зачем нужен читательский дневник в средней школе
Читательский дневник школьника. Зачем он нужен?
Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник. И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.
Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:
♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?
Зачем нужен читательский дневник. Разъяснение для родителям.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зачем же все-таки нужен
«ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК»?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
КАК ЖЕ ОФОРМИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК?
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы.
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
мы берем самую обычную тетрадь в клетку
или простой школьный дневник (в котором ничего чертить не надо)
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник со второго класса, помогите ему во третьем, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Роль читательского дневника в развитии навыков работы с текстом.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль читательского дневника в развитии навыков работы с текстом.
Муниципальная Ново-Горкинская СОШ,
Основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Прежде всего, надо научить детей любить, ценить и понимать прочитанное. Литература влияет на чувства, прокладывая через них путь к разуму, выводам. Книга закладывает основу будущего мировоззрения ребёнка, то есть его взглядов на мир. Она даёт возможность оценить, что справедливо и прекрасно, а что недостойно, отталкивающе. Задача взрослых – научить детей читать правильно, вдумчиво. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование его не только как ученика, но и как личности, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д.
Что можно сделать сегодня, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в овладении чтением? Как привить интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя у младших школьников? Как включить в процесс активного чтения каждого ученика? Для решения поставленных задач я предлагаю детям создать «Читательский дневник». Он помогает ученику, учителю, родителям организовать целенаправленную работу по формированию читателя.
Система работы с ЧД, своевременная поддержка, личная заинтересованность учителя и родителей младшего школьника позволит ребенку:
полюбить книгу и процесс чтения;
повысить качество чтения;
расширить кругозор читателя;
развить его творческие способности
Эта форма работы не нова и используется учителями очень давно. Ещё во времена моего детства все учащиеся вели читательские дневники. Это был документ строгой отчетности перед лицом учителя. Скажу честно: вести этот дневник было трудно. Требовалось не только соблюдать условности: указывать автора, название книги, перечислить героев, разобрав их на главных и второстепенных, но и описать сюжет и свое отношение к книге с обоснованиями.
Сейчас я работаю учебнику «Литературное чтение» автора Ефросининой Л. А. (УМК «Начальная школа ХХ I век), задачами которого являются:
научить детей читать и одновременно с этим развивать их интерес к чтению и к книге;
научить работать с произведением;
ориентироваться в тексте и книге.
Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По азбуке дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. С первой учебной недели параллельно с обучением чтению по азбуке и учебным книгам учитель может ввести детей в большой мир литературы: познакомит с широким кругом доступных книг, предложит заниматься чтением литературы регулярно с использованием заданий “Читательского дневника”.
Первым делом ведение этого дневника учит детей замечать в книгах не только героев и сюжет, но и имя-фамилию авторов. Книги перестают быть историями о жизни, они становятся произведениями таланта и ума писателей.
Это, в свою очередь, помогает хоть в малой степени ориентироваться в литературном мире: читать не то только то, что велел учитель и рекомендовал библиотекарь, но сформировать список любимых писателей.
Ведение ЧД способствует формированию навыка собирать и анализировать информацию. А также – иметь собственное мнение (хотя бы – о прочитанной книге) и в кратком объеме излагать его на бумаге.
Цель работы с ЧД в 1классе – формирование индивидуального опыта самостоятельного чтения. Учитель знакомит с требованиями к навыку чтения, показывает далекие цели, правила работы с книгой и некоторые приемы чтения. К работе привлекаются родители. Для них проводится консультация по работе с дневником. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое первоначально находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как они могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Читая каждый день, ребенок постепенно приобретет навыки читателя, научится ориентироваться в мире книг. Наряду с чтением предлагается занимательный материал и творческие задания. Дети могут проявить самостоятельность при выполнении таких заданий. Если этого не случится, не надо огорчаться, а просто научить их, как такие задания сделать. Так как дети ещё слабо владеют навыком письма, то им можно предложить рисовать. Можно изобразить героев произведений, проиллюстрировать сюжет, придумать свою концовку, нарисовать своё настроение после прочтения книги и т. д. Такой предложенный материал может явиться стимулом к поиску подобных заданий, а также к самостоятельному составлению их, т. е. развитию творческих способностей. Чтение в течение учебного года рефлексируется ежемесячно с помощью старших, результаты отмечаются в таблице. Таким образом, ребенок имеет возможность реально наблюдать свои читательские достижения. В итоге детям ненавязчиво предлагается продолжать чтение и летом.
Во 2 классе продолжается работа, начатая в первом классе. Ученики уже имеют навыки самостоятельного чтения. Родители привлекаются только для контроля ежедневного чтения. В системе формирования правильного типа читательской деятельности важное место принадлежит умению вести «диалог с автором». В этом может помочь приём составления вопросов к автору, которые учащиеся записывают на страницах ЧД и по которым в дальнейшем проводится беседа или дискуссия. Включается новое задание: научиться письменно рассказывать о том, почему понравилось прочитанное произведение. Учитель руководит этой работой. На этапе рефлексии вводится самозамер скорости чтения.
В 3 классе работа с ЧД предлагает дальнейшее формирование читателя. Наряду со знакомыми заданиями вводяться новые, включающие краткие литературные сведения о стилях и типах письменного текста, а также задания на развитие устной речи. В читательский дневник можно поместить занимательные задания (тесты, кроссворды, ребусы и головоломки), которые помогут повысить интерес учащихся начальной школы к чтению, научат их понимать замысел автора произведения и выражать собственное мнение. Тетрадь может быть использована как на уроке, так и для самостоятельной работы детей дома. Рефлексия направлена не только на чтение вслух, но и на чтение про себя.
В 4 классе работа по формированию читателя расширяется, углубляется, усложняется. Вводятся рубрики “Проба пера”, “Для любознательных”.На страничках ЧД появляются собственные произведения, пусть «сыроватые, неуклюжие, но свои». Работа с ЧД предполагает всех школьников вовлечь в творческую деятельность, причём не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве критика, художника-иллюстратора, чтеца, актёра. На протяжении четырех лет самым активным участником формирования грамотного чтения является ученик. В дневнике можно располагать между записями о прочитанном произведении высказывания о чтении, о книге. Некоторые ученики помещают фотографии, где они читают книги с кем-нибудь из членов своей семьи, пишут отзывы на оформление и ведение самого дневника. Кстати, дневник можно назвать альбомом читательских впечатлений. Но от названия, разумеется, главное назначение не изменится. И вот на этапе рефлексии в четвертом классе результаты покажут уровень готовности ученика к работе в пятом классе.
Ефросинина Л. А. Программа «Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе» («Начальная школа ХХ I века) 2009.
Ефросинина л. А. Литературное чтение. 2 класс Методическое пособие. М. 2009.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. М., Баласс, 2009
Как вести читательский дневник: правила заполнения и оформления
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти
Правила заполнения читательского дневника
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.
Статья на тему «Читательский дневник»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Читательский дневник.doc
Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся будут записывать свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют, какие книги ребенок прочитал, и понравились ли они ему.
Я расскажу вам, как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.
Зачем вести читательский дневник
Читательский дневник нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как ребенок научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.
Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит, сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно, кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.
Как вести читательский дневник
Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Лучше взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.
Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:
название произведения и автор,
отзыв или заметка о прочитанном.
Нет никакого смысла писать, сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.
Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.
Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.
Пример читательского дневника
Надеюсь, вам понравится идея вести свой читательский дневник.