зачем медичи покровительствовали искусству
Медичи, Флоренция и примирение с Творцом: история о том, как ростовщики, опасаясь ада, создали рай на земле
В современном мире нет вещей дороже, чем предметы искусства, и цены на некоторые произведения великих мастеров способны ошеломить любого. Однако так было не всегда. Чтобы понять, с чего началась столь странная связь искусства и богатства, необходимо вернуться на 600 лет назад. В эпоху Возрождения произошло знаменательное столкновение рынка и шедевров.
А стояла за этим богатая, властная и беспощадная семья Медичи, за свой счет превратившая Флоренцию в один из самых красивых городов мира. Именно они были первыми в истории крупными коллекционерами современного искусства. Однако не только любовь к прекрасному двигала ими.
Шары Медичи
Что бы они не означали, вряд ли у другого семейства имелся (или имеется) более простой, но столь узнаваемый герб.
Королям кредитов не давать!
Необыкновенный путь богатейшей итальянской семьи начался с Джованни ди Биччи Медичи, обычного ростовщика, который стал первым флорентийским банкиром.
Джованни родился и вырос в бедности, поэтому, заработав немного денег честным трудом, решил подзаработать, давая в кредит.
Медичи быстро смекнул, что королевские особы предпочитают кредиты не отдавать, а потому сразу же придумал особые правила: не предоставлять ссуды тем, кто и без того все может себе позволить. Можно сказать, что так он изобрел капитализм, а уже в 1937 году смог создать организацию, отдаленно напоминающую современные банки.
Седьмой круг ада
Джованни Медичи оказался невероятно практичным человеком, поэтому сумел заработать довольно много денег. Однако и он сам, и все члены его семьи были набожными христианами, подчинялись законам церкви, поэтому постоянно разрывались между божественными заповедями и земными потребностями.
Загробный мир представлялся Медичи таким же реальным, как тот, в котором они торговали. Согласно Библии, ростовщичество считалось смертным грехом. Так что по мере накопления своего богатства в кредитной части его бухгалтерской книги Джованни и вся его родня искренне боялись того, что ожидало на дебетовой стороне: угрозы вечного проклятия.
«Райские врата»
В 1424 году Джованни ди Биччи торжественно представил всему городу поражающие воображение массивные двери церкви, выполненные из позолоченной бронзы. Он лично выбирал художника, которым стал Лоренцо Гиберти, воплотивший на полотне барельефные сценки из Нового Завета. Талантливому ювелиру понадобилось 20 лет, чтобы завершить это неоспоримое произведение искусства, названное «Райскими вратами».
Спустя пять лет после установки грандиозных дверей, Джованни Медичи скончался на 89-м году жизни, успев подарить своим потомкам и путь к богатству, и путь к «очищению», открыв им глаза на огромный потенциал искусства.
Первый в истории случай спонсирования постройки монастыря
Козимо Старший, первый сын Джованни, сумел сделать свою семью самой влиятельной в Европе, распространив филиалы банка Медичи по всей Европе.
Козимо был политическим гением и тонко чувствовал силу равенства с простым народом. Потому несмотря на свое несметное богатство, всегда одевался очень просто и даже ездил не на лошади, а на осле. В то же время он переживал, что пятно ростовщичества не смыто с имени их семьи навсегда, и был уверен, что одними «Райскими вратами» настоящие врата в рай им не открыть.
Козимо нередко обсуждал это с Папой Римским, а тот пообещал Медичи искупление всех грехов, если тот пожертвует деньги на строительство монастыря Сан-Марко. В то время богатые люди постоянно давали храмам деньги на часовни или фрески, но Козимо знал, что этого мало, поэтому полностью оплатил строительство целого монастыря, что стало первым подобным случаем в истории.
Медичи лично следил за всем процессом строительства и дал приказ вырезать над входом огромную надпись, гласящую: «Папа Евгений IV обещает, что Козимо Медичи будут отпущены все его грехи взамен на строительство этого монастыря». А еще он попросил сделать для себя подобие монашеской кельи, внутри которой постился, совершал покаяние и умолял о спасении своей души.
Позаботившись о себе, банкир решил сделать что-то и для искупления грехов всей семьи, заказав у Беноццо Гоццоли огромную картину для своей кельи, изображавшую волхвов, несущих Иисусу дары. Ведь чем была вся эта церковь, если не огромным подарком от Медичи Христу?
Флорентийские волхвы
В итоге Медичи очень понравилось ассоциировать себя с библейскими волхвами. Настолько, что они даже ввели традицию воссоздания грандиозного шествия: 6 января сотни людей выходили на улицы Флоренции и несли обезьян, попугаев, гепардов, тигров и других животных.
Козимо и его старший сын умерли от подагры в 1460-х годах, после чего власть семьи Медичи перешла в руки его внука Лоренцо.
Великолепный Медичи
Лоренцо Великолепный получил лучшее классическое образование, какое только можно было купить за деньги. В отличие от деда и прадеда он совсем не интересовался банковским делом, считая, что важнее всего в жизни его личные удовольствия. Он совершенно не стеснялся выглядеть как самый могущественный житель Флоренции, коим он, собственно, и являлся, а своим главным увлечением считал искусство.
Его великой мечтой было возродить красоту и мифы древнего классического прошлого, поэтому он предпринял практические шаги для ее реализации. Переживая из-за того, что флорентийское Возрождение теряло власть в мире живописи, он решил основать школу современного искусства, выбрав лучшие работы из семейной коллекции и наняв талантливых учителей.
Лоренцо основал академию в своем собственном саду. Его преданность языческому искусству вместо религиозного сформировало творческое направление обучения. Одним из его учеников был Микеланджело Буонаротти. Кто знает, возможно мы никогда и не узнали бы об этом талантливейшем творце, если бы не покровительство Медичи Великолепного.
Преступление и наказание
Но сразу после его смерти в 1492 году призраки преисподней вернулись и предстали пред семейством Медичи в лице фанатичного монаха Джироламо Савонаролы. Он объявил войну языческому искусству, находящемуся под покровительством потомков Лоренцо, и убедил жителей Флоренции сжечь все произведения искусства во славу Божью на полубезумном религиозном празднике «огней тщеславия».
Савонарола проповедовал, что конец света близок, и в чувствах апокалиптического террора жители Флоренции повернули против Медичи.
Через два года после смерти Лоренцо его старший сын Пьеро понял, что его семья в смертельной опасности, потому уговорил их бежать из города. Роскошные дворцы были разграблены, а все произведения искусства украдены или уничтожены.
Из банкиров в диктаторы
Почти 20 лет Медичи пребывали в изгнании, но не оставляли мысли вернуть былую власть через церковь. Младший брат Пьеро, Джованни, стал первым Папой Римским в семействе, получив имя Лев X. Благодаря его влиянию семья сумела возродить могущественные позиции влияния во Флоренции в 1512 году.
Новое поколение Медичи, выросшее в изгнании, не думало ни о душе, ни об искусстве. Они мечтали о власти.
И вот в 1530 году Флоренция оказалась в руках жестокого диктатора Алессандро Медичи. Необразованный головорез приказал построить огромную пугающую крепость Фотрецца-да-Бассо, предназначенную для покорения, а не защиты, попутно заполняя гербами своей семьи каждый свободный метр города.
А еще именно он нарушил давнюю флорентийскую традицию не использовать портретов на деньгах, заказав художнику Бенвенуто Челлини монетную чеканку своего лица. Это было буквальное заявление о том, что теперь Медичи равны королям.
Возрождение для Медичи
В 1570-х правителем Флоренции стал Франческо Первый, который не был воином, но зато был тонким эстетом, любителем искусства, природы и владельцем коллекции экзотических вещей.
Интересна его миниатюрная галерея, напоминающая шкаф (на фото выше), с овальными картинами, за которыми скрывались предметы искусства, символизирующие ту же стихию, которая была изображена на полотне перед ними.
Заключение
Джованни Медичи хотел уйти от бездуховных корней своего богатства, но итогом стало появление валюты более дорогой, чем золото. Ею стало искусство.
Как искусство помогло 17-летнему Козимо Медичи создать самую могущественную династию
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Козимо I
Козимо Медичи пришёл к власти после убийства его двоюродного брата в 1530-х годах. В то время Флоренция почти полностью потеряла свою значимость и индивидуальность. Город стал разменной монетой на политической карте Европы. Юноше удалось, казалось бы, уже невозможное — с Флоренцией снова стали считаться. Историки говорят, что пусть даже он был бы тираном, всё равно флорентийцы были бы бесконечно благодарны ему. Память об этом правителе жива и почитаема до сих пор.
В Метрополитен-музее сейчас новая выставка, которая посвящена семейству Медичи и Козимо лично. Эксперты исследуют, как представители этой династии использовали самое сильное средство, доступное в ту эпоху – искусство. Для них оно стало воистину средством пропаганды. В каталоге «Медичи: портреты и политика, 1512–1570» собрана почти сотня работ самых знаменитых и прославленных мастеров. В картинах таких именитых авторов, как Рафаэль, Бенвенуто Челлини и многие другие можно проследить все культурные инициативы этой банковской династии. Почти шесть десятков лет они всячески поддерживали искусство. В картинах чётко отразилось то, как покровительство могущественных Медичи укрепило статус Флоренции как главного центра итальянского Возрождения.
Искусство на службе политики
Козимо I Медичи с великолепным и непередаваемым мастерством использовал культуру не только для создания чувства собственной значимости. Он изо всех сил старался сделать родную Флоренцию значимой и могущественной. Козимо желал, чтобы она была истинным интеллектуальным центром и колыбелью искусства Возрождения.
Первым, что можно увидеть на нынешней выставке будет внушительный бюст Козимо, изваянный в бронзе великим Челлини. Скульптуру предоставили на время. Недавно была проведена её тщательная реставрация. Лишь благодаря этому эксперты поняли, что глаза знаменитого флорентийца, долгое время скрытые под тёмным слоем краски, на самом деле были сделаны из серебра. Это было обычной практикой в искусстве того времени.
С середины 16 века эта скульптура украшала собой ворота крепости на Эльбе. Монументальная фигура в римских доспехах, грозно возвышалась над главным входом. Пронзительный взор Козимо буквально прожигал каждого входящего. Бюст был призван олицетворять связь Медичи с величием древней Римской империи.
Многие картины, представленные на выставке демонстрируют глубину связи Медичи с классическим искусством и культурой. В работе Бронзино « Козимо I Медичи в роли Орфея» (1537–1539), например, герцог изображается как мифологический музыкант Орфей. Это как бы возвышает его над миром простых смертных, приравнивая к мифологическим божествам. А вот мраморный бюст уже постаревшего Козимо, работы скульптора Джованни Бандини, изображает его в качестве римского императора, предполагая некое безвременье его властных полномочий.
На выставке представлено целых шесть тематических разделов. Все они посвящены исследованию истории династии Медичи. В начале 16 века семья лишь недавно вернулась из изгнания. Они изо всех сил пытались сохранить главенствующую роль Флоренции в стремительно меняющемся политическом ландшафте. Это с успехом удалось. В 1569 году Папа Пий V назвал Козимо, герцога Тосканы, Великим, таким образом отметив его заслуги.
Цель выставки не только продемонстрировать шедевры изобразительного искусства великих мастеров. Авторы желают показать, как искусство помогало укреплять власть. Правители, желая представить себя в нужном свете, стимулировали развитие всех культурных процессов. Искусство поддерживали и развивали. Они тесно общались с художниками, погружались в культуру. Тогда стиль и тематика, а также духовная наполненность изображения была строго выверена с целью усилить впечатление о личности правителя. Нужно было создать некий образ. Вся эта политическая шелуха забывается. Сейчас все эти работы не рассматриваются в подобном контексте, они выставлены в музеях, чтобы ими восхищались за их эстетические и высокохудожественные достоинства.
Первые два раздела выставки демонстрируют период с 1512 по 1534 год. Они познакомят посетителей со многими прославившимися в веках членами семьи Медичи. Например Папа Климент VII, племянник Лоренцо Великолепного или Алессандро Медичи. Затем выставка смещается к личности самого Козимо. Герцог и его супруга, Элеонора ди Толедо делали всё, чтобы укрепить своё могущество. Для этого они заказывали множество портретов, где художникам ставилась задача продемонстрировать полноту их власти, преемственность и непрерывность династии. Всё это должно было быть передано с максимальной художественной изысканностью. Так говорится в заявлении музея.
Например, есть целая серия портретов Элеоноры ди Толедо. Она изображена на них вместе с сыновьями. Каждая картина символизирует продолжение и укрепление династии. Также в музее Метрополитен можно увидеть роскошное платье из красного бархата, которое, вероятно, подарила испанская дворянка монастырю в Пизе.
На выставке представлены и портреты самих великих художников. Ведь именно их мастерство смогло поднять Флоренцию на столь невообразимо высокий культурный уровень. Также один раздел посвящён сопоставлению работ Бронзино и Франческо Сальвиати. Один был художником-маньеристом при дворе Козимо I, другой представлял конкурирующий панитальянский стиль.
Не только портреты
На выставке представлено и несколько другое направление. Оно посвящено литературной культуре Флоренции. Там представлены портреты поэтов и литераторов того времени. Настоящей жемчужиной этого раздела стал портрет поэтессы Лауры Баттиферри кисти Бронзино. Его недавно отреставрировали.
Не все особы представленные на портретах выставки столь знамениты. Есть даже исторические личности, имевшие косвенные связи с семейством Медичи. Например портрет Лодовико Каппони, чья главная заслуга состоит в том, что он подрался в церкви во время мессы с ревнивым супругом дамы, в которую был безответно влюблён.
Сюжет картины не имеет особого исторического значения. Лодовико не принадлежал к роду Медичи. Он был сыном богатого флорентийского банкира. Эта работа является настоящим шедевром портретной живописи 16-го века. Она демонстрирует всю силу искусства. На картине Каппони изображён совсем молодым. Он держит медальон с портретом женщины, прижимая его к груди. Всё изображено на зелёном фоне. Полотно наполнено символами. Личность с портрета как бы говорит, что юноша способен противостоять любым ударам судьбы. Даже если это безответная любовь.
Буклет выставки «Портреты и политика» венчают слова самого знаменитого мастера эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи. Это не случайность, ведь начало его карьеры которого было сформировано Лоренцо Великолепным. Признавая непреходящую силу великого искусства и земное могущество правителей, которые его заказали, старый мастер замечает: «Сколько великих правителей жили и умерли, не оставив по себе ничего значимого, они лишь тщетно старались приобрести имения и богатства, воображая, что их слава может быть вечной».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Статистика
Семейство Медичи и их роль в культуре Ренессанса.
Семейство Медичи и их роль в культуре Ренессанса.
Герб Медичи в Палаццо Питти
Разговоры о Ренессансе невозможны, конечно, без упоминания Медичи. Не случайно кто-то сказал, что Флоренция творила гениев, а Флоренцию творили Медичи. Или, как Александр Дюма писал, они сделали для мировой славы более, чем кто-либо из принцев, королей и императоров. Кто же такие Медичи?
Портрет папы Льва X и его братьев, Джулио де Медичи и Луиджи де Росси. 1518–1519
Художник – Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, 1483–1520). Галерея Уффици, Флоренция
Влиятельная итальянская фамилия, богатые предприниматели и банкиры, меценаты, благодетели многих художников. И, конечно, без их капитала, может быть, иначе выглядело бы итальянское искусство, во всяком случае иначе выглядела бы Флоренция.
Среди представителей семьи Медичи, кстати, четверо римских пап (Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI) и две королевы Франции, Екатерина Медичи и Мария Медичи, то есть их влияние распространялось не только на Флоренцию, но и на Рим, и на другие страны Европы.
Пий IV; в миру Джованни Анджело Медичи
Происхождение фамильного имени точно неизвестно. По одной из версий, родоначальником этого рода был некий врач — отсюда «медичо», то есть «медичи» — это врачи — при дворе Карла Великого.
По другой версии, родоначальник занимался какой-то аптечной торговлей. Как мы понимаем, и то и другое подтвердить довольно сложно. Но семейные предания возводят происхождение рода к рыцарю Карла Великого по имени Аверардо, который поселился близ Флоренции в конце VIII века. Понятно, что хотелось, конечно, более аристократической истории для меценатов. Другая версия гласит, что Медичи являются прямыми потомками военных вождей франков. Но опять же ни одна из этих версий документально подтверждена быть не может.
Лев XI; в миру Алессандро Оттавиано Медичи
Известно, что свое состояние, во всяком случае к XIV веку, Медичи нажили операциями, связанными с банковским делом, сосредоточив в своих руках большие средства. И при этом они ведут очень хитрую политику. Вот завоевание ими Флоренции было не так просто, не просто у них были деньги, поэтому их решили как-то выдвинуть, потому что завоевали они себе место еще тогда, когда Флоренция была коммуной, республикой.
Королевы Франции Мария и Екатерина Медичи
Но дело в том, что Медичи вели очень интересную политику. Они выступали в борьбе кланов не на стороне богатых, а на стороне бедных, и поэтому они завоевывали прежде всего голоса не богатых, а бедных. Это говорит об их достаточно нетривиальном мышлении. Так, например, в 1378 году Сильвестр Медичи, избранный гонфалоньером справедливости (это был такой титул, чин), поддержал бунт бедняков против знати. Это было известное восстание чомпи. Чомпи — это чесальщики шерсти и другие наемные рабочие мануфактур. Вот именно завоёвывая простой люд, они и завоевали себе поддержку народа.
Джованни ди Биччи де Медичи — итальянский банкир, сделавший Банк Медичи одним из самых высокодоходных предприятий в Европе. Считается основателем политического могущества рода Медичи. Отец легендарного Козимо Медичи и прадед Лоренцо Великолепного.
Политическое могущество Медичи сначала завоевывалось, потом его теряли. Они были даже изгнаны на какое-то время из Флоренции, но и когда они были изгнаны, они не тратили время даром. Вот те средства, которые они аккумулировали, они пустили на внешнюю торговлю, и они стали теми людьми, которые начали международные операции. Они имели и в Голландии, и в других местах свои торговые дома и стали ссужать деньгами Рим, пап, а это тоже большая сила. И в конце концов, как мы знаем, даже несколько Медичи занимали папский престол.
Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
Политическое могущество Медичи и власть во Флоренции возвращает Джованни ди Биччи, который был избран гонфалоньером справедливости в 1421 году, а его сыновья, Козимо и Лоренцо, были весьма активными политическими деятелями Флорентийской республики.
Джулиано Медичи — второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного.
Но больше, конечно, мы знаем Козимо, его часто называют Козимо Медичи Старший, потому что именно он стал единоличным правителем Флоренции. В 1434 году, как раз воспользовавшись очередным недовольством народа против знати, Козимо взял власть в свои руки, поддержав народ, и народ поддержал его, и, став во главе республики, сначала он практически превращает ее в синьорию, то есть в такую единоличную власть.
Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459—1461)
Но при этом повторяю, что они не были такими тиранами, потому что огромное строительство, поддержка талантливых художников. Они были очень чутки к красоте, они были очень чутки к талантам. Тот же Козимо Медичи, например, создает Платоновскую академию – кружок интеллектуалов, философов. То есть создали-то академию, конечно, сами философы, но Козимо дал им свою виллу, свой сад и даже потом подарил его Марсилио Фичино.
Козимо Медичи Старый — сын Джованни ди Биччи (1360—1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.
При сыне Козимо, Пьеро ди Козимо, их популярность немножко уменьшилась, но зато она возросла при его внуках, особенно Лоренцо и Джулиано, и внук Козимо Лоренцо получил прозвище Великолепного. Вот замечательный портрет Джулиано Медичи работы Боттичелли.
А это Джироламо Мачиетти изобразил Лоренцо Медичи. Джулиано слыл красавцем, любителем женщин. У Лоренцо, может быть, более грубые черты, и даже, может быть, на них лежит печать борьбы, которую бесконечно вели Медичи со своими противниками. Тем не менее Лоренцо Великолепный, Лоренцо Магнифико, видимо, был любимым внуком своего деда Козимо. С ранних лет его готовили, с детства ему внушали, что он будет властвовать, что власть будет в его руках, — и дали ему разностороннее образование.
Франческо I Медичи — великий герцог Тосканы с 1574 года.
Он был очень хорошо образован. Он знал языки, он владел многими ремеслами. Он был склонен к красивой жизни. Эту красивую жизнь он привил Флоренции. Он устраивал празднества, где все, от богатого до самого бедняка, получали радость и удовольствие, и это тоже вызывало у народа симпатию, конечно.
Пьеро ди Козимо де Медичи — правитель Флоренции с 1464 по 1469 год. Из-за болезни имел прозвище Подагрик (il Gottoso).
Он первым в семье заключил династический брак, очень выгодный. Женился на наследнице древнего рода Орсини. Я уже говорила, что очень часто вот такие денежные магнаты пытались соединиться с людьми более знатного происхождения. И, укрепив тем самым свои связи, он сделал своего сына и племянника кардиналами, а потом они стали еще и папами. Это римский папа Лев X и Климент VII.
Джулиано ди Лоренцо де Медичи, герцог де Немур — капитан-генерал Флорентийской республики из рода Медичи, третий сын Лоренцо Великолепного и Клариче Орсини, младший брат Пьеро Глупого и папы Льва X.
Лоренцо — создатель первой в Европе публичной библиотеки, опять же публичной. Были библиотеки у многих богатых людей. В это время любовь к книге распространяется достаточно широко, потом, с изобретением книгопечатания, еще больше. Но Лоренцо делает библиотеку публичной, то есть доступной для всех. Это тоже очень важно.
Лоренцо II ди Пьеро де Медичи— капитан-генерал Флорентийской республики с 1516 года и герцог Урбинский с 1516 года из рода Медичи. Сын Пьеро II Невезучего и Альфонсины Орсини, внук Лоренцо Великолепного, отец Екатерины Медичи.
Он приглашает лучших художников, не только флорентийских. Если Козимо Медичи, его дед, поддерживал в основном флорентийцев, и мы даже знаем, что конкурс на купол Санта Мария дель Фьоре ограничивался только флорентийскими мастерами, то Лоренцо открывает Флоренцию и для других людей. Сюда приезжает Леонардо да Винчи, здесь, так сказать, создают условия для формирования юного Микеланджело. То есть на самом деле Лоренцо делает Флоренцию практически культурной столицей Италии. У Рима, конечно, славу не отнимешь, но Флоренция при Лоренцо оспаривает славу Рима.
Фердинандо I Медичи— великий герцог Тосканский (1587—1609), значительно увеличивший престиж и влияние дома Медичи в Италии и за её пределами.
Но за видимым блеском и великолепием часто скрывалась неуверенность в будущем. Как пелось в песне, сложенной самим Лоренцо, он был еще и поэтом: «Если хочешь, счастлив будь, но на завтра не надейся». И, может быть, именно вот этот скепсис отражают практически все портреты Лоренцо.
Козимо II Медичи — великий герцог Тосканский с 1609 по 1621 годы.
Алессандро де Медичи
После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году его старший сын Пьеро ди Лоренцо, уступает, — как всегда, природа отдыхает, конечно, часто на потомках великих людей, — и он уступает Карлу VIII, двинувшемуся на Неаполь, несколько важных пунктов во владениях Флоренции, и его изгоняют как изменника родины. То есть кажется, что Медичи потерпели крах: после Лоренцо Великолепного вот такой вот бездарный, сдавший позиции его сын.
Элеонора Толедская с сыном. Бронзино. 1545. Уффици, Флоренция
Тем не менее потом все восстанавливается, и снова партия Медичи через некоторое время, в 1512 году, снова становится во главе республики. То есть республика восстанавливается, но во главе ее через какое-то время снова становятся Медичи. А в 1532 году Флорентийская республика меняет свою форму правления, и уже Медичи себя объявляют наследственными монархами. Государство теперь называется Флорентийским герцогством, а в 1569 году — великим герцогством Тосканским.
Но все это Медичи. В течение трех веков, даже, можно сказать, почти четырех веков, власть Медичи над Флоренцией продолжается. Но все-таки главным детищем этой семьи был, конечно, итальянский Ренессанс. Благодаря Козимо, благодаря Лоренцо Великолепному, потому что они поддерживали многих художников, созданы прекрасные, великие произведения искусства. И, может быть, именно за это надо быть им благодарными.
Художники, работавшие на Медичи
Вилла Медичи в Риме.
Вероккьо — скульптор и живописец: надгробие Козимо Медичи (1465), скульптурная группа «Уверение Фомы» (1476—1483), гробница Пьеро и Джованни Медичи, эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров Лоренцо Медичи, скульптура «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи.
Микеланджело: работы для Лоренцо Медичи, оформление фасада семейной церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, Новая Сакристия (капелла Медичи), гробница Джулиано и Лоренцо Медичи, проч.
Беноццо Гоццоли — писал фрески для Медичи в Палаццо Медичи-Рикардо
Боттичелли: роспись знамени для Джулиано Медичи, картина «Поклонение волхвов», среди изображенных — представители рода (1475—1478), Портрет Джулиано Медичи, «Паллада и кентавр», «Весна», проч.
Бенвенуто Челлини — работал для герцога Козимо Медичи.
Джамболонья — прославленный скульптор: конный памятник Козимо I Медичи, Меркурий Медичи.
Аньоло Бронзино — придворный портретист Козимо I.
Лука Джордано — фрески в палаццо Медичи-Риккарди.
Джорджо Вазари
Фра Филиппо Липпи: алтарный образ Св. Михаила, проч.
Фра Беато Анджелико: Алтарь Сан Марко (1438—1440) для монастыря Св. Марка
Понтормо: росписи виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519—1521), проч.
Рафаэль: Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
Тициан: Портрет Ипполлито Медичи (1532—1533).
Архитекторы и здания
Вилла и сады в Поджо-а-Кайано под Прато.
Палаццо Медичи-Рикарди (1444—1460) — арх. Микелоццо ди Бартоломео
Палаццо Веккьо (де ла Сеньория)
Палаццо Питти — арх. Брунеллески. Приобретен в собственность рода Элеонорой Толедской, супругой Козимо I.
Капелла Медичи в церк. св. Аннунциаты — арх. Микелоццо ди Бартоломео
Новая Сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо — Микеланджело
Вилла Медичи
Вилла Пратолино
В массовой культуре
В книгах английского писателя-фантаста Терри Пратчетта правителем (патрицием) города Анк-Моркпорка является хитроумный и хладнокровный лорд Витинари (Vetinari). Его фамилия, происходящая от слова «ветеринар» — отсылка к Медичи («медик»). Использованы некоторые черты Лоренцо Великолепного, например Витинари покровительствует изобретателю Леонарду Щеботанскому, подобно тому как Медичи покровительствовали Леонардо да Винчи.
В видеоигре Assassin’s Creed II представлен заговор Пацци против семьи Медичи. Лоренцо Медичи также является одним из ключевых персонажей игры.
В видеоигре Eternal Champions: Challenge from the Dark Side персонаж София Риптайд является членом семьи Медичи.
В видеоигре Just Cause 3 действие происходит на вымышленном острове Медичи в Средиземноморье.
В сериале «Демоны да Винчи» (2013-2015) действия происходят во времена правления Лоренцо Медичи и его брата Джулиано в Флоренции.
В сериале «Царство» (2013-2017) действия происходят во Франции во время правления Генриха II и Екатерины Медичи.