зачем нужна мама мультик
Почему мультфильмы смотреть полезно? Да, именно так
Развивают эмоциональный интеллект
Ребенок проживает ситуации, в которые попадают герои, учится находить варианты решений, формирует эмпатию.
«Оранжевая корова» (3–6 лет)
Союзмультфильм
Динамичный мультипликационный сериал, в доступной форме показывающий реалии современной семьи, отношения между мамой и папой, братьями и сестрами, родителями и детьми в разных жизненных ситуациях.
В мультфильме мама Корова, папа Бык и их дети Зо и Бо ежедневно попадают в разные сложные или забавные ситуации, в которых они все вместе учатся понимать и прощать друг друга, сотрудничать в ежедневных делах и заботах. Например, что делать, когда одного ребенка приглашают на день рождения к общим друзьям, а его брата или сестру — нет? Ответ в мульте.
Помогают познать себя и научиться дружить
Познать и понять себя — самое сложное в жизни. Понимание и принятие собственной индивидуальности помогает не только самому жить счастливо, но и уметь принимать особенности других людей.
«Зебра в клеточку» (3–5 лет)
Союзмультфильм
Мультфильм о познании и принятии себя, о ценности индивидуальности каждого из нас. Позволяет ответить на вопросы: кто я? какой я? я хороший или плохой? Сделать вывод о том, что внешность не определяет ценность человека. Важными являются твои качества и отношение к окружающим. А уж в клеточку ты, в полосочку или даже в горошек — не имеет значения.
Будят любознательность и знакомят с современными технологиями
Логическое мышление еще никому не мешало, а желание узнавать новое, познавать мир через современные технологии избавит ребенка от скуки.
«Тайны Медовой долины» (4–6 лет)
ТНТ-PREMIER
Сериал — детский детектив для дошкольников, созданный на стыке анимации и компьютерных игр. Создатели мультфильма сделали ставку на детскую любознательность и интерес к отгадыванию загадок. Сюжет каждой серии построен на новой детективной интриге, активизирует внимание, мышление и память.
Учат рассказывать истории и стимулируют воображение
Фантастические истории развивают воображение — после них так здорово придумываются собственные миры. После просмотра мультфильма попросите ребенка пересказать сюжет, задайте вопросы или придумайте вместе нового персонажа истории.
«Приключения Пети и Волка» (9–11 лет)
Союзмультфильм
Научно-фантастический мультфильм о перемещениях в пространстве и времени через волшебные порталы. Создатели перенесли персонажей русских народных сказок в наше время. Получилось забавно. А главный герой Петя — просто идеальный мальчик: он отличник, разбирается в гаджетах, и его ужасно интересует, как все вокруг устроено. В сказку Петя попадает благодаря Серому Волку, конечно. Просто он настоящий царевич в душе.
Радуют всю семью
Что лучше совместного семейного просмотра доброго и веселого мультфильма?
«Простоквашино»
Союзмультфильм
Есть мультики, которые просто приятно и радостно смотреть всей семьей. От них, выражаясь языком Матроскина, одна только сплошная польза: снимают стресс, объединяют поколения, заряжают энергией и хорошим настроением прямо с первой ноты. Так что включайте «Простоквашино» и не думайте о последствиях, наслаждайтесь.
Родительские роли в современных мультфильмах
Зачем нужны мультфильмы? Как минимум, для того, чтобы уставшая мама могла сделать что-то полезное по хозяйству или просто для себя, пока малышня притихла у экрана. Некоторые дети в сложные для всех периоды развития вообще не отпускают маму от себя. Никуда, даже в туалет. Не говоря уже о таких непростых манипуляциях, как, например, покрасить волосы или сделать макияж – с ребенком на руках это не всегда возможно! Но и, в конце концов, иногда мама нуждается в том, чтобы одной посидеть в тишине за чашечкой кофе и полистать книжку или помедитировать – каждой из нас для отдыха нужно что-то свое. Но ведь мы все равно не можем перестать испытывать вину за то, что ставим детям мультики – поэтому нам хочется, чтобы они не только развлекали, но и развивали, чтобы приносили хоть какую-то пользу нашим детям.
Поэтому важно обращать внимание на те ценности, которые в мультиках пропагандируются прямо или косвенно.
Предлагаю рассмотреть варианты детско-родительских отношений, которые показаны в нескольких популярных мультсериалах.
«Лунтик»
У самих гусениц в мультике родителей нет, или же они совершенно не включены в их жизнь. Роль доброжелательно настроенных взрослых, в основном, играют разные пожилые соседи Лунтика, а если у кого-то из его окружения и есть родители, то образ их достаточно противоречивый: многодетные Жучки, которые постоянно просят Лунтика и его друзей присмотреть за их детьми, или же строгая мама Пчеленка, которая работает учительницей и постоянно заставляет сына помогать по хозяйству.
«Маша и медведь»
У Маши, как и у Лунтика, тоже нет родителей как таковых. Окружают ее одни звери. Хорошо еще, что Мишка, который исполняет основную родительскую функцию, предоставляет Маше кров и в сложных ситуациях помощь, сильнее других зверей, что, во всяком случае, делает его взрослым, на которого хоть как-то можно опереться. Но, судя по всему, этого недостаточно, потому что Маша, предоставленная самой себе, в основном исследует мир, находясь в неспокойном настроении, которое, как отмечали некоторые опрошенные родители, передается и детям-зрителям этого мультика. То есть после него дети тоже начинают вести себя, как Маша: бегать, крушить дом, приставать к домашним питомцам и т. д.
Мишка обычно пытается заняться какими-то своими взрослыми делами: сходить на рыбалку, посмотреть футбол. Сюжет часто строится вокруг того, что Маша ему мешает, попадает в какие-то неприятности (чтобы привлечь его родительское внимание и получить поддержку). Создается впечатление, что есть некий конфликт между гиперактивным ребенком и родителем, который в этих сложных условиях ищет редкие возможности для своих личных дел.
«Свинка Пеппа»
Этот мультик очень нравится многим современным детям, потому что, в отличие от двух предыдущих, он демонстрирует «идеальную» модель семьи, принадлежащей к среднему классу, где есть и мама, и папа, и двое детей – девочка и мальчик. Бабушка и дедушка живут неподалеку и по-своему участвуют в жизни внуков.
Возможно, это потому, что мультик-то иностранный, и где-то там такие семьи существуют: настроенные на благополучие детей родители, которые во всех относительно сложных для своего ребенка ситуациях готовы прийти на помощь, утешить и объяснить, как устроен мир. Так что некоторая ненавязчивая познавательность тут тоже есть: к примеру, говорится о том, что для того, чтобы играть в луже, нужно надеть резиновые сапоги и т. д.
В разных сериях затрагиваются те ситуации, с которыми сталкивается современный ребенок, в том числе, российский: первый раз в детский сад, налаживание отношений с младшим братом, выпадение первого молочного зуба и прочее.
Кроме того, дети ходят на экскурсию на папину работу, ездят с дедушкой на его моторной лодке, устраивают благотворительную ярмарку в детском саду – в общем, живут благополучной жизнью. Но в мультике ощущается и некая скрытая ирония его создателей – ведь родители свинки Пеппы – только родители, у них как будто бы нет другой задачи в жизни, кроме того чтоб изображать такую идеальную буржуазную семью. У них нет никаких отношений между собой, и очевидно, что в их семейной системе главные дети. К примеру, Пеппа постоянно нарушает границы, смеясь над толстым животом своего папы, в русском переводе – Свина. Так что это мультик вовсе не так-то прост, как кажется на первый взгляд.
Если обобщить, получается, что мультсериалы отражают некоторые тенденции современного родительства. Ребенок, отданный на воспитание бабушке и дедушке, которые в лучших советских традициях учат его, что такое хорошо и что такое плохо (Лунтик); свободный ребенок, которого демократичные родители не хотят ни в чем ограничивать и поэтому страдают от его выходок (Маша); и наконец, идеальная семья среднего класса, где все вертится вокруг детей, но при этом родители как отдельные личности со своими потребностями исчезают (свинка Пеппа).
Детство золотое: мамы в советской мультипликации
То, какими должны (и не должны) быть матери и дети, мы усвоили с раннего детства, вместе с «молоком» родного советского мультика. О влиянии мультфильмов на неокрепшую детскую психику можно говорить долго и со вкусом, особенно это занятие любят психологи.
Мультики – первая «школа капитанов» для ребенка, его азбука поведения и энциклопедия. А художники – народ фривольный, и часто наполняют мультики совсем не детским содержанием, чем грешила даже нежно любимая нами советская мультипликация. И теперь мы, воспитывая детей, нередко вдруг обнаруживаем в себе черты знакомых с детства мульт-персонажей. Мы стали похожи не только на собственных родителей (что, конечно, ужасно, но еще куда ни шло), но и на тех мульт-мам, которых наблюдали в детстве на выпуклых экранах допотопных телевизоров.
Портал interfax.by представляет десятку мультфильмов, которые запомнились нам особо отличившимися мамами.
10-е место – «Непослушная мама» (1989), странный украинский мультик по мотивам стихотворения А.А. Милна, родителя Винни-Пуха. Все бы ничего, но зачем было лепить мультфильм по невнятному подстрочнику, неужели некому было сделать нормальный перевод? Однако, образ мамы здесь весьма запоминающийся – некоторым в жизни так не везет, что им достается мать-ребенок, за которой глаз да глаз нужен.
На 9-м месте – Умка и мать его, медведица. Трудно быть солидной мамашей сыночка, пусть и хорошего, но все же шалопая. Ты его учишь ловить рыбу и прятать нос в целях безопасности – чтоб враги не засекли, рассказываешь сказки и поешь колыбельные, а он в это время заводит дружбу с чукчами, приходит домой в чужой шапке, а в конце концов вообще улетает на вертолете незнамо куда, и неизвестно, когда вернется.
8-е место занимает мультфильм «Мама для мамонтенка». Нет слов, одни слезы. Громкие дружные рыдания взрослых и детей, годами сотрясающие постсоветское пространство так же, как ранее – советское. Добрая мама-слониха, без вопросов признавшая сыном бедного сиротку-мамонтенка – предмет нашего обожания и почитания.
На 7-м месте – мама артистическая. Всеми любимый мультик по книжке Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашина». Вам хочется на курорт, после сумасшедшего рабочего года поваляться на пляже, ничего не делая, и походить по ресторанам в новых платьях, и вообще, всячески развлекаться в соответствии со своей утоненной артистической натурой, а дорогое чадо рвется в деревню на дачу – коровам хвосты крутить. «Я тебя кормила, я из-за тебя ночей не спала, а ты – на электричке. ».
И даже после новогоднего концерта, где вы блистали и вам дарили цветы дяди с большими усами, приходится напяливать на себя спортивный костюм и пилить на лыжах все в ту же дальнюю деревню, потому что там дорогой ребенок, муж-растяпа, куча живности и мимобеглые почтальоны, совершенно неухоженные.
6-е место – «И мама меня простит», еще один мультфильм по стихотворению, на этот раз Эммы Мошковской, наполненный советской производственной романтикой и героикой, советскими же, знакомыми с пеленок песнями, и трогательный до слез. Нарисован в стиле плакатного соцреализма, поэтому в отличие от непосредственно стихотворения, в детстве мало кем был оценен, зато в более зрелом возрасте мы им прониклись.
5-е место – кукольный мультфильм Романа Качанова «Мама» никогда и не предназначался для детей, и в малышовом возрасте для нас был скучноват. Другое дело сейчас, когда мы в полной мере можем оценить и его форму, и содержание. Здесь описываются взрослые страхи, каких хватает у нас у всех, а также очереди в советских магазинах, которые мы тоже еще очень хорошо помним. И мчится мама домой к своему любимому ребенку, снося все на своем пути, и мерещатся ей всякие ужасы – грабители с пистолетами, гуляния по карнизам, да мало ли что еще…
4-е место занимает «Северная сказка», мрачно-воспитательный мультфильм про детей, у которых заболела мама, но никто из них не обращал на это внимания и не дал ей попить воды, когда она просила. И тогда мать превратилась в птицу и улетела в тундру. Урок, на самом деле, не только эгоистичным детям, но и чрезмерно самоотверженным мамашам, готовым лечь костьми, только бы любимое чадо не замарало рук работой и помощью по дому.
На 3-м месте – мультфильм «Зайчонок и муха», поучительная история про капризного зайчонка, который выбрасывал приготовленную мамой еду за окошко и раскормил муху до размеров слонопотама. Мама-зайчиха – классический образ матери-одиночки (папа проявляется только в виде фотографии некоего зайца – то ли капитана дальнего плаванья, то ли еще какого летчика-истребителя, давным-давно исчезнувшего с горизонта), растящей единственное чадо, ради которого она готова на все и которое тиранит ее почем зря.
2-е место – самая необычная эрзац-мама в мультфильме «Волк и теленок»: мама-Волк. Которого, в конце концов, конечно, признали папой, но до того бедолаге пришлось недоуменно глядеть в зеркало, восклицая «Вроде, и мужчина. » и вообще, пребывать в беспокойстве и расстроенных чувствах.
Ну и, наконец, 1-е место – мультсериал «Осторожно, обезьянки!» по сценарию Григоря Остера, буквально-таки эстафета материнского подвига. Кто из нас, женщин с подрастающими отпрысками, хоть раз в жизни не ощущал себя всклокоченной и реактивной мамой-обезьяной, живущей, как на вулкане, в постоянном ожидании очередного фортеля любимых чад? То-то же! А ведь наши дети (хотелось бы надеяться!) не подстригают людям волосы вместе с живой изгородью, не таскают за хвост тигров и не охотятся на улицах за интеллигентными владельцами новых телевизоров…
Как видим, в советской мультипликации нашлось место практически всем типам мам и всем житейским ситуациям, которые встречаются в жизни. Или это в жизни всегда есть место мультику?
Зачем нужна мама мультик
кадр из мультфильма CN «Юные титаны, вперед!»
Помогают понимать себя и других
Мультфильмы и мультсериалы, как и любые другие детские художественные произведения, помогают детям лучше разбираться в собственных эмоциях, осознавать свои потребности и желания, принимать себя. А это в свою очередь хорошо развивает эмпатию, способность сопереживать другим. Все вышеперечисленное происходит благодаря тому, что ребенок сопоставляет себя с героями мультика, понимает его проблемы и хочет, чтобы они решились наилучшим образом.
Найдите произведение, у героев которого будет что-то общее с юным зрителем: примерно одинаковый возраст или столкновение с одними и теми же трудностями. Важно, чтобы весь конфликт мультика был понятен и не строился на таких «взрослых» темах, как деньги или политика.
Лариса Суркова, семейный и детский психолог:
Родителям лучше всего быть в курсе того, что смотрят дети.
Разумеется, совсем не обязательно сидеть рядом с ребенком абсолютно все время, что он проводит вместе с мультперсонажами. Но лучше всего быть уверенным в том, что произведение соответствует возрасту и формирует правильные представления о мире. А еще здорово, когда мама и папа могут поддержать разговор о любимых персонажах – это сближает!
Мультики, как и сказки, помогают детям определиться с ценностями и «настроить» чувство справедливости. Так, практически все анимированные истории – будь они про супергероев или принцесс – рассказывают, что корыстные злодеи будут наказаны и выведены на чистую воду.
Что еще важнее, все чаще в анимационных сериалах и фильмах источником конфликта становится не кто-то извне, а внутренние противоречия главных героев. Они могут ссориться, скрывать что-то друг от друга, поддаваться искушениям. Но в конце концов осознают свои ошибки и несут за них ответственность. Детям важно видеть, что никто не идеален и все время от времени поступают не как совершенные супергерои, а как обычные люди. Главное – быть готовым признать свою вину, если она действительно есть, и пойти на примирение.
Супергерои показывают, что спорт и физическая активность – это круто, а принцессы демонстрируют, как полезно быть дружелюбными.
Приносят пользу быстро
Но все эти важные «подводные течения» действуют на подсознание ребенка медленно и незаметно. А иногда эффект от мультфильмов заметен все же более наглядно. Чаще всего такое происходит, когда детям так сильно нравится персонаж, что они хотят быть максимально на него похожими. Так, герои-умники вдохновляют ребят интересоваться наукой, супергерои показывают, что спорт и физическая активность – это круто, а принцессы демонстрируют, как полезно быть дружелюбными. Так что когда ребенок просит у вас вон ту яркую книжку про популярную физику или рассказывает младшим, что нельзя обижать кошек, – возможно, что отчасти это заслуга его любимых мультфильмов.
Лариса Суркова, психолог:
С другой стороны, иногда дети могут в качестве примера для подражания выбрать себе отрицательного персонажа. В таких случаях родителям стоит изучить нового кумира своего ребенка и постараться понять, чем именно тот его привлекает. Не стоит сразу же начинать переубеждать юного зрителя и предлагать персонажей «получше». Лучше откровенно и по-дружески поговорить, попробовать понять, почему ему кажутся привлекательными именно антагонисты. Такая беседа подскажет, что в данный момент волнует ребенка и почему его система ценностей пошатнулась».
Развлекают и помогают отдохнуть
Мультики помогают ребенку отвлечься и отдохнуть – этот момент тоже не стоит недооценивать. В конце концов, дети смотрят анимированные истории потому, что они забавные, смешные и классные, а не из-за басенных моралей. И иногда посмеяться, забыть о домашних заданиях и поваляться на диване напротив яркой картинки – это то, что нужно! Разумеется, такой контент родителям тоже стоит контролировать и отсеивать произведения, которые будут нести в себе токсичные идеи.
Мультики – это терапия
А еще мультики могут работать как сказкотерапия, то есть не просто диктовать ребенку модели поведения, но и подсказывать пути решения его проблем. Когда дети впервые сталкиваются с трудностью, ответы на свои вопросы они ищут у своих кумиров. А любимые герои – один из самых влиятельных авторитетов. Чтобы такая «терапия» действительно работала, родителям нужно быть вовлеченными в просмотр мультика.
Посмотрите вместе с ребенком пару серий (заодно станете уверены, что мультик ему подходит) и обсудите действия персонажей. Или, наоборот, попросите ребенка самостоятельно пересказать вам, что там произошло. Так он научится анализировать поступки героев и находить в них причинно-следственные связи. А потом ему будет проще применять все «правильные» советы на практике.
Мать-кукушка и отсутствующий отец-лягушка: какими были родители в советских мультиках
© Кадр из мультфильма: «Лягушонок ищет папу»
Новый взгляд на знакомые сюжеты
На этой неделе юбилей отмечает Союзмультфильм, и для нас это повод пересмотреть мультики нашего детства и проанализировать, каким образом в них были представлены родители и детско-родительские отношения.
Берите попкорн, платочки и свой любимый напиток, мы начинаем наш вечер разоблачительных историй.
Лягушонок ищет папу
Роман Качанов, 1964
Коротко: у лягушонка нет папы, лягушонок предлагает разным животным его усыновить, но все отказываются, тогда он решает стать папой кузнечика.
В советском кино этого времени был особый жанр фильмов об отсутствующем отце — красноречивым примером можно назвать ленту «Я купил папу». А вот и мультяшная разработка этой вечной темы. У лягушонка нет отца (кстати, мамы, кажется, тоже нет, но эта линия в фильме не получает никакого развития), лягушонок неприкаянно ходит по болоту и пытается убедить кого-то его усыновить. Все отказываются.
Столкновение с крокодилом вообще похоже на встречу со страшным абьюзером (лягушонок чуть не оказался съеденным). Отчаявшись, лягушонок идет дальше и натыкается на пути на маленького кузнечика, также познавшего горечь безотцовщины. Лягушонок решает стать папой кузнечика и дальше герои идут навстречу приключениям вместе.
Фильм артикулирует проблему скрывшихся с радаров отцов, но предлагает довольно странное ее решение: вместо того, чтобы пойти к терапевту, лягушонок применяет тактику замещения, и, как в треугольнике Карпмана, превращается из жертвы в спасателя.
Осьминожки
Раса Страутмане, 1976
Коротко: мама уходит в гости, а папа остается сидеть с детьми, но даже не может отличить собственных детей от детей соседа-осьминога.
Сюжет этого мультфильма можно разделить на две части. В первой — мы видим папу из многодетной семьи, который по обыкновению, забыл ключи, а попав домой, сразу же садится отдыхать и играть в шахматы. В это время мама как раз купает детишек в ванной и образцово-показательно проверяет температуру воды с помощью специального водного термометра.
Дети доводят маму тем, что им удается менять свою расцветку, и осьминожка не знает, кого из осьминогов она уже успела отмыть, а кого — нет. Поэтому папе приходится все же оторваться от шахматной партии с воображаемым противников. Он приходит, запихивает всех детишек в авоську и полощет их в ванной (можно трактовать это действие как манифестацию некоего интеллектуального превосходства папы над мамой).
Во второй части маму зовет в гости ее подруга, и осьминожка «сбегает» из дома, оставив папе to do list из пяти пунктов (накормить детей рыбьим жиром — один из них). Папа быстро устает от работы бебиситтером и возвращается к своему шахматному хобби.
В это время один из малышей стреляет из рогатки в медузу. Папа «ловит стрелка и слегка поколачивает» (такие детали сегодня особенно остро воспринимаются после признания дочери Эдуарда Успенского, сценариста этого мультика, в том, что он активно применял насильственные воспитательные методы).
Вскоре выясняется, что побитый осьминог — это был не сын осьминога-шахматиста, а чей-то другой осьминожка. Теперь все в осьминожьем мире настолько перемешалось, что оба папаши не знают, что делать дальше и вынуждены ждать своих жен, чтобы те все решили за них. Занавес.
Отрадно, что создатели этого мультфильма подарили маме возможность пойти по своим делам. Но ко всезнающему папе-шахматисту-любителю, который не в состоянии отличить собственных детей от детей соседа, конечно, есть вопросики.
Роман Качанов, 1972
Коротко: тревожная мать оставляет спящего сына одного дома и уходит за покупками; в магазине ей постоянно кажется, что с ребенком что-то случилось.
Если бы этот психологический саспенс вышел сегодня, маркировка бы у него наверняка была 18+. Мама оставляет дома спящего ребенка одного и уходит за покупками. Пока мама стоит в бесконечной очереди за молоком, ей кажется, что в дом к спящему малышу вломился грабитель, что мальчик сам проснулся и достал опасную бритву, что сын распахнул окно и вышел на карниз за голубем…. Она возвращается домой, и видит, что с ребенком все хорошо.
Очень хочется верить, что после просмотра этой картины кто-то из взрослых купит блокираторы на окна и позаботится о том, чтобы опасные предметы были спрятаны подальше от детей, (назидательный урок от сценариста Сергея Михалкова усвоен). А где в этот момент был папа и была ли у мамы какая-то альтернатива тому, чтобы оставлять ребенка одного дома — опять-таки тайна.
Письмо
Роман Качанов, 1970
Коротко: сын ждет папу из экспедиции, мама в это время все больше погружается в депрессию.
Еще один мультфильм, в котором настоящий папа героя остается за кадром. Только здесь он не полностью исчез из жизни мальчика, как это было в случае с лягушонком, а по долгу службы отправился в дальнюю экспедицию на своем корабле. Иногда моряк присылает письма семье.
Мама вместе с сыном этих писем очень ждут. Но вот писем опять нет. Мама грустит (и судя по ее поведению, можно предположить, что она близка к или уже находится в депрессии). В один из дней мама уходит из дома. Мальчик летит за ней на отколовшемся от дома балконе, как на корабле. Мальчику удается вернуть маму домой. Вскоре от папы все-таки приходит письмо. Конец.
Кажется, что если бы такой фильм вышел сегодня, в титрах обязательно были бы перечислены телефоны доверия — куда могут обратиться родители, если понимают, что проходят через эмоциональный кризис. Дети не должны брать на себя ответственность за состояние взрослых и не должны становиться их спасителями.
Мама меня простит
Анатолий Петров, 1975
Коротко: мальчику не понравился мамин подарок и теперь, чтобы мама его простила, он должен стать большим начальником.
Мультфильм нарисован в стилистике производственных плакатов, а в качестве саундтрека здесь весь цвет отечественной музыки 1970-х годов — Анна Герман и ВИА «Самоцветы». Но нас интересует в первую очередь не музыка и не эстетика, а взаимоотношения героев.
Итак, сюжет: ребенок мечтал получить в подарок от мамы машинку, но получил плюшевого мишку, мишка этот ему не понравился, от досады мальчик швырнул его в сторону, мама обиделась, пустила скупую слезу и ушла в игнор. Теперь мальчик считает, что для того чтобы получить прощение мамы, ему надо уйти из дома, поехать на производство в тайгу, сделаться начальником и вернуться к маме (что он и проделывает в мультике). Они мирятся.
В картине представлена та самая холодная, неприступная мама, чтобы добиться расположения которой нужно доказать, что ты и правда чего-то стоишь. А учитывая то, что дети действительно иногда уходят из дома, чтобы не расстраивать своих родителей, весь мультик выглядит сегодня скорее страшным, чем трогательным.
Северная сказка
Раса Страутмане, 1979
Коротко: многодетная мать-одиночка болеет и просит детей принести ей стакан воды, но дети играют и не приносят воду, мама превращается в птицу и улетает от них навсегда.
Пожалуй, это один из самых трагических советских мультиков. На дальнем Севере живет женщина, у нее трое детей, она ловит рыбу, собирает хворост, готовит и поет колыбельную песню своим детям (песня эта о том, что пока дети маленькие, мама носит их на руках, а когда дети вырастут, то будут сами носить на руках мать).
В какой-то момент женщина заболевает, ей плохо, она просит детей принести ей воды, но дети продолжают играть на улице, а когда они вспоминают про мать, она уже превращается в птицу (кукушку) и улетает. Дети бегут за мамой-птицей с ведрами воды, но закадровый голос наставительно говорит: «Поздно, поздно».
Крошка енот
Коротко: мама отправляет своего сына енота одного на пруд нарвать осоки, енот пугается собственного отражения в пруду и возвращается домой; мама отправляет его заново на пруд и говорит, что при встрече с грозным водным монстром достаточно будет просто улыбнуться.
Наверное, мама енота — одна из самых добрых и поддерживающих матерей советской мультипликации. Не отличает ее и повышенная тревожность — она, наподобие матери Красной Шапочки, спокойно отпускает сына одного затемно на пруд нарвать свежей осоки (здесь можно, конечно, обсудить, слабоумие это или отвага).
Когда енот возвращается домой без осоки, мама его не ругает, а просто интересуется, почему же он пришел домой с пустыми лапами. Она спокойно дает ему наставление не махать палкой, а просто «улыбнуться» тому страшиле из пруда, которого енот испугался.
Трактовать ее поучение тоже можно по-разному: с одной стороны, здорово, что она пытается научить сына таким образом доброжелательности к окружающим (от улыбки станет всем светлей), но, с другой стороны, должен ли енот действительно улыбаться незнакомым и не лучше ли было просто объяснить ему законы физики?
Мама для мамонтенка
Коротко: Мамонтенок проснулся после долгих сотен лет спячки и понял, что потерял маму, сердобольные звери находят ему новую приемную маму-слониху.
А вот и мультик, посвященный теме сиротства. Через много лет после гибели мамонтов один мамонтенок просыпается и отправляется на поиски мамы (о папе опять-таки, заметьте, ни слова). Самый мудрый житель Севера, дедушка морж, довольно аккуратно сообщает малышу, что все остальные его собратья из этих мест «ушли».
Мамонта решают отправить одного на льдине «к единственной маме на свете». Этой мамой становится слониха — она вначале скептически замечает, что мамонтенок очень лохматый, но потом все-таки соглашается его усыновить. В конце мультфильма говорится, что мамонтенок так боялся, что мама снова потеряется, что тихонько держал ее за хвостик.
Видимо, таким образом создатели фильма хотели рассказать о правилах поведения на улице: чтобы не потеряться, надо держать взрослого за руку (хотя держать на самом деле-то не обязательно и не всегда получается, а главное, чтобы ребенок научился не терять взрослого из виду).
Обезьянки
Леонид Шварцман, 1983
Коротко: мама пятерых обезьянок пытается победить хаос.
Сага об обезянках и их героической матери — это даже не отдельный мультик, а целый сериал по сценарию Григория Остера. У мамы обезьяны пятеро детей, один из них совсем маленький. Детям сегодня наверняка бы диагностировали гиперактивность, и мама на протяжении всех серий пытается хоть как-то за ними угнаться.
Особенно трогательны попытки мамы перевести дух: иногда на экране она просто сидит и смотрит в пустоту, но тут же готова включиться и за пару секунд убрать за детьми весь созданный ими хаос. Кажется, что главное умение этой мамы — это родительский дзен.
Кстати, недавно томский художник Евгений Швенк нарисовал «реалистичную версию» многодетной обезьянки — на его картине замученная мама сидит с детьми в клетке зоопарка, а пользователи в Сети под этим постом бурно обсуждают, как изменилось их собственное восприятие этого мультика после того, как они стали родителями: из комедийного он превратился в триллер. Ну и вопрос, звучащий снова и снова: где же все-таки обезьяний папаша?
Трое из Простоквашино
Владимир Попов, 1978
Коротко: артистичная мама ставит жесткие ультиматумы, а папа пытается убежать от конфликта, мальчик обосабливается и уезжает от родителей.
Как и в случае с «Осьминожками», в этом мультфильме по сценарию Эдуарда Успенского представлена полная семья. Женщине здесь даже «позволено» заниматься своей карьерой, хотя ненавязчиво показано, что делает она это в ущерб семье.
Наше знакомство с родителями дяди Федора начинается так: ребенок приютил в доме кота, папа благосклонно отнесся к этой затее, а мама поставила ультиматум: «Или он (кот), или я». Папа, чтобы избежать конфликта, встал на сторону жены. Вот и вся дискуссия. Поэтому дядя Федор покинул город и уехал жить в деревню.
Когда мама с папой обсуждают исчезновение дяди Федора (в этот момент они, надо признать, вместе занимаются бытовыми делами — папа моет посуду, а мама вытирает тарелки), мама говорит, что в отъезде ребенка виноват отец: «Ты слишком много ему разрешал». Так что лекций по конфликтологии мама явно не слушала.
(Безусловно, в связи с продолжением простоквашинской саги, анализу детско-родительских отношений в этой семье можно было бы посвятить целый отдельный разбор, и, возможно, мы этим скоро займемся).
Конечно, это далеко не полный список мам и пап из советской мультипликации, хотя он и показывает определенные тенденции в изображении родителей анимационных героев. Рассказывайте в комментариях, какие мультяшные родители больше всего запомнились вам из детства!