зачем идти в магистратуру после бакалавриата
Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Онлайн-интервью с д.э.н., профессором, проректором по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ Екатериной Анатольевной Каменевой
КонсультантПлюс: Расскажите, что представляет собой магистратура? Можно ли ее назвать формой второго высшего образования?
Е.А. Каменева: В соответствии со ст. 69 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 8:
«Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
Таким образом, если человек впервые поступает в магистратуру и не имеет при этом диплома специалиста, такую магистратуру вторым высшим образованием назвать нельзя.
Взрослый человек (например, выпускник бакалавриата) должен понимать и осознавать, какие знания и умения ему нужны в жизни, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности. Вариантов для выстраивания индивидуальной образовательной траектории после окончания бакалавриата сегодня много:
— пойти в магистратуру, чтобы углубить свои знания по освоенному в бакалавриате направлению подготовки;
— освоить программу дополнительного профессионального образования (MBA, программы повышения квалификации или переподготовки);
КонсультантПлюс: Зачем выпускнику, закончившему бакалавриат, поступать в магистратуру? Какие преимущества она дает? Какие существенные различия между бакалавром и магистром?
Показатели уровней квалификации
Полномочия и ответственность
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных
Разработка новых методов, технологий
Понимание методологических основ профессиональной деятельности
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли
Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера
Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности
КонсультантПлюс: Расскажите коротко об условиях поступления в магистратуру: кто может поступить, какие экзамены предстоит сдать, какие документы необходимо предоставить?
В Финансовом университете, например, два вступительных испытания в виде компьютерного тестирования (профильная дисциплина и иностранный язык). Также у нас действует порядок признания федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), индивидуальных достижений (портфолио), международных сертификатов по иностранному языку.
КонсультантПлюс: Может ли поступить в магистратуру выпускник специалитета? Нужно ли ему это делать?
КонсультантПлюс: Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в магистратуру?
Е.А. Каменева: Таких ограничений нет.
КонсультантПлюс: Кто может претендовать на бюджетные места?
Е.А. Каменева: На бюджетные места по программам магистратуры могут претендовать:
— лица, имеющие льготы, согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
— абитуриенты, набравшие достаточно баллов по итогам общего конкурса.
КонсультантПлюс: Как проходит обучение магистрантов, какова специфика обучения, какие формы обучения существуют, чего в магистратуре больше: теории или практики? Может ли будущий магистр совмещать работу с обучением?
КонсультантПлюс: Очевидно, что магистратура предназначена не для всех студентов. Могли бы вы описать типичного представителя магистратуры?
Е.А. Каменева: Типичных магистрантов можно условно разделить на две категории:
— свежий выпускник бакалавриата, который хочет углубить специализацию и повысить уровень подготовки, полученные в бакалавриате;
— человек, уже имеющий опыт работы (после бакалавриата, специалитета) и четко понимающий, как достроить с помощью магистратуры свою образовательную траекторию для профессионального роста.
Е.А. Каменева: Если решение о поступлении в магистратуру уже принято, нужно использовать все возможности для получения высоких баллов и успешного поступления.
Выдвинута общественная инициатива о бесплатном обучении граждан с дипломом «специалиста» в магистратуре
Rainledy / Depositphotos.com |
Соответствующая инициатива размещена на сайте Российских общественных инициатив (№ 78Ф78429). На момент публикации новости она набрала уже свыше 400 голосов. Напомним, что 100 тыс. голосов – необходимый рубеж для того, чтобы специальная экспертная группа федерального уровня занялась разработкой соответствующих правовых актов или предприняла иные меры для реализации инициативы.
Предложение направлено на исключение правового неравенства в отношении лиц, которые получили диплом «специалиста», так как в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ, они не могут участвовать наравне с «бакалаврами» или «дипломированными специалистами» в конкурсе на получение бюджетного места в магистратуре.
Также предложено выделить в государственных высших учебных заведениях некоторое количество бюджетных мест для владельцев дипломов специалистов.
Уточним, что «дипломированный специалист» и «специалист» – это лица, которые в обоих случаях получили высшее профессиональное образование, но в разные периоды времени и по итогу получили разно-оформленные дипломы.
Так, присвоение квалификации «дипломированный специалист» производилось для поступивших в вузы до 1 января 2011 года включительно. Это следовало из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», утратившего силу 1 сентября 2013 года. После указанной даты – высшие учебные заведения присваивают статус «бакалавр» или «специалист», что регулируется Законом № 273-ФЗ.
Диплом «специалиста» в отличие от «дипломированного специалиста» содержит запись «Специалист», а приложение к диплому по предметам предусматривает прохождение учебных предметов не в часах, как у «дипломированного специалиста», а в зачетных единицах.
Отметим, что по действующему законодательству, претендовать на образование по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований могут лица, которые получили дипломы со статусом «дипломированный специалист» или «бакалавр», так как в соответствие с ч. 15 ст. 108 Закона № 273-ФЗ присвоение выпускникам указанных квалификаций, не рассматривается в качестве получения ими второго или последующего высшего образования. Однако, в соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона № 273-ФЗ для «специалистов» поступление в магистратуру считается вторым или последующим высшим образованием, а соответственно, возможно только на платной основе.
Ожидается, что поправки привнесут ряд улучшений, в частности:
1 С текстом законопроекта № 1152606-7 «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Как выбрать магистратуру: полезные советы и критерии
Эпоха цифровизации меняет бизнес. Сегодня, чтобы создать свой проект и успешно им управлять, необходимы знания в разных направлениях: цифровом предпринимательстве, менеджменте, маркетинге. Важны не только теоретические знания, но и практический опыт. Получить такие навыки в комплексе помогает магистратура.
Как понять, какая магистратура вам нужна и на что обратить внимание при выборе вуза, — разбираемся в статье.
Образовательная платформа Нетология совместно с ведущими вузами страны — ВШЭ и ИБДА РАНХиГС — запускает онлайн-магистратуру. Это полностью очное обучение — но перенесённое в онлайн-формат. Пандемия показала, что можно не тратить время на поездки и командировки, а учиться, практиковаться и знакомиться с единомышленниками, не выходя из дома. Выпускники такой онлайн-магистратуры получают диплом вуза — ВШЭ или РАНХиГС — который ничем не отличается от такого же диплома, полученного в обычной магистратуре этих вузов.
Магистратура Нетологии и ВШЭ нацелена на подготовку сильных специалистов и руководителей в крупных корпорациях.
Магистратура Нетологии и РАНХиГС — на подготовку предпринимателей, которые хотят открыть своё дело, руководить цифровым проектом или запустить стартап.
Сперва определитесь, что вы хотите получить от магистратуры
Подумайте, какие преимущества магистратура даст именно вам.
От ответа на этот вопрос будет зависеть выбор программы и вуза.
Затем подумайте, сколько времени вы готовы потратить на обучение
Магистратура — дело не быстрое. Подумайте, сколько времени вы сможете выделить на занятия как с группой, так и самостоятельно.
Будете ли вы в это время работать? Какой формат вам удобнее — очный или заочный? А может быть, лучше дистанционка, чтобы хотя бы не приходилось тратить время на поездки и командировки, если вуз в другом городе? Есть ли у вас семья, которой нужно ваше внимание? Какие занятия вы сможете отложить, если вдруг вам нужно будет больше времени для определённых предметов?
5 главных критериев качественной магистратуры
После того как вы честно сами себе ответили на эти два вопроса, можно выбирать программу обучения. Полученные ответы уберегут вас от поспешных решений и помогут определиться с форматом обучения.
Программа должна быть актуальной
Ознакомьтесь с программой: в отличие от бакалавриата, где часто встречаются «лишние» предметы общей направленности, магистерские курсы должны давать те знания, которые точно пригодятся в вашей работе.
Погуглите незнакомые (да и знакомые тоже) предметы из программы — насколько они пригодятся вам после выпуска? Если сложно определить ценность предмета самостоятельно, можно обратиться к тем, кто уже работает в нужной вам сфере или окончил эту похожую программу, и спросить его напрямую: «Насколько было полезно то, что рассказали на курсе? Насколько тебе пригодились эти знания?».
Среди преподавателей должны быть не только теоретики, но и практики
Посмотрите список спикеров и экспертов на курсе. Погуглите их опыт работы, регалии, достижения, выступления, публикации. Оцените, кто будет преподавать — специалист академического профиля, который всю жизнь посвятил изучению сферы, или специалист, у которого основная деятельность — работа или бизнес в реальной компании, а преподавание — лишь часть занятости. И тот, и другой тип преподавателя важны и нужны.
Хорошие теоретики досконально знают предмет и умеют доступно и понятно о нём рассказать. Хорошие практики — поделиться опытом, как всё это работает в реальной жизни.
Плохо, когда в программе есть только один тип преподавателей, чаще всего перекос происходит в сторону теоретиков. В таком случае вы получите хорошую базу, но не научитесь применять её на практике, вам не с кем будет обсудить жизнеспособность ваших идеи и получить советы из работающего бизнеса. Комфортнее и полезнее будет работать с экспертом, который постоянно развивается в своей области, а не пользуется устаревшими знаниями.
«Цифровое предпринимательство» — совместная магистратура Нетологии и ИБДА РАНХиГС
В программе должна быть практика
Значительная часть программы должна быть посвящена практике. Чем её больше — тем лучше. Если большая часть программы состоит из теории — вы не получите реальных навыков, зачем тогда тратить время и деньги? Чтение книжек и статей по теме — это на самом деле не обучение, это подготовка к обучению: так вы набираете базу, определяете места, которые вам непонятны, а дальше на эту базу наращиваете настоящие знания и умения. В программе обязательно должны быть:
В программе должны изучаться современные технологии
В программе должно быть место развитию цифровых компетенций. Специалист с образованием магистра обязан разбираться в современных технологиях, которые используются в его сфере, уметь работать с новыми инструментами, быть в курсе всего нового, что появляется на рынке. Неважно, агроном вы или предприниматель — сегодня ни одна сфера не обходится без новых технологий.
Вуз должен быть в топе отраслевых рейтингов
Магистратура — это не только и не столько полученные знания, умения и навыки, это также вопрос престижа. Магистерская степень хорошего вуза откроет перед вами множество карьерных дверей. Поэтому важно выбирать университет, который находится вверху отраслевого рейтинга.
«Управление цифровым продуктом» — совместная магистратура Нетологии и НИУ ВШЭ
Магистратура: что это и зачем оно вам?
Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.
С 2011 года Россия перешла на Болонскую систему образования: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.
Если коротко, магистратура — это:
И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.
Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.
В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.
Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности.
Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию.
Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.
Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки.
При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.
Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.
Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).
Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.
Стоит ли идти в магистратуру и поможет ли это найти работу
Откуда вообще в России появилась магистратура?
Зачем идти сначала на бакалавриат, а потом еще и в магистратуру?
Считается ли магистратура вторым высшим?
Магистратура не считается вторым высшим, если бакалавр поступает на нее впервые — в таком случае это вторая ступень первого высшего образования. Если же пойти на магистратуру после специалитета, тогда по закону это уже будет считаться вторым высшим. Важно помнить, что после бакалавриата можно претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета — нет.
Магистратура — это отличная возможность освоить новую профессию за более короткий срок. Для тех, у кого уже есть первое высшее образование, учеба в магистратуре будет длиться 2-2,5 года, тогда как на получение второго высшего по программе бакалавриата потребуется 3 или 4 года.
Какие объективные преимущества даёт степень магистра?
Логика двухступенчатого образования состоит в том, что студент, обучаясь на бакалавриате, получает базовые знания для уверенного выполнения определенной работы. Далее он поступает в магистратуру для получения более узкоспециализированных знаний. Таким образом, магистратура может быть использована в целях углубления знаний по своей специальности или же освоения новой профессии. То есть, выпускаясь, студент будет иметь лучшее представление о том, где стоит применить все полученные знания. При условии обучения на очной форме, магистратура, как и специалитет, дает отсрочку от армии, что является дополнительной мотивацией к продолжению образования у студентов-мужчин. Наконец, магистратура — это неотъемлемая часть пути для тех бакалавров, которые в дальнейшем собираются продолжить деятельность в качестве ученого или преподавателя и поступать в аспирантуру. Специалист может идти в аспирантуру, минуя магистратуру.
Большая часть магистрантов успешно совмещают обучение со стажировкой или работой, ведь учеба на большинстве программ занимает всего несколько дней в неделю.
Насколько важен для работодателей диплом магистратуры?
Статистика Министерства образования и науки РФ показывает, что процент трудоустроенных выпускников со степенью магистра на порядок выше, чем процент трудоустроенных бакалавров. Правда, многие HR-специалисты считают, что для работодателя важно лишь высшее образование само по себе. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». Степень магистра иногда может сыграть свою роль в выборе одного из двух потенциальных кандидатов. Однако есть сферы, где безусловным показателем пригодности будет скорее не строчка о высшем образовании, а имеющийся опыт. Это касается, к примеру, сферы IT, где соискателя вероятнее всего попросят сделать тестовое задание.
В целом, считается, что отсутствие диплома магистра может стать препятствием не для трудоустройства как такового, а для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. В какой-то момент может оказаться, что сотруднику попросту не хватает квалификации.
Тем, кто хочет работать за границей, просто необходима магистратура: устроиться там на хорошую работу с российским дипломом бакалавра крайне трудно.
Какие преимущества и недостатки обучения на магистратуре за рубежом?
Переход на Болонскую систему значительно повысил мобильность студентов и преподавателей. Имея российский диплом бакалавра, студент вполне может, собрав все необходимые бумаги, сдав тесты и переведя диплом на английский язык, подать документы на магистратуру за границей. Ежегодно учиться в зарубежные вузы уезжают десятки тысяч российских абитуриентов.
Учеба за границей дает студенту высокий уровень подготовки, опыт жизни в чужой стране, возможность путешествовать, постоянную практику иностранного языка, а также увеличивает шансы пройти полезные стажировки и остаться работать за рубежом. Еще один ощутимый плюс: возможность сократить срок своего обучения, так как в некоторых странах магистратура длится не два года, а один.
Среди недостатков существуют очевидные: это волокита с документами и финансовая составляющая. Еще одна проблема — адаптация к новому менталитету, новой учебной системе и новой стране в целом.
Кстати, во многих российских вузах существуют программы обмена студентами в магистратуре, с помощью которых можно в течение одного года учиться в России, а второй год провести за границей. В итоге выпускник получает диплом двух образцов — российского и зарубежного.