зачем каста лезет в политику
Каста рассказала, почему больше не хочет высказываться о политике
Участники группы Каста рассказали ютуб-каналу Вписка о том, почему стало опасно затрагивать политические темы в творчестве и исполнять такие треки вживую. Посмотреть выпуск можно по ссылке.
По их словам, за последний год страна очень сильно изменилась. Влади считает, что по новым законам группу могут не только лишить гастрольной деятельности, теперь провластный активист может написать заявление в прокуратуру, что на концерте исполнялись песни, пробуждающие ненависть. И прокуратура это заявление рассмотрит — и действительно найдет признаки пробуждения ненависти и призывов к нарушению конституционного строя.
Змей говорит, что ему страшно, что могут посадить, потому что некому будет содержать семью и детей. Он рассказывал, что, например, к Влади приходила полиция и интересовалась, на какой митинг он ходил.
Вот их более развернутые цитаты.
«Мы о стольком переговорили, что все ответы уже прозвучали, — говорит Влади о политических высказываниях. — Нам кристально понятно, что происходит. Наша страна стала другой за последний год. Изменилась в ужасную сторону — это надо добавить.
Дальше мы переходим в область, которая в нынешнем законодательстве является криминализированной. Поэтому я очень много чего могу рассказать на эту тему. Я не уверен, что вам с точки зрения законодательства это можно выпускать на ютубе. Так как это будет небезопасно для вас и для меня. Вот так изменилась наша страна».
Змей рассказал, что в процессе написания альбома «Чернила осьминога» он поставил условие — ни одной политической песни.
«В итоге одна с такой тематикой вышла — это «Годы неправды». По-моему, все утомились от этих тем. Ну и можно напроситься. Не то что я боюсь за себя — я боюсь, за окружающих меня людей. На кого я их оставлю сейчас? Сейчас мы *** [доболтаемся], нас всех загребут — и что моя семья будет делать? Мне тоже, конечно, не хочется сидеть.
Это ощущение появилось на фоне белорусских событий, особенно на фоне нашего клипа «Выходи гулять». Когда эта песня стала актуальной для этого времени, для белорусов. Тогда я почувствовал — всех дергают, сажают, пытают, мучают. Я думаю: «Кому мы сейчас что докажем?»
Возможно, это не крепкая мужская позиция. Но без головы нырять куда-то — это тоже глупо.
У нас периодически возникают разговоры на эту тему. Например, Влади рассказывает: «Ко мне участковый приходил, интересовался, где я был, на каком митинге». Мне кажется, все понимают, что уже в лучшем случае могут просто прикрыть нашу гастрольную историю. Чего бы тоже не хотелось.
Влади сказал, что он абсолютно понимает Змея, которому страшно писать политические песни.
«[Точнее,] писать не страшно — страшно выпускать и выступать с ними. Как это происходит: на концерте есть ангажированный властью активист. Который подает в прокуратуру жалобу. И власть не при делах — это же какой-то гражданин обратился с просьбой проверить вот такого-то артиста на предмет пробуждения ненависти, еще чего-нибудь. А прокуратура взяла и обратила внимание. И проверила — и действительно все подтвердилось. Да, возбуждается ненависть. Действительно, есть угроза конституционному строю».
«Это не о политике, а о справедливости» Группа «Каста»
«Молчи или умри. Но мы с этим не согласны. Мы хотим видеть на свободе тех людей, которые говорят правду».
Группа «Каста» требует освободить Алексея Навального.
Это не о политике и не о справедливости. Это повод напомнить о себе.
Эх когда то Каста была темой. но сейчас, к сожалению, только с Макаревичем в хоре петь, про путинские «репрессии»
Они не молчат, молодцы. Теперь их убьют?
Да они ахенты Хосдепа и лодку качають!
«Пойду возьму чё похавать». А-ха-ха )
Вся страна за Навального!
На Навального завели дело о создании экстремистского сообщества
Фото: пресс-служба Бабушкинского суда
Российские следователи возбудили уголовное дело о создании и руководстве экстремистским сообществом в отношении Алексея Навального, Леонида Волкова и Ивана Жданова. Также дело об участии в экстремистском сообществе возбуждено против Любови Соболь, Георгия Албурова, Руслана Шаведдинова, Вячеслава Гимади, Павла Зеленского и Рустема Мулюкова.
«Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ («Создание и руководство экстремистским сообществом») в отношении Алексея Навального, Леонида Волкова, Ивана Жданова и иных лиц, и по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ («Участие в экстремистском сообществе») в отношении Любови Соболь, Георгия Албурова, Руслана Шаведдинова, Вячеслава Гимади, Павла Зеленского, Рустема Мулюкова и иных лиц», – говорится в сообщении на сайте Следственного комитета России.
«Для обеспечения деятельности экстремистского сообщества, в том числе его финансирования, а также создания условий для совершения преступлений экстремисткой направленности, вовлечения новых участников организаторами были учреждены восемь некоммерческих организаций – фондов и коммерческие организации, являвшиеся структурными подразделениями сообщества», – указали в СК.
Кроме того, для расширения сферы преступной деятельности в 2017 году было создано общественное движение «Штабы Навального*», которое осуществляло деятельность сообщества в 37 регионах России. Основным куратором и руководителем «Штабов Навального» был Волков, представляющий «Федеральный штаб» в Москве. С 2014 по 2021 годы в состав сообщества вошли Соболь, Албуров, Шаведдинов, Гимади и иные лица, а также руководители и сотрудники штабов в регионах.
Также в целях пропаганды преступной деятельности в интернете были созданы сайты «Фонда борьбы с коррупцией», «Штабов Навального», канал на YouTube «Алексей Навальный», а также использовались соцсети Twitter, Instagram, Facebook и другие.
«Противоправная деятельность экстремистского сообщества была направлена на дискредитацию органов государственной власти и проводимой ими политики, дестабилизацию обстановки в регионах, создание протестного настроения у населения и формирование общественного мнения о необходимости насильственной смены власти, организацию и проведение протестных акций, перерастающих в массовые беспорядки», – указали в СК.
Для этого с 2014 по 2021 годы руководители и участники экстремистского сообщества систематически проводили на территориях субъектов России несогласованные акции, в ходе которых призывали к экстремисткой и террористической деятельности, совершали противоправные действия, влекущие нарушение прав и свобод человека и гражданина, причиняли вред общественному порядку и общественной безопасности.
В СК напомнили, что решением Московского городского суда уже ликвидированы «ФБК*», «Фонд защиты прав граждан» и запрещена деятельность «Штабов Навального» в связи с признанием их экстремистскими организациями.
«Руководителями и участниками экстремистского сообщества были совершены преступления экстремисткой направленности, среди которых: создание Навальным и руководство им совместно с Волковым и Ждановым некоммерческой организацией, выполняющей функции иноагента, – ФБК** и призывы граждан к совершению противоправных деяний – к участию в несогласованных митингах 23 и 31 января, а также 21 апреля 2021 года (ч. 2 ст. 239 УК РФ); размещение Волковым и Ждановым в августе этого года в интернете видеоролика, в котором призывали неограниченный круг лиц осуществлять финансирование «Команды Навального» путем перечисления денежных средств и криптовалюты (ч. 1 ст. 282.3 УК РФ); размещение Волковым и иными неустановленными сторонниками Навального в интернете публикаций с призывами к несовершеннолетним об участии 23 января в несогласованных митингах (ч. 2 ст. 151.2 УК РФ)», – указали в СК.
Кроме того, участник «Штаба Навального» Мулюков в Уфе 12 июня 2017 года выступил перед гражданами с призывами к совершению насильственного изменения основ конституционного строя путем проведения революции (ч. 1 ст. 280 УК РФ); участник «федерального» «Штаба Навального» в Москве Зеленский в октябре 2020 разместил в Сети публикации, в которых побуждал к борьбе против существующей государственной власти с использованием насильственных действий (ч. 1 ст. 280 УК РФ).
В августе Следственный комитет предъявил блогеру Алексею Навальному обвинение в создании организации, посягающей на права граждан.
«Многие убеждены, что Россия всем козлам надает по щам» Шым из «Касты» о наркотиках Басты, Роскомнадзоре и скрепах
В прошлом году один из пионеров отечественного рэпа — группа «Каста» — после десятилетнего молчания выпустила новый альбом «Четырехглавый орет». В марте этого года состоялась премьера фильма «Piter by Каста», и опять-таки получилось удачно. А 26 апреля в крупнейшем столичном клубе Stadium в компании с «ДДТ» коллектив выступит на большом праздничном мероприятии телеканала «Дождь». Накануне события «Лента.ру» пообщалась со старожилом «Касты» Михаилом Шымом Епифановым.
«Лента.ру»: Почему в разговорах с вами почти всегда вспоминают вашу малую родину? Мол, это группа из Ростова-на-Дону, это ростовский рэп и так далее. Вы же давно обитаете в разных городах. И разве в России вообще есть какая-то географическая принадлежность музыки, как на Западе, где есть «блюз дельты Миссисипи», «орлеанский джаз», «манчестерская волна», «сиэтлский гранж»? За каждым таким явлением, как правило, подразумевался определенный саунд и продюсеры, создававшие его в студиях этих мест. А Ростов? Ну, плюс-минус такой же провинциальный российский город, как и прочие. Или нет?
Шым: Ростов — провинциальный город с уникальным гонором и дерзостью. Задают нам этот вопрос регулярно — вероятно, потому, что весь начальный массив нашего творчества построен на Ростове. Возможно, мы первые в русскоязычном песенном жанре, кто так бомбил слушателей своей малой родиной. Собственно, на тот момент, как мы с фонтана поехали с гастролями по стране, нам было по 20, нас было много, и в нас почти ничего не было, кроме Ростова.
Лет десять назад мы отказались от регулярного общения со СМИ именно по этой причине: нам задают одинаковые вопросы — Ростов, коллеги по жанру, творческие планы. Дико надоело.
Между нынешним вашим альбомом «Четырехглавый орет» и предыдущим «Быль в глаза» прошло почти десять лет. А уж если говорить о первом диске «Громче воды, выше травы» — и все пятнадцать. Вы чувствуете, что поете сейчас фактически для другой аудитории, для другого поколения? В частности, для тех парней с окраин и начинающих студентов, что родились и выросли в стране, где на их веку власть не менялась вообще.
Мы, если честно, совсем не заморачиваемся с тем, чтобы метить в какую-то аудиторию. За редким исключением песни «Касты» — это словесный волейбол вчетвером, игра в пас или об стенку.
В треке «На порядок выше» из вашего первого альбома вы специфическими лирическими сентенциями пытаетесь отговорить или переубедить героя песни, решившего, что «пора валить». Какие слова вы сказали бы ему сейчас, если бы записали сиквел «На порядок выше-2»?
Да, да, сентенции специфические. Где-то между национализмом и шовинизмом. Если бы я не знал, как дурно звучит самоцензура, на примере Федора Чистякова или Леонарда Коэна, я бы, может, и предпринял какие-нибудь творческие меры для разъяснения. А так — песня идет по разряду «как молоды мы были». Дворовая фотография из начала нулевых.
Ну, а если пофантазировать на тему, что бы я сказал. Я бы сказал: «Ну и че твоя капля водки?» Или: «Да овец и тут полно». Типа того. Сначала ты дерешься за свой двор с соседним двором, потом район на район, потом за свой город, потом за страну. Потом, если дожил, воюешь за человечество с человечеством же. А потом такой: «А зачем это все? В чем прикол?»
В самой популярной и глумливой вещи вашего нового альбома — «Скрепы» — к вам присоединился Баста, с которым вы когда-то начинали «Касту». Можешь обозначить, чем отличается его и ваше отношение к жизни и музыке теперь — с тех пор, как вы пошли разными дорогами?
Умирая как организм, сложно выжить как личность. Но Вася, к счастью, справился. Наркотики гипертрофируют черты характера до опасных пределов. Никому не пожелаю пройти через то, через что прошел Баста. Помню, с ним можно было лопнуть от смеха и пересказывать его экспромты как свежий анекдот. А можно было изойти от злости, что он тебя подло продинамил. Или вообще после своих «поминок» — опа — шагает в очках раскумаренный по Пушкинской. Дороги разошлись давно, но я смотрю на
него с уважением и удивлением. Я других людей таких не знаю. Он живой памятник.
На предстоящем концерте, посвященном дню рождения «Дождя», помимо «Касты» выступит «ДДТ». Вполне допускаю, что песни Юрия Шевчука когда-то влияли и на ваше становление. Сейчас он для многих по-прежнему «совесть русского рока», «Юра-музыкант» и так далее. Но я знаю его известных коллег, которые прежде с ним довольно тесно общались и даже делали что-то вместе, а теперь дистанцировались, ибо им кажется, что он учит их жить. Что ты скажешь?
Я соскочил с «ДДТ» году, наверное, в 96-м, когда мне стало окончательно понятно, что после развала СССР основная тема русского рока исчерпана. Ни «Просвистела», ни тем более «Аргентина-Ямайка» (песня «Чайфа» — прим. «Ленты.ру») или какой-нибудь «Зум-зум-зум» (песня «Аквариума» — прим. «Ленты.ру») меня не цепляли так, как сермяжная правда раннего Шевчука. Я знаю, что Юра-музыкант — человек далеко не покладистый. Он остается верен себе — человек, написавший с десяток нетленных песен.
Насколько я понимаю, Шым, участники «Касты» именно тебя считают самым идеологизированным и политизированным в группе. Это так? И может ли сегодняшний русский рэп выглядеть полноценно, если он вне «социального контекста». Ну, типа, подача, аранжировка песен формально соответствуют жанру, но тексты исключительно романтико-тусовочные: о любви разделенной/неразделенной, клевых вечеринках, красивых мечтах… Вы же даже в юморной танцевальной «Макарене» успели вполне едко помянуть нынешнего главу России.
В группе я единственный холерик-экстраверт, поэтому когда стены начинают шататься — первым это замечаю я. Мои идеалы не выражаются в терминах политики, но то, что сейчас происходит в России, им противоречит. В нашем жанре многие убеждены, что сейчас мы (Россия) им всем, козлам, надаем по щам. У меня приятное предвкушение по этому поводу. Люблю, когда иллюзии рушатся. Очень здоровый момент. Люди просыпаются. Но есть и те, кто делает вид, что спит. Таких значительно меньше. Это дело частное. Рэперы — люди свободные. Хочешь — пой про любовь и счастье, хочешь — про мечты. Освещать острые вопросы никто не обязан. На этом фоне современная российская журналистика для меня выглядит менее привлекательно.
Ты как-то рассказывал, сколь непросто вам было совместно работать над новым альбомом. У всех, мол, куча личных забот, все взрослые люди, живущие в разных местах. Тем не менее «Четырехглавый орет» удался и получился многообразным, нескучным. Видно, что это плод коллективного труда, но все равно непонятно, как выстраивается иерархия в группе. Все равны, но кто-то же должен быть равнее?
Самый равный в группе — Влади, это все знают. Он тот человек, что просидел перед компьютером в наушниках 20 лет, дай бог ему здоровья. У него даже залысина от них. Видели? В какой-то период нам было сложновато общаться. Но, к счастью, его позитивистские песни не прозвучали впустую. Он серьезно поработал над собой, и теперь с ним вполне можно иметь дело. За годы терок внутри нашей четверки выработались демократические процедуры: голосования открытые и тайные, законотворческие механизмы. Порой какая-нибудь мелочь может вызвать полуторачасовые прения сторон. Случайному свидетелю, конечно, может показаться, что у нас безумное чаепитие из «Страны чудес». Нифига! Мы просто решаем, какую песню выкинуть из сегодняшнего концертного трек-листа.
Собственно, о том и следующий вопрос. У вас получилось хорошее, тонкое, местами нежное артхаусное кино «Piter by Каста». Кто из вас в нем был первой скрипкой, начиная с идеи и до распределения образов?
Мы просто докинули каких-то своих мелочей в фильм. Я вот теннисную ракетку, которую позорно украл у друга детства Димы Жданова. Авторы картины обратились к нам с уже практически готовым сценарием. Нас подкупило то, что речь о четырех фильмах в одном, и каждый из нас в своем фильме в главной роли. Подкупило, что ничего нового делать не нужно. У нас так уже считай 20 лет.
Неизбежный пока еще вопрос о баттлах. Мне недавно Чача из «Наива» сказал, что с сегодняшними героями этих проектов баттлиться не будет, ибо находится в другой возрастной и «весовой» категории. Там ребята еще ищут себя и самоутверждаются. А ему-то это зачем? «Каста» — это тоже вроде собрания гуру русского рэпа, да? И вам, наверное, ни участия в баттлах, ни даже четвертый студийный альбом в будущем уже без надобности?
Четвертый альбом, конечно, входит в наши творческие планы, спасибо за вопрос. Сказать, когда мы за него засядем, сейчас невозможно. Планировали вчера, но что-то пошло не так. Просим винить в этом Роскомнадзор. Он в своей уморительной охоте на Telegram заблокировал мессенджер google-hangouts. Сейчас поставим VPN и попробуем еще разок.
А баттлиться… Ну, у половины нашей группы от хип-хопа уже травмы плечевых суставов. Мы слишком много жестикулировали на сцене последние 20 лет. Не знаю, возьмут ли нас. Вдобавок это же нужно уткнуться носом в чужое неженское лицо и что-то убедительно произносить про себя, про него, про телку, про маму. Я и в жизни этого не люблю, и не могу себя представить в такой роли на сцене добровольно. И надо заранее написать текст, а у нас с этим давняя проблема.
Зачем каста лезет в политику
Выпустив действительно сильный альбом «ХЗ», Каста успела с размахом представить его в трех ключевых регионах – в родном Ростове-на-Дону, Петербурге и Москве.
А теперь отправляется в Ригу снимать первое видео, где-то в дороге потеряв Шыма, который променял балтийский берег на аграрные практики в Тульской области. Rap.Ru подкараулил оставшихся в строю троих участников и озвучил вопросы, которые адресовали Касте их коллеги и слушатели — музыканты и журналисты.
Змей: Во время записи альбома «ХЗ» я узнал, что в самый последний момент Хамиль может исчезнуть на три недели. И из-за этого мы не написали еще одну песню.
Хамиль: Я сочинял, я думал ко мне придет муза, появится удачная идея. Но не пришла.
Змей: Вообще альбомом мы довольны.
Хамиль: Получилось даже лучше, чем мы ждали.
Влади: Да, альбом встретили гораздо лучше, чем я планировал. Ох, с опаской шли последние две недели для меня! Было тревожное ощущение, что вот сейчас выпустим, а потом же ничего не вернуть!
Мак (группа МСК), музыкант
Как изменялись отношения между вами на длинном творческом пути? Как воспринимали друг друга тогда, и как теперь; как раньше писали песни, репетировали, и как теперь это происходит. Ну и, конечно, вечный вопрос — когда сольник Шыма?
Змей: Как выяснилось, сегодня мы запросто можем приехать на концерт без Шыма, а Владик меня может запросто попросить вспомнить его слова. Сейчас отрепетирую и пойду читать вместо Шыма.
Влади: Ну тебе же нравилась Каста до того, как ты был еще не в Касте? Ты знал песни некоторые наизусть. Вот этот навык тебе сейчас пригодится.
Хамиль: Песни пишем в основном уединенно, а заключительную часть сочинительства проводим вместе.
Влади: По-прежнему остается нерешенным вопрос критики. Вот читает Змей новый куплет. И в целом-то все неплохо, но хочется что-то сказать. Внести правку, дать совет. И начинаешь об этом заговаривать, подбираешь слова помягче, но чтобы мысль донести — и видишь, как уже меняется лицо у Змея. А хрен с ним, промолчу!
Змей: А ты же уже начал говорить.
Влади: В итоге говорю — и натыкаюсь на неприятие, и Змей начинает мне припоминать какие-то мои старые моменты в куплетах. Механизм, когда бы мы конструктивно и гладко учитывали поправки друг друга, у нас все еще не наработан. Как результат — драка.
Змей: Зачем ты весь сор из избы выносишь? Пойдем поговорим за гаражами.
Денис Бояринов, журналист
Как решили вопрос с Busta Rhymes по копирайту на трек «Шубу дам»? Если никак не решали, то не боитесь ли длинных рук РАО?
Хамиль: А мы как раз таки с РАО на короткой ноге.
Влади: У них просто должок большой, поэтому сочтемся.
Змей: Мне на РАО срао.
Влади: На самом деле это пародия, а не использование чужой музыкальной идеи. Она не подлежит этому спектру авторских прав.
На кого бы из иностранцев потратились на фичеринги (при условии неограниченного бюджета — ну, если помечтать)? И вообще есть ли в этом понт — иностранцы-звезды в фичерингах?
Влади: За деньги бы никого не взяли.
Змей: В России и нет никакого понта — зачем писать с англоязычным артистом?
Влади: Разве что приколоть его поговорить по-русски. А, кстати да, есть же прикол, когда Sticky Fingaz, не смотрел в интернете?
Змей: Неприятно, да, на это смотреть? В общем, если на братской волне сделать, да и то только для себя, не афишируя. С Method Man? Нет. Точнее, да. Но я бы не стал платить ему деньги.
Noize МС, музыкант
В песне «На порядок выше» затрагивается тема «пластмассового» и бездушного Запада; у вас была возможность наглядно ознакомиться с некоторыми неприятными особенностями американского метналитета — например, в отношении сочинения совместных треков (я имею в виду случаи с Capadonna и RZA). Тем не менее, музыка, в своё время так вас вдохновившая, сочинена именно там и именно этими людьми. Для получения настоящего эстетического удовольствия от прослушивания песни, по-моему, очень важно верить исполнителю. Так вот: что случилось с вашими любимыми англоязычными треками после осознания пропасти между мотивами загадочной русской душой, что на «рассвете, как капля водки чистая», и истинными приоритетами авторов, бередивших некогда эту самую загадочную душу песен на чужом языке? Не испарилась ли романтика из ву-тэнговских скрипичных сэмплов и грустных обрывков пианино? Или собственные первые впечатления от прослушивания навсегда остались такими же?
Змей: Здесь Noize выдохнул.
Влади: Американские рэпперские стилевые особенности — это как раз то, к чему мы относимся совершенно нормально. Да, конечно, негры, скрипичные сэмплы, деньги, Кападонна. Все это укладывается и в широкую душу. (после паузы) Ну, скажем так, речь шла о песне «На порядок выше», где противопоставлялись души русские нерусским душам. Это особое душевное состояние. И даже выйдя из него, ты понимаешь, что то, о чем ты размышлял — оно-то и не так выглядит. Это разные состояния «я». Противоречий в жизни много, все зависит от настроения или состояния «я» в данный момент. А Wu-Tang нам действительно, по моему, поменьше всем уже нравится. Просто они и похуже музыку стали делать.
Змей: На концерт Wu-Tang пойдешь?
Влади: Я не жду что там будет разрыв и прочее-прочее для меня, но я хочу попасть на этот концерт. Я обязан пойти просто.
Незлобин и Таир Мамедов, веселые люди
Как в России заработать на хип-хопе?
Влади: Надо просто быть очень собранным человеком.
Змей: Не опаздывать на поезда и самолеты.
Влади: На концерты не опаздывать. Это и есть залог успеха.
Змей: А они чё, не знают еще, как заработать на рэпе в России?
Влади: Я никогда не видел их в аэропорту, наверное, они всегда опаздывают.
Змей: Ты знаешь, я встречал как-то их в аэропорту. По-моему они опоздали тогда на самолет и ждали следующий. Если ребятам нужен совет — на гастролях можно заработать.
Андрей Никитин: Говорят, чтобы на гастроли поехать нужно занести деньги за клип на телевидение?
Змей: У меня папа, увидев наш клип по телевизору, спрашивает: «Ну, вам за это платят?»
Тимати, музыкант
Если бы Касте выпала возможность занять ключевые позиции в правительственном блоке по должностям: Влади — министр культуры, Шым — министр иностранных дел, Хамиль — глава Олимпийского комитета, Змей — советник президента по защите гражданских прав, то что бы вы изменили в политической системе?
Влади: В первый раз Тимати поставил нас в тупик.
Змей: Но гражданские права надо менять! А ты как думаешь?
Хамиль: Я точно знаю, что водительские права мне нужно менять, в августе они истекают.
Влади: За культуру базар, да? Ну, что-то придумать надо. Вопрос серьезный. Вообще-то я уверен, что если бы Шым занимался иностранными делами, это здорово бы помогло нам получить визы в Латвию, куда мы не можем выехать. Нам скоро клип снимать.
Андрей Никитин: Шыма небезопасно на такой пост, до сих пор не могу забыть, как в интервью украинскому журналу на вопрос «Пожелайте же что-нибудь на прощание» он ответил: «Отдайте Крым».
Змей: Так не вернули ж?
Юрий Сапрыкин, редакционный директор журнала «Афиша»
Последнего альбома я не слышал, хотя все его очень хвалят. А спросить я хотел бы о том, как парни относятся к русскому шансону, и нет ли у них ощущения, что русский рэп все в большей степени ориентируется на тех же людей, что и русский шансон — только помоложе?
Влади: Да вряд ли. Может быть, какие-то группы и ориентируются на предполагаемую юную аудиторию шансона, у нас точно нет — я имею в виду Касту. Шансон — что-то очень простоватое, наивное и обязательно с атрибутами возможного ограничения свободы: в скором будущем или недалеком прошлом.
Влади: У Касты этого нет, долго уже. Ну и хорошо, мы идем к светлому. Вообще не хочется делать тупого наивняка, спекулируя на потребности глубоко вдохнуть или выдохнуть у неподготовленного слушателя. Не хочется спекулировать на простых инстинктах.
Змей: На мой взгляд рэп, созвучный с шансоном — он интереснее, чем сам шансон.
Хамиль: А Мишу Круга помнишь? За душу брало.
Захар Прилепин, писатель
Говоря, собственно, о механике поэтического текста, я сравниваю то, что делают некоторые рэпперы с музыкой рок-н-ролльной, на которой я воспитывался. И я, безусловно, высоко оцениваю то, что делает группа Каста, как, наверное, и всякий, кто пробовал писать стихи. Вопрос такой — это был осмысленный выбор, продиктованный собственными представлениями о поэтике — заниматься текстовой работой очень серьезно и с некоторым даже эстетизированием этого процесса?
Влади: Да, разумеется, конечно. Сложно представить себе человека, который шесть часов сидит над одной строчкой не потому, что ему хочется от нее чего-то добиться, а просто так у него получается. Да, это большой труд — умышленно и осознанно вылепить из слов архитектуру. Истоки, думаю, одни у всех, это англоязычный рэп. Мы усвоили правила игры и развили их. Нам в этом видится эстетика. Да, здесь есть наше авторство, наши изобретения, мы это чувствуем, нам это нравится. (Змею) Да что я за тебя говорю, это же по большей части тебя касается. Ну ты же вот это все придумываешь: «Было мало мыла телу балобола».
Змей: По моему вопрос не этого касается. А вот именно изначально кастового посыла тех времен, когда меня еще не было, когда я просто молотил что-то там.
Влади: «Бабки на улице торгуют кабачками и тапочками»?
Змей: Ну да-да-да. Поэтому мне кажется это вопрос все-таки как раз к тебе.
Влади: Интересно, когда рифмы перетекают из одного четверостишья в другое. Или когда одна рифма в центре строчки, другая в конце. «Не то что бы у нас с ней отношения напряжены, / Но я не вижу уважения в лице жены». Хотя, нет, это скорее похоже на дабл-райм, когда две рифмы подряд.
Змей: Начни свою песню «Бананы, гориллы».
Хамиль: Снова жара, не вырваться из ее лап.
Я скоро буду рад раздеться догола.
Асфальт пора плавить как шоколад,
А у термометра растет шкала.
Змей: Где-то в середине написания «ХЗ» я понял, что эту манеру нужно менять, потому что она настолько прижилась, что весь альбом будет в таком ключе. А я могу иначе и могу круче.
Хамиль: Мало того, мы еще друг друга позаражали этим стилем. Надо придумывать новые ходы.
Все больше слушаю рэп и мне было бы любопытно, видит ли Каста поколенческие различия между отечественными рэпперами и в чем они выражаются; какие в этом смысле приоритеты в русском рэпе?
Влади: Могу заметить то, что мне заметно — вот нет какого-то единения души у нового поколения рэпперов. Я помню, что это единение было 10-15 лет назад, рэппер рэпперу был братом. Нет такого восприятия рэп-музыки, как способ объединять.
Хамиль: Сейчас не встретишь уже такую вечеринку, где сто человек и все друг друга знают.
Каковы политические взгляды участников Касты?
Змей: Я слежу за нашим президентом в твиттере.
Влади: Твиттерократия – вот политическое направление, приверженцем которого Змей является.
Валерий Постернак, журналист
Я бы, конечно, спросил без обиняков: «Просыпаются ли еще парни по утрам с эрегированным членом?» Но, боюсь, не ответите. Ладно, тогда другой вопрос: самая экстремальная пьянка в жизни? Как и где происходило, какие последствия и выводы. Если это служило поводом завязать с выпивкой, то сколько раз нарушали? Только не надо уверять, что не пьете, и такого никогда не было!
Влади: Валера Постернак действительно опасный человек, потому что самая экстремальная пьянка реально может случиться у меня вот с ним.
Хамиль: Самая опасная пьянка у него в гостях и происходила. О насущном спрашивает.
Влади: А о чем еще кроме пьянки спрашивает?
Змей: Да, в общем. Стояк у тебя есть по утрам?
Влади: Да, есть. Есть.
Андрей Никитин: Был вопрос о последствиях и выводах.
Влади: Долгая моя практика потребления алкоголя натолкнула меня на такой вывод: я не сильно пьянею. А раз так. То и нечего пить. И я бросил.