Месть обезьян: В Уганде шимпанзе начали массово похищать и убивать человеческих детей
За последние несколько лет шимпанзе на западе Уганды стали куда более агрессивными. Предположительно из-за сокращения лесных территорий, им не хватает еды и они стали все чаще совершать набеги на человеческие поселения.
При этом они не просто воруют еду, они нападают на детей, похищают их, а потом растерзанные останки этих малышей находят в лесу.
Местные жители в ужасе от происходящего. В одной из деревень было убито целых шестеро детей, а одна семья была вынуждена бросить свой дом и уехать оттуда в другое место, потому что шимпанзе не давали им проходу и пытались напасть.
Ранее ничего подобного в поведении местных шимпанзе не замечалось. Они в целом никогда не были миролюбивыми существами, но людей остерегались и близко к поселениям обычно не подходили. И нападения шимпанзе были куда более редкими.
Исследователи связывают изменение поведения приматов в тем, что у Уганде с огромной скоростью увеличивается население. В 1911 году в этой бедной восточноафриканской стране жило всего 2,5 млн человек, а в 2018 уже 43 млн. Множество семей тут многодетные, более 80% населения живут в деревнях и питаются тем, что выращивают на грядках, людям постоянно не хватает еды и под фермы и поля вырубаются все новые и новые лесные территории.
За последние 25 лет Уганда потеряла 63% своего лесного массива и сейчас лишь 15% территории страны покрыто лесами. Многие животные, в том числе шимпанзе, испытывают проблемы с поиском продовольствия, а на полях людей растет легко доступная кукуруза, маниока, сахарный тростник и другие вкусные вещи.
Работающие на полях женщины постоянно берут с собой маленьких детей, чтобы кормить их в перерывах между прополкой. И когда шимпанзе совершают набеги на эти поля, они по какой-то причине заодно нападают и на детей. Иногда детей ранят и убивают сразу на месте, иногда утаскивают с собой в леса.
Одной из жертв обезьян стал двухлетний ребенок, которому шимпанзе одним мощным ударом лапы вспороли живот и вырвали почки. Когда люди нашли его, мальчик был еще жив, но умер по дороге в больницу.
Ученые пока не могут объяснить причины непонятной агрессивности шимпанзе именно по отношению к детям. Взрослых людей шимпанзе обычно остерегаются и предпочитают обходить стороной. Мясо убитых детей шимпанзе практически не трогают.
Также исследователи и местные жители не знают, как бороться с новой проблемой. Шимпанзе в мире осталось не более 300 тысяч, а в Уганде на них запрещена охота и любое убийство обезьяны может быть наказано большим штрафом.
Одна из местных жительниц считает, что поведение шимпанзе может быть лишь ответной агрессией на агрессию людей. Сама она установила с этими обезьянами хрупкое перемирие, подкармливая их плодами, когда они подходят близко к ее дому.
«Шимпанзе очень умные, если вы не нападаете на них, не гонитесь за ними, они будут вашими друзьями. Но если вы начнете их преследовать, вы породите бурю».
За возможность приласкать чужого детеныша обезьянам приходится платить
Умиление при виде детенышей свойственно не только людям, но и высшим приматам. Некоторые из них научились извлекать из этого выгоду: чтобы понежничать с чужим младенцем другие самки должны сначала выбрать насекомых из шерсти его матери, что называется грумингом. Количество необходимого груминга при этом подчиняется вполне привычным нам рыночным законам.
Чужая самка делает груминг детенышу. Для этого ей пришлось сначала «заплатить» грумингом для матери
Рыночными эти отношения делает тот факт, что количество необходимого груминга зависит от наличия младенцев в группе. Как только число доступных младенцев в группе возрастает, спрос на них падает, и мамаши дают доступ к младенцам за более короткий груминг, чем если бы детенышей было мало.
Также по-разному оценивается груминг особей различного ранга. Груминг от занимающих более высокое положение в иерархии данной группы самок ценится более высоко, чем от менее статусных особей.
Впрочем и младенцы младенцам рознь. Особо ценятся совсем недавно рожденные малыши, для доступа к которым требуется наибольшее количество груминга. Так, единственный в группе только что рожденный детеныш-мангабей «стоит» десяти минут груминга, а когда он достигает возраста в три месяца, цена едва достигает четырех минут.
Что же позволяется делать чужим самкам с вожделенными детенышами? Практически что угодно. Тут все зависит от опытности самки. Молодые и еще не рожавшие самки удовлетворяются тем, что нюхают и дотрагиваются до младенцев, а вот более опытные, имеющие своих детей самки действуют смелее: они берут их на руки, ласкают, прижимая к себе. Эта близость обращения с детенышами в цену не входит, самки либо получают, либо не получают доступ к младенцам.
Взаимоотношения между матерью и детенышами у макак-резусов
Развитию поведения у обезьян уделялось особенно большое внимание из-за их филогенетической близости к человеку. Описательные данные имеются уже по многим видам, но мы ввиду ограниченности объема остановимся на исследованиях макак-резусов в условиях неволи, основываясь на обзорах Г. и М. Харлоу и Хайнда и Спенсер-Бус. Харлоу и сотрудники работали главным образом с обезьянами, которых содержали в довольно маленьких клетках, что позволяло наблюдать за животными вблизи при довольно строгом экспериментальном контроле. Хайнд и Спенсер-Бус изучали в неволе группы обезьян, состоявшие из самца, трех или четырех самок и их детенышей. Такие условия обеспечивали более «обогащенную среду», чем маленькие лабораторные клетки, и в то же время позволяли контролировать и регистрировать поведение гораздо точнее, чем при наблюдениях в естественных условиях. Данные, полученные в этих исследованиях, качественно соответствуют и данным полевых исследований.
В раннем детстве детеныши макак-резусов проводят очень много времени «на руках» у матери, тесно прижавшись к ней в положении живот к животу. В этот период главную роль играют две группы рефлексов. К первой относятся рефлексы, связанные с кормлением, а также реакция «цеплянья» и, возможно, другие двигательные рефлексы, помогающие детенышу держаться возле соска (например, стремление карабкаться вверх). Ко второй группе относятся двигательные реакции, помогающие детенышу установить и сохранять положение живот к животу. Однако подобное поведение детеныша было бы совершенно неэффективным, если бы не было пассивного или активного содействия со стороны матери. Мать укачивает, кормит молоком, обыскивает своего детеныша, удерживает его около себя и возвращает, если он отошел далеко. В экспериментах Харлоу было показано, что это поведение определяется собственным опытом матери в раннем возрасте — у обезьян, выросших с искусственными проволочными «матерями» (см. ниже), адекватного материнского поведения не развивается.
По-видимому, детеныши резусов обучаются узнавать свою мать в течение первых двух недель жизни. В экспериментальных условиях реакцию различения можно выработать у них начиная с 10-дневного возраста [2678]. В течение первых недель жизни развиваются способности к восприятию и появляются манипуляторные навыки (см. разд. 20.2 и 20.8—20.10). Примерно в возрасте 3 недель появляется координация между движениями глаз, конечностей и рта, что дает возможность детенышу самостоятельно есть, а в 6 педель он уже способен бегать по вертикальной проволочной сетке [10701.
По мере развития детеныша его взаимоотношения с матерью постепенно меняются. Чтобы понять динамику этих изменений, необходимо разобрать по отдельности роли матери и детеныша в их взаимоотношениях. Например, нужно понять, является ли увеличи- вающаяся независимость детеныша результатом изменений поведения его самого, матери или их обоих. Для начала следовало бы рассмотреть, нельзя ли объяснить наблюдаемые изменения во взаимоотношениях между матерью и детенышем разными сочетаниями четырех простейших возможных изменений, а именно повышением или понижением у матери и у детеныша тенденции положительно реагировать (т. е. без избегания или агрессии) друг на друга. Конечно, предположение, что изменение отношений между матерью и детенышем обусловливается только изменениями четырех основных типов, очень упрощенно, однако оно может послужить исходной точкой для анализа.
Применение этого метода иллюстрирует табл. 2, где показано предсказанное влияние этих изменений на четыре типичных показателя. Показателями служат; 1) время, проводимое детенышем вдали от матери; 2) отношение числа попыток детеныша добраться до соска, пресеченных матерью (R), к общему числу успешных (А-\-М) и безуспешных (R) попыток добраться до соска; 3) относительное число полуминутных интервалов, в которые детеныш находится только на расстоянии более 60 см от матери — показатель «только ] 60 см» (60 см — это расстояние, на котором мать может дотянуться до детеныша); 4) показатель % Ар — %L, выражающий роль детеныша в сохранении пространственной близости к матери. Последний показатель определяется разницей между процентом случаев Ар (от approach — приближение), в которых расстояние между матерью и детенышем становилось меньше 60’см благодаря приближению детеныша, и процентом случаев, в которых оно становилось более 60 см (L) благодаря удалению детеныша (от leaving — удаление).
Детоубийство в природе и обществе: будничная жестокость
В нашем обществе убийство ребенка считается одним из самых тяжких преступлений. Однако в природе это достаточно распространенное явление. Более 50 видов обезьян, а также мыши, бегемоты, львы — все они время от времени занимаются детоубийством. Каковы причины этого, на первый взгляд, противоестественного поведения? И оправдывают ли эти причины человеческих матерей, которые через несколько часов или дней после рождения убивают собственного ребенка? Расставить все точки над i помогает теория известного приматолога Сары Хрди. О ней рассказывает статья в научно-популярном интернет-журнале «Наутилус».
Есть какое-то запретное удовольствие в изучении животных, которые ведут себя нечеловечески жестоко: самки богомолов, увлекающиеся сексуальным каннибализмом, рыбы, поедающие собственных мальков.
Именно такой тип извращенного поведения привлек антрополога и эволюционного биолога Сару Блаффер Хрди в обезьянах-лангурах. Их изучением она занималась в 60-х и 70-х годах в Маунт-Абу в Индии. Самцы этих крупных обезьян с серой шкурой убивали детенышей в своей колонии. Биологи считали, что такое поведение объясняется слишком бурным ростом популяции. Хрди обнаружила, что это не так. Инфантицид у лангуров был адаптивным механизмом, не зависимым от перенаселения. Самое интересное, что тот же механизм работает у людей — но встречает жесткую критику.
В колониях лангуров детоубийство — не результат неких всплесков агрессии, а норма. Своим детенышам самцы никогда не причиняют вреда, только чужим. Также не трогают малышей старше шести месяцев. Это привело Хрди к выводу, что инфантицид был тактикой, позволявшей матерям возобновить брачный период. Пока они вскармливают потомство, лактация подавляет овуляцию. Как только вскармливать становится некого, лактация останавливается. Таким образом, убийство чужих детенышей увеличивает шансы самца на продолжение рода.
Хрди пишет: «Истребляя младенцев предыдущих лидеров стаи, самцы лангуров изменяют репродуктивный потенциал самок таким образом, что он сохраняется около 27 месяцев — срок, в течение которого у самца будет к доступ к самке».
«На первых порах детоубийство у лангуров меня очень удручало, — говорит Хрди. — Но если исследовать этот феномен долгое время, то дистанцируешься от него».
Чтобы популяризировать свои идеи о социобиологии и материнстве, Сара Хрди снималась для журналов с собственной дочерью
Четыре десятилетия назад эта тема была противоречивой и немного скандальной. Но на сегодняшний день ученые изучили множество подобных стратегий в животном царстве. По крайней мере 51 вид приматов практикует инфантицид, так же как мыши, бегемоты и львы.
«Будучи людьми, мы рассматриваем продолжение рода с точки зрения морали, — говорит Эрик Стросс, биолог из Университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе. — В природе решения о том, как заботиться о потомстве, принимаются неосознанно. Часто они встроены на уровне инстинктов».
Действительно, количество видов, чьи самки убивают детей, может удручать, если рассматривать их с человеческих позиций. Вот еще пример: у египетских цапель редко бывает достаточно пищи, чтобы кормить своих детенышей, и они отдают предпочтение первым двум. Они, в свою очередь, убивают третьего в семействе. Родители наблюдают и не вмешиваются.
Материнский инфантицид чаще встречается среди видов, у которых различные члены группы принимают на себя родительские функции, то есть мать зависит от системы поддержки. Хрди называет это «кооперативным размножением». Если мать чувствует, что поддержки недостаточно или что цена за выращивание потомства становится слишком высокой, она может отказаться от своих материнских обязательств.
Тамарин из Южной Америки
Человеческие матери также идут на детоубийство, если чувствуют недостаток социальной поддержки. Чаще всего это происходит в первые несколько часов или дней после рождения. В 2012 году психологи Андреа Чиани и Лилибет Фонтанези из Падуанского Университета в Италии опубликовали статью «Матери, убивающие потомство: Проверка эволюционной гипотезы на выборке из 110 итальянок». Между 1976 и 2010 годами эти женщины убили 123 своих ребенка. Чиани и Фонтанези объясняют, что матери-детоубийцы — это не «психопатология». Их действия были оправданы с точки зрения эволюции тем простым фактом, что они «сохраняли ресурсы для будущих потомков, которые родятся в лучших условиях».
В недавней статье Сара Хрди предполагает, что такое адаптивное поведение — результат зависимости людей от системы поддержки: «В контексте других кооперативно размножающихся приматов послеродовая отзывчивость человеческих матерей необыкновенно чувствительна к показателям социальной поддержки».
Инфантицид на средневековой китайской гравюре
Хрди считает, что Homo sapiens сформировались как вид с кооперативным размножением, и поэтому человеческие матери очень чувствительны к тому, как много социальной поддержки они получают. Исследовательница говорит: «Если вы посмотрите на случаи инфантицида, то увидите, что они часто происходят до того, как мать начала кормить грудью, до того, как начали формироваться узы». Так как социальные нормы осуждают детоубийство и отказ от детей, довольно неуютно сталкиваться лицом к лицу с тем фактом, что эволюционные силы толкают человеческих матерей к агрессии против новорожденных. Но ничего нового в этом нет. На протяжении всей истории нашего вида люди оставляли и убивали своих детей по разнообразным причинам, от нищеты до неприятия незаконнорожденных потомков.
Конечно, существуют биологические механизмы, препятствующие инфантициду — природа старается не расходовать материал впустую. Без должной социальной поддержки у женщины не будет достаточно питания, чтобы зачать здорового ребенка. Но в нашем обществе мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда молодые женщины могут зачать в раннем возрасте, не имея социальной поддержки.
Хрди говорит: «Мы изменили правила человеческого существования, но не снабдили людей необходимыми инструментами, чтобы справляться с новыми условиями».
Антропологи выяснили, зачем приматы носят с собой трупы детенышей
Самки приматов склонны носить своих мертвых детенышей с собой, чтобы справиться с горем от потери, особенно это распространено среди человекоподобных обезьян, выяснили антропологи из Университетского колледжа Лондона и их японские коллеги. Хотя о таком поведении сообщалось ранее, было неясно, насколько оно распространено. Подробнее об этом исследователи рассказывают в статье в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Исследователи проанализировали 126 публикаций, посвященных поведению приматов. В них ученые нашли 409 упоминаний случаев, когда матери месяцами носили с собой трупы малышей. Подобное поведение наблюдалось у 50 видов.
Склонность носить с собой трупы детенышей чаще наблюдалась у человекоподобных обезьян. Лемуры и прочие эволюционно далекие от человека приматы не носили тела малышей, но выражали скорбь иными способами — возвращаясь к трупу или издавая те звуки, которые обычно используются при взаимодействии матери с детенышем.
Чаще такое поведение наблюдалось у молодых самок. Многое зависело и от причины смерти детеныша — тех, кто умер от болезни, матери носили с собой чаще, чем погибших от несчастных случаев или детоубийства со стороны самцов. Также роль играл возраст детеныша — младенцев матери носили чаще, чем более взрослых потомков.
Также исследование позволило лучше понять, как приматы переживают горе и потерю. Женщины, чей ребенок умер при родах, реже испытывают тяжелую депрессию, если им удалось после этого подержать ребенка на руках. Очевидно, многим приматам нужно время, чтобы справиться с потерей — это показывает, насколько сильна бывает привязанность матери к малышу. Исследователи предполагают, что подобное поведение могло наблюдаться и у древних людей, со временем превратившись в погребальные ритуалы.