зачем кладут топор под гроб
Зачем русским на похоронах нужен был топор
Как ни странно, но раньше похороны без топора не обходились. Это было связано с очистительными свойствами, которыми, по мнению русских, обладал инструмент. Корни таких поверий следует искать в глубокой древности.
Топор в русских обрядах
Топор всегда играл большую, если не центральную роль в жизни русских. Подтверждением тому, как пишет Владимир Андреев в своей книге «Праздники на Руси», служат многочисленные пословицы и поговорки, дошедшие до наших дней: «Топор обувает, топор одевает», «Кабы Бог не дал топора, тогда — топиться давно бы пора» и другие. Недаром среди подарков для молодоженов нередко оказывался именно топор. Мало того, если супруги хотели сына, они, согласно поверьям, готовясь к зачатию ребенка, клали под кровать мужские инструменты, чаще всего пилу или топор. Иногда муж, «делал дело с топором за поясом».
Еще в раннем детстве ребенок, в особенности мужского пола, знакомился с топором. Так, в русской деревне XIX века во время первой стрижки мальчика в возрасте 1-3 лет сажали на топор. Топор использовался и в других обрядах. Если верить О. Г. Барановой и И. И. Шангиной, авторам издания «Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря», жители Орловской губернии на Крещение направлялись во двор с определенными атрибутами для проведения ритуала над скотиной, причем впереди процессии шел тот, у кого был топор. После кормления и окропления животных топор дважды перебрасывали над ними таким образом, чтобы траектория образовывала крест.
Прощание с покойником
Понятно, что подобные действия, как и многие другие обряды, были следствием смешивания христианских и языческих верований. Что касается последнего, то Александр Котляревский, автор труда «О погребальных обычаях языческих славян», связывал использование топора в погребальных обрядах с очистительными свойствами, которые раньше приписывали этому инструменту. Недаром у русских, проживавших в районе Керенска, когда покойника клали в гроб, старуха ударяла топором по тому месту, где до этого лежал мертвец, «чтобы этим срубить смерть».
Тот же Котляревский утверждал, что, когда тело покойника выносили из дома, на дороге, где оканчивались владения усопшего, клали крестообразно два топора. В Воронежской губернии при выносе мертвеца топор помещали под порог дома, после чего все домашние покидали жилище на некоторое время. Об использовании топора при прощании с усопшим упоминает в свое книге «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки» и Г. А. Носова. По словам Носовой, в Вологодской губернии один из родственников покойного три раза обходил вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, а при последнем обходе ударял обухом по гробу.
Корни поверий
Павел Кузьменко, автор издания «Крещение, венчание, погребение, посты», согласен с историком и этнографом Котляревским в том, что объяснение использования топора в том числе в погребальных обрядах следует искать в глубокой древности. Как пишет Кузьменко, у древних славян топор являлся символом Перуна, был связан с громом и молнией, и следовательно считался своеобразным амулетом, оберегом от злых, вредоносных для человека духов. В позднейшие времена он также играл для покойного отпугивающую роль от «нечистой» силы либо для дома от самого усопшего.
Действительно, покойников на Руси боялись. Неудивительно, что тело мертвеца всегда выносили ногами вперед, стараясь не задеть ни косяков, ни порогов. Иногда тело даже выносили из дома через окно. Бывало, что и до кладбища покойного несли окольными путями. Все это делалось, как утверждает Владимир Константинов, автор курса лекций «Этнография русского народа», для того, чтобы умерший «не нашел дорогу назад». Считалось, что усопшие могут навредить живым. Особенно это касалось тех, кто умер внезапно, а также всех умерших неестественной смертью. К таковым относили самоубийц, жертв насилия, утопленников, пьяниц, некрещеных, колдунов.
Зачем русские на похоронах били гроб топором
Топор всегда играл большую, если не центральную роль в жизни русских. Подтверждением тому, как пишет Владимир Андреев в своей книге «Праздники на Руси», служат многочисленные пословицы и поговорки, дошедшие до наших дней: «Топор обувает, топор одевает», «Кабы Бог не дал топора, тогда — топиться давно бы пора» и другие. Недаром среди подарков для молодоженов нередко оказывался именно топор. Мало того, если супруги хотели сына, они, согласно поверьям, готовясь к зачатию ребенка, клали под кровать мужские инструменты, чаще всего пилу или топор. Иногда муж, «делал дело с топором за поясом».
Топор в русских обрядах
Еще в раннем детстве ребенок, в особенности мужского пола, знакомился с топором. Так, в русской деревне XIX века во время первой стрижки мальчика в возрасте 1-3 лет сажали на топор. Топор использовался и в других обрядах. Если верить О. Г. Барановой и И. И. Шангиной, авторам издания «Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря», жители Орловской губернии на Крещение направлялись во двор с определенными атрибутами для проведения ритуала над скотиной, причем впереди процессии шел тот, у кого был топор. После кормления и окропления животных топор дважды перебрасывали над ними таким образом, чтобы траектория образовывала крест.
Прощание с покойником
Понятно, что подобные действия, как и многие другие обряды, были следствием смешивания христианских и языческих верований. Что касается последнего, то Александр Котляревский, автор труда «О погребальных обычаях языческих славян», связывал использование топора в погребальных обрядах с очистительными свойствами, которые раньше приписывали этому инструменту. Недаром у русских, проживавших в районе Керенска, когда покойника клали в гроб, старуха ударяла топором по тому месту, где до этого лежал мертвец, «чтобы этим срубить смерть».
Тот же Котляревский утверждал, что, когда тело покойника выносили из дома, на дороге, где оканчивались владения усопшего, клали крестообразно два топора. В Воронежской губернии при выносе мертвеца топор помещали под порог дома, после чего все домашние покидали жилище на некоторое время. Об использовании топора при прощании с усопшим упоминает в свое книге «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки» и Г. А. Носова. По словам Носовой, в Вологодской губернии один из родственников покойного три раза обходил вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, а при последнем обходе ударял обухом по гробу.
Корни поверий
Павел Кузьменко, автор издания «Крещение, венчание, погребение, посты», согласен с историком и этнографом Котляревским в том, что объяснение использования топора в том числе в погребальных обрядах следует искать в глубокой древности. Как пишет Кузьменко, у древних славян топор являлся символом Перуна, был связан с громом и молнией, и следовательно считался своеобразным амулетом, оберегом от злых, вредоносных для человека духов. В позднейшие времена он также играл для покойного отпугивающую роль от «нечистой» силы либо для дома от самого усопшего.
Действительно, покойников на Руси боялись. Неудивительно, что тело мертвеца всегда выносили ногами вперед, стараясь не задеть ни косяков, ни порогов. Иногда тело даже выносили из дома через окно. Бывало, что и до кладбища покойного несли окольными путями. Все это делалось, как утверждает Владимир Константинов, автор курса лекций «Этнография русского народа», для того, чтобы умерший «не нашел дорогу назад». Считалось, что усопшие могут навредить живым. Особенно это касалось тех, кто умер внезапно, а также всех умерших неестественной смертью. К таковым относили самоубийц, жертв насилия, утопленников, пьяниц, некрещеных, колдунов.
Зачем под гроб кладут топор?
Когда гроб с покойником находится в доме, то под него кладут топор.
Для чего это делают?
На самом деле, топор под гроб кладут не все, а если точнее, то вообще многие не знают такого обычая, но такой обычай имеет место быть на самом деле и имеет он два смысла.
Покойника таким манером пытаются обезопасить. Вернее и скорее всего его бренное тело уже ничем не спасти, спасают его душу что бы ее не похитили злые темные силы.
Говорят что это действие, каким то образом, помогает телу оставаться в более или менее нормальном состоянии. Его меньше раздувает и оно дольше не портится.
По этой же причине тело «заземляют» привязывая проволокой к батарее, либо втыкая эту проволоку в ведро с песком, либо привязывают все к тому же топору под гробом.
Топор под гробом большая редкость, во всяком случае у нас топоры под гроб не кладут, и не слышал я об этом ранее.
Это желательно, но не обязательно. Часто на старых кладбищах покойников желают хоронить в могилы до этого умерших родственников. Если прошло более 25 лет, администрация кладбищ разрешает. Но копать на 2 метра в этом случае не получается. Старые кладбища плотно упакованы могилами, оградками, деревьями и кустарниками. Даже просто вынутую землю девать некуда. Хорошо если на полтора метра удается прокопать. Считается удачно.
Еще это делается для того, чтобы лицо покойного было обращено на свои руки, в которые необходимо опять же согласно православному обычаю захоронения положить небольшой крестик, а на его груди располагают икону в знак веры во Христа Спасителя, таким образом, чтобы изображение было направлено к лицу усопшего, поэтому и подкладывают подушку под голову покойного, чтобы его лицо было обращено к иконе и кресту.
Такая подушечка достаточно плотная и не большого размера, чтобы голова покойного не проваливалась и не съезжала в стороны.
И еще живые люди верят в то, что покойник сохраняет свои прижизненные пристрастия, потребности там, в загробном мире, поэтому пытаются положить в гроб что ни поподя. начиная от продуктов, заканчивая драгоценностями. Ранее отвечала здесь на похожую тематику.
Никаких запретов на данную работу, не существует. Просто есть надуманные приметы. Мол близкие кровные родственники, не должны рыть могилу, не должны нести гроб с покойником и тому подобное. Мне кажется, что эти приметы придумали работники ритуальных служб.
Я могу сказать, для чего такой обычай есть у православных. Я знаю, что мусульмане тоже обмывают покойников, но ничего не могу сказать про их объяснения к обычаю.
А православные так делают, потому что перед Богом православный христианин должен предстать такой же чистенький, какой он был младенцем в момент крещения. И при этом в обмывании покойника участвуют обычно только старые люди. А детородным женщинам допускалось обмывать покойного только если они были монахини или дали обед безбрачия. Считалось, что энергия смерти очень сильная и может сделать женщину бесплодной.При этом водой обмывали теплой, а потом выливали в какое-то отдаленное место и разбивали горшок, чтобы ничто такое от мертвого не оставалось в доме.Тряпку и губку, которыми обтирали, тоже сразу же выбрасывали.(Вообще не лишено смысла, т.к. раньше много смертей было и от заразных болезней).
Считается, что до 9 дней душа находится дома, прощается со всеми. Поэтому до 9 дней можно не убирать стакан с водой и хлеб. Потом уже можно убрать, ибо до 40 дней душа еще на земле, но она странствует со своим ангелом по местам «боевой славы», вспоминают содеянное доброе и не очень. Чтобы на 40-й день предстать пред судом Божьим с освеженной памятью
Личные вещи не стоит начинать раздавать до 9 дней по той же причине. Верить или нет в это, дело каждого. Но пусть близкий человек, хоть и умерший, не видит как стараются побыстрее освободить его комнату и шкаф, то есть забыть. Раньше это соблюдали, а теперь кто как.
Зачем русские колотили топором гроб с покойником
Предпогребальные ритуальные действия на Руси были пронизаны суевериями, часть из которых должна была оградить окружающих от несчастья. Именно поэтому старики ревностно следили за соблюдением устоявшихся правил и передавали потомкам знания о магических свойствах покойников и вещей, принадлежавших им.
Весьма распространенным было лечение крестьян руками усопшего человека. В ряде случаев ладонью умершего проводили по больному месту живого индивида и читали слова заговора. Текст заклинания был стандартным, в нем менялось только название недуга, от которого старался вылечиться человек. К примеру, желавший избавиться от головной боли обязан был проговорить слова: «Как рука твоя замерла, так боль моя из головы». Кроме того, целебными свойствами обладал мизинец левой руки почившего, который прикладывали к своему зубу люди, имевшие стоматологические проблемы.
Широким магическим спектром обладало мыло, которое использовалось омывальщиками в ритуальном омовении тела покойника. Этот ценный предмет гигиены после исполнения своей миссии применялся в домашней медицине. В Вологодской области мылом, вобравшим в себя все силы мертвеца, полагалось мылиться хворающим людям, которые при этом должны были произносить слова специального заговора. В качестве причитания часто звучало такое: «Как у мертвого ничего не болит, не щемит, так и у меня, внука Даждьбожьего / внучки Даждьбожь — ей, не боли, не щеми, с водой прочь поди!».
Народы коми лечили при помощи такого мыла ревматические болезни, зимнюю слепоту и костные мозоли, считая при этом, что наибольшую пользу от подобного врачевания получали тезки покойного. Кроме того, они практиковали ингаляции: чтобы вылечить больного, бросали на каменку обмылок и заставляли его дышать испаряющимся дымом.
Доставшееся в наследство от усопшего мыло молодые девицы использовали для улучшения состояния кожи, а мамаши купали им малышей, чтобы пресечь их капризы. Замужние барышни подавали его для умывания буйным мужьям, поскольку верили в его усмиряющие свойства. Кстати, с этой же целью мыло покойника принято было брать с собой на судебные разбирательства — так крестьяне пытались подавить рьяность судей.
Топор
Чтобы отвадить от дома злых духов и помочь покойному справиться с нечистой силой, на Руси использовали топор, в языческие времена являвшийся символом бога — громовержца Перуна. В некоторых областях практиковался магический ритуал, в ходе которого один из родных трижды должен был обойти гроб, держа в руках топор, направленный лезвием в сторону умершего. В завершении следовало встать в место, откуда начинался обряд, и ударить по гробу обухом инструмента-амулета.
Смерок
Обычно смерок укладывали вместе с покойником в гроб, но пчеловоды Костромской области с большой охотой выпрашивали его у родственников умершего. Наделяя смерок охранительными свойствами, они использовали его на пасеке как инструмент, предотвращающий перелет роя к другому хозяину.
Одежда
Особыми свойствами на Руси обладали нити из савана умершего, которые аккуратно выдергивались из него и тайно вшивались в одежду буйного мужа, для того чтобы он перестал измываться над женой. Желая вдове повторно выйти замуж, на рубашке ее почившего супруга расстегивали все пуговицы. Если же хотели, чтобы вдовец больше не посматривал в сторону женщин, родственницы его жены незаметно подпоясывали ее ниткой.
У народов коми существовало несколько ритуалов с покойником, которые несли охранительную функцию и помогали предотвратить новые смерти в доме умершего. Хорошей приметой было дотронуться рукой до пятки левой ноги усопшего, подержаться за его ботинок и погладить подошву обуви.
Помимо этого, поощрялось сидение на месте, где лежал гроб с покойником. Более того, не запрещалось проходить перед гробом в момент его выноса, но чтобы это действие имело положительное влияние на живого человека, ему необходимо было моментально перебежать обратно, посмотреть в печную трубу или обмазать грудь песком, взятым по дороге на погост.
Колдуны
Страшный ритуал ожидал «опасных» покойников и людей, при жизни считавшихся колдунами. Кроме того, что их в лучшем случае хоронили в затопляемых землях, обрекая как бы маяться на границе между Явью и Навью, они к тому же подвергались жестокому наказанию.
Чтобы навсегда обезопасить себя от злого воздействия злых сил, крестьяне вонзали в бездыханное тело колдуна осиновый кол, отрубали ему голову, верхние и нижние конечности и засыпали его последнее пристанище камнями, чтобы у него не было возможности выбраться из могилы.
Приметы и правила на похоронах
Покойника нельзя оставлять одного в доме, около него сажают женщин.
В доме закрывают все зеркала на 40 дней, а в том место, где лежал покойный, кладут топор, что бы в доме не было больше смертей.
Вещи покойного нельзя раздавать 40 дней после смерти.
Если остается вдова или вдовец, то с умершего надо снять обручальное кольцо, чтобы оставшийся не заболел.
В доме, где находится покойник, не пекут хлеб, не стирают и не метут пол.
После выноса покойного из дома, часто по обычаю переворачивали стол, на котором стоял гроб, за ним тщательно вымывали полы. Считалось, что после этого умерший не может вернуться.
Беременные не обмывают покойного и не идут за гробом, если возможно такой женщине надо остаться дома.
Не давайте умершему в последний путь свои фотографии или близких людей (иначе заболеют), не давайте свои вещи, нательные крестики.
Не разрешайте без вашего ведома кому-то класть что-то в гроб.
Воду обычно выливают где-то вдалеке на землю, где не ходят люди.
В деревнях постель на которой умер человек не сжигали, выносили в курятник на 3 для, что бы «петух отпел ее трижды».
Есть ведьмы, которые могут попросить полежать на постели умершего, для снятия боли в позвоночнике, лучше не разрешать, этим они могут причинить вред.
Иногда некоторые ведьмы могут выходить за гробом задом наперед, надо проследить, что бы этого не было. А некоторые могут во время выноса завязывать узлы, этим они наводят порчу. Эти шнуры или тряпки надо отобрать.
Нельзя переходить дорогу покойнику, по народному поверью, будут на теле образовываться опухоли.
При прощании нельзя наступать не полотенце, которое кладут возле гроба, чтобы не навести на себя порчу.
Полотенца и шнуры, на которых опускают гроб в могилу, оставляют там и не вытаскивают.
Иногда могут за гробом бросать живые цветы, так чтобы на них наступали, не позволяйте этого. Есть люди, которые так наводят порчу.
После кладбища обязательно вымыть руки. На поминках ни в коем случае нельзя выпивать из стакана, который оставили для умершего, даже если кто-то предложит это сделать. Иначе можно надолго заболеть.
Если при посадке цветов, копая на могиле обнаружились какие-то непонятные вещи, надо вынести их с кладбища и сжечь, стараясь не попасть под дым.
Если знаете, что кто-то из знакомых идет к вам в гости с похорон, не пускайте его в дом.
Если Вы увидели похоронную процессию, мужчинам надо снять головные уборы и всем тихонько перекреститься. Это надо делать не только в знак уважения, но и для собственного здоровья.
Никогда с кладбища не уносите ничего с собой, чтобы не заболеть
Про то, что вперед гроба не выходят и даже похоронные машины обгонять нельзя, все наверное знают.
А при отпевании родным нужно внимательно следить за гробом. Напохоронах делается очень много всего.
Следите, чтобы в гроб ничего неподложили и из гроба ничего не забрали.
Выходя с отпевания, нужно обязательно попрощаться с покойным. Если Вас что-то отталкивает, не целуйте его в венчик. Лицемерие тут не допустимо.
Ведьмы всегда сохраняют мыло, которым обмывали покойника и огарок свечи с отпевания.
Очень важно! Платочки со слезами бросают тоже закапывая могилу, с кладбища их не выносят!
Хороня покойника, на кладбище не выпивают.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов