зачем нужна легитимность власти
Понятие легитимности: значение термина, какие положения характеризует
Что такое легитимность
Легитимность – это добровольное согласие народа на то, что государственная власть имеет право принимать определенные решения, касающиеся всей страны.
Составляющие легитимности:
Легитимность власти, понятие
Легитимная власть – та, которую люди принимают без принуждения, считают авторитетной и справедливой, лучшей для государства.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Структура политической легитимности:
Власть соответствует принятым в социуме правилам.
Эти правила утверждены верой, которую разделяют управляемые и управляющие.
Есть доказательства, что власть и общество согласны друг с другом.
Принцип легитимности
Принцип легитимности актуален только для демократии. В тоталитарном и авторитарном режимах он не может действовать.
Демократия – это власть народа. А значит все решения в таком государстве принимаются с соглашения большинства людей. Прежде чем человек предпринимает какое-либо действие, он думает, как лучше поступить. При этом он руководствуется собственными моральными ценностями. Через ценности, которые разделяет большая часть социума, формируется убеждение граждан в правомерности власти. Это значит, что народ признает действия представителей власти правильными и законно обоснованными.
Чтобы население принимало власть, она должна соблюдать следующие демократические принципы:
Признаки легитимности власти
Немецкий политический экономист и социолог Макс Вебер сформулировал признаки легитимности власти:
Зачем необходима легитимность власти
Легитимная политическая власть – это наиболее совершенная модель социального управления. Она имеет большое значение и выполняет следующие функции:
Что такое легитимность простыми словами
Рассказываем, что такое легитимность власти, Конституции и документа без сложных терминов и простыми словами.
Что такое легитимность
В словаре Ожегова есть самое простое и понятное определение слова «легитимность» — это то, что соответствует закону и признается им.
В Большом юридическом словаре это понятие трактуется более подробно. Легитимность — это политико-правовое понятие, которое означает согласие жителей страны, большой группы лиц или общественного мнения с действующими в стране институтами власти и права. То есть признание институтов власти правомерными.
Но есть и другие трактовки, смысл которых все равно остается таким: легитимность = законность.
Кстати, слово «легитимность» произошло от латинского «legitimus», что в переводе означает «законный».
Легитимность власти — это
Власть считается легитимной, когда большинство населения признает ее законной и справедливой, а также добровольно соглашается с тем, что она будет принимать общеобязательные решения для страны.
Легитимность власти — важнейшее условие эффективности государственной власти. Чем чаще власть будет использовать методы силового принуждения в отношении граждан, тем ниже будет становиться уровень ее легитимности.
Легальная власть и легитимная власть
Это разные понятия, которые стоит разделять, так как легальная власть не всегда является легитимной.
Надо отметить, что абсолютной легитимности не бывает, ведь власть всегда находится под прицелом оппозиции.
Виды легитимности государственной власти
Существует множество взглядов на легитимность государственной власти: о них говорят социологи, политики и исследователи. Но мы рассмотрим наиболее актуальные и популярные типы легитимности власти.
Тип | Описание |
Социокультурная легитимность | Это базовый и системообразующий вид, так как социокультурные ценности являются первичными для любой политической системы. Этот вид связан с социокультурный средой — объектом управления, обладающим способностью осмысливать и интерпретировать себя, свои и чужие действия, в том числе историю. Социокультурная легитимность представляет из себя нравственно-духовное отношение к власти, ее управленческому воздействию на конкретную социальную общность. |
Политическая легитимность | Этот вид признается многими отечественными и зарубежными исследователями. Основной легитимационный механизм политической власти — способность институтов власти решать проблемы политического характера и укреплять свой собственный статус и престиж. В теории вопроса различают внутренние и внешние признаки политической легитимности. |
Конституционная легитимность | Часто называют либерально-демократической. Конституция имеет важное значение для легализации государственной власти в целом и оформляемой ею системы госорганов. С формальной точки зрения принятие Конституции свидетельствует об определенной стабильности власти. Конституция может быть разработана специальным учредительным собранием или парламентом. То есть легитимность кКонституции — это признание конституции в установленном правом порядке, ее признание и одобрение обществом. |
Электоральная легитимность | Через этот вид обеспечивается политическая легитимность системы. Основание для выделения в отдельный вид — признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета. |
Революция и легитимность власти
Эта тема неразрывно связана с темой легитимности власти. Уже более 200 лет идут дискуссии о революционном свержении режимов, потому что революции представляют собой наиболее яркие проявления в изменениях социума.
Революция — фундаментальный перелом в историческом процессе, который преобразует общество. От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:
Легитимность документа
Этот термин не имеет отношения к власти, политике и Конституции, но в нашем материале мы рассказываем обо всех видах легитимности.
Согласно Приказу Ростехрегулирования от 29.12.2004 «Легитимность документа» — это такое свойство, которое состоит в том, что демонстрируемое представление документа содержит параметры, объективно подтверждающие правомерность использованных на протяжении жизненного цикла документа технологий.
Что такое легитимность
В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.
Положительная оценка власти населением.
Признание власти мировым сообществом.
Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.
Что такое легитимная власть
Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:
Власть соответствует принятым в обществе правилам.
Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.
Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.
Легитимация, делигитимация и кризис легитимности
Легитимность и легальность: в чем разница
Первоначально слово легитимность означало «законность» и было синонимом легальности. Однако в современной политологии это разные термины:
Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.
Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая
По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.
Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.
Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.
Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.
Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.
Объясните людям, почему они должны вам подчиняться, и они это сделают
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.полит.н., руководитель Центра социально-политических исследований ИРИП ВАВТ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт РСМД
Модель легитимности власти — это структура, которая существует в символическом пространстве и задает картину понимания мира, цельную систему, в рамках которой действует социальный актор.
Когда дело касается легитимности, то перед властью всегда стоит несколько задач: обрести и удержать легитимность на нужном уровне, а также понять заранее негативные тенденции, которые ведут к кризису легитимности. Эти задачи невозможно решить раз и навсегда, поскольку власти нужно постоянно поддерживать общественную и государственную системы на необходимом уровне лояльности со стороны общества. На экспертном уровне эти задачи выглядят как умение определить, кто в государстве обладает реальной легитимностью, и выявить предпосылки к кризису легитимности. Для решения этих задач из области политического конструирования и экспертизы было предложено обратиться к анализу дискурсивных практик с применением теории идеализированных когнитивных моделей.
Сегодня одним из значимых элементов мирового порядка становится кризис легитимности власти и институтов, причем как на национальном, так и на международном уровнях. На национальном уровне мы наблюдаем рост недовольства политикой государств, смену политических режимов, сецессию и вооруженные конфликты. На международном уровне общим местом стали рассуждения об ослаблении институтов и норм международного права — государства все меньше руководствуются ими в проведении своей внешней политики.
Если власть легальна, но не легитимна, своды законов могут оказаться фактически бесполезными в исследовательском процессе.
Когда дело касается легитимности, то перед властью всегда стоит несколько задач: обрести и удержать легитимность на нужном уровне, а также понять заранее негативные тенденции, которые ведут к кризису легитимности. Эти задачи невозможно решить раз и навсегда, поскольку власти нужно постоянно поддерживать общественную и государственную системы на необходимом уровне лояльности со стороны общества. Есть более или менее эффективные способы по созданию легитимности, ее поддержанию и оценке текущей ситуации.
В этой статье мы обратимся к операционализации двух указанных выше задач, которые никогда не потеряют свою актуальность. Для этого необходимо определить, какое место феномен легитимности занимает в системе власти и государственной системе, и, основываясь на предложенной теоретической модели, предложим методы, которые позволят решить задачи по созданию, поддержанию и оценке легитимности.
Власть и легитимная власть — не одно и то же
Один из распространенных тезисов — если власть соответствует установленным легальным рамкам, то она легитимна. Данное утверждение будет справедливо в том случае, если легальный порядок и легитимный порядок коррелируют между собой. Хотя логика развития институтов все же требует, чтобы сначала легитимная модель была выработана, а затем закреплена в формальных легальных институтах и правилах.
Своды законов сами по себе не создают легитимность, они отражают и закрепляют сложившийся порядок. Однако законодательные акты — это только часть источников, по которым можно изучать модель легитимности. Если власть легальна, но не легитимна, своды законов могут оказаться фактически бесполезными в исследовательском процессе.
Параметры легальной и легитимной власти параллельны друг другу, тем не менее они соотносятся — в противном случае мы получаем легальную, но не легитимную власть, или легитимную, но не легальную. Типичный пример нелегитимной легальной власти — установление демократических институтов сразу после падения тоталитарных или авторитарных режимов. Что делать с «серыми» зонами и нелегитимными институтами, пока не ясно. В этом отношении эксперту по стране важно знать не только законодательство, но и реальные легитимные (то есть реально применяемые) практики. Ситуации, когда государство реформирует законодательство с завидной регулярностью, означают, что легальная и легитимная власти уже давно не соотносятся друг с другом.
Как понять, что что-то пошло не так
Добиться абсолютной легитимности власти невозможно — даже при сильных тоталитарных режимах останутся очаги недовольства. Легитимность vs нелегитимность — это нечто наподобие температуры — ее очень полезно регулярно измерять. Под кризисом легитимности предлагаю понимать утрату лояльности к власти и ее решениям.
Кризис может проявляться в разных формах. Если мы возьмем за основу модель А. Хиршмана [1], то в общих чертах можем наметить следующие проявления:
Ситуации, когда государство реформирует законодательство с завидной регулярностью, означают, что легальная и легитимная власти уже давно не соотносятся друг с другом.
Кризис легитимности не вспыхивает одномоментно, ему предшествуют достаточно длительные скрытые от невооруженного взгляда процессы. Более того, современное государство — как сложная система — может некоторое время существовать на силе инерции общественных институтов — и это еще больше осложняет диагностику потенциального кризиса. Именно из-за этой инерции вспышки кризисных явлений в зарубежных странах, да и в своей собственной стране, кажутся внезапными — будто ничего их не предвещало. Такие суждения позволительны тем, кто не специализируется на стране, тогда как эксперты по долгу своей осведомленности о нюансах внутренней политики страны должны быть способны, может, не предсказать такие кризисы, но указать на потенциальные точки роста недовольства.
Модель легитимности — в чем она выражается?
Легитимация власти — сложный символический процесс, поэтому модель может комплексно отражаться в разных элементах культурной, социальной и политической системы. Чем сложнее устройство общества, тем больше эти элементы рассеяны и прячутся от глаз. Мы можем встретить эти элементы в мейнстримном кинематографе, заявлениях лидеров, реакции общественности на те или иные события, памятниках и архитектуре, организации официальных церемоний и т.п.
Если применить метафору, то модель легитимации — это некая программа, которая будучи создана и запущена в систему общества распыляется и закладывает свои частицы во многие аспекты жизни. Задача исследователя — деконструировать символические системы и выявить элементы модели легитимности, собрав ее воедино для описания и оценки. Один из важнейших вопросов — какие элементы она в себя включает, как ее можно описать или измерить. Наиболее полный ответ на этот вопрос дали исследователи П. Бергер и Т. Лукман [3]. Легитимность — это объяснение существующего социального и политического порядка. Если население принимает эту объяснительную схему, то оно подчиняется власти. Поэтому основная задача правителя — создать такую картину мира, в которой подчинение его власти было бы рационально и логично. Легитимность власти — это матрица, которая объясняет мир вокруг, а также правила, следуя которым можно избежать угроз, исходящих от этого мира.
Модель легитимности будет содержать в себе ответы на следующие вопросы:
Кризис легитимности не вспыхивает одномоментно, ему предшествуют достаточно длительные скрытые от невооруженного взгляда процессы.
Список вопросов можно продолжать, он будет достаточно длинным, так как фактически ответы на них описывают космологию и целостное видение мира для общества.
В связи с ответом на эти вопросы модель легитимности может содержать:
Авторами и инициаторами создания модели легитимности чаще всего становятся лидеры группы, уже по той причине, что создать такую сложную символическую модель могут малые группы. Массовый коллективный разум на создание таких сложных моделей не способен — он скорее выступает уже носителем и потребителем созданных символических структур.
Как поддерживать легитимность?
Модель легитимации — это некая программа, которая будучи создана и запущена в систему общества распыляется и закладывает свои частицы во многие аспекты жизни.
Будучи созданной, модель легитимации власти закладывается в матрицу общественных институтов и начинает распространяться и воспроизводиться. Фактически модель встраивается в структуру социальных фактов (по Э. Дюркгейму), и для ее поддержания уже не нужна мощная репрессивная машина — вступает в силу общественная саморегуляция. Сила общественного мнения формирует систему защиты от отклонений. Это происходит как на уровне поведения и следования установленным нормам, так и на уровне контроля допустимого и недопустимого к использованию дискурса.
В этом процессе активно участвуют школы и университеты, а также СМИ и церковь. Именно поэтому тревожным сигналом для власти станет неприятие системы легитимации в этих институтах. Более того, будучи сосредоточением интеллектуальных и сакральных сил общества, эти институты чаще всего становятся источниками появления новых альтернативных моделей легитимации.
Как измерить легитимность
Лидер не только получает право на ресурсы и применение насилия, но и право формировать дискурс.
До сих пор опросы общественного мнения остаются основным источником знаний власти о том, насколько высок уровень легитимности. Однако этот метод имеет ряд значительных ограничений, которые не позволяют, к примеру, выявить реальный уровень поддержки в ситуации молчаливого Exit — люди максимально прячут от власти свою повседневность и не станут честно отвечать на вопросы, так или иначе связанные с оценкой власти. Вместе с тем опросы общественного мнения также могут косвенно оказывать содействие по распространению информации о легитимирующей модели, в частности, публикация результатов опроса с нужными ответами на вопросы.
Опираясь на теории Мишеля Фуко [6] о языке как инструменте структурированного насилия, мы открываем для себя еще одну область исследования, которая позволяет измерить легитимность власти без значительных искажений. В силу того, что легитимирующая модель определяется через дискурсы и мифы (в терминологии Ролана Барта), анализ разного рода дискурсов позволит нам выявить эти модели и посмотреть на их динамику. Язык, а точнее дискурс, кодирует модель легитимации и становится медиатором, который доносит модель до масс.
При значительном арсенале инструментов по анализу дискурса одним из наиболее комплексных можно считать анализ идеализированных когнитивных моделей (ИКМ), предложенный Дж. Лакоффом. ИКМ включают метафоры, метонимии, фреймы и образно-схематические структуры.
Анализ дискурса расширяет наш экспертный инструментарий еще несколькими методами:
Когда критика существующей модели легитимности или альтернативные модели легитимности выходят в публичное пространство, их легко отследить, но уже сложно им противостоять. Поэтому власти, которая стремится сохранить свою легитимность на длительный период времени, важно разрабатывать системы мониторинга. Причем именно мониторинга, а не репрессивного аппарата. Отследив рост недовольства и признаки кризиса, государственная система должна будет перестроиться, а не подавлять инакомыслие, поскольку любое подавление только усиливает рост недовольства и сплачивает сообщества – носителей альтернативных идей.
Государственные системы, способные гибко адаптировать и инкорпорировать альтернативные системы смыслов, выживают дольше, более устойчивы перед меняющимися вызовами среды и имеют источник пополнения основной модели новыми популярными элементами.
Государственные системы, способные гибко адаптировать и инкорпорировать альтернативные системы смыслов, выживают дольше, более устойчивы перед меняющимися вызовами среды и имеют источник пополнения основной модели новыми популярными элементами. И наоборот, зачистка источников альтернативного видения мира подрывает устойчивость системы, делает ее уязвимой.
В данной статье стояла задача операционализировать концепт легитимности власти применительно к двум прикладным задачам, стоящим перед государственной властью: сформировать легитимность и оценить степень поддержки в обществе. На экспертном уровне эти задачи выглядят как умение определить, кто в государстве обладает реальной легитимностью, и выявить предпосылки к кризису легитимности.
Модель легитимности власти — это структура, которая существует в символическом пространстве и задает картину понимания мира, цельную систему, в рамках которой действует социальный актор. Важно отметить, что любая модель легитимации отчасти сакральна [7].
Для решения этих задач из области политического конструирования и экспертизы было предложено обратиться к анализу дискурсивных практик с применением теории идеализированных когнитивных моделей. Эти инструменты позволяют с определенной степенью точности диагностировать кризисные явления и своевременно принимать меры для стабилизации ситуации.
1. Hirschman A. O. Exit, Voice, and Loyalty. Responses to Decline in Firms, Organizations, and States. 1972.
2. Скотт Дж. Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии. М., 2018.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
4. Канетти Э. Масса и власть. М., 1960.
5. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
6. Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1975. Он же. Археология знания. М., 1969.
7. Автор выражает особую благодарность за идею А.С. Кузьмину.
Легитимность власти — что это такое и почему это так важно.
Легитимность – это вера в то, что правитель, институт или лидер имеют право управлять.
Что такое ЛЕГИТИМНОСТЬ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Легитимность – это законность чей-то власти.
Происхождение понятия «легитимность».
Слово «легитимность» произошло от латинского «legitimitas». В средние века это называлось «legalimitas», что на английском языке интерпретировалось как «законный». Цицерон использовал слово «легитимный» для обозначения власти, установленной законом. Позже слово «легитимность» использовалось для обозначения традиционных процедур, конституционных принципов и принятия традиций. Еще позже к его значению был добавлен элемент «согласие». Согласие считалось сутью легитимного правила.
Значение легитимности менялось от века к веку. В средние века его использовали для выражения настроений, направленных против узурпации власти. Но теперь все революции или государственные перевороты нельзя назвать незаконными. Революцию Бангладеш против Пакистана, направленную на обеспечение свободы, нельзя назвать незаконной. Таким образом, новые принципы легитимности часто заменяют старые принципы. Легитимность не является синонимом моральных убеждений или хорошего поведения. Это только основание для оправдания действий власть имущих.
Что такое Легитимность политической власти.
Легитимность лежит в основе всего политического дискурса и определяет большую политическую конкуренцию как в развитых, так и в менее развитых обществах. Легитимность связана с социальными, экономическими и политическими правами, и это то, что преобразует силу принуждения и личное влияние в прочный политический авторитет. Это принятие неравных политических отношений, когда одни получают, берут на себя или наследуют власть над другими. Легитимность власти критически важна для политического порядка, стабильного мира и развития общества. Она делает коллективный социальный порядок более
Ученые о легитимности.
Том Тайлер говорит, что, если власти «не считаются законными, социальное регулирование становится более трудным и дорогостоящим». Легитимность государственной власти же позволяет правителям управлять с минимальным применением силы и дает право тем, кто находится под властью, ожидать, что политическая власть будет использоваться для достижения общего блага, в отличие от узких личных или партийных интересов.
В современную эпоху Макс Вебер первым сформулировал концепцию «легитимности». По его словам, легитимность основана на «вере».
Власть эффективна, только если она легитимна. Несомненно, власть имеет право использовать принуждение, но это не ее главный элемент. Власть должна основываться на легитимности, иначе она может оказаться неэффективной.
Роберт А. Даль пишет:
Лидеры политической системы стараются гарантировать, что всякий раз, когда государственные средства используются для разрешения конфликта, принимаемые решения широко принимаются не только из-за страха насилия, наказания или принуждения, но и из убеждения, что это морально правильно и уместно. Согласно одному из вариантов использования этого термина, правительство считается легитимным, если люди, которым адресованы его приказы, считают, что структура, процедуры, действия, решения, политика, должностные лица, руководители или правительство обладают качеством жесткости, приличия или морального совершенства, короче говоря, правом устанавливать обязательные правила.
Таким образом, Даль ясно дает понять, что легитимность – это качество строгости, приличия или моральной добродетели. Все правительства пытаются доказать, что их действия законны и, следовательно, обязывают людей придерживаться их. Армейский командир, который устраивает переворот и захватывает власть, также пытается доказать правомерность или моральную состоятельность своего действия. Правительство «де-факто» становится «де-юре» после получения легитимности.
Согласно Дольфу Штернбергеру:
Легитимность – это основа государственной власти, которая, с одной стороны, заставляет правительство осознавать свое право на управление, а с другой – дает возможность управляемым осознать это право.
Источники легитимности
Согласно Максу Веберу, есть три источника легитимности:
Таким образом, Вебер определил три основы легитимности, то есть законного правления в обществе:
Грейс А. Джонс описала следующие источники легитимности в контексте британской политической системы:
Типы легитимности.
Дэвид Истон описывает три типа легитимности:
Концепции легитимности
Эта концепция основана на работе Макса Вебера, который подчеркивает макро социальные последствия веры граждан в легитимность своих правителей. Вебер утверждал, что присутствие законной власти структурирует общество таким образом, что даже те, кто не разделяет веры в его законность, сталкиваются со стимулами вести себя так, как будто они это сделали. Он назвал это «обоснованностью» социальной системы.
Легитимность зависит от соответствия между правилом и внешним моральным стандартом. Аллен Бьюкенен представляет эту точку зрения, когда он предполагает, что «легитимность государств и, в конечном итоге, самой международной правовой системы должна быть определена в терминах некоторого порогового приближения к полной или совершенной справедливости…», а базовые права человека должны служить этим порогом. Бьюкенен предлагает признавать государства легитимными (и, следовательно, приветствовать их в международном сообществе) в той мере, в какой они соответствуют основной цели уважения индивидуальных прав человека. Этот подход основан на нормативной политической теории и направлен на выявление нормативно приемлемых структур правления. При этом подходе не важно, что люди на самом деле думают о законе или норме.
Различия между объективным и субъективным подходами к легитимности режима.
Различия между этими двумя подходами очевидны в их разных ответах на вопрос, было ли нацистское правительство легитимным или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, субъективный подход должен выяснить, считают ли граждане свое правительство законным, верят ли они, что оно имеет право управлять? Если это так, то, вероятно, будут иметь место социальные последствия легитимности.
Объективный подход дал бы ответ на вопрос, сославшись на неспособность этого правительства удовлетворить минимальные моральные требования, которые оно устанавливает для правительства, и таким образом решил бы, что нацистское правление было незаконным, независимо от того, что некоторые люди думали по этому поводу.
Итоги.
Из приведенного выше анализа очевидно, что легитимность – это не просто абстрактное или моральное чувство. Это понятие, связанное со всей политической системой. Это убеждение, которое побуждает людей признать, что установление обязательных правил со стороны должностных лиц или руководителей правительства является моральным и правильным. Легитимность позволяет правителю управлять с минимальными политическими ресурсами и является ядром демократии.