зачем нужна эвакуация населения
Эвакуация
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет выведено за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
Особенности проведения эвакуации определяются:
-характером источника ЧС (военные действия, радиоактивное или химическое загрязнение или заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение);
-пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС;
-численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения;
-временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная); экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
При угрозе возникновения любой чрезвычайной ситуации население предупреждается о возможной опасности
Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
При получении информации об аварии с АХОВ наденьте средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи (плащ, накидка), покиньте район аварии в направлении, указанном МКУ «Управление по делам ГО и ЧС горда Кургана».
Выходить из зоны химического заражения следует в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Если из опасной зоны выйти невозможно, останьтесь в помещении и произведите его экстренную герметизацию: плотно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, дымоходы, уплотните щели в окнах и на стыках рам.
Выйдя из опасной зоны, снимите верхнюю одежду, оставьте ее на улице, примите душ, промойте глаза и носоглотку.
При появлении признаков отравления: покой, теплое питье, обратитесь к врачу.
Новый закон об обязательной эвакуации населения от 2021 года: комментарии юриста
Многочисленные чрезвычайные ситуации потребовали государственного реагирования, в частности, в России принят совершенно новый (раньше такого не было) государственный стандарт о порядке эвакуации.
На очереди так называемый «закон об эвакуации населения в 2021 году при ЧС» – такое неофициальное наименование получил законопроект, который рассматривается в Госдуме. Он действительно предусматривает введение некоторых практически революционных положений. После принятия законопроекта эвакуация с территории ЧС для граждан станет обязательной.
Что закон об обязательной эвакуации населения приняли в 2021 году, кого и за что будут эвакуировать, обязательно это или нет — разбираемся с юристом
С 1 июня вступает в действие ГОСТ Р 22.3.17-2020, который регулирует планирование мер по эвакуации населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, с 1 июня эвакуация населения (точнее, ее подготовка) должна осуществляться с учетом этого государственного стандарта.
В ГОСТе описаны:
Стандарт распространяется как на органы государственной власти, так и на коммерческие организации. Таким образом, это документ, который описывает чисто технические моменты эвакуации. Но этот стандарт следует рассматривать в совокупности с новым законопроектом.
Законопроект о “принудительной эвакуации” — почему его так назвали?
Это и есть так называемый закон об эвакуации населения при ЧС только рассматривается Государственной Думой. Однако нет сомнений, что законопроект будет принят, так как его разработчиком, автором законодательной инициативы является Правительство РФ.
Законопроект уже согласован со всеми ведомствами и принят в первом чтении депутатами Государственной Думы 18.05.2021 года.
Каким будет закон об обязательной эвакуации населения в 2021 году? Текст законопроекта находится в свободном доступе. Официальный сайт Госдумы содержит данные об этом законопроекте, о его движении, а также и полный текст, номер законопроекта – №1120845-7. Документом предусмотрено внесение изменений в ФЗ-68 от 21.12.1994г., который регулирует порядок защиты населения и территорий от ЧС.
Предлагается отредактировать статьи, предусматривающие полномочия госорганов и обязанности, но самое главное вводится новая обязанность граждан.
В чем суть нововведений
Основное изменение – граждане обязаны будут эвакуироваться из мест, где не только объявлена чрезвычайная ситуация, но и существует угроза ее возникновения. Все решения относительно эвакуации будут принимать специальные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основное содержание поправок законопроекта:
Законопроект получил критические отзывы. Как он будет реализовываться, пока не понятно, но, очевидно при помощи полиции и под угрозой привлечения к ответственности за отказ от исполнения распоряжений полицейских (ст. 19.3 КоАП РФ).
Вносится Правительством Российской Федерации
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера»
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3450, 3477; № 52, ст. 6969; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408; № 18, ст. 2622; 2016, № 1, ст. 68; № 7, ст. 919; № 26, ст. 3887; 2018, № 32, ст. 5113; 2019, № 27, ст. 3524; 2020, № 26, ст. 3333) следующие изменения:
1) статью 4 1 дополнить пунктом 2 4 следующего содержания:
а) в части первой слова «их последствиях,» заменить словами
«об их последствиях, сведения, необходимые для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,»;
б) в части третьей слова «администрация организаций» заменить словом «организации», дополнить словами «, а также своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций»;
в) часть четвертую после слов «должностными лицами» дополнить словами «и организациями»;
а) подпункт «к» после слов «между исполнительными органами государственной власти,» дополнить словами «органами местного самоуправления и организациями,»;
б) дополнить подпунктом «т» следующего содержания:
«т) определяет порядок проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.»;
а) подпункт «в» пункта 1 изложить в следующей редакции:
«в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;»;
б) в подпункте «б» пункта 2 слова «о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение» заменить словами «организуют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций»;
5) статью 13 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют
на безвозмездной основе федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, постоянный доступ
к информационным системам, содержащим информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
а) в подпункте «з» части первой слова «предоставлять
в установленном порядке информацию в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также» исключить;
б) часть вторую дополнить словами «, в том числе о проведении эвакуационных мероприятий»;
в) в части третьей слова «руководитель работ по» заменить словом «руководитель»;
7) статью 19 дополнить абзацем следующего содержания:
«эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.».
Массовая эвакуация-утилизация россиян
Богомерзкая жаба-рептилия – «официальный представитель» ВОЗ в России Мелита Вуйнович – открыто и нагло заявила, что «ВОЗ просчитывает сценарий эвакуации населения, чтобы спасти мир» от придуманной и запущенной ими же фейковой фуфлодемии барановируса. Смелая девушка-журналист иронично спросила её: «В какую именно галактику ВОЗ планирует эвакуировать землян? Это будет в Млечном Пути – или дальше?» Жаба тупо зависла ).
Так вот. Этот законопроект обязывает граждан покидать зоны, на которых введён режим чрезвычайной ситуации – либо объявлена угроза возникновения ЧС. По первому требованию местных властей или специально засланных хз кем «комиссий».
Официальный повод для такого вот античеловеческого и антиконституционного «закона» – якобы «забота» о людях во время весенних паводков… Когда жители затапливаемых весной деревень отказывались куда-то эвакуироваться – просто потому, что им некуда было уходить с родной земли. И они предпочитали стойко преодолевать выпавшие им тяготы и лишения, затопление и разрушение паводком их жилищ. Предпочитали спасать себя и своё имущество сами – понимая прекрасно, что никто никогда не сделает это за них и лучше их.
МЧС же плачет-жалуется, что оно «было вынуждено» сбрасывать им продукты с вертолётов – и дежурить в зоне реальной ЧС, имитируя какой-то псевдо-«спасательный» движ. МЧС плачет-жалуется, что ему пришлось делать свою работу!
И вот ещё что напрягает-настораживает. Этот «закон» об обязательной эвакуации населения в случае возникновения или угрозы ЧС вступает в силу с 1 июня 2021 года – т.е. ПОСЛЕ всех весенних паводков и разливов! ПОСЛЕ всех связанных с ними затоплений, разрушений, реальных чрезвычайных ситуаций!
В связи с этим хочется вспомнить действия – а вернее, бездействие – МЧС при чрезвычайных ситуациях, связанным с тушением лесных пожаров. Которые стали уже ежегодным национальным бедствием России. И причиной которых были именно специально организованные поджоги леса – причём вовсе не китайцами! А российскими чиновниками местных властей – которых ловили на месте преступления егеря и местные жители! В сети есть видосы на эту тему – гляньте, если интересно. А ещё для поджигания российских лесов используют вертолёты-«зажигалки» – с которых тупо палят-зажигают лес жидким огнём из бензиновых цистерн. Есть видос, снятый прямо с борта вот такой «зажигалки»… Струи жидкого огня бьют из неё, как из Змея-Горыныча.
А МЧС, как всегда, бездействует – и вяло имитирует псевдо-«спасательный» движ: распыляет над многокилометровой стеной лесных пожаров бочку с водой – испаряющейся почти сразу.
Вспомним также, как горел прошлым летом реликтовый лес древних крымских можжевелов в Большом Утрише – подожжённый сразу в нескольких местах загадочными взрывами-вспышками! Редчайшие многовековые деревья по 400, 800 и более лет – чудом уцелевшие и дожившие до наших дней – были пожраны огненным смерчем… Безследно исчезли в бешено ревущем пламени. Густо пропитанный древней смолой и эфирными маслами, можжевеловый лес горел с такой силой и треском, что очень быстро выгорел весь дотла. Хотя на начальной стадии возгорания пожар можно было локализовать и потушить.
А ещё Росстандарт утвердил «национальный стандарт эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях». По которому всем эвакуированным в специально оборудованных «безопасных местах»-лагерях будут оказаны бес-платные гос-услуги. В «безопасные места» в 4-5 часах езды от реальных или виртуальных зон ЧС запланирована бес-платная доставка населения на самосвалах, грузовиках, поездах, автобусах и прочих видах наземного и водного транспорта.
А так же – внимание! – пешие этапы колоннами по 500 человек с сопровождением-конвоем! Колонны женщин, детей, подростков, мужчин, стариков… Которые должны пройти в день 30-40 км. И делать привал через каждые полтора-два часа на 15 минут. Которые должны тупо идти под конвоем хз куда и зачем, как скот на убой. Без личных вещей, без имущества, без еды и воды. Со скоростью 4-5 км в час. Выделяется время на подождать отставших в течении полутора часов. Какой «гуманизм»! Хорошо хоть, не будут пристреливать сразу. Не должны. Но это не точно.
Возможно, детей «разобщат»-разлучат с родителями сразу, ещё на этапе. Или похитят-вывезут прямо с детских садов и школ. Но по любому насильно отберут у родителей, это точно. Уже сейчас в школах репетируют срочные эвакуации «детского населения» – без всякой возможности связаться с родителями! Учат их «спокойно и без паники» садиться в автобусы – которые увезут их в «безопасное место». И призывы к родителям в сети и в СМИ: «Не забирайте детей из школы и детского сада! Это может задержать их отправку в безопасные места. О ваших детях есть кому позаботиться.» Ведь они теперь как бы «собственность государства» – сдавшего их в аренду родителям за материнский капитал. Так что спасайте детей любой ценой! Переходите на дистанционку, на домашнее обучение, забирайте их из садиков и школ сразу после объявления ЧС – или её угрозы!
В каждом спецлагере должно быть не более 5000 «спасённого» населения! На каждую 1000 человек выделяется аж целых 10 (. ) койко-мест в больнице – и целых 7 (. ) банных мест! Снова вспомнились фашистские концлагеря… Где людей загоняли в баню – и пускали вместо воды убивающий их газ «циклон Б». А потом в крематорий. Сценарий, похоже, тот же. Нужно загнать людей в боксы-бараки – а потом запустить инфекцию или газ.
О каком-то питании эвакуированного населения, даже в лагерных пищ:)ках – речь нейдёт от слова вообще! Чем и как будут кормить 5000 загнанных в эти спецлагеря людей – и будут ли кормить вообще – тоже тайна, покрытая мраком. Скорее всего, ничем и никак. Таких пунктов в «стандарте» просто нет, не предусмотрены.
Но на каждую «душу населения» по «стандарту» выделяется 2 метра земли. Символично. Как на могилку.
«Гуманным стандартом» предусмотрена так же возможность «само-вывоза» населения при эвакуации из зон режима ЧС. Люди сами «обязаны» убраться в кратчайший срок куда угодно. Бросив всё имущество и жильё. Бросив работу. Без отобранных у них детей и средств к дальнейшему существованию. Или ехать-идти этапами в спецлагеря на утилизацию. Вот к чему поезда FEMA и заготовленные пластиковые гробы.
Эвакуация населения в безопасные районы
Эвакуация населения в безопасные районы
Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного загрязнения.
Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:
Эвакуации на военное время подлежат:
б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;
в) материальные и культурные ценности.
В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
Эвакуация населения в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:
эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:
При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:
— эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;
— эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;
— промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
— приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
— группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
— администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.
Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий.
Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления район (пункт) размещения в загородной зоне.
При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации на территории другого субъекта РФ выделяется загородная зона по согласованию с органами исполнительной власти этого субъекта.
Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.
Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Эвакуация является одним из способов защиты населения в период стихийных бедствий, крупных промышленных аварий и катастроф.
Эвакуация заключается в организованном выводе (вывозе) людей из крупных городов, других населенных пунктов и размещение его в безопасных районах, а также выводе (вывозе) населения из зон возможного катастрофического затопления, землетрясения, районов, которым угрожают снежные заносы, крупные пожары, ураганы и другие стихийные бедствия.
О начале эвакуации объявляет администрация местных органов самоуправления.
Продукты и вещи необходимо сложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свертки для удобства переноски и транспортировки, к каждому предмету необходимо прикрепить бирку с указанием фамилии и инициалов, адреса проживания и конечного пункта эвакуации.
На одежде и белье детей дошкольного возраста должна быть сделана вышивка с указанием фамилии, имени, отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.
Уходя из квартиры, необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть краны водопроводной и газовой сети, закрыть окна и форточки.
К установленному сроку необходимо прибыть на эвакуационный пункт для регистрации и отправки в загородную зону или безопасный район.
В пути следования необходимо соблюдать установленный порядок, неукоснительно выполнять распоряжения старшего команды, быстро и грамотно действовать по сигналам оповещения.
Эвакуируемые не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать пункты и место жительства и перемещаться из одного района в другой. Они обязаны точно выполнять все указания местных органов власти. Все эвакуируемые должны оказывать друг другу помощь.
1 ШАГ: подготовьте «тревожный набор»
Каждый из нас должен иметь возможность выжить в течение трех суток и более. «Тревожный набор» необходим, чтобы безвыходно находиться в доме или в квартире в случае крупномасштабного теракта или стихийного бедствия. «Тревожный набор» должен находиться в доступном и известном для всех членов семьи месте. Он должен храниться в рюкзаках или сумках, которые могут быть распределены для переноски между членами семьи. Раз в сезон «тревожный набор» проверяется и перекомплектовывается в зависимости от сезона.
В «тревожном наборе» должны быть все основные документы членов семьи, сменная одежда, одеяло.
Вода. Ее запас абсолютно необходим, потому что в случае проявления нештатной ситуации могут начаться перебои с водоснабжением. Необходимо запасти не менее 4,5 литров воды на сутки на каждого человека. Маленьким детям и беременным женщинам требуется больше воды. В жару потребность воды увеличивается вдвое. Вода должна храниться в пластиковой или эмалированной таре. Ни в коем случае не используйте стеклотару, которая может разбиться. Если Вы храните бутилированную воду, то меняйте ее запас каждые полгода.
Имейте в доме запас продовольствия: консервы с консервным ножом, высококалорийные продукты (шоколад, печенье), чай, сухое молоко для детей, соль, сахар и т.д.
Аптечка. В ней должен находиться также запас лекарств, которые члены вашей семьи вынуждены принимать постоянно. Инструменты, принадлежности. Обязательны фонарик, радиоприемник на батарейках, запасные батарейки, свисток, маленькая канистра бензина, компас, блокнот, ручка, набор одноразовой посуды.
В доме должен быть запас клейкой ленты и пластиковых мешков для изоляции дверей и окон.
2 ШАГ: план связи с членами семьи:
У каждого из вас должен быть список номеров телефонов, адресов работы и учебы ваших близких.
Договоритесь с вашими родными, друзьями и знакомыми, кто из них будет координатором в случае опасности.
Составьте список номеров телефонов служб: гражданской обороны, скорой помощи, милиции, газовой службы и т.д.
Вместе с соседями обсудите, как вы сможете помочь больным и престарелым людям.
3 ШАГ: узнайте больше:
Следите за новостями! У вас должен быть всегда включен радиоприемник или другие средства связи, вы должны знать, как настроить их на нужную волну.