зачем нужна шумоизоляция авто
Шумоизоляция автомобиля.
Сегодня поговорим о шумоизоляции автомобиля и попробуем разобраться в назначении основных материалов, которые используются для шумоизоляции авто. Прежде чем возводить оборонительные укрепления и бороться с шумом, необходимо знать своего врага.
Что такое шум и откуда он береться?
Основным источником шума в автомобиле являются всевозможные вибрации, колебания панелей кузова, которые появляются из-за набегающих потоков воздуха и неровности дорожного полотна. Основной вклад в шум, как правило, вносят двигатель, трансмисия и резина автомобиля.
Спектр паразитных шумов весьма широк: практически весь слышимый человеческим ухом диапазон: от 20 до 20 000 Гц. А поскольку кузов автомобиля можно сравнить с барабаном, то гуляющие внутри его звуковые волны складываются, накладываются, гасят друг друга и в итоге получается своеобразный коктейль, который и атакует наши уши. Особенно ярко это проявляется в зимний период, когда пластиковая отделка салона замерзает, резинки дубеют и скрипов становится на порядок больше. Не удивляйтесь, но причиной шума в салоне авто может быть и плохо установленная акустика — при желании послушать музыку Вы делаете ее громче, а вместо этого слышите дребезжание обшивок и элементов дверей.
Каким же образом снизить уровень шума в автомобиле?
Ответ прост – сделать шумоизоляцию автомобиля с использованием специальных материалов. На сегодняшний день на рынке достаточно много производителей шумоизоляции для автомобилей, навскидку назову самых популярный производителей “шумки”: STP (СтандартПласт), SumOff (Шумофф), СТАНДАРТ, SGM (СГМ Технология), VIKAR. Ассортимент этих производителей включает в себя достаточно широкую палитру материалов для шумоизоляции автомобилей, по своему функциональному назначению их можно разделить на две большие группы: вибродемпферы и звукоизоляторы. Давайте попробуем разобраться в базовых принципах работы этих материалов.
Принцип работы виброизолирующих материалов основан, на искусственном утяжелении и увеличении жосткости металлических деталей кузова. Легкий лист проще раскачать, нежели тяжелый. Второй секрет вибродемпфера кроется в его структуре. Действующая на оклеенный лист металла вибрация автоматически передается и на демпфер (виброизолятор), который за счет сдвига (на молекулярном уровне) в толще слоя материала преобразует механическую энергию в тепловую. Иными словами, мы имеем дело с неким подобием амортизатора. А то, насколько эффективно протекает процесс затухания волн, зависит от свойств материала и характеризуется так называемым коэффициентом механических потерь, который лежит в пределах от нуля до единицы. Чем меньше данный коэффициент, тем хуже материал и наоборот.
Звукоизоляторы – данный тип материалов имеет абсолютно иной принцип работы. На первый взгляд, шумопоглотители очень напоминают обычный мелкоячеистый поролон. Однако последний не может противостоять шуму по определению. Дело в том, что структура шумопоглощающего материала, в отличите от “двойника”, имеет ячейки строго определенного размера, которые связаны между собой хаотично. У поролона они как бы нанизаны на ниточку. Принцип работы материала следующий. Звуковая волна попадает внутрь материала и, переходя из ячейки в ячейку, теряется в бесконечном лабиринте, слабеет и затухает. Грубо, процесс напоминает работу классической безэховой камеры в миниатюре. Только камер этих миллионы. Эффективность работы шумопоглощающего материала, изготовленного, как правило, из пенополиуретана, зависит от его толщины. Чем она больше, тем лучше.
Шумоизоляция автомобиля достаточно трудоемкий процесс, который требует немалых денежных затрат и физических усилий, однако удовольствие, которое вы будете получать от тишины в салоне, превзойдет все ваши ожидания.
Зачем делать шумоизоляцию автомобиля
Правильная шумоизоляция необходима для любого автомобиля, будь то старенькая отечественная машина, или новая иномарка. Даже топовые автомобили, уже со встроенной на заводе шумоизоляцией, часто требуют ее улучшения. Для чего нужна шумоизоляция? Можно ли обойтись и без лишних трат?
Можно, но не нужно, если вы любитель комфортной и спокойной езды под качественную музыку. Вот пример того, когда после шумоизоляции только дверей, сразу чувствуется большой эффект за счет улучшения звучания музыки в салоне. Это происходит благодаря тому, что металл, из которого изготовлены двери, часто слишком тонкий, а значит под действием звучания акустики незначительно вибрирует. Сразу после установки изоляции, увеличивается жесткость двери автомобиля, а звучание становится намного качественнее. Т.е. большим ценителям музыки необязательно покупать дорогую акустику, ведь даже недорогая модель, благодаря шумоизоляции, зазвучит яркими красками.
Основной минус шумоизоляции – это увеличение веса деталей. Действительно, вес двери увеличится, но если все сделать правильно, то не критически. На автофорумах можно прочитать, что у некоторых автолюбителей даже проседали петли на дверях и их нужно было менять от чрезмерного веса шумоизоляционных материалов. Так может случится, если изолировать машину от шумов неправильно, поэтому не рекомендуем заниматься этим самостоятельно в гараже, лучше обратиться к мастерам своего дела. Нужна золотая середина: если положить слишком много слоев изоляционного материала, то эффект шумоподавления не улучшиться, а вес увеличится. Поэтому не стоит стремиться окутать каждую деталь в несколько слоев, да еще и разными материалами. Все хорошо в меру.
Качественная шумоизоляция позволяет устранить до 70% общего шума, т.е. вам не нужно будет кричать, чтобы услышать собеседника, а уровень непонятной усталости от продолжительной езды снизится как у вас, так и у пассажиров. Шумоизоляция, это не то улучшение автомобиля, на котором стоит экономить. Если не хватает ресурсов провести полную изоляцию за один раз, тогда делайте постепенно, но качественно, а заодно сможете еще сравнить, какой эффект достигается от изоляции той или иной части автомобиля.
Например, шумоизоляция хорошо справляется со звучанием собственного двигателя, для этого достаточно обработать изоляционными материалами пространство между ним и салоном, ведь это главный источник ненужных шумов.
Также шумоизоляция позволяет утеплить автомобиль зимой, сохранить прохладу летом, создать комфортный микроклимат, а за счет защиты от протекания влаги и образования конденсата, сохранить машину от коррозии.
Зачем нужна шумоизоляция авто
Автомобили, произведенные в последние десятилетия, слишком часто проектируются на основе финансовых рекомендаций и в рамках выдвигаемых экологических ограничений (переработка материалов). Это оказывает давление на инженеров-технологов, задача которых — постоянно искать возможности экономии или замены стандартной продукции (изготовленной из переработанных старых материалов). Эта экономия касается практически каждого элемента автомобиля.
Однако в основном экономия происходит на тех частях, которые не влияют на предполагаемое правильное функционирование всего механизма. Если без хорошей звукоизоляции машина едет так же как и с ней, так почему бы не сэкономить? Опытные водители с ностальгией вспоминают «старые добрые времена», когда звукоизоляция автомобильных дверей или салона была своеобразным стандартом … но к сожалению, вряд ли он вернется.
Когда вам приходится проводить долгие часы в машине, утомительный шум двигателя, значительный шум шин/подвески или громкие звуки снаружи автомобиля не улучшают комфорт путешествия!
Кроме того, качество дорог оказывает огромное влияние на доносящийся до нас грохот от ходовой части.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Предложение и прейскурант услуг
Предложение адресовано всем автовладельцам, которые не удовлетворены акустическим комфортом своего автомобиля — как с точки зрения звукоизоляции двигателя, шума шин, шума ветра, обтекающего кузов, так и звукоизоляции пола автомобиля. Независимо от того, будет ли это автомобиль премиум-класса, пикап или популярный автомобиль, вы можете значительно или очень значительно снизить уровень шума в салоне и во многих случаях полностью изменить акустический облик автомобиля!
Владельцы внедорожников/пикапов, дизельных автомобилей с маленькими двигателями в больших кузовах (уменьшение габаритов) или автомобилей с громкими выхлопными системами (спортивные автомобили) почувствуют особенно большую разницу от внесенных модификаций. Тем не менее, даже владельцы новейших лимузинов могут принять решение о звукоизоляции салона, чтобы улучшить комфорт вождения, потому что, помимо звукоизоляции двигателя, у таких машин есть проблемы с шумом, исходящим от двери через дверь и шины.
Какой выход есть?
Комплексная шумоизоляция автомобиля
Вы можете обратиться в компанию, которая оказывает услуги такого рода. Они работают практически со всеми элементами, которые влияют на акустический комфорт путешествия.
Также идет работа над снижением шума, производимого двигателем, путем звукоизоляции перегородки между моторным отсеком и кабиной, устранением резонансов под приборной панелью и отключения звука капота, арок передних колес и переднего пола, в итоге звук двигателя будет намного меньше — разница может удивить многих автовладельцев!
Шумоизоляция шасси/багажника
Если в салоне слышны утомительные шумы или негромкий гул, который усиливаются с увеличением скорости или при движении по дороге с плохим покрытием и исходят из-под пола или из багажника, вы можете полностью их устранить, шумоизолировав автомобиль через элементы кузова. В частности, производители пренебрегают багажным отделением и арками задних колес, поэтому вы можете значительно улучшить комфорт езды по плохим дорогам и быстрой езды по шоссе, работая над вышеупомянутыми элементами!
Зачем делать шумоизоляцию автомобиля?
Автомобильные меломаны вопрос — «зачем делать шумоизоляцию машины» — сочтут странным. Без качественной шумоизоляции не имеет смысла установка усилителей, высокочастотных твиттеров, мидбасов, кроссоверов и эквалайзеров. Любые улучшения обертонов и чистоты музыкального звучания утонут в уличных шумах, звуке ревущего мотора, стуке гравия по днищу автомобиля.
Разъяснять необходимость шумоизоляции нужно обычным автолюбителям, которые никогда не пробовали ездить в автомобиле высокого класса.
Зачем нужна шумоизоляция бюджетных авто
Ярославским водителям, которых устраивает звук штатной акустики, радио с помехами, доказать необходимость дополнительной шумоизоляции довольно трудно. Но уже при прослушивании любимых CD-дисков посторонние шумы и призвуки раздражают владельца машины. Также раздражительно общение по телефону при движении по трассе на высокой скорости. И точно уж не нравится биение камушков по аркам.
Качественную многослойную шумоизоляцию можно встретить только у элитных автомобилей. Для бюджетных машин она недоступна, так как увеличивает себестоимость производства и базовую стоимость авто.
Убедиться в несовершенстве штатной шумоизоляции можно, разобрав одну из дверей отечественного автомобиля или бюджетной иномарки. В дверных картах в качестве шумоизоляторов используется поролон или обыкновенный картон, который сиротливо наклеен маленькими фрагментами.
Между тем, заказав комплексную шумоизоляцию машины в детейлинг центре «Марафет», вы сможете убедиться во всех ее преимуществах. Любого водителя устроит качественная шумоизоляция, при которой в салоне:
Единственным исключением из этого правила становятся любители агрессивной езды. Им доставляет удовольствие рев мощного мотора, который можно назвать своеобразной «музыкой». Для этого снимаются все заводские приспособления и устанавливаются прямоточные глушители, усиливающие звук работающего двигателя и заглушающие все посторонние шумы.
К основным шумовым зонам автомобиля относятся перегородка моторного отсека, все двери, днище и колесные арки. При комплексной шумоизоляции используется более семи видов различных материалов!
Неоднозначен ответ на вопрос — «зачем делать шумоизоляцию капота». Многие любители акустического тюнинга считают, что при нормальной шумоизоляции перегородки моторного отсека и дверей автомобиля звук работающего мотора не мешает прослушиванию музыки. Тем не менее, для полной шумоизоляции двигателя у нас можно заказать и эту услугу, которая требует подбора специальных (негорючих и термостойких) шумоизоляторов.
Преимущества заказа шумоизоляции в нашем детейлинг центре
Даже самые простые шумоизоляционные работы с автомобильными дверями потребуют:
Все эти нюансы хорошо известны нашим мастерам и не вызывают у них затруднений. Дополнительными бонусами при заказе у нас шумоизоляции авто станут: новые технологии и материалы, разумные расценки, большое количество дополнительных услуг (мойка, химчистка, бронирование оптики и стекол, покраска и полировка кузова).
Поклейка осуществляется только многослойными пирогами:
А может, достаточно сделать «шумку» дверей? Узнаём, как улучшить звук в автомобиле
А что вы собираетесь слушать?
Перед тем как начать выбирать динамики, эксперт советует определиться, какую музыку вы будете слушать в автомобиле. Если в салоне чаще будет звучать электронная музыка, то к «акустическому вопросу» следует подходить иначе, нежели в случае, когда вы предпочитаете рок-музыку или творчество поп-исполнителей. И дело здесь не только в басах, как может показаться на первый взгляд.
— Всю музыку можно условно разделить на две категории. Первая — та, где есть исполнитель. Это рок, классика, джаз и т. п. Иными словами, это композиции, которые обычно слушают со сцены. Вторая — музыка без исполнителя. Сюда бы я отнес электронную и клубную музыку. Она должна быть как бы вокруг слушателя, а не играть со одной стороны. Если предпочитаете музыку с исполнителем, то акцент нужно делать на фронтальную часть салона автомобиля — выстраивать так называемую сцену. Если же в вашем плей-листе преимущественно электронная музыка, то необходимо делать просто качественное объемное звучание, — пояснил Андрей.
Шумоизоляция дверей (70—80 долларов по курсу)
Во время «тест-драйва» акустики нашей Renault Arkana эксперт не просто послушал звучание колонок, но и постучал по обшивке дверей. Она пластиковая с небольшими вставками из кожзама. По заводу дверь в непремиальных машинах практически полая, без особой шумо- или виброизоляции, поэтому там возникают резонирующие частоты, которые могут испортить впечатление от прослушивания музыки на громкости чуть больше средней. Кроме того, за динамиком желательно расположить закрытый объем, который не позволит звуку распространяться в ненужном направлении. Дверь в какой-то степени и выполняет роль такого объема, но она вся «дышит», в том числе за счет технологических отверстий.
Для того чтобы добиться в своем автомобиле качественного звучания аудиосистемы, начать нужно именно с шумоизоляции дверей. Полностью их разобрав, обезжиривают внутренние поверхности. Полые емкости дверей проклеиваются вибропластом.
Далее, как правило, наносится слой сплэна (это самоклеящийся материал на основе пенополиэтилена). Он имеет важное преимущество — не впитывает воду. Но есть у сплэна и недостаток — этот материал достаточно жесткий и в жаркую погоду может отклеиваться. К тому же он не поглощает звук. Вместо сплэна можно использовать битопласт. Качество звука с ним даже лучше за счет поглощения так называемых стоячих волн. Ложкой дегтя в случае с битопластом является впитывание воды, что со временем может повредить материал.
В зависимости от мощности акустики, которую вы планируете ставить в машину, необходимо рассчитать толщину вибропласта. Как правило, двери «полнеют» на 3—5 кг, и это не требует никакой дополнительной доработки. Но иногда шумо- и вибропоглощающие материалы добавляют столько лишнего веса, что приходится даже усиливать петли. Возможно, вы видели, как на соревнованиях по звуку владельцы автомобилей приподнимают двери, чтобы их захлопнуть.
— Когда я плотно занимался автозвуком, зачастую проводил шумоизоляцию двери и отдавал клиентам машину со штатными динамиками. И процентов 30 людей говорили, что им больше ничего не надо. Если сделать нормальную шумоизоляцию хотя бы передних дверей, можно сэкономить на покупке более дорогих динамиков, а то и обойтись заводскими. Но есть клиенты, которые настаивают на том, чтобы я просто поставил другие компоненты. Они покупают дорогие модели, которые, в общем-то, теряют свой смысл без работы с дверями, — рассказал специалист.
Еще можно шумоизолировать днище, переднюю панель и даже крышу. Но если от дверей эффект гарантированно услышат даже те, кто в детстве повидался с медведем, то остальные доработки — для самых требовательных аудиофилов. К тому же доработка, например, передней панели — дело недешевое. Одна работа потянет на 100—150 долларов по курсу.
Шумоизолировать одну дверь стоит 70—80 долларов по курсу. Это материал плюс работа. Но здесь важно помнить, что такая операция, скорее всего, повлияет на заводскую гарантию автомобиля. Поэтому нужно либо ждать, когда машина слезет с дилерской «иглы», либо отказаться от гарантии, либо доработать автомобиль на официальной СТО (некоторые дилеры предлагают такую услугу).
Нужно ли дорабатывать задние двери?
— На самом деле, сидя спереди, вы даже не слышите задние динамики. Поэтому если вы шумоизолируете передние двери, вы улучшаете звук для водителя и переднего пассажира. Если дорабатываете задние — делаете услугу для задних пассажиров. В целом, проще настроить качественное стерео спереди, нежели заморачиваться с задним рядом. Мы иногда для соревнований вообще убирали задние динамики, чтобы они не оттягивали сцену. Так что для большинства людей будет достаточно поработать с передом. Для вашей «Арканы» за долларов 150 можно хорошо изолировать две двери. Поверьте, вы почувствуете разницу, — уверил Андрей.
Шумоизоляция багажника
Самые требовательные любители музыки шумоизолируют еще и багажник. Эффект от этой доработки ощутят разве что владельцы компактных хетчбэков. Когда багажник живет «отдельной жизнью» (например, у седана или купе), то шумоизолировать его следует только при установке сабвуфера. В случае с Renault Arkana от доработки грузового отсека можно и отказаться — багажник достаточно хорошо изолирован от салона. Считай, как в седане.
— Нужно понимать, что машина нужна в первую очередь для того, чтобы ехать, а не устраивать дискотеку. Поэтому и багажник следует трогать только в крайних случаях. Нагрузи крышку дополнительными килограммами — она не будет держаться в открытом положении. А значит, нужно дорабатывать газовые упоры. Я бы разумно взвешивал необходимость доработок в обычном автомобиле, — считает специалист.
Что такое твитеры?
На Renault Arkana, как и на большинство машин данного класса, установлена компонентная система. В нашем случае — фирмы Bose. В передних дверях расположены мидбасы, а на передней панели — высокочастотные твитеры (в простонародье — «пищалки»). Фактически это один динамик, разнесенный в два места. Автопроизводители выносят высокие частоты вверх, потому что они достаточно легко поглощаются ковролином. Другими словами, будь твитеры расположены в том же месте, где основные динамики (внизу дверей), звук от них терялся бы.
В нашем редакционном автомобиле «пищалка» расположена классическим образом — с отражением звука от лобового стекла. То есть воспроизводимый высокочастотным твитером звук отправляется вверх, ударяется о наклонное стекло и улетает в салон. Иногда твитеры размещают в стойках. Как правило, звук в этом случае направляется перекрестно: с левой стойки — в правого пассажира, а с правой — в сторону водителя. Специалист рекомендует заменить корпусы штатных «пищалок», потому что сетка не пропускает много частот и они остаются в передней торпеде. А чтобы увеличить «звуковую прозрачность», необходимо поменять крышку твитера.
— Раньше, когда музыку слушали с обычных компакт-дисков, там композиции были записаны полностью, без искажений и вырезания якобы «неслышимого» сектора звучания, без каких-либо преобразований. А в формате MP3 все сжато, и теперь ты не можешь «развернуть» композицию на качественную акустику. Хороший звук в автомобиле нужно слушать с закрытыми глазами. Включил симфонию и показал пальцем, где играет скрипка, а где — валторна. С MP3 такого не сделаешь. Именно поэтому сейчас люди чаще делают «шумку» для себя, чтобы комфортнее было ездить, нежели для качественного звучания. Автомобилистам больше не нужна действительно хорошая акустика. Плюс ко всему заводские системы стали намного лучше, чем раньше, — отметил специалист.
Что можно сделать с Renault Arkana?
В случае с нашей редакционной машиной эксперт советует начать как раз с шумоизоляции дверей и посмотреть, что получится. Возможно, больше ничего не понадобится делать. Если же захочется более «породистого» звучания, в багажник можно установить сабвуфер. Но для этого у кроссовера придется переделывать фальшпол, под которым хранится запаска. По заводу пол поднимается, ломаясь прямо у спинок заднего ряда — именно там должен располагаться корпусный сабвуфер. Переделка пола может привести к другим последствиям — возможно, будет затруднительно доставать запасное колесо.
— Что касается замены динамиков, то она в случае с вашей «Арканой» целесообразна, только если вы будете устанавливать в автомобиль дополнительный усилитель либо если повреждены заводские. Можно, конечно, пойти и купить новые динамики за 50 долларов, но вы не получите никакого эффекта по сравнению со штатной аудиосистемой. Если же менять что-то кардинально, то придется вложить солидную сумму денег, — рассказал Андрей.
Здесь важно отметить, что автомобильные динамики бывают двух типов: рассчитанные на работу с выносным усилителем и работающие с магнитольным усилителем. Как понять, «ху из ху»? Необходимо узнать, насколько динамик чувствителен к подводимой к нему мощности. Эта чувствительность измеряется в децибелах на октаву, и ее можно узнать в характеристиках устройства. Динамики с показателем до 93—94 дБ/окт лучше подключать к дополнительному усилителю. Все, что выше, можно коннектить со штатной магнитолой. Обычно у производителей аудиосистем есть пару моделей динамиков для работы с усилителем, который идет в автомобиле с завода. Это бюджетные решения, которые не дадут ожидаемого эффекта от доработки. Если же вы хотите удивлять качеством звучания в вашей машине, придется ставить дополнительный усилитель, менять динамики и закидывать в багажник сабвуфер. И это, вместе с шумоизоляцией дверей, обойдется в добрую копейку. Большинству автолюбителей такой звук попросту не нужен.