зачем иконы накрывают полотенцем

Зачем на Руси иконы накрывали покрывалом

Являясь произведениями христианского искусства, иконы порой становятся объектами поистине языческого поклонения. Люди не всегда способны отличить рукотворный образ конкретного святого от него самого. Воспринимая изображенные на иконах лики как божественные сущности, русские крестьяне частенько занавешивали, загораживали или даже поворачивали иконы к стенке. В каких случаях было принято так делать?

Языческие истоки

Споры о том, можно ли назвать традицию почитания икон формой языческого идолопоклонничества, ведутся среди христиан много веков. В 787 году Седьмой Вселенский собор утвердил Догмат об иконопочитании. В этом религиозном документе сказано, что верующие люди во время молитвы обращаются не к изображенному лику, а к самому святому, что не является идолопоклонничеством.

Еще в дохристианскую эпоху отдельные наши предки могли позволить себе повернуть деревянного или каменного идола так, чтобы он «не видел» предосудительных действий, совершаемых людьми. Логика проста: если божок не знал о человеческих грехах, то и кары с его стороны можно было не опасаться.

Издавна во многих русских избах на иконы вешали специальные вышитые рушники. Ими образа святых закрывали при необходимости. У некоторых хозяев так называемый красный угол с расположенными там иконами мог быть закрыт специальными занавесками, их называли «набожниками» или «обвесками». На эти занавески тоже наносили вышивку, украшали.

Во время секса

Разумеется, если речь идет не о сексе между супругами, а о прелюбодеянии с чужой женой или мужем, икону тем более нужно было завесить.

При нарушении религиозных запретов

Христианство налагает на людей множество строгих запретов. Если во время поста православные, например, позволяли себе скушать недозволенное блюдо, то перед этим они занавешивали иконы.

Грехов, которые желательно скрыть от Бога и святых, довольно много. Это и игра в карты, и пристрастие к алкогольным напиткам, и неумеренное веселье. Традиция жива и сейчас. Поскольку многие христиане уверены, что их святые покровители считают просмотр развлекательных передач делом предосудительным, люди просто загораживают иконы чем-нибудь и спокойно включают телевизор.

При совершении магических ритуалов

Любые виды магии строго порицаются христианской религией. Совершение языческих обрядовых действий, гаданий и приворотов абсолютно недопустимо с точки зрения православия. Поэтому иконы при этом лучше завесить, а то и убрать подальше в сундук.

На ночь, чтобы святые отдохнули

Некоторые русские крестьяне в своем поклонении иконам доходили до крайности. Они отождествляли лики святых с живыми людьми. Считалось, что подобно труженикам иконам тоже необходим ночной отдых. Правда, таких взглядов придерживались далеко не все.

Перед выяснением отношений

Если один из членов семьи планировал жесткое выяснение отношений со своей второй половиной, то перед началом скандала он или она прикрывали лики святых. Например, заподозрив супруга в неверности, жена чем-то загораживала икону, а уже после этого сквернословила и била посуду об голову благоверного.

Причина понятна – негоже святым заступникам становиться свидетелями семейной драмы.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Знаю только одного невского,которого играл в фильме Черкасов,а оказывается ещё есть кости обгоревшие

Источник

Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол

зачем иконы накрывают полотенцем. scale 1200. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-scale 1200. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка scale 1200.

Домашний иконостас

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Где разместить домашний иконостас

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

зачем иконы накрывают полотенцем. orthodoxy 2142536 960 720. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-orthodoxy 2142536 960 720. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка orthodoxy 2142536 960 720.

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

зачем иконы накрывают полотенцем. c93d50ed327c92f364c6d27ebed1 podarki k prazdnikam ikona. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-c93d50ed327c92f364c6d27ebed1 podarki k prazdnikam ikona. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка c93d50ed327c92f364c6d27ebed1 podarki k prazdnikam ikona.

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Источник

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Источник

Рушник на божницу или икону

Рушником-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу.

Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712448 96620thumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712448 96620thumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712448 96620thumb650.

По словам старожилов, рушниками заворачивали библию, так как никогда её не брали голыми руками.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712039 62797nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712039 62797nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712039 62797nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712042 13728thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712042 13728thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712042 13728thumb500.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712044 93535nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712044 93535nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712044 93535nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712046 94923thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712046 94923thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712046 94923thumb500.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712048 77104nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712048 77104nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712048 77104nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712049 89981nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712049 89981nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712049 89981nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712050 91315thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712050 91315thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712050 91315thumb500.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19711568 87276thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19711568 87276thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19711568 87276thumb500.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19711569 39205thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19711569 39205thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19711569 39205thumb500.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19711570 41768thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19711570 41768thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19711570 41768thumb500.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19711571 97012thumb500. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19711571 97012thumb500. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19711571 97012thumb500.

Интересна, на мой взгляд, и довольна полезная, информация из книги Л. С. Лаврентьевой «БОЖЬЕ ПОЛОТЕНЦЕ» (по материалам коллекций МАЭ РАН):

«Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.

Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.

В данной работе мы остановимся на следующих трех:

1) божье полотенце как предмет убранства дома, красного угла, иконы;

2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами: шитье иглой и разные виды художественных работ — узорное плетение, вязание крючком и на коклюшках, вышивание, аппликация (басмой, позументом, лентами);

3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа.

На территории расселения русских существовало несколько приемов украшения икон полотенцами.
Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой вдоль одной стороны и на концах или только на концах.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712063 35939nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712063 35939nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712063 35939nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712065 81843nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712065 81843nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712065 81843nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712066 19557nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712066 19557nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712066 19557nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712070 52900nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712070 52900nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712070 52900nothumb650.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712071 65639nothumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712071 65639nothumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712071 65639nothumb650.

Полотенце могли сшивать двумя сторонами полотнища, оставляя прорезь посередине для надевания рушника на икону или несколько икон.
Иногда одним полотенцем накрывали до шести и более икон, так, чтобы богато вышитые концы полотенец свисали ниже икон.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712140 89741thumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712140 89741thumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712140 89741thumb650.

Традиционно ширина полотенца была 36–38 см, длина 200–400 см.
Иногда их шили из более узкой или более широкой ткани. Ширина некоторых полотенец доходила до 40–41 см, а длина — до 700 см. Такие
полотенца назывались стеновые, т. к. максимальная мера длины холста равнялась длине стены избы.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712148 25291thumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712148 25291thumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712148 25291thumb650.

Существовала традиция завешивать иконы и занавеской из двух полотнищ, также украшенных вышивкой:
В основе подобных представлений лежат как ветхозаветное понимание закрытости Царствия Небесного, наступившего после грехопадения Адама и Евы, так и новозаветное — в час крестной смерти Христа завеса в храме, закрывавшая Святая святых, разорвалась надвое.

Согласно народным представлениям, завешивать иконы в доме следует для того, чтобы святые образа не могли «видеть» греховные дела людей.

Эти домашние традиции, несомненно, связаны с уподоблением закрытого занавесами красного угла алтарной части храма, скрытой от глаз верующих.
Такая занавеска называлась набожник или обвеска.
Во время молитвы набожник раздвигался.
Похожее на набожник прямоугольное полотно, сшитое из двух кусков белого тонкого холста, укрепляли в красном углу и под образами, что соответствовало церковной традиции подвешивать под особо чтимые иконы пелены.
Часто такое украшение красного угла называли накутник.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712139 98285thumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712139 98285thumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712139 98285thumb650.

Церковь и сегодня предписывает, каким образом надо располагать иконы в доме, и требует от православного человека такого же отношения к домашним иконам, как и к иконам в храме, поскольку храм и дом рассматриваются как модель Вселенной.

В первую очередь необходимо иметь в доме иконы Спасителя и Божией Матери.

Если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т. е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т. д.

При этом икона Спасителя должна находиться в правой стороне, а икона Богородицы — в левой.

зачем иконы накрывают полотенцем. 19712163 38033thumb650. зачем иконы накрывают полотенцем фото. зачем иконы накрывают полотенцем-19712163 38033thumb650. картинка зачем иконы накрывают полотенцем. картинка 19712163 38033thumb650.

Вышивать полотенца и платки начинали девочки старшего возраста, а девушки помимо прядения занимались «художественным рукоделием, главным образом, вязанием и вышиванием».

Девушки должны были подготовить подарки возлюбленным, приданое и материал для свадебных даров, обязательным условием девичьего рукоделия была изобразительность, или, по-народному, украсы.

Вышивали полотенца для своей свадьбы и других ритуальных надобностей в будущей брачной жизни. Большую часть полотенец девушка вышивала сама, часть полотенец ей отдавала мать, иногда она обращалась и за помощью к подругам, родственникам или односельчанам.

Известно, что многочисленные требования поста соблюдались и при изготовлении обыденных полотенец.
Немаловажную роль здесь играла и девственность невесты. Во все времена непременным условием для участниц храмового шитья, от учениц до учительниц, была их девственная чистота. Именно девушки в возрасте невест начинали приобщаться к церкви, присутствовать при богослужении.

Опираясь на многочисленные исследования по этой теме, можно смело сказать, что, вышивая полотенце, рукодельница четко представляла назначение этой вещи: делалось ли оно на икону, дарилось ли на свадьбе, по случаю рождения ребенка, а также по случаю болезни, эпидемии, пропажи скота и т. п.
Многие полотенца, которые вышивались по какому-либо случаю, продолжали свою жизнь в храме.

На полотенце использовали домотканое тонкое, хорошо отбеленное полотно, портно из льна — в северных и центральных областях и из
конопли и льна — в южных областях.

Как правило, вышивку выполняли на отдельном куске полотна.

Уже во второй половине XVII в. в Москве производился миткаль, который красили в красный и вишневый цвета.

С XVIII в. возникает производство кумача в Поволжье.

Но в крестьянском обиходе широкое употребление хлопчатобумажных тканей начинается с конца XVIII — начала XIX века.
Это были в основном привозные кумач, китайка, особенно популярные в народе.

Концы полотенец украшали полосами кумача, коленкора, миткаля, кисеею и кружевом.

По кумачевому концу вышивали тамбуром или крестом по канве.

Вышивка на полотенцах чаще всего была монохромной. Преобладал красный цвет, символизирующий огонь, солнце.

Известна символика красного цвета и его предметных воплощений в магических обрядах, связанных с предохранительной, оберегающей и
очистительной магией, лечением и т. п.

Древние традиции имеет и орнаментация полотенец (рушников).

Лингвистический анализ показал, что термины, связанные с названиями вышивки и ее рисунка («узоры», «украсы», «вычуры») семантически
восходят к терминам, обозначающим «свет», «небо», «солнце».

Самым распространенным сюжетом вышивки на полотенцах божниках были храмы — церкви.

Другой не менее распространенный сюжет в вышивке божников — растущее из вазона или вообще цветущее дерево, на котором размещены стилизованные птицы.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *