зачем мигают огни на самолете
Красные и зеленые огни на кораблях и самолетах помогают определить направление движения судов
Почему на самолетах и кораблях огни на бортах разного цвета?
Вы внимательный человек? Вы замечаете много мелочей вокруг себя? Тогда наверняка не раз обращали внимание на самолеты, на крыльях которых есть сигнальные огни разного цвета. Также, возможно, вы видели, что и у кораблей с левого борта огни одного цвета, а с правого борта – другого. Задумывались ли вы, почему эти транспортные средства с левого и правого борта используют огни разного цвета? 1gai.ru предлагает вам вместе разгадать эту загадку.
Итак, для начала давайте рассмотрим сигнальные огни на самолете. Красные и зеленые сигналы на конце крыльев самолета представляют собой навигационные сигнальные огни. Также к сигнальным навигационным огням относится белый световой сигнал, установленный на хвосте лайнера.
Три сигнала разного цвета показывают пилотам других самолетов его направление во время движения, а также точное расположение в воздухе. Как? Все просто. Зеленый сигнал устанавливается на конце правого крыла самолета (правый борт). Красный сигнал всегда установлен на левом крыле (левый борт).
Представим, что пилот самолета видит перед собой зеленый огонь другого авиалайнера. В этом случае пилот сделает вывод, что самолет перед ним движется слева направо. Если же пилот видит красный сигнал другого лайнера, то он поймет, что самолет движется справа налево.
Если летчик видит перед собой оба сигнала – зеленый и красный, это его должно насторожить, так как, возможно, другой лайнер движется прямо на него. Правда, в некоторых случаях определить, куда движется самолет, когда видно сигнальные огни на двух крыльях, достаточно сложно. Ведь самолет может как приближаться, так и отдаляться. В этом случае пилот может вычислить истинное движение другого самолета по белому сигнальному огню, расположенному на хвосте лайнера.
В результате, когда два самолета сходятся (когда траектории двух самолетов пересекаются на одной высоте), один пилот справа будет видеть красный сигнал другого самолета, пилот которого будет видеть зеленый сигнал приближающегося самолета.
Тут, в принципе, в большинстве случаев действует тот же принцип, что и на автомобильной дороге: уступает тот, у кого помеха справа.
Теперь давайте рассмотрим сигнальные огни кораблей. Тут, так же как и в самолетах, каждый борт обозначен красными и зелеными сигнальными огнями.
На правом борту используются огни зеленого цвета, на левом борту – огни красного цвета.
Так же как и в самолетах, на кораблях используются огни белого цвета, установленные в задней части корабля.
Все эти сигналы относятся, как и в авиации, к навигационным огням, позволяющие капитанам других кораблей определять направление движения судов.
Встречный катер с указанием левого борта (красный)
и правого борта (зеленый)
Все началось в 1847 году, когда британское адмиралтейство стандартизировало обозначение бортов. Именно тогда зеленым цветом стали обозначать правый борт, а красным цветом – левый борт. С тех времен и появился морской термин Port и Starboard (левый и правый борт).
Схематическое изображение судовых
навигационных огней с указанием их бортовой (красной) и правой (зеленой) сторон
В течение следующих десятков лет британский стандарт был принят почти всеми морскими странами мира.
Благодаря единому стандарту обозначения навигационных огней и их расположению на бортах удалось свести морские аварии, приводящие к кораблекрушениям, к минимуму.
Благодаря комбинации сигнальных огней даже в полной темноте можно определить, куда движется судно: слева направо, справа налево (когда пути кораблей пересекаются), приближается к другому судну или отдаляется.
Зная об ориентации другого транспортного средства, вы можете быстро оценить ситуацию, чтобы избежать столкновения.
Почему красный и зеленый, и не проще ли использовать сигнал одного цвета?
Как мы уже сказали, два разных цвета были необходимы для предотвращения столкновений ночью; наблюдая за цветами, можно предсказать ход кораблей относительно наблюдателя. Изначально при выборе цвета сигнальных навигационных огней на кораблях учитывали, что они должны были не контрастировать между друг другом. Задолго до введения единого мирового стандарта, придуманного британским адмиралтейством, сначала пытались использовать красные и синие цвета. Красный был выбран, так как этот цвет ассоциируется у нашего мозга на подсознательном уровне с кровью, с опасностью, войной и т. п.
Синий можно легко получить с помощью кобальта, но синий не очень хорошо определяется в условиях плохой видимости в море, потому что водяной пар и брызги ослабляют синий цвет.
Старые корабельные сигнальные огни
Кроме того, во времена керосиновых или свечных ламп большая часть генерируемого цвета находилась в ближнем красном спектре, а синий – в дальнем.
Стекло фильтрует эти цвета, блокируя нежелательные длины волн. Стекла синих сигнальных огней, преломляя свечение, делали синие огни очень слабыми. Зеленый находится в середине цветового спектра и является первым цветом, который при отдалении от красного конца можно четко отличить от красного.
Благодаря применению зеленого сигнального цвета свет, проходящий через стекло (фильтр), получается более яркий, чем при применении синего сигнала. Кроме того, в старые времена сделать зеленое свечение огня было проще, чем синий цвет. Так, например, для того чтобы сделать зеленый сигнальный огонь, стекло красили с использованием соединений меди.
Почему на самолетах используется тот же принцип сигнальных огней, что и на кораблях?
Никакой загадки тут нет. В авиации не стали придумывать какие-то свои особенные сигнальные огни для визуальной навигации авиалайнеров. В итоге сигнальные огни решили использовать по стандарту, принятому на морских кораблях.
Навигационные огни самолета
Любой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями, мигающими (импульсными) огнями. Это оборудование помогает предотвратить столкновение летательных аппаратов, особенно возле аэропортов, за счет ярко мигающих световых вспышек. Бортовые огни самолета устанавливаются в соответствии с требованиями международных норм и правил.
Функции внешнего светотехнического оборудования самолета:
освещение рулевых дорожек и ВПП;
освещение воздухозаборников и передних кромок крыла;
освещение эмблемы на хвостовом оперении;
обеспечение светового обозначения летательного аппарата в воздухе;
световая сигнализация на дальние расстояния для предотвращения столкновения.
На пассажирских самолетах импульсные огни стараются размещать таким образом, чтобы не было сильного отражения вспышек света на крыльях, которое вызывает у пассажиров версию о пожаре.
Для освещения ВПП во время посадки и взлета спереди фюзеляжа установлены две выдвижные фары, освещающие поворот с ВПП.
За освещение воздухозаборников и передних кромок крыла отвечают две фары, расположенные на фюзеляже. Подсвечивание эмблемы осуществляется за счет двух фар на стабилизаторе.
Белые хвостовые аэронавигационные огни размещаются на задних кромках правой и левой плоскостей. Навигационные огни работают в полете в стандартном режиме правой и левой консолей. На земле в положении выпущенного шасси огни в автоматическом режиме переключаются на свет меньшей мощности.
В аэродромном положении самолета огни работают как стояночные.
В нижней и верхней частях фюзеляжа располагаются световые маяки, которые имеют ступенчатую регулировку силы света и бесцветные светофильтры.
Схема размещения огней на авиалайнерах
Навигационные огни
На передней кромке законцовки крыла правой консоли – зеленый; на передней кромке левой законцовки – зеленый; белый – задняя крайняя точка руддера. Работают в беспрерывном режиме.
Стробы
Расположены на левом крыле, снизу на законцовке, цвет – белый. Работают в следующем режиме: 50 мс горит, 500 мс не горит.
Вращающийся маяк
Находится сверху киля. Режим работы: 70 мс горит, 300 мс не горит.
Taxi-фонарь
Расположен на носу фюзеляжа, подсвечивает нижнее пространство спереди самолета аналогично ближнему автомобильному свету, узконаправленный белый цвет.
Landing-фонари
Расположенные в районе трети размаха крыльевых консолей. Мощность и дальность освещения аналогичны дальнему свету автомобиля. Направленные в одну точку фары белого цвета.
Служат для определения положения самолета в пространстве. Огни, расположенные на законцовках крыльев: левый – красный, правый – зеленый, задний – белый.
Вращающиеся маячки и стробоскопы помогают определить визуально тип самолета по месту расположения и цвету огней. Например, в Ту-134 красные проблески находятся примерно по центру фюзеляжа в верхней и нижней части, на Ту-154 – в задней части фюзеляжа и на киле. На Як-40 проблесковые маячки красного цвета находятся сзади на киле и на нижней части фюзеляжа.
Посадочные фары
К количеству и расположению посадочных фар нет конкретных требований. Они могут быть установлены в носовом обтекателе или выпускаться на передней стойке шасси.
Мощность лампы «Проблеск» для большинства самолетов составляет 1000 Вт. Принцип работы аналогичен фотовспышке. Расположение отличается в разных модификациях самолетов.
Таким образом, строгие требования международными контролирующими организациями выставляются только для бортовых аэронавигационных огней, посадочные фары разрешено устанавливать на усмотрение производителя авиатехники.
Требования к бортовым аэронавигационным огням самолета
Цвет
Огни, предотвращающие столкновения летательных аппаратов в воздухе, должны быть белого или красного цвета.
Передние навигационные огни
Цвет передних аэронавигационных огней – красный или зеленый. Располагаются в передней части летательного аппарата параллельно друг другу таким образом, чтобы самолет занимал нормальное полетное положение. Зеленый огонь – индикатор правой стороны самолета, красный – левой.
Хвостовой (задний) аэронавигационный огонь
Он имеет белый цвет и устанавливается на крайней точке крыла либо на задней законцовке хвостового оперения.
Стояночные огни
Для самолетов-амфибий и гидросамолетов стояночные огни должны:
Разрешается применение подвесных наружных огней.
Система огней для предотвращения столкновения
Для ночной эксплуатации самолета сертификация требует установки системы огней для предотвращения столкновения с другими летательными аппаратами, которая должна:
Зона действия
В системе должно работать достаточное количество огней для охвата наиболее важных зон вокруг самолета, учитывая его летные характеристики и конфигурацию. Вертикальный угол действия огней должен составлять от 75° относительно горизонтальной плоскости летательного аппарата. Разрешено затенение огней элементами конструкции на угол до 0,5 стерадиан.
Проблесковые характеристики
Скорость вращения, ширина светового пучка, количество источников цвета и прочие характеристики системы обязаны обеспечивать частоту вспышек на уровне от 40 до 100 вспышек в минуту. В зонах перекрытия источника света допускается превышение частоты проблесков до 180 вспышек в минуту.
Глупые вопросы авиаинженеру: почему при взлёте мигает свет и жужжит мотор
Аднан — авиаинженер из Турции с 11-летним опытом. Самолёты — его жизнь. Даже вне работы он постоянно запрокидывает голову к небу и высматривает пролетающие лайнеры. «Это Airbus А321, — моментально выдаёт он. — А там Boeing 747». Оказавшись в гостях у Аднана, я выяснила, какие задачи он решает каждый день и летает ли по миру бесплатно (спойлер: да). И, конечно, я задала вопросы о безопасности, волнующие каждого пассажира.
Лилия Хисамутдинова
Как ты стал авиаинженером?
Я учился в лицее с техническим уклоном. После выпуска у меня было два варианта: стать учителем по электроэнергетике или пойти в авиаинженеры.
Для преподавания нужен талант, а я не замечал за собой такого, поэтому выбрал второй вариант. К тому же я хорошо учился, а это упрощало поступление в авиационный университет.
Признайся, тайком подумывал стать пилотом?
Да, была такая идея. На тот момент я несколько лет работал авиаинженером, постоянно учился, набирался опыта. С одной стороны, было интересно, с другой — не хотелось терять текущую квалификацию и деньги (обучение было за свой счёт).
Я всё-таки попробовал, но не сдал DLR 2 (экзамен для пилотов). Так бывает: справился с самым сложным (симулятор полётов, логика мозга, визуальная память) и завалился на блоке с реакциями.
Жалеешь?
Нет. Я мог снова сдать тест и стать вторым пилотом, но не стал. Во-первых, у второго пилота меньше свободы. Каждое действие нужно согласовывать — сам ты не решаешь почти ничего. Инженер же сам себе босс: увидел проблему — решил её. Плюс пилотам нужно всегда быть бодрячком. Вот так захочешь подайвить перед полётом, а ни-ни. Мне такое не подходит (зря, что ли, лицензию дайвера получал?).
Во-вторых, доход. Разница в моей ставке со ставкой второго пилота небольшая. С первым — заметная. Но чтобы стать главным, нужно снова учиться, вкладываться в образование, слушать жёстких пилотов (таких много) и летать, летать, летать.
Фото: из личного архива
Расскажи про свою работу. Что входит в обязанности авиаинженера?
Всё, что связано с техническим состоянием самолёта. Есть запланированные и незапланированные задачи.
Запланированные — это ежедневная проверка, сервисная проверка, A-check и C-check. В ежедневную входит очистка топлива от лишней воды, замена фильтров и масла, проверка всех электронных систем и давления в шинах. В остальных проверках бывает от 200 до 2000 разных задач (тогда работаем группами).
Незапланированные задачи — те, что выходят за рамки стандартной проверки. Например, когда лопнула шина, что-то попало в двигатель или износились тормоза.
О чём-то мы узнаем из журнала пилота (его заполняют после каждого полёта). Иногда что-то глючит в системе, и её нужно перезагрузить. Или понять, откуда появился посторонний шум.
Всему этому учат в университете?
Конечно, нет. Сначала проходишь обязательные курсы (про человеческие ошибки, топливную безопасность и прочее). Потом можешь работать механиком, но без права выпускать самолёты в рейс. После этого сдаёшь экзамены и получаешь авторизацию и лицензию. У многих на это уходит до 7 лет, но мне понадобилось 4 года.
Тут можно бы выдохнуть, но нет. Ещё нужно пройти курс по конкретной модели самолёта (например, Airbus 321) и сдать экзамен. И бинго — можно выдавать разрешение на полёт.
Сколько стран ты посетил благодаря работе?
Около 20. В некоторых удалось какое-то время пожить. Часть стран видел из окна иллюминатора: мы прилетали на место, что-то чинили и улетали назад.
Из необычных направлений — Нигерия, Марокко, Молдавия, Казахстан. Много раз летал в Махачкалу (там здорово). Европа — само собой. С Азией и Америкой пока не было пересечений.
А привилегии на полёт у тебя есть?
Да, но это не значит, что я бесплатно летаю бизнес-классом и сижу только в VIP-лаунжах (хотя бывает).
Чаще всего авиакомпании компенсируют перелёты экономклассом, то есть я могу летать бесплатно и по работе, и в отпуск. Также выдают билеты для членов семьи, но не друзьям или девушке.
Чтобы пересесть в бизнес-класс, нужно доплатить (около 500 рублей). Иногда можно договориться со стюардессами или пилотом, и тебя посадят на место получше. Это особенно актуально при высоком росте, как у меня.
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
вторник, 7 августа 2018 г.
Бортовые аэронавигационные огни самолета
Бортовые огни самолета устанавливаются в соответствии с требованиями международных норм и правил. В то же время на пассажирских самолетах стараются размещать импульсные огни так, чтобы уменьшить отражение от вспышек света на крыльях, создающее у пассажиров впечатление пожара.
Схема размещения бортовых аэронавигационных огней на пассажирских самолетах
Навигационные огни
Существует такое мнемоническое правило для запоминания таких огней «Справа сидит второй неопытный (зеленые) еще пилот, а справа сидит злой (красный) на него капитан».
Навигационные белые
В дополнение к красным и зеленым огням, большинство самолетов оснащено также белыми навигационными огнями. Большие самолеты, в частности, обычно имеют белые огни на задних кромках законцовок крыльев. Эти огни могут быть расположены вдоль заднего края горизонтального оперения. Другим популярным местом является одной из самых задней части фюзеляжа и в верхней части вертикального оперения. На самолетах малой авиации белые огни расположены на оси фюзеляжа сзади.
Против столкновения
Две красные фары находятся снизу и сверху фюзеляжа. Мигание осуществляется за счет вращения отражателя вокруг лампы. Включаются после запуска двигателя и выключаются после остановки. Маячки позволяют служить в качестве меры предупреждения для персонала наземного обслуживания, пока двигатели работают.
Стробы (Проблесковые огни)
Высокая интенсивность вспышек, вспышки белого цвета света расположены на каждой законцовке крыла. Большинство маленьких самолетов оснащено только одним стробом, который расположен сзади красного или зеленого света навигации. Большие самолеты могут быть оснащены дополнительной вспышки на задней кромке, а также. Этот мигающий свет очень яркий и предназначен, чтобы привлечь внимание во время полета. Стробы могут быть включены на взлетно-посадочной полосе и во время движения по полосе, чтобы сделать самолет более заметным.
Подсветка логотипа
Подсветка крыла
Многие самолеты имеют подсветку передней кромки крыла и пилона двигателя в полете. Эти огни могут использоваться для того, что бы сделать более заметным самолет во время взлета и посадки а также для того, что бы видеть состояние передней кромки во время полета через облака и оценить степень обледенения.
Подсветка рулежки
Яркий белый огонь находится на носовой стойке шасси. Этот свет, как правило, включена, когда самолет находится двигается на земле, во время руления, взлета и посадки.
Посадочный свет
На столбах вешают мигалки: что нужно знать водителям и как ездить
Содержание:
О тестировании непривычных для российских водителей устройств на дорогах рассказали Autonews.ru в правительстве и МВД России. Речь идет о необычных мигалках, которые автомобилисты стали все чаще замечать на столбах в темное время суток — официально они называются шериф-балки.
Что означают мигалки на столбах
«На дорогах появились «люстры» на столбах, обычные такие красно-синие мигалки, которые на патрульных машинах обычно. Что это за нововведения такие? Как себя вести, увидев их впереди? Прижиматься, тормозить, останавливаться? Какие-то новые штрафы будут?», — задают водители множество вопросов в соцсетях.
Шериф-балка — специальное устройство, имитирующее проблесковые маячки патрульной машины дорожно-патрульной службы ГИБДД, объяснили Autonews.ru в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина. Недавно там рекомендовали субъектам присмотреться к нововведению. Главная задача такого «висячего полицейского» — профилактика. А принцип воздействия на автомобилистов такой же, как у хорошо знакомых автомобилистам картонных макетов, имитирующих патрульные автомобили или сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД: они привлекают внимание водителей, вынуждая их снижать скорость и буквально заставляют максимально сосредоточиться.
«В целом такие устройства напоминают о необходимости соблюдения ПДД, — уточнили в пресс-службе зампредседателя правительства. — Основным преимуществом шериф-балки перед указанными макетами является ее хорошая видимость на удаленном расстоянии. Прибор автоматически начинает работать с наступлением темного времени суток».
При этом, как сообщили в свою очередь в МВД России, такие приборы не являются специальными техническими средствами организации дорожного движения. Это означает, что для их применения не нужны какие-либо поправки в ПДД или КоАП.
Для чего нужны шериф-балки и где их устанавливают
Шериф-балки тестируют на дорогах в разных регионах России. К примеру, в большом количестве они появились в Подмосковье. Можно их встретить и в Красноярском крае. «
Традиционно синие и красные маячки принадлежат службе ДПС. Поэтому прибор шериф-балка призван привлечь внимание водителей, заставить их скорректировать безопасный скоростной режим и, в конечном итоге, снизить риск аварийности на трассе», — рассказали в региональной Госавтоинспекции.
В правительстве и в МВД признают: устройства уже доказали свою эффективность на аварийно-опасных участках. То есть там, где возможны серьезные ДТП с тяжкими последствиями, а также в местах, где водители чаще всего превышают установленный скоростной режим. Это значит, что регионы все чаще смогут прибегать к новым мерам воздействия на водителей и привлекать их внимание специальными маячками.
Размещать шериф-балки также будут чаще перед нерегулируемыми пешеходными переходами и перед остановками общественного транспорта. При выборе места также учитывается рельеф территории, наличие стационарного освещения и отсутствие возможности несения здесь службы нарядами ДПС на постоянной основе. Чаще всего устройства размещают на столбах линий электропередач или опорах освещения, чтобы сигналы было видно издалека.
Нужно ли тормозить перед шериф-балкой
Смысл такого устройства — привлечение внимание водителей. При этом никаких дополнительных действий при встрече с ними автомобилисты предпринимать не обязаны. В пункте 3 ПДД «Применение световых сигналов» [1] говорится о том, что снизить скорость водители должны только «приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости». То есть тормозить и останавливаться перед шериф-балками на столбах точно не нужно. Однако важно понимать, что на участках, где встречаются такие приборы, нужно быть внимательнее: впереди может оказаться пешеходный переход или опасный поворот.
Приходят ли штрафы с шериф-балок
Шериф-балка — это самостоятельное устройство, и дорожные камеры, по крайней мере пока, в них не устанавливают. Также наличие такой мигалки никак не может сигнализировать о том, что где-то рядом находится автоматический комплекс фиксации нарушений ПДД. Учитывая, что мигалки на столбах размещают в аварийных местах, потенциальное присутствие дополнительного контроля на пути исключать также нельзя. Кроме того, важно помнить о передвижных комплексах: пока еще достаточно новой форме фиксации, когда камеры устанавливают на крышах специальных автомобилей. Поэтому водителям стоит воспринимать такой сигнал, как повод дополнительно проследить за соблюдением ПДД.
Как реагируют водители на мигалки на столбах
Мнения водителей о пользе таких устройств расходятся. «Видел такое устройства на окраине города. Висит на прямой, ровной и хорошо освещенной дороге. Правда, там скорость 90 км/ч внезапно превращается в 60 км/ч. Наземных переходов, остановок, ничего нет. Только лес и выезд с прилегающей дороги. Не очень понятно, о чем тут нас предупреждают», — поделился своим опытом один из водителей в соцсетях.
«В Мытищах такие мигалки повесили на шоссе — там, где пешеходные переходы, но светофоры переключаются после нажатия пешеходами кнопок. Может быть, не всем хватает терпения, и так автомобилистов предупреждают. Кстати там еще нет камер и многие едут очень быстро. Может, камеру ставить дорого, а мигалка стоит дешевле», — предположил автомобилист из Подмосковья.
«Видел такую балку на южном обходе Подольска, в Климовске, где путепровод с довольно резким изгибом. При неблагоприятной погоде место реально опасное. Просто так их не повесят. Значит, какое-то детское учреждение рядом или сбивали кого-то на переходе. Хорошо, что «люстрой» ограничиваются, не вешают светофоры или ограничение 20 км/ч с «лежачим полицейским», — согласился с местом установки устройства еще один водитель.