зачем новорожденному одевают шапочку сразу после рождения

Уход за здоровым новорожденным в роддоме

Статью подготовил зав. отделения новорожденных «Роддома №1» Кривенок Диана Владимировна

Уход начинается с этапа родильного зала, который всегда готов к принятию новорожденного ребенка. В помещении имеется стол с подогревом поверхности, набор для оказания неотложной помощи новорожденному, весы. Температура в помещении, где рождается ребенок, поддерживается на уровне не менее 25 градусов.

Сразу после рождения ребенок обсушивается сухой теплой пеленкой на руках акушерки и выкладывается на обнаженную грудь и живот матери. С этого начинается следующий этап ухода — контакт кожа к коже (ККК), который проводится в течение первых 1–2 часов жизни. Наложение одноразового зажима на пуповину проводится без отделения ребенка от матери, непосредственно на животе у матери, после того как пуповина перестанет пульсировать. Раннее пережатие пуповины проводится по показаниям (необходимость оказания неотложной помощи ребенку, риск развития конфликта по группе крови или резус–фактору). Оценка состояния ребенка врачом–неонатологом проводится непосредственно после рождения, без отделения от матери с целью исключения патологии и контроля адаптации ребенка. Взвешивание, измерение и полный врачебный осмотр могут быть проведены позже, перед переводом в отделение для новорожденных детей.

В случаях, когда контакт с матерью временно невозможен (операция кесарева сечения, необходимость проведения матери манипуляций), практикуется контакт кожа к коже с отцом (при партнерских родах). Мать с ребенком находятся в родильном зале под наблюдением акушерки в течение первого 1– 2 часов после родов.

Перевод новорожденного из родильного зала в отделение осуществляется через 2 часа после родов при условии удовлетворительного состояния матери и ребенка.

При переводе медсестра отделения для новорожденных детей сверяет сведения из истории развития новорожденного и бирки на ручках ребенка.

Уход за новорожденным ребенком в отделении для новорожденных детей (палата совместного пребывания матери и ребенка)

Температура в палате совместного пребывания поддерживается не менее 25 градусов. После перевода в послеродовую палату, медсестра отделения для новорожденных детей обучает маму всем элементам ухода зановорожденным, показывает ей, как подмывать ребенка проточной теплой водой под краном, избегая касания тела ребенка раковины умывальника. Мать сама одевает ребенка, используя домашнюю одежду (памперсы, ползуны, распашонки) либо пеленает нижнюю часть тела пеленкой.

Температура тела ребенку измеряется 2 раза в сутки электронным термометром в подмышечной впадине. Нормальной температурой тела является 36.5–37.5 градусов. Детская сестра учит термометрии мать и дальше мама сама измеряет температуру тела ребенка.

Специальной обработки глаз не требуется. При необходимости мама умывает лицо ребенка теплой проточной водой. Если глаза загрязнены, необходимо промыть их смоченной в стерильной воде салфеткой или ватным шариком от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используются отдельные ватные шарики или салфетки.

При затруднении носового дыхания проводится туалет носовых ходов. Необходимо смочить ватный шарик в стерильной воде, скрутить жгутик и аккуратно ввинчивающими движениями вворачивать в каждый носовой ход (поочередно), удаляя корочки или слизь.

Пуповинный остаток ведется открытым сухим методом.

Врач–неонатолог или детская медсестра обучают мать также уходу за пуповинным остатком и пупочной ранкой. Главное требование ухода — содержать в чистоте и сухости. Если пуповинный остаток загрязнился, его важно промыть теплой проточной водой и просушить чистой пеленкой. Пупочный остаток необходимо оставлять открытым доступу воздуха или прикрывать чистой свободной одеждой. Памперс не должен закрывать остаток пуповины до самого ее отпадения. Пуповинный остаток отпадает самостоятельно. Ребенок может быть выписан домой с неотпавшим пупочным остатком. Грудное вскармливание осуществляется по требованию ребенка, а не по режиму. Медсестра отделения для новорожденных детей обучает мать правилам грудного вскармливания, объясняет ей признаки правильного прикладывания и расположения ребенка у груди, оценивает правильность прикладывания и эффективность сосания. При необходимости проводит повторное обучение матери. Если у женщины есть затруднения в осуществлении грудного вскармливания и уходе за новорожденным, детская медсестра консультирует ее и оказывает практическую помощь.

Врач–неонатолог и детская медсестра ежедневно проводят осмотр пуповинного остатка, пупочной ранки, кожных покровов и слизистых на наличие гнойно–воспалительных заболеваний.

Источник

Как одевать новорожденного дома?

Содержание:

Итак, пришел тот самый долгожданный день. Вы выписались из роддома и приехали с новорожденным ребенком к себе домой. И тут-то вас и подстерегли опасности в виде большого количества вопросов. Как накормить новорожденного? Как сделать так, чтобы ему было уютно и комфортно? Во что лучше одевать новорожденного дома?

Прежде всего, следует сказать несколько слов о терморегуляции новорожденного. Почему так важно понять, как надо одевать новорожденного дома? Все потому, что если вы его оденете слишком тепло, то новорожденному будет жарко и некомфортно. А если вы оденете ребенка холодно, то он замерзнет и заболеет. Примерно до 3х лет маленький ребенок еще не может самостоятельно регулировать температуру своего тела. Соответственно этим — терморегуляцией — за ребенка занимается мама при помощи правильной одежды и правильной температуры воздуха в комнате новорожденного.

Какая правильная температура воздуха в комнате новорожденного?

Вне зависимости от того, какая погода на улице, в комнате новорожденного ребенка температура воздуха должна быть от 18 до 22 градусов. Не больше и не меньше. Для того чтобы поддерживать температуру воздуха в комнате новорожденного на постоянном уровне, вам необходимо будет приобрести термометр. С его помощью вы всегда будете знать, какова температура воздуха в комнате вашего новорожденного ребенка. И, конечно же, имеет смысл подготовить комнату, в которой будет жить новорожденный, заранее, еще до выписки мамы и ребенка из роддома. Как подготовить? Хорошо было бы установить в комнате новорожденного ребенка сплит-систему для регуляции температуры воздуха (тогда вам и термометр не понадобится), и поставить качественные стеклопакеты, которые помогут поддерживать температуру воздуха в комнате новорожденного ребенка в зимнее время.

Как одевать новорожденного зимой дома?

Почему-то особенно новоиспеченные мамочки пугаются зимнего времени года. Они не могут понять, как же следует одевать их новорожденного ребенка дома, когда за окном зима? Все довольно просто. Необходимо проверить, какова температура воздуха в комнате новорожденного ребенка. Температура должна быть в пределах 18 — 22 градусов. При такой температуре на новорожденного ребенка можно надеть подгузник, фланелевую рубашечку с шовчиками наружу и завязочками-застежечками спереди и хлопковые штанишки. Следует сразу сказать, что вся одежда новорожденного ребенка должна быть только из натуральных материалов и из исключительно комфортной, мягкой и нежной ткани. На голову ребенку можно надеть шапочку или чепчик. Кстати, у большого количества женщин этот вопрос — надевать ли шапочку или чепчик новорожденному дома, нужно или не нужно надевать шапочку или чепчик новорожденному дома — возникает с завидной регулярностью. Здесь все сильно зависит от предпочтений самой мамы. Если ей хочется надеть ребенку шапочку или чепчик дома — наденьте. Если считаете, что в этом никакой необходимости нет, то не надевайте. Четких правил и указаний по шапочкам и чепчикам для новорожденных дома нет. Однако если вы соберетесь гулять на улицу, то здесь ответ будет однозначен. Надевать.

Как одевать новорожденного летом дома?

Летом температура воздуха в комнате новорожденного часто поднимается выше положенных 22 градусов. Это естественно. На улице жарко, соответственно, жара заходит и в комнату новорожденного ребенка. Старайтесь не включать кондиционер в комнате новорожденного ребенка. Понятно ваше желание остудить воздух. Ведь он должен быть не выше 22 градусов. Однако если под кондиционером ребенок простудится, это будет еще хуже, чем перегрев и потничка. Поэтому из двух зол лучше выбрать меньшее. Но ведь совсем необязательно, что ребенок перегреется. Очень сильно организм новорожденного ребенка зависит от того, что же на нем надето. При повышенной температуре новорожденного вообще не надо одевать. Пусть лежит голенький. Даже подгузник с ребенка лучше снять. Такая процедура называется — прием воздушных и солнечных ванн. Для новорожденного ребенка эта процедура очень полезна. Это и закаливание маленького организма, и проветривание кожи всего тела ребенка, и получение витамина D, который жизненно необходим малышу для усвоения кальция, правильного развития костей и профилактики рахита. Не бойтесь, разденьте новорожденного. Ему будет комфортно и приятно.

После принятия воздушных ванн оденьте ребенка во что-то очень легкое и мягкое, такое, чтобы тело малыша дышало, и чтобы ему не было жарко.

Источник

Нужно ли пеленать младенца, техники и способы

Содержание:

Пеленать или не пеленать — этот вопрос неизбежно появляется у каждой женщины, которая скоро станет мамой. И часто с разных сторон звучат совершенно противоположные рекомендации.

Почему вокруг пеленания столько споров?

Идея пеленания ребенка стара как мир. С древних времен мамы закутывали своих детей в кусок ткани, который служил одновременно одеждой и подгузником. Главным и абсолютно обезоруживающим аргументом в пользу метода была его практичность: пеленки недорого стоят, защищают малыша от холода и несложно стираются.

Историческая справка

Одноразовые подгузники появились в магазинах США только в 1950-х годах. Им понадобилась еще пара десятилетий, чтобы завоевать мир, и лишь в 1990-х, с приходом западных компаний на российский рынок, они стали популярны в нашей стране. Причина жарких споров вокруг пеленания малышей в том, что по историческим меркам эта общественная дискуссия началась буквально вчера.

Сегодня мир молодых родителей разделился на два лагеря. Сторонники системы пеленания приводят новые доводы в пользу сохранения традиций, противники считают этот метод устаревшим. Так нужно ли пеленать новорожденного ребенка? Кто прав — консерваторы или новаторы? Давайте рассмотрим аргументы обеих сторон.

Тугое пеленание

Эта техника — самая традиционная. Малыша заматывают в пеленку как в кокон, полностью обездвиживая его ручки и ножки. Иногда при тугом пеленании ребенка укутывают с головой, т.е. из ткани формируется еще и плотно сидящий «капюшон», а открытым остается лишь личико крохи.

Сторонники метода утверждают, что это «естественное» пеленание, как бы моделирующее стесненные условия, в которых малыш находился последние недели перед родами.

Однако риски для здоровья ребенка при тугом пеленании значительные. Плотно закутанный ребенок потеет и перегревается. У него ухудшается кровообращение и отсутствует двигательная активность, что замедляет развитие мышц.

Тугое пеленание новорожденного имеет следующие плюсы и минусы:

Улучшает сон малыша: он не может пошевелиться или случайно перевернуться, не будит себя рефлекторными вздрагиваниями ручек и ножек во сне.

Ребенок вынужден находиться в неестественной позе.

Есть риск нарушения дыхания.

Существует вероятность перегрева.

Младенец лишен возможности познавать окружающий мир с помощью осязания.

Замедляется развитие мышц.

Если ребенок родился с дисплазией тазобедренного сустава, патология усугубляется.

Чтобы закончить с темой тугого пеленания грудничка, разберем еще два аргумента его сторонников. Мы не включили их в таблицу, потому что это не плюсы, а обычные заблуждения.

Миф: тугое пеленание помогает при коликах. На самом деле: пеленание новорожденного ребенка может помочь справиться с коликами, но далеко не факт, что оно будет эффективно именно для вашего малыша.

Колики — очень странное явление: это приступы плача у младенцев, причину которых медикам пока не удалось выяснить. Однако большинство специалистов склонны считать, что эти приступы связаны с болезненными ощущениями в процессе созревания желудочно-кишечного тракта.

Пеленание новорожденного не является гарантированной техникой избавления от колик. Чтобы успокоить малыша, специалисты предлагают целый ряд методов, и родителям рекомендуется пробовать их по очереди, пока какой-то не поможет, или колики не пройдут сами по себе.

Миф: без тугого пеленания ноги малыша будут кривыми. На самом деле: наоборот, тугое пеленание в значительной степени способствует развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Если предыдущий миф просто скрывает часть правды, этот — вредное и опасное заблуждение на все сто процентов.

Многие дети в нашей стране страдают рахитом — расстройством образования костей. По данным Союза педиатров России, это заболевание выявляется более чем у половины детей первого года жизни. Ключевой причиной рахита является нехватка витамина D. Есть и дополнительные факторы, способствующие его развитию, среди них — неестественная нагрузка на кости и низкая мышечная активность. Именно то, к чему приводит пеленание ног!

Другое распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у младенцев — дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих бедра. Гуляющая в народе «мудрость» рекомендует для лечения этого состояния начинать жесткое пеленание сразу после родов. Однако все наоборот: фиксированное, закрытое положение ножек малыша только усугубляет дисплазию! Для успешного лечения вывихов необходимо, чтобы ноги ребенка находились в естественном, разведенном состоянии.

Мы назвали этот метод традиционным? Пожалуй, более правильное слово для него — архаичный. Вред тугого пеленания научно доказан, а польза весьма сомнительна.

Есть ли другие способы пеленания новорожденного?

Широкое пеленание ребенка

Техника оставляет малышу некоторый простор для движений. Ножки малыша при заматывании не выпрямляют, а ручки стараются не фиксировать плотно. В итоге из пеленки формируется что-то наподобие спального мешка, внутри которого кроха может шевелиться. К открытым способам пеленания относят и метод, при котором ручки малыша остаются снаружи, и их движения ничем не ограничены — этот способ называется «пеленание без ручек».

Если сторонников тугого пеленания новорожденного среди педиатров вы вряд ли найдете, то свободное считается допустимым.

Благодаря пеленанию малыш крепче спит.

Использование пеленок в первые месяцы жизни позволяет не покупать детскую одежду, из которой малыш все равно быстро вырастет.

Некоторым родителям психологически проще брать на руки спеленатого ребенка.

Даже свободное пеленание может привести к ухудшению кровоснабжения.

Завернутый в пеленку (а особенно в одеяло) малыш может перегреться.

Ребенок лишен тактильных ощущений и ограничен в возможности познавать окружающий мир.

Новорожденному надо несколько раз в сутки менять подгузники. И каждый раз пеленать заново.

Кроме тугого, есть свободное и широкое — более прогрессивные техники. Давайте разберем эти методики и взвесим все «за» и «против».

Свободное пеленание ребенка

Эту технику можно назвать лечебной процедурой. Рекомендуется при дисплазии тазобедренного сустава и состоит в фиксации ножек малыша в разведенном состоянии, для чего используются специальные трусики, подушка или несколько пеленок. Широкое пеленание можно практиковать даже без назначения врача. Как показывает практика африканских стран, в которых мамы приматывают новорожденных с разведенными ножками к своей спине, а также азиатского региона, где младенцев традиционно носят на боку, эта техника вполне безопасна.

А что, если правильное пеленание младенца — это отсутствие пеленания?

Отказываться от пеленания в пользу боди, ползунков и слипов мамы стали сравнительно недавно. Тем не менее, такой подход достаточно распространен, и даже в некоторых роддомах пеленание больше не практикуется.

Легко менять подгузники.

Малышу доступны тактильные ощущения, что способствует его развитию.

Если ребенок родился с легкой формой дисплазии, в первый месяц жизни происходит самопроизвольное вправление сустава, не требующее какого-либо участия специалистов.

Кроха может просыпаться от самопроизвольных движений ручками, трогать комариные укусы, опрелости, другие повреждения кожи и расчесывать их.

В период быстрого роста родителям придется постоянно покупать малышу новую одежду.

Что в итоге — надо ли пеленать новорожденного ребенка или нет?

Мы не можем сказать точно. Многие мамы отказываются от пеленания, и их поддерживают специалисты во всем мире. Однако при свободном пеленании детей аргументы «за» и «против» не ограничиваются одними лишь медицинскими доводами. Среди них есть и экономические (не надо покупать одежду) и психологические (иногда родители боятся не справиться с вертким младенцем и навредить ему). Что касается широкой техники, ее часто практикуют слингомамы, потому что многие методы ношения младенца в слинге естественным образом подразумевают позу с разведенными ножками.

Нужно ли пеленать новорожденного ребенка на ночь или в течение всего дня? Каждая молодая семья должна решить для себя этот вопрос самостоятельно. Единственное, на чем мы, вместе со всей медицинской наукой, настаиваем — не используйте тугой способ. Не слушайте тех, кто агитирует за этот метод, даже если это ваши близкие люди!

Источник

Реанимация и интенсивная терапия новорожденных с асфиксией

Общепринятого определения асфиксии новорожденного пока не существует. Наиболее информативной и объективной представляется дефиниция асфиксии, представленная Н. П. Шабаловым и соавторами (2003). Они считают асфиксией новорожденного синдром, характеризующ

Общепринятого определения асфиксии новорожденного пока не существует. Наиболее информативной и объективной представляется дефиниция асфиксии, представленная Н. П. Шабаловым и соавторами (2003). Они считают асфиксией новорожденного синдром, характеризующийся отсутствием эффективности газообмена в легких сразу после рождения, неспособность самостоятельно дышать при наличии сердцебиений и (или) других признаков живорожденности (спонтанное движение мышц, пульсация пуповины).

зачем новорожденному одевают шапочку сразу после рождения. 080 0. зачем новорожденному одевают шапочку сразу после рождения фото. зачем новорожденному одевают шапочку сразу после рождения-080 0. картинка зачем новорожденному одевают шапочку сразу после рождения. картинка 080 0.

До середины 1980-х гг. основным критерием диагностики асфиксии была оценка по шкале Апгар, что нашло отражение в Международной классификации болезней 9-го пересмотра (1975). Однако в 1986 г. Американская академия педиатрии и Американский колледж акушеров и гинекологов на основании многочисленных катамнестических исследований пришли к заключению о том, что баллы по шкале Апгар через 1 и 5 мин после рождения слабо коррелируют как с причиной данного состояния, так и с прогнозом и сами по себе не должны рассматриваться как показатели проявления или последствия асфиксии.

В то же время при состоянии с низкой оценкой по шкале Апгар (0–3 балла), сохраняющемся в течение 15 мин, детский церебральный паралич наблюдается у 10%, а в течение 20 мин — у 60% пациентов.

Несмотря на критическое отношение к шкале Апгар и вопреки мнению о том, что она не должна рассматриваться в качестве критерия диагностики и степени тяжести асфиксии в родах (Н. П. Шабалов и соавт., 2003), целесообразо обратиться непосредственно к Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1993).

Рубрика Р 21. Асфиксия при родах

Примечание. Эту рубрику не следует использовать при низких показателях по шкале Апгар без упоминания об асфиксии и других дыхательных расстройствах.

Р 21.0. Тяжелая асфиксия при рождении.

Пульс при рождении менее 100 уд./мин, замедляющийся или устойчивый, дыхание отсутствует или затруднено, кожа бледная, мышцы атоничны. Асфиксия с оценкой по шкале Апгар 0–3 балла через минуту после рождения. Белая асфиксия.

Р 21.1. Средняя и умеренная асфиксия при рождении.

Нормальное дыхание в течение первой минуты после рождения не установилось, но частота сердцебиений составляет 100 уд./мин или более, незначительный мышечный тонус, незначительный ответ на раздражение.

Оценка по шкале Апгар 4–7 баллов через минуту после рождения. Синяя асфиксия.

Различают также острую асфиксию, являющуюся проявлением интранатальной гипоксии, и асфиксию, развившуюся на фоне хронической внутриутробной антенатальной гипоксии.

Частота встречаемости асфиксии новорожденных, по данным различных авторов, колеблется в весьма широких пределах, что, очевидно, связано с отсутствием общепринятой дефиниции. Так, Саrter и соавторы (1993) полагают, что частота асфиксии составляет 1–1,5%. Еще в 10–15% случаев низкая оценка по шкале Апгар оказывается обусловлена кардиореспираторной депрессией. В сумме названные состояния составляют до 16,5%. Примерно такие же показатели за 2003 г. опубликованы Министерством здравоохранения и социального развития РФ. При этом летальность от асфиксии среди доношенных детей составляет 0,2%, а среди недоношенных — 1,16%.

По данным С. Г. Эзутаган (1999), частота перинатальной асфиксии у недоношенных детей составляет 30%, а у доношенных новорожденных — 20%.

Н. Н. Володин и С. О. Рогаткин (2004) сообщают, что ежегодно в мире рождаются в состоянии асфиксии 4 млн детей: 840 тыс. из них умирают, еще столько же в дальнейшем страдают от стойких нарушений функциональной деятельности центральной нервной системы.

Выделяют пять главных причин асфиксии новорожденного.

Гипоксемия, гиперкапния и связанный с ними ацидоз являются ведущими звеньями патогенеза асфиксии. Они активируют гемодинамическое перераспределение объемов крови, секрецию гормонов стрессового типа, продукцию цитокинов, молекул адгезии и факторов роста, каскадную систему плазменных протеаз. Эти же факторы после реоксигенации активируют перекисное окисление липидов клеточных мембран с образованием метаболитов арахидоновой кислоты (простагландинов и лейкотриенов) и повышением содержания клеточных метаболитов (аденозина, оксида азота, эндотелина и др.).

Напряжение кислорода в крови ниже 40 мм рт. ст. включает так называемый «ишемический рефлекс», хеморецепторный механизм которого приводит к возбуждению одновременно вазомоторного и дыхательного центров, централизации кровообращения, т. е. ишемии кожи, легких, почек, печени, желудочно-кишечного тракта, ради обеспечения жизненно важных органов (сердца, мозга, диафрагмы, надпочечников).

В процессе централизации кровообращения, кроме адреналина и норадреналина, участвуют ангиотензин II и вазопрессин.

Высокое сопротивление сосудов малого круга, поддерживаемое гипоксемией и гиперкапнией, является причиной легочной гипертензии и шунтирования крови, дыхательной недостаточности, а также перегрузки правых отделов сердца давлением, а левых отделов — объемом.

Отрицательным эффектом гипоксемии, гиперкапнии и централизации кровообращения является накопление недоокисленных продуктов и тяжелый смешанный ацидоз. Компенсаторная активация анаэробного гликолиза с накоплением лактата еще больше усиливает ацидоз. Последний крайне отрицательно влияет на системную гемодинамику, микроциркуляцию, гемореологию, водно-электролитный баланс, обменные процессы.

Нарастание гипоксии и смешанного ацидоза вызывает раскрытие прекапиллярных сфинктеров, децентрализацию кровообращения с падением артериального давления, т. е. гемодинамический коллапс, снижающий тканевую перфузию в жизненно важных органах.

В сосудах ишемизированных тканей активизируются тромбоциты, эндотелиоциты, моноциты, что приводит к активации каскада плазменных протеаз, а также освобождению клеточных ферментов, про- и антикоагулянтов, метаболитов арахидоновой кислоты, активных форм кислорода и оксида азота, которые причастны к повреждению функции органов.

Активация тромбиновой, фибринолитической, кининовой и системы комплемента ведет к эндотоксикозу продуктами протеолиза и наряду с ацидозом — к повреждению мембран клеток, митохондрий, лизосом, гематоэнцефалического барьера, повышению сосудистой проницаемости, падению сосудистого тонуса, деструкции клеток, отеку интерстициального пространства, сладж-феномену, запуску внутрисосудистого свертывания, тромбозу, блокаде микроциркуляции, дистрофическим процессам, в конечном счете — к полиорганной недостаточности.

Клинические признаки и симптомы

При асфиксии средней тяжести ребенок рождается с апноэ или с единичными гаспами, с частотой сердцебиений 90–160 уд./мин, со сниженным мышечным тонусом и рефлекторным ответом на назофарингеальный катетер, с выраженным цианозом (синяя асфиксия). Общее состояние оценивается как тяжелое или средней тяжести. В первые минуты жизни ребенок вял, быстро охлаждается. Слабо реагирует на осмотр и раздражения. Спонтанная двигательная активность низкая. Физиологические рефлексы угнетены. При аускультации сердца часто выявляют тахикардию, приглушенность тонов, акцент II тона над легочной артерией. Дыхание нередко с участием вспомогательной мускулатуры, аускультации — ослабленное, с обилием сухих и разнокалиберных влажных хрипов.

Нередко уже в первые часы жизни появляются гипервозбудимость, крупноразмашистый тремор рук, гиперстезия, спонтанный рефлекс Моро, кратковременные судороги. В то же время у некоторых пациентов нарастают клинические признаки угнетения центральной нервной системы. Динамика мышечного тонуса, физиологические рефлексы, признаки угнетения или повышенной возбудимости нервной системы весьма индивидуальны и во многом зависят от адекватности оказания помощи.

Тяжелая асфиксия характеризуется наличием при рождении признаков II или III стадии шока: дыхание отсутствует или наблюдаются неэффективные гаспы, пульс менее 100 уд./мин, кожные покровы очень бледные (белая асфиксия), мышцы атоничны, реакция на назофарингеальный катетер отсутствует, симптом «белого пятна» более 3 с, артериальная гипотония.

Общее состояние оценивается как тяжелое или крайне тяжелое.

В первые часы и дни жизни клиническая картина обусловлена полиорганной недостаточностью. Со стороны центральной нервной системы: гипоксически-ишемическая энцефалопатия, отек мозга, внутричерепные кровоизлияния, судороги.

Со стороны легких: синдром аспирации меконием, легочная гипертензия, синдром дыхательных расстройств II типа.

Со стороны сердечно-сосудистой системы: шок, гипотензия, полицитемия, гиперволемия или гиповолемия, патологическое шунтирование крови, трикуспидальная недостаточность, ишемические некрозы эндокарда/миокарда.

Со стороны выделительной системы: олигурия, острая почечная недостаточность с тромбозами сосудов почек или без них.

Со стороны желудочно-кишечного тракта: функциональная непроходимость, рвота, срыгивания, печеночные дисфункции, некротизирующий энтероколит.

Со стороны эндокринной системы: транзиторная недостаточность симпато-адреналовой системы, щитовидной железы, надпочечников.

Все это сопровождается нарушениями гомеостаза (декомпенсированный ацидоз, гипогликемия, гипокальциемия, гипоантриемия, гипомагниемия) и гемостаза (тромбоцитопения, ДВС-синдром).

Вторичный иммунодефицит, сопровождающий полиорганную недостаточность, способствует активации и генерализации внутриутробных инфекций, а также развитию госпитальных инфекций.

Диагностика и рекомендуемые клинические исследования

Критериями тяжелой асфиксии являются:

Важными критериями тяжести асфиксии являются ответ на адекватную терапию, а также течение и исход патологии в раннем неонатальном периоде, отражающие выраженность повреждения витальных функций. Следовательно, окончательно тяжесть асфиксии диагностируют не сразу после родов, а по окончании раннего неонатального периода.

Необходимый объем исследований:

В оптимальном варианте — допплерографическое определение центральной и церебральной гемодинамики.

С учетом необходимости проведения дифференциального диагноза с тяжелыми инфекционными заболеваниями показано микробиологическое, вирусологическое исследование.

Дифференциальный диагноз в первую очередь необходимо проводить со следующими состояниями:

Общие принципы лечения

Проведение реанимационных мероприятий при асфиксии новорожденных регламентируется приказом министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденному в родильном зале» (1995 г.).

При оказании реанимационной помощи новорожденному необходимо строго соблюдать следующую последовательность действий:

Лекарственные средства (ЛС) при первичной реанимации назначаются при отсутствии сердцебиения и в тех случаях, когда несмотря на искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) 100% кислородом и непрямой массаж сердца, проведенные в течение 30 с, у ребенка сохраняется брадикардия ниже 80 уд./мин.

Используются следующие ЛС: раствор адреналина гидрохлорида, препараты, восполняющие объем циркулирующей жидкости (раствор альбумина 5%, изотонический раствор натрия хлорида, раствор рингера), раствор гидрокарбоната натрия 4%.

Адреналина гидрохлорид является синтетическим аналогом адреналина надпочечников. Обладает адренопозитивным действием, оказывая стимулирующее влияние на α- и β-адренорецепторы. Инотропное кардиотоническое действие адреналина связано с воздействием на β1-адренорецепторы, локализующиеся в миокарде. Это ведет к повышению силы и частоты сердечных сокращений. Наряду с этим адреналин, воздействуя на α-адренорецепторы, повышает периферическое сосудистое сопротивление и артериальное давление крови, тем самым увеличивая коронарный кровоток и кровоснабжение миокарда.

Бронхорасширяющее действие адреналина обусловлено воздействием на β2-адренорецепторы.

Адреналин вводится новорожденным в разведении 1:10 000 в объеме 0,1–0,3 мл/кг массы тела (0,01–0,03 мг/кг) внутривенно или эндотрахеально. При введении через эндотрахеальную трубку требуется дополнительное разведение физиологическим раствором (1:1). Внутривенно адреналин вводится струйно.

В результате должно наблюдаться увеличение частоты сердечных сокращений до 100 уд./мин и выше через 30 с после введения ЛС. Если частота сердечных сокращений остается менее 100 уд./мин, следует повторить введение адреналина. При отсутствии эффекта и признаков общей кровопотери или гиповолемии необходимо ввести восполнители объема циркулирующей крови.

Показаниями к восполнению объема циркулирующей крови служат кровопотеря и гиповолемия. При этом наблюдаются следующие симптомы:

Восполнители объема циркулирующей крови (изотонический раствор натрия хлорида, раствор альбумина 5%, раствор рингера) вводятся новорожденным при первичной реанимации в вену пуповины из расчета 10 мл/кг массы тела в течение 5–10 мин.

Показания к применению гидрокарбоната натрия:

Используется 4% раствор гидрокарбоната натрия, содержащий 0,5 мэкв/мл. Назначается в дозе 2 мэкв (4 мл 4% раствора) на кг массы тела. Вводится в вену пуповины на фоне ИВЛ со скоростью не выше 1 мэкв /кг/мин.

Ожидаемый эффект: увеличение частоты сердечных сокращений до 100 и более ударов в минуту на фоне уменьшения метаболического ацидоза.

Положительный эффект от реанимационных мероприятий — в течение первых 20 мин после рождения восстанавливаются адекватное дыхание, нормальные частота сердечных сокращений и цвет кожных покровов — служит основанием к прекращению ИВЛ и непрямого массажа сердца. Однако реанимация в родильном зале является лишь первым этапом оказания помощи детям, родившимся c асфиксией.

Дальнейшее наблюдение и лечение новорожденных, перенесших асфиксию, в том числе и детей, у которых не восстановилось адекватное дыхание, наблюдаются судороги, центральный цианоз, проводится в отделении интенсивной терапии.

При внутривенном введении раствора гидрокарбоната натрия на фоне неадекватной вентиляции возможно усиление ацидоза, а избыточное введение этого ЛС ведет к гипернатриемии и риску развития внутрижелудочковых кровоизлияний.

Эффективная сердечно-легочная реанимация при асфиксии является главным фактором, улучшающим прогноз. При средней и умеренной асфиксии прогноз, как правило, благоприятный. При тяжелой асфиксии персистирующая низкая оценка по шкале Апгар (0–3 балла) на 10, 15 и 20-й минутах достаточно тесно коррелирует с неблагоприятным исходом и указывает на повышенный риск смерти (60% — у доношенных новорожденных и 50–100 % — у детей с очень малой массой тела).

Литература

А. Г. Антонов, доктор медицинских наук, профессор
НЦАГиП РАМН, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *