зачем изучать в школе историю

5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ

Изучение истории не для ЕГЭ. А для чего?

Когда ЕГЭ по истории станет обязательным (и станет ли) — пока неизвестно. Но в результате «волны», поднятой министром образования Васильевой по поводу ЕГЭ по истории и ОГЭ по географии, предметы, считавшиеся в последние годы неважными на фоне математики и физики, стали заметно популярнее. И, возможно, историю все же стоит учить — чтобы не пришлось в экстренном порядке «поднимать» все материалы начиная с 5-го класса?

зачем изучать в школе историю. depositphotos 4759508 m 2015. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-depositphotos 4759508 m 2015. картинка зачем изучать в школе историю. картинка depositphotos 4759508 m 2015.

В начале учебного года я всегда спрашиваю своих учеников: «Для чего мы изучаем историю?» и в ответ слышу знакомое всем: «Чтобы помнить прошлое и не совершать ошибок!». Хитро прищуриваюсь и задаю коварный вопрос: «А ещё?».

Ребята удивлённо смотрят на меня, затем начинают искать другие варианты:

Ребята замолкают и поглядывают с удивлением — варианты закончились, а преподаватель упорно настаивает на том, что осталось что-то не названное. И тогда я открываю им несколько секретов.

История учит тому, что все люди разные

И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.

Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.

История учит критически мыслить

Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.

Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.

зачем изучать в школе историю. depositphotos 183841984 m 2015. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-depositphotos 183841984 m 2015. картинка зачем изучать в школе историю. картинка depositphotos 183841984 m 2015.

История учит сопереживать

Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.

Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом

Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.

Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!

Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.

И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!

Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов

Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе.

Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме «Легенда о Коловрате». Понимая, что такое «холодная война», не удивляешься спешке в ремонте станции в фильме «Салют-7», даже наоборот, переживаешь, что американцы успеют первыми к ней подлететь.

Такая же ситуация с книгами. Когда я читала «На Западном фронте без перемен», мне очень живо представлялись описываемые события, их масштаб. Я знала, что привело к войне, как сказалась позиционная война на армиях противников, что было после окончания боевых действий. Это была не просто история одного солдата, а отражение мыслей и чувств целого поколения людей, их трагедия и боль. Многие произведения представляются совершенно в другом свете, если «выйти за рамки» сюжета, понять, что это всего лишь отдельный эпизод в колесе истории.

Источник

Зачем изучать историю в школе?

зачем изучать в школе историю. acropolis 2725918 1280. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-acropolis 2725918 1280. картинка зачем изучать в школе историю. картинка acropolis 2725918 1280.

История – один из самых увлекательных школьных предметов. К сожалению, многие понимают это, когда уже станут взрослыми. Почему так происходит?

Во многом любовь к предмету зависит от учителя. В его силах привить интерес к данной науке, или наоборот, вызвать отвращение на всю оставшуюся жизнь. Стоит только вспомнить, как вас заставляли учить наизусть несметное количество дат перед контрольной. Но для вас это были просто ничего не значащие цифры. Задача преподавателя истории заключается в том, чтобы объяснить детям, что это не пустые цифры, а реально происходившие события в жизни человечества. Здесь важно подключить воображение детей. Согласитесь, современные мальчишки и девчонки не страдают его отсутствием.

Замечательно, если вы проживаете в большом культурном центре, таком, как Москва или Санкт Петербург, где множество исторических мест, музеев, церквей и соборов окажут неоценимую помощь педагогу в изучении предмета. Поход в музей вместо скучного прочтения параграфа учебника станет целым событием как для учителя, так и для школьников. Ведь в Эрмитаже, Исаакиевском соборе или музее истории средних веков можно воочию познакомиться с артефактами изучаемой эпохи и лучше понять, что же происходило в те далекие времена на самом деле. Такие уроки запомнятся детям навсегда.

Не беда, если вы живете в небольшом провинциальном городке. Наверняка, местный исторический музей есть и у вас. Прекрасно, если заинтересованный учитель сводит ребятишек на экскурсию, чтобы они познакомились с этнографией родного края.

Чему учит история?

Историю изучали всегда и во всех странах мира: в спартанских школах античной Греции, в «школах учения книжного» в Древней Руси XI века, в школах Московии, основанных Иваном Грозным, в Академии наук при Петре I в 1724г., в Смольном институте для благородных девиц, открытом при Екатерине II.

Почему же изучению истории уделялось такое большое внимание? Она преподает уроки, из которых люди должны сделать определенные выводы, чтобы не повторять ошибки прошлого. Например, чему научила человечество Вторая мировая война? Терпимости к людям другой национальности, вероисповедания. Путь к отмене рабства в Америке тоже был сложным и длинным процессом. Изучая подобные исторические события, дети учатся принимать и понимать людей с другим цветом кожи, культурой, и вообще, не похожих на них. Отмена крепостного права в России 1861 г. дала русским людям понятие о справедливости, равноправии всех классов общества. История Спарты учит выживанию в любых обстоятельствах. Когда школьники узнают, что в те далекие времена детей-инвалидов сбрасывали со скалы, чтобы не портить генетику, они ужасаются. Многие добросердечные ребята говорят, что сейчас их можно было бы вылечить. Если учитель истории включит на своем уроке документальный фильм о ядерной бомбардировке в Хиросиме и Нагасаки, большая часть класса будет сидеть со слезами на глазах после просмотра. Несомненно, история учит доброте, взаимопониманию и нахождению компромиссов.

История – это наука о прогрессе

Изучение истории важно, чтобы понять и оценить достижения современности. Только представьте, что люди до сих пор писали бы стилом на бересте. Конечно, писать шариковой или гелевой ручкой на гладкой бумаге намного удобнее. А что насчет одежды? Что вы предпочтете: грубые шкуры мамонта или современные легкие джоггеры из натуральной ткани? Ответ очевиден. Когда дети видят, какого прогресса добилось человечество за многие тысячелетия, они наверняка задумаются, каким образом это произошло. Многие ученые стремились улучшить жизнь человека своими открытиями, иногда даже ценой своей собственной жизни. Рассказ о Джордано Бруно, признанном инквизицией еретиком и сожженном на костре, но до последних минут своей жизни повторявшем слова «Eppur si muove» (И все-таки она вертится) заставит детей задуматься о силе воли, уверенности в своей идее, непреклонности, умении отстаивать собственное мнение. Пусть рассказ о великом ученом послужит примером для школьников достичь лучших результатов и внести свой вклад в развитие науки, искусства и техники. Чтобы улучшить жизнь, нужно прилагать усилия – вывод закономерен.

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

Кому и зачем нужна история?

История это наука о прошлом человечества, о накопленном человечеством опыте. А опыт, как известно, усиливает и расширяет человеческие возможности. При условии его правильного накопления, осмысления, передачи и использования.

Накоплением и осмыслением исторического опыта занимаются ученые-историки. Они изучают исторические события, их участников, мотивы, которыми те руководствовались, ищут взаимосвязи и закономерности. По большому счету, передача и использование исторического опыта ученых-историков не волнует, и они этим не занимаются.

К сожалению, ни в школах, ни в университетах не учат тому, как исторические знания можно применять. Более того, большинство ученых и преподавателей даже не задаются вопросом о том, почему история возникала, как наука и учебная дисциплина, и для чего она вообще нужна представителям различных профессий, а тем более простым смертным. Когда эти вопросы перед ними возникают, то они теряются и не могут дать на них вразумительных ответов. Наглядным примером этому служат попытки создания общего для российских школ учебник истории, когда ученые и преподаватели так и не смогли удовлетворительно сформулировать критерии, которым этот учебник должен отвечать. И это не их вина, потому что они решают другие задачи (см. выше), и существуют в своим относительно узком профессиональном академическом, школьном, или университетском мирке, плохо разбираясь в том, что происходит за его пределами. А учебник истории для того и нужен, чтобы давать знания, передавать исторический опыт, который необходим для решения вопросов, возникающих вне школ и университетов. Поэтому нужно чтобы то, чему долны учить преподаватели историки, определяли не они, а общественность, власть, родители, все мы вместе и каждый из нас в отдельности. При этом, естественно, возникают конфликты интересов. Но это уже отдельная большая тема.

Конечно, не все исторические книги и фильмы одинаково интересны, а тем более полезны. Их ценность зависит от степени их достоверно. И здесь надо отметить, что наряду с подлинными историческими знаниями, есть и ложные «знания-обманки», которые вместо помощи в решении проблем, порождают новые, способные привести к деградации и даже гибели, как отдельных людей, так целые народы и государства. О том, как различать первые от вторых, тоже отдельный разговор.

Источник

Статья: Зачем нам изучать историю? Ответ учителя.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

зачем изучать в школе историю. hello html 25ea0190. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 25ea0190. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 25ea0190.

Зачем нам изучать Историю?

зачем изучать в школе историю. hello html 509c848a. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 509c848a. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 509c848a.

А вот зачем изучать Историю?

Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.

Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.

Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов

Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому — Патрик Генри

История повторяется, это один из ее недостатков — К. Дарроу

История — неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан

Всеобщий закон — закон законов — это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? — У. Уитмен

Отними у народа историю — и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. — Йозеф Геббельс

История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики — Индира Ганди.

зачем изучать в школе историю. hello html 3c29ad34. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 3c29ad34. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 3c29ad34.

На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.

зачем изучать в школе историю. hello html 6100d40. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 6100d40. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 6100d40.

Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени — тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне. зачем изучать в школе историю. hello html 7f52ff81. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 7f52ff81. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 7f52ff81.

Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.

Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.

Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика.

Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.

зачем изучать в школе историю. hello html 6f0e97f0. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 6f0e97f0. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 6f0e97f0.

Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.

Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников. зачем изучать в школе историю. hello html m2aa498ba. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m2aa498ba. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m2aa498ba.

Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий зачем изучать в школе историю. hello html m310ae6af. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m310ae6af. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m310ae6af.

Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: «Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!». Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор. зачем изучать в школе историю. hello html m6933270f. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m6933270f. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m6933270f.

Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.

зачем изучать в школе историю. hello html 599050ea. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 599050ea. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 599050ea.

Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.

зачем изучать в школе историю. hello html 53b76647. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 53b76647. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 53b76647.

Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.

зачем изучать в школе историю. hello html 275be86f. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 275be86f. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 275be86f.

В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.

зачем изучать в школе историю. hello html 2134bd59. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 2134bd59. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 2134bd59.

зачем изучать в школе историю. hello html m5e814027. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m5e814027. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m5e814027.

зачем изучать в школе историю. hello html 5a523846. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 5a523846. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 5a523846.

Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории «Супертехнологии против меди и камня «.

зачем изучать в школе историю. hello html 1da50144. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 1da50144. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 1da50144.

зачем изучать в школе историю. hello html m34019e9. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m34019e9. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m34019e9.

зачем изучать в школе историю. hello html m263eeb16. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m263eeb16. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m263eeb16.зачем изучать в школе историю. hello html m2ad09e9e. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m2ad09e9e. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m2ad09e9e.

Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.

зачем изучать в школе историю. hello html m5dc831e5. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html m5dc831e5. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html m5dc831e5.зачем изучать в школе историю. hello html 5d87e511. зачем изучать в школе историю фото. зачем изучать в школе историю-hello html 5d87e511. картинка зачем изучать в школе историю. картинка hello html 5d87e511.

Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!

Источник

Как и зачем изучать историю в школе?

Могилев Александр Владимирович

30 июня 2020 • 18:26

В эти дни проводится некоторое подобие плебисцита по поправкам в Конституцию, одна из которых — о недопустимости фальсификации истории (в части вклада народа СССР в победу над гитлеровским фашизмом). Почему же никакая другая наука, ни математика, ни физика и так далее не требуют законодательной защиты своих положений?

Главная особенность истории как науки и как учебного предмета — то, что он отражает не объективное научное знание об исторических процессах и событиях, а обслуживает идеологические установки, выгодные в данные момент политической элите государства, а точнее, группе высших чиновников, влияющих на образовательные стандарты, отбор и утверждение списка учебников. История оказывается способом манипуляции людьми, общественным сознанием. Еще Плутарх отмечал, что в исторических событиях невозможно проследить точные причины и найти конечные истины. В результате само предметное содержание испытывает колебания, как некогда говорили, «вместе с линией партии».

Однако, в это же время, значительная часть школьных учителей истории имеют собственные, личные предпочтения в трактовках исторических событий, поэтому то, что написано в учебниках и стандартах не столь уж важно. В результате в школах преподается история в соответствии с вкусами и установками конкретных учителей, а не в соответствии с учебниками.

Совершенно естественно, что история оказывается разной в классах, которые ведут молодые учителя или, наоборот, учителя старшего поколения. Это заметно даже по статьям и комментариям на Педсовете: здесь часто вспыхивают острополитические дискуссии, выдающие взгляды учителей, соответствующие эпохе культа личности и массовых репрессий.

Но действительно ли это проблема? Нисколько. Сам по себе традиционный репродуктивный и урочный подход в обучении истории в школе настолько себя изжил, что уроки истории не оставляют заметного следа в сознании школьников. Есть ли уроки по этому предмету, нет ли этих уроков — это не ведет к особой разнице в знаниях и, тем более, ценностях и взглядах школьников. Ведь не случайно массовые журналистские опросы выпускников показывают, что не специализирующиеся на истории в смысле ЕГЭ школьники затрудняются в вопросах, кто такой В.И.Ленин, когда была гражданская война и наполеоновское нашествие.

Самый простой (и неправильный) подход, который бы мог бы помочь в решении данной проблемы — свести изучение истории к запоминанию дат, когда произошло то или иное историческое событие. Действительно, исторические даты — это объективная и обязательная основа исторического знания. Однако, событий происходит много, время течет непрерывно, поэтому задача оценки и объяснения этих событий делает неизбежными трактовки и реконструкции деталей событий не обладающие достаточной объективностью.

В итоге мы получаем содержание обучения истории, состоящее из перечисления войн, крупных реформ и характеристики периодов правления царей и прочих правителей. Так, история России представляется чередой войн, которые ее правители вели практически непрерывно. Некоторые из этих войн были освободительными, но еще больше войн с российской стороны были захватническими. Ведь свою огромную территорию Россия присоединила к себе и стала крупнейшим государством планеты вовсе не с помощью «мягкой силы».

Более современный подход к изучению истории в школе состоит в том, что история изучается как развитие способов удовлетворения потребностей человека, то есть как история повседневности, в ее влиянии на жизнь простого человека.Он открывает широкие возможности для применения проектного и задачного подходов, при которых дети самостоятельно ищут ответы на вопросы о причинах и следствиях тех или иных исторических процессов, предпосылках событий, дополняют и реконструируют исторические и археологические данные.

Изучение истории в рамках такого подхода необходимо начинать уже в начальной школе — а предметную систему этой школы для этого основательно подправить. Что касается среднего звена, то история в таком разрезе должна стать системообразующей основой, скелетом системы школьных предметов в среднем звене и старшей школе, и уже на историю следует «нанизывать» не только литературу с языком, но и физику, химию и биологию. Именно в связке с историей это позволит нашей молодежи приобрести системное видение окружающего нас мира — мировоззрение.

Естественно, это будет «непарадный» взгляд на историю. Такой подход даже для вполне состоявшихся историков может открыть много неожиданного, нового, осветить ранее темные, замалчивавшиеся ранее стороны происходящего. И надо быть достаточно смелыми, готовыми к тому, что историческая правда предстанет совершенно в другом, неожиданном свете. Только в этом случае история как предмет чему-то научит наших детей, окажется для них полезной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *