зачем козырек на кроссовом шлеме козырек
Анатомия мотошлема – что надеть на голову?
Для любого мотоциклиста шлем – это не просто средство защиты, но еще и предмет гардероба, фетиш, средство самовыражения и коммуникации с миром. Он давно перестал быть просто «скорлупой», защищающей голову от возможных ударов. Поговорим о том, что же такое шлем сегодня.
Современный мотошлем – штука настолько же сложная и высокотехнологичная, как и сегодняшний мотоцикл. Материалы, из которых их «пекут», порой приходят из аэрокосмической и военной областей, ведь скорости растут, а требования к обеспечению безопасности не становятся мягче. Шлемы можно разделять по огромному количеству характеристик и признаков: по типу, материалу изготовления, области применения и так далее, однако главным критерием выбора всегда должно быть наличие на нем маркировки о прохождении сертификации. В принципе, если у уважаемого читателя нет желания разбираться во всех хитростях «одежды для головы мотоциклиста», достаточно прочесть следующий раздел и на этом остановиться.
Предъявите документы!
Каждый мотошлем может носить это гордое звание лишь в том случае, если он прошел сертификацию в одной из уполномоченных организаций. В противном случае это не более чем декоративный горшок, в котором можно выращивать герань, например, ибо никакой гарантии того, что он способен хоть как-то обезопасить своего носителя, нет. На данный момент чаще всего на шлемах можно (и нужно) найти маркировку сертификации по стандартам Европейской экономической комиссии ООН, которая обозначается буквой Е с какой-либо цифрой в круге или надписью ECE 22.05. Другой вариант – сертификация Министерства транспорта США, обозначаемая символом DOT.
Существуют свои обязательные сертификаты и в Великобритании, Австралии, Японии и даже в России есть ГОСТ, однако на практике их встретить довольно сложно. Есть и такое явление, как добровольные тестирования шлемов, на основании которых производители получают своего рода «баллы» и «звезды», как на краш-тестах NCAP, однако все это вторично. На любом фирменном шлеме всегда будет сертификат DOT, ECE или они оба.
Стоит отметить, что стандарты имеют несколько разные требования. Так, например, одна и та же модель шлема одного и того же производителя, но выполненная для рынка Европы и Америки, может иметь серьезные различия по конструкции. Американский стандарт чуть мягче (это касается не столько безопасности, сколько второстепенных нюансов), и зачастую на рынке можно встретить предложения о продаже шлемов «из Штатов» значительно дешевле, чем в наших салонах. Это обусловлено не жадностью продавцов, а именно различиями в конструкции. Например, несколько лет назад, купив американский Shoei XR1000, мы обнаружили, что он неразборный. То есть из него невозможно извлечь все элементы внутренней отделки, что заметно осложняет стирку. Хотя тут, конечно, все зависит от производителя. Так, японская компания Arai всегда создает свои шлемы максимально безопасными и не делает разницы для рынков разных стран.
Итак, главное правило при выборе шлема – найти на нем маркировку Е в кружочке или DOT. Первая, как правило, прячется на лейбле, пришитом к подбородочному ремешку, вторая – на наклейке на затылке.
Из чего же, из чего же…
Вторым важнейшим критерием при выборе шлема должен стать материал изготовления «скорлупы» – внешней оболочки шлема. Вариантов может быть всего три: клееный композитный, литой и из «глины и соплей». К сожалению, я вынужден снова возвращаться к теме «ноунейма». В магазинах, торгующих дешевым китайским мотоширпотребом, в обязательном порядке представлены столь же поганые «горшки» по цене от полутора тысяч рублей. Их зачастую покупают своим отпрыскам родители в комплекте с китайским мопедом или квадроциклом с лозунгом «Ну а чо, дешево же!».
Естественно, никаких сертификатов у таких «шапок» нет, и скорее всего, защитить они смогут разве что от мух, летящих в лицо. Зачастую визоры таких изделий приходят в полную негодность уже через пару недель катания, так как выполнены из чрезвычайно мягкого плексигласа, и в дальнейшем юные мотоциклисты катаются вовсе без визоров, собирая камни, песок и мух на свои белоснежные зубы и в глазки. Словом, покупать и тем более носить такие поделки категорически не рекомендуется. А вот о двух других типах поговорим подробнее.
Самыми безопасными, технологичными и легкими считаются шлемы, изготовленные по технологии склеивания. Скорлупу такого шлема выклеивают из множества слоев различных материалов: минеральных тканей, кевлара, карбона и т. п. Именно карбон-кевларовые шлемы считаются самыми лучшими – в таких ездят звезды MotoGP, WSBK и вообще все быстрые парни. Разумеется, за класс надо платить, и шлемы с применением карбона и кевлара будут стоить на порядок дороже аналогичной модели, но склеенной из стеклоткани. Кстати, не бывает полностью карбоновых шлемов: углепластик хоть и обладает отличной твердостью и малым весом, но исключительно ломок. Поэтому его всегда дополняют кевларовыми слоями, обеспечивающими упругость всей конструкции. Карбон же лишь позволяет чуть снизить массу шлема и придать ему «премиальный» облик. Цены на композитные шлемы начинаются от 10 000 российских рублей. За карбон придется выложить не меньше 30 000.
На фото: шлем буквально вылепливают из карбона, кевлара и композитных смол. Справа – шлем Arai RX-7 RC, пожалуй, самый дорогой на рынке. Карбон, ручная работа, автограф мастера и почти двести тысяч рублей
Литые шлемы – это эконом-сегмент. Литой шлем может быть даже легче клееного, однако его сопротивляемость ударам и особенно истиранию может оказаться заметно ниже, чем у композитного собрата. Без сомнения, если на таком бюджетном шлеме будут стоять маркировки сертификатов соответствия, он будет обеспечивать должный уровень безопасности, но потягаться с композитами, которые, как правило, значительно превосходят требования сертификационных испытаний, не сможет. Так что брать этот шлем для ежедневной езды по деревне вполне можно, но вот выезжать в таком «горшке» на гоночную трассу я бы не советовал.
Зачастую именно городские шлемы «три четверти» выполняются по технологии литья. Однако встречаются и интегралы начального уровня
Три четверти – это целый шлем, а не ¾
Следующий этап – выбор модели шлема. В последнее время классификация модельного ряда заметно расширилась. Инженеры придумывают все новые и новые комбинации старых моделей, комбинируют их, создают гибриды, вспоминают прошлое и экспериментируют. Мотоциклисты все эти новшества воспринимают с энтузиазмом, так что процесс идет бодро. Попробуем ознакомиться с наиболее популярными типами мотошлемов.
Интеграл или фулл-фейс – гоночный или туристический шлем, закрывающий все лицо. В таком комфортнее всего в ненастную погоду, он лучше всего бережет от мух, сквозняков и дождя. Разумеется, именно интеграл – вариант, обеспечивающий максимальную безопасность. Поэтому в таких шлемах гоняют на треке спортсмены и их предпочитает большинство мотоциклистов. Есть у интегралов и минусы – большой вес, не самые лучшие обзорность и вентиляция, что негативно сказывается не столько на микроклимате внутри шлема (у дорогих моделей с этим все в полном порядке), сколько с невозможностью обеспечить достаточный приток кислорода при активном вождении. По этой причине (в частности) в интегралах не ездят по бездорожью – просто нечем дышать.
Интеграл – самый безопасный и комфортный тип шлема
Флип-ап или модуляр – это, по сути, тот же интеграл, но здесь «челюсть» – подбородочная дуга шлема – выполнена не заодно со скорлупой, а на шарнире. Плюсы такой конструкции очевидны: не нужно каждый раз снимать шлем, чтобы попить, покурить или поговорить с заправщиком на АЗС – достаточно поднять «челюсть». В городе, где приходится много общаться и останавливаться, эта функция бывает востребована.
Модуляр не нужно снимать, чтобы поговорить или выпить воды – достаточно открыть «челюсть»
Минусы также вполне очевидны: больший, чем у интеграла вес, меньшая жесткость конструкции, меньшая надежность в эксплуатации, повышенный уровень шума из-за щелей. Однако зачастую в городе или, наоборот, в дальней дороге, удобства модуляра перевешивают недостатки, и у этого типа шлемов очень много поклонников. Кстати, сейчас многие фирмы выпускают гибридные модуляры, у которых «челюсть» можно или вообще отстегнуть и получить шлем типа ¾, или закинуть ее на затылок. Вариантов масса.
Shark EvoLine – один из ярких примеров современного дизайна. Подбородочную дугу можно убрать на затылок, получив открытый шлем. Никаких инструментов не требуется
Три четверти – это классический дизайн, знакомый нам еще по дедушкиному гаражу: шлем, закрывающий череп примерно по границе роста волос. Наиболее простая конструкция из всех. Вариантов шлемов «три четверти», пожалуй, больше всего на свете. Производство не требует особо сложных технологий, большинство мотоциклистов в мире предпочитает этот вариант за простоту, дешевизну и легкость. Под большинством я понимаю не суровых байкеров на «харлеях» и затянутых в кожу спортсменов, а физическое большинство – китайцев, индусов и прочих жителей Юго-Восточной Азии, передвигающихся на 50-150-кубовых агрегатах. Да и просвещенная Европа тоже не гнушается таких «шапок». Летом персонаж в Риме или Милане в интеграле, да на каком-нибудь столь ими любимом 150-кубовом скутере будет выглядеть, мягко говоря, комично.
Современное прочтение шлема ¾
Старая добрая классика
Последний писк моды – три четверти с визором типа пузырь
Разумеется, подавляющая масса таких шлемов изготовлена по литьевой технологии, но есть и композитные модели. В продаже можно найти бесчисленное множество раскрасок, дизайнов и стилей, от современных мотивов до действительно олдскульных, вроде тех, что были в моде лет 50 назад. Словом, раздолье для модников.
Цены на «три четверти» начинаются от полутора-двух тысяч российских рублей.
Половинка и даже меньше…
Не сказать что подобные «шапки» занимают сколько-то значительное место в рейтинге. Скорее, это дань традиции и эрзац-шлемы для тех, кто уперто их игнорирует, но не хочет оказаться за гранью закона. Спасательный эффект от таких «скорлупок» стремится к нулю, так что остается эффект чисто художественный и законный – чтобы гаишники не придирались. Но если в штате Аризона использование шлема обязательно, и такой «как-бы-шлем» – это повод для дорожной полиции проверить хотя бы сертификат шлема, то в России, хоть ГОСТ на шлемы и присутствует, ПДД никак не объясняет, что такое «мотошлем». Поэтому у нас чисто теоретически можно ездить в чем угодно – хоть в хоккейной каске, хоть в солдатской. Главное, чтобы был застегнут на подбородке соответствующим ремешком. Но я вам ничего не говорил.
Шлем «мечта Моргунова» до сих пор в почете у байкеров
Еще одна «половинка» – уши не спасет, зато жуть как брутально!
Ценник на такие шапки тоже стремится к нулю. Американский «горшок» обойдется в две-три тысячи российских рублей.
Оффроуд
Отдельно в рейтинге стоят кроссовые шлемы. Конечно, используют их и в эндуро, и просто в оффроуде, и даже на квадроциклах, но традиционно их называют кроссовыми. По степени защиты эти шлемы мало уступают интегралам, но поскольку выполняют совсем иные функции, имеют совсем другую форму и содержание.
Так, кроссовый шлем не рассчитан на контакт с асфальтом, зато учтены возможные контакты с твердым мотоциклом, камнями и прочими препятствиями. Кроссовые шлемы имеют отвратительную по асфальтовым меркам аэродинамику, потому что на оффроуде редко кто разгоняется быстрее 80-100 км/ч. Так что ездить в таком по дорогам будет не очень комфортно, особенно если ехать далеко и пытаться делать это быстро.
А вот с поступлением воздуха для вентиляции и дыхания тут все в порядке. Развиты отверстия в передней части и в самой скорлупе, так что с количеством кислорода для дыхания таких проблем, как в интеграле, не будет. Вытянутая форма «морды» шлема обусловлена необходимостью «отсекать» летящие навстречу палки, комья грязи и прочие предметы. Да и козырек сделан вовсе не для защиты от солнца, а с той же целью – закрывать глаза от земли и грязи, летящих из-под колес впередиидущих соперников.
Естественно, кроссовый шлем используется только с соответствующей маской. Резюмируем плюсы и минусы: много воздуха, малая масса, хорошо защищает от земли, грязи и палок. В дождь вы поймете, что вода твердая и больно дерется, все лицо будет в грязи, как ни крути, а на скорости свыше 100 км/ч вам будет отрывать голову парусящим козырьком.
Кроссовые «шапки» бывают как клееными, так и литыми. Цены примерно соответствуют интегралам, но нужно учитывать то, что маска в комплект никогда не входит.
Гибрид грязи и асфальта
Последние веяния моды – гибридные шлемы для эндуристов-путешественников, которые появились на фоне растущей популярности собственно эндуро для путешествий. Подобный шлем сейчас есть в линейке практически каждого производителя из первой двадцатки. Гибридность заключается в том, что к якобы кроссовому шлему с «мордой» и козырьком добавлен вполне асфальтовый визор как на интеграле, плюс зачастую имеется солнечная выдвижная шторка. На асфальте в таком можно ехать в относительном шумовом и «сквозняковом» комфорте, благодаря визору, а на оффроуде, подняв (или вообще демонтировав) визор и надев маску, катать как в кроссовом шлеме. На мой скромный взгляд, конструкция проигрывает интегралам на асфальте и «кроссачам» – вне его, как и любая, претендующая на универсальность. Не более чем модный тренд.
Что надо знать о кроссовых шлемах?
Шлем – это очень важная часть экипировки, поскольку его функция – защита головы гонщика вне зависимости от того, на каком виде транспорта он совершает крутые виражи. В настоящее время существует большой выбор шлемов, но лишь в кроссовой модели есть подбородочная дуга, предназначение которой – гасить энергию, возникающую при ударе и деформации. Удлиненная форма подбородочной дуги способствует защите лица и челюсти гонщика от ударов при падении.
Конструкция всех шлемов одинакова. Очень твердая наружная оболочка этого головного убора является надежной защитой головы от механических повреждений. Внутренний слой, находящийся под скорлупой, распределяет остатки энергии, не поглощенные во время удара наружным слоем, и гасит их за счет сжатия своих волокон. Застегивающийся на подбородке ремень с мягкими подушками обеспечивает прочную фиксацию шлема на голове.
Кроссовые шлемы могут изготавливаться методом литья, осуществляемого под давлением. Материалами для литых изделий служат пластик и различные полиамиды. Наиболее надежными считаются изделия, изготовленные послойно из специальной ткани. Каждый слой пропитан карболовыми смолами.
Как правило, такие головные уборы выполняются вручную, поэтому стоят они дороже изделий, изготовленных методом литья. Кроссовые шлемы покрыты лакокрасочными материалами, отличающимися высокой устойчивостью к воздействию природных явлений и солнечных лучей. Эти материалы препятствуют разрушению шлема, что обеспечивает ему длительный срок эксплуатации.
Внутри изделие снабжено оболочкой вспененного полистирола, который при ударах и различных деформациях сжимается, что существенно уменьшает свободное пространство, благодаря чему обездвиживается голова гонщика и смягчается ударная сила. Кроссовые шлемы имеют свои преимущества и недостатки. К основным плюсам можно отнести конструкцию изделия, удобство в использовании и достаточно высокий уровень защиты.
Подбородочная часть шлема, благодаря вытянутой вперед форме, повышает защиту шеи и подбородка, улучшает вентиляцию, что облегчает дыхание. Козырек шлема, кроме защитной функции, обеспечивает комфорт. Невзирая на то, что у многих моделей визор отсутствует, на уровень безопасности это не влияет.
Козырек, складываясь при ударе, закрывает лицо и, таким образом, защищает его от повреждений и травм. Он также хорошо спасает от пыли и солнечных лучей. Если же без визора некомфортно, можно купить хорошие очки.
Сравнительно недавно появились кроссовые шлемы со встроенным визором, в которых хорошо ездить по городу. Козырек на таких головных уборах регулируется, а при необходимости его можно снять. У кроссовых шлемов, благодаря широким отверстиям для глаз, превосходная видимость, что немаловажно при движении. Кроме того, эту модель, за счет отличной продуваемости, зачастую используют для кроссовых заездов.
Основными недостатком некоторых моделей кроссовых шлемов является отсутствие визора. У них достаточно низкий уровень звукоизоляции, и они хуже защищают от ветра, пыли или насекомых. Из-за вытянутого козырька аэродинамические качества шлема на большой скорости ухудшаются, увеличивается давление на голову, создается ощущение тяжести.
На голове кроссовый шлем фиксируется при помощи ремней крепления. Существует два варианта креплений – на кнопке (быстрые) и комбинация, состоящая из двух скоб. Более удобными и практичными являются фиксаторы на кнопке. Покупая кроссовый шлем, необходимо как следует проверить ремешки и подвижные детали крепления, исправность козырька (он должен складываться), при наличии визора – прочность крепления стекла.
Кроссовый шлем
Кроссовый шлем – Современный кроссовый шлем – это результат длительной эволюции первых мотошлемов, которые видоизменялись в буквальном смысле «на ходу», адаптируясь под требования гонщиков в мотокроссе, а позднее и на соревнованиях эндуро. Со временем кроссовый мотошлем, в силу своих качеств, стал популярным и непременным предметом экипировки и в целом ряде других спортивных мотодисциплин. Современный кроссовый шлем – это результат длительной эволюции первых мотошлемов, которые видоизменялись в буквальном смысле «на ходу», адаптируясь под требования гонщиков в мотокроссе, а позднее и на соревнованиях эндуро. Со временем кроссовый мотошлем, в силу своих качеств, стал популярным и непременным предметом экипировки и в целом ряде других спортивных мотодисциплин.
Начиналось все с того, что мы сейчас называем открытым шлемом или шлемом ¾. Когда-то это был единый и универсальный тип шлема, используемый мотоциклистами повсеместно и повседневно, на дорогах общего пользования и на гонках. Очень скоро на кроссовых шлемах появился и стал непременным их отличием большой козырек, выполняющий сразу несколько функций. Итак, зачем нужен козырек на кроссовом шлеме? Во-первых, это защита от солнца. Во-вторых, защита от грязи из под колес впереди едущих соперников. В-третьих, защита от грязи, летящей из под собственных колес сзади и сверху. В-четвертых, если гонка идет под дождем, то козырек опять же уменьшает загрязнение очков. Ведь, даже если очки со сменными защитными пленками, то их запас не бесконечен. Ну и наконец, на соревнованиях по эндуро, где-то в лесу, козырьком можно отсекать листву и ветки деревьев, оберегая от повреждения кроссовые очки. Развитая нижняя «челюсть» сначала представляла собой простую пластиковую маску, крепившуюся к кроссовым очкам и защищавшую лицо от комков грязи и камней. Со временем она увеличилась в размерах, стала крепиться на шлем и в итоге стала его неотъемлемой частью, выросшей в размерах и ставшей такой, какой мы ее видим сейчас. Теперь это еще и важнейший элемент травмобезопасности, а запас пространства внутри облегчает дыхание спортсменов в условиях тяжелой физической нагрузки.
При достаточно высокой степени защиты, кроссовые шлемы чрезвычайно легкие, что немаловажно для активных видов спорта и отдыха. Именно поэтому кроссовые шлемы находят широкое применение не только в своем родном мотокроссе и эндуро, но и являются лучшим вариантом шлема для поездок на квадроциклах, где приходится иметь дело с той же грязью, землей и ветками деревьев. Кроме того, шлемы для стантрайдинга – это тоже, как правило, кроссовые шлемы, дающие легкость, обзор и не препятствующие энергичному дыханию. Купить кроссовый шлем можно за самые разные деньги. Как и в случае со шлемами других типов, более дорогие отличаются меньшим весом, более эффективной вентиляцией, долговечными и износостойкими материалами, наличием сменных и разборных элементов и так далее. В какой-то степени на цену влияет именитость брэнда, но как правило она так или иначе оправдывается. В тоже время, иногда в компанию к топовым моделям забираются довольно средненькие по своим свойствами шлемы, но выполненные из карбона и щеголяющие сверхлегкостью. Выбрав шлем, не забудьте подобрать к нему кроссовые очки. Несмотря на определенную стандартизованность, бывает что не все очки и шлемы комфортно и удобно стыкуются между собой и с лицом мотоциклиста.
На высоких скоростях до недавнего времени кроссовые шлемы практически не применялись. Своеобразная форма с высокой боковой парусностью и большой козырек в сильном потоке встречного ветра ведут себя, по понятным причинам, нестабильно. Но технологии не стоят на месте и существуют шлемы, в которых их производители попытались совместить лучшие качества кроссовых шлемов с удобством более привычных для большинства мотоциклистов интегралов. Одна из самых современных и удачных таких «гибридных» моделей – шлем Shoei Hornet Adv, ориентированный прежде всего на любителей дальних путешествий на эндуро, большая часть пути которых – это все-таки скоростные перегоны по асфальту. При внешней схожести с кроссовыми собратьями, этот шлем отличает большой визор вместо необходимости использовать кроссовые очки и тщательнейшим образом проработанная аэродинамика, обеспечивающая стабильность даже на высоких скоростях.
ВОТ ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ОДЕВАТЬ ШЛЕМ ДЛЯ МОТОКРОССА НА ТРАССУ.
Давайте вспомним звезду YouTube RoyalJordania, так как одно из его самых новых видео показывает, насколько опасным может стать мотокроссовый шлем на высоких скоростях, если к нему все еще прикреплен козырек.
Перед тем, как погрузиться в проблему, вы, вероятно, хотите знать, почему, черт возьми, кроссовые шлемы вообще существуют с этим клювом на верху. Что ж, во время езды на кроссовом мотоцикле из-под колес идет грязь и пыль, которые попадают в воздух от впередиидущего(их) мотоцикла(ов) и обычно находят свое пристанище на вас.
Этот козырек работает почти как cвес крыши на доме, и предотвращает приземление всей гадости и копоти прямо на визор шлема или очки, так что байкер все еще может видеть, что происходит впереди. Он также обеспечивает тень в солнечную погоду и может предохранить от попадания каких-то мелких веток при покатушках в лесистой местности.
Возвращаясь к нашему видео, вы увидите как голова RJ качнется, в одном из тех мотокроссоподобных шлемов, к которому все еще прикреплен козырек, несмотря на тот факт, что он «валит» со скоростью более 160 км в час где-то в африканской пустыне.
Вероятно, он рассчитывал, что большой размер лобового стекла мотоцикла обеспечит достаточную защиту от потока ветра так, чтобы он не влиял на не столь аэродинамическую форму шлема.
Несмотря на то, что он сумел замедлиться и восстановиться без травм, такого рода происшествия могут легко вызвать серьезные травмы шейного отдела позвоночника, если ветер ударит вашей головой, вместе с этой защитой, как хлыстом. Хотя эти типы шлемов могут быть использованы для города или какого-то лайтового туризма, пользоваться ними на скоростях более 150 километров в час, может быть одновременно и неудобно и опасно.
Если это ваш единственный шлем, и вы собираетесь его использовать как для езды по дорогам, так и вне, вы должны задуматься над тем, чтобы откреплять и прикреплять козырек в соответствии с ситуацией.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов