зачем нужна корректировка образования
Зачем нужна корректировка образования
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 9 октября 2020 г. № ГД-1730/03 “О рекомендациях по корректировке образовательных программ”
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей Организаций, родителей обучающихся, общественности.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Рекомендации об организации в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, корректировки указанных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
Основной задачей корректировки Программ является достижение результатов освоения Программы вне зависимости от ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, Организация вправе принять решение о внесении изменений во все разделы Программы или только в один или несколько разделов Программы, в том числе в части организации внеурочной деятельности.
При проведении работы по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания рабочих программ, Организации следует учесть академические права педагогических работников, установленные пунктами 3, 5, 6 и 9 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, а также их обязанности, установленные пунктами 1, 5 и 6 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ. Кроме того, можно привлечь, руководствуясь частью 3 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ, коллегиальные органы управления с учетом их полномочий, установленных уставом Организации.
Обращаем внимание, что пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено право обучающегося на обучение по индивидуальным учебным планам. Кроме того, частями 1, 2 статьи 17 и частью 2 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено право на получение обучающимися образования в очной, очно-заочной или заочной форме и вне Организации (в форме семейного образования и самообразования).
При внесении изменений в Программы в части расширения использования различных образовательных технологий на основании части 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ следует учесть особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. N 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; от 17 марта 2020 N 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
При условии реализации Программ с использованием сетевой формы реализации Программ в соответствии с заключенным договором о сетевой форме необходимо учитывать, что издан приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», утвердивший порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации Программ и примерную форму договора о сетевой форме реализации Программ.
Минпросвещения России отмечает необходимость информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) при принятии решения о внесении изменений в Программы.
При внесении изменений в Программы также следует руководствоваться письмами, рекомендациями и разъяснениями Минпросвещения России и Роспотребнадзора, направленными в субъекты Российской Федерации в текущем году и размещенными на официальных сайтах указанных ведомств.
Обзор документа
Минпросвещения подготовило рекомендации по корректировке общеобразовательных программ в условиях пандемии коронавируса.
При принятии решения о корректировке программ руководитель организации должен издать соответствующий распорядительный акт, определяющий ответственных должностных лиц, сроки, порядок согласования и утверждения изменений.
Организация вправе принять решение о внесении изменений во все разделы программы или только в один или несколько разделов, в том числе в части организации внеурочной деятельности.
Следует учесть особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Также необходимо руководствоваться письмами, рекомендациями и разъяснениями Минпросвещения и Роспотребнадзора, направленными в регионы в 2020 г. и размещенными на официальных сайтах ведомств.
Зачем нужна корректировка образования
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 октября 2020 года N ГД-1730/03
О рекомендациях по корректировке образовательных программ
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей Организаций, родителей обучающихся, общественности.
Приложение
Рекомендации об организации в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, корректировки указанных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
Основной задачей корректировки Программ является достижение результатов освоения Программы вне зависимости от ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, Организация вправе принять решение о внесении изменений во все разделы Программы или только в один или несколько разделов Программы, в том числе в части организации внеурочной деятельности.
При проведении работы по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания рабочих программ, Организации следует учесть академические права педагогических работников, установленные пунктами 3, 5, 6 и 9 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, а также их обязанности, установленные пунктами 1, 5 и 6 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ. Кроме того, можно привлечь, руководствуясь частью 3 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ, коллегиальные органы управления с учетом их полномочий, установленных уставом Организации.
Обращаем внимание, что пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено право обучающегося на обучение по индивидуальным учебным планам. Кроме того, частями 1, 2 статьи 17 и частью 2 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено право на получение обучающимися образования в очной, очно-заочной или заочной форме и вне Организации (в форме семейного образования и самообразования).
При условии реализации Программ с использованием сетевой формы реализации Программ в соответствии с заключенным договором о сетевой форме необходимо учитывать, что издан приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», утвердивший порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации Программ и примерную форму договора о сетевой форме реализации Программ.
Минпросвещения России отмечает необходимость информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) при принятии решения о внесении изменений в Программы.
При внесении изменений в Программы также следует руководствоваться письмами, рекомендациями и разъяснениями Минпросвещения России и Роспотребнадзора, направленными в субъекты Российской Федерации в текущем году и размещенными на официальных сайтах указанных ведомств.
Почему нужно менять образование: мнение экспертов EdCrunch
Вызовы времени
Первый смартфон появился 10 лет назад, а планшет — пять. Устройства, способные дать человеку доступ к информации из любой точки земного шара, изменили представление о том, как получать и обрабатывать знания. Для современных детей нормально обучаться посредством роликов на YouTube и мгновенно находить ответы на любые вопросы — будь то решение математической задачи (с помощью «умного» калькулятора Photomath) или историческая дата. Мир меняется так быстро, и никто не знает, что будет еще через 10 лет. А потому образованию необходимо подстраиваться под вызовы времени и учиться эффективно использовать современные технологии. Обсуждение этих вопросов стало одной из главных тем на международной конференции EdCrunch, прошедшей в НИТУ «МИСиС».
На мероприятии было несколько секций, посвященных разным видам образования — от онлайн-обучения до дошкольного образования. В течение нескольких дней эксперты из России и других стран поделились своими взглядами на проблемы и будущее образования, а также представили презентации проектов на стыке технологий и образования. Участники мероприятия уверены, что школы и университеты нуждаются в переменах. «То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует. Дети, которые пошли в 2016 году в 1 класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. При этом мы не знаем, каким будет мир к этому времени и какую работу им придется выполнять. Нам нужно изменить наши школы, которые были изобретены в ответ на потребности промышленности во времена развития фабрик», — объяснила глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен.
«Теперь не нужно просто доносить до детей информацию. Сегодня весь мир у вас в кармане, если вы — обладатель смартфона. Человек больше не заперт в пространстве классной комнаты, лишенной контекста. Он может пойти куда угодно и начать исследовать реальный мир», — рассказал на одной из пленарных дискуссий (ее запись можно посмотреть на «Учёба.Live») Уильям Ранкин, глава Unfold Learning и бывший директор по обучению в компании Apple.
Анант Агарвал, генеральный директор edX, согласился с ним. Он уверен, что необходимо повысить привлекательность образования для школьников и сделать так, чтобы им было действительно интересно учиться. Использование современных технологий способно изменить представление об учебе. «Современные дети могут произвести настоящую революцию в образовании — от детского сада до старших классов. Они понимают, как искать нужную информацию, и знают все об интернете. Если их спросить, зачем нужно образование, они ответят: “Для поиска работы”. Но образовательная система отстает от времени на триста лет. Сегодня в школах педагоги часто просят учеников выключить компьютеры и внимательно слушать, а затем повторять. Я думаю, что нужно полностью изменить систему образования», — сказал Агарвал.
Глава edX полагает, что простой передачи знаний уже недостаточно, и нужны другие формы взаимодействия с учениками: например, смешанная модель обучения (blended learning), объединяющая традиционную «классно-урочную систему» и электронное обучение. Она позволяет сделать образование более персонализированным, расширяет возможности ученика, позволяет учитывать особенности каждого и меняет роль педагога. «Нужно сделать так, чтобы учитель стал гидом и помощником в получении знаний. Технологии на уроках можно использовать, ориентируясь на смешанную модель, когда информация приходит к детям в онлайн-формате, а учитель помогает работать с ней», — объяснил Агарвал.
О проблемах взаимодействия учителей и учеников говорил и публицист, сооснователь Modern Learner Media Уилл Ричардсон. «Сейчас уже нет нужды идти в школу, чтобы что-то выучить. Школы начинают это замечать и осознавать», — сказал он. Во время своей презентации Ричардсон заявил, что, несмотря на технологические инновации, образовательные учреждения по всему миру пока не готовы меняться кардинально. И все же система, по его словам, не стоит на месте: кроме традиционных школ уже появились «переходные» и «трансформационные» учебные заведения, где организаторы стараются улучшить результаты обучения за счет перемен или же вовсе изменить подход к образованию.
В своем выступлении основатель «Википедии» Джимми Уэйлс также отметил, что в век технологий система образования не спешит меняться. При этом он подчеркнул, что наблюдается настоящий рост альтернативного обучения, к которому, в частности, относятся онлайн-курсы: «Объем традиционного обучения в мире остается относительно стабильным. А вот объем неформального обучения действительно вырос. Люди все чаще используют интернет для обучения, ведь сейчас так много ресурсов для этого».
Модель образования будущего
Уильям Ранкин сравнил образование будущего с экосистемой, в которой есть участники (разнообразные или взаимосвязанные), контекст (сбалансированный или подверженный действию «крутящего момента» и напряжения) и содержание (динамичное или устойчивое). При этом глава Unfold Learning подчеркнул, что детей необходимо учить не теории, а образу действия в постоянно меняющемся мире. «Нужно делиться со студентами только теми знаниями, которые позволят им успешно что-то создавать. Это крайне важно. Ведь образование предполагает не просто передачу информации, а раскрытие потенциалов человека», — заявил он.
Кроме того, Ранкин призвал учителей сосредоточиться на личности человека, а не на обобщенном образе среднего ученика. «Почти никто из них не подпадает под стандарт. Кто-то силен в одних науках больше, чем в других, у кого-то есть выдающиеся или редкие способности. Все это нужно учитывать и развивать», — отметил он. Секрет успешной школы, по мнению Ранкина, — практика с первого дня. «Не учите людей использовать инструменты, они все поймут в деле, — убежден эксперт. — Мне кажется, что обучение будущего должно строиться вокруг серьезных проблем, которые студенты будут решать сами. Задача учителей — построить комфортную среду, предоставить контекст и обеспечить связь с сообществами, которые помогут детям получать доступ к необходимой информации».
Экс-глава департамента по обучению Apple уверен, что образование не должно быть ограничено пределами аудитории. «Контекст — это больше не классная комната, а весь мир, — объяснил он. — Я могу использовать реальные сведения из реального мира, а значит, работа учителя должна заключаться не в создании готовых рецептов, а в разработке схем взаимодействия с информацией». В дальнейшем, полагает Ранкин, важными станут не дипломы, а навыки. «В будущем инфраструктура учебного заведения окажется построена не на контроле, а на обеспечении возможностей. Труд детей будет оценивать сообщество людей, а не педагоги, а образовательный процесс станет персонализированным», — уверен он.
«В XXI веке образованию нечего терять, кроме своих оков» Уильям Ранкин
Другой хедлайнер EdCrunch, основатель «Википедии» Джимми Уэйлс (запись его лекции можно посмотреть на «Учёба.Live»), тоже рассказывал о школах будущего. По его мнению, их главная задача — дать детям навыки самостоятельного обучения. «Школы должны обеспечить учеников инструментами так называемого life-long learning, когда люди учатся всю жизнь. Важно научить учиться, показать, как проводить исследования и оценивать информацию», — объяснил Уэйлс.
При этом эксперт уверен, что популярная модель онлайн-курсов не сможет вытеснить профессию учителя. «Присутствие человека, который направляет тебя, замечает твои ошибки и помогает их исправить, очень важно. Я не знаю, чем это можно заменить. Технологии помогают нам действовать быстрее, но если вы хотите научиться думать, это уже интерактивный процесс. Он может проходить в онлайн-формате, но и тут необходимо взаимодействовать с педагогом, который присматривает за вами», — сказал Уэйлс.
Глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен на EdCrunch рассказала о финском опыте образовательной реформы. Недавно в этой стране начали внедрять новую концепцию школы, построенную на развитии личности и универсальных интеллектуальных навыков. «В нашей системе образования активную роль играет фигура ученика, ведь именно школа и общение в ее рамках лучше всего прививает социальные навыки. Для нас также важна индивидуальность траектории и сотрудничество. Обучение будущего — это открытый, гибкий, коллаборативный процесс, который может быть повсеместным благодаря цифровым технологиям», — объяснила Киллонен.
Навыки XXI века
Сквозной темой для всей конференции стал вопрос о новых навыках, которые нужно получить, чтобы стать востребованным специалистом. «Неважно, что ты знаешь. Важно, что ты умеешь делать. Можно получить 100 баллов за все тесты, но это не имеет никакого значения, если ты не способен работать», — заметил Ричардсон. По мнению Ранкина, важно также научить ребенка выполнять задания в группе.
Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов даже составил список навыков будущего:
Тему навыков специалиста постиндустриальной эпохи затронул и евангелист образования Google Джейми Касап (посмотреть запись его выступления можно на «Учёба.Live»). Он рассказал об исследовании The Economist Group, которая выяснила, какие навыки компании ценят больше всего:
«60% современных дошкольников будут заниматься тем, что сейчас, может быть, еще не существует, — объяснил Касап. — Мы не должны придумывать профессии будущего: вместо этого надо развивать навыки, которые могут пригодиться на протяжении всего XXI века. Надо также задавать новые вопросы в сфере образования: спрашивать детей не о том, кем они хотят стать, а о том, какие проблемы они хотят решить. Такая постановка вопроса приблизит их к созданию собственной образовательной стратегии».
Что происходит в российском образовании
В российском Минобре так же считают, что главная задача образования — формирование новых навыков. «Министерство образования и науки отталкивается от концепции, что образование должно перестать быть технической передачей знаний. Его задача — формирование компетенций будущего», — заявила замминистра образования и науки Людмила Огородова. В пример она привела проект Национальной технологической инициативы и инновационные образовательные центры. «Задача НТИ не продвинуть в очередной раз технологии, а найти способ действовать в новой среде, — объяснил Евгений Кузнецов, и. о. гендиректора РВК, один из кураторов проекта. — Мы пытаемся помочь университетам начать формировать социальную и технологическую реальность, опережающую время на 5-8 лет. Именно это происходит на кампусах MIT, Стэнфорда, Кембриджа».
В области среднего образования, помимо детских технопарков, недавно также появились школы и учебные центры для одаренных детей. Краткосрочные программы, например, реализует образовательный центр «Сириус» в Сочи. «У нас изучают физику, химию, биологию и математику. Остальные направления реализуются в рамках проектной деятельности, — рассказала Елена Шмелева, руководитель фонда “Талант и успех”. — С утра дети занимаются профессиональными программами, потом идут в школу, где обучение проходит в проектном формате. Свободное время у ребят появляется только после ужина».
На EdCrunch также рассказали о том, каких результатов добились создатели проекта «Открытое образование». За год на его площадке разместили более 100 курсов, зарегистрировались свыше 150 тысяч человек и было выдано 5976 сертификатов. Кроме того, на конференции рассказали о новой инициативе в области образования — «Национальной открытой школе». Это онлайн-платформа, в рамках которой собраны курсы и интерактивные материалы по школьным предметам: истории России, литературе, математике, физике и химии.
Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации
MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.
По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?
По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.
Госзаказ на профессионалов
Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.
Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.
Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.
Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).
На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.
Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.
Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.
В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.
Как измерить эффективность профориентации?
Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:
Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.
Умения или призвание
«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?
Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.
Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.
Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.
И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.
Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.
Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.