зачем какая часть речи в русском языке
ЗА ЧЕМ или ЗАЧЕМ, как правильно писать?
Местоимение с предлогом «за чем» пишется раздельно. В контексте отличаем его от наречия «зачем», которое пишется слитно.
Чтобы понять, когда пишется «за чем» или «зачем», раздельно или слитно, имеем в виду, что в русской орфографии существуют слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, так как являются словами и формами разных частей речи. В определенном контексте отличаем местоимения с предлогами от наречий. Такие слова называются омоформами. К ним отнесем следующие пары слов:
Правописание слова «за чем»
За чем тебя послали в магазин?
В этом контексте представлено местоимение с предлогом, начальной формой которого является слово «что». Это сообщение можно перефразировать так:
Что тебе поручили купить в магазине?
Правописание слова «зачем»
Отличаем форму местоимения от местоименного наречия «зачем», которое выражает причину и синонимично словам этой же части речи:
Это наречие употребляется в вопросительных предложениях, например:
Зачем мне теперь ваши извинения?
Зачем вы это у меня спросили?
Вопросительное местоименное наречие «зачем» отвечает на вопросы:
Относительное местоимение «зачем» употребляется в качестве союзного слова в сложноподчиненном предложении с придаточной изъяснительной, например:
Это, конечно, было жестоко, но развел он руками, наверное, от недоумения, зачем и куда такого больного везут (П. Е. Фокин. Чехов без глянца).
Примеры предложений со словом «зачем»
Мы удивлялись, зачем сегодня потратили столько времени на сущие пустяки.
Наверное, каждого человека на Земле волнует вопрос: зачем он приходит в этот мир?
Но скажи мне честно, зачем ты так несправедливо поступил с ней.
Я не могу понять, зачем в горящий костер подбросили это влажное полено, которое только чадит и дымит и не дает никакого тепла.
Мой брат наконец понял, зачем его дедушка собирает эти старинные книги и древние рукописи.
Никто не знает, зачем Николай поехал на дальнее поле на ночь глядя.
какая часть речи отвечает на вопрос, Зачем? Почему?
Вопросы ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ? – это малая часть вопросов к наречию как к части речи, точнее – к наречию цели (ЗАЧЕМ?) и наречию причины (ПОЧЕМУ?).
Но на эти же вопросы отвечают ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЦЕЛИ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРИЧИНЫ, а это уже члены предложения, а не части речи, причём эти члены предложения могут быть выражены как наречиями, так и другими частями речи.
Кроме того, на вопросы ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ? отвечают придаточные предложения в составе сложноподчинённых (СПП). Они так и называются:
► обстоятельственные придаточные цели;
► обстоятельственные придаточные причины.
В Вашем предложении как раз этот последний случай, только вопрос надо от главного предложения к придаточному задавать именно ЗАЧЕМ?, а не ПОЧЕМУ?, так как придаточное в этом СПП обстоятельственное цели, что подтверждается тем, что оно прикрепляется к главному предложению с помощью ЦЕЛЕВОГО подчинительного СОЮЗА ЧТОБ. Уточнить вопрос ЗАЧЕМ? можно вопросом С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
[Бежит Антошка по дорожке], (чтоб не мочить босые ножки).
Главное предложение – [Бежит Антошка по дорожке]. Это двусоставное предложение, его грамматическая основа – БЕЖИТ АНТОШКА.
Придаточное предложение – (чтоб не мочить босые ножки). Это односоставное безличное (инфинитивное) предложение, его грамматическая основа – НЕ МОЧИТЬ.
От главного предложения к придаточному мы и задаём указанный мной вопросы:
[Бежит Антошка по дорожке] ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? – (чтоб не мочить босые ножки).
Односоставные предложения и способы выражения главных членов в них изучаются в 8-м классе, а изучением сложных предложений, в том числе и сложноподчинённых занимаются в 9-м классе.
.
Какая часть речи слово «почему»?
Слово «почему» — это самостоятельная часть речи вопросительное или относительное местоименное наречие в зависимости от контекста. Относительное местоименное наречие «почему» является союзным словом в сложноподчиненном предложении.
Чтобы понять, какая часть речи слово «почему», выясним его общее значение и грамматические признаки.
Это слово не изменяется, оно служит для выяснения причины действия и отвечает на вопрос: почему?
Это признаки самостоятельной части речи — наречия. Вспомним, что такое наречие в системе частей речи русского языка.
Среди наречий различают знаменательные (вчера, близко, сгоряча, назло, натощак) и местоименные наречия. Речь пойдет о местоименных наречиях, по своему происхождению связанных с местоимениями.
«Почему?» — это вопросительное местоименное наречие
Рассматриваемое слово только указывает на причину действия, конкретно её не обозначая, поэтому отнесем его к местоименным наречиям. В зависимости от контекста эта лексема используется говорящим, чтобы узнать причину чего-либо. Интересующее нас слово участвует в грамматическом оформлении вопросительных предложений. Отнесем его к разряду вопросительных местоименных наречий:
Слово «почему» — относительное местоименное наречие
Это местоименное наречие используется в качестве связующего звена между главным и придаточным предложением в составе сложноподчиненного предложения. Тогда в роли союзного слова выступает относительное местоименное наречие «почему»:
Никто не знает, почему он вечно спешит.
Рассматриваемое слово сохраняет все грамматические признаки своей части речи, на него падает логическое ударение, и к нему можно задать синтаксический вопрос как к равноправному члену предложения.
Относительное местоименное наречие «почему» в придаточном предложении является обстоятельством причины.
Примеры
Пойди посмотри, почему так громко кудахчут куры.
Теперь стало ясно, почему она так покраснела.
Расскажи нам, почему ты выбрал эту профессию.
«Зачем», какая часть речи?
Какая часть речи слово «Зачем»?
Чтобы разобрать слово по составу, соблюдаем следующие правила и порядок, как в школе (потому что для ученика мы и даем этот ответ):
Есть несколько значений у этого слова, которые будут разными частями речи:
Но: любимый мною человек, здесь слово «любимый», образованное от переходного глагола несовершенного вида «любить,» является причастием при наличии зависимого слова (производителя действия) в форме Т.п.
Вот такой набор условий требуется, чтобы глагольная форма на МЫЙ считалась причастием.
Слово «нужно» может иметь разную частеречную принадлежность в зависимости от контекста.
Тебе нужно заниматься своим здоровьем.
Тебе не нужно это читать.
Нам нужно, чтобы у вас все было хорошо!
Мне не нужно это задание.
Нужно ли тебе такое дорогое платье?
Вопрос не из простых, и даже в словарях нет на него четкого ответа. Словарь указывает, что существует глагол «развить» с двумя значениями: (1) раскрутить, расправить (прямое значение слова), (2) постепенно совершенствуясь, достичь высоких показателей, стать сильнее, умнее и т.д. (переносное значение слова, как бы раскрутить программу заложенных возможностей или целей).
На практике, однако, (как и в словарях)четких границ в применении нет: человек может быть рАзвитый и развитОй, и только веревка бывает исключительно развИтая.
Слова-омоформы
Омоформами называют одну из разновидностей омономии. Еще один тип — это омографы. Так называют слова, написание и звучание которых совпадает. Они относятся к разным частям речи, но в некоторых грамматических формах идентичны.
Омоформы, омографы и омофоны считаются неполными омонимами. Лексическое значение у первых разное, но пишутся и звучат они одинаково. Обычно такие лексемы принадлежат к разным частям речи. Рассматривать их лучше на примерах:
В первой паре словосочетаний «стих» означает литературное произведение и глагол прошедшего времени. Второе также содержит эту часть речи. Лексемы совпадают в звучании и правописании. Но первая — это форма повелительного наклонения, которую можно заменить синонимом «прикажи». А во фразе «собаку вели» глагол стоит в прошедшем времени.
Слово «стекла» в первом выражении — это существительное в родительном падеже. В словосочетании о воде оно выступает сказуемым, то есть глаголом женского рода в прошедшем времени. Это и является главным отличием подобных лексем.
Чаще всего омоформы встречаются в существительных и однокоренных наречиях. Их часто путают, так как написание практически не отличается, значение также похоже. Чтобы понять, как пишется — «за чем» или «зачем», нужно разобраться с правилами для обеих частей речи. Первый вариант — это местоимение в сочетании с предлогом, а второе является наречием.
Сначала нужно учить, как правильно написать эти слова. Для каждой ситуации есть свое правило, а также исключение из него.
Местоимение с предлогом
Нужно запомнить, что в русском языке местоимения и предлоги всегда пишутся отдельно. Исключений в этом случае нет, хотя многие допускают ошибки. Самостоятельная часть речи с помощью признака или количества указывает на предмет и объект, но не называет их. Местоимениями в предложениях заменяют имена существительные, числительные и прилагательные.
Они могут выступать в косвенных падежах вместе с предлогами:
В этом случае не должно возникать сомнений в правописании слов. Если это местоимение с предлогом, значит, нужно писать отдельно. Но у некоторых форм есть свои особенности.
Если в предложении фигурирует личное местоимение «я» в именительном или косвенном падежах, то в конце некоторых предлогов необходимо написать беглую гласную букву «о»: «надо мной», «обо мне», «со мной».
Изменяются и местоимения третьего лица, которые стоят в единственном и множественном числе. Все они при склонении по падежам и связи с предлогами начинаются с буквы «н»: к нему, над ней, с ними.
Притяжательными становятся местоимения «их», «его» и «ее». Но при этом предлог относится не к впереди стоящему слову, а следующему за ним существительному. Буква «н» в начале лексем не нужна. Примеры таких фраз: идти с ее дочерью, шутить над их машиной, горевать о его друге.
Притяжательные местоимения также пишутся без «н» в конце предлогов. Производные последних соединяются со словами без каких-либо изменений. К таким предлогам относят несколько лексем: вопреки, вне, согласно, наперекор, навстречу. Не пишут «н» и после сравнительной степени наречия или имени прилагательного: оказаться моложе его, сказать громче него.
Отрицательные и неопределенные местоимения тоже пишутся отдельно. Между ними и предлогом стоит частица «кое», «ни» и «не»: кое о чем, ни с кем, не у кого, кое о чем. Но вместе нужно писать слова, если предлога между частицей и местоимением нет: никого, ничем. Когда гласная в начале лексемы находится под ударением, пишется «е»: нечем, некого. Благодаря этому становится понятно, как писать — «за чем» или «зачем». Правило касается не только местоимений, но и наречий. Но в нем есть свои нюансы, поэтому вторую часть речи лучше изучать отдельно.
Написание наречий
Наречия в русском языке могут писаться слитно или раздельно. А «зачем» принадлежит к первой группе. Вместе пишется несколько видов слов:
Если лексема образована от местоимений, то она пишется слитно: оттого, зачем, потому, вовсю, вничью, совсем. Но нужно отличать их от слов с предлогами, так как они всегда стоят отдельно. Конструкции, в основе которых находятся собирательные числительные, обычно соединяются с приставками на- и в-: втрое, вшестеро, надвое.
Правило распространяется на слова, к которым просто присоедини приставки: задаром, оттуда, повсюду, назавтра. А также вместе нужно писать наречия с временным и пространственным значением. К таким относятся: вдали, вначале, ввысь.
Раздельное написание характерно для других групп наречий:
Если предлог оканчивается на согласную букву, а наречие происходит от существительного и начинается гласной, то писать их нужно отдельно. К таким относят: в общем, с изнанки, в упор, без устали, в открытую.
Правило распространяется на лексемы пространственного и временного значения, которые стоят в предложении вместе с пояснительной конструкцией: в даль туманную, в глубь леса, в начале месяца.
Наречные существительные с предлогами пишут раздельно: без устали, до упаду, за полночь, под вечер. Это касается и слов, которые сохранили падежные формы. Примеры: за границу, на корточках, по совести. Переносное значение — тоже признак отдельного написания, как и сочетание предлогов с существительными во множественном числе. Подобные примеры: крикнул в сердцах, попасть в тупик, на радостях, в головах, на днях.
Общее правило
Важно разделять части речи, чтобы понимать, как пишется «зачем» — раздельно или вместе. Торопиться не стоит, лучше разобраться, на какой вопрос отвечает слово. А также определить часть речи, к которой оно принадлежит.
Наречия не изменяются по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего они выступают обстоятельствами. Лексема «зачем» обычно используется в вопросительных фразах, она уточняет причину действий. Грамматические признаки указывают, что это именно наречие.
Оно образовано от местоимения. Есть и отрицательный вариант — незачем. В его основе находится местоименное наречие и приставка не-. Лексема используется в предложениях с негативной окраской: ему незачем сюда приезжать.
Раздельно пишется местоимение с предлогом. Слово «что» стоит в творительном падеже, а звучит конструкция так же, как и наречие. Но написание всегда раздельно, как и отрицательный вариант «не за чем». Эту словоформу можно сравнить с другой — «за что». В предложении на местоимение падает ударение, то есть его выделяют интонацией.
Омоформ в русском языке множество. Они совпадают в нескольких грамматических формах, но отличаются по лексическому значению. Именно поэтому нужно хорошо разбираться в разнице между местоимениями и омономичными наречиями. Примеры таких слов:
С такими конструкциями легко запутаться. Лучше запомнить их отличия и правописание. Не стоит путать местоимения и наречия, а также нужно выделять имена существительные, которые образовались от последней части речи. Совершенно разное написание у таких лексем, так как у них отличается и значение. Но достаточно один раз запомнить правило, чтобы больше не думать долго на тем, как пишутся подобные слова.
Разбор слов
Слово «зачем» не изменяется, поэтому у него нет окончания. Вся лексема и является основой, за- считается приставкой, а чем — корнем. Это вопросительное наречие, которое часто выступает предикативом в предложении. Для лучшего запоминания правописания лучше делать разбор конструкций.
Фонетическая транскрипция слова: [з а ч’ э м]. Звуко-буквенный разбор:
В этом слове два слога, по пять букв и звуков.
Немного отличается морфемный разбор местоимения. В этом случае «за» — это предлог, а «чем» — форма творительного падежа «что». Фонетический разбор точно такой же, ведь буквы и звуки лексемы не изменяются.
Возможные примеры
Оба варианта слов встречаются в литературной и разговорной речи. Но в художественных произведениях авторы чаще используют наречия, а не местоимения. Многие русские и зарубежные писатели применяли лексему в своих текстах:
В романе Булгакова слово встречается в одном из предложений: «Зачем, зачем он отпустил туда его одного!» Наречие можно увидеть и в рассуждениях литературного героя Даниеля Дефо: «Значит, я совершенно напрасно мучил себя бесплодными сожалениями о том, зачем буря меня выбросила именно сюда, а не в какое-нибудь другое место». Так размышлял Робинзон Крузо о своем плохом, но увлекательном путешествии.
Персонаж «Героя нашего времени» также известен особенностью долго думать и размышлять над своей жизнью: «И зачем судьбе было кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» Есть это наречие и в книге Стивенсона. Звучит оно так: «Впоследствии я часто думал, зачем капитан, живший такой непоседливой и опасной, преступной жизнью, таскал с собой эти раковины».
В произведении Каверина фраза довольно простая: «Вдруг он начнет спрашивать: зачем да почему?» А в книге Рида предложение длинное: «Один или два раза до этого в ее воображении уже вставал образ той искусной наездницы, и не раз она задумывалась над тем, зачем молодая мексиканка собирается ехать в эту сторону». Толкиен тоже использовал это наречие: «Правда, надевал он его редко — зачем в кромешной-то тьме?» Это говорилось о кольце Всевластия, которое хоббит носил при себе.
Можно и самостоятельно составить несколько фраз с разным значением. Это поможет быстрее запомнить написание слов. Возможные варианты: зачем беспокоиться и врать, если лучше извиняться; за чем же сегодня пойти в лес — за грибами или ягодами; если не получиться встретиться, то зачем тогда спешить; выезжать так рано не за чем и не за кем, ведь все магазины и офисы еще закрыты.
Наречия и местоимение упрощают речь, но в то же время делают ее более красочной и эмоциональной. Нужно разобраться с тем, как они правильно пишутся. Иногда они одинаково звучат, но нужно научиться их различать. Тогда получится использовать такие лексемы грамотно и составлять с ними предложения в письменном и устном виде.