зачем нужна метафора в стихотворении
Для чего нужна метафора?
Как правило, метафорой именуют какое-нибудь интересное сравнение какого-либо выражения. Давайте вместе попробуем разобраться, какая роль метафоры в нашей речи.
Зачем нужна метафора?
Очень часто метафоры используются в произведениях искусства. И не только в литературных произведениях, а и в музыкальных, и в живописи. Вот, к примеру, гитара. Звуки гитары очень похожи на плач. И именно это используют в рок-музыке. В итоге гитарное звучание становится метафорой голоса человека. Одаренные и талантливые люди намного чаще остальных используют метафоры. Точное и меткое сравнение помогает сочинять песни и придумывать шутки.
Метафора необходима для того, чтобы со значением описать человека, ситуацию из жизни, пейзаж, свои переживания или какую-нибудь ситуацию. Неплохая метафора может сэкономить слова и выскажет мало, но по существу. Привлекает к себе внимание образность метафоры. Творческие люди умеют это хорошо использовать в своих профессиях. Стихи останутся просто стихоплетством, если сам поэт может сочинить рифму, но не сможет выдумать образное сравнение. Именно это касается и всех других видов искусства.
Немаловажно обладать умением выдумать метафору людям-изобретателям. Более меткое и точное сравнение помогает по-другому посмотреть на очень привычное. А в итоге приходят своеобразные и неординарные мысли и идеи.
Как правило, метафорой именуют какое-нибудь интересное сравнение какого-либо выражения. Давайте вместе попробуем разобраться, какая роль метафоры в нашей речи.
Зачем нужна метафора?
Очень часто метафоры используются в произведениях искусства. И не только в литературных произведениях, а и в музыкальных, и в живописи. Вот, к примеру, гитара. Звуки гитары очень похожи на плач. И именно это используют в рок-музыке. В итоге гитарное звучание становится метафорой голоса человека. Одаренные и талантливые люди намного чаще остальных используют метафоры. Точное и меткое сравнение помогает сочинять песни и придумывать шутки.
Метафора необходима для того, чтобы со значением описать человека, ситуацию из жизни, пейзаж, свои переживания или какую-нибудь ситуацию. Неплохая метафора может сэкономить слова и выскажет мало, но по существу. Привлекает к себе внимание образность метафоры. Творческие люди умеют это хорошо использовать в своих профессиях. Стихи останутся просто стихоплетством, если сам поэт может сочинить рифму, но не сможет выдумать образное сравнение. Именно это касается и всех других видов искусства.
Немаловажно обладать умением выдумать метафору людям-изобретателям. Более меткое и точное сравнение помогает по-другому посмотреть на очень привычное. А в итоге приходят своеобразные и неординарные мысли и идеи.
Что такое метафора и зачем она нужна
Метафора – это выражение или слово, которое произносится в переносном смысле. Основой метафоры является некое явление или предмет, которые обладают с ним сходством. Выражаясь простым языком – одно слово заменяют другим, которое имеет с ним схожий признак. В литературе метафору используют очень давно.
Метафора имеет 4 части.
1. Контекст – это отрывок текста, который имеет законченный вид и объединяет по смыслу все отдельные слова и предложения, которые в него входят.
3. Сам процесс, при помощи которого выполняется данная функция
4. Применение процесса. Так же процесс может пересекаться с различными ситуациями.
Еще в Древней Греции Аристотель раскрыл такое понятие, как метафора. Именно он сформировал на неё взгляд, как на принадлежность языка, которая позволяет достигнуть различные цели, в том числе и познавательные.
Философы древности были уверены, что метафору человеку дала сама матушка природа. Метафора так утвердилась в повседневной речи людей, что отпала необходимость называть многие понятия буквально. Использование метафоры пополняет недостаток слов в речи. После этого метафору начали считать, как дополнительным приложением к механизму языка.
Для науки она считалась вредной, поскольку заводила в тупик тех, кто искал истину. Но как бы там ни было, метафора продолжала существовать в литературе, поскольку это было необходимо, что бы она развивалась. Чаще всего метафору применяли в поэзии.
И только с начала 20-го века, метафору признали неотъемлемой части русской речи, а научные материалы, которые писались с её использованием, начали писаться в совершенно новых измерениях. Это помогло объединить материалы, которые имеют совершенно разную природу.
Благодаря метафоре, которую широко применяли в литературе, смогли увидеть, как появляются загадки, пословицы, аллегории.
Как строится метафора
Создание метафоры происходит из 4-х компонентов: это две группы и свойства каждой из них. Признаки, которые есть в одной группе объектов, предлагаются к другой группе.
Допустим человека называют львом. Это означает, что такой человек наделён похожими характеристиками. В следствии создаётся некий новый образ, где слово «лев» имеет фигуральное значение и обозначает «могучий и бесстрашный».
Для разных языков метафоры специфичны. В русском языке слово «осёл» может означать упрямство и глупость, а вот у испанцев оно означает трудолюбие.
Литературная метафора у разных народов может отличаться. Это необходимо учитывать, когда происходит перевод текста с одного языка на другой.
Какие функции в себя включает метафора
Самая главная функция метафоры – это очень эмоциональная окраска речи. При этом из совершенно разных объектов могут быть созданы богатые и очень емкие образы.
Ещё одной функцией метафоры является номинативная. Она заключается в том, что наполняет язык некими лексическими или фразеологическими конструкциями, такими, например, как: анютины глазки, горлышко бутылки, излучина реки.
Кроме этих функций, метафора выполняет и много других. На самом деле это очень глубокое и широкое понятие.
Какие же бывают метафоры
Метафоры делятся на такие виды:
Она соединяет понятия, которые лежат в разных плоскостях. Например: «Иду по городу, словно расстрелянный глазами…»
Она настолько вошла в обиход, что её фигуральный характер практически незаметен. Её переносное значение незаметно, настолько она стала привычной. Например: «С самого утра ко мне уже начали тянуться люди». Так же она может обнаруживаться, когда переводят текст с одного языка на другой.
В данном случае её преобразование в прямой смысл полностью исключается (колесо фортуны, червь сомнений). Такая метафора уже давно стала стереотипом.
Эта метафорам в логической последовательности содержит довольно большое сообщение.
Она применяется по своему прямому назначению. Например: «Пришёл в себя, а там опять тупик».
Что такое метафора в литературе
Думаю, что вам будет очень сложно представить современную жизнь без различных метафорически образов или сравнений. Метафоры мы встречаем в повседневной жизни, но очень их много в литературе.
Они необходимы, чтобы как можно ярче раскрыть различные образы и сути явлений. Самой эффективной метафорой в поэзии является развёрнутая, которая представляется такими способами:
1.Косвенное сообщение. В нём используется образное выражение или какая-то история, в которой применяются сравнения.
2.Обороты речи, в которых применяются слова в переносном смысле. Эти слова основаны на аналогии, сходстве или сравнении.
Развёрнутая метафора раскрывается последовательно в небольшом текстовом фрагменте: «С рассветом заря умывается мелким дождиком».
Некоторые классические авторы считали, что метафора стала отдельным явлением в литературе. Это явление приобрело совершенно новый смысл.
Метафора могла стать целью автора и выводила читателя к совершенно новому смыслу, к новому, неожиданному значению. И таких метафор много в художественных произведениях классиков. Взять хотя бы произведение Гоголя «Нос». Само слово «нос» приобрело в его рассказе метафорическое значение. Особенно богаты метафорами произведения Вильяма Шекспира. Они придают героям и событиям некий новый смысл.
Сейчас большинство рекламных агентств применяет различные метафорические образы при создании рекламы. Такие образы помогают разбудить воображение человека, и потребитель делает нужный выбор.
Метафора очень эффективно воздействует на сознание человека, благодаря своей эмоциональной окраске и своим образам. Особенно это хорошо наблюдается в поэзии. Метафоры настолько сильно влияют на человека, что это используют в своем практике психологи. Они помогают пациентам решить проблемы, которые связаны с психикой.
Если у вас есть какой-то внутренний конфликт и вы сами не можете с ним справиться, тогда предлагаю вам записаться на консультацию к профессиональному психологу Ирине Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.
Метафора — что это такое в литературе и обычной речи с примерами
Метафоры – слова и целые выражения, употребляемые в переносном смысле с целью придания повседневной или письменной речи образности, выразительности или яркости. Это литературный прием, шагнувший со страниц книг в повседневную жизнь. Предмет или явление, в отношении которого используется метафорическое иносказание, сравнивается с аналогичным ему предметом или явлением. При этом выделяется общий признак, определение которого в ряде случаев доступно только автору метафоры, переносящему свойства с одного предмета на другой по своему сугубо субъективному суждению.
Зачем и когда использовать метафоры
Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:
В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:
Метафоры нередко встречаются в поговорках:
Важно! Без метафор в принципе можно обойтись, но с ними литературный язык приобретает особый окрас. Кроме того, одним метко сказанным словом можно заменить целое предложение.
Виды метафор
В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:
Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.
Метафоры также могут быть:
Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.
Примеры метафор, используемых в повседневной жизни
Люди употребляют метафоры в повседневной речи в основном для подчеркивания каких-либо внешних или внутренних качеств человека. Например:
Иногда метафоры проскальзывают и в жаргонной речи – «получить по тыкве» — получить по голове.
Метафоры в произведениях русских классиков
Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души. » («Село Степанчиков и его обитатели»).
Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.
Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.
Зачем нужны метафоры
Для метафоры необходимо, чтобы человек осознавал ее действенность. Когда вы говорите «до глубины души», под словом «глубина» подразумеваете духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный таких характеристик, как дно или поверхность. Ведь обозначая «глубину» как некоторую частицу души, каждый понимает, что это слово использовано не в прямом смысле, а нужный косвенный смысл является производным от прямого.
Зачем человек использует слова не по прямому предназначению? Почему не предпочитает прямого обозначения и не употребляет слова в собственном смысле?
Интересующий человека психический объект не только тяжело назвать, но и трудно понять. Он ускользает, его невозможно уловить. Метафора служит развитию мышления, а не только наименованию предмета.
Глубокая функция метафоры заключается в познании. Она нужна не только для того, чтобы сделать мысль человека доступной для других людей, но и самому человеку для того, чтобы объект стал более доступен для мышления.
Метафора является важным орудием мышления, а не только средством выражения мысли. Далеко не все объекты доступны мышлению индивида, не обо всех вещах он может составить четкое отдельное представление. Ваша душа вынуждена обращаться к легко доступным объектам, приняв их в качестве отправной точки и составив себе понятие о трудноуловимых, более сложных вещах.
Метафора – это орудие мысли, при помощи которого человеку удастся достигнуть наиболее отдаленных участков концептуального поля. Она не раздвигает границ мыслимого, а только обеспечивает доступ к тем вещам, которые смутно виднеются на дальних рубежах.
Метафора широко используется в поэзии, где ее функция досконально изучена. К поэтической и научной метафоре подходят с одинаковых позиций. Ее рассматривают как чарующую вспышку, озарившую своим светом. К ней не применяют понятие истины и не считают орудием познания действительности. И это не мешает заметить, что поэзии не чуждо исследование, а его методы способны открывать такие же позитивные факты, какие открывает наука.
Метафора в поэзии
К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии «Тропы» выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.
Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей «как», «подобно», «словно»).
Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:
«Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ».
Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.
ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
И я, как первый житель рая,
Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее ТОНУ.
И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
И ты смеешься дивным смехом,
ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.
Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.
«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты».
Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.
Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».
Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:
«Улица корчится безъязыкая
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперек горла,
Пухлые такси и костлявые пролетки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе».
Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:
« По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты».
Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».
В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:
Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника».
(«Флейта-позвоночник»)
В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.