зачем нужен военный билет если не служил
Что делать с военным билетом после 27 лет?
Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.
На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.
Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?
Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.
Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.
Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.
Что такое военная служба по призыву
Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.
Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.
За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.
Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.
Когда к уголовной ответственности не привлекают
В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.
Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.
Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.
Что делать в вашем случае
Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.
Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.
Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.
Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.
Военный билет вам все равно не выдадут
С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.
Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.
Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Почему военный билет так много значит и как его сделать в Москве и Санкт-Петербурге
Военный билет нужен для получения заграничного паспорта и водительского удостоверения, при трудоустройстве на работу. Как быстро получить военный билет? Можно ли сейчас без него обойтись?
Военный билет свидетельствует о:
Я не хочу служить в армии. Могу ли я обойтись без военного билета?
Все мужское население России обязано состоять на воинском учете независимо от желания проходить срочную службу в армии. Есть много способов не проходить службу в армии, но получить в военкомате военный билет с соответствующими пометками необходимо. Военный билет в РФ – документ, удостоверяющий личность совершеннолетнего мужчины и может быть приравнен по значению к гражданскому паспорту.
Без него невозможно или затруднительно:
Чтобы жить полноценной и насыщенной жизнью, рано или поздно каждому мужчине придется столкнуться с необходимостью предъявить военный билет.
Избежать похода в военкомат не удастся.
Добровольная явка в военкомат для прохождения врачебной допризывной комиссии дает право и возможность на законных основаниях не идти в армию.
Как получить военный билет и не служить в армии
Оставьте заявку на консультацию с адвокатом, и получите исчерпывающие достоверные ответы на все волнующие вас вопросы.
В каких случаях можно получить военный билет?
В возрасте семнадцати лет все юноши организованно проходят допризывную медицинскую комиссию. На основании этого медицинского осмотра присваивается категория годности. Поэтому особенно важно к этому моменту пройти независимое медицинское обследование, собрать справки и диагнозы обо всех перенесенных заболеваниях.
Получить военный билет можно в следующих случаях:
Какие типы военных билетов существуют?
Военный билет РФ имеет две разновидности, что закреплено законодательством.
Военный билет рядового и сержантского состава.
Имеет обложку красного цвета. Ее получают:
Военный билет офицерский.
Обложка зеленого цвета. Его выдают только офицерам Российской армии, уволившимся в запас вооруженных сил, а также выпускникам, прошедшим военную кафедру в вузе.
Военный билет как индикатор здоровья и допуска к разным видам службы
В военном билете на основании осмотра медиков-специалистов проставляется категория годности к службе, свидетельствующая о состоянии физического и психического здоровья мужчины. Закон предусматривает пять категорий годности: от совершенно здоров и годен к службе в армии до статуса «не годен».
Военный билет: алгоритм получения
Чтобы получить военный билет в Москве или Санкт-Петербурге, призывник должен иметь постоянную регистрацию.
Не согласны с решением призывной комиссии? Хотите законно получить военный билет без службы в армии?
Обратитесь за помощью к специалистам Военной коллегии адвокатов.
Для чего необходим военный билет
Часто граждане даже не задумываются, для чего нужен военный билет. А между тем, это очень важный документ, подтверждающий постановку на воинский учет. Он подлежит выдаче всем военнообязанным мужчинам, находящимся в возрасте от 18 до 27 лет, и оформляется при прохождении армейской службы. Граждане старше 27 лет призыву уже не подлежат.
По российскому законодательству, документ может быть двух типов:
Тем призывникам, которые после медицинского освидетельствования оказались не пригодны для прохождения службы по причине проблем со здоровьем, а также зачисленным в запас, должно быть выдано соответствующее удостоверение.
Военный билет выдается, как представителям мужского пола, так и всем женщинам, признанными военнообязанными в силу своей профессиональной деятельности, например, медицинским работникам. Они тоже будут мобилизованы при объявлении военного положения.
Единственным компетентным органом, имеющим право вести воинский учет и выдавать подтверждающие документы, является военный комиссариат. Ни одна другая государственная структура подобными полномочиями не обладает.
Военный билет содержит информацию следующего характера:
На протяжении жизни данные из документа, подтверждающего постановку на воинский учет, могут меняться. Производить записи должны только органы, обладающие соответствующей компетенцией.
В каком случае может потребоваться военный билет?
Гражданам документ из военного комиссариата может понадобиться:
Важно отметить, что попытка уклониться от прохождения воинской службы, или же подделка документов влечет за собой уголовную ответственность.
Трудоустройство и военный билет
В первую очередь, документ потребуется для успешного трудоустройства. При приёме на работу крупные и стабильные компании оформляют своих сотрудников по всем правилам трудового законодательства. Отдел кадров на таких предприятиях работает по отлаженной схеме и тесно взаимодействует с военкоматом. Именно поэтому наличие военного билета будет иметь принципиальное значение.
Его отсутствие негативным образом сказывается на возможности получить достойную, высокооплачиваемую работу. Дело в том, что при трудоустройстве военнообязанных граждан наниматель обязан отправлять сведения в военный комиссариат об их зачислении в штат компании.
За сокрытие этой информации с работодателя может быть взыскан крупный штраф. Таких неприятностей хочет избежать любая организация, не желающая портить свою репутацию. В связи с этим кандидаты, не имеющие военного билета, просто не рассматриваются и, в условиях серьезной конкуренции на рынке труда, зачастую остаются не востребованы.
Впоследствии соискатели найдут работу на предприятиях малого бизнеса и будут трудиться «под чёрным флагом», не имея официального оформления.
Подобная занятость несёт в себе большие риски для сотрудников и может иметь неприятный исход событий: отказ работодателя в оплате труда; не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска; нежелание принимать и оплачивать больничные листы; увольнение задним числом; потеря работником государственных социальных гарантий и др.
Оформление водительского удостоверения и военный билет
В официальном перечне необходимых документов для получения водительского удостоверения нет упоминания о военном билете. Однако при оформлении права на управление транспортным средством он также может потребоваться.
Взглянуть на него часто считает нужным врач-психиатр во время прохождения медицинского освидетельствования. Дело в том, что сам факт наличия документа принято трактовать, как подтверждение психического здоровья человека. Подкреплен такой довод необходимостью медицинского осмотра при призыве на воинскую службу. В случае его непредставления получить отметку психиатра для справки по форме 003-В/у гораздо труднее.
Оформление регистрации по месту жительства и военный билет
Несмотря на то, что процедура регистрации по месту жительства не подразумевает обязательного наличия военного билета, он может быть запрошен сотрудником паспортного стола.
Существует негласное сотрудничество паспортного стола и военкомата, которое позволяет успешно выявлять мужчин, желающих уклониться от воинской службы. Паспортист в короткие сроки информирует военный комиссариат о том, что у представителя сильного пола, находящегося в призывном возрасте, отсутствует документ, подтверждающий постановку на воинский учёт.
Оформление кредита и военный билет
Документ от военкомата может понадобиться при оформлении кредитных обязательств. Зачем нужен военный билет банку?
Обусловлена данная необходимость желанием финансовой организации окончательно убедиться в том, что мужчина уже прошел воинскую службу и в будущем призываться не будет.
Для увеличения шансов на положительное решение по одобрению кредита банку необходимо быть уверенным, что гражданин в дальнейшем не окажется призван на воинскую службу. Это является дополнительной гарантией соблюдения обязательств по кредитному договору. В случае призыва риск потери денежных средств, предоставленных заёмщику, для финансовой организации значительно возрастает. Для банка наличие военного билета может означать дополнительную безопасность сделки.
Оформление загранпаспорта и военный билет
При оформлении загранпаспорта мужчина, не достигший 27 летнего возраста, в основной перечень документов, предоставляемый в ГУВМ МВД, должен включить свой военный билет. Необходимость предоставления документа объясняется тем, что в нем зафиксирован факт прохождения воинской службы.
Такая информация необходима для того, чтобы своевременно выявить нарушение, если оно имеет место быть. Уклонение от прохождения службы в армии Российской Федерации является несоблюдением закона.
При оформлении справки на ношение оружия
Заключение
Итак, подведем итоги! Что даёт мужчине военный билет?
Всё вышесказанное подтверждает то, что документ может потребоваться в различных сферах жизни. Обойтись без него довольно сложно, а отсутствие может существенно повлиять на дальнейшую жизнь. Кроме того, лица, уклоняющиеся от службы в армии, вынуждены ежедневно скрываться от военного комиссариата.
Начиная с 2014 года, призывная комиссия получила полномочия выдавать официальный документ, подтверждающий уклонение граждан от прохождения военной службы – справку взамен военного билета. Такая мера введена для того, чтобы подчеркнуть недобросовестное отношение мужчины к исполнению своего долга перед Родиной.
Льгот по документу, выдаваемому военкоматом, российским законодательством не предусмотрено, но возможность предъявить его значительно упрощает прохождение многих бюрократических процедур. И даже если в восемнадцать лет призывнику кажется, что военный билет ему никогда не понадобится, нет никаких гарантий, что дальнейшая жизнь сложится именно таким образом. Иногда он может потребоваться совершенно неожиданно и в короткие сроки. Поэтому важно понимать, что получение документа, подтверждающего постановку на воинский учет, – дело не одного дня.
Ко всему вышесказанному важно добавить, что на сегодняшний день прохождение армейской службы – это не только необходимость, обусловленная надобностью получения документа, но также престиж и показатель порядочности гражданина.
Добрый день!! хотел уточнить как могу получить военный билет если я не служил. Мне 32 года и в военкомате хотят выдать справку вместо военного билета.
Вопрос:
Добрый день!! хотел уточнить как могу получить военный билет если я не служил. Мне 32 года и в военкомате хотят выдать справку вместо военного билета. Какие ограничения у меня могут возникнуть после получения справки?
Ответ:
В последние годы призывникам, которые смогли отбегать до 27 лет не получив военный билет призывные комиссии принимают решение о выдаче справки. Такой документ воинского учета называют «справка уклониста». кому-то с такой справкой трудно устроиться на нормальную работу. Необходимо владеть информацией о данной справке, выдаваемой вместо военного билета, а также ее влияния на жизнь призывника.
Кто может получить справку взамен военного билет
Можно сделать вывод что, многие призывники, скрывавшийся от военкомата до 27 лет, получать справку вместо военного билета.
изменена процедура приема на работу граждан в государственные органы и муниципальные организации. Теперь, призывники, которые получили справку вместо военного билета не смогут устроиться работать в подобные бюджетные организации в течении 10 лет.
Комитет солдатских матерей России считает, что нет никакого смысла скрываться от военкомата, потому что справка может негативно сказаться на дальнейшей жизни человека.
Ограничения возникающие при получении справки взамен военного билета
Как уже говорилось выше справка создает ограничение при трудоустройстве на государственную и муниципальную службу в течении 10 лет.
Согласно действующему законодательству ограничений при устройстве на любу другую работу нет. Вместо военного билета, работник в отдел кадров предоставляет справку, которая также является документом военного учета. На сегодняшний день нет никаких законных оснований отказывать гражданину в приеме на работу при наличии у него справки, а не военного билета, Трудовой кодекс РФ не устанавливает никакие ограничения.
Но не исключены другие неофициальные проблемы с трудоустройством. Бывают случаи, когда для работодателя наличие у сотрудника военного билета является принципиальным, это может привести к отказу в трудоустройстве. Такие случаи к счастью единичные, ведь при приеме на работу работодатель в первую очередь оценивает образование и профессиональные качества сотрудника, а не форму документа воинского учета.
Возможность получить военный билет имеется при следующих обстоятельствах:
При наличии этих или других серьезных оснований решение призывной комиссии о выдаче справки можно обжаловать в суде.
Горячая линия для призывников
Вопросы по получению отсрочки или военного билета на законных основаниях: телефон, WhatsApp, Viber, Telegramm: +7-925-532-81-21
Вопросы юристу по обжалованию незаконного решения призывной комиссии: телефон, WhatsApp, Viber, Telegramm: +7-926-295-33-99
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.