зачем косят обочины дорог
Зачем косить обочину?
Вопрос, конечно, кажется простым, ведь всем понятно, зачем косить обочину, каждый скажет, для того, чтобы не было травы. Но разве она кому-то мешала, от нее нет вреда, а вот польза некоторая наблюдается, ведь её корневая система укрепляет грунт, а значит в период распутицы, полоска вдоль дороги останется более прочной. Кажется, что стоит все оставить на своих местах и тогда удастся избежать лишних хлопот и остаться при некоторых полезных интересах. Но на самом деле, это лишь нелепое оправдание отсутствующего желания изрядно потрудиться ради достижения важной цели. Косить обочину нужно, причем регулярно, начиная с того момента, как сорняки начнут подниматься выше пяти сантиметров над поверхностью земли.
Гораздо более остро стоят другие реальные вопросы, например, чем косить обочину, ведь этот участок не относится к простым. Здесь очень сложная растительность, в таком месте остаётся только самая выносливая и неприхотливая растительность, она выдерживает недостаток влаги, постоянное воздействие выхлопных газов и давление шин. Научились сорняки противостоять и некоторым видам оборудования, призванного косить обочину, пока это получается не очень эффективно, однако положительная динамика есть. Конечно, на сегодняшний день нет такой травы, которая может устоять перед металлической косой, вращающейся с сумасшедшей скоростью. Но вот уклоняться от крупного навесного оборудования, ориентированного на работу в сложных условиях, растительность уже умеет.
Косить обочину на трассах разного значения
По определению обочина, это часть дороги, она состоит из грунта, песчаной отсыпки, гравия и прочих подобных материалов. На любом из таких покрытий может расти трава, где-то более активно, а где-то не столь буйно, но все-таки она есть. На трассах разного значения, поддержанием надлежащего состояния полотна и прилегающих территорий, занимаются специальные службы. Косить обочину на трассах федерального, краевого и областного значения, нужно на участках протяженностью в сотни километров. Для таких целей используется тяжелая техника с навесным оборудованием, она может двигаться довольно быстро и обрабатывать участки в определённом диапазоне качества. Добиваться высоких результатов здесь никто не стремится, важно, чтобы внешне обочина выглядела опрятно.
Косить обочину на дорогах местного значения, например, внутри города или небольшого поселка должны муниципальные власти (точнее, они организуют и финансируют этот процесс). Малый масштаб вносит свои корректировки, в первую очередь они касаются используемого оборудования. На некоторых отрезках вместо сорняков могут высаживаться культурные газонные растения, в этом случае стрижка должна осуществляться по специальному графику.
Косить обочину, чтобы все было видно
Пока трава на обочине небольшого размера, она не доставляет много хлопот, но некоторые виды сорняков имеют обыкновение расти в высоту до метра и даже более этой отметки. Доводить до критической отметки ситуацию не стоит, нужно заранее следить за опрятностью объекта. Косить обочину нужно на всех участках, но особое внимание уделяется загибам, перекрёсткам и прочим опасным отрезкам. Недостаточная видимость в таких местах чревата увеличением риска дорожно-транспортных происшествий.
Косить обочину следует по мере роста травы, нет необходимости проделывать эту процедуру, если растения поднялись лишь в единичном выражении. Задача эта сложная и затратная, техника должна перемещаться на большое расстояние, если у нее нет собственных ходовых характеристик, то приходиться дополнительно использовать еще и транспортные средства. Частным лицам, организовавшим собственные подъездные пути, тоже следует косить обочину, но в этом случае речь больше идет об эстетике, нежели о практичности.
Косить обочину обязаны дорожные службы.
Чтобы обеспечить безопасный режим на дороге любого значения, ее необходимо поддерживать. Устранять выбоины, ремонтировать ограждения, устанавливать дорожные знаки, зимой расчищать от снега, а в теплое время года косить обочину, дабы высокая растительность не препятствовала обзору и не скрывала опасные участки. Все эти работы обязаны выполнять дорожные службы, они есть в каждом регионе, с делением на местные и федеральные. Кто и какую трассу будет обслуживать, зависит от ее статуса, например, в муниципалитетах эта обязанность лежит на администрации, а она уже может выполнять задачи самостоятельно или привлекать специализированные компании.
Косить обочину нужно регулярно, почти так же как лужайку с газоном, поскольку большие заросли доставят больше хлопот. Этот участок работы никак нельзя назвать простым, поскольку здесь сошлись воедино множество усугубляющих факторов. Прежде всего, обочина, это очень большая площадь, она не столь широкая, но очень длинная, ведь это могут быть сотни километров в ведении одного хозяйства. Ситуация сопряжена с опасностью, поскольку рядом постоянно проезжают (а порой просто «пролетают») автомобили, на таком участке негативное влияние исходит как от транспорта, так и для транспорта. Работающая косилка может выбрасывать камни, обломки ветвей деревьев, различный мусор и прочее.
Почему косить обочину сложно?
Если отбросить в сторону (чисто гипотетически) присутствие проезжающего транспорта, то можно оценивать ситуацию в чистом виде. Этот участок практически всегда имеет наклон, порой довольно серьезный. Здесь гарантировано имеется много камней, поскольку из них сделана обсыпка, так же из проезжающих машин щедро выбрасывается мусор, в том числе металлические банки, пластиковые канистры и тому подобное. Вот почему косить обочину сложно, для этого не подойдет простой аппарат, который используется на любом другом простом участке.
На протяженных участках (например, в 50-100 километров), используют полноценные трактора со специальными косилками. Но для дорожных хозяйств поменьше, например, муниципального значения, крупная техника не нужна, кроме необоснованной мощности она дорого стоит. Лучше всего косить обочину небольшими самоходными косилками с сиденьем для оператора. Профессиональные модели отлично справляются с поставленной задачей, они выносливы, неприхотливы и могут работать без перерыва очень долго. Что касается опасных факторов, то они к ним тоже готовы.
Косить обочину можно самостоятельно.
Дорожная служба, это специальная организация, специализирующаяся на определенном виде деятельности. Но ведь может оказаться так, что участок дороги подводящий к домовладению человека не находится в ведении такой организации и за ним никто не следит. В таком случае косить обочину придется самостоятельно, ну или ждать пока в зарослях начнут жить волки и прочие дикие звери. Если участок обочины небольшой можно использовать ручные мото-инструменты. В случае, если протяженность большая или же хочется сделать все на высшем уровне, то подойдет профессиональная косилка с приводом на все колеса и возможностью работы на склонах определенной величины.
Кто-то считает, что подобная подмена функций специализированных организаций недопустима, и в этом есть своя доля истины. Но на самом деле гораздо правильнее проявить гражданскую активность и навести порядок возле своего жилища, если каждый будет так поступать, то пространство вокруг нас станет чище и красивее. Косить обочину нужно по правилам, не забывая о технике безопасности и прочих нормах, тогда все будет в порядке.
Статья 8. Уборка и содержание автодорог и прилегающих к ним территорий
1. Уборка автодорог возлагается:
3. На дорогах федерального, областного и местного значения уборка мусора и покос травы производится обслуживающей организацией на всю ширину полосы отвода дороги.
4. В полосе отвода дорог поселений, имеющих поперечный профиль шоссейных дорог высота травяного покрова не должна превышать 15 см.
5. Автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с утвержденной ГИБДД в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений. Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.
6. Информационные указатели, километровые знаки, шумозащитные стенки, металлические ограждения (отбойники), дорожные знаки, парапеты и др. должны быть окрашены в соответствии с существующими ГОСТами, очищены от грязи и промыты. Все надписи на указателях должны быть четко различимы.
7. Собственники, землевладельцы, землепользователи земельных участков сельскохозяйственного назначения обязаны производить санитарную очистку лесополос, находящихся на используемом земельном участке.
8. Подвижной состав пассажирского транспорта, транспортные средства предприятий, организаций, учреждений и частных лиц выпускаются на дороги поселения в чистом и технически исправном состоянии.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Езда по обочине: что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное
Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.
Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».
Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.
Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.
Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.
Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.
Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.
Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.
Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.
РЖД проиграло суд из-за нескошенной травы вдоль путей
Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении жалобы ОАО «РЖД» о признании незаконным постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области о привлечении к административной ответственности из-за высокого травостоя, говорится в материалах суда.
Заявление железнодорожников поступило в суд 13 октября 2010 года. Дело зарегистрировано под номером А40-121735/2010 и рассматривалось в категории «экономические споры по административным правоотношениям» судьей Ольгой Немовой.
«В удовлетворении заявления ОАО „РЖД“ о признании незаконным постановления ГУ Государственного административно-технического надзора Московской области от 9 сентября 2010 года №21/787/155 о привлечении ОАО „РЖД“ к административной ответственности на основании п.1 ст. 22 Закона Московской области № 161-2004-ОЗ от 30.11.2004г. отказать полностью», — говорится в решении московского суда.
Суд установил, что должностными лицами административного органа 26 августа 2010 года был проведен осмотр территории по адресу Московская область, Луховицкий район, участок железной дороги «Зарайск-Луховицы» вблизи деревни Алтухово.
«В результате проверки было выявлено ненадлежащее состояние и содержание данной территории, прилегающей к железнодорожному пути, а именно не окошена трава, высота травостоя 0,7 — 1м, вдоль рельсов размещаются обрези деревьев, что является нарушением п. 10 ст. 8 Закона МО №249/2005-03 от 29 ноября 2005 года», — говорится в судебном акте.
Из материалов дела следует, что после проверки технадзор составил протокол об административном правонарушении от 6 сентября 2010 года № 21/787/155, а постановлением № 21/787/155 от 9 сентября 2010 года заявитель был привлечен к административной ответственности. Основанием к этому послужила часть 1 статьи 22 Закона Московской области № 161/2204-03 от 2004 года «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».
Санкцию за нарушение данной статьи составляет штраф в размере от 5 до 20 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд за признанием его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд сослался на п. 6 ч. 1 статьи 3 Закона Московской области от 29 ноября 2005 года № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области». Согласно этой статье, «обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются: по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров — на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория».
АСГМ также отметил, что согласно приказу МПС России от 15 мая 1999 года № 26Ц утверждено «Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог». В соответствии с п. 10 ст. 8 этого нормативно-правового акта высота травяного покрова на территории поселений, в полосе отвода автомобильных и железных дорог, на разделительных полосах автомобильных дорог не должна превышать 20 см.
Доводы заявителя о нарушении ответчиком п. 5 ст. 4.1 КоАП России со ссылкой на то, что административно-техническим инспектором 9 сентября 2010 года были вынесены по одному и тому же адресу приблизительно в одно и то же время (16.20 и 17.00) два постановления (№№21/787/154 и 21/787/155), судом во внимание приняты не были.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Эксплуатационная длина железных дорог компании составляет 85,2 тыс км. Доля компании в грузообороте транспортной системы России равна 43%, в пассажирообороте — 41%. В парке подвижного состава «РЖД» имеется более 11 тыс грузовых локомотивов, около миллиона грузовых выгонов всех типов, почти 3 тыс пассажирских локомотивов, свыше 24 тыс пассажирских вагонов дальнего следования и более 15 тыс пассажирских вагонов пригородных поездов.