зачем люди слушают музыку через колонку
Вредно ли слушать музыку в наушниках: исследования ученых
Громкая статистика
По заявлению ВОЗ, более миллиарда молодых людей рискуют испортить и даже потерять слух из-за любви к громкой музыке [1]. Врачи упоминают не только использование наушников, но и посещение концертов. Исследование проводилось среди людей 12–35 лет, которые часто слушают музыку на плеерах и смартфонах, а это почти 50% молодежи развитых стран. ВОЗ считает небезопасным уровень шума более 85 дБ, которому человек подвергается на протяжении нескольких часов. Ученые указали, что приемлемое время прослушивания громкой музыки в диапазоне 100 дБ ограничено 15 минутами.
Отложить наушники?
Вопреки распространенному стереотипу, вред наносит не близость источника шума, а его интенсивность. То есть слушать музыку в наушниках в пределах рекомендованных норм безопаснее, чем включать ее на полную громкость в колонках. Для сравнения — шум на уровне 80 дБ сравним со звуком включенного миксера или проезжающего мимо грузового поезда [2]. 100 дБ — это работающий рядом с вами отбойный молоток или заходящий на посадку самолет в радиусе 1-2 км.
Как понять, что есть риски для здоровья
Вряд ли у каждого дома есть прибор для измерения уровня шума, поэтому можно ориентироваться на аналоги. Организм тоже дает понять, что воздействие оказалось слишком интенсивным. Если классическая музыка в плейлисте сменяется тяжелым металлом, а звук вы не убавляете, то слуховая сенсорная система дает сбой. Вы можете почувствовать звон в ушах и временное снижение слуха [3]. Это особенно заметно при выходе на улицу после громких концертов, но может случиться и в тот момент, когда вы снимаете наушники.
Скрытая потеря слуха
«Но я всю жизнь слушаю громкую музыку в наушниках и не испытываю проблем со слухом», — скажет любитель наушников. Не факт, что это так. Ученые ввели термин «скрытая потеря слуха». Это повреждение волокна слуховых нервов, которое участвует в процессах аудиовосприятия в шумных местах. Скрытая потеря слуха не мешает общаться, распознавать звуки в разговоре и не всегда заметна в спокойной обстановке, что затрудняет проведение тестов.
В 2015 году исследователи организовали эксперимент с участием двух групп респондентов — студентов музыкальных вузов и учащихся по направлению коммуникации [4]. Первые часто слушали громкую музыку в последние годы, вторые — нет. Обеим группам предложили пройти обычный тест на слух в тихом помещении, с которым студенты справились хорошо. Но в дальнейшем выяснилось, что любители музыки не могут распознать звуки в комнате, где шумно или присутствует эхо. Результаты исследований подкрепили электродной диагностикой. В результате врачи убедились, что частое прослушивание громкой музыки негативно влияет на слух.
Есть ли вред для здоровья от наушников
Ученые не берутся утверждать, что повсеместное распространение наушников повлияло на статистическое ухудшение слуха молодых людей. Исследование Калифорнийского университета с участием более 7 тыс. человек проводилось в течение 22 лет, с 1988 по 2010 год [5]. Оно не подтвердило заметного ухудшения слуха респондентов, несмотря на рост популярности портативных плееров и смартфонов в этот период времени.
В другом эксперименте участвовали люди в возрасте 20–69 лет [6]. Ученые сделали четыре выборки: в 1999 и 2004 году, а затем в 2011 и 2012 году. В эксперименте принимали участие 3831 человек, у которых врачи обнаружили среднестатистическое снижение слуха на 2%. Ученые считают, что это результат возрастных дегенеративных изменений, а не последствия от использования наушников. Со временем слух неизбежно ухудшается, особенно к 70 годам.
Как долго можно слушать музыку
Исследования показали, что на здоровье влияет не только уровень шума, но и длительность его воздействия [7]. Опрос и диагностика слуха у 280 подростков в возрасте 17 лет подкреплялись аудиологическими измерениями. Ученые фиксировали децибелы музыки, которые были привычными для молодых людей. В итоге было отмечено, что длительное воздействие громких звуков на протяжении нескольких лет напрямую связано со снижением порога слышимости. Врачи считают, что это замкнутый круг: постепенное ухудшение слуха провоцирует любителя музыки включать ее еще громче.
Как выбрать наушники и не оглохнуть
Мало кто признает, что предпочитает очень громкие звуки, раздражающие слух. На самом деле многие не замечают, что уровень децибелов перешел порог допустимого. Люди увеличивают громкость, стараясь заглушить посторонние звуки — шум метро, гул толпы и малоприятный плейлист водителя такси. В таких случаях стоит подбирать наушники с шумоподавлением. Увеличение громкости особенно опасно при использовании маленьких наушников-вкладышей. У них маленький динамик, поэтому приходится включать звук на максимум. Вред беспроводных наушников также не исключает частичную или полную потерю слуха. При этом ученые утверждают, что постоянное использование Bluetooth-гарнитуры может стать причиной болезней мозга [8]. Если вас беспокоит звон в ушах, головная боль и снижение слуха, обратитесь к терапевту. Врач назначит дальнейшие обследования и даст рекомендации. В большинстве случаев достаточно уменьшить время прослушивания музыки или купить другие наушники, отказываться от любимых треков на пробежке не придется.
Почему некоторые люди постоянно ходят в наушниках? Что с ними не так?
Часто замечаете вокруг себя людей в наушниках? Ходят в наушниках, едят в наушниках и порой даже спят в них. Вас это раздражает? Всё время приходится сначала показывать, чтобы снял их, а потом уже что-то говорить. Или, может быть, в одном кабинете с вами сидит коллега, у которого всё время из колонок кто-то да «поёт»? Почему эти люди все время слушают музыку?
На самом деле здесь дело в уровне стресса. У каждого человека бывают моменты, когда хочется выплеснуть эмоции, и музыка в этом плане — прекрасный помощник. Некоторые привыкают снимать его таким образом постоянно, отсюда и любовь к наушникам и радио. Вот, к примеру, жительница Петрозаводска Анна, работая мастером маникюра, под каждого своего клиента подбирает свою волну:
— У меня в кабинете радио. Клиенты разные, и, соответственно, предпочтения, возраст и интересы тоже. Для каждого стараюсь создать приятную обстановку, чтобы можно было расслабиться и время пролетело незаметно. Для кого-то, например, подходят композиции с «Ретро FM», «Авторадио», большинству клиентов нравится «Радио 10», на этой волне разнообразные стили музыки, а рекламы и болтовни мало. Кому всё равно, я включаю «Наше радио», иногда клиенты удивляются: «Как же давно я не слышала этих песен!» Потом вместе вспоминаем, как ходили на концерты. Есть несколько человек, которые со мной могут и «Радио Maximum» послушать, моё любимое. Есть любители тишины, что тоже важно: после тяжелого рабочего дня клиент устал и хотел бы отдохнуть от всего, иногда и поспать, пока проходит процедура. Я могу в процессе работы даже не замечать, что играет, а иногда музыка помогает настроиться и задать ритм работы.
Лечение музыкой использовали с древних времен
Вспомним страдающего психическим недугом царя Саула, которому играет на арфе Давид. Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. С лечебной целью в психиатрии музыку начали использовать в XIX веке. Сегодня этот метод широко применяется во всем мире, и воздействие музыки доказано специалистами, говорит Ольга Панкратьева, практикующий клинический психолог Петрозаводска.
— Если говорить о себе, то я 16 лет работаю при РИБ, из них 13 лет на травматологическом и хирургическом отделении. В этих отделениях находятся дети после тяжелых стрессовых событий, которым нужна психологическая помощь. Я работаю в разных направлениях, и одно из них — музыкотерапия. Сразу скажу, что этот метод использую в комплексе с другими, а не как самостоятельный. Музыка воздействует на сознание в виде образов, вызывая эмоциональный ответ. Она может воздействовать на физиологическом уровне, на уровне органов, а также на тканевом и клеточном. Но это не значит, что можно включать любую и просто слушать, здесь есть свои правила.
Для терапии рекомендуется выбирать музыку не слишком быструю, не громкую и не диссонансную, так как выброс адреналина в организме полезен не всем. Аудиозапись должна быть качественной, без посторонних помех. При прослушивании лучше представлять, что она звучит только для вас, в этом один из секретов успеха. Терапию проводить через 2-3 часа после еды, но не позднее, чем за 4-5 часов до сна.
— Что касается подборки музыки, то в своей практике я применяю архетипические мелодии — мелодичные шедевры, которые исследованы, проверены, подтверждены научными работами известных музыкотерапевтов. Хочу отметить, что все люди воспринимают музыку по-разному, и очень важно, чтобы мелодия положительно воздействовала именно на этого человека. Для нахождения нужной мелодии применяется метод цветотерапии, человек выбирает цвет, который соответствует его эмоциональному состоянию. После занятия также проводится цветодиагностика, чтобы выяснить, какие есть изменения.
Как воздействует разная музыка:
быстрый мажор — заряжает энергией.
Терапия с помощью игры на музыкальных инструментах
Правильно подобранная музыка в обычной жизни помогает справиться со стрессом, снизить тревожность, усталость, помочь расслабиться, гармонизировать чувства и дать энергию. В Петрозаводске есть даже Центр музыкальной терапии, занятия с детьми и взрослыми проводит в нем музыкант и педагог Сергей Стангрит.
— В музыкальной терапии известны два подхода в использовании музыки: активная и пассивная. Пассивная форма — это когда человек только воспринимает музыку, занимается неосознанно самотерапией, выбирает ее в зависимости от своего состояния в данный момент. Активная — когда сам ее создает. У детей, которые ко мне приходят, есть возможность послушать музыкальные инструменты, познакомиться с ними, но для меня гораздо важнее дать возможность человеку самому стать музыкантом. Даже самому маленькому ребенку я даю поиграть на поющей чаше, на ударной установке, фортепиано, гитаре, балалайке. Здесь я гораздо четче могу отслеживать, как человек либо успокаивается, либо вялый и сонный становится бодрее, особенно этой актуально сейчас, в ноябре-декабре.
Музыка не только успокаивает, но и настраивает на нужный лад
— Буквально только что были дети, которые пришли сонные, поиграли на музыкальных инструментах, сделали упражнения, глаза загорелись, состояние гармонизировалось — и не слишком гиперактивное, когда все кругом хочется крушить, и не слишком спокойное, чтобы хотелось спать. Угадаете самый востребованный инструмент? Когда спрашиваешь у человека, на каком инструменте он будет играть, в большинстве случаев ответ будет — барабаны.
Сергей уверен, что игра на музыкальных инструментах — это выброс энергии социально-приемлемым способом. И очень здорово наблюдать, когда ребенок или взрослый человек выпускает пар, ощущение, будто какой-то клапан приоткрывается, становится легче.
— Я тоже замечаю, что многие ходят с наушниками. Не слышу, какую музыку слушают, но если человеку это нравится и он при этом успевает услышать звук мотора автомобиля, ориентируется в городе, это хорошо.
Оказывается, люди, которые слушают музыку громко, а самое главное, слушают тяжелый рок или что-то такое с басами, неагрессивны, как думают многие.
— Просто в данный момент этот человек с помощью такой музыки снимает стресс, это его личный способ разрядки. Считалось в моем детстве, что уроки надо делать в тишине, а может, и до сих пор считается. В подростковом периоде у меня появился магнитофон, и я во время уроков слушал The Beatles, при этом школу окончил хорошо. Я чувствовал, что мне это на пользу: снимает лишнее напряжение, помогает сосредоточиться.
А еще есть люди, которые могут слушать одну и ту же композицию по 15 раз. С ними что-то не так?
— Диагнозов ставить не буду, я не медик, а педагог и музыкант, но сам испытал похожее состояние, когда в давние годы ансамбль «Кантеле» был на гастролях на Дальнем Востоке. Во время последнего рейса из Хабаровска мы летели в Москву, перелет ночной, долгий, в одном и том же самолете. И весь полет звучала одна и та же кассета. На третий повтор спать было невозможно, хотелось орать: «Выключите вообще музыку, дайте тишину!» На меня и многих коллег это подействовало отрицательно — сколько можно одно и то же. При этом не исключаю, что человек, который слушает 15-й раз подряд композицию, — музыкант. Есть такое понятие как внутренний слух. Чтобы выучить какую-то композицию и запомнить по всем параметрам, тембрам, темпоритмам и мелодиям, что играет каждый инструмент, приходится слушать ее много раз. Мне так приходилось расшифровывать игру известного кантелиста Максима Гаврилова. Он был самоучкой, играл, не зная нот, насочинял много музыки, и нужно было переложить ее на ноты. Дело было в Мурманске на гастролях, я с магнитофоном гулял и десятки раз прослушал одну и ту же композицию, если бы рядом кто-то сидел все это время, наверняка был бы крайне раздражен.
На занятия по музыкотерапии дети приходят вместе со взрослыми. Во всем мире часто используют вариант, когда назначают 5-10-15 сеансов и отслеживают результат. У Сергея сложилась другая практика — каждое занятие отмечается результат, но нет финальной границы, этим можно заниматься всю жизнь.
Очень часто к Сергею приходят люди, которым в детстве кто-то сказал: «Вам медведь на ухо наступил!»
— Эту фразу впервые начал слышать от родителей, когда появился ансамбль «Воробьишки»: «Ах, мне-то не удалось, я хотела, а вот мне сказали….» А ведь я практически не встречал тех, кому действительно наступили на ухо. Мы же не готовимся к выступлению на «Евровидении», делаем для себя, для души, просто нужно уметь пользоваться техническими средствами для выражения себя: руки, голос. И еще, как правило, у таких людей, которые хотят, но стесняются по разным причинам, очень музыкальная душа.
Говорят, что классическая музыка успокаивает лучше всего. Так вот, говорят по незнанию. Оказывается, это миф!
— Конечно, миф. Даже музыка Моцарта или Баха — философская, глубокая, спокойная — действует индивидуально. Кого-то такая музыка вообще может ввести в состояние депрессии. Да и, если честно, музыканты знают, сколько на самом деле среди известных композиторов людей с проблемами именно психического характера. Их работы несут тревожность. Но опять же, кто-то найдет в этом резонанс к себе в данный момент. У человека много чувств и эмоций.
Выбирать музыку нужно по тембру музыкального инструмента. Есть сайт в Интернете с музыкой для релакса, можно слушать 24 часа в сутки, там играет фортепианная музыка, задумчивая — хороший фон для новых мыслей, аналогичный сайт, кстати, есть с джазовой музыкой.
— Я вот фанат и ирландской, исландской музыки, мне это близко и приятно слушать, хорошо жить под нее. Еще отмечу, что категорически не согласен с музыкальными терапевтами, которые пропагандируют музыку для лечения каких-то конкретных органов. Типа послушал — и вся кровеносная система заработала отлично. Или вот «музыка для селезенки». С точки зрения доказательной медицины, не может быть универсального «лекарства» для всех селезенок, наверняка кому-то поможет, а кто-то, наоборот, станет хуже.
Сделай потише: портится ли слух, если слушать громкую музыку
Популярное
Об этом говорит, к примеру, большое исследование Европейского научного комитета по факторам риска для здоровья. В течение пяти лет учёные наблюдали уровень слуха у молодых людей без сопутствующей патологии после прослушивания громкой музыки (более 85 дБ) не менее одного часа в день. Исследователи отметили снижение слуха среди 5—10% пользователей плееров. Можно сделать вывод: если долго слушать музыку на высокой громкости, слух может снизиться.
Удивительно, что различные виды музыки воздействуют на слух по-разному. Наибольший вред наносят рок и рэп — любая интенсивная и даже агрессивная музыка. Наименьший — классика и латиноамериканские мотивы. Конечно, не стоит настаивать на зависимости между сенсоневральной тугоухостью (ухудшение слуха. — Прим. ред.) и музыкальным жанром, поскольку в литературе представлены немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу.
Сколько часов в день можно слушать музыку
Понятно, что человек вряд ли сможет сам определить, на каком уровне у него выставлена громкость. Поэтому лучше обращать внимание на появление специальных красных линий при изменении громкости на гаджетах. Все устройства предупреждают пользователей, что уровень звука слишком высокий. Или же выставляйте громкость не больше 70% от максимальной.
Нельзя забывать и об уровне громкости при прослушивании аудиокниг или лекций. Он должен быть тоже в пределах нормы.
Зачем люди слушают музыку через колонку
«Это все от скученности и лагерного прошлого»
Кадр из фильма «Лето» (2018)
В фильме «Лето» почти все важные события происходят дома у Майка Науменко. Там играют концерты, репетируют, веселятся. И нет ни слова в защиту соседей. А ведь Майк Науменко жил в коммуналке!
Вообще, советский рок родился в коммуналках. Знаменитые квартирники где, как вы думаете, проходили? Конечно же, в коммуналках.
Весь молодой Лимонов, весь советский Довлатов и ранний Аксенов — про коммуналки. В коммуналках устраивали вечеринки, попойки, литературные чтения. Но своих соседей писатели вспоминают в лучшем случае в качестве собутыльников. Вполне нормальная ситуация: в гости пришли сорок человек, читали стихи, орали песни, бросали из окна бутылки, троим набили морды. Слева в комнате учительница с двумя маленькими дочками, справа — пенсионерка без ноги, но кому есть до них дело?
Теснота жизни, поколения людей, выросшие в коммуналках, бараках и бедняцких избах, привели к тому, что наши люди напрочь не уважают друг друга. Вернее, им не приходит в голову, что кто-то хочет тишины. Хочет слушать свою музыку, смотреть свой фильм или читать спокойно свою книгу. У Ильфа и Петрова соседи студента Коли, возмущающиеся, что в комнатку-пенал с картонными перегородками водят гостей — эти соседи однозначно отрицательные персонажи.
Потому что желание тишины, спокойствия и уважения воспринималось как барская черта. Ишь, баре, не пошуми им!
Прибавьте к тесноте жизни огромный процент граждан, прошедших через тюрьмы и лагеря. И это, и долгая неустроенность, и лагерное прошлое породили в российской бытовой культуре ужасную традицию шуметь в свое удовольствие. В коммунальной квартире на Фонтанке 25 комнат, минимум в пяти единовременно празднуют толпой день рождения, играют на гитаре, поют под гармошку, слушают на магнитофоне Высоцкого — это обычная жизнь советских горожан.
Сегодня стали жить посвободнее, но уважения друг к другу все еще мало.
Для меня, например, начало каждого дачного сезона — трагедия, потому что весна выплескивает на участке кучу людей с музыкой. С одной стороны с раннего утра гремит радио «Ваня», с другой – «Дорожное», с третьей — концерт Михаила Круга. На новом выделенном участке соседи ставят по всему периметру забор. Каждые выходные они включают в машине музыку и открывают двери. Не помогает ничего. Говорю им — я устала слушать вашу музыку. А они в ответ: «Но ведь играет негромко!» Да, негромко, но я слышу эту музыку отовсюду, в том числе в доме. Два дня с утра до вечера.
Объясняю им — нет, не понимают, что я не хочу, хоть и негромко, каждый день ее слушать. В поселке существует проект строительства моста через реку, мост на другой стороне поселка. И я уже подумываю, не начать ли лоббирование переноса этого моста на место шумного участка, чтобы любителей музыки снесли вместе с их забором и танц-площадкой. Без шуток — в нашей стране мост сдвинуть легче, чем добиться тишины.
Когда владельцы нового участка стали мучить нас по выходным старомодной попсой, я очень удивилась, ведь они приезжают из Петербурга. Но потом оказалось, что соседи местные, из поселка: просто окрепли немного, переехали в Петербург и теперь строят на малой родине дачу.
Я замечаю, что особенно низкая «шумовая» культура наблюдается у недавних выходцев из деревень и села. В нашей глухой местности живут или держат дачу в основном горожане. И они ведут себя тихо. А вот те, кто вырос на селе, глушат друг друга разными радио «Ваня» и «Дача». Мне кажется, спасения от них нет. Лично я надеюсь лишь на одно — что они побыстрее надорвутся на своих дачах и просто перестанут сюда ездить. У одного соседа из числа любителей музыки была недавно операция — я про себя отметила, что он, быть может, теперь реже станет ездить на дачу. Жестоко, зато честно. Мне стыдно, но я не вижу никаких других путей освободить нормальных жителей нашей деревни от надоевшей музыки.
А ведь у нас еще большие участки: у кого 12 соток, у кого 15, а у кого и все 20. В садоводствах же клочки земли нарезаны по 4,8-6,0 соток, однако и там все лето грохочет музыка. Буквально из каждой лачуги. Наши люди, поставив сарай на четырех сотках, ведут себя так, будто получили гектар.
В городе то же самое. Странно, но музыка и пляски до утра — это беда не столько бедных рабочих районов, сколько — проблема кварталов, куда массово заселяли деревенских. В Петербурге есть такой термин — романовская лимита. Это целый миллион приезжих из деревень близлежащих областей, которых при секретаре горкома Романове в 1970-е массово приезжали в построенные общежития и старые коммуналки. И сегодня заселенные романовской лимитой улицы самые шумные: там в квартирах поют караоке, а ночью танцуют возле машины под музыку.
Да, люди быстро облагораживаются. В культурных и образованных городах, в мегаполисах стало чуть потише. Но в маленьких и бедных все еще шумно.
В провинции в автобусах и маршрутках играет музыка. Громко! Специально! Водитель включает погромче, чтобы всем было слышно. «Приходите в мой дом, мои двери открыты» — он искренне хочет, чтобы и мы эту песню послушали.
Во многих областных городах есть рекламные агентства на транспорте. Пока в Петербурге борются с остатками хамов, которые гоняют на улице рекламу по громкоговорителям, в какой-нибудь Тюмени ее официально включат в автобусе. И в той же Тюмени из системы экстренного оповещения сделали рекламную радиостанцию «Город» — во всем центре через динамики на столбах в течение всего активного дня гоняли рекламу и новости. В прямом смысле. Ты мог почти два часа идти вдоль главной улице и слушать радио «Город»: там позавчерашние новости администрации перемежались с рекламой ювелирных магазинов и продажи конского навоза мешками. Мне кажется, если бы в Тюмени было метро, людей бы там насильно задерживали, пока они не прослушают всю рекламу.
Конечно, не одни недавние селяне шумят. Вообще, чем беднее страна и скученнее жизнь, тем в ней шумнее. Самые шумные — китайцы, жители Юго-Восточной Азии, там нет вообще уважения к тишине, потому что человек не находится один, он живет в шумном коллективе. Там никто не стесняется громко кричать, смачно плевать и слушать на телефонах музыку. В ночных поездах Вьетнама или Китая стоит не просто шум, а настоящий гомон. У нас так из числа коренных жителей сегодня делают лишь выходцы из самых бедных и наименее урбанизированных регионов.
Другое следствие бедной скученной жизни — отсутствие бытовой стыдливости. Сегодня наши тетки садятся в автобус или электричку и начинают обзвон своих друзей и родни с перечислением болезней, измен, семейных дрязг.
Сесть на вечернюю электричку дачного направления в пятницу — трагедия. Люди хватаются за телефоны и начинают обзванивать всех: мужей и жен, родителей, сестер, коллег, соседей. Звонят врачам узнать результаты анализов, звонят ремонтникам договориться о починке велосипеда, звонят любовникам обсудить совместную ночь. Все это делается на виду и при полной отстраненности от других пассажиров.
Когда ты сидишь и слушаешь все это, такое ощущение, что тебя, словно в помои, окунули головой в чужую жизнь. Однажды я подошла к одной очень громко говорившей по телефону женщине и сказала: «Что ж, я уже знаю, что муж у вас зарабатывает мало, не может один сходить в магазин, что брат украл у вас деньги, мать пьет, начальник не считает вас за человека, гоняет на смены и задерживает зарплату, а кошку вы кормите самым дешевым кормом. Еще новости будут или пора позвонить другой подруге?» Женщина смутилась и убежала в другой вагон.
Кто не звонит по телефону, смотрит на нем ТВ-шоу и сериалы. Слушает песни. Зачем наушники? Они стоят деньги и их лень доставать из сумки — лучше слушать Лепса на полной громкости.
А наши больницы? Сегодня в больницах лежать невозможно. Подозреваю, что в мужских палатах и тихо, а женские с утра шумят звонками, первый круг обзвона тетки-бездельницы начинают еще до выхода семьи на работу, то есть, после семи утра: звонят мужьям, детям, мамам. К девяти они заходят на второй круг, к которому прибавляются коллеги — можно подумать, без того чтобы не потрепаться с заболевшим бухгалтером на производстве вся работа встанет!
Обсуждают все то же — болезни, долги, измены. Я во время и после беременности в общей сложности за два года лежала в больнице и роддоме восемь, кажется, раз. И каждое утро там начиналось одинаково: в семь часов какая-нибудь тетя хваталась за телефон, звонила подруге, мужу или коллеге и участливо спрашивала: «Ой, я тебя не разбудила?» О том, что она разбудила нас, соседок по палате, тетя не думала. Каждое попадание в больницу у меня сопровождалось войной с телефонными болтуньями. И с просмотром на телефоне сериалов. Однажды я лежала в палате с женщиной, которая днями смотрела на телефоне выпуски программы «Кто хочет стать миллионером?» и никогда не угадывала. Мне пришлось сильно с ней поссориться.
Еще одна больничная проблема — посетители. Есть роддома, где постоянно разрешены визиты прямо в палату. Якобы прогрессивная мера. Вот только у нас в палатах по одному не лежат. Представьте, что вы с грудным ребенком на руках, спустя сутки после кесарева сечения, а в палате проходной двор: с визитами ходят по 10 человек, с шарами, подарками, сплетнями. «Извините, мы не помешаем?» — заглядывает в палату счастливый папаша и ведет за собой толпу родни. Если ответить ему: «Нет, вы мешаете, от вас всех разит перегаром, вы будете кричать, визжать, не дадите поспать, мне при вас неудобно кормить ребенка грудью», — папаша и все гости посмотрят на тебя удивленно — им в голову не приходит, что толпа из десяти человек может помешать только что вышедшей из реанимации женщине.
Отдельная трагедия — наши эмигранты в благополучной загранице. У них из-за этой любви к музыке и телефонам случаются конфликты с соседями и даже полицией: в Лондоне они на своих полутора сотках заднего двора включают «Русское радио». И, конечно, тут же имеют проблемы с местными жителями. Наших людей в Лондоне не любят даже поляки-гастарбайтеры, хотя эти с пятницы вечера и по утро понедельника после работы вообще пьют, не просыхая, огромными компаниями.
Но даже после 12 банок пива поляк помнит, что должен вести себя потише. А наши на трезвую голову выносят на свою сотку колонки и слушают того же Лепса. Или в дорогом американском кондоминиуме поют дома под караоке и потом удивляются, что их выселяют за нарушение тишины — как так, они же собственники? Какая разница, что у них не пентхаус 500 квадратных метров, а все лишь студия?
А рекламу нашего элитного жилья вы видели? Минимум с середины 2000-х годов в благополучных городах России строят дома с пентхаусами и террасами на верхних этажах. В Америке пентхаус на Манхеттене всегда рекламируют одинаково: человек или пара, он в сланцах, она — в его растянутом свитере, сидят в уютных креслах, в руках — по бокалу вина, вокруг и под ними — тихий ночной Манхеттен. А у нас все эти почти 20 лет в рекламе пентхаусов на террасе десятого этажа дома в центре города гремит вечеринка на 10-30 персон. И я никогда не могла понять, какова целевая аудитория подобных проектов. Выигравшие в лотерею вчерашние селяне? Или кто? Ведь человек, своим умом заработавший деньги на пентхаус, вряд ли захочет такое шумное соседство.
В России низкая бытовая культура. Выше, чем была. Выше, чем у ряда соседей, но все еще очень низкая. И главная проблема этой культуры — мусор. Тот, что бросают на улицах, и тот, что льется в уши. У нас еще далеко не все поняли, что такое шумовой мусор. Когда в Петербурге принимали закон о тишине, над ним смеялась вся страна. Помните закон о топоте котов? О, топот котов — это было так смешно! А как смешон лай собаки или стук молотка! Зато в Петербурге теперь тихо. А в Ленобласти можно поставить машину, включить на полную громкость музыку и на весь день открыть двери.