зачем нужна каллиграфия детям
О пользе каллиграфии
Когда я стала изучать учебники — букварь за 1959, 1962, 1980 и 2011, я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, почему?
В 80‑х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1‑го по 11‑й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1‑го по 11‑й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8‑му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Так, что из выше изложенного я как мама, решила ввести каллиграфию тоже.
Здесь представлены различные русские старинные прописи
Нужна ли каллиграфия современным детям?
А Вы знаете, что такое «каллиграфия»? Многие понимают, что это какая-то деятельность, связанная с написанием букв. Мне нравится определение каллиграфии как «искусства красивого письма». Может возникнуть вопрос: «А зачем каллиграфия в эру компьютерных технологий?» Да, сейчас можно красиво написать с помощью компьютера. Но это уже совсем не то искусство, творчество, которое раскрывает человека.
Психологи установили, что сейчас у многих детей клиповое мышление. У них нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное время на одном предмете. Чем же нам может помочь в этой ситуации каллиграфия? Когда человек пишет, то он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, а и о внешнем выражении написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее соединение?» И ведь это важно даже не из-за написания букв. Так происходило и должно происходить формирование внутреннего пространственного восприятия у человека, его миропорядка. Письмо дисциплинирует.
Когда мы выводим буквы, то рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим. Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Как правило, такие эксперименты не вызывают восторга у учителей. А ведь так происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его видение прекрасного. Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность.
Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно. Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используют в данный период. Знакомство с различными шрифтами — это приобщение к истории своего народа.
И ведь согласитесь, приятно получить на праздник открытку, подписанную от руки. Сейчас почерк детей становится всё хуже. Чистописанию в школе уделяется немного времени. А если создать ситуацию, когда ребёнок не просто пишет, а рисует букву, делает её произведением искусства, тогда изменится его отношение к письменному слову.
Наши занятия — это занятия по каллиграфии, а не по чистописанию. Но первое невозможно без второго. Одним из аспектов курса будет отработка ровного, плавного почерка у ребёнка. Другим аспектом станет знакомство с азами каллиграфического письма: типы шрифтов, способы оформления букв, изготовление открытки.
На начальном этапе отработка навыков письма предполагает использование простого карандаша с последующим переходом к перу и кисти.
Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей.
Какую пользу дает каллиграфия детям?
Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций. Обо всех плюсах этого занятия мы поговорим в статье.
Прежде всего, занятия каллиграфией помогают ребенку сформировать красивый, ровный почерк и выработать хороший темп письма. В наше время ребенок берет в руки смартфон, планшет или компьютер раньше, чем карандаш или ручку. А навык чистого письма отходит на второй план, в этом теперь как будто нет необходимости. Но это заблуждение, поскольку через чистописание ребенок развивается всесторонне.
Итак, чем полезна каллиграфия для детей:
Концентрация и усидчивость — то, чего не хватает всем детям в той или иной степени. На занятиях по каллиграфии ребенок все свое внимание обращает только на письмо, не отвлекаясь ни на что другое. Сосредоточенность и терпение помогают детям и взрослым быстрее и качественнее справляться с учебными и рабочими задачами, поэтому развивать эти качества очень важно.
Каллиграфия — это не просто красиво выведенные буквы. Занимаясь ею, необходимо выучить определенный порядок написания каждого знака и их соединение между собой. Это отличная тренировка на внимательность в мелочах. Ребенок, занимаясь чистописанием, учится устанавливать связь между формой и содержанием, вкладывать смысл в четко выверенные символы.
Если ребенок пишет неаккуратно и неразборчиво, то каллиграфия поможет улучшить почерк и повысить аккуратность. Красивый и ровный почерк — это подспорье для успешного выполнения письменных работ в школе, быстрого и качественного написания диктантов.
Когда учишься чистописанию, гораздо больше внимания обращаешь и на правила написания слов, ведь не хочется каллиграфически выводить ошибки. Ребенок больше внимания будет обращать на то, как верно пишется слово, какой знак препинания поставить. В процессе обучения каллиграфии уровень грамотности заметно повышается.
Каллиграфия полезна для мозга, поскольку приобретение навыка — это формирование новых нейронных связей. Данный навык развивает мелкую моторику, ловкость и координацию. А развитие мелкой моторики — очень важная часть общего когнитивного развития.
Каллиграфия, как искусство письма
Зачем нужны уроки каллиграфии вашему ребёнку?
Каллиграфия — искусство красивого письма. Когда человек занимается каллиграфией, он становится более внимательным и наблюдательным. Также у него развивается воображение.
Человек, занимающийся каллиграфическим письмом, чаще расслаблен и спокоен. Мускульное напряжение становится меньше, нормализуется АД, пульс замедляется, дыхание становится ровным. Далее происходит улучшение ответной реакции, человек лучше ориентируется в пространстве.
Каллиграфическое письмо оказывает благоприятное воздействие на лиц, страдающих:
У умственно отсталых детей развивается способность мыслить. Они начинают правильно рассуждать и легко решают логические задачи. Также дети становятся более сконцентрированными, лучше ориентируются в пространстве.
Также эта методика применялась в отношении людей, страдающих психосоматическими расстройствами, неврозами, депрессией, и даже шизофренией: при регулярных занятиях каллиграфией улучшается эмоциональный фон.
Каллиграфическое письмо оказывает благотворное влияние на:
Зачем каллиграфия современным детям
По мнению психологов, каллиграфия помогает:
Проект «Нескучная каллиграфия»
«Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. Проект-мотивация “Нескучная каллиграфия” полностью меняет отношение детей к буквам.
В первом модуле двенадцать занятий. Пройдя курс полностью, ребенок сможет научиться красиво писать.
Кому подходит проект
Проект “Нескучная каллиграфия” подходит:
Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями.
Чему можно научиться занимаясь каллиграфией
В результате обучения школьник сможет научиться:
Каллиграфия и современные дети
Одной из самых больных тем у детей младшего и среднего школьного возраста является почерк. Пляшущие буквы и цифры часто становятся поводом для насмешек, и даже для снижения баллов. На этом фоне сильно страдает самооценка ребенка.
Уроки каллиграфии проводятся в легкой и непринужденной форме. В результате ребенок не только приобретает правильный и красивый почерк, но и получает возможность раскрыть свой талант.
На занятиях ученики работают плоским каллиграфическим пером: они создают не только элементы из букв, но и различные рисунки и узоры. Это способствует развитию мышечной памяти, и помогает ребенку научиться писать красиво и грамотно.
Во время обучения школьник сможет:
Также ребенок научится сидеть правильно, сохраняя осанку.
Занимаясь в кружке каллиграфии, школьник станет более организованным, усидчивым и трудолюбивым. Результат можно будет увидеть уже после нескольких уроков: почерк школьника станет более аккуратным, а буквы и цифры перестанут “плясать”.
Важность каллиграфии
По мнению ученых, исторический опыт народа передается именно буквой. Поэтому по мере развития нации происходит изменение и шрифтов, который используются на определенный момент. Знакомясь с разными шрифтами, школьник приобщается к истории и знакомится с культурой своего народа.
По мнению психологов, у большинства школьников клиповое мышление: они неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, им сложно воспринимать образ целостно. Поэтому многим из них сложно учиться, а потом — и работать.
Каллиграфия — это не просто наука, связанная с написанием букв. И то, что в 21 веке, в компьютерную эру, она кажется ненужной — это миф. Каллиграфия — это в первую очередь искусство, которое раскрывает и развивает человека.
Научившись не просто писать и красиво подписывать открытки — а рисовать буквы, школьник сможет изменить свое отношение к письменному слову. Постепенно пробудится интерес к чтению хороших книг, и к собственному творчеству.
Как подготовить ребёнка к занятиям каллиграфией и зачем это нужно
Современный мир стремится к увеличению скоростей во всех областях нашей жизни. Мы хотим успеть сделать как можно больше. Поэтому стараемся упростить и облегчить все процессы. Не стало исключением и письмо. Быстрее и удобнее набрать текст с помощью компьютера. Во многих странах дети учатся
писать только печатными буквами, не слишком заботясь о красоте написанного. Главное, чтобы грамотно. Нужно ли в таком случае обучать детей писать красиво?
Нужно, обязательно нужно! О пользе каллиграфии для здоровья физического, эмоционального и интеллектуального написано и сказано очень много. Учеными, исследователями, педагогами и врачами, как нашими, так и зарубежными. Поэтому вопрос стоит не о том, нужна ли каллиграфия, а о том, как помочь ребенку её освоить?
Чтобы занятия чистописанием принесли максимальную пользу, необходимо сочетание нескольких факторов.
Во-первых, у ребенка должно быть собственное рабочее место. О его организации я уже писала в главе «К школьной парте с красивой осанкой» https://vk.com/wall-62391202_816.
Во-вторых, постановка руки. Ставить руку ребенку старше 5 лет в наше время очень сложно. Сейчас дети начинают рисовать карандашами и фломастерами достаточно рано. Поэтому годам к четырем у них уже формируется устойчивая привычка держать ручку в определенном положении. Чаще всего это положение для письма неправильное. Поэтому приходится переучивать, а это процесс сложный и требует терпения от ребенка и его родителя.
В-третьих, качественные прописи. В магазинах продается огромное количество современных прописей. Но для эффективного обучения каллиграфии они, к сожалению, не пригодны. Для учеников нашего центра «Любознайки» мы используем собственные прописи на подготовительном дошкольном этапе.
В-четвертых, перьевые ручки. Для занятия каллиграфией ребенку старше 6 лет нужны именно перьевые ручки с чернилами. Шариковая ручка не дает возможности почувствовать разницу между написанием различных элементов букв.
В-пятых, атмосфера, окружающая обстановка, эмоциональный настрой.
Чтобы помочь ребенку освоить каллиграфическое письмо, начинать надо в самом раннем возрасте с рисования красками. Ребенок учится держать в руке кисточку, учится водить ею по бумаге, учится контролировать степень нажима на кисть. Не торопитесь давать маленькому ребенку карандаши. Тонкие линии, оставляемые карандашом на бумаге, уже накладывают некоторые психологические ограничения. Не рекомендуем давать детям до четырех лет фломастеры и ручки. Их следы на бумаге исправлению не поддаются. Это фиксированное изображение, не подлежащее коррекции и улучшению, помните «Что написано пером, не вырубишь топором». Сначала учим ребенка творить, а не фиксировать.
Итак, ребенок взял в руки карандаш. Помогите разместить его между большим и указательным пальцами. Средний палец поддерживает карандаш снизу. Безымянный и мизинец чуть прижаты к ладони. Не важно, правша ребенок или левша. Карандаш должен быть или трехгранный, или шестигранный. Круглые карандаши для малышей не подходят.
Существуют специальные комплексы упражнений для укрепления мышц пальчиков, удерживающих карандаш. С четырехлетками нашего центра #Любознайки мы обязательно выполняем такие упражнения, когда подходит время осваивать замкнутое пространство клетки в тетради.
В своих первых учебных тетрадях дети пишут только карандашом. Они учатся регулировать степень нажима, тренируют мышцы кисти и отрабатывают правильное положение руки. Если ребенок судорожно сжимает карандаш, то после коротких, но регулярных тренировок рука расслабляется и удобно располагается на рабочем столе. Угловатые дрожащие начертания постепенно превращаются в уверенные четкие линии. Пусть несколько минут, но тренировка и еще раз тренировка.
При такой постепенной тренировке к шести годам ребенок уже готов к занятиям каллиграфией. Нужно только помнить о необходимости сочетания всех ключевых факторов для эффективности этих уроков. И не забывать о важном правиле «маленьких шагов»: каждый день понемногу.