зачем нам космодром восточный
Космические туннели и железо на голову или зачем нам космодром «Восточный»
Туннель в небе
Наклонение орбиты — это угол между плоскостью орбиты спутника и плоскостью экватора (для спутника Земли)
Например, для случая «Гравитации» картинка будет такая:
И тот факт, что плоскости орбит совсем не совпадают — это еще не беда. Настоящая беда в том, что для низкой круговой орбиты (а «Хаббл», МКС, «Тяньгун» и масса прочих спутников — это низкая круговая орбита) изменение наклонения очень дорого. Чтобы «повернуть» орбиту на 45° нам придется изменить свою скорость примерно на 8 км/с, столько же, сколько нам понадобилось для выхода на орбиту. А изменение скорости — это трата топлива и сброс ступеней. То есть, если ракета массой 300 тонн выводит на орбиту 7 тонн, то после изменения наклонения на 45° останется всего 150 килограмм. Фактически, каждый орбитальный аппарат летит внутри невидимого туннеля, диаметр которого зависит от его способности изменять свою скорость. Поэтому при запуске спутников их стараются вывести сразу на нужное наклонение.
Проторенные дороги
А какое наклонение используется для существующих орбитальных аппаратов? На орбите Земли сейчас много спутников:
Если приглядеться, то видно, что на каких-то орбитах спутников больше. Вот картина, показывающая движение спутников относительно Земли:
Геостационарная орбита (зеленый). Это круговая орбита с высотой 36 000 км и наклонением 0°. Спутник на ней находится над одной точкой земной поверхности, поэтому на картинке правильная геостационарная орбита обозначена зеленой точкой. Зеленые петли — это неисправные спутники или такие, у которых закончилось топливо. Геостационарная орбита находится под возмущающим воздействием Луны, и нужно тратить топливо просто для того, чтобы оставаться на месте. На этой орбите обитают телекоммуникационные спутники, которые приносят прибыль, поэтому свободные места на ней найти уже трудно.
Орбиты ГЛОНАС/GPS (синий и красный). Эти орбиты имеют высоту примерно 20 000 километров и наклонение в районе 60°. Как ясно из названия, на них находятся навигационные спутники.
Полярные орбиты (желтый). Эти орбиты имеют наклонение в районе 90° и высоту обычно не больше 1000 км. В этом случае спутник будет пролетать над полюсами каждый оборот и будет видеть всю территорию Земли. Отдельным подвидом таких орбит являются солнечно-синхронные орбиты с высотой 600-800 км и наклонением 98°, на которых спутники пролетают над разными участками Земли примерно в одно и то же местное время. Эти орбиты востребованы для метеорологических, картографических и разведывательных спутников.
Кроме этого, надо отметить орбиту МКС с высотой 450 км и наклонением 51,6°.
Бессердечная география
Начальное наклонение орбиты не может быть меньше широты космодрома.
Почему так? Все становится понятней, если нарисовать траекторию спутника на карте Земли:
Если мы, стартовав с Байконура, начнем разгоняться на восток, то получится орбита с наклонением широты Байконура, 45° (красная). Если мы начнем разгоняться на северо-восток, то самая северная точка орбиты будет севернее Байконура, то есть наклонение будет больше (желтая). Если мы попробуем схитрить и начнем разгоняться на юго-восток, то получившаяся орбита все равно будет иметь самую северную точку севернее Байконура и, опять же, большее наклонение (синяя).
А вот такая орбита невозможна физически, потому что не проходит через центр масс Земли. Точнее, она невозможна для полета с выключенным двигателем. Вы сможете какое-то время находиться на такой орбите с включенным двигателем, но топливо кончится очень быстро.
Таким образом, если мы хотим запускать спутники на геостационарную орбиту не с экватора, нам надо каким-то образом обнулять наклонение орбиты, расходуя топливо. Именно эти расходы и объясняют, почему одна и та же ракета «Союз-2.1а» успешно выводит спутники на геостационарную орбиту с космодрома Куру около экватора, но не используется для этих задач с Байконура.
Россия — северная страна. И если на полярные орбиты и орбиты ГЛОНАСС можно спокойно запускать спутники с Плесецка, который расположен на широте 63°, то для геостационарной орбиты чем южнее расположен космодром, тем лучше. И тут вступает в силу вторая проблема — не любая территория подходит для космодрома.
Ступенью по кумполу
Все современные ракеты при запуске спутника сбрасывают отработанные ступени и головные обтекатели, которые падают на Землю. Если место падения находится в другой стране — приходится договариваться с этой страной по каждому пуску. Поэтому, например, минимальное наклонение космодрома Байконур не 45°, а 51°, потому что иначе вторая ступень будет падать в Китай:
А по месту падения первой ступени приходится договариваться с Казахстаном и платить за использование этих районов. Иногда возникают проблемы, и запуск спутников откладывается. Районы падения приходится отчуждать немаленькие:
И в европейской части России хороших мест для космодрома нет. Я поигрался с картами, на Кавказе можно извернуться и пытаться запускать из района Моздока, но и тогда придется стараться, чтобы вторые ступени не упали в Казахстан. Если запускать ракету из Крыма, то первая ступень будет падать в населенные районы около Ростова-на-Дону, а вторая ступень будет опять же норовить упасть в Казахстан. И это не учитывая проблемы с инфраструктурой в обоих вариантах. На этом фоне посмотришь на доступные наклонения для космодромов США и пожалеешь о бессердечности физики с географией.
Но ведь у нас тоже есть восточное побережье. И, если мы разместим космодром там, то можно будет найти глухие районы для падения отработанных ступеней для самых востребованных наклонений: 51,6° (на МКС и геостационарную орбиту), 64,8° (ГЛОНАСС, некоторые спутники зондирования Земли), 98° (на полярную орбиту).
Еще раз тезисно
Космодром Восточный даст нам возможность запускать полезные нагрузки на геостационарную орбиту и к МКС без необходимости согласования этих запусков с другими странами и выплат им за использование районов отчуждения. Он расположен в южной части страны и обеспечивает начальное наклонение орбиты не хуже Байконура. Стартовый комплекс для новой ракеты-носителя «Ангара» нерационально строить на Байконуре (еще раз, согласование пусков и районы падения), но с Восточного она обеспечит не меньшую грузоподъемность.
Приятная мелочь: новый стартовый комплекс с башней обслуживания, как в Куру, позволит запускать западные полезные нагрузки, которые должны устанавливаться на ракету-носитель в вертикальном положении.
Бонусом также идут развитие инфраструктуры, толчок к развитию территории, наукоград и прочее.
UPD: инфографика вышла. Жаль, не успели перерисовать размещение спутников. Очень кратко все-таки постарались объяснить то, что здесь написано. На мой взгляд получилось симпатично.
«Восточный» тупик: почему такой космодром нам не нужен
Космодром «Восточный» все более превращается в дорогой памятник современной российской коррупции и «распила» бюджетных средств. Запланированный, как символ независимого доступа нашей страны в космос и «сокращения расходов на Байконур», он оброс уже почти полутора сотнями уголовных дел, размер хищений государственных денег исчисляется миллиардами.
По словам Дмитрия Рогозина, сейчас его достроить мешают «дожди», которые «заливают котлованы». А компания Crocus Group известного бизнесмена Араза Агаларова согласна участвовать в проекте только, если тот будет пересчитан в большую сторону. Поневоле задаешься вопросом, а нужен ли России этот космодром в таком виде?
По замыслу властей, «Восточный» должен стать российскими воротами в космос, откуда будут осуществляться все запуски, стартуют лунные и иные миссии. Напомним, аренда »Байконура» у Казахстана, которому тот достался после развала СССР, обходится свыше 100 миллионов долларов в год. Учитывая политические риски на постсоветском пространстве, диверсификация в целом представляется разумной. Все претензии можно высказывать только к форме реализации проекта.
Указ о начале строительства был дан еще в «тучные двухтысячные» президентом Путиным. Бюджет проекта оценивался в 300 миллиардов рублей. Проектирование началось в 2010-м, а первый стартовый комплекс сдан в 2016 году, на что было потрачено 84 миллиарда рублей. Официально признанный ущерб от нарушений при строительстве оценивается в 10 миллиардов. При этом обилии бюджетных средств подрядчики умудрились довести своих работников до голодовки и забастовки из-за задержки выплаты зарплаты, что в свое время вызвало большой скандал.
Ладно, коррупция и хищения, этим особо никого в нашей стране не удивишь, привыкли. Но глава «Роскосмоса» сам дал повод усомниться в верности выбора места для космодрома. Дмитрий Рогозин объяснил сильными дождями то, почему «Восточный» никак не успевают достроить:
Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев заочно так отвечает топ-менеджеру государственной корпорации:
Вероятнее всего, проблема не столько в дождях и изменении климата, сколько в «танцорах», которым постоянно что-то мешает. «Восточный» с самого начала строился под началом Рогозина, теперь же он попрекает «силы небесные».
Однако и вправду есть вопросы к месту расположения самого космодрома. Напомним, оно выбиралось из трех вариантов. Учитывались такие факторы, как малонаселенность прилегающих территорий, близость железнодорожных магистралей и аэродромов. И здесь не все ладно, как поясняет Вадим Лукашевич, эксперт в области космонавтики:
Упомянутый Вадим Лукашевич считает, что более оптимальным вариантом был бы порт Советская гавань. Во-первых, в Комсомольске-на-Амуре можно было собирать крупногабаритные ракетные блоки и спускать их по реке. Во-вторых, это загрузило бы работой весь промышленный кластер Дальнего Востока, который сейчас простаивает без дела, например, завод Ленинского комсомола и судоремонтные предприятия.
Но сделано так, как сделано. Миллиарды бюджетных средств вкладываются и разворовываются при строительстве не самого удачного и перспективного проекта. А еще и «дожди мешают».
Восточный, дорогой и бесполезный — какая судьба ждет новый отечественный космодром
Отмечаем День космонавтики и изучаем судьбу космодрома Восточный — главного космического долгостроя: зачем он нужен, сколько денег украли при стройке и сколько лет он простоит без работы. В прошлых сериях цикла «Космос, который мы потеряли»: почему падают российские ракеты, как Россия стала главным космическим извозчиком, причины проигрыша России на арене космической пропаганды и объяснения, почему Россия не доберется до других планет
Поделиться:
В конце апреля или, может быть, чуть позже со строящегося уже четыре года нового российского космодрома Восточный будет произведен первый пуск. В небо взмоет ракета-носитель «Союз-2.1а» с тремя студенческими спутниками «Ломоносов», «Аист-2Д» и «Контакт-Наноспутник» (он же Samsat-2018). Однако вместо символа прогресса и развития отечественной космической отрасли новый космодром стал примером коррупции, хищений и недальновидных решений.
Откуда вообще взялся этот космодром и зачем он нужен?
Родовая травма
Космодром Восточный строится на Дальнем Востоке, вблизи города Циолковский, в Амурской области. Раньше на этом месте располагался военный космодром Свободный, который, в свою очередь, вырос на базе дивизии Ракетных войск стратегического назначения. Несмотря на военный статус, четыре из пяти пусков со Свободного были коммерческими и производились для иностранных компаний. В начале 2007 года Свободный, который к тому моменту уже можно было переименовать в «Пустующий», закрыли из-за низкой загрузки — пять пусков за десять лет эксплуатации.
Но, как известно, свято место пусто не бывает, и уже осенью того же года было решено строить там новый космодром. Указ о создании космодрома был подписан президентом 6 ноября 2007 года, проектирование началось лишь в 2011 году. При этом генпроектировщик — Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности (ИПРОМАШПРОМ) — был назначен без проведения положенного в таких случаях конкурса, генподрядчиком, также без конкурса, объявили «Спецстрой России».
«К сожалению, мы имеем такую историю, которая началась так, как она началась — без проектной документации, с единственными исполнителями, определенными недостатками при формировании органов управления и формировании тех коллективов, которые сейчас работают», — сказал при посещении космодрома Восточный в январе 2016 года гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров. Он пообещал, что строительство второй очереди космодрома, стартового комплекса для ракеты-носителя «Ангара», будет вестись по закону — с выбором строительной компании в ходе открытого конкурса.
Изначально на Восточном планировали создать стартовый комплекс для новой ракеты-носителя «Русь-М». Ракета должна была выводить на околоземную орбиту и к Луне новый пилотируемый корабль, который недавно получил название «Федерация». Первый беспилотный запуск ракеты «Русь-М» с Восточного собирались провести в 2015 году, а пилотируемый — в 2018 году. Но в 2011 году работы по «Руси-М» приостановили: оказалось, она во многом дублировала возможности ракеты «Ангара», разработка которой к тому моменту уже завершалась, а выделенные Роскосмосу средства «размазывались» на два проекта.
Из-за этого всю суть Восточного пришлось переосмыслить: для запуска «Федерации» решили разработать пилотируемую модификацию ракеты «Ангара-А5П», а, чтобы не возить ракету из Москвы на Дальний Восток, ее производство решили перенести в Омск, поближе к космодрому. Кроме того, чтобы успеть в сроки к декабрю 2015 года, когда по указу президента должен был произойти первый пуск, на Восточном впопыхах стали строить стартовый комплекс под ракету «Союз». Благо, тогда же специалисты завершали строительство стартового комплекса для «Союза» в Южной Америке, поэтому переделать проект под Дальний Восток не составляло особого труда. Таким образом, вместо того чтобы стать стартовой площадкой XXI века, Восточный превратился в дублера космодрома Плесецк: со стартовым комплексом для модернизированной, но все же полувековой ракеты «Союз-2», и ракеты «Ангара», разработка которой велась с 1994 года. С другой стороны, нет никаких оснований полагать, что создание ракеты «Русь-М» завершилось бы быстрее и первый запуск в любом случае не пришлось бы переносить.
Но первый запуск все равно перенесли, на апрель 2016-го — решения и концепция постоянно менялись, увеличивалось время разработки, затягивались сроки строительства. Удивительно, все понимали, что уложиться в обозначенные сроки невозможно, но рапортовали Владимиру Путину: «Все идет по плану и отставание в 100 суток будет нагнано со дня на день». Все это закончилось осенью 2015 года, когда глава государства посетил Восточный и собственными глазами увидел, что официальные доклады никак не сходятся с реальностью. И если первый запуск перенесли лишь на месяцы, то планировавшийся на 2018 год старт по пилотируемой программе сдвинулся на годы.
Согласно новым планам, в 2021 году планируется запуск «Федерации» в беспилотном варианте, а в 2023 году запуск космического корабля с экипажем. И пока есть все основания полагать, что и эти сроки не будут выполнены. Подтверждением тому служит перенос строительных работ: еще недавно речь шла о начале строительства стартового комплекса под «Ангару» в январе 2016 года, теперь стройка перенесена на 2017 год. А ведь когда-то военные строители могли возвести космодром в чистом поле за пару лет. Первый стартовый комплекс для ракеты Р-7 — знаменитой «Семерки» Сергея Королева — начали строить на Байконуре в 1955 году, а уже в 1957 году там состоялись первые пуски.
Фото: Илья Питалев/РИА Новости; NASA
Миллиард украденных рублей
Сейчас на Восточном идут комплексные испытания — проверяют все, что можно проверить. При этом не все строительные работы еще завершены, хотя это и не так заметно: если еще полгода-год назад вся территория стартового комплекса была уставлена вагончиками строителей, сейчас их остались лишь десятки, да и то спрятанные от официальных делегаций на задних дворах корпусов космодрома. Еще в январе, например, рельсы, ведущие к стартовому комплексу, по которым повезут ракету к запуску, лежали незакрепленными. Роскосмос признает, что строители не успели выполнить в прошлом году работ на сумму в 9 миллиардов рублей, поэтому работы пришлось перенести на этот год.
При этом любая стройка в России, будь то мост или Олимпиада, сразу обрастает слухами, а затем данными о хищениях. Восточный в этом плане главный — если в поиске Google или Yandex набрать слово «хищения», поисковые системы предложат дополнить фразу словами «на космодроме Восточный». По данным Следственного комитета, сумма незаконно израсходованных бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный составляла порядка 5 млрд рублей. Как считает глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, это только половина украденной суммы. «Процесс расследования еще не завершен, и мы полагаем, что сумма будет удваиваться», — сказал он.
Генпрокуратура, в свою очередь, расследует 35 уголовных дел, связанных с нарушениями при строительстве космодрома. А в полиции Амурской области расследуют семь уголовных дел по фактам хищений общей суммой свыше 1,5 млрд рублей. Каждый пытается ухватить свой кусок: если проектировщиков стартового комплекса из 31-го института Минобороны обвиняют в хищении 14 млн рублей, то ведущий инженер космодрома попался на взятке всего в 50 тысяч рублей. Никакие камеры, даже если они ведут круглосуточную трансляцию в кабинет вице-премьера Дмитрия Рогозина, назначенного в прошлом сентябре лично ответственным за возведение космодрома, не помогут бороться с коррупцией, проникшей на все уровни затянувшейся стройки.
При этом тот же Дмитрий Рогозин рассчитывает через суд вернуть украденные деньги. «Я надеюсь, зная глубоко суть этих уголовных дел, что часть средств можно будет вернуть обратно в бюджет самого космодрома. Я имею в виду бюджет стройки, федеральный бюджет», — сказал он. «Спецстроем России» в суд подано 31 исковое заявление на сумму более 4 млрд руб. Половину исков суд удовлетворил.
В нашей стране мало кого удивит ситуация, когда бригада строителей при ремонте квартиры в новостройке продает часть стройматериалов соседям, а бригадир просит на строительном рынке пробить ему чек с завышенной суммой, чтобы положить разницу в карман. Строительство космодрома Восточный отличается лишь размахом.
Нужен ли Восточный?
Вопрос строительства собственного космодрома при наличии Байконура — абсолютно политический. Долго ли продлится дружба с Казахстаном при низких ценах на нефть и падающем рубле, как будут развиваться взаимоотношения между странами после прихода к власти преемника Назарбаева? Любое изменение политики Казахстана ставит под угрозу выполнение всей космической программы России. Приостановка коммерческих пусков приведет к экономическим потерям. Невозможность выполнения международных договоров по пилотируемой космонавтике ударит по престижу страны. Но главное, что закрытие доступа на Байконур создаст угрозу национальной безопасности России, поскольку многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжелых ракет «Протон», а стартовые комплексы для них имеются только на Байконуре. При отсутствии Восточного и уходе (или закрытии) Байконура Россия останется лишь с военным космодромом Плесецк, что автоматически опустит ее на уровень Индии и Японии.
Кроме того, собственный космодром — туз в рукаве во время переговоров с Казахстаном по Байконуру. Астане не выгодно, чтобы Россия уходила с космодрома, поскольку это и престиж, и живые деньги, поступающие в казахский бюджет. Однако монополия на космодром и необходимость согласования трасс полетов ракет делают Москву зависимой от требований своего южного партнера. Казахская сторона не раз ставила вопрос о повышении платы за пользование Байконуром, уплате компенсаций за причиненный экологии ущерб, вводила ограничения на количество пусков. Наличие Восточного делает Астану более сговорчивой. И вот уже не слышно особых претензий, что вместо 2020 года Россия прекратит использование «гептильных» «Протонов» только в 2025 году.
Для Дальнего Востока эффект от создания космодрома, в первую очередь, заключается в развитии экономики региона и росте численности населения. По расчетам специалистов, космодром и связанные с ним объекты дадут региону 25 тысяч новых рабочих мест. Для практически безлюдной местности, соседствующей с Китаем, это хорошая цифра.
По словам эксперта в области космонавтики, члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрея Ионина, создание космодрома Восточный должно было способствовать росту высокотехнологичной промышленности и привлечь специалистов со всей страны. «Когда это все задумывалось, создание космодрома представлялось как средство развития Дальнего Востока. С государственной позиции, это один из наиболее простых шагов — инвестировать большие средства в инфраструктуру и создание новых рабочих мест», — пояснил он.
Кроме того, когда принималось решение о создании нового космодрома, стало понятно, что страны Юго-Восточной Азии, такие как Индия, Китай, Япония и Южная Корея, активно взялись за развитие своих космических программ и могли заинтересоваться совместными проектами при наличии российского космодрома в регионе. «Но ничего из этого не вышло. Вместо того чтобы разместить производство на месте, где-нибудь, в Комсомольске-на-Амуре, космическую технику будут тащить через всю страну. Вместо современного молодежного города с индивидуальной или малоэтажной застройкой, город Циолковский строят как типичный спальный район Москвы — дальневосточное Бутово. Вместо того чтобы создавать международный космодром, все делаем за свой счет и сами. А между тем в 2007 году предполагалось, что нужно пригласить к участию в создании космодрома партнеров из Юго-Восточной Азии. Космодром предвосхитил тот поворот на Восток, который Россия предприняла после западных санкций, но воспользоваться возможностью мы так и не сумели. В итоге из хорошей задумки ничего хорошего не вышло. На мой взгляд, эти 300 млрд рублей вбуханы в бетон абсолютно бездарно», — подытожил Андрей Ионин.
Что дальше?
Глава Роскосмоса Игорь Комаров заверяет, что первый пуск состоится в «последней декаде апреля». Но уже известно — после этого космодром-долгострой простоит без дела целых полтора года: в 2016 и 2017 годах пусков больше не планируется, на полную мощность Восточный, говорит глава Роскосмоса Игорь Комаров, выйдет только в 2018 году, через 11 лет после зарождения идеи о его строительстве.
В прошлых сериях цикла «Космос, который мы потеряли»:
Выпуск 1: Почему падают российские ракеты
Выпуск 2: Как Россия стала космическим извозчиком
Выпуск 3: Почему у России плохая космическая пропаганда
Выпуск 4: Почему нас нет на других планетах
Зачем нужен космодром Восточный?
Ракета вывела спутники «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и Samsat-218 на промежуточную орбиту
С нового российского космодрома Восточный со второй попытки произведен первый старт ракеты-носителя «Союз» с тремя спутниками на борту.
Помимо этого, как ожидается, новый космодром преобразит окрестные регионы, даст работу десяткам тысяч людей и вообще благотворно скажется на экономике российского Дальнего Востока.
Скептики, правда, предсказывают, что ничего этого не случится, а космодром окажется очередной «потемкинской деревней».
Ведущий «Пятого этажа» Михаил Смотряев беседует с экспертом по космонавтике Вадимом Лукашевичем и директором Центра исследований постиндустриального общества Владиславом Иноземцевым.
Загрузить подкаст передачи «Пятый этаж» можно здесь.
Конец истории Подкаст
М.С.: Нас интересует перспектива космодрома и близлежащих регионов, поскольку говорилось, что, если это заработает, если основная нагрузка запусков ракет гражданского назначения ляжет на Восточный, то край расцветет. Но опыт мегапроектов, особенно в том регионе, как мост на остров Русский и тому подобное, свидетельствует об обратном.
В.Л.: Экономический потенциал космодрома Восточный будет невелик. Была блестящая концепция развития в начале, и все, что на нем строилось, должно было собираться на предприятиях восточного региона. Это действительно означало бы десятки, а то и сотни тысяч рабочих мест, развитие инфраструктуры, социальной базы и так далее. Для этого космодром следовало бы разместить на побережье Татарского пролива, либо на берегу Амура. Тогда можно было бы загружать мощности Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, юга Приморского края – Владивостока, Находки и так далее. Доставлять ракетные блоки уже собранными морским путем или на баржах, как это делают американцы на мыс Канаверал, как это делают китайцы и другие.
Но космодром построили в 100 км от Амура и в 200 км от ближайшего серьезного города Благовещенск, в тайге, и единственный способ доставки – по железной дороге из европейской части России, то есть производство ракет все равно производится в западной части страны. И вид транспорта самый неэффективный, мы постоянно попадаем под ограничение по габариту грузов.
Высокотехнические предприятия Дальнего Востока, сильно недогруженные, остаются ни при чем. В Комсомольске-на-Амуре есть авиационный завод им.Гагарина, по профилю близкий к ракетной технике. Или бывший завод Ленинского Комсомола, который в советское время собирал атомные подлодки, а сейчас вообще практически ничем не занимается. Так что будет только создан город по обслуживанию космодрома, филиал технического вуза для подготовки специалистов, но не более того.
М.С.: Напоминает события советских времен, когда к торжественной дате обязательно все должно было лететь в космос, плыть по морю и демонстрировать величие советской державы. Чтобы оживить экономику региона, может быть, следовало бы задействовать другие методы? Или следовало бы сначала создать инфраструктуру?
В.И.: В целом космическая отрасль не является тем, что может серьезно повлиять на российскую экономику. Это затратная сфера. В лучшем случае она может возмещать затраты. Прибыли получают эксплуатанты – запускают спутники связи, телевизионного сигнала, особенно международного. В остальном это большая игрушка процветающего государства.
В целом для России проект космодрома невыгоден. Изначально это был проект 120-150 млрд рублей по ценам того времени, когда эти затраты осуществлялись – 4-4,5 млрд долларов. Если мы посмотрим на Байконур, уже развитый и готовый для всякого рода запусков, если мы будем продолжать платить за его аренду, а мы это делаем и будем еще делать лет пять, выгоднее продолжать пользоваться им, потому что космодром начинает окупаться через 40-45 лет.
М.С.: Если говорить, как надо было бы сделать, насколько легко было бы перенести необходимое для космодрома производство в соседние регионы? Переоснащение производственной базы, переподготовка работников – насколько это затратно и быстровыполнимо?
В.Л.: Это несколько лет, и затратно, но, если мы хотим развивать наш Дальний Восток, на это все рано надо идти. Сейчас вложения в Сибирь и Дальний Восток сопоставимы с инвестициями Китая. Сегодня «Ангара» собирается в Москве на заводе Хруничева, ее переносят в Омск. И средства, которые вкладываются сейчас в перевооружение омского объединения «Полет», могли бы быть вложены в дальневосточные предприятия, и мы получили бы еще один мощный промышленный центр, как в Самаре. Этим нужно заниматься всерьез.
М.С.: Что мешает распределять деньги таким образом? Сочинский проект хорошо выглядит на первой странице газеты, но эффекта от этого хватает на месяц.
В.И.: Я не согласен с коллегой насчет инвестиций. Все китайские инвестиции в нашу страну составляют около полутора миллиардов долларов, это одна из самых небольших сумм иностранных инвестиций. Китай в Казахстан инвестирует в 10 раз больше. Одни российские инвестиции в саммит АТЭС превосходят все китайские инвестиции.
Если вернуться к общему подходу, проблема не в том, чтобы инвестировать в Дальний Восток. Территории такого рода во всем мире развивались не столько за счет центрального правительства, сколько за счет собственных ресурсов и ресурсов соседей.
Мы не даем возможности инвестировать другим. Было много предложений по разработке наших природных ископаемых. Месторождения нефти и газа там закреплены за госкомпаниями, и иностранцы туда прийти не могут. Мы не можем привлечь их для строительства местных аэропортов, наши законы требуют, чтобы взлетно-посадочные полосы находились в собственности государства.
Хозяйственная деятельность на той территории сильно зарегулирована. Вы можете приехать на Аляску и начать мыть золото в тазике на любой реке. И потом сдать на приемный пункт. А в России вы за это сядете в тюрьму, потому что это государственная монополия.
С такой жесткой регуляцией предпринимательства никакие инвестиции не помогут. Их либо разворуют, либо пустят на точечные проекты. Говорят – надо привлекать население. Плотность его в Восточном Округе составляет 1,1 человека на квадратный километр. На Аляске – 0,47. И при этом Аляска седьмой по богатству штат США, а Дальний Восток – далеко позади. Так что надо дать больше свободы, обеспечить самостоятельность, развить местное производство и допустить иностранцев в разумных пределах до освоения природных богатств, собственности, недвижимости. Развиться можно без дополнительных денег.
М.С.: Каковы перспективы частного космоса в России? Сейчас на слуху проект SpaceX, его руководитель уже почти обещает полет на Марс в ближайшее время. Такого рода компании в России предположить трудно по причинам политического характера. Но помогло бы это, если бы Восточный и инфраструктура были бы в частных руках?
В.Л.: У нас сейчас проблема не в форме собственности, а в том, что все очень заорганизовано государством. У нас есть стопроцентно частные компании, которые пытаются выйти на рынок космических услуг. Но они не получают развития, потому что ни законодательно, ни политически такой частный бизнес не поддерживается. А сейчас, когда Роскосмос стал госкорпорацией, ситуация стала еще гораздо хуже. Говорить о перспективах частных инвесторов в космической сфере несерьезно.
М.С.: Здесь еще вопрос калибра инвесторов.
В.Л.: Это не совсем так. В космической деятельности существуют прикладные направления, которые дают весомую отдачу – спутники связи, метеорологические, зондирования Земли, геологические. Но они все развиваются не у нас. У нас кругом запреты. Нет гарантий успешного ведения бизнеса и даже его начала. У нас сейчас даже рынка нет, чтобы эти инвестиции работали.
М.С.: А можно предположить, что в Кремле поймут, что Роскосмос в современном виде неработоспособен и дадут некие послабления? Тем более, что космический рынок можно разделить на гражданский и военный. На гражданский можно пустить частных инвесторов?
В.И.: Мне кажется, этого не произойдет. Роскосмос пускает в это сферу только для получения коммерческой выгоды. А сразу деньги за запуск спутника могут платить только иностранные компании. А от российских компаний потенциальная выгода может быть получена только в будущем. Потом, космос – одна из знаковых отраслей современной российской власти. Не думаю, что в ближайшее время на него сильно сократят расходы, а пока это так, чиновники Роскосмоса чувствуют себя достаточно комфортно и не будут искать дополнительного финансирования.
М.С.: Еще один момент – Байконур и Казахстан. Отношения с Казахстаном сейчас вполне неплохие. Но, раз Китай в Казахстан инвестирует больше, чем в Россию, в какой-то момент он доберется и до Байконура. Насколько Восточный важен в этом смысле?
В.Л.: Согласен, что Роскосмос не будет искать частных инвестиций, но не согласен, что в России нет компаний, способных на космические разработки. Та же «Даурия Аэроспейс» вложила в разработку спутников 100 млн долларов собственных средств и может привлечь еще больше. Восточный – стратегический объект, потому что Россия считается космической державой и должна иметь независимый доступ в космос на своей территории. Плюс он позволяет торговаться с Казахстаном по поводу арендной платы. С Байконура рано или поздно придется уйти. Как только мы сможем перенести пилотируемые запуски на Восточный, а это случится в середине 2020-х годов, то срок аренды Байконура, который сейчас до 2030 года, вряд ли будет надолго продлен.
М.С.: Так что у строителей Восточного есть лет десять, чтобы привести его в порядок, не говоря уже про «Ангару». Сегодня появились сведения, пока не подтвержденные, что запущенная ракета сорвала шторы, защищающие кабину обслуживания от реактивной струи. Так что уже надо заштопывать, что поломалось. Управятся за 10 лет?
В.Л.: Проект был сильно изменен, планировалось все под новую пилотируемую ракету. Строительство имело авральный характер, и при этом для одного типа старой ракеты. И, введя вроде бы Восточный в строй, мы заявили, что в следующем году запусков с него не будет. Ракету «Союз-2» проще и дешевле запускать с Байконура. На самом деле он заработает только после реализации второй очереди. А «Ангара» начнет нормально летать с 2022 года самое раннее. Ракета, отправленная из Самары, до Восточного ехала почти два месяца, полностью перекрывая Транссиб.