зачем нужна гражданская оборона

Гражданская оборона. Основные задачи. История.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

В эти годы была уточнена структура плана гражданской обороны, который от- ныне называется План гражданской обороны и защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 был упразднен институт начальников гражданской обороны, ликвидированы службы гражданской обороны, разделены полномочия в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На гражданскую оборону была возложена задача по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными направлениями совершенствования системы гражданской обороны в это время являлись:

Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и при террористических актах.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз.

Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности, государство выполняет три важнейшие функции:

2017 год. Сегодня перед государством и обществом России стоят тяжелейшие задачи по реализации мероприятий гражданской обороны. С 1987 года гражданская оборона не только защита населения в тылу в военное время, но и участие в решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ежегодно, мы празднуем день Великой Победы и сплоченно проходим маршем, показывая верность традициям и готовность «держать строй» во имя памяти предков. Мы поддерживаем курс Президента России на безусловный и полный суверенитет страны в которой живем, радуемся локальным внешнеполитическим победам. Рассказываем своим детям про героическое прошлое нашего народа. Наконец, мы в восторге от текущего состояния наших вооруженных сил и их способности отстаивать интересы России при необходимости. Достаточно ли этого для эффективной защиты населения в военное время?!

И вот здесь возникает тот самый вопрос, обязано ли общество гарантировать защиту семьям военнослужащих в период выполнения ими своих прямых обязанностей по защите рубежей нашей страны? И неизбежно возникает второй вопрос, а что и как общество обязано и готово организовать и выполнить для защиты населения в тылу? Что для этого необходимо?

Ответ очевиден и прост. В любых условиях должны работать системы жизнеобеспечения населения,учреждения здравоохранения и образования, а также стратегически важные оборонные предприятия. Только так мы сможем гарантировать нашим воинам защиту и сохранность родных и близких. Именно по этой причине МЧС России создает нормативную базу и методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий гражданской обороны в организациях, муниципальных образованиях и городах России. Согласно этим документам, каждый человек, считающий себя гражданином России, обязан содействовать или участвовать в реализации государственной политики по организации выполнения мероприятий гражданской обороны в пределах своей зоны ответственности.

Современному обществу в мирное время нелегко прочувствовать необходимость и реальность данных мероприятий, но если вспомнить уроки истории 75 летней давности, то многие спорные и непонятные моменты проясняются и становятся на свои места, когда представляешь, как под покровом ночи 22 июня 1941 года, мирно спящие люди, были просто вынуждены сначала суматошно прятаться от налетов вражеской авиации, а потом самоорганизовываться для совместного выживания в сложных боевых условиях. Трудно представить сегодня подобную ситуацию и спрогнозировать последствия внезапного нападения противника, но кажется только в таких условиях, обществу и руководителям гражданской обороны различного уровня придет безусловное и полное осознание необходимости заблаговременного планирования и тренировки выполнения мероприятий гражданской обороны в мирное время.

Какой же вывод следует сделать?! Гражданская оборона — удел истинных патриотов и проверка на прочность и состоятельность гражданского общества и государства. В современном мире государству недостаточно иметь мощный потенциал вооруженных сил и военной техники для того, чтобы доказать свою состоятельность и удержать суверенитет. Необходима такая организация гражданского общества, которая позволит решать самые трудные и срочные задачи в максимально короткие сроки без обязательного материального стимулирования или вознаграждения. А этот механизм не может работать слаженно без мотивационной идеологической составляющей, которая заставит нас всех думать социально-ориентированно и как минимум «завтрашним днем»!

Источник

Кто не уважит гражданскую оборону, заплатит огромный штраф

Пока все думают, как быть с онлайн-кассами и персональными данными, незаметно вступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников: нужно готовить, заверять и обновлять кучу документов. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону — на 20 тысяч.

Вроде полезное дело, но не такими же методами!

Что еще за гражданская оборона и кого это вообще касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Некоторые требования касаются организаций и предпринимателей. Со 2 мая 2017 года этих требований стало больше.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

Что будет, если всем этим не заниматься?

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч — директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных — штраф 40 тысяч рублей.

На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или скоро война и нас к чему-то готовят?

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации — это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства — это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон — тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

Источник

Гражданская оборона: основные понятия и задачи

Гражданская оборона это:

система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные понятия:

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

Задачи гражданской обороны

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

История гражданской обороны

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.

После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.

30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.

8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.

Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.

Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»

МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.

В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.

Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.

Источник

Гражданская оборона на современном этапе

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обеспечение безопасности граждан является одной из важнейших функций государства, реализующее принятие основ государственной политики, и в частности, в области гражданской обороны. В последние годы в нашей стране идет активное реформирование гражданской обороны. Это связано и с изменениями в военно-политической обстановке, характером возможных будущих конфликтов, и возложением на гражданскую оборону задач мирного времени. А их немало. Мир не становится безопаснее. Сохраняются как традиционные угрозы и риски, так и возникают новые опасности. И в противодействии им, в обеспечении безопасности жизнедеятельности трудно переоценить роль гражданской обороны.

Человек, его жизненные интересы, защита жизни и здоровья –важнейшая составная часть гражданской обороны. При этом активная работа и жизненная позиция граждан также являются основой безопасности человека, защиты его жизни и здоровья. Каждый должен знать, как не попасть в сложную жизненную ситуацию. Больше того, должен уметь оказать помощь себе и окружающим, правильно и адекватно действовать, исходя из реальных опасностей и угроз.

Граждане проходят подготовку в области гражданской обороны, принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне, оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. Это требования Федерального закона. Поэтому в основе, в центре внимания системы гражданской обороны находится Человек.

Гражданская оборона сегодня решает серьезные задачи: подготовку населения в области гражданской обороны, информирование и оповещение населения об опасностях и угрозах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера гражданская оборона планирует и осуществляет эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, предоставляет населению средства защиты, проводит аварийно-спасательные работы в случае возникновения опасностей, а также выполняет ряд других задач.

Гражданская оборона страны на современном этапе – это часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения от различных опасностей и угроз в мирное и военное время. В том числе на гражданскую оборону возлагаются задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае террористических актов.

В настоящее время гражданская оборона решает задачи социальной направленности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и крупных пожарах. В целом гражданская оборона сегодня представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защитенаселения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При этом мероприятия гражданской обороны представляют собой организационные и специальные действия, осуществляемые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства и общества.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется постоянно с учетом развития техники и технологий, средств и способов защиты населения, других вопросов.

Таким образом, гражданская оборона на современном этапе является важнейшей государственной системой, решающей задачи по обеспечению безопасности государства от угроз и вызовов в первую очередь в мирное время при ЧС природного и техногенного характера.

На сегодняшний день основным документом является принятый в феврале 1998 года Федеральный закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне», естественно, с соответствующими изменениями.

Президентом Российской Федерации в сентябре 2011 года утверждены Основы единой государственной политики в области гражданской обороны. Они определили основные направления развития и совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации до 2020 года. В целях их реализации выполняются мероприятия по организации защиты населения и территорий с учетом задач и требований в области гражданской обороны в мирное время. При этом совместно работают федеральные структуры, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации. В этой связи необходима актуализация принятых ранее нормативно-технических документов. На современном этапе эта работа проводится в рамках Единого таможенного союза и сотрудничества с Евразийским экономическим сообществом, Международной организацией гражданскойобороны.

Очень важным моментом является законодательная регламентация полномочий Президента Российской Федерации, который определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и в случае необходимости вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения, а также другие полномочия. Соответствующие полномочия реализует Правительство Российской Федерации, которое руководит гражданской обороной и обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны. Также оно определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, и порядок подготовки населения в области гражданской обороны.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение. Они разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий, включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, а также решают другие взаимосвязанные задачи. Все эти мероприятия осуществляются совместно с регионами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на своем уровне в пределах своей территории организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку населения в области гражданской обороны.

На местах, в органах местного самоуправления решаются не менее серьезные проблемы – это ЖКХ, благоустройство, другие вопросы повседневной жизни людей, а также и вопросы гражданской обороны. Они разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, проводят подготовку населения в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения, системы оповещения и другие объекты гражданской обороны, создают и содержат запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Опять же, устойчивость ЖКХ тоже нормируется документами гражданской обороны. Конечно, регионы и муниципалитеты очень разные, у каждого своя специфика, поэтому есть проблемы в реализации полномочий, подготовке органов управления и сил гражданской обороны, в решении задач защиты населения от ЧС.

Своевременное оповещение населения об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и способах защиты является важнейшей задачей в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. В настоящее время созданы и функционируют региональные системы оповещения в границах субъектов Российской Федерации и местные системы оповещения в границах муниципальных образований. Кроме того, на потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения. В зависимости от характера и масштаба угрозы безопасности населению кроме региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения применяются другие способы. Это и подворовый обход, и использование подвижных средств оповещения оперативных служб, оборудованных устройствами громкоговорящей связи, и системы автодозвона по проводным линиям связи. Все шире задействуются ресурсы операторов сотовой связи (СМС-оповещение и массовые рассылки сообщений CellBroadcast), интернет-технологии (сайты, телевидение и т.д.) и другие. В целом комплексное применение различных технических средств и технологий, осуществляющих прием, обработку и передачу аудиовизуальных, а также иных сообщений позволяет эффективно и своевременно оповещать население. Вместе с тем возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления.

Опыт наводнения в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке наглядно продемонстрировал, что своевременное реагирование сил, оповещение населения позволяет значительно снизить число пострадавших. Не надо забывать о старых надежных способах оповещения, но при этом следует развивать современные системы на базе цифровых технологий, СМС-оповещение, цифровое телевидение и Интернет. Руководители, на балансе у которых находятся данные системы оповещения, обязаны следить за поддержанием их в работоспособном состоянии, организовывать периодические профилактические технические проверки.

Сегодня в России несколько миллионов хозяйствующих субъектов.

Организации должны осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения, обеспечивать запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. К сожалению, не все руководители на местах понимают важность и актуальность решения этих вопросов. В результате люди гибнут, утрачивают имущество, нарушаются инфраструктура и привычная социальная среда. Кроме того, организации, имеющие опасные производственные объекты, должны создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и обеспечивать их постоянную готовность к реагированию в установленном порядке. Руководители организаций несут ответственность за готовность гражданской обороны, наличие систем защиты персонала, эваковыходов, подготовку людей.

Спасательные воинские формирования МЧС России как основа РСЧС при решении задач гражданской обороны и защиты населения.

Спасательные воинские формирования составляют основу сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы гражданской обороны состоят из спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальных формирований.

Они решали задачи по ликвидации ЧС во время аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», во время природных пожаров в европейской части России, аварии на АЭС в Японии, ЧС в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке, в Сибири, на других крупномасштабных ЧС, а также в международных спасательных и гуманитарных операциях. Во-вторых, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования также выполняют задачи в области гражданской обороны в особых случаях. В качестве примера можно привести ситуацию в Крымске, где в ликвидации ЧС совместно работали спасатели, пожарные, военнослужащие МЧС России, Минобороны России, МВД России, других федеральных структур, силы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных формирований осуществляется в соответствии с нормативными документами. И это приоритет нашей работы.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях и региональные ЦУКСы МЧС России являются важнейшей составной частью системы управления гражданской обороны России. Именно на центры управления в кризисных ситуациях МЧС России возлагаются задачи по управлению силами при проведении аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах и вследствие военных конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при борьбе с пожарами, при проведении эвакуации населения и осуществлении жизнеобеспечения населения в безопасных районах, а также при решении ряда других задач гражданской обороны.

Кроме того, Национальный центр управления в кризисных ситуациях, региональные ЦУКСы МЧС России реализуют одну из основных задач гражданской обороны – это защита населения, подготовка к эвакуации, а также информирование органов управления об опасностях и угрозах.

Такой подход позволяет значительно повысить защиту населения в мирное и военное время. В работе ОДС НЦУКС в повседневном режиме задействованы различные информационно-управляющие системы, но главное – это люди. У нас работают профессионалы в области кризисного управления, готовые решать сложнейшие головоломки одновременно. На севере – морозы и соответствующие проблемы, на юге – ливни с дождями, на востоке – землетрясения, а западе – боеприпасы на дне моря обнаружены… И так – каждый день, и нередко – каждый час. Страна у нас такая – великая. И сложная для спасателей.

Система оперативного управления – мощный инструмент поддержки принятия решений, направленных на ликвидацию ЧС. Не менее важна автоматизированная система радиационного мониторинга, задействованная на территории России и Республики Беларусь. Также эффективно работает система контроля передвижения оперативных машин (расчетов) МЧС России с использованием системы ГЛОНАСС. АСДМ «ЛИДАР», предназначенная для обнаружения крупных аварий и обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в зоне аварий. И ряд других информационно-управляющих систем гражданской обороны и защиты населения.

Авиационно-спасательные центры.

В составе воинских спасательных подразделений ведущее место занимают авиационно-спасательные центры. У нашей авиации свыше 60 воздушных судов различной оснащенности. Это и дальнемагистральный Ил-62, и многоцелевой Ил-76. Это и наш труженик, пожарно-спасательный самолет-амфибия Бе-200ЧС, тяжелые «вертушки» Ми-26, Ми-8, Ка-32. Равно как и все спасательные центры МЧС, как спасательные воинские формирования гражданской обороны, наша авиация – летчики, штурманы, диспетчеры, техники – работают в круглосуточном режиме готовности к предупреждению и ликвидации любой ЧС.

Финансированиегражданской обороны

Без финансирования невозможно обеспечить достойную защиту населения. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий является расходным обязательством субъекта управления, проводящего соответствующие мероприятия: организации – в пределах своей компетенции, муниципальных образований – на территории муниципального округа, субъектов Российской Федерации – на территории субъекта Российской Федерации.

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований МЧС России, является расходным обязательством Российской Федерации.

Главная ценность нашей системы –управленцы, пожарные, спасатели, летчики, врачи, психологи – профессионалы высочайшего класса.

В современном мире риски крупномасштабных чрезвычайных ситуаций возрастают. Появляются новые виды эпидемий и болезней. Не становится более благоприятной и международная обстановка. Формируются новые риски для людей – меняется климат, привычная природная и социальная среда…

Таким образом, в современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребованными.

Спектр задач, решаемых гражданской обороной, не только не уменьшается, а, наоборот, значительно расширяется.

В связи с тем, что угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций сохраняются, такие аварии, как на Чернобыльской АЭС или на Фукусиме, в принципе, могут произойти где угодно. Мы должны быть готовыми к новым вызовам современности.

При этом основными способами защиты населения по-прежнему остаются использование системы инженерной защиты, средств индивидуальной защиты, эвакуация из зон действия поражающих факторов. Необходимо следить за готовностью имеющихся пунктов управления, фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и систем оповещения.

В настоящее время МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ведется активная работа по совершенствованию системы инженерной защиты и повышению ее готовности к использованию по предназначению.

Во многих субъектах Российской Федерации ведутся работы по модернизации систем защиты населения. В целях повышения готовности объектов гражданской обороны, сил и средств ежегодно организуется проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций.

О перспективах гражданской обороны.

Совершенно очевидно, что роль гражданской обороны в современных условиях требует серьезного осмысления. Это касается и комплексной оценки перспектив вооруженной борьбы, природно-техногенных, иных угроз, и современных подходов к защите населения, а также совершенствования системы гражданской обороны как важной компоненты государства и общества. Кто и чтообеспечивает дальнейшее развитие ГО?

1.Профессионалы.

Подготовленные, мотивированные специалисты: управленцы, спасатели, пожарные, летчики, готовые по приказу и по зову сердца выполнять задачи гражданской обороны по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей.

2. Защита населения.

Эффективная система защиты граждан от опасностей и угроз, решение проблем безопасности жизнедеятельности, стабильности потенциально опасных и социально значимых объектов, транспортной инфраструктуры, энергетики, связи.

3. Система управления – современная высокотехнологичная, базирующаяся на основе системы государственного управления на федеральном уровне и на местах, включая информационно-управляющие комплексы, космический и геостратегический мониторинг, прогнозирование ЧС и т.д.

4. Силы гражданской обороны.

Подготовленные к действиям в сложных условиях, оснащенные современной техникой и технологиями и специализированными комплексами. Мобильные и готовые работать в обстановке радиационной и химической опасности, в тропиках, в Арктике, везде, где потребуется, силы гражданской обороны.

5. Эффективная система реагирования, обеспечивающая взаимодействие систем управления сил, федеральных структур и технологий, готовая оптимально перераспределить возможности подразделений по территориям и приоритетам задач. Резервы финансовых и материальных средств, позволяющие восполнять запасы и обеспечивать потребности людей. Мобильные пожарно-спасательные, инновационные кластеры комплексной безопасности людей, обеспечивающие устойчивое функционирование объектов экономики, транспорта, коммуникаций в условиях угроз крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.

6.Нормативная и правовая база и нормативные технические требования в области гражданской обороны, реально обеспечивающие защиту населения и стабильное, устойчивое развитие страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *