зачем нужна печаль в головоломке
Как мультик «Головоломка» показывает, что нельзя подавлять свои эмоции?
В 2015 году вышла «Головоломка» – мультфильм от студии Pixar, который завоевал сердца не только детей, но и взрослых. В отличие от многих других современных мультфильмов, «Головоломка» использует в качестве основы важные концепции из психологии и стремится научить зрителей понимать и принимать все свои эмоции, среди которых нет лишних и «неправильных».
Поэтому я предлагаю поговорить о том, как этот детский мультик показывает нам работу эмоций и памяти, а также обсудить, как эмоции влияют на нас и почему их нельзя подавлять.
Сюжет
«Головоломка» – мультфильм об 11-летней девочке Райли, которая проходит через тяжелый период в своей жизни: ее семья внезапно переезжает из Миннесоты, ее родного города, в Сан-Франциско.
Справляться со всеми переживаниями ей помогают пять главных эмоций: Радость, Гнев, Печаль, Страх и Брезгливость. Все они стоят у пульта управления в мозговом центре Райли, и на протяжении всего фильма мы наблюдаем, как эмоции влияют на поведение героини, ее восприятие действительности и воспоминания из прошлого.
Значимость наших эмоций
Предлагаю сначала обратиться к теории, а затем вернуться к мультфильму. Эмоции – это сложный психический процесс, который отражает значимость различных ситуаций для человека. Они влияют не только на наше отношение к людям или событиям, но и на работу нашего организма.
Эмоции являются значимой частью нашей жизни, и они отражают наше мировоззрение и ценности. Поэтому на одно и то же событие мы можем реагировать по-разному: например, при виде снега один человек начнет радоваться, а другой – злиться.
Более того, эмоции придают окраску различным событиям и непосредственно влияют на процессы запоминания и сохранения информации, ведь механизмы психики таковы, что эмоции помогают нам легче запомнить те или иные события. Как верно показано в «Головоломке», менее эмоционально окрашенные моменты в жизни стираются из нашей памяти гораздо быстрее, ведь наша психика воспринимает это как менее значимую информацию.
Почему нельзя подавлять эмоции?
При подавлении эмоции никуда не уходят и продолжают влиять на человека, но уже на телесном уровне, из-за этого и формируются психосоматические заболевания.
Психосоматика – направление в медицине и психологии, которое изучает влияние стресса и психологических проблем на наше физическое состояние. Согласно этому направлению, они могут вызвать соматические заболевания, например, астму, гипертонию и даже язвы желудка. И подавление эмоций (а особенно негативных) напрямую влияет на развитие таких заболеваний.
При блокировании наших эмоций и переживаний организм все равно продолжает вырабатывать гормоны, отвечающие за те или иные эмоции. И, поскольку нет разрядки, которая произошла бы при должном реагировании на событие, гормоны по типу адреналин/норадреналин продолжают влиять на наше состояние и вызывают стресс у всего организма, что напрямую ведет к снижению иммунитета, повышенному мышечному напряжению, которое сопровождается болью, и прочим соматическим симптомам.
Поэтому, чтобы выйти из состояния хронического стресса, необходимо проработать все эмоции, которые остались подавленными. Также в избавлении от гормонов стресса может помочь релаксация и медитация.
Как в мультфильме показана важность эмоций
По сюжету у Райли есть доминирующая эмоция – Радость, которая считается самой важной, т.к. у других эмоций негативный окрас, и только Радость дает положительное восприятие реальности. Печаль стараются подавлять, поскольку ее считают ненужной эмоцией, которая лишь омрачает жизнь девочки. После переезда Печаль внезапно начинает вмешиваться в работу мозгового центра, что встречает активное сопротивление со стороны остальных членов команды.
В один момент Печаль и Радость попадают в долговременную память, где видят своими глазами, как воспоминания из прошлого меркнут и теряют свою значимость. Во время их отсутствия три оставшиеся эмоции (Брезгливость, Гнев и Страх) пытаются сами управлять жизнью Райли, что у них выходит не очень хорошо. Мы видим, что, хотя отсутствие Печали и Радости не влияет на ее физическое состояние, это вызывает не менее страшные последствия: ее личность начинает разрушаться.
После того, как все эмоции возвращаются на место, они понимают, что Радость не может одна управлять всей жизнью девочки и что другие эмоции тоже важны. Особенно Печаль, которая неслучайно начала вмешиваться в работу мозгового центра: Райли было необходимо прожить утрату своего привычного окружения, чтобы затем адаптироваться к новой жизни.
Психологи отмечают, что необходимо проживать каждую нашу эмоцию, ведь для того, чтобы справиться даже с самыми тяжелыми событиями, необходимо проработать все, даже негатив. Поэтому игнорирование подобных эмоциональных состояний, когда человек начинает резко вести праздный образ жизни, пытаясь не думать о плохом, не только не помогает, но и вредит.
В конце нам показывают трансформацию воспоминаний, которые раньше имели лишь односложную эмоциональную окраску, в сложные и многогранные, наполненные всей гаммой эмоциональных состояний Райли. Тем самым «Головоломка» показывает нам важность каждой нашей эмоции, а также то, что подавление негативных эмоций не делает нашу жизнь счастливее или ярче, поскольку важно единство всех наших эмоциональных переживаний.
«Головоломку» не стоит недооценивать, ведь, в отличие от других мультфильмов, она говорит нам о базовых вещах, которые должны понимать и взрослые, и дети: это важность наших эмоций и механизм их работы. К сожалению, не каждый взрослый сможет правильно обозначить эмоции, которые он испытывает – для этого в психологической практике даже существует специальное упражнение, которое учит прислушиваться к своим эмоциям и корректно их называть. И это еще один аргумент в пользу того, почему этот мультфильм стоит посмотреть каждому.
А вы уже успели посмотреть этот мультфильм? И работаете ли вы со своими эмоциями?)
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт
КиноМультфильм «Головоломка»: Почему грустить — нормально
Чему мультфильм про эмоции маленькой девочки учит взрослых
На прошлой неделе состоялась премьера нового полнометражного мультфильма Pixar «Головоломка», который за первые же выходные в прокате побил все рекорды студии по сборам как в России, так и за рубежом. И дело не только в том, что Pixar лучше других умеет бить по больному и выжимать из зрителей слезы. «Головоломка» доносит вроде бы простую, но часто замалчиваемую мысль: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно всё время испытывать одну только радость.
Героиня «Головоломки» Райли — не принцесса и не сказочный персонаж. Райли одиннадцать, она единственный ребенок в семье, любит хоккей и своих друзей. В общем и целом счастливая девочка, которую родители стараются воспитывать в любви и оберегать от гендерных стереотипов. Проблемы начинаются, когда ей приходится переехать в Сан-Франциско, чудовищный, с точки зрения Райли, город: пицца здесь с брокколи, озёра если и найдутся, то уж точно зимой не замерзнут, а темные улочки совсем не похожи на зеленые просторы Миннесоты, к которым она привыкла. Любая радикальная перемена в подростковом возрасте воспринимается остро, и уж тем более такое событие, как переезд. Проблемы папы на работе, сложности с обустройством и новая школа делают свое дело — Райли замыкается в себе, а потом и вовсе решает сбежать.
События в жизни Райли только вершина айсберга, основное действие мультфильма происходит у нее в голове. Главные герои на самом деле эмоции девочки, символизирующие ее внутренний мир и все те психологические процессы, что таятся где-то в голове. Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх в буквальном смысле стоят за пультом жизни девочки, периодически передавая друг другу управление в зависимости от ситуации. Режиссер и сценарист Пит Доктер говорит, что эти пять эмоций вполне репрезентативная выборка из всего эмоционального спектра человека. При написании сценария Доктер всё время консультировался с психологами, а прообразом Райли стала его собственная дочь, которая за время создания фильма успела вырасти.
Эмоции Райли учатся существовать друг
с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать — это нормально
Одновременно с тем, как в реальности портятся отношения Райли с родителями, в ее внутреннем мире происходит мини-катастрофа — Радость и Печаль временно оказываются далеко от своего места работы. К тому же часть веселых воспоминаний, которыми жонглирует Радость, чтобы поддержать девочку в трудную минуту, становятся грустными, когда к ним прикасается Печаль. Последней при этом как будто нет места в жизни хозяйки — Радость узурпировала управление жизнью Райли. Ни к чему хорошему это не приводит, ведь лишних эмоций не бывает и если отвергать какую-либо слишком долго, то можно нарваться на нездоровые последствия.
Как показывает мимолетный визит в головы к родителям, где тоже живут свои эмоции (а как иначе), за воображаемым пультом каждого человека одна из них всегда будет главной. Если у Райли это Радость, то у ее мамы — Печаль, а у отца — Гнев. Это не значит, что ее родители то плачут, то кричат, скорее, это метафорическое изображение темперамента человека в целом. Опираясь на это, мама девочки просит свою обычно жизнерадостную дочь поддержать семью в сложный период и не расклеиваться — улыбаться «ради папы». Даже обычно легкого на подъем человека такая обязанность будет тянуть к земле — что уж говорить об 11-летнем ребенке, на плечи которого неожиданно упал тяжелый груз. Родители Райли оказываются в ловушке, в которой до сих пор живет наша культура: улыбайся, что бы ни случилось, и тогда всё будет хорошо, а если тебе плохо, то, скорее всего, с тобой что-то в корне не так.
Тирания Радости, к счастью, не вечна. Зрители и герои «Головоломки» постепенно начинают понимать, что для сбалансированной жизни, вне зависимости от темперамента, нужны все эмоции, даже если одна из них заставляет тебя плакать. Все мультфильмы Pixar работают на то, чтобы вызвать максимальный эмоциональный отклик у зрителя, а в «Головоломке» этому процессу и вовсе посвящена вся генеральная линия. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, а зритель примеряет ситуацию на себя, осознавая, что грустить — это нормально.
Взрослые смотрят мультфильмы Pixar чуть ли не с большим удовольствием, чем дети, которые пока не способны оценить Эми Полер в роли Радости, момент с полной мультипликационной деконструкцией или всю комичность воображаемого бойфренда («Я умру за Райли!»). В этом умении угодить абсолютно всем кроется большой и сложно повторимый успех студии. Общая парадигма индустрии развлечений такова, что всех всё время нужно веселить, не давая отдышаться. Можно только догадываться, насколько важный урок на этом фоне преподает мультик про естественность печали. «Головоломка» позволяет почувствовать детям, что они совсем не одни на этом сложном пути.
Печаль Райли помогает ей научиться справляться с трудными событиями, не закрываться в себе, а искать поддержки у близких. Печаль учит ее больше ценить то, что она уже имеет, и подсвечивает действительно радостные моменты; она помогает ей сопереживать другим, эволюционируя в эмпатию. Обнаруженная благодаря Печали ранимость делает главную героиню ближе к своим родителям и помогает ей лучше понять собственный внутренний мир.
События «Головоломки» происходят накануне периода полового созревания Райли, так что здесь еще не идет речи о всевластных гормонах, а эмоциональный упадок героини не заходит так далеко, чтобы назвать ее состояние депрессивным. Создатели, однако, ясно дают понять: даже самые веселые люди могут загнать себя в такое положение, если никогда не будут давать себе время и пространство пережить горе и просто разрешать себе чувствовать то, что они чувствуют. Один из создателей «Головоломки» Джонас Ривьера говорит, что отчасти это фильм о том, «что тебе не может быть вечно восемь». Эмоциональное взросление неизбежно, и об этом будет не лишним напомнить и родителям, и детям. Часть такого процесса — принятие своей природы и своих эмоций. Если об этом не забывать, то, возможно, мы все будем хоть и не радостнее, но в общем смысле счастливее.
Внутри маленькой девочки: мультфильм Pixar объяснил, зачем нужна печаль и куда уходит детство
На минувшей неделе в прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов года от знаменитой анимационной студии Pixar («ВАЛЛ-И», «История игрушек», «Рататуй», «Вверх») – мультфильм «Головоломка». Посмотревший ее корреспондент «Реального времени» с удивлением и любопытством заглянул вместе с авторами фильма через художественный микроскоп в голову взрослеющей 11-летней девочки, и поразился невнезапности и непротиворечивости маленькой героини. Кроме того, в нашем еженедельном кинообзоре сегодня два взрослых фильма. Испанский триллер – о том, к каким страшным последствиям может привести невинная красота и желание исполнить любое желание любимого. И британская фантастика как новое прочтение старой проблемы искусственного интеллекта.
«Головоломка» (Inside Out, 2015) Пита Доктера
Посмотрев небольшой ролик пиксаровской «Головоломки» и от души посмеявшись, мы решили не упустить шанса второй раз сходить в кино — на, наконец-то, очень смешную комедию. Нет, оказалось, это не комедия. Но ведь хотя бы очередной пиксаровский шедевр? И вновь незадача. Тут стоило бы заметить, что после хорошего «ВАЛЛ-И», неплохого «Вверх» и почти великой третьей части «Истории игрушек» диснеевский «Пиксар» занимался чем угодно, кроме как, простите, творчеством, придумыванием интересных (и смешных в том числе) историй. И вообще ассимиляция «Пиксара» с «Диснеем»проходила с переменным успехом. «Дисней» от слияния и поглощения «Пиксара» явно выиграл (см. «Рапунцель» и «Холодное сердце»), при этом продолжая снимать типично диснеевское кино. А «Пиксар»… Ну что «Пиксар»? Он жил, работал, снимал, его тоже смотрели. Примерно в том духе, что «а вот еще есть «Пиксар». Тогда как еще несколько лет назад ситуация была ровно противоположной: был «Пиксар» и все остальные («а еще вот есть «Дисней», и они там тоже чем-то занимаются»).
Тем не менее это и правда «Пиксар». То есть не тот «Пиксар», который где-то там существовал все эти последние годы, а тот, который создал «Историю игрушек» и «Вверх» (на обе эти ленты мультфильм как раз походит больше всего). Любой другой человек, не испорченный нарзаном (то есть почти потоковым просмотром фильмов), завопит от восторга почти сразу же, потому что авторы по-хорошему удивляют, хотя ничего принципиально нового, в общем-то, не создают. «Головоломка» о том, что происходит в голове взрослеющей 11-летней маленькой девочки (уже караул, я знаю). Буквально — в голове. В голове девочки пять антропоморфных эмоций: Радость, Печаль, Брезгливость, Страх и самый харизматичный и очаровательный Гнев. С самого рождения появляется сначала Радость, и все хорошо, солнышко светит, не надо думать о завтра (а если и думать, то в тональности идиота: «Завтра меня снова ждет прекрасный день!»). Потом появляется Печаль. И подтягиваются остальные. Девочкой-ракетой при этом управляют чуть ли не в оперативном режиме. Рычажками, кнопочками, отвечая на происходящее в окружающей среде и реагируя на действия родных и близких героини. В первую очередь родителей — кроме них на всем протяжении фильма почти никто не влияет на эмоции девочки так же сильно. И это я считаю упущением. Так как в итоге ребенок точно окуклен, находится в страшно замкнутом социальном помещении, как в картонной коробке. И его социальные связи ограничены. Это, конечно, объясняется внешними причинами: девочку Райли родители увозят из родной Миннесоты в Сан-Франциско. Позади друзья, любимая хоккейная команда, в которой она играла, и все воспоминания. В итоге сама история в привычном смысле этого слова ограничена парой штрихов: девочке плохо, девочке скучно, девочке грустно и хочется домой (в родную Миннесоту, потому что угрюмый дом во Фриско — ну это издевательство какое-то, честное слово, особенно для маленькой девочки). Да, обычное дело, но как говорил один музыкант, которого упрекали в том, что он вечно сочиняет песенки для любви, а большинство его аудитории — девочки-подростки: это для нас оно обычное дело, а для подростка — настоящая катастрофа. Авторы «Пиксара», в первую очередь Доктер (он автор такого же семейного «Вверх»), внимательно присмотрелись к этой трещинке в обычной маленькой жизни и эту самую катастрофу и разглядели. Никаких тебе волшебных друзей и таинственной сказки — и куда они все пропали? Так весело с ними было. Мелочи жизни. История детской лодки, которая разбилась о быт.
Очарование «Головоломки» не в остроумии (оно присутствует) и не в удивительной истории (она отсутствует), а в сложнейшей и креативной оптике, через которую на эту бытовую скучную историю переезда и вынужденного взросления маленькой девочки смотришь. Как в микроскоп на рядовую и знакомую вещь — а там, оказывается, такое! Вот «такое» во внутреннем эмоциональном и фантастическом мире взрослеющего ребенка (когда внешне все происходит самым рядовым образом) — это катастрофа. И чудо. И волшебные друзья с таинственной сказкой, которые вот, оказывается, где все вместе собрались. И целый огромный мир, сложно устроенный, с гениально продуманной архитектурой и сетью, связывающей глубинные воспоминания с оперативной памятью, «острова дружбы, хоккея, семьи и проказ», с разбросанными над «бездной забвения» акведуками и всем прочим, на что у «пиксаровских» талантов хватило фантазии.
«Я вся такая внезапная, противоречивая вся» — это не про нашу героиню. Самое замечательное это как раз то, что авторы придержали коней фантазии, и почти каждое решение или движение души девочки внутренне оправдано. Опять же в буквальном смысле слова. Потому что тоске по дому, ностальгии по детству и скуке в чужом городе на какую-то секунду предшествует «ошибка внутренней системы»: Печаль решает взять в руки сияющий шар с детским воспоминанием о хоккейной победе (якобы девочка тогда забила решающую шайбу) и портит его. Шар тускнеет. Остальные эмоции в ужасе. Радость пытается отобрать шар. Начинается возня. Хаос. Радость с Печалью засасываются в глубинные слои сознания. Финальная точка. На все про все уходит минуты три. В фактической действительности — а эмоции наблюдают за жизнью девочки в иллюминатор, заглядывая в большой мир из девочки — проходят, кажется, все те же три минуты. За которые новичок в школе по просьбе учительницы сначала радостно вспоминает, как здорово было в Миннесоте, потом тормозит на одном из воспоминаний, понимает, что это уже никогда не повторится, и, кажется, впервые по-настоящему задумывается, затем грустит, тоскует. И, наконец, к ужасу учительницы и шоку соучеников плачет. Теперь радостное детское воспоминание о хоккее маленькой девочки навсегда будет подернуто патиной грусти.
Учитывая, что сама история в разрезе обычного кинохронометража выглядит чрезвычайно краткосрочной (девочка всем недовольна, у нее плохой аппетит, она предпочитает лежать, закрывшись в спальне), весь аппарат своего воображения, памяти и эмоций Пит Доктер обращает на изучение воображения, памяти и эмоций своей героини (у Доктера есть 10-летняя дочка, что как бы многое объясняет). Он визуализирует эмоциональные катастрофы. Отыскивает в глубинах памяти когда-то года в три-четыре выдуманного друга-зверушку девочки. Презентует зрителям целые подсистемы сознания, направленные на работу абстрактного мышления или сновидений. Последняя великолепна! Так, попытки потерявшихся Радости и Печали вмешаться в съемку кино (то есть, собственно, сна), приводят к съемкам настоящего фильма ужасов или, что то же самое в нашем случае, кошмара (одна из лучших сцен ленты). Весь внутренний мир в целом довольно предсказуем и вряд ли потрясет взрослого человека. Говоря по правде, это самая что ни на есть детская часть мультфильма, работающая на самом примитивном уровне: чтобы понятно было и тем четырехлеткам, например, которые с вымышленным другом еще общаются. Но при таком упрощении, к счастью, авторы не впадают в совсем уж детство и инфантилизм. Которые в случае с «Головоломкой», ведомую героиней Радость, цель которой всячески содействовать счастью своей подопечной Райли, привели бы к самым чудовищным последствиям. Вида, например, «не надо печалиться, вся жизнь впереди». Или, что еще хуже, акуна матата.
«Головоломка», будучи в своей основе очень простой историей для детей младшего и среднего школьного возраста и работая чуть ли не кубиками-понятиями, в результате оказывается довольно сложно устроенной и необыкновенно трогательной. Она, например, намеренно не отвечает на вопросы, что вызвало катастрофу: сам переезд в чужой город (ведь в первое время девочка была счастлива — за «пультом управления полетом» стояла Радость), или преследующие ее воспоминания, или случайность и сбой во внутренней эмоциональной системе, по принципу домино чуть не уничтожившей все наработанное девочкой к 11 годам (то есть всю ее личность), или просто календарь и очевидное-беспомощное: «Она просто повзрослела»? Зато «Головоломка» как будто по касательной и нечаянно отвечает на два коронных вопроса любого ребенка: зачем нужна печаль и куда уходит детство. И именно в ответах на этот вопрос принцип Пита Доктера все упрощать, его буквализм и стремление все разжевывать до состояния кашицы для малышей работает идеально. Потому что ведь на самом деле буквально попытаться ответить на эти два вопроса, даже включив все воображение, образы и анимационный аппарат, все равно невозможно. В одной из американских газет как-то вели научную колонку для детей, отвечая на самые их каверзные вопросы. И, кажется, не смогли ответить порой на самые простые, «буквальные» вопросы. Например, почему, когда умирает любимый человек, так болит сердце? Однако именно попытка «Пиксара» ответить на детские вопросы, ответы на которые кажутся такими очевидными для взрослых (и все равно не являются настоящими ответами), приводит к поразительным метаморфозам. Сказывающимся хотя бы в тональности финала. Который, что очевидно для детского мультика, как будто счастливый. Но все-таки с привкусом неподдельной грусти. Потому что в жизни многое уходит навсегда без какой-либо возможности вернуться, «как в сказке». И единственное, что нас может тогда утешить — это печаль.
«Волшебная девочка» (Magical Girl, 2014) Карлоса Вермута
«Из Машины» (Ex Machina, 2015) Алекса Гарланда
Британец Алекс Гарланд, до сих пор известный как автор «Пляжа», экранизированного Дэнни Бойлом, решился экранизировать сам себя. И поставил по своему сценарию один из лучших научно-фантастических фильмов последних лет. Во-первых, это, казалось бы, очередное исследование проблемы искусственного интеллекта. Тут героя, якобы выигравшего путевку, привозят куда-то в леса, в бункер с комфортабельными апартаментами и научной лабораторией, которой заведует один фриковатый гений, владелец корпорации (в которой наш герой и работал). Гений изобретает искусственный интеллект (ИИ), знакомит с ним нашего мальчика. ИИ — с виду девушка, очень красивая и сексуальная. Мальчик, очарованный ею, кажется, начинает в нее влюбляться, чем, кажется, она начинает пользоваться. Четвертый персонаж — странная молчаливая девушка, похожая на куклу, которой гений ежедневно пользуется как проституткой. Камерное кино — почти целиком разговорное — оно блестяще показывает и иронично комментирует три закона робототехники Азимова и знаменитый тест Тьюринга на искусственный интеллект. Герой, а за ним и зритель, пытаются понять, чем ИИ отличается от обычного человека, можно ли отличить одного от другого. Да и что такое человек вообще? И что такое компьютерный искусственный человек? Между ними можно найти разницу? Плюс великолепный образец феминистского дискурса, вплетенного в фантастический сюжет. Лента находится где-то между «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон (там «чужая» пытается понять, что такое человек и чем она от него отличается) и фильмом «Она» Спайка Джонса с Хоакином Фениксом (там нормальный человек влюбляется в компьютерную программу, которую тоже играет Йоханссон). Но главное в «Из Машины» — знаменитый кубриковский холод. Это очень камерное и строгое кино, напоминающее местами последний фильм британского гения «С широко закрытыми глазами» — холодом картинки, отчужденностью и изучению сексуальной стороны вопроса. Впрочем, в отличии от молчальника Кубрика, у Гарланда довольно много говорят. Видимо, сказывается наследие писательского прошлого.