зачем христу дали уксус
Зачем распятому Христу давали уксус
«Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Евангелие от Луки, 23:35-37).
Так описываются последние страдания Христа. Когда, будучи распятым на кресте, он просил пить, то легионеры дали ему губку, смоченную в уксусе. Почему не в воде? Причем здесь уксус? Или это ошибка перевода? В английском варианте Евангелия от Марка говорится: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».
Кажется, о жизни и страданиях Христа известно все досконально, изучены каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Только вопросов меньше не становится – что подносили Христу в качестве питья в последние минуты его жизни – только один из них. Потому что в других переводах это называется то «вином со смирною», то «кислое вино, смешанное с желчью».
Как известно, Иисусу давали пить дважды. Первый раз – после избиения, непосредственно перед распятием. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» – так описывается эта сцена в Евангелии от Матфея (27:34). Второй раз, умирая на кресте от множественных ран, он изрекает пятую фразу из семи, произнесенных в последние часы жизни: «Меня мучает жажда!». И тогда легионер смачивает губку в той же жидкости и подносит ее на копье к губам Христа. Христос пьет.
Доктор медицины Трумэн Дэвис еще в 60-е годы прошлого столетия взялся за изучение страданий Христа с медицинской точки зрения. Одноименную статью он опубликовал в журнале “Аризона Мэдисин”. Американский исследователь пишет: «Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом – слабоанестезирующую смесь». Это уже какой-то новый напиток? А позже он же, описывая последние страдания, говорит о поднесенной Христу губке, смоченной «в дешевом кислом вине поска».
Богословы Храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах никакого противоречия здесь не видят, так как поска, согласно древним источникам, это напиток, который в походах употребляли легионеры. В разных рукописях его рецепт не всегда совпадает. В одних – это вода, смешанная с винным уксусом, в других – вместо уксуса указывается дешевое вино. К этому добавляются пряные травы. Есть рецепты, по которым в эту смесь добавлялись сырые яйца. Такой напиток, по мнению сегодняшних исследователей, имел антибактериальные свойства и защищал легионеров в долгих походах от цинги. Еще одним компонентом поски называется мед. Упоминание о поске есть у источников, которые относят к временам Тита Макция Плавта, о нем так же писал Плутарх. Алкогольным этот напиток нигде не называется, но источники на греческом языке, описывая его состав, используют такие слова, как oxos и oinos, которые переводятся как «уксус» и «вино». Что же касается желчи, то этот термин применялся к любому горькому на вкус напитку или продукту. «С желчью», значит, горький на вкус.
У римских легионеров есть изречение: «Posca fortem, vinum ebrium facit!» – «Поска бодрит, вино – пьянит!». Его в качестве аргумента используют те, кто считает поску исключительно безалкогольным напитком, но с дезинфицирующими компонентами. Исследователи, не согласные с такими доводами, приводят свои: бактерицидных свойств в поске не так много. Ее хранили и перевозили в амфорах, закупоренных глиняными пробками, перекрывающими доступ воздуха. Это мешало уксусным бактериям «развить полноценную деятельность», поскольку для этого нужен доступ кислорода. И все же по истечении определенного времени винный спирт превращался в уксусную кислоту, получившийся напиток напоминал по вкусу современный фламандский эль, содержащий небольшой процент алкоголя. Но это если в нем присутствовала свежая вода. Легионеры же в длительных походах, часто по пустыням, пили тухлую воду. Скисшее вино или уксус играли в ней роль дезинфицирующего вещества. К тому же такой напиток помогал легче переносить тяготы, придавая силы легионерам.
Трумэн Дэвис уверен, что после того, как смоченную в поске губку поднесли к губам Христа, он, ощутив дыхание смерти, смог произнести шестую фразу: «Свершилось!», а после последним усилием и седьмую: «Отец, в твои руки передаю дух Мой!».
Таким образом, если учесть все изложенные аргументы, говорить о том, что какое-то из Евангелий ошибается в оценке того, что пил Христос, было бы неверным. Напитку легионеров одинаково подходят названия «вино» и «уксус».
Разрушение мифов по четвергам. Миф об отказе от обезболивания
В Евангелиях неоднократно рассказывается о том, что Иисус Христос перед распятием отказался от обезболивающего напитка. Причём меня всегда поражала стойкость и непреклонность Христа, отвергающего питьё. В чём же была причина такой твёрдости?
В большинстве комментариев и проповедей, которые мне довелось читать и слышать, объяснение одно: Христос не хотел уменьшать тяжесть Своих мучений, но желал сполна испить чашу страдания.
В связи с этим у меня появлялось два вопроса. Первый: а действительно ли Христу предложили обезболивающее наркотическое средство? Второй: почему же всё-таки Христос был так непреклонен?
Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, что же за напитки были предложены Христу?
Проанализировав тексты всех четырёх Евангелий, мы должны прийти к выводу, что на Голгофе Христу предлагали питьё дважды.
Первый раз — сразу, когда Христа привели на Лобное место, Ему предложили уксус с желчью (Мф. 27:34). Марк называет этот напиток «вино со смирною» (Мк. 15:23).
Второй раз Господу, распятому на кресте, предложили уже обычный уксус. «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48); «А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его» (Мк. 15:36); «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лк. 23:36); «Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19:29).
Энциклопедия Брокгауза поясняет: «Уксус — пищевой продукт, получаемый из содержащих алкоголь жидкостей путём брожения или разведения водой концентрированной уксусной кислоты. То, что в Библии названо уксусом, являлось, собственно, кислым вином, неприятным на вкус (Пс. 68:22) и вредно действовавшим на зубы (Прит. 10:26)… Дурманящий напиток, предложенный Иисусу перед распятием, в Мк. 15:23 называется вином со смирною, а в Мф. 27:34 — уксусом (вином), смешанным с желчью. Слово «желчь» указывает здесь на горький вкус напитка, а «смирна» — на вид примеси».
Итак, уксус, о котором говорит Евангелие — это просто скисшее вино. Оно не обладает обезболивающим эффектом, если, конечно, не выпить несколько литров и не опьянеть.
А что же такое смирна или желчь? Ми́рра (устаревшее ми́рро, др.-греч. μύρρη или сми́рна) — камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев из семейства Бурзеровые (Burseraceae), в особенности от Commiphora myrrha (мирры). В медицине камеди применяются как слизи, которые уменьшают раздражение, вызываемое некоторыми лекарственными веществами, и понижают всасывание.
Да и вряд ли воины всерьёз хотели облегчить страдания Христа. Пророческий псалом говорит, что предлагая уксус с желчью, враги скорее издевались над Христом: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22). То есть это было средство, увеличивающее, а не уменьшающее Его страдания… Об этом говорил и Лука: «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лк. 23:36). Уж профессиональные-то палачи-распинатели хорошо усвоили смысл грубоватой врачебной шутки о хорошей фиксации, делающей ненужной всякую анестезию. А зафиксировать Христа предполагалось надёжно… гвоздями… да так, чтоб твёрдо помнил, что других спасать нечего и думать. Себя попробуй спасти!
Второй вопрос: почему же Господь отказывался от питья, если предложенный напиток не был серьёзным анестетиком?
Действительно, Христос был непреклонен.
Особенно первое предложение питья сопровождалось категорическим отказом.
«…И, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34) — Христос не позволил напитку достичь желудка. Вполне возможно, что, попробовав напиток и поняв, что ему дали не воду, а уксус, Господь выплюнул эту жидкость.
«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15:23) — Христос просто не взял напиток.
Мне представляется, что всё гораздо проще. Дело в том, что днём раньше Христос пообещал ученикам: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Об этом же сообщают и Марк, и Лука.
Господь сказал, что плод виноградный не войдёт в Его уста, пока не совершится искупление (на это Он намекает фразой: «ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием» [Лк. 22:16]). Будучи одновременно человеком слова и Богом-Словом, Христос знал цену словам и не имел права разбрасываться пустыми обещаниями. Он держал Слово!
Евангелисты-синоптики не сообщают нам, принял ли Христос питьё во второй раз, когда был распят на кресте. Правда в Евангелии от Иоанна говорится, что Христос всё же принял уксус при втором предложении (уже после шести часов страданий): «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30). Тут стоит слово ἔλᾰβεν, которое обычно переводится как «принял, получил» (ради справедливости нужно отметить, что точно такое же слово стоит и в Мк. 15:23).
Во-первых, слово ἔλᾰβεν (переведённое у нас как «вкусил») может быть переведено и как «получил». то есть оно не обязательно означает, что Христос всё же выпил этот уксус. Просто напиток «был доставлен клиенту», в этом смысле Христос его «получил».
Во-вторых, Иоанн свидетельствует, что как только Иисус получил губку с уксусом, Он тут же воскликнул: «Свершилось!» и умер. То есть уже свершилось искупление, как Он и обещал.
Таким образом, отказавшись от плода виноградного до завершения Своих страданий, Христос явил пример верности Своему Слову! Чем устыдил нас, неверных, колеблющихся и неустойчивых.
Скачать всю книгу “Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов” можно тут.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 27:34
Свт. Иоанн Златоуст
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Свт. Хроматий Аквилейский
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Свт. Иннокентий (Борисов)
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Прп. Исидор Пелусиот
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью
Евангельскую проповедь слово Божие уподобляет приточно вину то источающемуся из Владычнего ребра, то напояющему сладостью учеников. Иудеи, не изведав веселья от сего вина, упорно старались сокрушить истину ложью. Учителю премудрости поднесли оцет, примешав к нему и горечь, потому что уста их полны суть клятвы и горести (Пс.9:28). А таковы и пития их, Насадителю винограда жизни воздающих оцтом и Услаждавшему, как медом, Божественными словесами и законами подающих горечь желчи.
Письма. Книга I.
Прп. Исихий Иерусалимский
Разъяснение. Не один раз, но много, не только когда просил Христос, но и когда не просил, приносили Ему пить вышеназванное. Не всё все[евангелисты], но каждый по частям [это] изложили. Матфей и Марк рассказали про вино, предложенное прежде Креста, один – с желчью, другой же – со смирной, потому что каждое из них было одинаково горьким. Иоанн же написал, что когда Господь сказал «жажду!», некто, взяв губку, иссоп и, наполнив уксусом, напоил Господа. Из этого видно, что по-разному Ему были принесены вышеназванные виды [питья] звериным нравом иудеев.
Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.
«Собрание недоумений и разъяснений».
Прп. Иустин (Попович)
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Блаж. Иероним Стридонский
Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Господь говорит Иерусалиму: Я насадил тебя как благородную лозу; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер 2:21) Горькая лоза дает и вино горькое, которое Иерусалим приготовил Господу Иисусу, так что исполнилось то, что написано: Дали Мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс 68:22). А слова: И, отведав, не хотел пить, показывают то, что Он действительно за грехи наши вкусит горечь смерти, но в третий день воскреснет.
Блаж. Феофилакт Болгарский
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Ориген
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Евфимий Зигабен
Даша Ему пити оцет с желчию смешен: и вкушь, не хотяше пити
Марк (15, 23) говорит, что Ему давали пить вино со смирною; но Он не принял. И то, и другое предлагали Ему в насмешку, как бы для восстановления упадающих сил. Уксус смешали с желчью, чтобы он был острый и горький. Все это указывало на язвительность и ненависть иудеев, так как и смирна тоже весьма горька. Все вышеуказанное предложили Иисусу Христу прежде возведения Его на крест, как сказали Марк и Матфей, а после возведения на крест дали Ему только уксусу, как опять-таки говорят они (Мф. 27, 48; Мк. 15, 36), а также Лука (23, 36) и Иоанн (19, 29). Следует обратить внимание и на то, что, не приняв вина со смирною, так как это не имело никакой цели, Иисус Христос теперь отведал уксусу с желчью только ради желчи, чтобы исполнилось Писание: и даша в снедь Мою желчь (Пс. 68, 22), – а когда был распят, испил только уксусу, ради того, что написано дальше: и в жажду Мою напоиша мя оцта. Конечно, когда Иисус Христос отведал уксусу с желчью, то, по видимому, исполнились оба эти изречения; но там написано: в жажду, а Он не ощущал жажды до возведения на крест, а после того. Поэтому Иоанн (19, 28) сказал: ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду. Сначала сами предлагали Иисусу Христу вышеуказанное питие в насмешку, как мы сказали, а потом услышав, что Он жаждет, поднесли Ему уксус. Но если написано: даша в снедь Мою желчь, т.е. чтобы есть, то почему они дали Иисусу Христу желчь выпить? Полагаю, что кусочки сухой желчи были размочены в уксусе, чтобы уксус служил вместо вина, а кусочки желчи – вместо хлеба, так что они подавали, собственно, питье, но вместе с тем и пищу. Совершенно ослабевшим мы обыкновенно даем вино, набросав туда хлеба, чтобы они сначала выпили вино, а потом съели и хлеб. Если же мы не так будем понимать это, то нигде мы не найдем повествования о том, чтобы Иисусу Христу давали желчь в пищу; разве только кто-либо будет понимать желчь в таинственном смысле, как горечь, которую они давали Иисусу Христу в пищу, т.е. вместо пищи ежедневно огорчали Его.
Лопухин А.П.
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Троицкие листки
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить
Оцет с желчью. Распятие Господа нашего. Его молитва за врагов. Тайны креста Господня. (Мф. 27:33–34)
«Древо за древо, и руки за руки, – говорит святитель Григорий Богослов, – руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную, руки, соединяющие концы мира, за руку, извергшую Адама». «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – чем диавол победил, тем и сам побежден: он чрез древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвергло нас во ад, а сие и низверженных во ад извело оттуда». 3) Слово Божие говорит: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Гал. 3:10 ), т.е. кто не исполнит заповедей Господних. Но никто не мог исполнить закона во всей его полноте, а потому все и подверглись клятве. То же слово Божие изрекает закон: «проклят. всякий повешенный на дереве» ( Втор. 21:23 ). И вот, Спаситель наш возносится на крест и, вися на нем, подвергается клятве по этому закону, несет эту клятву за нас, снимает ее с нас, уничтожает и избавляет нас от клятвы, быв по нас или за нас клятвой. 4) Возносится Господь на крест, как жертва за грехи наши, приносимая правосудию небесному. Он проливет Кровь Свою на кресте, чтобы ею очистить грехи наши, чтобы предложить ее нам в Таинстве Причащения, в этой безкровной жертве, через которую мы делаемся, по выражению апостола Петра, «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:4 ). 5) Простирает Свои пречистые руки Господь наш, как Иерей во век по чину Мелхиседекову, как Архиерей великий, приносящий о нас жертву искупления, совершающий великую литургию не на алтаре какого-либо одного храма, а на всемирном алтаре крестном. Мог ли Он не молиться теперь, в эти святейшие часы и минуты? И Он молился духом с воплем крепким, проходящим небеса. 6) «Он благоволил умереть такой смертью, какой умирают люди самые низкие и презренные, чтобы не нашлось ни одного такого, который не мог бы Ему последовать». «Он избрал презреннейший и поноснейший род смерти, ибо имел умертвить всякую смерть» (блаж. Августин). 7) Пять ран и язв терпит Господь на кресте, как бы в очищение особенно пяти чувств наших, этих входов и исходищ всякого греха. 8) «Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанновой – отсечением главы, – замечает святитель Афанасий Великий, – ни смерти Исаиной – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти тело Его сохранилось не рассеченным, и чтобы через это отнять повод у тех, которые дерзнули бы разбирать на части Его Церковь». 9) Повешенный возвышается над всеми и бывает видим всеми: потому избран крест, чтобы показать, что Христос столько будет виден и столько возвышен, что к Нему соберутся все народы вселенной. Он распростер руки и измерил землю, чтобы показать, что от востока солнца и до запада приидет под крылья Его, от всех народов и племен собранный, великий народ верующих в Него.
Он распростер руки, чтобы одной рукой привлечь древний народ Иудейский, а другой – язычников, и обоих собрать воедино. И Сам Он, показывая, какой смертью хочет искупить всех, предсказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). 10) «Враг рода нашего диавол, – говорит святитель Афанасий Великий, – ниспав с неба, блуждает по сему дольнему воздуху. Господь пришел, чтобы низвергнуть диавола, очистить воздух, открыть путь на небеса. И это исполнено Его смертью, которую претерпел Он на воздухе, так как только тот умирает на воздухе, кто оканчивает свою жизнь на кресте». Наконец, святые отцы замечают: «поскольку человек создан был в шестой день, а вкусил от древа в шестой час, так как это час принятия пищи, то Господь, воссозидая человека и врачуя его падение, пригвождается к древу в шестой день и в шестой же час». Но тайны креста Господня столь непостижимы, столь неисчерпаемы для разума человеческого, что при размышлении о них невольно повторяешь великую песнь, слышанную тайновидцем в Откровении: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени. Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Аминь» ( Откр. 5:12, 9, 13 ).
О подножии креста древнейшие писатели нигде не упоминают до VI века; а те, которые с VII века упоминают о подножии, уже не говорят о седалище: вероятно, в это время стали седалища смешивать с подножием. Такого же мнения о подножии был и святитель Димитрий Ростовский. «Не прекословим мы, – говорит он, – творимому и пишемому на кресте подножию, только то извещаем, что в древних святых книгах нет о том воспоминания подлинной ведомости».
«Свершилось!» — протоиерей Алексей Солодкин о последних минутах жизни Спасителя
Слушатели новосибирского православного радио «Логос» получили ответ на свои вопросы о последних минутах жизни Спасителя и значении евангельской губки с […]
Слушатели новосибирского православного радио «Логос» получили ответ на свои вопросы о последних минутах жизни Спасителя и значении евангельской губки с уксусом в рубрике «Диалог» от протоиерея Алексея Солодкина, клирика храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Послушать выпуск «Диалога» с ответом на вопрос можно здесь, а ознакомиться со свежими выпусками передач радио «Логос» тут.
Радиослушатель:
— Как-то в передаче «Что? Где? Когда?» был вопрос про губку с уксусом на жерди для утоления жажды Иисуса Христа. В итоге я узнал, что это был не чистый уксус, а разбавленный водой. Делали это для того, чтобы лучше утолять жажду во время долгих пеших переходов.
В связи с этим, может быть, никто дополнительно не причинял страданий Иисусу чистым уксусом? А то, что именно солдат Рима дал губку распятому иудею (в его глазах — преступнику), смоченную в вводе с добавленным в нее уксусом, говорит о том, что сердце палача размягчилось и он совершил милость над своей жертвой. Вот почему после этого Иисус сказал «СВЕРШИЛОСЬ!». … или это не правильное понимание события?
Протоиерей Алексей Солодкин:
— Губка, напоённая уксусом и желчью, это одно из орудий казни Христа. Когда изображают крест, то по правую руку копьё, которым воин пронзил правое ребро Христа, а по левую руку изображают трость с губкой, напоённой уксусом и желчью.
Желчь — это растение такое, горькое как полынь, это не наша желчь. Это именно растение так называется. Это событие описывают все четыре евангелиста, давайте почитаем контекст. Я думаю, многое будет понятно.
Итак, Матфей: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить…» и далее, спустя немного времени, «…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или, лама савахфани!», то есть: «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил!» Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: «Илию зовёт Он». И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и наложив на трость давал Ему пить, а другие говорили: «Постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его!»
Так описывает евангелист Матфей этот момент казни. Мы видим, что давали дважды. Сначала давали и Иисус, отведав, не хотел пить, а потом пытались дать, когда им показалось, что Он зовёт пророка Илию. Но они просто не расслышали или не поняли слово «Элои» — это «Бог». «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил», — взывал Господь с креста. Сын Бог к Отцу своему…
Почитаем теперь Марка, как он описывает: «И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял…» И, опять же, чуть дальше: «А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.»
Евангелист Лука: «Также и воины ругались над ним, подходя и поднося ему уксус…»
Евангелист Иоанн: «Тут же стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Кода же Иисус вкусил уксуса, то сказал «Свершилось!».
Вот все четверо немножко по-своему описывают вот этот момент напоения или попытку напоения Христа уксусом, смешанным с желчью. Это был атрибут казни.
Исследователи этого вопроса пишут, что для того чтобы облегчить страдания еврейские женщины делали вот такой состав — уксус, то есть прокисшее вино, которое переходит в уксус со временем, это конечно не уксусная эссенция наша… Такого концентрата древний мир не знал. А это вино, которое переходит в уксус. Оно кислое и неприятное. И вот эта желчь, ещё раз напомню — растение, горькое как полынь.
Такой состав делают, который обладает одурманиающим свойством, то есть выключает сознание человека. А поскольку на кресте умирают от удушья и человек, борясь за жизнь, опирается на пробитые руки и ноги чтобы вдохнуть воздуха. Пока сознание работает борьба за жизнь идёт до последней минуты. И выключение сознания — это ускорение смерти. Борьба прекращается и человек быстрее умирает.
В Великий Пяток на утрени в богослужении есть двенадцатый антифон, где вот так оценивается это событие — Господь говорит иудеям: «Людие мои, что сотворих вам,и что ми воздасте? За манну — желчь, за воду — оцет, за еже любите мя, ко кресту мя пригвоздисте…». Вот так в богослужении расценивается этот поступок.
Господь им давал в пустыне чудную манну, которая жизнь им спасала, была питательной и приятной на вкус. И вот что мн люди воздали? Вместо манны — желчь, горечь. За воду… Помните, Моисей ударил жезлом и из скалы потекла вода. Или когда была в Мирре вода горька, он бросил в неё дерево и вода стала сладкая. Вот за воду, которая спасала их в пустыне от гибели, евреи дали оцет, уксус.
Но ещё же было пророчество. Вспомним псалом 68-й. Давид, будучи в гонениях страшных, описывает своё состояние, но в этом моменте он говорит: «Поношение сокрушило сердце моё и я изнемог. Ждал сострадания, но нет его, утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь и в жажде моей напоили мя уксусом — по-славянски: «И даша в снедь мою желчь и в жажде моей напоиша мя оцетом.»
Такое много раз встречается в Ветхом Завете, что события, которые происходили тогда, они стали прообразами событий в жизни Христа. И все толкователи, за редким исключением, это место оценивают как удивительное пророчество. Видите, даже такие частности казни были уже тогда предсказаны…
Ведущая программы Наталья Владимировна Павликова