зачем ходить в музей детям
Ребенок и музей – памятка для родителей. Что сказать, во что играть
Как ходить с детьми в музей. Или сколько ангелов в Пушкинском музее?
Галина Касьяникова шеф-редактор сайта 7ya.ru
Как завлечь ребенка в музей, как познакомить его с лучшими картинами и скульптурами, как научить его соблюдать правила — и не отбить при этом охоту навещать храм искусств регулярно? Об этом 7е рассказывает Наталья Гомберг, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, преподаватель детских групп и подросткового Клуба Юных Искусствоведов Пушкинского музея.
— С какого возраста нужно начинать?
— Если говорить о художественных музеях, то лет с четырех-пяти. Да, европейцы любят приводить совсем маленьких детей, но тогда это должен быть какой-то интерактивный музей. Для ребенка в возрасте исследователя (от 1 года до трех), когда ему надо все пощупать, на все залезть — подойдет не каждый музей. С лет наступает возраст сюжетно-ролевой игры — и это возраст, когда музей просто идеален.
Самое лучшее, что можно сделать с ребенком в музее — показать ему, что там можно проводить время интересно. Что это не только то место, где нельзя бегать и шуметь. Если мы совсем в маленьком возрасте прививаем мысль, что музей — это классно, ребенок к этому привыкает. Вот есть детская площадка — там можно прыгать, вот цирк — там надо сидеть и смотреть, есть музей — там нельзя бегать и кричать, но зато можно смотреть. И эти развлечения становятся на одной линии.
Жаль, что наши большие музеи еще не готовы подстроить свое пространство для детей. Московские музеи не слишком family friendly («ориентированные на семью») — как и большинство российских вообще.
— И это часто отпугивает детей.
— Конечно, ребенок может подумать, что если в музее и то нельзя, и это нельзя, то зачем меня мама вообще сюда привела? Вполне разумное размышление — к тому же, если смотритель сделает строгое замечание. Но с другой стороны, если позиционировать поход в музей как посещение особенного, удивительного места, где и правила поэтому особенные, где, хотя и чего-то и нельзя делать, зато, наоборот, можно увидеть, скажем, в Третьяковке — сказочных персонажей. Пушкинский музей же можно подать ребенку не как большое здание с гулкими залами, а как машину времени, которая переносит все время в разные страны и эпохи.
Сколько ангелов в Пушкинском музее?
— Как увлечь ребенка в музее, что ему показывать в первую очередь?
Заинтересовать ребенка можно самим путешествием — уже достаточно. Можно придумать много других ходов: скажем, раз мы решаем познакомиться с обитателями музея, то в этом зале мы ищем портреты. Во-первых, мы узнаем, что такой портрет, во-вторых, мы вполне можем поговорить, почему не бывает портрета ангела, а в-третьих, если перед каким-то портретом остановится и поговорить: «А это кто? А что он делает? А о чем он думает?», то это дает пищу для разных размышлений и учит ребенка разговаривать с произведением искусства.
Мы, взрослые, часто ходим по музеям так: заходим в зал, он большой, а сфокусироваться сложно. И вот мы так проплываем по залам — и выходим с ощущением, что побывали в приятном месте. А ребенку обязательно нужно сфокусироваться! Оказавшись в зале фламандской живописи и посмотрев на девочек в платьях, можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, а какое шитье роскошное. «Неужели все так менялось? А пойдем посмотрим в другой зал — какие в той стране платья носили?» Каких-нибудь животных поискать на скорость — кто больше найдет.
Для некоторых взрослых может показаться примитивно: как это так, мы пришли просвещаться, а тут собачек на скорость считать. Но мы закладываем ощущение в самом раннем детстве, что музей может быть увлекательным: в самом раннем возрасте пускай это будет пространство для игры, только по особым правилам, такие «музейные прятки».
Для школьников больше пойдет сюжетная беседа: «путешествие» по одной стране, или знакомство с одним и тем же персонажем — скажем, мифическим героем — в разных видах и ипостасях.
— А если ребенок сходил 2 раза в музей, а потом говорит: «Мне понравилось, но больше не хочу»?
— Во-первых, можно сменить музей. Можно придумать дополнительный стимул. Но я бы вообще лучше отложила походы. Вот занятия в кружках Пушкинского музея проходят раз в месяц — и это достаточно регулярно для маленького ребенка. Я с трудом представляю и взрослого человека, который ходит в музей чаще раза-два в месяц.
Я придумывала своим племянникам такие ходы: вот, музею 100 лет исполнилось, пойдем, там золотая монетка в эту честь. Иногда мы собираемся делать наряд кукле, она же должна быть самой красивой и волшебной — пойдем поищем идеи для нарядов. Читаем мифы греческие — а пойдем с Зевсом познакомимся?
Надо идти за инициативой ребенка. Дети иногда на полную ерунду показывают и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком.
Маленьким детям нужны сказки: у них есть потребность и привычка слушать истории. Любая история, любая связь между картинами будет хороша. Придумайте историю про взаимоотношения портретов — как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут — это все оживляет. Музей должен быть живым, он не должен быть местом, куда мы приехали «образовываться» — это ужасно.
Музей должен быть местом, где интересно — и где мы проводим там столько времени, сколько хочется ребенку — и еще чуть-чуть.
— «Пожалуйста, потерпи, сейчас досмотрим и пойдем»?
— Нет, раз мы терпим, получается, что сейчас плохо, надо дотерпеть — и станет хорошо. Зато почти ни один ребенок не откажется, если мама хочет показать ему свою самую-самую любимую картину.
— Можно ли подкупать ребенка — после музея пойдем в кафе?
— Если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан туда хотеть. Но если нам удалось сделать этот первый раз приятным, не напряженным, увлекательным, а потом еще съесть пирожное. Да, пирожное все равно станет лучшим воспоминанием. Но ребенок вспомнит, что до пирожного было что-то еще. Если строить поход в музей не по принципу кнута и пряника, а как логическую цепочку, будет хорошо.
Игра с призом — это лучше, чем учеба с похвалой.
«Мане — это люди, а Моне — это пятна»
— Какие книги могут помочь родителям?
— К сожалению, переведенных на русский книжек в помощь родителям очень мало. Есть большие книги питерского издательства «Арка» при Эрмитаже, сейчас и в Пушкинском музее выпустили линейку книг — правда, очень малотиражную: «Как смотреть скульптуру» — это не совсем для малышей, для постарше, «Как сделать гравюру» — это более прикладная. Была прекрасная книжка «О чем рассказывают греческие вазы».
При входе в Лувр есть целый отдельный ларек с самыми разными детскими книгами, играми, раскрасками — от Средневековья в музее Клюни до импрессионистов музея Орсе. В нью-йоркском музее Метрополитен есть даже специальная бесплатная карта Family Map с рисунками, не говоря о целой серии путеводителей — чтобы ребенок чувствовал — его здесь ждали.
То, что у нас отсутствует, как класс — кроме игры «Мемори» с картинами русских художников, выпущенной Третьяковкой. Почему? Непонятно.
Когда в Пушкинском музее проходила выставка Дали, подростки, занимающиеся в нашем Клубе юного искусствоведа, помогали проводить социологический опрос. Ребята ходили по длиннющей очереди с бланками и спрашивали: «Хотели ли бы вы видеть в музее детскую сувенирную продукцию? Сколько бы были готовы за это заплатить?». Понятно, что те, кто стоят на выставку Дали, не самая репрезентативная выборка, но на него все-таки пришли не только постоянные посетители музея. В результате мы поняли, что продавать что-то детское, околомузейное рублей за триста вполне можно. А главное, для родителей наступает такой прекрасный момент, когда они играют с детьми в такую игру — а потом ребенок, придя в музей, показывает на картину и говорит: «Мама, это же Клод Моне». Малыш учится, играя — и постепенно запоминает, что «Мане — это люди, а Моне — это пятна», как сказано в иронической «Энциклопедии искусства», что ходит сейчас по социальным сетям.
Музей и другие
— Говорят, что дети, вырастающие на гаджетах и обилии разных картинок и развлечений, более рассеянны — и их тяжелее увлечь. Как родителям и музею соревноваться с гаджетами, яркими играми, простыми сюжетами?
Но тут иногда бывают виноваты и родители. Расскажу одно свое очень яркое впечатление. Берлинский Пергамон-музей (Pergamonmuseum), очень продвинутый — все продумано, есть программы для детей, можно с колясками ходить. Идет семья: папа-мама и мальчики-близнецы. Родители с огромным удовольствием и интересом смотрят по сторонам, а у каждого ребенка в руках свой с наушниками. И дети с таким же увлечением смотрят не по сторонам, а в экран. Там в соседнем зале — знаменитые ворота Иштар — колоссального размера, ярко-синего цвета с небывалыми мифическими животными — они бы явно могли посоревноваться за внимание детей с Но родителям так проще: чем-то занять детей, а самим наслаждаться.
— Поэтому в недавно открывшемся в Москве Еврейском музее придуман Детский центр — там можно оставить ребенка, чтобы походить по музею?
— Да, в музеях должны быть игровые комнаты: это нормально, ребенок не выдерживает столько, сколько взрослый. Должно быть место, где можно оставить ребенка — но не просто игровая, а чтобы он там с пользой провел время. И я верю, что даже самый сложный/мрачный/умный/недетский, в общем, музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка.
Как сделать поход в музей приятным и полезным
Советы Франсуазы Барб-Галль — известного французского искусствоведа, преподаватель Школы Лувра, главы ассоциации CORETA («Как смотреть картину»).
Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем.
Не ходите в музей в дождливые дни
Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко
Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: «Далеко еще?», «Ну когда же мы наконец придем?». Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет — и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь — и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.
Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все
Любой поход в музей — неважно в какой — серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками — все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть «по верхам» все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.
Объясните ребенку, как вести себя в музее
Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны «обжечь» и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.
Поставьте себя на место вашего ребенка, «опуститесь» до его уровня
Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу — вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом — тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.
Пользуйтесь планами, читайте таблички
В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах — по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники («холст, масло» или «дерево, масло»).
Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам
Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.
Уходя из музея, купите открытки с репродукциями
Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки — прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.
Не забудьте зайти в кафе
Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.
Из книги Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» (издательство «Арка»)
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется: есть много программ и экскурсий специально для детей. Есть отличный проект и на нашем канале — «Мой музей». Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт.
С какого возраста знакомить ребёнка с искусством дома и как это лучше делать?
С самого юного. Дети, даже очень маленькие, обычно любят разглядывать альбомы с репродукциями. Это для них как большая интересная книжка с картинками. Если у вас есть дома такой альбом, то это замечательно — вы можете полистать с ребёнком, параллельно рассказывая ему истории картин и художников, как будто сказку на ночь.
Сейчас стали появляться на русском языке и книги по искусству, написанные специально для детей. Их тоже полезно читать и смотреть. Музей русского импрессионизма тоже подготовил такую: она выйдет в конце года. Главные герои — художник Алексей Исупов (это реальный человек, его картины есть в нашей коллекции) и его верная спутница, французский бульдог Ватрушка, будут рассказывать детям о картинах, вовлекать их в игры и вдохновлять на творчество.
Когда можно первый раз попробовать сходить в музей?
Чем раньше, тем лучше. Это только кажется, что малыши еще ничего не понимают, но на самом деле атмосфера музея очень хорошо на них влияет. Эстетические предпочтения, вкусы формируются ещё в дошкольном возрасте. У нас, например, разрешено ходить по залам с колясками, поэтому приходят и мамы с грудничками.
Осознанные походы можно начинать уже с 2−3-х лет. Лучше заранее подготовить ребёнка к визиту:
Тогда у ребёнка не будет ощущения, что он пришёл в чужое, незнакомое пространство. Появится прекрасное чувство узнавания, которое стимулирует диалог между детьми и родителями.
С каких музеев лучше начинать: больших или камерных? Нужен ли экскурсовод?
Первый опыт лучше делать как можно менее насыщенным. Если вы посмотрите всего три произведения искусства или даже только одно, не стоит расстраиваться. Если видите, что ребёнок устал, лучше уйти из музея и вернуться через какое-то время. Главное — не переусердствовать.
Тем, кто хочет оплатить экскурсию, я бы советовала обратить внимание не столько на богатство коллекции, сколько на то, достаточно ли внимательно в музее относятся к детским программам. Важно, чтобы родители, покупая билет на детскую экскурсию, понимали: она точно адаптирована для малышей (и ребёнку не придётся просто понуро ходить по залам вслед за экскурсоводом). От первого опыта зависит многое: будет ребёнок потом с удовольствием ходить на выставки или у него будет настоящая «музейная» травма.
В нашем музее обзорные экскурсии начинаются с 4-х лет.
Если вы долго добирались до музея, то начинать осмотр лучше с кафе. Дайте ребёнку возможность передохнуть, съесть печеньку и выпить какао. Вот тогда, взбодрившись, он уже в хорошем настроении отправится по залам.
Какие жанры, направления обычно близки и понятны детям?
Лучше начинать с чего-то более классического. Самим детям, как правило, нравится реалистическая живопись: за её сюжетами стоят понятные истории, в картинах много узнаваемых деталей, а люди на них похожи на знакомых. Дошкольники очень любят и импрессионизм — их привлекают яркие чистые цвета и узнаваемые сюжеты. Современное искусство тоже будит детскую фантазию, будоражит, но некоторые инсталляции могут быть, скажем, не очень эстетичными. Из конкретных русских художников обычно нравятся и понятны импрессионисты — Константин Коровин, Игорь Грабарь, а также передвижники, — Виктор Васнецов, Илья Репин и другие.
Дети любят и скульптуру, потому что она объёмная: её можно обойти, рассмотреть с разных сторон.
Есть грустные и страшные сюжеты, шедевры с обнаженной натурой: не опасны ли они для детской психики?
Конечно, для первого знакомства с прекрасным не стоит выбирать «Юдифь, убивающую Олоферна» Караваджо. Хотя все дети разные: кто-то даже любит страшилки и воспринимает картины с тяжёлым сюжетом, как страшную сказку. Есть и очень впечатлительные малыши. Если ребёнок увидел полотно с не самым позитивным сюжетом в музее и теперь переживает, то стоит обсудить с ним, что его испугало. Дома нарисуйте эту картину вместе: это поможет выплеснуть негативные эмоции и справиться со страхом. Ребёнок может как-то продолжить историю и даже переписать сюжет.
Ну, а к обнажённой натуре дети относятся иначе, чем мы. У них она вызывает меньше смущения, чем у взрослых. Важно просто честно рассказать, зачем и почему художник или скульптор изображает свою модель без одежды: он восхищается пропорциями тела или через отражение солнечного света на коже хочет показать разные оттенки цвета и света. Малышу такого объяснения достаточно.
Какие правила обязательно надо соблюдать в залах?
Самое главное правило — нельзя трогать произведения искусства руками. Потому что они очень старые. Так и скажите: «Вот представь, что с тобой будет, если до тебя будут постоянно дотрагиваться? Тебе будет неприятно. Ты можешь даже заболеть. Так же и картина может пострадать: а мы хотим любоваться ею и дальше».
Мы часто сталкиваемся с тем, что дети настолько заранее запуганы дома этими правилами, что их сложно разговорить, с ними трудно обсуждать картины. Я веду детские группы: и в одной из них у меня есть прекрасная девочка, которая всегда подсказывает мне, что нельзя говорить громко в музее. На самом деле у нас правило одно: не трогать экспонаты руками, кроме тех случаев, где это допускается и разрешается.
Я бы ввела еще одно правило: все обычно стараются ходить в музей в плохую погоду. А лучше идти в солнечный день, чтобы у ребёнка было праздничное настроение. И обязательно надо что-нибудь вкусненькое съесть.
А зачем вообще нужно ходить в музеи? Что это даёт детям?
Тут всё точно так же, как и со взрослыми — если вы хотите быть культурным, образованным человеком, то вы читаете книги, идёте в театр, музей. То же и с детьми — вы расширяете картину мира своего ребенка, вы показываете ему, что есть разные культуры, традиции, способы самовыражения. Он увидит, что мир огромен, что в нём есть необыкновенные люди, так он учится смотреть и видеть, анализировать и обсуждать. Ребёнок становится разносторонней личностью.
Обязательно осуждайте с ним сюжет, персонажей. «Как ты думаешь, а что люди здесь делают? Как тебе кажется, а какое у них настроение? А как художник это передал?». Потом дома можно порисовать, сделать какой-то арт-объект, вдохновившись увиденным. Можно наблюдать за повторяющимися сюжетами, как они меняются у разных художников. Или поиграть: а давай отыщем на картинах всех котов или лошадей. Заинтересуйте, помогите увлечься. Так и приходит понимание произведений искусства.
Читайте также:
Фото: 9’63 Creation, Ruslan Harutyunov, Nataliia Kozynska, Pressmaster/Shutterstock
Важность посещения музеев дошкольниками
Марина Меньшикова
Важность посещения музеев дошкольниками
В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой и неотъемлемой частью жизни.
Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.
Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев: возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка,чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита,родителям стоит исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных».Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».
Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.
Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.
Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.
Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства,есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.
Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.
Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.
Главное, что открывается в музее –взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже: родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.
Проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить: проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города,следить и участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей.
Вот и наша группа посетила музей «Русская изба», «Возвращаясь к истокам».
Буклет для посещения детьми государственного Эрмитажа «Самый лучший музей для детей» Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» Адрес: Государственный.
Фотоотчет о посещении музея елочных игрушек на фабрике Дети любят праздники, а Новый год и Рождество – это самые любимые и долгожданные из них, с атмосферой волшебства, чудесных превращений,.
Фотоотчет посещения производства елочных игрушек «Иней» Я вам уже рассказала о посещении музея елочной игрушки (посмотреть можно здесь). Сегодня хочу поделиться своими впечатлениями о посещении.
Фотозарисовка «Мои впечатления от посещения музея ёлочных игрушек» Приглашаю всех в Музей ёлочных игрушек, который открыт при фабрике ОАО «Ёлочка» в городе Высоковск, старейшем специализированном предприятии.
Карта посещения занятия по экологическому вспитанию «Окружающий мир» Карта посещения занятия Окружающий мир (экологическое развитие) Ф. И. О.
Карты посещения «Двигательная активность детей на прогулке» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно.
Важность подготовки ребенка к школе Проблема подготовки детей к школе всегда актуальна. Все понимают нужность предшкольного образования, но не все важность. Остался позади.
Важность зарядки для детского организма В группе «Речецветик» мы осуществляем один из проектов, как здоровьесбережение. Ежедневно, в детском саду, физинструктором в музыкальном.
Виды мини-музеев в ДОУ Музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. В это время она в значительной мере изменилась, так как.