зачем нужна каллиграфия детям

О пользе каллиграфии

Когда я стала изу­чать учеб­ники — бук­варь за 1959, 1962, 1980 и 2011, я уви­дела тен­ден­цию, что кал­ли­гра­фию про­сто исклю­чили из учеб­ного про­цесса. Тогда я зада­лась вопро­сом, почему?

В 80‑х годах круп­ней­шая япон­ская ком­па­ния, зани­ма­ю­ща­яся выпус­ком быто­вой и про­фес­си­о­наль­ной элек­тро­ники, – начи­ная пере­хо­дить к нано­тех­но­ло­гиям, про­вела во мно­гих стра­нах любо­пыт­ный экс­пе­ри­мент. Искали, какие мето­дики можно исполь­зо­вать в дан­ном реги­оне и в дан­ной куль­туре для под­го­товки спе­ци­а­ли­стов буду­щего в раз­ных направ­ле­ниях. Про­грамма дли­лась долго. Её финан­си­ро­вали более 10 лет. Когда собрали дан­ные, орга­ни­за­торы экс­пе­ри­мента были потря­сены. Всем тре­бо­ва­ниям в наи­боль­шей мере отве­чала кал­ли­гра­фия. Поэтому ком­па­ния реко­мен­до­вала вве­сти кал­ли­гра­фию с 1‑го по 11‑й класс во всех шко­лах и вузах, неза­ви­симо от спе­ци­а­ли­за­ции обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния. Чтобы сфор­ми­ро­вать те самые каче­ства, необ­хо­ди­мые буду­щим спе­ци­а­ли­стам в обла­сти инно­ва­ци­он­ных технологий.

Вот ещё один инте­рес­ный факт из совре­мен­ной япон­ской жизни. Мно­гие круп­ные фирмы Япо­нии при­гла­шают в обе­ден­ный пере­рыв учи­те­лей (сен­сеев), кото­рые зани­ма­ются с сотруд­ни­ками кал­ли­гра­фией по пол­часа в день. Руко­во­ди­тели ком­па­ний счи­тают это весьма неде­шё­вое заня­тие полез­ным не только для здо­ро­вья, но и для раз­ви­тия твор­че­ского потен­ци­ала спе­ци­а­ли­стов. И ведь никто не смо­жет поспо­рить с тем, что японцы – самая рабо­то­спо­соб­ная нация, к тому же самая про­дви­ну­тая и кре­а­тив­ная в обла­сти инно­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток. Без­условно, здесь заслуга не только кал­ли­гра­фии. Но совер­шенно оче­видно, что это – след­ствие береж­ного отно­ше­ния япон­цев к своей исто­рии, тра­ди­циям и кор­ням, духов­ному и физи­че­скому здо­ро­вью нации.

Китай­ские же спе­ци­а­ли­сты рас­кры­вают эту тему в еще более неожи­дан­ном ракурсе. В своей ста­тье «Кал­ли­гра­фия и здо­ро­вье» доцент Пекин­ского инсти­тута гра­фи­че­ской ком­му­ни­ка­ции Юань Пу рас­ска­зы­вает о вли­я­нии кал­ли­гра­фии на моз­го­вую актив­ность в целом и даже на про­дол­жи­тель­ность жизни. Счи­та­ется, что из всех видов про­из­воль­ных дей­ствий акт письма – наи­бо­лее слож­ный и тру­до­ем­кий. Поло­же­ние паль­цев, ладони и запя­стья для пра­виль­ного обхвата пера, пра­виль­ное поло­же­ние запя­стья и руки в воз­духе при письме, дви­же­ния пером, – все это не только тре­ни­рует мышцы рук и нервы, но и затра­ги­вает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Кал­ли­гра­фи­че­ские упраж­не­ния по своей сути напо­ми­нают гим­на­стику цигун, кото­рая «изме­няет тело­сло­же­ние, дви­гает суставы». Этот про­цесс вли­яет на пси­хи­че­ское и физи­че­ское здо­ро­вье, раз­ви­вает тон­чай­шие мышцы рук, сти­му­ли­рует работу мозга и вооб­ра­же­ние. Про­цесс письма также вос­ста­нав­ли­вает дыхание.
Кал­ли­гра­фия застав­ляет пра­вую моз­го­вую долю чув­ство­вать пра­виль­ность линий, струк­туру сим­мет­рии, ритм и темп, раз­ви­вает вни­ма­тель­ность, наблю­да­тель­ность и вооб­ра­же­ние. Юань Пу при­шел к выводу, что сту­денты, кото­рые изу­чают кал­ли­гра­фию, гораздо быст­рее осталь­ных вос­при­ни­мают и запо­ми­нают инфор­ма­цию. А то, что кал­ли­гра­фия про­дле­вает жизнь, – научно дока­зан­ный факт. Совре­мен­ный кал­ли­граф Су Цзу­си­ань про­жил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Созда­тель шрифта Ци Гун, совре­мен­ный кал­ли­граф, быв­ший член Китай­ской ассо­ци­а­ции кал­ли­гра­фов, про­жил 95 лет.

Дру­гой китай­ский спе­ци­а­лист, про­фес­сор Генри Као, делает ещё более сме­лые выводы на основе про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний: прак­ти­че­ски нет таких болез­ней, кото­рые нельзя было бы выле­чить кал­ли­гра­фией. Резуль­таты пока­зы­вают, что паци­ент, прак­ти­ку­ю­щий заня­тия кал­ли­гра­фи­че­ским пись­мом, испы­ты­вает рас­слаб­ле­ние и эмо­ци­о­наль­ное спо­кой­ствие, выра­жа­ю­щи­еся в рав­но­мер­ном дыха­нии, замед­ле­нии пульса, сни­же­нии кро­вя­ного дав­ле­ния и умень­ше­нии мускуль­ного напря­же­ния. Улуч­ша­ются ответ­ная реак­ция, спо­соб­ность к диф­фе­рен­ци­а­ции и опре­де­ле­нию фигур, а также спо­соб­ность к ори­ен­та­ции в пространстве.
Прак­ти­че­ские и кли­ни­че­ские иссле­до­ва­ния пока­зали поло­жи­тель­ное вли­я­ние лече­ния кал­ли­гра­фи­че­ским пись­мом при пове­ден­че­ских рас­строй­ствах паци­ен­тов, стра­да­ю­щих аутиз­мом, син­дро­мом нару­шен­ного вни­ма­ния, дефи­цита вни­ма­ния и гипе­р­ак­тив­но­стью. Более того, раз­ви­ва­лась спо­соб­ность к логи­че­скому мыш­ле­нию, рас­суж­де­нию у детей с неболь­шой умствен­ной отста­ло­стью; также укреп­ля­лась память, улуч­ша­лись кон­цен­тра­ция, ори­ен­та­ция в про­стран­стве и коор­ди­на­ция дви­же­ний у паци­ен­тов с болез­нью Альц­гей­мера. В то же время мето­дика была успешно при­ме­нена к боль­ным с пси­хо­со­ма­ти­че­скими рас­строй­ствами при гипер­то­нии и диа­бете и таких пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ниях, как шизо­фре­ния, депрес­сия и нев­розы: у них улуч­шался эмо­ци­о­наль­ный фон.

Для срав­не­ния: в совре­мен­ной рос­сий­ской школе на такой пред­мет, как пра­во­пи­са­ние, выде­ля­ется один час в неделю, а во вре­мена Импе­ра­тор­ского Цар­ско­сель­ского лицея Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин зани­мался кал­ли­гра­фией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изу­чают вли­я­ние кал­ли­гра­фии на здо­ро­вье. О её воз­дей­ствии на чело­ве­че­ский орга­низм уже давно знают и оте­че­ствен­ные спе­ци­а­ли­сты. В тече­ние 15 лет в Петер­бурге рабо­тала школа кал­ли­гра­фии, создан­ная груп­пой энту­зи­а­стов для детей с откло­не­ни­ями в умствен­ном раз­ви­тии. Обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в ней осно­вы­вался на рус­ских мето­ди­че­ских мате­ри­а­лах XIX века. Основ­ной прин­цип этого про­цесса заклю­чался в сле­ду­ю­щем: прежде чем зани­маться нау­ками, искус­ством и ремес­лами, необ­хо­димо с помо­щью кал­ли­гра­фии зало­жить креп­кий фун­да­мент – основу, состо­я­щую из трёх важ­ных эле­мен­тов: тер­пе­ния, уме­ния рабо­тать и воле­вого импульса. Уче­ни­кам запре­ща­лось с 1‑го по 11‑й класс поль­зо­ваться шари­ко­вой руч­кой. Любой урок начи­нался с 15 минут заня­тий кал­ли­гра­фией. Резуль­тат был оче­ви­ден уже к 7–8‑му классу. Спе­ци­а­ли­сты, глядя на пись­мен­ные работы уче­ни­ков, не верили, что так могли писать дети, к тому же с пси­хи­че­скими и физи­че­скими откло­не­ни­ями, настолько кра­си­вой, чет­кой и упо­ря­до­чен­ной была форма письма. У этих детей рас­кры­ва­лись спо­соб­но­сти к мате­ма­тике, поэ­зии и искус­ству. После окон­ча­ния школы мно­гие из них посту­пали в луч­шие вузы Петер­бурга, полу­чали гранты на обу­че­ние за гра­ни­цей. Неко­то­рым ребя­там в итоге сни­мали инвалидность.

Худож­ники дают кал­ли­гра­фии раз­но­об­раз­ные поэ­тич­ные срав­не­ния и опре­де­ле­ния. Одни видят в искусно про­пи­сан­ных бук­вах застыв­шую музыку и её ритм, дру­гие – пла­стику танца.

Пока­за­ния этой кар­дио­граммы когда-то сви­де­тель­ство­вали о здо­ро­вом сер­деч­ном ритме эпохи. Сего­дняш­ние сбив­чи­вые линии и нерит­мич­ные ампли­туды фик­си­руют ско­рее тяже­лую ста­дию болезни.

Так, что из выше изло­жен­ного я как мама, решила вве­сти кал­ли­гра­фию тоже.

Здесь пред­став­лены раз­лич­ные рус­ские ста­рин­ные прописи

Источник

Нужна ли каллиграфия современным детям?

А Вы знаете, что такое «каллиграфия»? Многие понимают, что это какая-то деятельность, связанная с написанием букв. Мне нравится определение каллиграфии как «искусства красивого письма». Может возникнуть вопрос: «А зачем каллиграфия в эру компьютерных технологий?» Да, сейчас можно красиво написать с помощью компьютера. Но это уже совсем не то искусство, творчество, которое раскрывает человека.

Психологи установили, что сейчас у многих детей клиповое мышление. У них нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное время на одном предмете. Чем же нам может помочь в этой ситуации каллиграфия? Когда человек пишет, то он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, а и о внешнем выражении написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее соединение?» И ведь это важно даже не из-за написания букв. Так происходило и должно происходить формирование внутреннего пространственного восприятия у человека, его миропорядка. Письмо дисциплинирует.

Когда мы выводим буквы, то рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим. Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Как правило, такие эксперименты не вызывают восторга у учителей. А ведь так происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его видение прекрасного. Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность.

Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно. Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используют в данный период. Знакомство с различными шрифтами — это приобщение к истории своего народа.

И ведь согласитесь, приятно получить на праздник открытку, подписанную от руки. Сейчас почерк детей становится всё хуже. Чистописанию в школе уделяется немного времени. А если создать ситуацию, когда ребёнок не просто пишет, а рисует букву, делает её произведением искусства, тогда изменится его отношение к письменному слову.

Наши занятия — это занятия по каллиграфии, а не по чистописанию. Но первое невозможно без второго. Одним из аспектов курса будет отработка ровного, плавного почерка у ребёнка. Другим аспектом станет знакомство с азами каллиграфического письма: типы шрифтов, способы оформления букв, изготовление открытки.

На начальном этапе отработка навыков письма предполагает использование простого карандаша с последующим переходом к перу и кисти.

Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей.

Источник

Какую пользу дает каллиграфия детям?

Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций. Обо всех плюсах этого занятия мы поговорим в статье.

Прежде всего, занятия каллиграфией помогают ребенку сформировать красивый, ровный почерк и выработать хороший темп письма. В наше время ребенок берет в руки смартфон, планшет или компьютер раньше, чем карандаш или ручку. А навык чистого письма отходит на второй план, в этом теперь как будто нет необходимости. Но это заблуждение, поскольку через чистописание ребенок развивается всесторонне.

Итак, чем полезна каллиграфия для детей:

Концентрация и усидчивость — то, чего не хватает всем детям в той или иной степени. На занятиях по каллиграфии ребенок все свое внимание обращает только на письмо, не отвлекаясь ни на что другое. Сосредоточенность и терпение помогают детям и взрослым быстрее и качественнее справляться с учебными и рабочими задачами, поэтому развивать эти качества очень важно.

Каллиграфия — это не просто красиво выведенные буквы. Занимаясь ею, необходимо выучить определенный порядок написания каждого знака и их соединение между собой. Это отличная тренировка на внимательность в мелочах. Ребенок, занимаясь чистописанием, учится устанавливать связь между формой и содержанием, вкладывать смысл в четко выверенные символы.

Если ребенок пишет неаккуратно и неразборчиво, то каллиграфия поможет улучшить почерк и повысить аккуратность. Красивый и ровный почерк — это подспорье для успешного выполнения письменных работ в школе, быстрого и качественного написания диктантов.

Когда учишься чистописанию, гораздо больше внимания обращаешь и на правила написания слов, ведь не хочется каллиграфически выводить ошибки. Ребенок больше внимания будет обращать на то, как верно пишется слово, какой знак препинания поставить. В процессе обучения каллиграфии уровень грамотности заметно повышается.

Каллиграфия полезна для мозга, поскольку приобретение навыка — это формирование новых нейронных связей. Данный навык развивает мелкую моторику, ловкость и координацию. А развитие мелкой моторики — очень важная часть общего когнитивного развития.

Источник

Каллиграфия, как искусство письма

Зачем нужны уроки каллиграфии вашему ребёнку?

Каллиграфия — искусство красивого письма. Когда человек занимается каллиграфией, он становится более внимательным и наблюдательным. Также у него развивается воображение.

Человек, занимающийся каллиграфическим письмом, чаще расслаблен и спокоен. Мускульное напряжение становится меньше, нормализуется АД, пульс замедляется, дыхание становится ровным. Далее происходит улучшение ответной реакции, человек лучше ориентируется в пространстве.

Каллиграфическое письмо оказывает благоприятное воздействие на лиц, страдающих:

У умственно отсталых детей развивается способность мыслить. Они начинают правильно рассуждать и легко решают логические задачи. Также дети становятся более сконцентрированными, лучше ориентируются в пространстве.

Также эта методика применялась в отношении людей, страдающих психосоматическими расстройствами, неврозами, депрессией, и даже шизофренией: при регулярных занятиях каллиграфией улучшается эмоциональный фон.

Каллиграфическое письмо оказывает благотворное влияние на:

Зачем каллиграфия современным детям

По мнению психологов, каллиграфия помогает:

Проект «Нескучная каллиграфия»

«Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. Проект-мотивация “Нескучная каллиграфия” полностью меняет отношение детей к буквам.

В первом модуле двенадцать занятий. Пройдя курс полностью, ребенок сможет научиться красиво писать.

Кому подходит проект

Проект “Нескучная каллиграфия” подходит:

Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями.

Чему можно научиться занимаясь каллиграфией

В результате обучения школьник сможет научиться:

зачем нужна каллиграфия детям. kalligrafiya v%D1%84 lipecke. зачем нужна каллиграфия детям фото. зачем нужна каллиграфия детям-kalligrafiya v%D1%84 lipecke. картинка зачем нужна каллиграфия детям. картинка kalligrafiya v%D1%84 lipecke.

Каллиграфия и современные дети

Одной из самых больных тем у детей младшего и среднего школьного возраста является почерк. Пляшущие буквы и цифры часто становятся поводом для насмешек, и даже для снижения баллов. На этом фоне сильно страдает самооценка ребенка.

Уроки каллиграфии проводятся в легкой и непринужденной форме. В результате ребенок не только приобретает правильный и красивый почерк, но и получает возможность раскрыть свой талант.

На занятиях ученики работают плоским каллиграфическим пером: они создают не только элементы из букв, но и различные рисунки и узоры. Это способствует развитию мышечной памяти, и помогает ребенку научиться писать красиво и грамотно.

Во время обучения школьник сможет:

Также ребенок научится сидеть правильно, сохраняя осанку.

Занимаясь в кружке каллиграфии, школьник станет более организованным, усидчивым и трудолюбивым. Результат можно будет увидеть уже после нескольких уроков: почерк школьника станет более аккуратным, а буквы и цифры перестанут “плясать”.

Важность каллиграфии

По мнению ученых, исторический опыт народа передается именно буквой. Поэтому по мере развития нации происходит изменение и шрифтов, который используются на определенный момент. Знакомясь с разными шрифтами, школьник приобщается к истории и знакомится с культурой своего народа.

По мнению психологов, у большинства школьников клиповое мышление: они неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, им сложно воспринимать образ целостно. Поэтому многим из них сложно учиться, а потом — и работать.

Каллиграфия — это не просто наука, связанная с написанием букв. И то, что в 21 веке, в компьютерную эру, она кажется ненужной — это миф. Каллиграфия — это в первую очередь искусство, которое раскрывает и развивает человека.

Научившись не просто писать и красиво подписывать открытки — а рисовать буквы, школьник сможет изменить свое отношение к письменному слову. Постепенно пробудится интерес к чтению хороших книг, и к собственному творчеству.

Источник

Как подготовить ребёнка к занятиям каллиграфией и зачем это нужно

зачем нужна каллиграфия детям. kalligrafia. зачем нужна каллиграфия детям фото. зачем нужна каллиграфия детям-kalligrafia. картинка зачем нужна каллиграфия детям. картинка kalligrafia.

Современный мир стремится к увеличению скоростей во всех областях нашей жизни. Мы хотим успеть сделать как можно больше. Поэтому стараемся упростить и облегчить все процессы. Не стало исключением и письмо. Быстрее и удобнее набрать текст с помощью компьютера. Во многих странах дети учатся

писать только печатными буквами, не слишком заботясь о красоте написанного. Главное, чтобы грамотно. Нужно ли в таком случае обучать детей писать красиво?

Нужно, обязательно нужно! О пользе каллиграфии для здоровья физического, эмоционального и интеллектуального написано и сказано очень много. Учеными, исследователями, педагогами и врачами, как нашими, так и зарубежными. Поэтому вопрос стоит не о том, нужна ли каллиграфия, а о том, как помочь ребенку её освоить?

Чтобы занятия чистописанием принесли максимальную пользу, необходимо сочетание нескольких факторов.

Во-первых, у ребенка должно быть собственное рабочее место. О его организации я уже писала в главе «К школьной парте с красивой осанкой» https://vk.com/wall-62391202_816.

Во-вторых, постановка руки. Ставить руку ребенку старше 5 лет в наше время очень сложно. Сейчас дети начинают рисовать карандашами и фломастерами достаточно рано. Поэтому годам к четырем у них уже формируется устойчивая привычка держать ручку в определенном положении. Чаще всего это положение для письма неправильное. Поэтому приходится переучивать, а это процесс сложный и требует терпения от ребенка и его родителя.

В-третьих, качественные прописи. В магазинах продается огромное количество современных прописей. Но для эффективного обучения каллиграфии они, к сожалению, не пригодны. Для учеников нашего центра «Любознайки» мы используем собственные прописи на подготовительном дошкольном этапе.

В-четвертых, перьевые ручки. Для занятия каллиграфией ребенку старше 6 лет нужны именно перьевые ручки с чернилами. Шариковая ручка не дает возможности почувствовать разницу между написанием различных элементов букв.

В-пятых, атмосфера, окружающая обстановка, эмоциональный настрой.

Чтобы помочь ребенку освоить каллиграфическое письмо, начинать надо в самом раннем возрасте с рисования красками. Ребенок учится держать в руке кисточку, учится водить ею по бумаге, учится контролировать степень нажима на кисть. Не торопитесь давать маленькому ребенку карандаши. Тонкие линии, оставляемые карандашом на бумаге, уже накладывают некоторые психологические ограничения. Не рекомендуем давать детям до четырех лет фломастеры и ручки. Их следы на бумаге исправлению не поддаются. Это фиксированное изображение, не подлежащее коррекции и улучшению, помните «Что написано пером, не вырубишь топором». Сначала учим ребенка творить, а не фиксировать.

Итак, ребенок взял в руки карандаш. Помогите разместить его между большим и указательным пальцами. Средний палец поддерживает карандаш снизу. Безымянный и мизинец чуть прижаты к ладони. Не важно, правша ребенок или левша. Карандаш должен быть или трехгранный, или шестигранный. Круглые карандаши для малышей не подходят.

Существуют специальные комплексы упражнений для укрепления мышц пальчиков, удерживающих карандаш. С четырехлетками нашего центра #Любознайки мы обязательно выполняем такие упражнения, когда подходит время осваивать замкнутое пространство клетки в тетради.

В своих первых учебных тетрадях дети пишут только карандашом. Они учатся регулировать степень нажима, тренируют мышцы кисти и отрабатывают правильное положение руки. Если ребенок судорожно сжимает карандаш, то после коротких, но регулярных тренировок рука расслабляется и удобно располагается на рабочем столе. Угловатые дрожащие начертания постепенно превращаются в уверенные четкие линии. Пусть несколько минут, но тренировка и еще раз тренировка.

При такой постепенной тренировке к шести годам ребенок уже готов к занятиям каллиграфией. Нужно только помнить о необходимости сочетания всех ключевых факторов для эффективности этих уроков. И не забывать о важном правиле «маленьких шагов»: каждый день понемногу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *