зачем нужна дырка в гитаре

Саундпорт или отверстия в обечайке гитары

зачем нужна дырка в гитаре. file.php?avatar=115 1259953967. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-file.php?avatar=115 1259953967. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка file.php?avatar=115 1259953967.

Николай, я думаю надо это понятие ввести в список обязательных для ознакомления)

Soundport (или акустический порт, как его еще называют) обычно является круглым отверстием на обечайке, возле грифа. Он представляет собой относительно новое понятие с некоторым хитрым, но очень реальным акустическим преимуществом.

Саундпорт функционирует что-то вроде резонаторного отверстия в том, что он работает в партнерстве с внутренними резонансами воздуха инструмента, чтобы выпустить звук из инструмента. Но звук, который исходит от саундпорта, в основном (если не полностью) работает в пользу игрока, позволяя игроку услышать звук гитары более полно. В современных, высококачественных гитарах, это особенно полезно.

Саундпорт практически или вообще не влияет на звук, который слышит аудитория. Это может показаться странным, так как большинство людей считают, что дополнительное отверстие «крадёт» звук. Это легко опровергнуть, закрывая и открывая саундпорт во время игры. Разницу будет слышать только музыкант, так как его уши находятся позади звукоизлучающей поверхности гитары, и он слышит в основном отражённый (от стен например) звук. И открывая саундпорт, мы открываем прямой путь звуку к музыканту. Наверное, все сталкивались с такой особенностью, что играя на гитаре без саундпорта, хочется наклониться вперёд к деке, потому что становится лучше слышно, так вот, имея саундпорт, этого делать больше не понадобится.

Источник

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

зачем нужна дырка в гитаре. Stroenie gitary. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Stroenie gitary. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Stroenie gitary.

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

зачем нужна дырка в гитаре. shema stroeniya gitary. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-shema stroeniya gitary. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка shema stroeniya gitary.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

зачем нужна дырка в гитаре. stroenie klassicheskoj gitary. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-stroenie klassicheskoj gitary. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка stroenie klassicheskoj gitary.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

зачем нужна дырка в гитаре. Nizhnyaya deka. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Nizhnyaya deka. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Nizhnyaya deka.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

зачем нужна дырка в гитаре. Verhnyaya deka. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Verhnyaya deka. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Verhnyaya deka.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

зачем нужна дырка в гитаре. Vyrez katavej. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Vyrez katavej. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Vyrez katavej.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

зачем нужна дырка в гитаре. Podstavka bridzh. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Podstavka bridzh. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Podstavka bridzh.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

зачем нужна дырка в гитаре. Kanty. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Kanty. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Kanty.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

зачем нужна дырка в гитаре. Stroenie gitary Streplok. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Stroenie gitary Streplok. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Stroenie gitary Streplok.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

зачем нужна дырка в гитаре. Obechajka. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Obechajka. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Obechajka.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

зачем нужна дырка в гитаре. Nizhnij porozhek. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Nizhnij porozhek. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Nizhnij porozhek.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

зачем нужна дырка в гитаре. Rozetka. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Rozetka. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Rozetka.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

зачем нужна дырка в гитаре. Rezonatornoe otverstie. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Rezonatornoe otverstie. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Rezonatornoe otverstie.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

зачем нужна дырка в гитаре. Kolyshki dlya krepleniya strun. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Kolyshki dlya krepleniya strun. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Kolyshki dlya krepleniya strun.

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

зачем нужна дырка в гитаре. Stroenie gitary Nakladka golpeador. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Stroenie gitary Nakladka golpeador. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Stroenie gitary Nakladka golpeador.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

зачем нужна дырка в гитаре. stroenie akusticheskoj gitary. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-stroenie akusticheskoj gitary. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка stroenie akusticheskoj gitary.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

зачем нужна дырка в гитаре. Stroenie gitary Nakladka na grif. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Stroenie gitary Nakladka na grif. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Stroenie gitary Nakladka na grif.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

зачем нужна дырка в гитаре. Stroenie gitary Ladovye porozhki. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Stroenie gitary Ladovye porozhki. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Stroenie gitary Ladovye porozhki.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

зачем нужна дырка в гитаре. Golova grifa. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Golova grifa. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Golova grifa.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

зачем нужна дырка в гитаре. Nakladka na golovu grifa. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Nakladka na golovu grifa. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Nakladka na golovu grifa.

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

зачем нужна дырка в гитаре. Greben golovy. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Greben golovy. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Greben golovy.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

зачем нужна дырка в гитаре. Kolkovaya mehanika. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Kolkovaya mehanika. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Kolkovaya mehanika.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

зачем нужна дырка в гитаре. Valiki kolkovoj mehaniki. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Valiki kolkovoj mehaniki. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Valiki kolkovoj mehaniki.

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

зачем нужна дырка в гитаре. Pyatka. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Pyatka. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Pyatka.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

зачем нужна дырка в гитаре. Nakladka na pyatku. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Nakladka na pyatku. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Nakladka na pyatku.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

зачем нужна дырка в гитаре. Struny. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Struny. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Struny.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

зачем нужна дырка в гитаре. Verhnij porozhek. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Verhnij porozhek. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Verhnij porozhek.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

зачем нужна дырка в гитаре. Markery ladov. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Markery ladov. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Markery ladov.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

зачем нужна дырка в гитаре. Sistema pruzhin. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Sistema pruzhin. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Sistema pruzhin.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

зачем нужна дырка в гитаре. Ankernyj sterzhen. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Ankernyj sterzhen. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Ankernyj sterzhen.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

зачем нужна дырка в гитаре. Gajka dlya regulirovki ankera. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Gajka dlya regulirovki ankera. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Gajka dlya regulirovki ankera.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

зачем нужна дырка в гитаре. Predusilitel. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Predusilitel. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Predusilitel.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

зачем нужна дырка в гитаре. Zvukosnimatel. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-Zvukosnimatel. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка Zvukosnimatel.

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

О чем не пишут в википедии. Дюжина рассказов о гитарной анатомии. Часть 1.

зачем нужна дырка в гитаре. 32987 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-32987 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 32987 800.

Что уж кривляться. О том, где у гитары вьет гнездо гриф и где пристроилась кобылка с косточкой – знают все.
Первый же запрос в поисковике делает любопытного мощным гитарным гуру, а также дает право через губу учить молодняк на тематических форумах.

Не будем трогать курс молодого бойца вообще. Понадеемся, что к этой статье читатель подошел с достаточным ликбезом. Поговорим о том, как и что возникло, а еще – почему так названо.

Исторический анекдот о Пифагоре нам уже известен.

зачем нужна дырка в гитаре. 33235 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-33235 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 33235 800.

В гитаростроении мензурой называют расстояние, в котором вибрирует рабочая часть струны. От нижней границы верхнего порожка, до верхней границы нижней косточки.
Мензуру делят по полутонам ладовые порожки. В просторечии их называют ладами. Это, все же, не совсем верно, хотя и допустимо в разговорной речи. Лад – то, что находится между ладовыми порожками; место, где ладовый порожек отсекает, укорачивает струну. Привычку, впрочем, не так легко отменить или исправить. Если всем удобно называть ладовые порожки ладами, мы не будем спорить и порой сами воспользуемся упрощенной терминологией.

Настраивать такую гитару было сущим мучением, потому, довольно скоро, навязные лады сменились врезными. Только самые упорные – пользовались навязными ладами даже в XIX веке. Чудаков и тогда было полно.
Сейчас за стандарт берут мензуру классической гитары – 650 мм. Англоязычные не могут отказаться от дюймов: 25,59 дюймов = 650 мм.
Но, в общем и целом, почти у каждого производителя – свой набор самых ходовых мензур. Тут нет никакой зарегулированности. Главное – правильно высчитать ладовые расстояния.
Начать изучение гитарной анатомии следует с сосредоточения инженерного организма. С того, на чем крепится вся конструкция.

В гитаре роль замкового камня выполняет клец.

Ё или Е?
Исторически Ё. Так и писали: кльоцъ.
Писать можно и так, и так. Говорить лучше с Ё, потому что эта замечательная буква срезает варианты ударения. Ё – всегда перетягивает ударение на себя – и нет никакой возможности ошибиться.

О клеце рассказывают только мастера. Популярные статьи (в Википедии в том числе) молчат о клеце. Это понятно – клец не видно, он находится глубоко во внутренностях. Тем не менее, именно клец – основной узел гитары, изменения в котором и разделили в XIX веке гитары на очень большие группы.

3. Обечайки.
Это бока, гитарные стороны.

зачем нужна дырка в гитаре. 34214 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-34214 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 34214 800.

Чтобы закрепить в клеце гриф – применяли разного рода выемки.

4. Гриф.
Состоит из пятки, шейки и головы.
Сверху грифа расположена накладка, часто из благородного палисандра, а в накладку врезают ладовые порожки. Только самые простые гитары не имеют накладки.
В испанских гитарах гриф продолжается внутрь гитары – «испанским сапогом».
В европейских, венских гитарах – вклеивается пяткой в клец. Способ вклейки – в трапецию. От столяров приняли название «ласточкин хвост».
Русская семиструнка – держит гриф особым винтом.

зачем нужна дырка в гитаре. 34442 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-34442 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 34442 800.

Современные американцы и китайцы придумали мебельный способ крепления грифа. В клеце высверливают три отверстия, заколачивают туда шканты – и на эти шканты крепят гриф. Чрезвычайно удобная в производстве конструкция. Настолько удобная, насколько хлипкая. Эти грифы со временем так отлично ведет люфтами, что играть становится невозможно. Такие гитары покупать не нужно.

Для того, чтобы гриф мог сопротивляться естественным деформациям – внутрь грифа ставят анкерный стержень. Это особый металлический прут, изгиб которого легко изменить особым ключом. Классические гитары редко комплектуют анкером. Считается, что анкер дает призвуки, немного искажающие чистый классический звук. Вместо этого – гриф переклеивают в разных направления, или даже вставляют в середину грифа древесину более твердых, прочных пород. Самые совестливые производители не только переклеивают гриф, но и вставляют внутрь карбоновые прутки.

Первоначально, грифы были приставными.
Они крепились сверху обечаек и не продолжались на корпус гитары. В клеце делалась выемка – и в нее сажался гриф, чаще всего (и вопреки математической логике) по одиннадцатому ладу. Выемки могли быть самыми разными – один мастер делал нечто, напоминающее трапецию, другой – прорезал цилиндр. Все это скреплялось клеем, а иногда, для пущей надежности, в гриф через клец забивали здоровенный гвоздь. Просвечивая старые гитары рентгеном, заметили множество таких гвоздей.

Приставные грифы дожили почти до наших времен. В XIX веке они были вполне в ходу, наравне с грифами накладными.

Накладные грифы – то, что мы видим на современных гитарах. Это конструкция, в которой накладка грифа продолжается от обечаек – на корпус гитары. Вклеивают его по 12 ладу (на классических гитарах) или по 14 ладу (на вестернах), а остальные лады – расположены на той части грифа, что находится на деке. Когда мир не знал накладных грифов, лады врезали прямо в деку. Это снижало ее прочность и плохо влияло на звук.
Накладной гриф может быть приклеен к деке, а может свободно размещаться над ней. Второй случай – придуман одновременно в России и в Австрии. В Австрии его скоро похоронили и забыли. Австрийские гитары сейчас не делают с накладным грифом в свободном парении над декой. Но такую конструкцию можно увидеть на русской семиструнке.

Здесь нужно остановиться и поговорить о гитарной истории.
В XVI веке знакомой нам гитары еще не было. Она только рождалась. Непосредственный ее предшественник – виуэла де мано.

зачем нужна дырка в гитаре. 34859 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-34859 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 34859 800.

В XVIII веке был расцвет французской школы. Парижские мастера крепили гриф в трапециевидные или цилиндрические выемки.

Каким же боком этот исторический экскурс прикасается к нашему конструкторскому обзору? Сейчас все станет понятнее.

На клец и обечайки – крепятся деки.

5. Дека.
Это тевтонское слово. Немцы пишут decke, англичане – deck.
Покрытие, палуба, доска, крышка.

Для нас верхняя и нижняя деки – это главные элементы звукообразования.
Верхняя дека – принимает и усиливает звук струн, а нижняя – отражает их и обогащает обертонами – дополнительными звуками, придающими основному тону или легкость, или насыщенность, или крикливость, или умеренную мягкость.
Т.к. деки – главные излучатели звука, для них берут лучшие материалы. На верхнюю идет ель или кедр, а на нижнюю – благородные породы: палисандр, красное дерево.
Звучание дек можно настраивать – это делается с помощью вычисляемой толщины и пружин, о которых мы поговорим позже.
Просто так прикрепить деки к обечайкам сложно.
Для этого были придуманы контробечайки.

6. Контробечайки.
Или контрики.
Или сухарики.
Заглянем в резонаторное отверстие гитары – в те места, где дека соприкасается с обечайкой. Видите наборные сухарики? Или, быть может, сплошную гнутую полосу?
Это и есть контробечайка.

зачем нужна дырка в гитаре. 35229 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-35229 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 35229 800.

Набранная из сухариков – она очень пластична. При высыхании дерева – такая контробечайка не порвет гитару, не сломает ее.
Зато цельномассивная – усиливает звук за счет напряженной конструкции. Если гитарист готов тщательно ухаживать за гитарой, следить за влажностью в доме – он попросит мастера поставить цельный контрик. Если же гитара труженица, если ее нужно брать на гастроли, то наборные контрики – оптимальный выбор.

Пружины и рипы очень часто врезают и вклеивают в эти контрики. Это делает гитару более прочной, но, одновременно, довольно жесткой, тугоподвижной. Испанцы не любят такого рода вклейки. Их гитары и не живут долго, зато немцы – любят. И получают звук, который не очень любят музыканты. Нет в нашем скорбном мире единственно правильного решения. Приобретая чего-то, что-то теряем.

7. Пора всех запутать.
Пружины. Рипы. Футеры.
Пружины и рипы – сходны до неразличения.
Для прочности, изнутри деки укрепляют рипами – горизонтальными шпалами, а звук настраивают – пружинами, которые так же выполняют укрепляющую функцию. Вся разница в том, что рипы – не предназначены для настройки звука, а у пружин – это прямое и первоначальное предназначение.

Англоязычные стандарты не разделяют рипы и пружины. Там вся система зовется bracing (от brace – пружина).

зачем нужна дырка в гитаре. 35714 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-35714 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 35714 800.
Здесь футерочки идут по обечайками. Они жестко врезаны в контробечайки.

Для настройки звука применяют скалопирование, т.е. выборку объема пружин по краям. Изменяя профиль пружины – можно изменить настройку деки. Кроме того, пружина со снятым по краям деревом – не так сильно воздействует на деку, вызывает меньше внутренних напряжений и, соответственно, меньше рвет и калечит древесный массив.

Есть три современных схемы расположения пружин.
И здесь нужно сосредоточиться. Наша эпоха глобализации подмяла под себя гитарную инженерию. Сейчас почти нет такой классической гитары, какой ее видел Торрес. А испанский гриф внезапно можно обнаружить на немецко-американских вестернах.
Наш рассказ – это только ориентиры, ликбез. То, что должен знать каждый, как каждый должен знать алфавит, чтобы читать, и таблицу умножения, чтобы считать.

W-схема – веерная схема, придуманная в Испании. Традиционно эту схему связывают с классическими гитарами испанской школы. Часто, хотя и не совсем исторически верно, W-схему называют схемой Торреса, веером Торреса, пружинами Торреса. Об истории веерной схемы мы поговорим в историческом обзоре гитаростроения Испании.

Первоначально, континентальная европейская гитара знала одну схему пружин – параллельную, лестничную (с небольшими вариациями). Такие гитары были в ходу положительно повсюду, исключая Британию, где до конца XVIII века гитары не знали вовсе.

Ответвлениями такой простой схемы стали схемы: Z и W.
Схема Z постепенно вытеснила более простую параллельную схему. До самых войн Наполеона – она была популярной у лютье. Одновременно с ней были попытки улучшить звук, посредством модификации пружин. Быть может, странно такое слышать, но веерная испанская схема – это тот же Шерцер, только в развороте на девяносто градусов. Первые вееры мэтра Сангино и состояли из трех пружин, как из трех состоял и состоит Шерцер. Пружины Шерцера идут поперек древесным волокнам, а веер – продольно, по ходу роста.

Самые старые инструменты с веерной схемой, что дошли до наших дней, принадлежат Франциску Сангино из Неаполя (XVIII век).

зачем нужна дырка в гитаре. 36318 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-36318 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 36318 800.

Его веер был довольно неказистым, но был еще один мастер – Хуан Гарсия Пахес, который позаимствовал у Сангино веер и усовершенствовал его.

зачем нужна дырка в гитаре. 36542 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-36542 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 36542 800.

Схема Пахеса была настолько удачной, что ее взял себе самоучка Торрес – и во второй половине XIX века родилась классическая испанская гитара, которая хорошо знакома нам. До наших дней гитара Торреса дошла без изменений.

Все же, мы не зря начали разговор о гитаре – с клеца. Гитара Торреса кардинально отличается от венской гитары не только веером под декой, но и конструкцией клеца.

Торрес задумался: как сделать гитару – единым организмом? Как заставить звучать ее – от макушки до нижнего клеца? Его догадка была гениальна: он решил отказаться от принципа конструктора. Гриф в его гитаре не вклеивался в верхний клец, а сам был верхним клецем. Гриф – продолжался внутрь гитары – распорками, напоминавшими испанский сапожок. Обечайки собирались прямо на нем. Благодаря такой жесткой конструкции – гитара напряглась и зазвенела.

зачем нужна дырка в гитаре. 36724 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-36724 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 36724 800.

Торрес повторил путь Агуадо, с той лишь разницей, что сделал это, во-первых, через 50 лет после Агуадо, а во-вторых – отошел от венской схемы, которой следовал Агуадо. Их гитары звучали по-разному, но цель была одна – привести гитару в концертный зал. А еще – Торрес увеличил корпус Агуадо, хотя, казалось бы, куда уж больше. Представляете, насколько гигантским является современный дредноут, если классическая гитара по тем временам выглядела переогромленной?

В XIX веке французская гитарная школа погибла. В Испанию – через Францию и Агуадо – проникла европейская гитара, которая вытеснила старую испанскую хоровую гитару. Окончательно изменил испанскую гитару Торрес, совместив конструкцию Агуадо с веерной схемой Пахеса и переработав гриф.

Z-схема осталась в Австрии, но все чаще мастера подчеркивали особый статус испанской гитары, противопоставляя ее венской. В моду даже вошли этикетки для самых дорогих продажных инструментов, на которых обозначалось, что гитара – испанской конструкции. Если такой этикетки не было, это означало, что конструкция венская – и стоил такой инструмент значительно дешевле. Порою – дешевле вдвое.

зачем нужна дырка в гитаре. 36943 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-36943 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 36943 800.
Этикетки Панормо к гитарам «в испанском стиле».

зачем нужна дырка в гитаре. 37343 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-37343 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 37343 800.
А на австрийские модели Панормо клеил простые рукописные листочки.

В 40 годах XIX века в Лондоне работали два брата – Доминик и Антон Рудлоффы.
Родились они в России, гитары учились делать во Франции, в 1830 году переехали в Лондон – это сосредоточение приезжих лютье. Прожили там двадцать лет – и там же решили укрепить деку не Z-схемой, а перекрестным расположением пружин.

Напыщенные американцы приписывают изобретение X-схемы Мартину, а на деле – он, мягко скажем, украл её у Рудлоффов. Первой моделью, в которой Мартин использовал X-схему – была О28.

Мартин с неизвестными резонами препарировал гитару и увидел что-то, чего увидеть никак не ожидал. Деку укреплял не веер и не косая пружина, а какой-то странный крест. Который так сильно держал дерево, что был немедленно украден, а на его основе была создана гитара О28. Между прочим, братья Рудлоффы еще были живы, но либо не знали, что их обворовали, либо, с русской меланхоличностью, – отнеслись к этому спокойно.

зачем нужна дырка в гитаре. 37682 800. зачем нужна дырка в гитаре фото. зачем нужна дырка в гитаре-37682 800. картинка зачем нужна дырка в гитаре. картинка 37682 800.
Еще один крест для гитары с катэвеем.

9. Струны и способ их крепления.
Косточки, порожек.
Механика.

Реформы XIX века, которые связывают с именем испанца Агуадо, изменили способ крепления струн.
Струны закрепляются в двух местах – на голове грифа и в бридже (в подставке).
Голова грифа может иметь самое разное строение и самую разную форму. Самые распространенные головы – цельного типа и с пролетками.
Крепление в бридже разнится в зависимости от типа струн. Полимерные струны классической гитары крепятся узлом, а металлические струны держат пины, оконечные шарики. Чтобы струна напрягала корпус – ее переламывают в бридже и на голове грифа. Для этого используют порожки (косточки).

Первоначально, мастера не догадывались переламывать жильные струны. Они просто наматывались на фрикционные колки, которые крепились в голове за счет трения, и так же просто крепились в подставке. Струны были расслаблены, звучали довольно низко и тихо. Первым догадался напрячь струну Агуадо. Он придумал вставить в бридж косточку. Первым мастером, решившимся на реформу – стал парижанин Лакот. Эту идею сразу приняли на вооружение испанцы – как только Агуадо привез гитару своей конструкции в Испанию.

Колковая механика развивалась в трех направлениях.
Мы опять обратимся к обиходным названиям. Что поделать – они самые распространенные. Колковую механику в просторечии называют просто колками.

Самый старый тип колков – фрикционный. Он же – самый простой. Колки изготавливались в виде конусов, которые вставляли в отверстия головы. Если читатель думает, что фрикционные колки не нужно и упоминать по причине их смерти, то сильно ошибается. В последнее время в моду входят аутентичные гитары по мотивам старых мастеров. В них-то и ставят фрикционную механику до сих пор. При большом желании такие гитары можно найти даже не в мастерских лютье, а в массовых магазинах Москвы.

Это довольно ненадежное крепление сменилось в XIX веке знакомыми нам колками с червячной передачей. Не скоро и не сразу. Дело было в монополии двух фирм – Бейкера и Ранса. И в их непомерной жадности. Они устанавливали космические цены на такие колки. Порою, цена гитары с фрикционными колками отличалась от точно такой же с колками Бейкера – втрое.

На русские гитары ставили два типа механики – фрикционную и русскую. Русская, в отличие от простой фрикционной, имела фиксирующий механизм. Т.е. струны наматывались на колок, настраивались, а после – закреплялись прижимным винтом. Колок не двигался – и это был шаг вперед для удобства настройки, но, все же, не такой большой шаг. Механика Бейкера/Ранса проникла в Российскую империю немного позже.

Эволюция гитарных голов – это исключительно история удобства.
Хоровые гитары могли иметь только сплошную прямоугольную или трапециевидную голову, т.к. на такой голове могли поместиться десять-двенадцать колков.

С преобразованием хоровых гитар в гитары с одиночными струнами – необходимость в вместительных головах «лопатой» отпала. Мастера стали экспериментировать с формами. Верен сплошным головам остался Пахес, потому часто такие головы называют «головами в стиле Пахеса». Панормо полюбил головы с пролетками, за что их прозвали «головами в стиле Панормо».

Постепенно в обиход вошли головы восьмеркой, а также нестандартные авторские головы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *