зачем нужна дыхательная гимнастика для детей
Дыхательная гимнастика
ЗАЧЕМ НУЖНА ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания.
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5—6 раз).
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).
Весёлые упражнения для малышей
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
посижу и пожужжу».
Паровозик.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Заведующий Марина Венедиктовна Исаева
Юридический и фактический адрес детского сада:
606407 Нижегородская область, г. Балахна, ул. Фрунзе 1 «в»
тел./ факс 8 (83144) 4 6752, 8 (83144) 9 17 62
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии
Светлана Позднякова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно –сосудистой системы.
Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др., но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные прав
— воздух набирать через нос;
— плечи не поднимать;
— выдох должен быть длительным и плавным;
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
— дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
— необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действ ие.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.
1. «ТРУБАЧ»
• Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
2. «ЧАСИКИ»
• И. п—Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
• 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
• 2-взмах руками назад-так (медленный выдох)
3. «ПЕТУХ»
• Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
• опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
4. «КАША КИПИТ»[/b]
• Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
• Выдыхая, громко произносить
5. «ПАРОВОЗИК»
• Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая
• Повторять в течение 20—30 секунд.
6. «НАСОС»
• Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки
• скользят вдоль туловища, при этом громко произносить
• Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
7. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая
• отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха
8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
• Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох,
• опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».
9. «МАЯТНИК»
• Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
• При наклоне—выдох, произносить
• Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.
10. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
• Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох,
• произносить «г-у-у у-у».
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь
Гиппократа «Не навреди!».
Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.
Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Прикреплённые файлы:
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей Профилактика многих заболеваний и предпатологических состояний может осуществляться средствами физического воспитания. Один из путей решения.
Дыхательная гимнастика при простудных заболеваниях Дыхательная гимнастика при простудных заболеваниях. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые.
Консультация для воспитателей «Роль дыхательной гимнастики для детей раннего возраста»
Инструктор по физической культуре
Консультация для воспитателей:
«Роль дыхательной гимнастики для детей раннего возраста»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Вырабатываются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Мы будем говорить о формировании правильного носового дыхания. Дыхательные упражнения относятся к содержанию образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Невозможно формирование здорового образа жизни без гармоничного физического развития.
Особое место в системе физического воспитания занимают дыхательные упражнения. Всем известно, что дыхание – это жизнь, без воздуха организм может обходиться всего несколько минут! А чтобы не болеть, нужно научиться правильно дышать.
Особенности дыхательной системы детей раннего возраста
Жизненная ёмкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Прежде чем приступить к выполнению дыхательной гимнастике, нужно убедиться, что нос ребёнка чистый.
Туалет носа
Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.
Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание:
1. Смочить носик водой.
2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
3. Зажать другую ноздрю пальцем и сделать то же самое.
4. Промыть носик водой.
Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.
Дыхание — один из важных процессов в организме человека. Из окружающей нас атмосферы воздух через нос или через рот проникает в легкие. На первый взгляд может показаться, что не имеет значения, как дышать — ртом или носом; однако в действительности разница в этом большая. Дыхание через нос имеет значительные преимущества.
Даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме растущего человека. А тем более привычка дышать ртом. При дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания.
Отрицательные воздействия на организм ребенка при несоблюдении
правил гигиены и профилактики:
развитию и здоровью ребёнка!
Дыхание ртом: проблемы с речью; сухость полости рта; нарушение прикуса и «аденоидный» тип лица; нарушение осанки; недостаток кислорода; понижение слуха; плохое настроение, слабая память.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. На дыхание можно влиять. Насколько легкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — используются дыхательный, дополнительный объем и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Цель дыхательной гимнастики: научить ребёнка правильному носовому дыханию.
1. повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2. развитие дыхательной мускулатуры.
Методы и приемы обучения дыхательным упражнениям: игровые, практические, словесные (показ, имитационные движения, повторение, упражнение, словесные указания, объяснения, использование дидактических пособий, ярких игрушек, прием удивления, неожиданности).
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: в закаливающих мероприятиях; на занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей); в домашних условиях.
Главное закаливающее средство при дыхательной гимнастике – это воздух. Воздух должен быть чистым и иметь определённую температуру. Рекомендуется проводить дыхательную гимнастику при открытой форточке в небольшом помещении, натощак или через час – полтора после еды.
Необходимые условия для проведения дыхательных упражнений с детьми раннего возраста:
— соблюдение санитарно-гигиенических норм;
— привитие детям культурно-гигиенических навыков;
— постепенное увеличение нагрузки;
— не допускать длительных, непосильных нагрузок и утомления;
— учет индивидуальных возможностей детей;
— доступность и эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления малышей;
— проведение дыхательных упражнений в форме увлекательной игры;
— обязательный показ техники выполнения дыхательных упражнений.
Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Нужно научить ребенка хорошо очищать легкие.
Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Если малыш полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Учитывая несовершенство дыхательной и нервной системы детей раннего возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим количеством (3-5) повторений. Нельзя допускать непосильных нагрузок и утомления.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
• воздух набирать через нос;
• плечи не поднимать;
• выдох должен быть плавным и длительным;
• следите, чтобы у ребенка не надувались щеки (можно придерживать руками).
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических дыхательных упражнений (без движения конечностями и туловищем) («Понюхай, как вкусно пахнет», динамических (с движением туловища и конечностей при полной согласованности амплитуды и темпа движений с ритмом и глубиной дыхания) («Мы растем»). Они также могут быть применены на фоне общеразвивающих физических упражнений.
Виды дыхательных упражнений:
2. «Артикуляционные» (способствуют развитию артикуляционного аппарата и овладению речью).
Регулярное проведение и чередование профилактических и артикуляционных дыхательных упражнений с детьми раннего возраста способствует:
• тренировке дыхательной системы,
• улучшению вентиляции легких, переходу от поверхностного дыхания к более глубокому (вырабатывается правильное носовое дыхание,
• развивается артикуляционный аппарат,
• укрепляется иммунитет, закаляется организм,
• происходит адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Картотека дыхательной гимнастики для детей раннего возраста
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Малышами не останемся!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
Оборудование: игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
Оборудование: красный флажок.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.
Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
Оборудование: игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
Скучать нам не дает.
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные/ватные снежинки (комочки).
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Оборудование: два ватных/разноцветных (можно найти в магазине) шарика.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пусть в таз с водой лёгкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки!
Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста
Название Методика проведения Количество повторов
«Часики» Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног
проедет», руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-
назад, произносить «тик-так».
«Дудочка» Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках
дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с
произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф).
«Петушок» Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
Поднять руки в стороны (вдох, а затем похлопать ими по
бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).
«Каша кипит» Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на
грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох,
опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот
(выдох). При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф».
«Паровозик» Ходить по комнате, делая попеременно движения
руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух».
«Весёлый мячик» Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с
мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить
мяч от груди вперед со звуками (у-х-х) (выдох, догнать мяч.
«Гуси» Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в
стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением
длительных звуков (г-у-у-у-у).
«Подуй на одуванчик» Малыш стоит / сидит, делает глубокий вдох
носом, затем длинный выдох через рот, как будто
хочет сдуть с одуванчика пух.
«Ёжик» Встать прямо, поворот головы вправо – короткий
шумный вдох носом, поворот головы влево – выдох через
«Вырасти большой» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх.
Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох,
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню —
выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».
«Самолётик». Мастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста «Самолётик», мастер-класс по изготовлению атрибутов для проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Подготовила Красикова.
Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего возраста Как мыши пищат? Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания. Оборудование: игрушка мышка. Мышка вылезла.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.
Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.