зачем нужна тень человеку
Зачем нам наша Тень?
Комментарии 0
Мне нравится 8
«Каждый скрывает свою тень, каждый скрывает ее внутри: за маской, что мы носим для других, под лицом, через которое мы демонстрируем себя внешнему миру, живут скрытые стороны нашей личности. Ночью, пока мы лежим, спящие и беспомощные, эти образы предстают перед нами, мы сталкиваемся с ними лицом к лицу»
Тенью в юнгианском анализе обозначается тот факт, что большинство людей не в полной мере осознают свои личностные качества. Тень – это наше отвергнутое всё. Поскольку мы предпочитаем думать о себе хорошо, быть социально желательными, в тень мы «отправляем» или «задвигаем» в нее те качества, которые заставили бы нас стыдиться себя.
О нашей собственной тени могли бы порассказать нам наши друзья и близкие. Люди, живущие с нами рядом. На тренингах личностного роста я слышала такое утверждение, что человек проявляет свои настоящие качества только тогда, когда его «прессанешь». По аналогии, что если сожмешь лимон – потечет лимонный сок, апельсин – апельсиновый, ну, а из кого вонючая жидкость – тот точно не апельсин! Вот я бы с этим согласилась лишь отчасти. Конечно, при стрессе, болезни, любом «прессинге» проявляются именно наши качества. Только теневые. Так хорошо подогнанная маска и выстроенная линия защиты рушится, когда энергия направлена на преодоление стресса и ее попросту не хватает на реверансы. Вот Тень и прорывается.
Самому свою тень вычислить можно, если представить себе человека одного с вами пола, который вас бесит беспредельно! Притом, он ничего плохого вам не сделал, это может быть вообще персонаж кинофильма или книги. Вот просто он воплощает в себе самое ненавистное и мерзкое для вас. Я как то села, написала качества такого человека на листочке. Я обрыдалась просто пытаясь осознать, что это тоже я. Занятие не для слабонервных))).
Вообще, легче всего переложить свою тень на кого-то другого и издали радоваться, что я такая вся хорошая, а плохой кто-то другой. В древности для этой цели даже выгоняли козла в пустыню, навешав предварительно на него грехи всего племени. «Козел отпущения» (грехов) называется. Кстати, такие «козлы отпущения», являющиеся ассенизаторами чужих теней есть в каждом обществе. Да что уж говорить, почти в каждом классе есть легендарный и неуправляемый двоечник, которого строго регулярно ругают при всем классе, а класс в это время довольно сопит и покряхтывает. Можно даже видеть, как потеет от «праведного гнева» парочка отличниц, чья тень запрятана так глубоко, что единственная их возможность проявить ее – это обличить кого-то другого.
Есть известный криминологам факт, что многие полицейские имеют криминальные наклонности и ловят свои тени, гоняясь за преступниками. А самый тяжкий крест – у общественных «отличников». У людей добродетельных, которые НИКОГДА не дают волю своей теневой стороне, и поэтому вынуждены жить в состоянии праведного гнева, выслеживая свою собственную тень, воплощенную в реальном человеке. Эти люди по-своему несчастны.
Потому что когда человек учится узнавать свою тень, контактировать и сосуществовать с нею, он становится более открытым, более решительным, более естественным и цельным.
Замечали ли вы, что слишком безупречные люди нас раздражают? Меня – точно. Может, конечно, это не от большого ума, а потому, что как сказано в анекдоте: «унитазы потому делают белыми, что человечеству спокон века хотелось обгадить все чистое и светлое».)) Однако, человек без недостатков не имеет того, что Ницше назвал «Человеческое, слишком Человеческое». Такие люди как бы и не какают вообще, не то, что в белые унитазы! Человек, который выглядит безупречным, как бы оттеняет неполноценность окружающих. И когда с ним происходит что-то неприятное, мы с облегчением вздыхаем: «Слава богу, он тоже только человек!»
Вот почему тень предстает в сновидениях как нечто важное, что не должно быть принято с презрением. Кроме того, чтоб стать более «человеческим», или человечным, перестать обличать других в том, на что они решились, и не решился бы ты, тень в сновидении может указать нам тот ресурс, который нам очень нужен. Тень все равно прорвется, если в жизни наступит кризис. В снах есть подсказка как его (кризис) предотвратить.
Например, наши подавленные инстинктивные чувства в сновидениях часто предстают перед нами в виде животных. И человек, который много думает и имеет рациональный склад ума, вдруг видит во сне орла, парящего над вершинами. Возможно, такому человеку стоит абстрагироваться от своих логических размышлений и отдаться полету фантазии и интуиции. Пойти на поводу у «чуйки», которая привела к великим открытиям многих ученых, включая Д.И. Менделеева.
Или трудоголик ( зависимость, одобряемая обществом, однако приводящая к болезням и даже суициду) видит медведя в берлоге. Может, ему стоит отдохнуть и отоспаться наконец?
>М.Л. Фон Франц считает, что большинство из того, что хочет прийти к нам для нас полезно и должно быть интегрировано. Чаще всего это не зло, а наша природная естественность, которая «задвигается» ради социальной желательности.
Зачем человеку познавать свою тень?
Аннотация – статья представляет разнообразие понятий и определений явления «Тень». Архетип Тени, с одной стороны, рассмотрен как самостоятельное явление, а, с другой стороны, как один из этапов самосовершенствования индивида, с точки зрения К. Г. Юнга, как одна из ступеней индивидуации. Представлены дефиниции, описывающие этапы освоения Тени и конечную цель, к которой необходимо прийти. Тест Липота Сонди в данной статье описан как инструмент, позволяющий «познакомиться» со своей Тенью, то есть выяснить характерологические особенности тень для отдельного индивида.
В психологии существует такое понятие как самопознание, самосовершенствование и некоторые личности приходят к данным категория по тем или иным причинам, то есть наступает момент осознания необходимости роста как личности. Чтобы начать движение в этом направлении, необходимо понимать с чего оно начинается, с чем человек сталкивается, и что ему необходимо преодолеть на данном этапе и вообще, какие этапы существуют. В данной статей речь пойдет о таком явлении как архетип «Тень», поскольку без осознания данной стороны личности, роста и самосовершенствования как такого личность не достигнет.
Вероятно, могут возникнуть скептические возражения относительно функциональности данного заявления, однако далее будут представлены доказательства и подтверждения. Если рассматривать в данном контексте сопоставление профессионального роста человека, получение какого-либо статуса с процессом самосовершенствования, то они имеют опосредованные точки соприкосновения. Ведь пути достижения данных категорий, с одной стороны, могут быть различными, например, «незаслуженно», «за чужой счет» и так далее, но и самостоятельное достижение данных «высот» с самосовершенствованием имеет мало общего.
Впервые понятие архетип «Тень» было введено К. Г. Юнгом в контексте его идеи индивидуации, иными словами, можно было сказать некой наивысшей точки развития человека с точки зрения К. Г. Юнга. Юнг дает следующее определение «тени»:
«Тень – персонифицируется во всем, что субъект не признает в себе и что все-таки напрямую или косвенно, снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции».
Исследование понятия архетипа Тень показало, что об этом явлении написано множество книг, которые содержат различные мнения, и проникнуть в многогранность данного явления, как казалось на первый взгляд, не так просто. Следовательно, в первую очередь рассмотрим примеры определения Тени, которые, по сути, должны отражать ее суть:
«Тень – это самое низменное состояние человека».
«Тень – это темная сторона Бога»
«Тень не ровно Зло»
Ни одно из приведенных определений в полной мере не отражает суть понятия Тени в полной мере, все они носят ограниченный характер. Согласно теории Юнга об архетипах известно, что первый архетип, с которым человек сталкивается, является Персона, то есть это видимое повеление человека.
«Тень – это противоположность Персоны»
Ключевое слово, на которое следует обратить особое внимание, как мы видим из данного определения, является «противоположность». Из этого следует, что Тень не обязательно должна быть «плохой», «низменной», «содержащей все пороки человека», это противоположность. Иными словами, если персона человека, то есть, как человек пытается себя позиционировать в обществе, выражается в образе, например, священника, то противоположность его, то есть тень имеет характеристики, например, убийцы. Если рассматривать данный пример на мифах, то данное явление ярко представлено в таких мифических фигурах как Авель и Каин, то есть это две противоположности.
Проникновение в суть архетипа Тень невозможно без рассмотрения ее классификации, то есть неких ее составных частей либо граней проявление в жизни индивида.
Существует также такое понятие как «проекция Тени» – это Тень, вытесненная в окружающий мир. На своем жизненном пути человек сталкивается либо с людьми, либо с различного рода ситуациями, следовательно, Тень может проецироваться либо на других людях, либо в виде ситуаций, то есть проявление Тени человек может увидеть как отражение в других людях, либо в ситуациях, с которыми он сталкивается в жизни.
Четвертая составляющая понятия Тени – это Тень группы. В данном случае люди объединяются по принципу схожести их личной Тени, а общий результат деятельности данной группы и символизирует Тень группы.
Исходя из данных понятий, следует следующая закономерность, то есть архетипическая Тень является источником проявления личной Тени, проекции Тени и Тени группы. Личная Тень для индивида является непознанной категорией, однако ввиду существования таких понятий как «проекция Тени» и «Тень группы» человек может постигать и знакомиться с проявлениями своей Тени.
Как упоминалось ранее, Тень является определённым этапом индивида на пути его становления сильной личностью. В данном контексте следует упомянуть, что на пути познания Тени существует определенный шлагбаум и это Персона, то есть, прежде чем индивид переходит к освоению Тени, он должен разрешить Персону, только в таком случае происходит переход к Тени. Если человек хочет развития, самосовершенствования, то встреча с тенью неизбежна. Но встреча это лишь первый этап, ведь конечным результатом в данном случае является «разрешение» Тени, только поле этого возможно движение на следующие ступени самосовершенствования, иными словами, освоение следующих архетипов, чтобы в конечном итоге прийти к «Самости».
К.Г. Юнг «разрешение тени» называл «бой с тенью»:
«Бой с тенью» – это один из этапов становления человека сильной личностью.
Исходя из названия данного этапа, следует, что человек встречается со своей тенью в поединке. Поединок в данном случае понимается не как физическое проявление поединка. Превалирующая часть поединков проявляется на интеллектуальном уровне, что отражается как сделки, переговоры, различного рода ситуации, где нужно просто договориться. Поединок в данном случае носит некий символический характер и проникает в образ жизни индивида.
«Бой с тенью» может происходить в двух режимах: управляемо и неуправляемо. Безусловно, чтобы пройти данный этап управляемо, во-первых, нужно знать вообще о существовании и проявлении данных категорий в жизни, а, во-вторых, чтобы успешно его пройти, то есть справляться с поединками, которые возникают в жизни, необходимо обладать определенными знаниями, которые и позволят это сделать.
К сожалению, большинство людей не обладают подобного рода информацией, а как следствие, встреча с тенью или соприкосновение с ее проявлениями происходит неуправляемо. В данном случае, человек неспособен справляться с поединками, конфликтами в своей жизни, а как результат, он становиться управляемым, то есть ведомым.
Прохождение Тени у каждого человека происходит по-разному. Например, у К.Г. Юнга прохождение Тени сопровождалось виденьем различных духов, кошмарных снов, но это лишь один из вариантов. Однако если человек стал на этот путь и не прошел данный этап, последствия для человека могут быть весьма плачевные. Человек, не прошедший Тень, сам становиться Тенью и попадает в «мир теней». Данное состояние индивида можно было охарактеризовать следующим образом: даже если человек добивается определенных результатов в жизни, они не приносят ему удовлетворения. Полученные результаты никак не отражаются в его жизни, то есть изменений никаких не происходит, жизненная картина находиться в статическом состоянии.
Следует отметить, что в процессе освоения или разрешения тени как законченного явления, можно выделить следующие этапы:
Резюмируя сказанное, отмечаем, что, не освоив архетип Тени, человек не сможет продолжить движение на пути самосовершенствования. Однако пройти данный этап не так просто и немногим это удается, поскольку принять вторую совершенно противоположную сторону своей личности и интегрировать в единую личность крайне сложно.
Учение об архетипах К. Г. Юнга и сами архетипы носят мистический характер и, к сожалению, данные дефиниции весьма сложно классифицировать с помощью методов современной психологии. Сам Юнг так и не смог создать тот инструмент, который позволял бы человеку заранее познакомиться со второй, неизвестной для него частью личности. Однако существует другой ученый, хотя и менее известный, которому удалось создать инструмент, позволяющий увидеть свою Тень- Липот Сонди и его уникальная методика – тест Сонди.
Липот Сонди об освоении тени в книге «Я-анализ» пишет следующее:
«Только потому, что у человека есть «Я», возможно, что он в этом «Я» переносит свой тёмный изначальный мир, своё царство тени в солнечный внешний мир, и время от времени пытается устроить ужасные солнечные затмения. Душа познаёт свою тень».
Липот Сонди в своих трудах затрагивает тему о происхождении Тени и пишет о том, что оно носит характер «двойного генеза». То есть часть тени происходит из личного бессознательного, вторая часть – из коллективного бессознательного.
Как упоминалось выше, согласно учению К. Г. Юнга освоение Тени ведет к обретению индивидом целостности личности. Теория судьбоанализа гласит, что индивид обретает целостность в том случае, когда ему удается объединить все противоположности, существующие в его системе побуждений. Следовательно, прослеживаются определённые параллели, то есть Юнг говорит об освоении двух архетипов – Персоны и Тени, а Липот Сонди пишет об интеграции переднего и заднего плана системы побуждений, что отражается в профиле теста Сонди. Следовательно, архетип Персона выражена в системе побуждений судьбоанализа в профиле переднего плана, а архетип Тени – в профиле заднего плана. Исходя из этого, индивид, пройдя тест Сонди, может выяснить характерологические особенности своей тени. Однако Липот Сонди отмечает в то же время и некоторые отличия Тени и тенденций заднего плана, он говорит о том, что они включают в себя более широкий спектр характеристик индивида, чем сама тень. Из этого следует также и другой вывод, что тест Сонди является отражением не только личного, родового бессознательно, но и коллективного бессознательного.
Исходя из вышесказанного, следует, что тень у каждого человека разная, она может характеризоваться как положительными качествами, так и отрицательными. Зачем же человеку познавать свои отрицательные стороны и интегрировать их в жизнь? Дело в том, что Персона индивида и Тень – это две крайности личности, то есть две противоположности, в которые он переходит. В одной из статей упоминалось о механизме «родовая сцена», в силу наличия данного механизма и возможен данный переход. Иными словами, данный механизм может сработать при очередном разочаровании, жизненном провале, накопившихся неудачах и на жизненную сцену выходит Тень индивида, затем снова «родовая сцена» может повернуться и на сцену выйдет Персона. В таком случае человек будет демонстрировать нестабильное поведение, крайности в поведении, что будет характеризовать его личность, как неблагонадежную и несерьезную. Поэтому главная задача индивида не только разрешить Тень, но и интегрировать две субстанции, то есть Тень и Персону, иными словами прийти в равновесное состояние относительно и Тени, и Персоны, иными словами «золотая середина», только в таком случае возможно дальнейшее саморазвитие.
Список цитируемой литературы:
Мистика тени
Человеческая тень всегда была наделена чем-то древним и таинственным. На Руси, да и в других странах люди верили, что тень – это двойник самого человека, его второе «Я”, отражение его души.
Интересен тот факт, что у поляков человеческая тень является в облике Мора; у славян – в облике вампира, а также душ умерших.
Согласно болгарской легенде, Бог создал дьявола из своей тени. Исходя из этого, существует поверье, что если ударить самого колдуна или ведьму, они не почувствуют боль. А если ударить осиновым поленом по их тени, то можно тем самым обезвредить их магический дар.
Более мистическим суеверием считается сербская примета, которая гласит, что человеческая тень может проникнуть в его голову и вызвать помутнение рассудка. Поэтому сербским детям строго-настрого запрещалось играть со своей тенью при помощи рук; а также ступать и прыгать на человеческой тени. Это суеверие прочно закрепилось и у ирландцев: наступишь на тень – принесешь неудачу человеку. Маленькие дети часто говорят, что чувствуют себя плохо и неуютно, видя, как какой-нибудь ребенок или взрослый наступает на его тень.
В славянской мифологии можно встретить немало поверий о тени человека. Так, русские верили, что тень незадолго до смерти, покидает человека. Если пронзить копьем или шпагой тень врага – он умрет. После смерти тень может блуждать по свету и не находить себе покоя.
Белорусы и по сей день верят: если измерить настенную человеческую тень, обвести ее мелом или обколоть булавками, то можно «вынуть” из человека всю хворь, болезнь и порчу. На русском севере хозяин при закладке нового жилища не должен стоять против солнца, считалось что тень, упавшая на фундамент дома, может забрать в качестве строительной жертвы саму душу человека, через некоторое время человек заболевал и умирал через 40 дней, а его душа становилась главным покровителем дома.
Мистические рассказы о тенях.
«Муж у меня приезжий и так получилось что мы сейчас живем с ним отдельно. В прошлом году он приехал ко мне на 10 дней я сняла квартиру за 5 дней вперед перевезла кое какие вещи для жизни и взяла с собой компьютер note book чтоб мне не было скучно. В первую ночь посмотрела телевизор поиграла игру потушила везде свет легла спать поздно.
Лежу и слышу на кухне стуки как будто кто то палкой бьет по столу и так каждый день. На столе еду оставляла для домового, ну ничего не прекращалось эти стуки каждую ночь днем главное тихо и спокойно. От страха я оставляла на кухне свет включенным ложилась спать.
В другой день вечером телевизор включенный,включенный свет играю игру а фон на компьютере темный был что мне видно как отсвечивают предметы которые стоят в комнате и вдруг вижу через компьютер тень ко мне приближается за спиной сначала маленькая потом больше и больше становится что интересно тень в форме человека голова плечи, я резко обернулась естественно не увидела.
Кое как прожили эти 15 дней уехав муж я сразу же сдала квартиру назад хозяевам. Поговорила с хозяйкой оказывается пол года назад в этой квартире умер их дед. Почему в верю в приведения и в духов потому что сама видела это не первая история произошедшая со мной. «
«Это было где-то в 6:00 утра. Я ещё лежал в кровати. Вроде как спал, а вроде и нет. Вдруг слышу у себя в голове какие-то голоса. Я открыл глаза и увидел что ко мне с другой комнаты приближается какая-то тень с поднятыми руками (как будто идёт меня душить). Я очень испугался и когда он подошёл к моей кровати, я попробовал его спугнуть и попытался ударить его ногой. Он увернулся от моей ноги и когда я пришёл в себя-он исчез. Когда я рассказал это маме-она очень испугалась за меня и следующей ночью побрызгала углы в моей комнате свячёной водой. Той ночью я спал спокойно. На следующий день произошла опять та же ситуация, только немного по-другому. Я по прежнему перед тем как проснуться слышал какие-то голоса. Я знал, если я открою глаза-снова увижу эту тень. Я открыл глаза и действительно, смотрю, на меня опять движется эта тень. Только не с комнаты, как в тот раз. Она была прямо передо мной. Я попытался закричать, позвать кого-нибудь из родителей, но у меня ничего не получалось. Я был как будто парализован. Эта тень как будто накрыла меня. Я почувствовал что моё тело стало тяжелее, будто эта тень вошла в меня. Я попытался проснуться. Но я двигался как то в замедленном ритме(рывками). И когда я наконец проснулся, у меня по телу была дрожь.»
Ну вот начинаю идти по четвертому этажу и как будто кто-то невидимый толкнул меня и я упала разбив себе коленку. Я встав отряхнулась постояла и подумала «точно выпила много если даже ноги не держат» и пошла дальше. На пятом этаже я чуть сного не упала, но помогла перила я удержалась на ней. А вот на 6 этаже я услышала как будто скрежет ногтями по металлической двери.Вот тогда я уже реально испугалась и побежала в свою квартиру. И только как я хотела открыть дверь я обернулась и увидела ужасное. Там была тень. У этой тени светились глаза красным цветом. я от ужаса не могла открыть замок. Его заела. а та тварь ехидно улыбнулась и исчезло. и дверь сразу открылась. Если у кого было подобное напишите мне в комментариях или знают кто или что это было. просто много времени прошло, а я все живу в страхе. С уважением Мария.»
Карл Юнг. Тень. Теневые стороны человека
Как и большинство людей, вы наверняка имеете общие представления о своих желаниях, ценностях и убеждениях. Вы выбираете «персональный код», который диктует, как себя вести, чтобы быть «хорошим» человеком. Вы полагаете, что знаете, кто вы есть.
А если вы ошибаетесь?
Что если большая часть того, что вы знаете о себе, своей морали и о том, что вами движет – это не совсем тот человек, кем вы являетесь на самом деле? Ведь случалось же вам импульсивно что-то ужасное сказать или сделать, а потом горько сожалеть об этом?
«Как я мог так поступить? Почему?» — терзаете вы себя потом.
Вот это «почему» и есть «белым пятном». Не исключено, что вас действительно рассердили или ранили, но откуда такая реакция? Возможно, утрата контроля над собой свидетельствует о существовании совсем другого человека, который прячется под тщательно придуманным вами образом?
Если вы обнаружили в себе существование этого «совсем другого человека», поздравляем, вы встретили свою Тень.
«Тень» — это термин, который впервые ввел швейцарский психиатр Карл Юнг для описания тех аспектов личности, которые все мы отвергаем и подавляем. По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл нашей Тенью.
Проблема состоит в том, что зачастую мы не всегда осознаем ту часть своего «я», которую отвергаем. Согласно теории Юнга, мы психологически дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.
Происходит интересная вещь: вместо того, чтобы противостоять тому, что нам не нравится, наш разум делает вид, что этого нет. Агрессивные импульсы, табу-ментальные образы, постыдные переживания, аморальные побуждения, страхи, иррациональные желания, неприемлемые сексуальные желания – это далеко не полный перечень теневых аспектов, которые люди носят в себе, но боятся признаться.
Проекция: мы замечаем нашу темную сторону в других
«Если б это было так просто! — что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?» —
Александр Солженицын.
Увидеть тень внутри себя очень сложно, поэтому редко кто это делает. Другое дело – в других! По правде говоря, мы просто наслаждаемся этим. Обсуждать неприглядные качества других – что может быть «слаще». На этом, кстати, построена вся индустрия сплетен и слухов о знаменитостях.
Видеть в других то, что не замечаем в себе, – это явление Юнг называл «проекцией». Так как наш разум отказывается признавать наши темные стороны, а они никуда не деваются изнутри, мы проецируем их на других людей. Сначала мы отвергаем, а затем – проецируем.
А все потому, что нам очень трудно признаться себе, что мы ошибаемся.
Когда мне было 7 лет, у меня возникла идея убежать из дому вместе со своим младшим братом. У нас была нормальная семья, никаких проблем, но вот я решила сделать это, и все тут. Когда мой брат спросил меня, зачем мы это делаем, я ответила: «Потому что все дети делают это».
Мы упаковали в чемодан наши игрушки, печенье и сок. Открыли окно спальни на первом этаже, сбросили чемодан вниз. Я сказала брату прыгать, что он и сделал. Пришла моя очередь. Я занесла ногу за раму и оказалась между миром нашей безопасной спальни и внешним. Я посмотрела вниз на автомобили, которые проезжали мимо, и вдруг осознала, какую черту мы собрались пересечь. С одной стороны окна я была в безопасности, ведь рядом всегда была мама, которая знала, где я и чем занимаюсь. А вот с другой стороны – правила менялись. Если она узнает, что мы убежали без разрешения, – точно убьет нас. Вот о чем я подумала тогда.
Этот момент паники заставил меня отступить в зону безопасности. Я позвала своего брата, сказала, что забыла что-то и вместо того, чтобы вернуться – бросилась рассказывать маме, что брат решил убежать из дому. В это время он стоял на улице и ждал меня. Когда мы с мамой спустились к нему, в его глазах читалось все, что он думал о моем предательстве. Я же казалась себе таким «спасителем».
Все выглядело так, будто я просто дерьмовая сентиментальная сестра (которой я и была, как думала о себе). На самом деле, когда я осознала, сколько неприятностей нам принесет побег, то поспешила разработать способ защитить себя от последствий.
Мое «эго» семилетней сестры не позволило мне принять, что я ошибалась. Это унизило бы меня в глазах брата. Потому я спроецировала свою ошибку на брата и побежала к маме. Подозреваю, подсознательно я хотела бы увидеть последствия своей ошибки, чтобы вынести урок на будущее. Но я не хотела ощутить последствия этого опыта на себе.
Проецируя девиантное поведение на своего бедного младшего брата, которого баловала чуть не до смерти, я избегала сталкиваться со своим опасным поведением. Именно так мы все поступаем, поверьте.
Большинство людей не признаются себе в ошибках, потому что это вызывает боль и стыд. И вместо того, чтобы противостоять этому своему желанию, они идут на всякие ухищрения, чтобы доказать, что они правы. Даже если при этом делают больно другим.
Наш сознательный разум – это то место, где живет наше «эго», каким его каждый день видят другие. Поэтому когда вы говорите о том, кто вы, то имеете в виду ту свою часть, с которой обычно сталкиваетесь.
Это лишь часть вашей личности, которая на виду. Ваше осознание подобно свету, позволяющему наблюдать, что происходит внутри вашего ума. Под этим «светом» есть целый мир «тьмы», содержащий те наши качества, о которых нам даже страшно думать.
Наше «эго» — это только верхушка айсберга, плывущего над морем. Под ней — бессознательный разум — огромная гора льда, скрывающаяся под водой. Это наши подавленные мысли, воспоминания, эмоции и импульсы, о которых предпочитаем даже не вспоминать. Это наша Тень.
Юнг считал, что она незаметно контролирует большую часть того, что мы думаем, говорим или делаем.
Происхождение Тени
Общество учит нас, что некоторое поведение, эмоции, сексуальные желания и образ жизни – просто неуместны. Тот, кто нарушает эти правила и нормы, становится изгоем.
Человек – существо социальное, потому для того, чтобы не быть «изгнанным», он с самого детства делает все возможное, чтобы «вписаться» в установленные нормы и правила.
Как только мы заступаем за условную «линию» (что делаем довольно часто), – мы делаем себе больно. Общество немедленно осуждает нас. О нас говорят, показывают пальцами, сплетничают.
Единственный способ избежать этой повторяющейся боли – замаскировать ее. Мы начинаем рассказывать истории о самих себе, какими мы не являемся и никогда не станем. При этом увлекаемся так, что сами начинаем в них верить. В итоге мы откидываем любую информацию, которая сеет в нас сомнения. В психологии это называется «предвзятость подтверждения».
Проблема состоит в том, что у всех нас есть качества, которые общество осуждает и отбрасывает. Люди не оправдывают ожиданий друг друга, набрасываются на других, излишне резки и т. д.
Идеальный индивидуум в обществе – это тот, который соответствует его, нереальным для обыкновенного человека, стандартам.
И нам не остается ничего другого, как притворятся другими! Женщины наносят на себя тонны макияжа, мужчины поливаются разрекламированными дезодорантами, мы обрабатываем свои фото в Photoshop, выставляем их в социальных сетях. И все это – с единственной целью – замаскировать наши недостатки и притвориться «совершенством». Юнг называл маски, которые мы носим, «персонами».
Мы предпочитаем не высказывать в обществе необычных идей, притворяемся счастливыми и радостными, потому что «так принято». Когда нас спрашивают: «Как дела?», неизменно улыбаемся: «О, спасибо, чудесно!»
Ирония состоит в том, что такое поведение мешает нам исцелиться и избавиться от наших темных сторон.
Тот факт, что общество в процессе эволюции разработало свод норм и правил – это хорошо. Таким образом жить стало безопаснее и приятнее.
Но в своем рвении общество разработало моральный кодекс, согласно которому все должны соответствовать некоему идеалу. Естественно, никто из нас не может быть таким – это просто невозможно.
Объяснение: Формула Тени
«Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, и вы назовете это судьбой»
Карл Юнг.
Юнг предлагает решить эту проблему путем «работы над Тенью». Ведь то, что мы подавляем в себе, – никуда не девается, оно продолжает жить в нас.
Работа с Тенью – это процесс осознания бессознательного. Когда мы понимаем наши бессознательные импульсы – мы можем выбирать, как на них влиять. Для того, чтобы начать этот процесс, следует сделать шаг назад от классической модели поведения и посмотреть на себя со стороны. Это намного легче сделать, кстати, с помощью медитации.
Следующий шаг – это задать себе вопрос: «Почему я реагирую на то или иное событие, или на человека, именно таким образом?» Это научит нас возвращаться через наши эмоции к нашим воспоминаниям, которые программируют наше поведение.
Заметим, что сделать это будет не так уж просто – никому из нас не хочется признавать факт существования Тени. Потому первая задача – это преодолеть инстинктивный страх перед нашими тенями.
А самая большая проблема, с которой сталкиваются люди, которые встречаются с Тенью, это вопрос: «Неужели я плохой человек?» Ведь признание Тени означает признание, что у нас всех есть темные стороны, о которых нам не хотелось бы вспоминать.
Юнг объясняет, что при определенных обстоятельствах абсолютно все люди обладают склонностью к ужасным и жестоким вещам. Как ни парадоксально, единственный способ борьбы с этим – это признание факта существования темных сторон. Только это может гарантировать, что эти наклонности никогда не актуализируются. Но опять же, мы отчаянно сопротивляемся, чтобы не думать о себе, как о «плохих» людях.
Но почему люди решили, что мысли-табу, наклонность к жестокости и «неправильные» желания свидетельствуют о том, что они «плохие»? Совсем необязательно! Вот о чем следует помнить!
Как только мы осознаем, что для нас есть спусковым крючком (а это могут быть подавленный страх, боль и прочее), сможем принять эту часть себя и исцелиться. Мы должны принять наши Тени и стать сильнее, поборов страх перед ними.
Как только мы приступим к работе над Тенями, поймем, что большая часть их является результатом того, что нам причинили боль, и мы всеми силами пытаемся избежать ее в будущем.
Мы должны принять то, что случилось, признать, что не заслужили этой боли и это не наша вина. Только приняв эту часть себя, мы вернем утраченную цельность. Для особо тяжелых травм потребуется работа с психологом.
Если вы хотите спасти мир, работайте над своей Тенью
Работа над нашей Тенью помогает понять себя и стать лучше, потому миру нужно, чтобы мы как можно раньше отправились в это «путешествие».
У каждого из нас намного больше возможностей повлиять на наш мир, чем мы себе представляем. Мы все в ответе за то, что происходит.
Ведь каждый день мы строим культуру нашего общества. Когда улыбаемся первому встречному – мы утверждаем принципы доброты. Когда отводим глаза и резки – мы строим сообщество, основанное на недоверии и враждебности.
Наши действия выходят далеко за пределы нашего маленького мира – они оказывают влияние на общество в целом.
Приведу пример. У Нью-Йорка — репутация «грубого» города. Но может ли город быть грубым?! Нет, конечно. А вот люди, которые там живут, могут.
Потому все начинается с каждого из нас. Сохраните этот мир, работайте над своей Тенью.