зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное
Псалом 2
Основное содержание псалма 2 доносит мысль о том, нападение врагов на царя бессмысленно: помазанник Божий находится под его защитой и покровительством. В молитве выражается уверенность в том, что власть Мессии распространится от Сиона по всему миру.
Текст молитвы псалом 2
На церковнославянском языке с ударениями
Во время богослужения текст псалма 2 читается на церковнославянском (старославянском) языке. Он позволяет создать особую атмосферу, чтобы донести слова молитвы до Бога:
1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?
2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.
3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их
4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.
5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́
6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́,
7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.
8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.
9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́.
10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.
11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом.
12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань.
На русском языке
Чтобы уменьшить сложность восприятия и понимания отдельных строк молитвы для современного верующего, а также возможности чтения молитвы в домашних условиях (келейно), молитва переведена на русский язык. Если читать псалом 2 на русском языке, его содержание более глубоко проникает в душу:
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
История написания
Так как псалом 2 относится к вступительным песням Псалтыри, возможно было предположить, что его происхождение относится к наиболее ранним, написанным Давидом. Исследования показали, что написание относится приблизительно к периоду правления Давида, когда случилась самая большая война за всю историю его правления. На это же время приходится, предположительно перенос Ковчега завета на Сион.
Для чего читают псалом 2?
Главный посыл псалма 2 обращен к царям и сильным мира сего: повиноваться Господу и почитать его. Та ответственность, которая лежит на их плечах, обязывает заботиться о людях, вникать в их проблемы, а не относиться к ним свысока, пренебрегая в своей жизни решением их проблем.
Толкование псалма 2
Чтобы понять содержание каждой строки молитвы, необходимо их толкование, что позволит понять глубину его содержания, если читать псалом 2 на русском языке.
Псалтирь 2 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
Псалом 2: Непреложное предопределение
Чтобы рассматривать этот псалом в надлежащем контексте, мы должны задуматься о грядущем, об окончании времени Великой скорби, о самых последних моментах перед возвращением и воцарением нашего Господа Иисуса Христа. Тогда грандиозное скопище правителей и народов объединится в своем рьяном стремлении не дать Христу взойти на престол всемирного Царства.
2:1-3 Но такое объединение окажется тщетной попыткой. «Зачем», спрашивает псалмопевец, «языческие народы и племена Израилевы вступили в такой безнадежный заговор? Разве могут языческие цари и израильские правители рассчитывать хоть на какой-то на успех в своем восстании против власти Господа и Помазанника Его?»
2:4-6 Господь на небесах посмеется над их непомерной дерзостью. Он посмеется над их сжатыми кулаками и огнеными лозунгами. Их похвальба и угрозы подобны писку мыши, восставшей на льва!
В конце концов Бог прервет Свое молчание. Когда Он заговорит, Его слова будут наполнены такой яростью и гневом, что Его враги придут в ужас. Тогда они услышат Его непререкаемое решение: «Я поставил Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Как только Бог провозгласит это решение, его исполнение станет таким же непреложным, как если бы оно уже было осуществлено.
2:7 Затем и Сам Христос провозгласит Свое свидетельство. Он раскроет, что в личной беседе Отец сказал прежде всех Ему: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Это Божие определение можно понимать по меньшей мере в четырех разных смыслах. Во-первых, в том прямом смысле, что Христос есть предвечный Сын Божий. Однако в Деян. 13:33 этот стих приводится в связи с воплощением Христа. В третьем значении Христос рожден при Воскресении — «первенец из мертвых» (Кол. 1:18). И наконец, некоторые полагают, что «ныне» относится к грядущему дню, когда Христос взойдет на престол как Царь.
2:8 Но Отец также добавляет: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». Иными словами, Бог Отец обещает Своему Сыну владычество над всем миром. Вся Земля покорится Его власти, и Его владения будут простираться от моря до моря.
2:9 И наконец, Бог дает Христу прерогативу наказывать непокорных и мятежных. Он поразит жезлом железным тех, кто восстает против Него; они будут сокрушены, как сосуд горшечника. Из других книг Писания мы знаем, что Христос будет использовать Свою власть и при Своем возвращении, и во время Своего тысячелетнего Царства. А перед Его помазанием Царем, Он уничтожит тех, кто не познал Бога, и тех, кто не внял Благой Вести. Затем, во время Миллениума, Христос будет владычествовать жезлом железным, карая непокорность, где бы она ни подняла свою уродливую голову.
2:10, 11 Далее мы слышим голос Святого Духа. В проникновенном благовествовании Он призывает: «цари и правители, служите Господу и любите Его». Отвержение Духа означает погибель, а доверившиеся Ему обретут безопасность и истиное счастье.
2:12 Для человека уповать на своего Творца — это самое разумное, логичное и естественное, что только можно делать. И напротив, неверие в Бога и неповиновение Вседержителю настолько неразумны, насколько это возможно.
Псалом 2
В Пс.2:1–4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру ( Пс.2:5–9 ), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом ( Пс.2:6 ) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.
Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг ( 2Цар. 7:12–16 ), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.
В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).
«Мятутся» – волнуются, «замышляют тщетное» – замышляют не осуществимое; «цари» – высшие правители государства, «князья» – военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.
«Расторгн уть узы» и «свергн уть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян ( 2Цар. 10:6–13 ), которые возбудили против Давида и сирийцев ( 2Цар. 10:6 ), ранее уже покоренных Давидом ( 2Цар. 8:5–6 ).
«Живущий на небесах» – по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.
Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железны й» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.
Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.
Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9–10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.
По переводу 70-ти: Я поставлен от Него Царем над Сионом, святою горою Его.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Православная Жизнь
2-й псалом – очень поучительный и назидательный для человека. В нем явственно показано, чем заканчивается любой бунт против Бога.
Можно предположить, что данный псалом написан Давидом после перенесения им на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.
Бунты бывают разные: внутренние, порой невидимые для других и явные, с разными внешними проявлениями.
Внутренний бунт – это ропот человека на Бога и недоверие Всевышнему. Внешний мятеж имеет разные формы: от прямых преследований христиан до скрытых, завуалированных под гуманизм настроений в обществе, которое на самом деле игнорирует Заповеди Божии.
«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:1 – 2).
Но любые замышления против Бога и Его служителей будут сокрушены, низвержены и посрамлены. Господь только посмеётся над глупостью их и дерзостью.
«»Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс. 2:3 – 4).
В строках псалма мы находим информацию о неудачной попытке нападения врагов на Божьего помазанника – царя Давида. Можно заметить, что все попытки тщетны, вражьи козни разбиваются вдребезги. Потому что Господь оберегает Своего помазанника, покровительствует ему, провозглашая, что царствование Давида над Сионом будет не только непоколебимо, но власть его распространится по всей земле. Святость горы Сиона зависит от того, находится ли там Бог. Видимым знаком Божьего присутствия есть пребывание на ней Кивота Завета.
«Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:5–9).
Помимо прямого смысла, в данном псалме есть и другой, сакраментальный план. Чрезвычайно важный. В нем пророчество о нашем Спасителе и царстве Мессии.
Царство Давида – это пример того, как Божественный Замысел вызывает противление у людей (но, несмотря ни на что, одерживает в конце концов победу).
Пророчество о Христе – главный смысл данного псалма. И слова Бога, обращенные к Давиду, скорее применимы ко Христу: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя»; «дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»; «Почтите Сына».
Упование на своего Творца – естественное состояние для каждого человека. Но в силу греховной природы человек ищет другой опоры, не понимая, что ее просто не существует. Человека делает разумным только вера в Бога, а глупцом – неповиновение Создателю.
«Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:10–12).
Псалом 2-й
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Зачем мятутся народы
«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. „Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.» Пс.2:1-4
Скорее всего, этот псалом относился к времени войны с сиро-аммонитянами. В нем Давид связывает победу с обещанным ему покровительством Господа. Слова «расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» принадлежат тем самым мятущимся народам и их правителям, желающим сломать влияние Израиля.
Как и большинство ветхозаветных пророчеств, второй псалом говорит не только о современных ему событиях. Эти слова являются очень ярким пророчеством о Христе, против которого восстали иудейские и языческие правители Палестины, о чем написано немало комментариев. Нам же хочется подчеркнуть современное применение этих пророчеств.
К сожалению, мы видим, как западное общество со своими правителями также видят в христианской морали узы, ограничивающие их предполагаемую свободу. Они пытаются сбросить её в области семьи, брака, воспитания детей, поведения и т.п., принимая различные законопроекты. Как бы ни аргументировалась такая политика, это всего лишь «тщетные замыслы мятущихся» людей, восстающих против Творца. Их будущность легко можно увидеть на примере народов воевавших против Давида или восставших против Христа в первом веке.
Конечно, людям всегда кажется, что их дела правильны и самым лучшим образом соответствуют реальности. Может быть, кто-то думает, что вера в Бога и соответствующая мораль, только мешают строить «лучшее» будущее, и тем ни менее, продолжение псалма говорит, что вся эта борьба приведет к смятению, осмеянию и поруганию противников Творца.
Важно также добавить, что, не смотря на попытки осудить такое крайнее пренебрежение христианством, мы сами зачастую также считаем эту мораль, если не узами, то, по крайней мере, бременем. Это видно, хотя бы, по различным попыткам отменить некоторые постановления, ссылаясь на их культурную обусловленность или устарелость (здесь речь идет не о важности историко-филологического подхода к изучению Писания, а об опасных тенденциях в современном христианстве). Так чем же мы отличаемся от них? Разве что только масштабами!
В заключение хочется подчеркнуть, что Божьи заповеди и постановления, на самом деле, даны не как узы, а как предупредительные знаки на нашем жизненном пути, целью которых является защита, а не ограничение. Духовные законы объективны, они существуют и действуют вне зависимости от нашей веры в них. В них, равно как и в физических законах, есть причинно-следственные связи. Если человек прыгнет с балкона высотки, то, как бы он не хотел летать, как бы ни отвергал «ограничивающие» его законы притяжения, он разобьется. Также обстоят дела с духовной реальностью. Бог открывает нам законы духовного мира, желая оградить нас от саморазрушения и вырождения! Попытки «расторгнуть узы их, и свергнуть с себя оковы их» ни к чему хорошему не приведут ни здесь на земле, ни тем более в царстве Его.
Может, стоит доверять Создателю этой системы больше!