зачем играть гаммы на гитаре
Зачем играть на гитаре гаммы, этюды и упражнения
Целительная сила гамм, этюдов и упражнений для гитаристов
Данная статья будет полезна начинающим гитаристам и их родителям. Так же тем, кто только планирует уроки игры на гитаре и ищет с чего начать. Поможет эта публикация гитаристам, зашедшим в тупик творчества и желающим из него выбраться. Помните: уроки игры на гитаре любят последовательность и системность. Не нужно пытаться обгонять программу, которую Вам рекомендует Ваш учитель гитары. Пусть время поможет Вам освоить и закрепить все необходимые навыки, необходимые гитаристу. Внизу статьи Вы сможете скачать этюды и упражнения для тренировок.
Уроки гитары должны принести результат как можно быстрее. И точка! (Заказчик)
Бизнес-пролог
Сегодняшний потребитель товаров и услуг стал весьма избалованным. Двумя основными причинами я хотел бы выделить:
Хочешь быстро похудеть? Есть секретное средство! Хочешь быстро накачать красивое тело? Есть уникальная методика! Нужно за месяц выучить английский? Приходи к нам и через месяц ты заговоришь любого иностранца. Я касался этих вопросов в предыдущих статьях.
С повышением конкуренции и обширной рекламы на рынке, становится все сложнее выделяться среди соперников по ремеслу. Одной из самых старых уловок дифференцирования является скорость выполняемой услуги. Такси обещают довезти Вас быстрее других служб, пиццу доставят обжигающе горячей, суши привезут суперсвежими, ремонт квартиры выполнят за неделю и т.д. Многие школы гитары и частные учителя музыки тоже обещают быстро научить Вас играть на гитаре. И эта скорость не всегда является показателем качества. Либо за это ускорение придется доплачивать. Многие из Вас наверняка видели инфографику, приведенную ниже, где нужно выбрать 2 пункта из трех.
Очень хорошо, что люди отдают себе отчет в том, что существуют области познаний, где просто нереально получить быстрые результаты, если не обладать гениальными способностями: игра на скрипке, изучение молекулярной физики, бег быстрее Усэйна Болта и т.д.
Обучающиеся на гитаре разделились на два лагеря:
Всем ли гитаристам нужно играть гаммы, этюды и упражнения?
Итак, Вы записались в музыкальную школу по классу гитары и с учителем уже выучили 15 этюдов Каркасси, 17 гамм и 12 упражнений, а Ваш одноклассник-самоучка за это же время уже на электрогитаре играет в школьной рок-группе Металлику. Как же быть? Жизнь настолько несправедлива? Рано горевать! Ваше восхождение на гитарный Олимп только начинается. Задайте себе два вопроса «Как?»:
Уж поверьте, Джеймс Хэтфилд и Кирк Хаммет находятся в топе мировых гитаристов не просто так. Иными словами, их безумно сложно сыграть качественно на первом году обучения (на 2-м, 3-м, 5-м и 7-м в принципе, тоже). А Маттео Каркасси был выдающимся гитаристом и педагогом, который писал произведения как для начинающих гитаристов, так и для профи, коим сам был. Ваша техника звукоизвлечения будет гораздо лучше, чем у того, другого. Он еще поймет, что двигать пальцы по ладам просто ради звука, как и скользить шахматными фигурами по доске лишь ради хода,неэффективно. И сядет в будущем за упражнения, гаммы и этюды. Все профессиональные гитаристы, которых я знаю и я сам, имеем в своем арсенале упражнения для любых стилей и направлений: одни на скорость, другие на динамику, третьи на координацию рук и т.д. Мы, благодаря этим упражнениям, вышли на профессиональный уровень и продолжаем их использовать, чтобы не только совершенствоваться, а и попросту не утратить навыки в случае длительных перерывов в игре на гитаре. Чтобы было понятнее, объясню на спортивном примере: парень ходил 5 лет в спортзал и накачал тело, как у греческого бога. Затем год не ходил и начал обрастать жиром. Так же и с гитарой: многие навыки можно растерять, если не поддерживать форму.
Как часто нужно играть упражнения
Играть на гитаре этюды не является конечной целью. В теплый летний вечер у моря на девушку Вашей мечты вряд ли произведет впечатление фа-диез-минорная гармоническая гамма. Даже 16-ми нотами. Даже в темпе Presto. Упражнения нужны гитаристу для отработки ударов: мягких или резких. Для тренировки силы прижатия струн к ладам: это усилие должно быть достаточным, а не избыточным или слабым. Для отработки динамики тихо–громко, громко–тихо и чередования сильных и слабых долей. С гаммами и этюдами можно хорошо развить скорость. Важно самим понимать на каком уровне Вы находитесь и как высоко хотите забраться. Гаммы, этюды и упражнения – это лишь средство для будущих вершин творчество. И это средство реально работает.
Материалы для скачивания (поставьте Like чтобы открыть ссылки на скачивание):
С уважением,
Искренне Ваш учитель гитары Алексей Грифф
Гаммы на гитаре
Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.
В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:
б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм
и натурального минорного лада:
б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб
На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).
Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.
Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.
Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия. Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков.
Чаще гаммы играются на нескольких струнах:
Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.
Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.
Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.
Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.
Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.
Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:
Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.
При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:
играем в позиции через лад, два слева, два справа
Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:
сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком
Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).
Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.
Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.
Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:
Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.
Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.
Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.
Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.
Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.
Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.
Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.
Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).
Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.
Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).
Рис. 6. Смена позиции на тонике.
Рис. 7. Смена позиции на квинте.
Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.
Логично выбрать самый понятный вариант 3.
Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.
И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс – это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры. То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.
Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:
Короче, через лад, слева и справа. Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:
Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!
Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.
Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.
Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.
От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.
Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.
Рис. 10. Оптимизация боксов.
Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.
Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.
Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.
Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).
Рис. 11. Минорная пентатоника.
Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.
Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.
Рис. 12. Позиции пентатоники.
В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).
Рис. 13. Октавные диагонали.
Зачем играть гаммы на гитаре
Зачем и для чего нужны гаммы?!
В процессе своего развития в качестве гитариста, мы рано или поздно начинаем ощущать, что было бы, в общем, неплохо узнать хоть что-то об этих понятиях, которые называют гаммами. Если мы только в начале пути, мы можем вообще не иметь малейшего понятия о том, что такое гамма, и это создает некую мистическую ауру вокруг этого процесса.
Следующее, что обычно происходит, у нас появляется неясное впечатление того, что этих гамм, оказывается слишком много. Вам начинает казаться, что их сотни. А есть даже энциклопедии гамм, где могут быть тысячи этих маленьких отпрысков! И сама перспектива изучения всей этой ерунды заставляет нас слабеть в коленках. И именно на этом этапе у нас появляются вопрос: какое дело всем этим гаммам до нас и до наших отношений с гитарой? Мы спрашиваем: «А сколько их мне надо знать вообще? И чего мне с ними потом делать?»
И вот мы ищем ответы на эти вопросы. Мы читаем журналы и находим там море крутых профессиональных гитаристов, рассуждающих о предмете – и это еще больше нас запутывает. Один говорит, что нужно знать сотню способов сыграть мажорную гамму и еще сотню способов сыграть минорную гамму, а потом переходит к более экзотическим ладам. А другой парень, не менее крутой и известный, утверждает, что использует всего пару гамм, и то иногда. После этого у нас начинаются «конвульсии».
Мы попытаемся немного прояснить этот вопрос. Для начала, обрисуем суть предмета и постараемся дать вам понимание того, что такое гаммы, для чего они используются и как они используются разными гитаристами. Когда вы усвоите эти вещи, вам будет легче решить надо вам оно или нет.
В музыкальном аспекте гамма, это серия нот, которая следует одна за другой. Самое важное в гамме – это расстояние между нотами, и здесь под «расстоянием» мы имеем в виду музыкальную высоту ноты. Именно это расстояние определяет эмоциональное содержание музыки. Это одна из важнейших концепций, которые должен усвоить каждый музыкант, и большинство это знают, но на интуитивном уровне. Для тех, кто хочет глубже понять теорию музыки, эта концепция должна быть полностью осмысленна. Мы не буду слишком в нее углубляться в этой статье (хотя она того заслуживает), но постараемся передать суть концепции, изучение которой вы сможете продолжить с учителем.
Если мы берём ноту на гитаре и, затем, играем ее еще раз, разницы в высоте не будет. Если мы играем ноту, а затем берём ноту на соседнем ладу, расстояние составит половину тона. Если мы сыграем ноту, а затем возьмём ноту через лад – расстояние между ними составит один тон. Если мы возьмём ноту на третьем ладу – это будет минорная терция. Все эти расстояния называются интервалами. Взяв минорную терции, которую мы упомянули выше, вы услышите некое «эмоциональное содержание». Минорная терция присутствует в минорном аккорде, и именно она придает минорным аккордам некий печальный призвук. Когда вы играете блюзовую гамму – это первые две ноты, и именно они придаёт блюзу тот самый «блюзовый» оттенок (или является его частью).
Пока что, достаточно информации об интервалах. Просто хочется, чтобы вы знали об их существовании и что они несут эмоциональную нагрузку музыки. Запомните, что гамма состоит не столько из нот, сколько из расстояния между ними. Есть разные типы гамм, минорные, мажорные, уменьшенные и т.д. Каждая гамма характеризуется особенным рисунком расстояний между нотами, и именно он придает каждой гамме свою уникальную звуковую окраску. В дальнейшем вы увидите, что гитаристы, играющие в разных стилях, используют разные типы гамм. Гитаристу, играющему рок/блюз, возможно, никогда не придется использовать мажорную гамму.
Так как каждый тип гаммы использует свои интервалы между нотами, гамма будет восприниматься на слух одинаково, даже если в ее название стоит другая буква. Например, если вы играете гамму До-мажор, или Ре-мажор, или Соль-мажор, все они будут иметь одинаковый рисунок интервалов и одинаковое количество нот, они будут звучать одинаково в смысле «эмоциональной окраски». У минорных гамм другая схема интервалов, поэтому их звучание будет иметь другую окраску. Используя эту аналогию, мы можем сравнить гамму с цветовой палитрой.
Итак мы определились, что гаммы, это то, из чего строится музыка. В самых разных стилях музыки мы можем вдруг осознать, что просто играем какую либо гамму туда-сюда а потом опять обратно. Поэтому было бы неплохо узнать, как их играть и зачем. Если думать о гаммах в аспекте гитарной техники, мы поймем, что гамма – это цепочка нот, чем быстрее мы ее играем – тем круче. Но дело в том, что для гитариста гаммы представляют намного более сложную задачу, чем для других музыкантов. Пианисту нужен только один палец для того чтобы взять ноту, а гитаристу нужно координированное действие сразу двух (или пальца и медиатора) – и это все осложняет. Как гитаристу, вам этот факт будет немаловажен.
Почти все гитаристы-студенты оказываются неготовыми к эффективному изучению гамм, когда до этого доходит дело. Синхронизация рук должна стать физической привычкой для того, чтобы игра гамм была полезна, а не вредна. В своей знаменитой коллекции гамм для классического гитариста Сеговия писал: «изучение гамм решит множество технических проблем в более короткий отрезок времени, чем любое другое техническое упражнение». Другими словами, если вы хорошо играете гаммы, и можете заставить свои пальцы передвигаться в нужном направлении, вы также можете делать многое другое. Получается, что изучение гамм, это одна из лучших вещей для ваших практических занятий и улучшения вашей техники.
И вот мы пришли к одному из основных пунктов этой статьи: гаммы, даже при их минимальном использовании, являются основным техническим упражнением для любого гитариста. Для неимпровизирующих гитаристов (например, классических), это их основная функция, им не нужно знать миллион гамм. Для технических упражнений мы просто выбираем те, которые нам больше всего для этого подходят. В коллекции Сеговии большая часть гамм – это одни и те же гаммы, просто передвигаемые по грифу. Конечно, есть много вещей, которые нужно знать для того, чтобы правильно использовать гаммы для развития техники. Многих студентов неправильная практика приводит в никуда. Но это совсем другой аспект, который мы не будем здесь затрагивать. Но, в любом случае, вы должны понимать, что игра гамм является достаточно сложным предметом и нельзя недооценивать вопрос: как их правильно играть. И еще, интерпретируя слова Сеговии, мы можем сказать: «если вы имеете представление о том, как правильно играть гаммы, вы имеете представление и о многих других технических аспектах игры на гитаре».
Как вы, наверное, уже поняли, количество и состав гамм, которые нужно знать гитаристу, зависит от стиля, в котором он играет. Вот базовые рекомендации для того, чтобы вы могли определиться, как ввести гаммы в вашу игру:
— Всем гитаристам необходимо знать мажорные гаммы в первой позиции в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми, а также, для общего развития, параллельные минорные гаммы к ним.
— Все гитаристы должны знать сдвигаемые рисунки гамм. Мажорные гаммы, которые играются от второго пальца на шестой струне – и от второго пальца на пятой. После этого, мажорные позиции от четвертого пальца на шестой и пятой струне.
— Более амбициозные гитаристы должны знать мажорную гамму от первого пальца на шестой и пятой струне. Если вы знаете эти позиции (шесть мажорных гамм), вы также знаете все арпеджио и эти гаммы во всех тональностях.
— Тем, кто играет блюз и рок необходимо знать пентатонику во всех позициях (их всего пять). И, естественно вам, понадобится знание стандартных ходов для использования их в импровизации в разных тональностях (в первую очередь Ля и Ми).
— Для тех, кто хочет импровизировать в таких стилях, как джаз или фьюжн, после изучения вышеупомянутых гамм придется перейти к тем самым гигантским каталогам гамм, о которых мы упоминали.
Естественно, этим предмет не исчерпывается, но, надеемся, мы дали вам его базисное понимание. Удачи в поисках ваших гамм!
Как играть гаммы на гитаре: советы для начинающих
Гаммы – это не только удел новичков. Ошибочное предубеждение и то, что проигрывание гамм – скучное и совсем необязательное занятие.
Есть как минимум 4 причины играть гаммы на гитаре:
Далее рассмотрим, как играть гаммы на гитаре с максимальным КПД развития техники, ритма, музыкальной теории и с интересом (не поглядывая на часы, когда же закончится занятие). В статье – первые шаги и рекомендации по мере накопления исполнительского опыта.
С чего начать
Для начинающих первый этап изучения гамм – это обычно До мажор. И мы тоже последуем этой традиции. Начнём с этого звукоряда.
Возможно, ещё со школьных уроков пения звуки этого лада вам известны. Их семь – До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4), Соль (5), Ля (6), Си (7). А вот восьмой звук по счёту – снова будет До, но на октаву выше, то есть звук повторяется через семь ступеней.
Давайте разберёмся, как правильно, сыграть До мажор на первых ладах гитары.
Сначала научимся играть гамму от самого низкого (первого звука) до самого высокого. Такое направление называется восходящим движением.
Вот так До мажор выглядит в нотной записи:
А так звучит гамма на гитаре:
Не спешите ассоциировать с «китайской грамотой». Сейчас всё последовательно изучим.
На нотном стане – звуки последовательно, вверху название нот. Каждый звук – это ступень гаммы (обозначена цифрой рядом с названием). Как будто подымаетесь по лестнице: До (1) – первая, Ре (2) – вторая, Ми (3) – третья и т.д., До (8) – снова тоника, считайте лестничная площадка для следующего подъёма.
Обратите внимание, как расположены ноты на линейках нотного стана: До – на нижней добавочной, Ре – под первой линейкой, Ми – на первой линейке и т.д. Только ознакомьтесь. Заучивать пока не нужно.
Цифра слева возле каждой ноты, это пальцы левой руки (каким пальцем брать ноту на грифе):
В рамках этой статьи по нотной записи мы рассматриваем самый минимум музыкальной теории, необходимый для практической части. Но если вы планируете углублённое изучение гитары, то, конечно, желательно детально ознакомиться с основами теории музыки (в частности – длительности нот, ритм и метр, знаки альтерации и др.). Учебники и курсы по элементарной теории музыки можно без особого труда отыскать в Сети.
Этими значками обозначаются удары медиатором, для каждого звука гаммы:
Блок «TAB» (группа линеек во втором блоке записи) – пока это наш главный ориентир для поиска нот на грифе – схематическое обозначение расположения нот на грифе. 6 линий – шесть струн (самая нижняя – шестая, басовая). Цифры на линиях под каждой нотой – это номер лада, где расположена нота. Если «0» – значит струна открытая.
Итак, смотрим в табы и ноты гаммы и играем. Последовательно разбираем каждую ноту:
И таким образом каждый звук гаммы. Как полностью разберёте аппликатуру и запомните, можно попробовать сыграть под метроном.
Есть специальные программы для ПК (например, Fine Metronome) и онлайн-сервисы.
Затем сыграйте эту же гамму в обратном порядке – нисходящем движении. От самого верхнего звука До (8) к нижнему До (1). Также переменным штрихом – чередуя удары медиатором вверх-вниз.
Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор под метроном. Не обязательно быстро. Достаточно – до 50-80 ударов в минуту.
Когда будет получаться без ошибок, чисто – поиграйте мелодии, фразы в До мажоре в пределах одной октавы, чтобы можно было использовать аппликатуру, которую вы изучили и освоили. Например, можно сыграть песню «Ёлочка» (табы и ноты, подробный разбор – здесь).
До мажор на шести струнах
Следующий шаг – задача чуть-чуть посложней. Сыграем уже знакомый нам До мажор, но в аппликатуре на 6 струн.
И ещё немного теоретических познаний – чтобы научится отыскивать ноты не только по табам, но и по интервалам между ступенями. Как бы «вычислять» их местоположение на грифе.
Структура в интервалах между звуками До мажора такая:
До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)
На грифе гитары эти интервалы определяются так:
Теперь давайте посмотрим по гамме и сыграем. Аппликатура на 6 струнах в пределах трёх ладов:
Обратите внимание, начинаем играть с Ми, третьей ступени гаммы (шестая открытая струна – самый низкий звук в диапазоне гитары), а не с До (с первой).
Запомните звуки открытых струн гитары (строй): 6 (басовая) – ми, 5 – ля, 4 – ре, 3 – соль, 2 – си, 1 – ми.
Следующий звук Фа. По структуре гаммы он расположен через полутон. Открытые струны условно принимаем за нулевой лад. Получается: от Ми полутон – на соседнем ладу, то есть от «нулевого» лада полутон – это первый лад. Фа на 1 ладу шестой струны.
Соль – тон от Фа – на третьем ладу шестой струны.
Ля – открытая пятая струна, Си на 2 ладу пятой струны (тон) и т.д.
Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор на 6 струнах под метроном в медленном темпе.
Играйте ежедневно это упражнение. В качестве разминки и на развитие техники. Разучите несколько простых мелодий в До мажоре.
Ля минор на первых ладах играется в этой же аппликатуре, но начинается с открытой пятой струны (первой ступени – Ля). Подробней, как играть эту гамму, здесь.
До мажор, Ля минор умею, играю простые мелодии – что дальше
Сыграйте гамму в открытой позиции:
Ми минор:
Ми (1) – тон – Фа-диез (2) – полутон – Соль (3) – тон – Ля (4) – тон – Си (5) – полутон – До (6) – тон – Ре (7) – тон – Ми (8)
и Соль мажор:
Соль (1) – тон – Ля (2) – тон – Си (3) – полутон – До (4) – тон – Ре (5) – тон – Ми (6) – тон – Фа-диез (7) – полутон – Соль (8)
Обратите внимание, что в этих тональностях нота Фа повышается на полтона, на что указывает знак альтерации диез. В нотной записи он ставится возле скрипичного ключа:
У каждой тональности есть свои знаки альтерации (диезы, бемоли). Например, Си минор/Ре мажор – Фа-диез и До-диез, Ре минор/Фа мажор – си бемоль. Найдите в учебнике по музтеории квинтовый круг тональностей: ознакомьтесь с этой системой, ключевыми знаками.
Попробуйте найти звуки этих гамм на грифе самостоятельно, руководствуясь интервальной схемой. Аппликатура такая же, как и у До мажора – в пределах трёх ладов с открытыми струнами.
Если Ми минор: Ми (1) – открытая 6 струна, Фа-диез (2) – на тон, это 2 лад на шестой струне, Соль (3) – на полтона от фа-диез, это 3 лад на шестой струне, A (4) – на тон от соль, это пятая открытая струна и т.д. По такому принципу находим все звуки и играем в восходящем и нисходящем движении под метроном.
Подкрепляйте изученные гаммы практикой: сыграйте мелодии, отдельные фразы из произведений в Ми миноре, Соль мажоре, используя разученную аппликатуру.
Две аппликатуры от 1 ступени (тоники)
От первых трех ладов, к четвёртому, пятому… и далее по грифу. На этом этапе можно освоить принцип построения двух аппликатур от тоники:
1. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по правую сторону от первой ступени (тоники), в направлении ладов грифа выше.
Ля минор: аппликатура от тоники (1 ступени) на шестой струне по правую сторону.
Аппликатура изображена в гитарной сетке. Это схематическое изображение грифа: горизонтальные линии – струны (1 струна вверху, 6 струна – внизу), вертикальные линии – лады, римская цифра указывает номер лада на грифе; точки – расположение звуков гаммы.
Си (2) – на 7 ладу, До (3) – на 8 ладу, Ре (4) – на 5 ладу пятой струны и т.д.:
2. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по левую сторону от первой ступени (тоники), в направлении к первым ладам грифа.
Аппликатура Ля минора: по левую сторону от тоники:
Аналогичным образом можно построить две аппликатуры по левую и правую сторону от тоники и на пятой струне.
Для Ля минора – первая ступень Ля на 12 ладу пятой струны.
Гаммы в позициях
Позиция или бокс – это определённая область грифа, как правило, в пределах 4 – 7 ладов, в которой строится аппликатура гаммы.
Гаммы в позиции играются не только от тоники, но и от других ступеней, в зависимости от расположения звуков на грифе. Существуют различные системы построения: 5 позиций (с привязкой к основным аппликатурам мажорных или минорных аккордов), 7 позиций (от каждой ступени).
Далее рассмотрим, как играют гаммы на гитаре в боксах, которые наиболее часто используются. Они пригодятся вам не только для отработки техники, изучения строения гамм, но и при разучивании соло, рифов, для написания собственных гитарных партий, переложений для гитары партий других инструментов.
Мажорная
Всё тот же До мажор, но в позициях: 1 бокс – от 1 ступени (До), 2 – от 2 ступени (Ре), 3 – от 3-ей (Ми), 4 – от 5-ой (Соль), 5 – от 6-ой (Ля).
Подробный разбор этих боксов и использование их для проигрывания мажорной гаммы в разных тональностях в этой статье.
Минорная
Минорная гамма в 5 позициях.
Для параллельных (парных) тональностей, мажора и минора с одинаковыми ключевыми знаками (см. тональности по квинтовому кругу), аппликатуры одинаковые, но расположение ступеней разное, относительно тоники мажорного и минорного лада. Например, для До мажора и Ля минора: в до-мажорной гамме позиция от тоники на 8-ом ладу, а вот по ля-минорной – эта же позиция (на 8-ладу) получается от третьей ступени минорной гаммы.
Подробный разбор минорной гаммы в 5 позициях смотрите здесь.
Пентатоника
Пентатоника мажорная, минорная – гамма из 5 нот. Широко применяется гитаристами в блюзе, во многих направлениях рока, джазе.
Подробно о том, как играть пентатонику в пяти позициях на грифе смотрите тут.
Блюзовая
Практически такие же аппликатуры в позициях, как и для пентатоники, но с добавлением блюзовой ноты (по ступеням гаммы – это пятая пониженная ступень (b5) или в другом варианте записи – четвёртая повышенная (#4) ). Например, Ля миноре блюзовая нота – Eb/D#.
Как играть блюзовую гамму в 5 позициях в этой статье.
По три ноты на струне
Особенность этих аппликатур – на каждой струне играется по три ноты гаммы. Такой подход часто используется в скоростной технике.
Семь боксов на примере гаммы Соль мажор – от каждой ступени:
Как изучать гаммы и не скучать, или как внести разнообразие в занятия
На первый взгляд проигрывание гамм – монотонное занятие – одно и то же –надцать минут в день. А многие к этому ещё и добавят, что разучивать произведения с листа, снимать соло, просто импровизировать куда интересней. На то есть своя правда.
Однако и гаммы можно играть с интересом: 15 минут, 20 минут или даже час за тем же До мажором или Ля минором могут пролететь незаметно. И, между прочим, с пользой для дела, не на «автопилоте». Достаточно лишь внести разнообразие в занятия по разучиванию и отработке гамм – по ритмике, способу звукоизвлечения, привязке к аккордам, по интервалам и пр.
Концепция ниже рассматриваемых подходов состоит ещё и в том, чтобы наряду с отработкой техники рук, заучиванием аппликатуры, задействовать и механизмы развития других музыкальных навыков. Например: слух, чувство ритма и ритмические фигуры, различные медиаторные техники, построение интервалов и др.
Не только под метроном
На начальном этапе изучения гаммы метроном – лучший способ для контроля темпа, ритма. Но со временем, когда уже гамма отработана, каждая нота играется чисто и ровно, можно метроном заменить гитарной минусовкой. Достойная альтернатива, монотонному постукиванию. Это и веселей, и полезней. Отрабатывается не только ритм, но и слух – звуки гаммы под аккомпанемент.
Конечно, речь идёт не о какой-то песне, композиции, а об одном единственном аккорде, тоническом трезвучии или септаккорде. Например, если играете гамму Соль мажор, то нужно сделать минус, где будет постоянно звучать аккорд соль мажор (G или G maj7). Такой аккомпанемент можно прописать на гитаре или на клавишах при помощи VST-синтезатора.
Создать минус для проигрывания гаммы можно разными способами:
Если вы предпочитаете тяжёлые стили, то вместо полного аккорда, можно в минусе использовать и квинт-аккорд, но, опять же, не переборщите с громкостью и уровнем перегруза.
Созданный проект записи минусовки не удаляйте. Он вам ещё пригодится, если потребуется увеличить/уменьшить темп.
Меняем длительности и ритмические фигуры
А что дальше? Безусловно, на четвертных и восьмых останавливаться нельзя. Особенно если вы наращиваете технический потенциал. В ход можно пустить и посложней ритмические фигуры:
Сыграть триолями гамму в аппликатуре по три ноты на струне:
Триоль – три ноты на одну долю такта (удар медиатора).
А затем и 16-ми нотами (по четыре звука на каждую долю такта):
И это только, разумеется, лишь отдельные примеры. Экспериментируйте со связкой «гамма + ритмическая фигура». Шаффл-ритм, секстоли, галоп (восьмая + две шестнадцатых) – всё что угодно, всё что вам интересно в плане ритма, но в рамках звукоряда. Дополнительная нагрузка к гамме в виде ритмической пульсации пойдёт вам только на пользу.
Звукоизвлечение
Стандартный вариант – проигрывание гаммы переменным штрихом (поочерёдные удары медиатором – вверх-вниз). Но можно отрабатывать правой рукой и другой штрих. И плюс ещё к этому добавить легатную технику. Таким образом сразу можно «убить двух зайцев»: наработка аппликатуры звукоряда и оттачивание различной техники звукоизвлечения.
До мажор, аппликатура по три ноты на струне в позиции от тоники: играется легатной техникой (hammer on/pull off). Медиатором извлекается только первая нота каждой триоли (удар вниз).
В этом же боксе гамма играется комбинированным штрихом: первая триоль – легатная техника, вторая триоль – переменным штрихом и т.д.
А это вариант проигрывания гаммы медиаторной техникой даунстрок – каждый звук извлекается ударом медиатора вниз:
Соединение боксов
Соединяйте позиции: восходящее движение в боксе – переход на первой струне в соседний бокс и нисходящее движение.
Ля минор: переход из позиции от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени на 8 ладу.
Переход в другой бокс можно делать и через другие струны, как бы отыгрывая только часть бокса. Через 6-струну аналогично, как и через 1-ую, только из нисходящего движения (1 бокс) в восходящее (2 бокс).
Мелодические интервалы
Гамму можно играть и мелодическими интервалами. Очень интересное и полезное занятие. Отличная основа для пассажей, отдельных мелодических фраз, риффов.
Вот пример Ля минора терциями: сразу от первой ступени терция, потом от второй, третьей и т.д. И обратно в нисходящем движении.
Малые и большие терции чередуются согласно звукам гаммы (Ля – До, Си – Ре, До – Ми и т.д).
Таким образом можно сыграть гамму и квартами, квинтами, секстами, септимами.
Детально продумывайте свои занятия по изучению гамм. Если аппликатура хорошо проработана в стандартном формате (переменный штрихом, восьмыми), добавляйте ритмические фигуры – играйте триолями, шестнадцатыми. Хотите развить легатную технику – играйте освоенные гаммы пул/хаммер. Словом, вносите дополнительную нагрузку.
Если вам неохота корпеть над звукорядом – возможно, что-то нужно поменять в упражнениях. Но, конечно, нужно проявлять и усидчивость. Вышеизложенный материал приведён в виде рекомендаций – как играть гаммы на гитаре на разных этапах обучения. Практические занятия обязательно подкрепляйте музыкальной теорией, только так можно достичь хороших результатов в исполнительской технике. Успехов!