зачем люди аплодируют при посадке самолета
Аплодисменты в самолёте — русская традиция
За рубежом любителей похлопать после посадки называют planeclapper. У них даже есть собственно сообщество. Люди со всего мира выкладывают видео из самолётов, кадры фиксируют бурные аплодисменты по поводу удачной посадки. Однако иногда радость преждевременна.
Сложно сказать, какая страна породила традицию. Но именно в России аплодисменты — распространённое явление. Иностранцы объясняют это тем, что русские нечасто куда-то летают. Путешествие на самолёте — целое приключение.
Почему аплодисменты в самолёте считаются дурным тоном, и как на них реагируют пилоты и стюардессы? Фактрум рассмотрел аргументы сторонников и противников русской традиции.
Аплодисменты при посадке
— плохая примета
Аплодисменты раздаются после того, как шасси самолёта касается взлётной полосы. Для пассажира именно мягкий толчок, знаменующий возврат на землю, значит успешную посадку. Однако статистика говорит об обратном. Дотронуться колёсами до земли — только половина дела. Самолёт может проехать и взмыть обратно в воздух. Иногда посадка даже после касания полосы оборачивается катастрофой.
В 2005 году преждевременные аплодисменты прозвучали в самолёте, который садился в Торонто. Воздушное судно коснулось полосы, которая была покрыта лужами из-за дождя. Но самолёт не остановился. Полоса кончилась, и самолёт с сотней пассажиров понёсся в овраг. Обошлось без жертв, но многие пострадали. В том числе и плэйнклапперы. Так что хлопайте только после полной остановки.
Традиция хлопать при посадке раздражает пилотов
Пилоты не слышат аплодисментов. В СССР гуляла шутка про аплодисменты в самолёте. Говорилось, что кабины пилотов оборудованы специальными приборами — аплодисмометрами. Если пассажиры недостаточно звонко хлопали в ладоши, то стрелка прибора оставалась неподвижной. В наказание пилоты взлетали и садились повторно.
Аплодисменты нравятся только выдуманным пилотам. На самом деле, такая похвала раздражает. Взлёт, полёт и посадка — ежедневные обязанности. Самолёты не падают и не съезжают с полос не по счастливой случайности, а благодаря профессионализму воздушных капитанов. Вы же не хлопаете, когда выходите из такси в благодарность водителю за то, что не разбились? Кроме того, пассажиры ничего не понимают в управлении воздушным судном. В реальности оценить качество посадки они не могут.
Почему русские хлопают при посадке самолета?
Пассажиры относятся к традиции по-разному. Кто-то игнорирует хлопки, кто-то вливается в поток всеобщей радости. Европейцы реже аплодируют после посадки. Перелёты между странами Евросоюза стоят дешевле, чем билет из Москвы во Владивосток. Соответственно, европейцы летают гораздо чаще и отвыкают от подобного выражения эмоций. В Америке такая же ситуация: дешёвые билеты на самолёты делают этот вид транспорта доступным.
Иностранец, который оказался в русском самолёте, недоумевает. Почему со всех сторон слышатся энергичные хлопки и радостные возгласы? Неужели русские настолько редко поднимаются в небо?
Аплодисменты при посадке самолета снимают стресс
Русские придали аплодисментам в самолёте особый смысл. Пассажиры признаются, что хлопают не пилоту, а себе. За смелость, за то, что сели и полетели. Некоторые так снимают стресс. Объясняют аплодисменты оригинально: мол, русский человек психологов не посещает, в отличие от иностранца, поэтому и сдерживаться не привык.
Споры вокруг хлопков в ладоши до сих пор не утихли. Плейнклапперы настаивают, что аплодисменты — банальная вежливость. Клиенты ведь говорят «спасибо» официантам и таксистам. С другой стороны, отблагодарить пилотов можно цивилизовано. Каждый аэропорт имеет книгу отзывов. Пара строчек о мягкой посадке выглядит лучше, чем хлопки, да ещё и несвоевременные.
Аплодисменты после посадки самолета: стоит ли это делать и почему это бесит пилотов?
Аплодисменты после приземления самолета могут стать причиной споров и раздражения. Оказывается, восторженные хлопки в ладоши могут разозлить не только других пассажиров, но и пилота. Давайте разберемся, нужно ли аплодировать экипажу после посадки.
В Сети существует сообщество Planeclappers. Здесь пользователи рассказывают о своем личном опыте и делятся мнением насчет аплодисментов.
— Мы пролетали над горами в Южной Калифорнии, и я подумал, что мы умрем из-за сумасшедшей турбулентности. Похоже, мы падали пару раз, и одна леди практически стукнулась о потолок, потому что не пристегнулась ремнем безопасности. Когда самолет приземлился, все хлопали, кроме меня и нее, — пишут пользователи.
Чаще всего пассажиры хлопают, когда возвращаются на родину после долгой разлуки или выражают радость от приземления в сложных погодных условиях. Некоторые просто хлопают без причины. К несчастью пассажиров, пилоты оваций не слышат, об этом им могут сообщить бортпроводники.
— Для меня это не имеет большого значения. Пассажиры не являются экспертами по авиаперелетам и не могут определить, насколько качественно прошла посадка. Но я никогда не откажусь от аплодисментов. Это всегда приятно, даже если иногда и незаслуженно, — поделился пилот из Австралии.
Некоторых пилотов обижают аплодисменты. Они считают себя профессионалами, удачная посадка для них — обычная работа. Хлопки пассажиров в этом случае оскорбительны, получается, люди считают полет на самолете игрой в рулетку.
— Покажите мне хоть одного пилота, который не корежится от хлопанья в ладоши. Вы ведь не хлопаете, выходя из такси, потому что не разбились во время поездки, — цитирует пассажира «Лайфхакер».
Хлопать в самолете или нет, каждый пассажир решает сам. Конечно, если вам хочется выразить благодарность экипажу — хлопайте, но знайте, что не все это любят. Вы всегда можете написать хвалебный отзыв о пилоте и бортпроводниках на сайте авиакомпании или в книге отзывов.
Оффтоп. Почему аплодируют при посадке самолёта
Этого никто не знает, но есть несколько мнений на этот счёт.
Прежде всего, тут играют роль животные инстинкты – радость от того, что закончились переживания. Существует миф, что это чисто русская привычка, хотя далеко не так. Аплодируют при посадке разные нации. Кто-то чаще, кто-то реже.
Во времена СССР аплодисменты в самолёте не были так распространены. Многие лётчики связывают эту привычку с теми временами, когда «советские» люди стали больше путешествовать за границу и переняли моду оттуда. Возможно, начиная с периода гласности стали больше освещать авиакатастрофы, что прибавило фобий.
Страх перед полётами не имеет рациональной и статистической основы. Каждому известно, что самолёты – самый безопасный вид транспорта. Но побороть животный ужас, вызванный некомпетентностью и непониманием, многим невозможно, что хорошо отражено в этом забавном ролике:
Самим пилотам, как правило, всё равно, аплодируют пассажиры или нет. За своей бронированной дверью и шумом двигателей и оборудования они практически не слышат эмоций, происходящих в салоне. В лучшем случае, увидят на мониторе или доложит старший бортпроводник. Стюардессы тоже давно привыкли к различным причудам «паксов», как они обидно нас называют.
Я склоняюсь к тому, что аплодисменты – следствие пережитых страхов. Кажется, чем старее борт, тем больше овации. Чартерные рейсы в этом плане вне конкуренции. Бывают неприятные моменты в полёте, когда внешне стараешься оставаться спокойным, но сидишь и молишься про себя, чтобы всё закончилось благополучно.
Однажды, когда в парке Аэрофлота было много старых ТУ-154, мы летели в Минеральные воды. При выруливании на взлёт под нами сломалось два самолёта. Хорошо, что на земле. Когда нам выдали третий по счёту борт, трезвыми на борту были разве что грудной младенец в первом ряду и, надеюсь, экипаж. Разумеется, посадка в Минводах завершилась бурными овациями.
Употребление спиртных напитков на рейсах тоже способствовало проявлению бурных эмоций в конце. Отчасти из-за этого запрета в последнее время мало аплодируют. А может и потому, что наши граждане стали чаще летать и спокойнее воспринимать это таинство.
Турбулентность – серьёзное испытание для путешественников и экипажа. Сами лётчики сидят пристёгнутыми весь полёт, когда летят пассажирами, потому что понимают эту опасность, как никто другой. Ещё я заметил, что особо сильная турбулентность присуща полётам над Юго-Восточной Азией или над морями, где сильно перемешиваются различные воздушные слои. Однажды я пошёл в туалет в середине рейса Пекин – Гонконг, когда начался небесный беспредел. Меня так бросало по стенкам гальюна, что сразу вспомнился сериал «Lost» и Доминик Монаган, который по сценарию оказался в схожей ситуации.
Страхи пассажиров зачастую никак не связаны с безопасностью полёта. Они могут бояться там, где для этого нет никакого повода и, в то же время, ничего не почувствовать, когда пилот в напряжении сажает самолёт в сложном аэропорту или избегает опасной ситуации. Забавно, когда начинают хлопать ещё до того, как самолёт включил реверс и полностью затормозил – ведь не все опасности миновали.
Побороть страх перед полётом лично мне помогает документальный сериал National Geographic «Расследование авиакатастроф». Люблю смотреть его даже накануне вылета. Он хорошо отражает, насколько надёжно построены самолёты, и как непросто привести их к катастрофе.
А вы боитесь летать? Аплодируете ли при посадке? Может, есть своё мнение на счёт причин явления? Делитесь, любопытно.
Пилоты объяснили, почему не любят аплодисменты при посадке самолета
Российские пилоты считают, что пассажиры начинают аплодировать в момент посадки самолета преждевременно, так как опасная рулежка еще не закончена. Кроме того, пилоты не слышат аплодисментов, но им все же приятно, когда стюардессы передают, что пассажиры хлопают.
Большинство пассажиров (53%) хлопают в ладоши при приземлении самолета. 37% делают это всегда, для них это способ поблагодарить пилота за мягкую посадку, а 15% хлопают, когда есть настроение. 22% оказались противниками этой традиции, сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты исследования сайта Туту.ру.
«Нужно аплодировать, когда самолет на стоянке»
Портал также спросил трех пилотов, как они относятся к этой традиции.
«Представьте себе ситуацию: вы заняты каким-то очень серьезным делом, ваше внимание сосредоточено только на нем, а тут сзади кого-то подходит и пытается вас отвлечь. Как вы отреагируете? В лучшем случае, не обратите внимание. Так и пилот в момент посадки. Пульс у нас учащается, давление повышается. Мы ничего постороннего в этот момент не замечаем, все внимание к процессу, к приборам. Аплодисменты из-за этого мы не слышим. Потом бортпроводники передают, что пассажиры хлопали. Мое мнение, что нужно аплодировать, когда самолет на стоянке, это правильнее», – рассказал пилот Константин.
«Лучше бы пассажиры пристегивались ремнями безопасности, когда сидят в своих креслах, даже если полет проходит спокойно. В воздухе бывают всякие неожиданности, и люди должны понимать, что на борту они и сами должны о себе позаботиться», – посоветовал летчик Максим.
«Отрицательно отношусь к этой традиции хлопать, когда самолет только коснулся земли. У нас есть такое понятие «gate to gate» — вот когда доставим пассажиров к месту, тогда можно расслабляться, хлопать. Чаще всего аплодисменты пассажиров мы не слышим. Но девчонки-бортпроводницы потом рассказывают, что салон хлопал. Нам приятно. За все время моей работы я только один раз слышал аплодисменты пассажиров, но в салоне, видимо, как в театре в этот момент было. Настолько громко и бурно хлопали», – говорит летчик Сергей.
«Рано хлопаете»
Сергей напомнил недавний случай, когда при посадке в Сочи самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся, пострадали 18 человек. По его словам, тогда тоже после приземления пассажиры хлопали.
«Хлопки – это от страха»
«То есть хлопки – это от страха, психологическое облегчение. Это “фух, пронесло”, но ничего больше. И эта традиция – хлопать в ладоши – она не только для России характерна. Она свойственна 30% людей, которые страдают аэрофобией, и у которых было все под большим вопросом: долетим или нет. Когда приземляемся, то у них состояние, как будто с души камень свалился», – говорил Герваш.
Аплодисменты при посадке, откуда взялась эта традиция
Многие задаются вопросом, откуда пошла эта необычная традиция аплодировать при посадке самолета?
Что это? Снятие эмоционального напряжения или благодарность пилотам за их работу?
Попробуем разобраться. Для этого сначала обратимся к этимологии слова аплодисменты. Данное слово пришло к нам из Древнего Рима и означает одобрение, которое выражается ударом одной ладони об другую. Аплодировали обычно актёрам и политикам, но первоначально все же богу.
Так какое же отношение имеют аплодисменты к авиации и пилотам? Да, в сущности никакого. Это просто проявление благодарности за успешно выполненный полет и сохранение жизни.
Итак, версия первая — благодарность пилотам, которые виртуозно выполнили свою работу.
Появилась эта традиция, скорее всего, после перелета с возникшей внештатной ситуацией на борту, которая благополучно разрешилась. Как уж тут не аплодировать после приземления?
Но, к сожалению, пилоты не слышат аплодисментов пассажиров, так как находятся в бронированной кабине, к тому же в наушниках. Для них касание земли не является окончанием полета, ведь им предстоит еще руление самолета к месту окончательной остановки.
В истории авиаперелетов можно вспомнить множество ситуаций, когда именно после посадки происходила авария и самолет выезжал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорался и погибали люди.
Если это не благодарность пилотам, остается второй вариант — снятие эмоционального напряжения. Пассажиры, особенно те, которые страдают аэрофобией и летают редко, таким образом снимают стресс и благодарят пилотов, бога или высшие силы за то, что благополучно долетели до пункта назначения.
Есть конечно и более экзотичные версии, но так или иначе все они сводятся к одному — к благодарности людей за то, что они остались живы.
Считается, что такая традиция появилась среди российских туристов, после того как информация об авиакатастрофах стала доступной, а недоверие к технике и пилотам было раздуто средствами массовой информации до невероятных размеров.
Поэтому многие пилоты не всегда положительно относятся к такому проявлению чувств. Они считают, что пассажиры проявляют не столько благодарность, сколько недоверие к их компетентности. Ведь не хлопают же водителю автобуса, после того как он доставил вас к метро.
Так или иначе единой версии, где зародилась данная традиция и почему при посадке раздаются аплодисменты, попросту нет.
Однако есть определенная закономерность. С наибольшей вероятностью хлопки при посадке вы услышите на международных рейсах, осуществляемых чартерами и перевозящими российских туристов на отдых.
Даже если эта традиция и пришла к нам с Запада, в настоящее время, вы вряд ли услышите такое проявление благодарности от иностранцев.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на то, что никакой смысловой нагрузки данное действие не имеет, накопившейся стресс оно снимает прекрасно.