зачем нужен мат в искусстве
Так уж повелось, что в повседневной русской культуре обсценную или ненормативную лексику можно сравнить с китом, морским чудищем, Левиафаном в том смысле, что «ты его не видишь, а он есть». Причем есть давно и прочно, во всем многообразии форм, яркости и полноте созвучий, разнообразных вариациях.
В последнее время, матерный вопрос возникает не реже (а подчас и также хаотично) как желание ругнуться – на повестке дня не просто бездумные запреты, а, скорее, аспекты нравственности и морали. И если грязно обозвать молоток, прищемивший палец, гражданам вполне разрешается (хоть и не поощряется), то на мат в искусстве наложено большое государственное вето.
Вообще, мат в литературе – явление достаточно старинное. Вот, скажем в текстах Солженицына нет-нет да встретится вполне прозрачный намек вроде «маслица-фуяслица» («Один день Ивана Денисовича»). Надо отметить, что прецеденты случались не только в рамках Великого и Могучего. Так, в девятнадцатом веке «Любовника Леди Чаттерлей» Д. Лоуренса даже хотели осудить за чрезмерное использование бранного лексикона. Один из героев Джека Лондона считает, кто «крепкое словцо, вовремя и к месту сказанное, облегчает душу».
Правда затем он замечает, что «частая ругань лишает ругательство смысла».
И всё же самые ярые защитники нецензурной лексики не могут не признать, что основной пласт русской классической литературы – это область почти свободная от нецензурщина.
Даже Венечка Ерофеев в своем романе «Москва-Петушки», не мыслимом без использования крепкого мата, в предисловии очень деликатно предупреждает девушек о том, какую главу стоит пропустить.
В наших пенатах нецензурную лексику иногда величают «матерным языком», а иной раз исподтишка даже немного ею гордятся: мол, только у нас есть такое количество бранных слов, чтобы во всех красках описать страдания и метания Великой Русской Души. Некоторые исследователи русского языка вообще относятся к матерщине с долей восторга – по их мнению она свидетельствует о самом живом и естественном развитии языка и вплетении в современную канву драгоценного старинного фольклора, который – ни много, ни мало – напоминает нам о наших корнях.
Так, по мнению В. Мокиенко известное всем слово из трех букв произошло от прасловянского *huj, что могло означать «иголку хвойного дерева», нечто неприятное и колкое.
Древние славяне вообще использовали мат вполне функционально – он был важной частью языческих обрядов. Каких только скабрезностей не желали друг другу славяне перед свадьбой! Считалось, что на счастье.
Возможно, память об этих далеких днях и вынесла сегодня на культурную арену обломки некогда почти магических слов? Использование мата в современной культуре действительно во много раз превысило литературные нормы, которые дозволялись народным любимцам вроде Пушкина. Кстати, великий Достоевский к мату относился неодобрительно, замечал, что ругаться – это как сморкаться в пальцы.
Из одной лишь литературы мат плавно перекочевал на сцены театров и экраны кинозалов. Считается, что табуирование «плохих» слов происходит от игнорирования «плохих» тем, то есть тех, что освещают неприглядные реалии, например, жизнь некоторых современных подростков, судьбы тюремных заключенных, отдаленные и всеми забытые русские деревни.
Сегодня матерные слова горячо защищаются как способ самовыражения писателя или режиссера, а также художественный прием, позволяющий подчеркнуть эмоциональную окраску момента или принадлежность героя к определенному слою населения. Казалось бы – святое дело, однако многих представителей богемы частенько обвиняют в желании сыграть на потребу широкой публике, а также в собственной беспомощности, которая не позволяет выразить экспрессию с помощью литературных выражений.
Вот что говорит об использовании мата известный писатель Сергей Лукьяненко: «Я думаю, что писатель имеет право на использование ненормативной лексики, включая матерную ругань. Однако использует он ее на свой страх и риск – только чувство меры, литературного вкуса и абсолютная обоснованность в употреблении того или иного слова служит ему оправданием».
Наверное, это правда. Возможно, только чувство меры и способно спасти современную культуру от соблазна использовать мат в некультурно широких масштабах. И все-таки, раз уж ведем разговор об искусстве, возможность самостоятельного выбора была бы здесь очень кстати.
Ненормативная лексика в СМИ и произведениях искусства: художественное средство или дурной вкус?
Доводы тех, кто допускает использование нецензурной лексики в произведениях искусства
Мат – довольно распространённый способ общения различных слоёв населения. Он является неотъемлемой частью лексики сельского жителя, утончённой бравадой эстета-интеллигента, средством решения производственных проблем и во многих других случаях. Не замечать явления, а тем более, запретить его в искусстве, невозможно. Представьте себе «Астенический синдром» Киры Муратовой без заключительного монолога или известную поэму-откровение «Москва-Петушки» В. Ерофеева. Без обесцененной лексики эти произведения теряют целостность, стиль, да и смысл тоже утрачивается.
Мат наиболее активно распространяется в обществе, в котором человека вынуждают скрывать свою точку зрения, заставляя говорить то, что является общепринятой нормой для социума. Чтобы человек перестал нуждаться в мате как средстве общения и выражения своих мыслей, ему необходимо предоставить большие политические и социальные возможности. В подтверждение этой гипотезы достаточно вспомнить широкое распространение нецензурной лексики в период Оттепели. Вернувшиеся из лагерей представители научной и художественной элиты внесли в свой круг общения язык уголовников. Мат получил широкое распространение в быту и органично вписался в произведения искусства.
Слова, которые в современном языке отнесены к ненормативной лексике, в прошлом не имели негативного значения. Табуированными они стали сравнительно недавно. Так, Словарь В.И. Даля под редакцией Бодуэна де Куртенэ включает целый пласт бранной лексики. В последующих изданиях эти статьи были изъяты. То же произошло и со сборником русских поговорок, который в результате цензуры сократился на треть. Изъята обесцененная лексика и из словаря Фасмера. То есть, ограничение использования мата проводилось искусственным путём
Мат является своеобразной лексической связью не только разных слоёв населения, но и народов бывших республик СНГ. Директор института лингвистики РГГУ М. Кронгауз считает, что «образованный человек должен знать разные варианты русского языка и уметь вовремя переключать «регистры», чтобы его лучше понимали те или иные слои». Русский язык долгое время был средством межнационального общения. Сегодня эту функцию он утрачивает. Однако жители различных стран СНГ, плохо владеющие русским языком, прекрасно общаются между собой, заменяя слова русским матом.
Запрет на использование мата в художественных произведениях ограничивает возможности реализации художественного замысла автора. Против полного запрета мата в киноискусстве выступили авторитетные режиссёры Ф. Бондарчук и Н. Михалков. Мат является не самоцелью, а одним из художественных средств наравне с тропами в литературе, грамотной операторской работой в кино, режиссёрским воплощением пьесы в театре. Представьте себе героев 9-й роты Фёдора Бондарчука, изъясняющихся только на литературном языке. Исчезнет правдивость, эмоциональность, динамика и отдельных сцен, и всего фильма.
Доводы тех, кто считает, что мату не место в СМИ и произведениях искусства
Мат в искусстве не является необходимостью, а его использование вовсе не гарантирует достоверность изображения. Прекрасно обходились без мата мэтры советского кино С. Бондарчук, А. Тарковский, С. Эйзенштейн, М. Ромм, хотя упрекнуть их в недостоверности и нереалистичности невозможно. В. Шукшин, все своё творчество посвятивший изображению народной жизни, в том числе, и уголовников, прекрасно обходился без мата и в литературе, и в кино. Тем не менее, зритель и читатель не может усомниться в реальности созданных им образов. Дело не в мате как отражении целостного характера художественного образа, его речевой характеристике, а в таланте художника, его способности создавать колоритных героев.
Социологические исследования показали, что 80 % населения России выступает за ограничение использования мата в СМИ, а также за публичное использование нецензурных выражений в телепрограммах, фильмах, спектаклях, шоу.
Все матерные слова восходят к 3-м производящим основам. Мат не имеет чётко обозначенного лексического значения и в зависимости от ситуации и говорящего может обозначать диаметрально противоположные понятия. Матерные слова чаще всего используются для выражения экспрессии, замены междометий, вводных слов и оценочной лексики.
К матерным словам негативно относятся все мировые религии. В частности, в Библии читаем:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». (Послание к Ефесянам 4:29)
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших…». (Послание к Колоссянам 3:8)
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение…». (Послание к Ефесянам 5:4)
Чтобы определить своё отношение к матерным словам, следует знать, что вообще подразумевается под понятием сквернословия. Обратимся к словарю В.И. Даля: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Против использования ненормативной лексики выступают учёные Масаро Эмото, изучая влияние мата на молекулы воды, обнаружил, что структура жидкости «ломается» при чтении над ней текстов с бранной лексикой. Человек на 80% состоит из воды, следовательно, аналогичное влияние мат оказывает и на человека. К таким же выводам пришёл и российский учёный Г. Чеурин, который проводил опыты с ростками пшеницы.
Известный физик П.П. Гаряев говорит: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм». Слово – это звуковая волна, которая может воздействовать как положительно (лёгкий морской прибой), так и сокрушительно (цунами). В странах, в языке которых нет бранных слов, связанные с гениталиями и процессом зачатия ребёнка, отсутствуют заболевания ДЦП и Дауна.
Мы отвечаем за все слова, что сознательно произносим, ибо нас предупреждают о неосмотрительном использовании языка. Следовательно, мы должны думать о хорошем, и лишь такие мысли высказывать вслух. Если мы не будем контролировать свою речь, то сами обречём себя на деградацию.
«Крепкое словечко»: как мат помогает продавать искусство
Великий и могучий русский язык. Но еще мощнее – русский мат. Действует безотказно. Скажешь «крепкое словечко», и глядишь, человек сразу все понял. Считается, что матершину на Русь завезли татаро-монголы во время нашествия. По другой версии, мат – это часть языческих культов. Эти слова повторяли, как заклинания, когда, например, хотели вызвать дождь. Бранными они стали, когда на Русь пришло христианство и церковь наложила на них культурное табу. Впрочем, оно повсеместно нарушается – мат звучит повсюду, в том числе в кино, на эстраде и в театре. Чем так привлекателен мат и почему его не стесняются использовать в искусстве – выяснила корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Бакушина.
Что ни песня, то «уши в трубочку». Почти каждую свою композицию мастер эпатажа Сергей Шнуров снабжает матом. Чтобы быть ближе к народу. Ведь, как известно, нецензурные слова понятны всем – и дворнику, и математику. Правда, психологи считают, что матершинники – это неуверенные в себе люди.
Нецензурную лексику использовали еще классики. Пушкин, Есенин, Маяковский – поэты, чьи стихи учат в школе, тоже частенько вставляли «крепкое словцо». Из современных авторов чаще остальных в своих произведениях матерные выражения допускают Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Писатели просто не представляют, как можно выразить злободневные мысли иначе.
Матерятся и в кино. Выход на экраны фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» был под угрозой – для проката создатели ленты должны убрать мат. Но они долго не соглашались. Герои из народа не могут говорить иначе. В итоге, цензурированная версия все-таки появилась на экранах, а режиссерская – в интернете. Нецензурно выражаются и в оскароносном фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
Кстати, часто матерятся и герои голливудского кино. Причем, тоже на русском. Восторг, ненависть, злость – мат позволяет выразить истинные чувства. Согласитесь, бывают ситуации, когда другие слова совсем не подходят. Филологи говорят, что главное не переборщить и не превратиться в сапожника. В этом убежден составитель словаря русского мата Анатолий Баранов.
«Истинное владение русским языком и любым другим языка предполагает, что вы к месту используете нужные слова в нужных ситуациях. Например, если вы попали молотком себе по пальцу, вешая картину, то конечно, если вы скажете «боже мой, как больно», это будет звучать странно. В определенных ситуациях нужно использовать те регистры речи, которые для этого предназначены», – уверен заведующий отделом Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Анатолий Баранов.
Этим правилом, судя по всему, и руководствуются деятели культуры. Режиссеры, сценаристы, актеры с увлечением обыгрывают любое матерное выражение. При этом оговариваются – нужно четко понимать, что есть бранное слово, а есть литературное.
«Есть запрещенный метод, которым пользуются режиссеры. Поэтому иногда мат используется, чтобы шокировать. Любое слово, сказанное матом, бьет и разрушает энергию. Мы люди вроде продвинутые, понимаем, что существует энергетика человека, биоэнергия, мы должны это ощущать, мы все-таки в 21 веке живем. Сказанное матом слово очень сильно разрушает человека. Дальше начинаются проблемы со здоровьем и все остальное», – отметил народный артист России Сергей Безруков.
Многие категорически против матершины со сцены. Это регулирует и закон о запрете мата в СМИ, в кино и на концертах. На телевидении, к примеру, нецензурные слова принято «заглушать», а в театрах должны предупреждать, что спектакль содержит обсценную лексику.
В любом случае художник имеет право честно отображать жизненные реалии, и здесь решать уже зрителю затыкать уши или нет.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Искусство и мат
Искусство и мат
Использование мата — это попытка доказать себе и другим свою состоятельность, когда в ней внутренне сомневаешься.
Спор о допустимости нецензурной лексики в кино и публичном пространстве периодически обостряется. И находятся те, кто объявляет, что лучше вообще не будут снимать кино, чем снимать его без мата. Доводы за мат банальны: «без него искусство теряет необходимую эмоциональную окраску» и «если мы показываем фильмы про людей, которые используют мат, будет нечестно показывать их, не используя мат». Хотя тот, кто достаточно развит в своем восприятии искусства и владении речью, хорошо знает — свои мысли «легко и приятно» выражать и без мата. И умеет это делать.
Уже во времена СССР те, кто из среды завода попадал в среду вуза или начальства, знали — матом больше ругаются во второй среде, нежели в первой. Правда, если говорить о вузе, — не преподаватели, а скорее девушки-лаборантки. По ряду наблюдений, больше всех матом ругаются вообще бизнес-леди. Даже став таковыми, не могут избавиться от прошлой ущербности и доказывают себе и окружающим, что ни в чем не уступают мужчинам.
Строго говоря, использование мата — это попытка доказать себе и другим свою состоятельность, когда почему-либо в ней внутренне сомневаешься. С одной стороны, попытка продемонстрировать, что имеешь право нарушать нормы и запреты, принятые другими: «Мне все позволено», — то есть доказать свое превосходство над ними; с другой — нечто вроде истерического возгласа: «Всех поубиваю, держите меня четверо».
Вообще, интересный вопрос: где больше эмоциональной составляющей и где в большей степени передана ужасность Левиафана — в Книге Иова или в фильме Звягинцева? И если в Книге Иова, то почему автору Библии это удалось, а Звягинцеву не удалось? Возможно, сказалась разница в эрудиции и таланте.
Кстати, по одной из основных версий, мат на Русь принесло монгольское нашествие: завоеватели использовали его, с одной стороны, для того чтобы продемонстрировать право на обладание всеми женщинами страны, а с другой стороны — чтобы унизить и оскорбить религиозные убеждения народа, унизив почитаемую на Руси Богородицу: монголы, даже в свою христианскую бытность, были несторианами, то есть Ее почитание не принимали.
Довод же о том, что мат нужно показывать в фильме потому, что люди его используют в жизни, — вообще некая дань примитивному натурализму. Потому что в жизни люди вообще делают многое, что на экране не принято показывать, а в тексте озвучивать. Просто потому, что об этом все знают, и потому, что это ничего к созданию образа не добавит. Любовь необязательно показывать через акт совокупления. Жизнедеятельность — через отправление естественных надобностей.
Физиологические подробности нужны тому режиссеру, который не верит в свою способность передать свои мысли без них и в то, что ему поверят без них. И тому зрителю, которому нужно уверить себя, что «все в мире такие же скоты, как и я сам», то есть тому, кто уже поверил и твердо решил для себя, что сам он — всего лишь животное. И что если показать человека в его неживотном качестве, то это будет выглядеть неправдой, в которую никто не поверит.
Доводы же на тему о необходимости выпускать в российский прокат наполненный матом фильм только потому, что он получил награды на Каннском, Мюнхенском или иных кинофестивалях и был «высоко оценен зарубежной критикой», — своего рода воспроизведение грибоедовского сюжета о «французике из Бордо» и страсти определенной части российских высших классов говорить на смеси французского с нижегородским.
На европейских кинофестивалях слишком часто сегодня присваивают призы фильмам, которым их нужно присвоить исключительно по «требованиям политкорректности». И если там получают призы фильмы об однополой любви, это не значит, что они сняты лучше фильмов о человеческой любви и что их нужно выпускать в широкий прокат в России.
У сегодняшней «Постевропы» — свои ценности, у России — свои. У России — классические европейские, у сегодняшней Европы — частью постмодернистские, частью — просто варварские. Они имеют право, если действительно хотят жить со своими. Но и Россия имеет право жить со своими и не обязана перенимать то, что ей не нравится. Или, во всяком случае, не нравится большинству её граждан.
Конечно, не факт, что если на экране не будут использовать нецензурную лексику, то её не будут использовать в жизни. Но если на экране её использовать и её применение растабуировать — в жизни её будут использовать больше. И вообще, культура — это система запретов. Вот культурный человек знает, что ругаться матом — нехорошо, и старается не ругаться. А не культурный — не знает. И старается ругаться больше.
И если вторые тянутся к тому, чтобы навязать социуму свои варваризованные привычки, социум имеет право избавиться от них в своей среде.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, профессор, доктор политических наук
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
А нужен ли мат в искусстве.
Встретилось мне голосование о мате в искусстве, и очень удивило, большинство ЗА.
Пусть меня закидают тапками но я чего-то недопонимаю.
Мат— выражение особого состояния и ощущения, употребляемый : для обычных людей, как выражение чувств, а для «носителей языка», как междометие.
Я крайне редко выражаюсь но если приходится, то это особый случай и смысл сказанного для окружающих оказывается весьма доступен. Все мы знаем мат. Но одно дело «сказала в сердцах» и другое вставлять к месту и не к месту ради «крутизны».
Я общалась с «носителями языка». Так вот, когда они говорят, мат незаметен. Он как будто неотъемлемая часть речи. И реагируешь только на повышение интонации. В семье, как правило дети не обращают внимания если папа матюгается и начинают повторять только если на этом начинаешь заострять внимание. При чем, как правило женщины в таких условиях мат не употребляют (только если мужа выругать или скотину в стоело поставить).
Искуство, будь то музыка, литература—это умение донести свою мысль до окружающих. Мат со сцены или со страницы интересной книги звучит как слабость, пошлость и неспособность или лень автора найти подходящий термин. В литературном словаре достаточно синонимов злу, разрухе, предательству и обману, а ещё плохим мужчинам и женщинам.
Депутат (не буду называть имени) выступил с предложением разрешить мат на сцене и запретить в семье. Как. Как он собрался отслеживать семьи (мой муж говорит матом только когда хорошо выпьет, а это не часто). Как.
Уже многие учёные филологии признали мат нашим национальным достоянием, но когда этот самый мат начинает литься из каждого утюга он приедается и перестаёт нести особый смысл.