем его постоянно. Мир полон отвратительных дел, которые гнусны перед Богом и служат к погибели тех, кто их совершает. Но слово Божие открывает нам, что зло в итоге обречено на поражение, и злые, против своей воли, послужат осуществлению Божиего замысла.
Величайшее зло в истории мира — предательство и мучительское убийство Сына Божия — обернулось спасением мира. Бог побеждает зло не тем, что не дает ему совершиться, а тем, что обращает его к торжеству добра. Мы верим в окончательное торжество Бога — и поэтому с миром принимаем то, что с нами происходит.
Иногда говорят, что человек примирился с потерей, или с неудачей — это означает, что он отказался от нереалистичных ожиданий, от бессильной ярости, от тщетных протестов, и начал жить исходя из того, что у него есть. В этом есть оттенок поражения — считается, что такой человек слаб, что он проиграл и продолжит проигрывать. Мы живем в мире воинственного самоутверждения. Но пока мы живем так, мы обречены на непрестанный конфликт и горечь поражения, потому что мы никогда не получим всего, на что претендуем.
Мироздание устроено не так, как я хочу, я не получаю того, что требую, люди не воздают мне почестей, на которые я по праву рассчитываю, я сталкиваюсь с недостатками (своими и ближних) которые выводят меня из себя, и так далее, и тому подобное. Я неизбежно буду стариться, утрачивать здоровье и привлекательность. В конце концов мне предстоит окончательное поражение — я умру.
Мы боимся и негодуем — и для нашего падшего состояния это естественно. Но у Святого Духа для нас есть сверхъестественный дар — дар мира. Бог дает нам разум, и мы понимаем, что стремясь все сделать по-своему, мы только мучаем себя и других. Самоутверждение, к которому мы привыкли, является неиссякаемым источником смуты и несчастья.
И Бог мягко подводит нас к спасительной истине — мы должны отказаться от своего. От своего превозношения, своих требований, своих планов — и полностью предаться Ему. Он знает, что делать с нами; Он знает, что делать с этим миром; это не наше дело, а Его. Наше дело — исполнять Его волю вот в этот текущий момент нашей жизни.
Молиться и участвовать в жизни Церкви. Заботиться о тех, кого Бог вверил нашему попечению — домашних, друзьях и сослуживцах. Исполнять нашу работу как можно лучше. С благодарностью принимать радости и с терпением — огорчения. Вверить наше прошлое Божиему милосердию, а будущее — Божиему промыслу. Делать свое дело и предоставить возможность Богу позаботиться об остальном.
Это не просто трудно — это невозможно, и поэтому мир — один из плодов Святого Духа, а не результат наших усилий. Самоутверждение вылезает снова и снова, в самых неожиданных местах, мы опять хотим, чтобы все было по-нашему. Мы склоняемся перед Богом в молитве, а потом встаем с колен, и нас охватывает ярость — почему все опять идет не по нашей воле? И мы обретаем мир, когда признаем — не идет и не должно идти, шло бы по нашей — было бы гораздо хуже.
Эта ярость довольно часто выдает себя за желание противостать злу, дать ему отпор. Что же, надо помнить, что стандартный прием, к которому прибегает зло в нашем мире — это борьба со злом. Прием примитивный, но действенный — чтобы сделать из человека игралище бесов, ему надо внушить, что он — ангел света, противостоящий гадам, которых и за людей-то считать нельзя.
Мир лежит во зле, мы каждый день слышим о новых и новых проявлениях греха и беззакония, и наша собственная греховная порча — часть этого зла. Бог спасает этот мир — и нас самих, в то время как мы Ему часто только мешаем. Так бывает с утопающими на море — они впадают в панику, дергаются и только мешают спасателям их вытаскивать.
Бог приведет нас к спасению, и мы увидим, как Его замысел осуществится, как Бог отрет всякую слезу, мертвые воскреснут, смертная тень превратится в ясное утро.
В Ветхом Завете есть история Иакова, который должен был отработать семь лет, чтобы соединиться со своей невестой. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт.29:20)
Когда мы чего-то желаем, мы готовы терпеть и трудиться без ропота и претензий — а мы ожидаем рая небесного, до которого не так уж и далеко, нам только важно держаться правильного пути. Мы отчетливо видим в конце дороги свет небесного Иерусалима. Мы с миром принимаем трудности пути — в конце концов, это все очень ненадолго.
6. 5. Как бороться со злом, надо ли с ним бороться
6.5. КАК БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ И НАДО ЛИ С НИМ БОРОТЬСЯ?
Л. Н. Толстой прав вообще, в общем контексте жизни. Жизнь в большинстве случаев нормальна, т. е. люди, как правило, не делают друг другу ничего плохого по злому умыслу. Поэтому зацикленность человека на теме борьбы со злом не вполне нормальна.
Человек, тратящий все свои силы на борьбу со злом, живет негативной, отрицательной жизнью, вынужден отказываться от простых человеческих радостей, от любви, творчества, вообще лишает себя нормальной жизни. Он живет как бы со знаком минус.
Такая жизнь может быть оправдана только в очень немногих случаях, например, если она продиктована профессией (уголовный розыск, обвинение в суде. ) или конкретными обстоятельствами борьбы с вопиющей несправедливостью.
Лучший способ борьбы с болезнями — не лечиться от них, а предотвращать, не допускать их, вести здоровый образ жизни. Лучший способ борьбы со злом — не допускать его в принципе, предотвращать его. Толстовское «непротивление злу насилием» основано на убеждении, что человек по своей природе добр и если совершает зло, то большей частью не по злому умыслу.
Ясно теперь, что если И. А. Ильин и прав со своим антитезисом (о сопротивлении злу силою), то лишь в отдельных случаях. Что говорить, ведь злодеи все-таки есть и с ними как-то надо бороться. (Только в этих случаях можно оправдать сентенцию «добро должно быть с кулаками»).
————————
Человек, делающий зло другим, прежде всего наносит вред себе, точнее, себе как человеку вообще, как общественному существу, причастному к жизни человеческого общества.
Всякие оправдывающие аргументы, вроде “другие делают зло и я буду” (“если другие делают зло, то почему я не могу делать зло?”), “мне плохо и пусть страдают другие”, “мне наплевать на других” и т. п., при внимательном рассмотрении не выдерживают критики.
Ведь они основаны на том, что нет человеческого общества, что люди — это шайка грызущихся друг с другом, воюющих друг с другом (по известному древнеримскому «человек человеку волк» или по гоббсовской формуле «война всех против всех»).
Вся история человечества свидетельствует против такого взгляда на отношения людей.
Во-первых, рост народонаселения. Люди плодятся и размножаются.
По данным науки в начале верхнего палеолита (полмиллиона лет назад) было максимум 100 тыс. человек; в начале неолита — 1 млн человек; в начале новой эры — 200 млн человек; к 1200 г. — 400 млн человек; в начале 17 века — 500 млн человек; в 1800 г. — 600 млн человек; в середине 19 века — 1 млрд человек; в 1890 г. — 1,6 млрд человек; в 2011 г. — 7 млрд человек. Прогноз на середину XXI века — 12-15 млрд человек.
Если бы люди постоянно враждовали, убивали друг друга, то их численность должна была уменьшаться. (Это, кстати, и происходит в отдельных случаях, когда вражда-война преобладают, одерживают верх в отношениях между людьми, народами, странами).
Во-вторых, рост продолжительности жизни. Первобытный человек жил в среднем не более 30-и лет. Сейчас продолжительность жизни во всем мире выше 50-и лет, а в наиболее развитых странах выше 70-80-и лет. Рост средней продолжительности жизни свидетельствует о том, что люди направляют усилия не на уничтожение друг друга, а на взаимную поддержку.
В-третьих, прогресс материальной и духовной культуры. Вражда и война всегда сопровождаются разрушениями, уничтожением культурных ценностей. Разрушения могут быть весьма значительными и даже превышать созидательные усилия людей. А что мы видим в общем и целом? — Безусловное преобладание созидания над разрушением.
Люди строят, производят сельскохозяйственные и промышленные продукты, изобретают, открывают новое, творят искусство. И делают они это в большинстве случаев совместно, сотрудничая и кооперируясь, оказывая друг другу поддержку-помощь. Даже если они соревнуются-конкурируют (в экономике, в спорте, на выборах и т. д.) — это не вражда-война, а борьба, ведущая к более высоким достижениям, способствующая развитию-прогрессу жизни.
Если созидание преобладает над разрушением, то, следовательно, добро побеждает зло, добра больше, а зла меньше.
О БОРЬБЕ ДОБРА СО ЗЛОМ (ПО ПОВОДУ РЕКЛАМЫ ОЧЕРЕДНОГО БЛОКБАСТЕРА «ЗОЛОТОЙ КОМПАС» В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НТВ)6-17 декабря 2007 г.
Как меня утомляют эти бесконечные фильмы на тему борьбы добра со злом! Такое впечатление, что добро никогда не побеждает, а зло никогда не терпит поражение. Мучительное переживание одного и того же, как в дурном кошмарном сне.
Не в ту сторону направляется мысль человека!
Борьба предполагает так или иначе победу одного над другим. Иначе это не борьба. Победа добра над злом в отдельно взятом фильме — это хорошо. Но когда мы видим бесконечную череду фильмов с одним и тем же сюжетом: борьбой добра со злом, то вроде бы и нет победы добра. В каждом следующем фильме зло, побежденное в предыдущем фильме, оказывается вновь могущественным, т.е. возрождается как птица Феникс. Так где же победа добра над злом?! Нет ее! Значит, нет и борьбы добра со злом!
(Добро побеждает зло. Еще Ролан Быков в фильме «Айболит 66» говорил — «Что ж оно побеждает, побеждает, да никак не победит?»).
Значит, врут кинематографисты. Они вроде бы против зла, а на поверку упиваются им, демонстрируют его во всей «красе», утверждают его неизбывность, неустранимость, смакуют сцены жестокости, насилия, убийства.
Нечто подобное мы можем наблюдать в проповедях религиозных деятелей. Вот наглядный пример: митрополит Кирилл (с февраля 2009 г. — патриарх Московский и всея Руси) сказал в телепередаче «Слово пастыря» 21 июня 2008 г., что «история есть борьба Бога с дьяволом или, говоря мирским языком, добра со злом».
Представители христианской религии часто представляют жизнь человека и человечества как арену борьбы Бога с дьяволом или добра со злом. Получается, люди только тем и заняты, что участвуют в борьбе Бога с дьяволом или добра со злом. Какая у них незавидная участь быть марионетками в руках этих кукловодов и, говоря по-простому, вечно находиться в пекле драки между силами добра и зла, не будучи субъектами этой драки! (Почти как в украинской поговорке «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат»).
Кстати, митрополит Кирилл не замечает явной несуразности своего утверждения. Ведь если история есть борьба Бога с дьяволом, а по смыслу она нескончаемая, то где же победа Бога над дьяволом (или добра над злом)? Совершенно очевидно, что борьба, любая борьба рано или поздно оканчивается, завершается победой одной из сторон. Не бывает борьбы без победы одной стороны и поражения другой.
Конечно, можно представить, что борьба Бога с дьяволом является затяжной и длится много тысяч лет, начиная с грехопадения первых людей (Адама и Евы) и до наших дней. Но ведь логика борьбы требует развязки и не где-нибудь в неопределенном будущем, а в конкретном сейчас. Иначе у людей не будет надежды на победу: она (эта победа) всё отодвигается и отодвигается в будущее, никогда фактически не наступая. Это как в дурном сне: ты догоняешь кого-то или убегаешь от кого-то — и это мучительно долго тянется вплоть до тяжелого, безрадостного пробуждения.
Вновь и вновь повторяющиеся сюжеты борьбы добра со злом помимо всего прочего уводят нас от реальных проблем жизни, связанных большей частью с ее продолжением и совершенствованием, с тем, что можно назвать проблемами внутри добра, с его деланием, развитием и умножением. Ведь не существует всегда равного себе добра. Оно может быть больше или меньше, того или иного качества, направления. Здесь гигантское поле для размышлений, познания и действия. Например, нуждающемуся в еде можно дать рыбу, а можно дать удочку для ловли рыбы.
Или можно заниматься благотворительностью, социальными программами, а можно оказывать благодеяния людям-человечеству путем открытий, изобретений, лучшего менеджмента, вообще творческой деятельности. Можно думать о благе-добре в пределах взаимоотношений с отдельными людьми, а можно думать также в масштабе целых групп людей, слоев, народов, наций, всего человечества и даже жизни вообще.
Отдельная группа проблем связана с принципом «не навреди». Он действует не только в медицинской практике, но и вообще в жизни, в любой сфере человеческих взаимоотношений. Как не допустить зло по неосторожности или по недомыслию? Здесь нет борьбы добра со злом, но есть проблема недопущения зла, своеобразной моральной профилактики.
Во всех этих случаях есть конфликт мотивов, интересов — весьма благодатная почва для разработки литературных, кинематографических и иных сюжетов.
_____________________________
Нужно также иметь в виду: само выражение «борьба добра со злом» волей-неволей направляет нашу мысль на то, что «добро должно быть с кулаками» (так говорил поэт М.Светлов). А этот путь-посыл весьма скользкий, если не сказать больше. Вместо того чтобы делать добрые дела, человек, выступающий от имени Добра и борющийся со Злом, должен всё время «тренировать» свои кулаки, совершенствовать бойцовские качества…