зачем ходить в храм каждое воскресенье

Зачем нужно ходить в церковь каждое воскресенье

Если вы считаете себя христианином, то на вопрос: почему надо ходить в церковь в воскресенье – вы должны знать четкий ответ. Ходить в воскресенье в церковь не должно быть для вас просто следованием традиции, это должно быть желанием вашей души.

зачем ходить в храм каждое воскресенье. Hodit v TSerkov. зачем ходить в храм каждое воскресенье фото. зачем ходить в храм каждое воскресенье-Hodit v TSerkov. картинка зачем ходить в храм каждое воскресенье. картинка Hodit v TSerkov.

Откуда взялось постановление ходить каждое воскресенье в церковь?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужна Библия. Решение любого вопроса в жизни христианина должно начинаться со Слова Божьего. Оно указывает нам правильное направление и не позволяет сбиться с истинного пути.

зачем ходить в храм каждое воскресенье. Bibliya 1. зачем ходить в храм каждое воскресенье фото. зачем ходить в храм каждое воскресенье-Bibliya 1. картинка зачем ходить в храм каждое воскресенье. картинка Bibliya 1.Библия

Ветхий Завет и седьмой день

В Библии уже в первой книге Бытие мы сталкиваемся с установлением Божественного порядка в отношении дней недели. Творец шесть первых дней недели посвятил «работе» — Он сотворил землю за эти дни, но в седьмой день Бог почил от всех своих дел, Он освятил его от всех остальных дней (Быт 2:2-3).

Далее, в Ветхом Завете четвертая из 10 заповедей, данных Моисею на горе-Синае, гласит следующем образом: Исход 20:8-11. Втор 5:12-15.

зачем ходить в храм каждое воскресенье. Vethij Zavet. зачем ходить в храм каждое воскресенье фото. зачем ходить в храм каждое воскресенье-Vethij Zavet. картинка зачем ходить в храм каждое воскресенье. картинка Vethij Zavet.Ветхий завет. Книга Исход 20 глава

Бог неслучайно поместил в главные десять заповедь — заповедь шесть дней работай, а седьмой день отдыхай. Он знал, что люди по своей природе склонны к суете, если человек в течение недели занят всякими делами, мероприятиями, то ему просто нужна остановка, ведь без нее он будет похож на белку в колесе. Человеку нужно периодически останавливаться, чтобы иметь возможность подумать о вечном, о душе, и самое главное о Боге.

Кроме того, Бог есть Бог ревнитель, если человек посвящает большое количество времени всем остальным делам, то неужели Он не может своему Творцу выделить только один день. Итак, можно сказать, что Бог заповедал соблюдать эту заповедь по двум причинам:

Как рекомендовал Бог проводить этот день покоя говорится в Исаия 58:13-14, но у всех людей есть склонность впадать в крайности.

зачем ходить в храм каждое воскресенье. Isaya 58. зачем ходить в храм каждое воскресенье фото. зачем ходить в храм каждое воскресенье-Isaya 58. картинка зачем ходить в храм каждое воскресенье. картинка Isaya 58.Ветхий Завет. Книга Исая 58 глава.

Крайности в почитании седьмого дня

Как известно, в календаре евреев седьмым днем недели была суббота (Шаббат). Кто был в Израиле знает, как ревностно блюдут до сих пор этот день ортодоксальные евреи, более того все светское общество подчиняется этим законам.

Иудеи в своей ревности выполнить каждую букву закона дошли до того, что существовал ряд правил, которые они придумали, чтобы тщательно исполнять эту заповедь, например:

В настоящее время для ортодоксальных евреев очень актуален вопрос- как разогревать горячие блюда в субботу, чтобы не нарушать Шаббат и многие из них едят пищу, не подогревая. Кроме того, на сегодняшний день в Шаббат нельзя пользоваться любыми электроприборами, транспортом и деньгами!

Новый Завет и отношение к седьмому дню

Приход Иисуса Христа на землю внес существенные изменения в понимании субботы. В Евангелиях написано очень большое количество столкновений Иисуса Христа с фарисеями, когда Он, по их мнению, публично нарушал субботу. Иисус не подчинялся человеческим установлениям насчет субботы. Он открыто нарушал сложившиеся Иудейские традиции и постановления, вот некоторые примеры:

Все, что сказал Господь относительно почитания седьмого дня актуально и сегодня для христиан, другой вопрос: почему у христиан стало воскресенье, а не суббота седьмым днем.

Почему у христиан воскресенье стало главным днем, а не суббота?

После вознесения Христа первые христиане стали ходить по субботам в Иерусалимский храм или в синагогу, однако вскоре иудеи не могли терпеть христиан, и они отлучали их от синагоги. По этой причине они стали собираться отдельно в первый день недели или воскресенье, почитая этот день, в который наш Спаситель воскрес.

зачем ходить в храм каждое воскресенье. TSerkov 1. зачем ходить в храм каждое воскресенье фото. зачем ходить в храм каждое воскресенье-TSerkov 1. картинка зачем ходить в храм каждое воскресенье. картинка TSerkov 1.

Почему сейчас так мало христиан ходят в церковь по воскресеньям?

Основные возражения людей, которые не ходят каждое воскресенье в церковь следующие:

Ответ: вы не можете в душе выйти замуж, кушать, заниматься спортом. Все это означает, что вера в Бога требует внешнего выражения, если вы верите, то вы должны соответствующим образом жить, а если ваша вера никак не проявляется в практической жизни, то вы вовсе и не верите.

Ответ: название этого дня уже напоминает нам о празднике Пасхи, ведь воскресенье названо оттого, что в этот день воскрес Иисус Христос, таким образом на каждой неделе, приходя в церковь, у нас есть возможность вспомнить о самом большом событии в мире – воскресении Иисуса Христа и о Его победе над смертью.

Ответ: человек всегда найдет время на очень важное, любые дела он может отложить ради самого важного. Другой вопрос, а является ли Бог для вас самым важным? В воскресенье у нас всегда стоит выбор между Божьим и человеческим, и последствия нашего выбора будут говорить громче наших слов: кого мы любим и ценим больше всего – себя любимого или Иисуса Христа.

Ответ: когда приходит первоклассник в школу, он не сразу понимает все, что там говорится и происходит, так и смысл богослужений раскрывается спустя годы, после первого прихода в церковь

Воскресную службу можно сравнить с кульминацией и эпилогом рабочей недели. Ходить на богослужения по будням – это подготавливать душу к основной, центральной воскресной службе. В воскресенье нужно обязательно ходить, а по будням — по возможности.

Человеческие мысли говорят громче правильной молитвы – можно выучить бесчисленное множество правильных молитв, но так и не приблизиться к Богу. Можно каждое воскресенье ходить в церковь и так и не приблизиться к Богу. Но для христианина не должно быть достаточно домашней молитвы, церковная, совместная молитва укрепляет нашу веру. Христианин не может быть сам по себе, Христос создал Церковь, как сообщество верных ему людей, Он не создавал общество индивидуалистов.

Конечно, все эти вопросы могут беспокоить светских людей, но для людей — серьезно думающих о христианстве, нужно ходить в церковь каждое воскресенье, ведь без этого он просто не сможет расти духовно.

Современные опасности для христианина при почитании седьмого дня

Современный мир с его научно-техническим прогрессом не прошел бесследно и для христианства. Появилась много новых возможностей, которые сделались соблазном для христианина:

Выводы

Христианин по возможности должен ходить в церковь каждое воскресенье. Время, потраченное на богослужение должно приносить добрый плод познания и приближения к Христу. Давайте не забывать, что главные заповеди христианства – это любить Бога все своим существом и ближнего, как самого себя. Ходить в церковь каждое воскресенье – это один из способов выразить свою любовь к Богу, наряду с домашними молитвами и чтением Божьего Слова.

зачем ходить в храм каждое воскресенье. Otkrytaya Bibliya. зачем ходить в храм каждое воскресенье фото. зачем ходить в храм каждое воскресенье-Otkrytaya Bibliya. картинка зачем ходить в храм каждое воскресенье. картинка Otkrytaya Bibliya.

В заключении статьи хотелось бы вспомнить прошлое столетие и Октябрьскую революцию. Это было время борьбы с Богом, религией и церковью. Большевики хотели устранить привычку людей ходить по воскресеньям в церковь, они вводили массовые субботники на Пасху и другие праздники. Кроме этого, они хотели переделать рабочую неделю, и сделать воскресенье рабочим днем. Простые верующие, несмотря на страшные гонения, старались приходить по воскресеньям в церковь и они должны быть в этом для нас примером. Мы живем в то время, когда нам ничего не угрожает, однако, мы почему-то не хотим ходить в церковь по воскресеньям, мы не ценим эти возможности и будем нести за это определенные последствия.

Источник

Зачем каждое воскресенье ходить в храм?

Часто свя­щен­нику задают вопрос, при­ве­ден­ный в загла­вии, и начи­нают оправ­ды­ваться.

– Нам надо выспаться, побыть с семьей, сде­лать домаш­ние работы, а тут надо встать, идти в цер­ковь. Зачем?

Конечно, для того чтобы обос­но­вать свою лень, можно найти и не такие воз­ра­же­ния. Но сна­чала сле­дует понять, какой смысл в еже­не­дель­ном хож­де­нии в храм, чтобы затем уже срав­нить с этим наши само­оправ­да­ния. Ведь тре­бо­ва­ние это не выду­мано людьми, а дано еще в Десяти Запо­ве­дях:«Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его; шесть дней рабо­тай и делай в них всякие дела твои, а день седь­мой – суб­бота Гос­поду, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни при­шлец, кото­рый в жили­щах твоих; ибо в шесть дней создал Гос­подь небо и землю, море и все, что в них, а в день седь­мой почил; посему бла­го­сло­вил Гос­подь день суб­бот­ний и освя­тил его» ( Исх. 20:8-11 ). За нару­ше­ние этой запо­веди в Ветхом Завете пола­га­лась смерт­ная казнь, как за убий­ство. В Новом Завете боль­шим празд­ни­ком стало вос­кре­се­нье, потому что Хри­стос, вос­став из мерт­вых, освя­тил этот день. По цер­ков­ным пра­ви­лам нару­ши­тель этой запо­веди под­па­дает отлу­че­нию. Согласно 80 пра­вилу VI Все­лен­ского Собора: «Если кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или кто-либо из сопри­чис­лен­ных к клиру, или миря­нин, не имея ника­кой насто­я­тель­ной нужды, или пре­пят­ствия, кото­рым бы надолго устра­нен был от своея церкви, но пре­бы­вая во граде, в три вос­крес­ные дни в про­дол­же­ние трех седмиц, не придет в цер­ков­ное собра­ние: то клирик да будет извер­жен из клира, а миря­нин да будет отлу­чен от обще­ния».

Вряд ли Творец стал бы давать нам неле­пые пове­ле­ния, да и цер­ков­ные пра­вила напи­саны вовсе не для того, чтобы мучить людей. В чем же смысл этой запо­веди?

Все хри­сти­ан­ство вырас­тает из само­от­кро­ве­ния Бога Троицы, явлен­ного чрез Гос­пода Иисуса Христа. Вхож­де­ние в Его внут­рен­нюю жизнь, уча­стие в Боже­ствен­ной славе – это цель нашей жизни. Но так как «Бог есть любовь и пре­бы­ва­ю­щий в любви – в Боге пре­бы­вает, и Бог в нем», по слову апо­стола Иоанна ( 1Ин. 4:16 ), то и войти в обще­ние с Ним можно только через любовь.

По слову Гос­пода, весь закон Божий сво­дится к двум запо­ве­дям: «воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем разу­ме­нием твоим: сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь; вторая же подоб­ная ей: воз­люби ближ­него твоего, как самого себя; на сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ется весь закон и про­роки» ( Мф. 22:37-40 ). Но эти запо­веди разве можно испол­нить без посе­ще­ния храма? Если мы любим чело­века, то разве не стре­мимся чаще встре­чаться с ним? Разве можно пред­ста­вить себе, чтобы влюб­лен­ные избе­гали встреч друг с другом? Да, можно пооб­щаться и по теле­фону, но куда лучше гово­рить лично. Так и чело­век, любя­щий Бога, стре­мится к Нему на встречу. При­ме­ром для нас да будет царь Давид. Он, будучи пра­ви­те­лем народа, ведя бес­чис­лен­ные войны с вра­гами, осу­ществ­ляя пра­во­су­дие, гово­рил так: «Как вожде­ленны жилища Твои, Гос­поди сил! Исто­ми­лась душа моя, желая во дворы Гос­подни; сердце мое и плоть моя вос­тор­га­ются к Богу живому. И птичка нахо­дит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где поло­жить птен­цов своих, у алта­рей Твоих, Гос­поди сил, Царь мой и Бог мой! Бла­женны живу­щие в доме Твоем: они непре­станно будут вос­хва­лять Тебя. Блажен чело­век, кото­рого сила в Тебе и у кото­рого в сердце стези направ­лены к Тебе. Про­ходя доли­ною плача, они откры­вают в ней источ­ники, и дождь покры­вает ее бла­го­сло­ве­нием; при­хо­дят от силы в силу, явля­ются пред Богом на Сионе. Гос­поди, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иако­влев! Боже, защит­ник наш! При­никни и призри на лице пома­зан­ника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нече­стия» ( Пс. 83:2-11 ).

Когда он был в изгна­нии, то плакал каждый день, что не может войти в дом Бога: «Вспо­ми­ная об этом, изли­ваю душу мою, потому что я ходил в мно­го­люд­стве, всту­пал с ними в дом Божий со гласом радо­сти и сла­во­сло­вия празд­ну­ю­щего сонма» ( Пс. 41:5 ).

Вот именно это отно­ше­ние и порож­дает нужду в посе­ще­нии храма Божия и делает его внут­ренне необ­хо­ди­мым.

Многие сейчас боятся сглаза, порчи, кол­дов­ства. Многие уты­ки­вают все косяки игол­ками, уве­ши­вают себя, как ново­год­ние елки, аму­ле­тами, коптят все углы свеч­ками и забы­вают, что цер­ков­ная молитва одна только и может спасти чело­века от наси­лия дья­вола. Ведь он тре­пе­щет силы Бога и неспо­со­бен навре­дить тому, кто пре­бы­вает в Божией любви.

Как пел царь Давид: «Если опол­чится против меня полк, не убо­ится сердце мое; если вос­ста­нет на меня война, и тогда буду наде­яться. Одного просил я у Гос­пода, того только ищу, чтобы пре­бы­вать мне в доме Гос­под­нем во все дни жизни моей, созер­цать кра­соту Гос­подню и посе­щать святой храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бед­ствия, скрыл бы меня в пота­ен­ном месте селе­ния Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда воз­нес­лась бы голова моя над вра­гами, окру­жа­ю­щими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы сла­во­сло­вия, стал бы петь и вос­пе­вать пред Гос­по­дом» ( Пс. 26:3-6 ).

Но мало того, что в храме Гос­подь защи­щает нас и дает нам силы. Он еще и учит нас. Ведь все бого­слу­же­ние – это истин­ное учи­лище Божьей любви. Мы слышим Его слово, вспо­ми­наем Его чудес­ные дела, узнаем о нашем буду­щем. Поис­тине «в храме Бога все воз­ве­щает о Его славе» ( Пс. 28:9 ). Перед нашими гла­зами про­хо­дят подвиги муче­ни­ков, победы подвиж­ни­ков, муже­ство царей и свя­щен­ни­ков. Мы узнаем об Его таин­ствен­ной при­роде, о том спа­се­нии, кото­рое дал нам Хри­стос. Тут мы раду­емся свет­лому Хри­стову вос­кре­се­нию. Неда­ром мы назы­ваем вос­крес­ное бого­слу­же­ние «малой Пасхой». Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и без­на­дежно, но вос­крес­ная служба гово­рит нам о нашей запре­дель­ной Надежде. Неда­ром Давид гово­рит, что «мы раз­мыш­ляли, Боже, о бла­го­сти Твоей посреди храма Твоего» ( Пс. 47:10 ). Вос­крес­ная служба – лучшее сред­ство против тех бес­чис­лен­ных депрес­сий и печа­лей, кото­рые оби­тают в «сером быте». Это – свер­ка­ю­щая радуга Божьего завета среди тума­нов все­об­щей суеты.

Наше празд­нич­ное бого­слу­же­ние имеет своим серд­цем молитву и раз­мыш­ле­ние над свя­щен­ным Писа­нием, чтение кото­рого в церкви обла­дает осо­бен­ной силой. Так один подвиж­ник видел, как из уст дья­кона, читав­шего на вос­крес­ной Литур­гии слово Божие, под­ни­ма­лись огнен­ные языки. Они очи­щали души моля­щихся и вос­хо­дили к небе­сам. Те, кто гово­рят, что смогут почи­тать Библию и дома, будто бы для этого не нужно идти в храм, оши­ба­ются. Даже если они дей­стви­тельно откроют дома Книгу, то их уда­ле­ние от цер­ков­ного собра­ния поме­шает им понять смысл про­чи­тан­ного. Про­ве­рено, что те, кто не участ­вует в святом При­ча­стии, прак­ти­че­ски не спо­собны усво­ить волю Божию. И неуди­ви­тельно! Ведь Писа­ние подобно «инструк­ции» для полу­че­ния небес­ной бла­го­дати. Но если просто читать инструк­цию, не пыта­ясь, напри­мер, собрать шкаф или про­из­ве­сти про­грам­ми­ро­ва­ние, то она оста­нется непо­нят­ной и быстро забу­дется. Ведь известно, что наше созна­ние быстро отфиль­тро­вы­вает неис­поль­зу­е­мую инфор­ма­цию. Поэтому Писа­ние не отде­лимо от цер­ков­ного собра­ния, ибо и дано оно было именно Церкви.

Напро­тив, те, кто побы­вал на вос­крес­ной Литур­гии и после этого дома взял Писа­ние, тот увидит в нем те смыслы, кото­рых он не заме­тил бы нико­гда. Часто бывает, что именно на празд­ники люди узнают волю Божию о себе. Ведь, по словам преп. Иоанна Лествич­ника, «хотя Бог и всегда награж­дает рабов Своих дарами, но наи­бо­лее в годо­вые и Гос­под­ские празд­ники» (Слово к Пас­тырю. 3, 2). Не слу­чайно, что те, кто регу­лярно ходит в храм несколько иные и по внеш­нему виду, и по душев­ному состо­я­нию. С одной сто­роны, для них доб­ро­де­тели ста­но­вятся есте­ствен­ными, а с другой – частая испо­ведь мешает делать серьез­ные грехи. Да. Часто у хри­стиан стра­сти также обост­ря­ются, ибо сатана не желает, чтобы люди, слеп­лен­ные из праха, под­ни­ма­лись в небеса, откуда он был низ­вер­жен. Потому сатана и напа­дает на нас как на своих врагов. Но мы-то не должны его бояться, а должны сра­зиться с ним и побе­дить. Ведь только побеж­да­ю­щий насле­дует все, сказал Гос­подь ( Апок. 21:7 )!

Если чело­век гово­рит, будто он хри­сти­а­нин, но не обща­ется в молитве со своими бра­тьями, то какой же он веру­ю­щий? По спра­вед­ли­вому слову круп­ней­шего зна­тока цер­ков­ных зако­нов, пат­ри­арха Антио­хий­ского Фео­дора Валь­са­мона, «из этого откры­ва­ется одно из двух – или то, что тако­вой не при­ла­гает ника­кого попе­че­ния об испол­не­нии боже­ствен­ных пове­ле­ний о молитве к Богу и пес­но­пе­нии, или он не есть верный. Ибо, почему же он в тече­ние два­дцати дней не захо­тел быть в церкви с хри­сти­а­нами и иметь обще­ние с верным наро­дом Божьим?»

Неслу­чайно те хри­сти­ане, кото­рых мы счи­таем образ­цо­выми, – хри­сти­ане апо­столь­ской Церкви в Иеру­са­лиме «были вместе и имели всё общее… И каждый день еди­но­душно пре­бы­вали в храме и, пре­лом­ляя по домам хлеб, при­ни­мали пищу в весе­лье и про­стоте сердца, хваля Бога и нахо­дясь в любви у всего народа» ( Деян. 2:44-47 ). Именно из этого еди­но­мыс­лия и про­ис­те­кала их внут­рен­няя сила. Они пре­бы­вали в живо­тво­ря­щей силе Свя­того Духа, кото­рая изли­ва­лась на них в ответ на их любовь.

Неслу­чайно поэтому Новый Завет прямо запре­щает пре­не­бре­гать цер­ков­ными собра­ни­ями: «Не будем остав­лять собра­ния своего, как есть у неко­то­рых обычай; но будем уве­ще­вать друг друга, и тем более, чем более усмат­ри­ва­ете при­бли­же­ние дня оного» ( Евр. 10:25 ).

Поис­тине храм – это небес­ное посоль­ство на Земле, где мы, стран­ники, ищущие небес­ного Града, полу­чаем под­держку. «Как дра­го­ценна милость Твоя, Боже! Сыны чело­ве­че­ские в тени крыл Твоих покойны: насы­ща­ются от тука дома Твоего, и из потока сла­до­стей Твоих Ты напо­я­ешь их, ибо у Тебя источ­ник жизни; во свете Твоем мы видим свет» ( Пс. 35:8-10 ).

Думаю понятно, что любовь к Богу тре­бует как можно чаще при­бе­гать к дому Гос­пода. Но этого же тре­бует и вторая запо­ведь – любовь к ближ­нему. Ведь где можно обра­титься к самому пре­крас­ному в чело­веке – в мага­зине, кино, поли­кли­нике? Конечно, нет. Только в доме нашего общего Отца мы можем встре­титься с бра­тьями. И наша сов­мест­ная молитва будет скорее услы­шана Богом, чем молитвы гор­дого оди­ночки. Ведь Сам Гос­подь Иисус Хри­стос сказал: «если двое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небес­ного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19-20 ).

Здесь мы под­ни­ма­емся из суеты и можем помо­литься и о наших бедах, и обо всей Все­лен­ной. В храме мы просим Бога исце­лить болезни родных, осво­бо­дить плен­ни­ков, сохра­нить пут­ни­ков, спасти поги­ба­ю­щих. В храме мы обща­емся и с теми, кто ушел из этого мира, но не поки­нул Хри­стову Цер­ковь. Умер­шие, явля­ясь, умо­ляют помо­литься о них в церк­вах. Они гово­рят, что каждое поми­но­ве­ние для них – как день рож­де­нья, а мы часто небре­жем об этом. Где же тогда наша любовь? Пред­ста­вим себе их состо­я­ние. Они без тела, при­ча­ститься не могут, внеш­них добрых дел (напри­мер мило­стыни) тоже не могут делать. Ждут они от своих родных и друзей под­держки, а полу­чают только отго­ворки. Это все равно, что ска­зать голод­ной матери: «уж прости. Не дам я тебе поку­шать. Спать больно хочется». А ведь для умер­ших цер­ков­ная молитва – это насто­я­щая пища (а не водка, нали­тая на клад­бище, не нужная никому, кроме бесов и алко­го­ли­ков).

Но и святые угод­ники, достой­ные нашего про­слав­ле­ния, ждут нас в храме. Святые образа дают их уви­деть, их слова про­воз­гла­ша­ются на службе, да и сами они часто посе­щают дом Божий, осо­бенно в свои празд­ники. Они вместе с нами молятся Богу, и их могу­чие сла­во­сло­вия как орли­ные крылья воз­но­сят цер­ков­ную молитву прямо к Боже­ствен­ному пре­столу. И не только люди, но и бес­плот­ные ангелы участ­вуют в нашей молитве. Их песни поют люди (напри­мер, «Три­свя­тое»), а они под­пе­вают нашим гимнам («Достойно есть»). По цер­ков­ному пре­да­нию, в каждом освя­щен­ном храме над пре­сто­лом всегда стоит Ангел, воз­но­ся­щий молитву Церкви к Богу, а также у входа в храм стоит бла­жен­ный дух, сле­дя­щий за мыс­лями вхо­дя­щих и исхо­дя­щих из церкви. Это при­сут­ствие ощу­ща­ется вполне ося­за­емо. Неда­ром многим нерас­ка­ян­ным греш­ни­кам ста­но­вится плохо в храме – это сила Божия оттор­гает их гре­хов­ную волю, и ангелы нака­зы­вают их за без­за­ко­ния. Им надо не игно­ри­ро­вать цер­ковь, а рас­ка­яться и полу­чить про­ще­ние в таин­стве Испо­веди и не забыть побла­го­да­рить Творца.

– Хорошо! Надо ходить в цер­ковь, но зачем каждое вос­кре­се­нье? Зачем такой фана­тизм?

Отве­чая кратко, можно ска­зать, что раз Творец так гово­рит, то тво­ре­ние должно бес­пре­ко­словно отве­чать пови­но­ве­нием. Пове­ли­тель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потре­бо­вать, чтобы мы из 168 часов недели отде­лили Ему четыре? И при этом время, потра­чен­ное в храме, идет нам же на пользу. Если врач про­пи­сы­вает нам про­це­дуры, то разве не ста­ра­емся мы точно испол­нить его реко­мен­да­ции, желая исце­литься от болез­ней тела? Почему же мы игно­ри­руем слова Вели­кого Врача душ и тел?

Явля­ется ли испол­не­ние Вер­хов­ной Воли фана­тиз­мом? Согласно сло­варю «фана­тизм – (от лат. fanaticus – исступ­лен­ный) это дове­ден­ная до край­ней сте­пени при­вер­жен­ность к каким-либо веро­ва­ниям или воз­зре­ниям, нетер­пи­мость к любым др. взгля­дам (напр., рели­ги­оз­ный фана­тизм)». Тут воз­ни­кает вопрос, что такое «край­няя сте­пень». Если пони­мать под этим изна­чаль­ный термин «исступ­лен­ность», то вряд ли боль­шин­ство тех, кто еже­не­дельно посе­щает храм, набра­сы­ва­ются на всех в исступ­лен­ном вос­торге или ярости. Но часто для людей край­ней сте­пе­нью явля­ется обыч­ная поря­доч­ность. Если не воро­вать и не уби­вать – фана­тизм, то мы, конечно, фана­тики. Если при­зна­вать, что путь к Еди­ному Богу только один, – фана­тизм, то мы фана­тики. Но при таком пони­ма­нии фана­тизма только «фана­ти­кам» доста­нется Цар­ство Небес­ное. Всех же «уме­рен­ных» и «здра­во­мыс­ля­щих» ждет вечная тьма. Как сказал Бог: «знаю твои дела; ты не холо­ден, ни горяч: о, если бы ты был холо­ден или горяч! Но, как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих» ( Апок. 3:15-16 ).

Тут надо поду­мать над теми сло­вами, кото­рые при­ве­дены в начале наших раз­мыш­ле­ний:

– Вос­кре­се­нье – это един­ствен­ный выход­ной день, надо выспаться, побыть с семьей, сде­лать домаш­ние работы, а тут надо встать, идти в цер­ковь.

Но ведь никто не застав­ляет чело­века идти именно на раннюю службу. В горо­дах почти всегда служат раннюю и позд­нюю Литур­гию, а деревне никто и в вос­кре­се­нье не спит долго. Что каса­ется мега­по­лиса, то никто не мешает придти в суб­боту с вечер­ней службы, пого­во­рить с семьей, почи­тать инте­рес­ную книгу и после вечер­них молитв лечь спать около 11 – 12 часов ночи, а утром встать в пол­де­вя­того и пойти на Литур­гию. Девять часов сна могут почти каж­дому вос­ста­но­вить силы, а если этого и не про­изой­дет, то мы можем «добрать» недо­ста­ю­щее днев­ным сном. Все наши про­блемы свя­заны не с цер­ко­вью, а с тем, что ритм нашей жизни не соот­вет­ствует Божьей воле и потому изма­ты­вает нас. А обще­ние с Богом – Источ­ни­ком всех сил Все­лен­ной, – конечно, только и может дать чело­веку и духов­ные, и физи­че­ские силы. Давно заме­чено, что если к суб­боте внут­ренне выра­бо­та­ешься, то вос­крес­ная служба напол­няет внут­рен­ней силой. И сила эта – в том числе и телес­ная. Неслу­чайно подвиж­ники, жившие в нече­ло­ве­че­ских усло­виях пустыни, дожи­вали до 120–130 лет, а мы еле дотя­ги­ваем до 70–80. Бог укреп­ляет наде­ю­щихся на Него и слу­жа­щих Ему. До рево­лю­ции был про­ве­ден анализ, кото­рый пока­зал, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни была не у дворян или купцов, а у свя­щен­ни­ков, хотя они жили в гораздо худших усло­виях. Это зримое под­твер­жде­ние пользы от еже­не­дель­ного хож­де­ния в дом Гос­по­день.

Что же каса­ется обще­ния с семьей, то кто мешает нам пойти в храм полным соста­вом? Если дети малень­кие, то жена может придти в цер­ковь позже, а после окон­ча­ния Литур­гии можно всем вместе погу­лять, пойти в кафе, пого­во­рить. Разве это срав­нится с тем «обще­нием», когда вся семья дружно тонет в черном ящике? Часто те, кто не ходит в храм из-за семьи, не обме­ни­ва­ется с близ­кими и десят­ком слов за день.

Что каса­ется домаш­них работ, то слово Божие не раз­ре­шает испол­нять тех дел, кото­рые не явля­ются суще­ственно важ­ными. Нельзя устра­и­вать гене­раль­ную уборку или сти­раль­ный день, заго­товки кон­сер­вов на год. Время покоя длится с вечера суб­боты до вечера вос­кре­се­нья. Все тяже­лые работы надо пере­но­сить на вос­крес­ный вечер. Един­ствен­ный вид тяже­лых работ, кото­рые мы можем и должны делать в вос­кре­се­нье и празд­ники, – это дела мило­сер­дия. Устро­ить гене­раль­ную уборку у боль­ного или ста­рика, помочь в храме, заго­то­вить про­дукты сироте и мно­го­дет­ной семье – это истин­ное и угод­ное Творцу пра­вило соблю­де­ния празд­ника.

С вопро­сом о домаш­них рабо­тах в празд­ники нераз­рывно свя­зана про­блема лет­него посе­ще­ния храмов. Очень многие гово­рят:

– Мы не сможем выдер­жать зиму без тех заго­то­вок, кото­рые мы выра­щи­ваем на наших участ­ках. Как же мы можем ходить в храм?

Думаю, ответ оче­ви­ден. Никто не мешает схо­дить в дере­вен­ский храм на службу, а работу по ого­роду сде­лать или в суб­боту, или во второй поло­вине вос­кре­се­нья. Так и здо­ро­вье наше сохра­нится, и воля Божия будет соблю­дена. Даже если нигде вблизи нет храма, мы должны посвя­щать суб­бот­ний вечер и вос­крес­ное утро молитве и Писа­нию. Те же, кто не желает испол­нять волю Бога, полу­чают Его нака­за­ние. Ожи­да­е­мый урожай пожи­рает саранча, гусе­ницы, болезни. Когда нужен дождь – насту­пает засуха, когда нужна сушь – начи­на­ется навод­не­ние. Так Бог пока­зы­вает всем, Кто в мире Хозяин. Часто Бог нака­зы­вает и самих пре­зри­те­лей Его воли. Зна­ко­мые врачи рас­ска­зы­вали автору о фено­мене «вос­крес­ной смерти», когда чело­век все выход­ные пашет, не под­ни­мая глаз к небу, и там же, на грядке и уми­рает от инсульта или инфаркта, лицом к земле.

Напро­тив, тем, кто испол­няет запо­ведь Божию, Он дает небы­ва­лые урожаи. Напри­мер, в Опти­ной Пустыни урожаи пре­вы­шали урожай сосе­дей в четыре раза, хотя исполь­зо­ва­лась оди­на­ко­вая тех­ника зем­ле­поль­зо­ва­ния.

– Я не могу пойти в храм, потому что холодно или жарко, дождь или снег. Я лучше дома помо­люсь.

Но о чудо! Тот же чело­век готов ехать на ста­дион и под откры­тым небом под дождем болеть за свою команду, до упада копаться на ого­роде, всю ночь пля­сать на дис­ко­теке, и лишь до дома Божия дойти сил у него нет! Погода – всегда лишь оправ­да­ние своего неже­ла­ния. Неужели можно счи­тать, что Бог услы­шит молитву чело­века, кото­рый не желает и чем-то малым пожерт­во­вать ради Него?

Так же нелепо другое, часто встре­ча­ю­ще­еся воз­ра­же­ние:

– Не пойду в храм, потому что у вас нет ска­меек, жарко. Не то, что у като­ли­ков!

Конечно, это воз­ра­же­ние нельзя назвать серьез­ным, но для многих сооб­ра­же­ния ком­форта важнее вопроса веч­ного спа­се­ния. Однако Бог не хочет гибели и отвер­жен­ного, а Хри­стос не пере­ло­мит и над­лом­лен­ного жезла и не угасит льна куря­ще­гося. Что каса­ется ска­меек, так это вопрос вообще не прин­ци­пи­аль­ный. Пра­во­слав­ные греки имеют сиде­ния во всем храме, у рус­ских их нет. Даже сейчас, если чело­век болен, то никто не мешает ему сесть на ска­мьях, рас­по­ло­жен­ных сзади почти в каждом храме. Тем более по бого­слу­жеб­ному Уставу Рус­ской Церкви на празд­нич­ной вечер­ней службе при­хо­жане могут сесть семь раз. В конце концов, если тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает при­не­сти с собой рас­клад­ной табу­рет. Вряд ли кто-то будет за это осуж­дать. Надо только вста­вать на чтение Еван­ге­лия, на Херу­вим­скую песнь, Евха­ри­сти­че­ский канон и еще около десятка важ­ней­ших момен­тов службы. Дума­ется, что это ни для кого не соста­вит про­блемы. Инва­ли­дов эти пра­вила вообще не каса­ются.

Еще раз повторю, что все эти воз­ра­же­ния совер­шенно не серьезны и не могут быть при­чи­ной нару­ше­ния запо­веди Божией.

Также не оправ­ды­вает чело­века сле­ду­ю­щее воз­ра­же­ние:

– У вас в храме все такие злые, сер­ди­тые. Бабки шипят и руга­ются. А еще хри­сти­ане! Я таким быть не хочу и поэтому в храм не пойду.

Но ведь никто не тре­бует быть злым и сер­ди­тым. Разве кто-то в храме застав­ляет быть таким? Разве при входе в храм от тебя тре­буют надеть бок­сер­ские пер­чатки? Не шипи и не ругайся сам и тогда смо­жешь и других испра­вить. Как гово­рит апо­стол Павел: «Кто ты осуж­да­ю­щий чужого раба? Перед своим Гос­по­дом стоит он, или падает?» ( Рим. 14:4 ).

Это было бы спра­вед­ли­вым, если бы свя­щен­ники учили ругаться и склоч­ни­чать. Но ведь это не так. Ни Библия, ни Цер­ковь, ни Ее слуги нико­гда не учили этому. Наобо­рот – на всякой про­по­веди и в пес­но­пе­ниях нас при­зы­вают быть крот­кими, мило­сти­выми. Так что это не при­чина нехож­де­ния в цер­ковь.

Надо пони­мать, что в храм при­хо­дят люди не с Марса, а из окру­жа­ю­щего мира. А там как раз и при­нято ругаться так, что иногда у мужи­ков и рус­ского слова не услы­шишь. Один мат. А в храме его как раз и нет. Можно ска­зать, что цер­ковь – един­ствен­ное место, закры­тое для матер­щины.

Именно в мире при­нято быть сер­ди­тым и свое раз­дра­же­ние выли­вать на окру­жа­ю­щих, назы­вая это борь­бой за спра­вед­ли­вость. Разве не этим зани­ма­ются ста­рухи в поли­кли­ни­ках, пере­мы­ва­ю­щие кости всем, начи­ная с пре­зи­дента, закан­чи­вая мед­сест­рой? И неужели эти люди могут, войдя в храм, как по мано­ве­нию вол­шеб­ной палочки мгно­венно изме­ниться и стать крот­кими, как овечки? Нет, Бог дал нам сво­боду воли, и без нашего усилия ничего изме­ниться не может.

Мы всегда пре­бы­ваем в Церкви только отча­сти. Иногда часть эта очень боль­шая – и тогда чело­век назы­ва­ется святым, иногда поменьше. Порой чело­век дер­жится за Бога лишь мизин­чи­ком. Но всему Судья и Оцен­щик не мы, а Гос­подь. Пока есть время, есть надежда. А до окон­ча­ния кар­тины как можно о ней судить, разве только по закон­чен­ным частям. Такие части – это святые. По ним и надо судить Цер­ковь, а не по тем, кто еще не закон­чил зем­ного пути. Неда­ром гово­рится, что «конец вен­чает дело».

Цер­ковь сама назы­вает себя боль­ни­цей (на Испо­веди гово­рится «понеже пришел еси во вра­чеб­ницу, да не неис­це­лен оты­деши»), так разве разумно ожи­дать, что Ее запол­няют здо­ро­вые? Здо­ро­вые есть, но нахо­дятся они на Небе­сах. Вот когда все жела­ю­щие исце­литься вос­поль­зу­ются помо­щью Церкви, тогда она явится во всей своей красе. Святые – вот кто ясно пока­зы­вает мощь Бога, дей­ству­ю­щего в Церкви.

Так что в храме надо смот­реть не на окру­жа­ю­щих, а на Бога. Ведь и при­хо­дим мы не к людям, а к Творцу.

Часто отка­зы­ва­ются ходить в храм, говоря:

– У вас в храме ничего не понятно. Служат на непо­нят­ном языке.

Давайте пере­фра­зи­руем это воз­ра­же­ние. При­хо­дит пер­во­класс­ник в школу и, под­слу­шав урок алгебры в 11 классе, отка­зы­ва­ется от хож­де­ния на заня­тия, сказав: «Там ведь ничего не понятно». Неумно? Но также неумно отка­зы­ваться от обу­че­ния Боже­ствен­ной науке, ссы­ла­ясь на непо­нят­ность.

Наобо­рот, если бы все было понят­ным, значит, обу­че­ние бес­смыс­ленно. Ты ведь и так уже знаешь все, о чем гово­рят спе­ци­а­ли­сты. Поверьте, что наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем мате­ма­тика, так поз­вольте ей иметь свою тер­ми­но­ло­гию и свой язык.

Думаю, что надо не отка­зы­ваться от хра­мо­вого обу­че­ния, поста­раться понять то, что именно непо­нятно. При этом надо учесть, что служба пред­на­зна­чена не для мис­си­о­нер­ства среди неве­ру­ю­щих, а для самих веру­ю­щих. Нам, слава Богу, если мы вни­ма­тельно молимся, все ста­но­вится понят­ным уже через месяц-пол­тора посто­ян­ного хож­де­ния в храм. Но глу­бины бого­слу­же­ния могут рас­кры­ваться спустя годы. Это, дей­стви­тельно, уди­ви­тель­ная тайна Гос­пода. Мы имеем не плос­кую про­по­ведь про­те­стан­тов, а, если угодно, вечный уни­вер­си­тет, в кото­ром бого­слу­жеб­ные тексты – это учеб­ные посо­бия, а Пре­по­да­ва­тель – Сам Гос­подь.

Цер­ков­но­сла­вян­ский язык – это не латынь и не сан­скрит. Это свя­щен­ная форма рус­ского языка. Надо лишь немного потру­диться: купить сло­варь, несколько книжек, выучить пол­сотни слов – и язык рас­кроет свои тайны. А Бог воз­даст за этот труд сто­ри­цею. – Во время молитвы будет легче собрать мысли на Боже­ствен­ной тайне. Мысли не будут по зако­нам ассо­ци­а­ции усколь­зать куда-то вдаль. Таким обра­зом, сла­вян­ский язык улуч­шает усло­вия для бого­об­ще­ния, а ведь именно для этого мы при­хо­дим в цер­ковь. Что же каса­ется полу­че­ния знания, то оно пере­да­ется в храме на рус­ском языке. Трудно найти хоть одного про­по­вед­ника, кото­рый гово­рил бы про­по­веди по-сла­вян­ски. В Церкви все соеди­нено мудро – и древ­ний язык молитвы, и совре­мен­ный язык про­по­веди.

И, нако­нец, для самих пра­во­слав­ных сла­вян­ский язык дорог тем, что он дает нам воз­мож­ность мак­си­мально точно слы­шать Слово Божие. Мы в бук­валь­ном смысле можем слы­шать букву Еван­ге­лия, потому что грам­ма­тика сла­вян­ского языка почти тож­де­ственна грам­ма­тике гре­че­ского, на кото­ром и дано нам Откро­ве­ние. Поверьте, что как в поэзии и юрис­пру­ден­ции, так и в бого­сло­вии, оттенки смыс­лов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увле­ка­ю­щийся лите­ра­ту­рой, пони­мает это. И в детек­тиве слу­чай­ная спичка спо­собна изме­нить ход рас­сле­до­ва­ния. Так и для нас бес­ценна воз­мож­ность как можно точнее услы­шать слова Христа.

Конечно, сла­вян­ский язык не являет дог­ма­том. Во Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви бого­слу­же­ние совер­ша­ется более чем на вось­ми­де­сяти языках. И даже в России тео­ре­ти­че­ски воз­мо­жен отказ от сла­вян­ского языка. Но про­изойти это может лишь тогда, когда для веру­ю­щих он станет столь же дале­ким, как для ита­льян­цев латынь. Думаю, пока так вопрос даже не стоит. Но если уж и про­изой­дет такое – тогда Цер­ковь создаст новый свя­щен­ный язык, мак­си­мально точно пере­во­дя­щий Библию и не дающий нашему уму усколь­зать на страну далече. Цер­ковь же до сих пор жива и имеет силы ожи­вить любого, вхо­дя­щего в Нее. Так что начи­найте курс боже­ствен­ной Пре­муд­ро­сти, и Творец введет в глу­бины Своего ума.

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от при­хо­жа­нина никто не просит, чтобы он верил свя­щен­нику. Мы верим Богу, а свя­щен­ники – лишь Его слуги и орудия испол­не­ния Его воли. Некто сказал: «ток идет и по ржа­вому про­воду». Так и бла­го­дать пере­да­ется и чрез недо­стой­ного. По верной мысли свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, «мы сами, сидя­щие на кафедре и учащие, спле­тены с гре­хами. Тем не менее, не отча­и­ва­емся в чело­ве­ко­лю­бии Божием и не при­пи­сы­ваем Ему жесто­ко­сер­дия. Для того Бог и попу­стил самим свя­щен­ни­кам раб­ство­вать стра­стям, чтобы они из соб­ствен­ного опыта научи­лись снис­хо­ди­тельно отно­ситься и к другим». Пред­ста­вим себе, что в храме будет слу­жить не греш­ный батюшка, а Архан­гел Михаил. После пер­вого же раз­го­вора с нами он вспых­нул бы спра­вед­ли­вым гневом, и от нас оста­лась бы только кучка пепла.

Вообще это утвер­жде­ние срав­нимо с отка­зом от меди­цин­ской помощи по при­чине коры­сто­лю­бия совре­мен­ной меди­цины. Гораздо более оче­видна финан­со­вая заин­те­ре­со­ван­ность отдель­ных врачей, как в этом убеж­да­ются все попав­шие в боль­ницу. Но почему-то из-за этого люди не отка­зы­ва­ются от меди­цины. А когда речь идет о куда более важном – о здо­ро­вье души, то вспо­ми­нают все были и небы­лицы, лишь бы не идти в цер­ковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил свя­щен­ник при­ча­щать его. И вот одна­жды он услы­шал, что при­ча­ща­ю­щий его свя­щен­ник блудит. И тогда он отка­зался у него при­ча­щаться. И в эту же ночь он увидел откро­ве­ние, что стоит золо­той коло­дец с хру­сталь­ной водой и из него, золо­тым же ведром чер­пает воду про­ка­жен­ный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода оста­ется чистой, хоть и дает ее про­ка­жен­ный, так и бла­го­дать не зави­сит от того, через кого она пода­ется». И после этого пустын­ник вновь стал при­ча­щаться у свя­щен­ника, не рас­суж­дая, пра­ве­ден он или грешен.

Но если поду­мать, то все эти оправ­да­ния совер­шенно ничтожны. Ведь разве можно игно­ри­ро­вать прямую волю Гос­пода Бога, ссы­ла­ясь на грехи свя­щен­ника? «Кто ты, осуж­да­ю­щий чужого раба? Перед своим Гос­по­дом стоит он, или падает. И будет вос­став­лен; ибо силен Бог вос­ста­вить его» ( Рим. 14:4 ).

– Цер­ковь не в брев­нах, а в ребрах, – гово­рят другие, – поэтому можно и дома помо­литься.

Эта пого­ворка, якобы рус­ская, на самом деле вос­хо­дит к нашим домо­ро­щен­ным сек­тан­там, кото­рые, вопреки слову Божию, отде­ли­лись от Церкви. Бог дей­стви­тельно оби­тает и в телах хри­стиан. Но входит Он в них чрез святое При­ча­стие, пода­ва­е­мое в храмах. При этом и молитва в церкви выше, чем молитва в домах. Святой Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «оши­ба­ешься ты, чело­век; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое мно­же­ство отцов, где еди­но­душно воз­сы­ла­ется песнь к Богу, дома невоз­можно. Ты не будешь так скоро услы­шан, молясь Вла­дыке у себя, как молясь со своими бра­тьями. Здесь есть нечто боль­шее, как то: еди­но­ду­шие и согла­сие, союз любви и молитвы свя­щен­ни­ков. Для того и пред­стоят свя­щен­ники, чтобы молитвы народа, как сла­бей­шие, соеди­ня­ясь с их молит­вами силь­ней­шими, вместе вос­хо­дили на небо… Если и Петру помогла молитва церкви и извела из тем­ницы этот столп церкви ( Деян. 12:5 ), то как ты, скажи мне, пре­не­бре­га­ешь ее силой и какое можешь иметь оправ­да­ние? Послу­шай и Самого Бога, Кото­рый гово­рит, что Его уми­ло­стив­ляют бла­го­го­вей­ные молитвы многих ( Ион. 3:10-11 )… Не люди одни только одни здесь страшно взы­вают, но и ангелы при­па­дают к Вла­дыке и архан­гелы молятся. Самое время бла­го­при­ят­ствует им, самое жерт­во­при­но­ше­ние содей­ствует. Как люди, взяв мас­лич­ные ветви, потря­сают ими пред царями, напо­ми­ная им этими вет­вями о мило­сти и чело­ве­ко­лю­бии; так точно и ангелы, пред­став­ляя вместо мас­лич­ных ветвей самое Тело Гос­подне, умо­ляют Вла­дыку за род чело­ве­че­ский, и как бы гово­рят: мы молимся за тех, кото­рых Ты Сам неко­гда удо­стоил такой любви Своей, что предал за них Свою душу; мы изли­ваем моле­ния за тех, за кого Ты пролил кровь; мы просим за тех, за кото­рых Ты принес в жертву Свое Тело» (Слово 3 против ано­меев).

Так что и это воз­ра­же­ние совер­шенно неосно­ва­тельно. Ведь насколько святее дом Божий твоего дома, настолько же выше молитва, при­но­си­мая в храме, молитвы домаш­ней.

Но неко­то­рые гово­рят:

– Я готов каждую неделю ходить в храм, но жена или муж, роди­тели или дети меня не пус­кают.

Здесь стоит вспом­нить страш­ные слова Христа, кото­рые часто забы­вают: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ). Этот страш­ный выбор надо делать всегда. – Выбор между Богом и чело­ве­ком. Да, это тяжело. Да, это может быть больно. Но если ты выбрал чело­века, пусть в том, что ты счи­та­ешь малым, то Бог отверг­нет тебя в день Суда. И разве близ­кий помо­жет тебе на этом страш­ном ответе? Разве твоя любовь к родным оправ­дает тебя, когда Еван­ге­лие гово­рит обрат­ное? Разве не будешь ты с тоской и горь­ким разо­ча­ро­ва­нием вспо­ми­нать о том дне, когда ты отверг Бога ради мнимой любви?

Да и прак­тика пока­зы­вает, что тот, кто выбрал кого-то вместо Творца, будет предан им.

– Я не пойду в эту цер­ковь, потому что там плохая энер­ге­тика. Мне в храме ста­но­вится плохо, осо­бенно от ладана.

На самом деле у любого храма энер­ге­тика одна – Божия бла­го­дать. Все храмы освя­щены Духом Святым. Во всех церк­вах пре­бы­вает Хри­стос Спа­си­тель Своим Телом и Кровью. Ангелы Божии стоят у входа в любой храм. Дело только в чело­веке. Бывает, что у этого эффекта есть и есте­ствен­ное объ­яс­не­ние. На празд­ники, когда «захо­жане» посе­щают храмы, те битком забиты людьми. Ведь на самом деле свя­щен­ных мест крайне мало для такого мно­же­ства хри­стиан. И поэтому дей­стви­тельно многим ста­но­вится просто душно. Иногда бывает, что в бедных храмах кадят нека­че­ствен­ным лада­ном. Но эти при­чины не основ­ные. Часто бывает, что людям ста­но­вится плохо и в совер­шенно пустом храме. Хри­сти­ане пре­красно знают духов­ные при­чины этого явле­ния.

Злые дела, в кото­рых чело­век не желает рас­ка­и­ваться, отго­няют бла­го­дать Божию. Вот это сопро­тив­ле­ние злой воли чело­века силе Божией и вос­при­ни­ма­ется им как «плохая энер­ге­тика». Но не только чело­век отво­ра­чи­ва­ется от Гос­пода, но и Сам Бог не при­ни­мает эго­и­ста. Ведь ска­зано, что «гордым Бог про­ти­вится» ( Иак. 4:6 ). Подоб­ные случаи известны и в древ­но­сти. Так Мария Еги­пет­ская, кото­рая была блуд­ни­цей, попы­та­лась войти в Храм Гроба Гос­подня в Иеру­са­лиме и покло­ниться Живо­тво­ря­щему Кресту. Но неви­ди­мая сила отбро­сила ее от ворот церкви. И лишь после того, как она рас­ка­я­лась и обе­щала больше нико­гда не повто­рять своего греха, Бог допу­стил ее в дом Свой.

Также и сейчас известны случаи, когда наем­ные убийцы и про­сти­тутки не могли выно­сить запаха ладана и падали в обмо­рок. Осо­бенно часто такое про­ис­хо­дит с теми, кто зани­ма­ется магией, аст­ро­ло­гией, экс­тра­сен­со­ри­кой и другой бесов­щи­ной. Некая сила скру­чи­вала их в самые важные моменты бого­слу­же­ния, и из храма их заби­рали на карете «скорой помощи». Тут мы стал­ки­ва­емся с еще одной при­чи­ной отвер­же­ния храма.

Не только чело­век, но и те, кто стоят за его гре­хов­ными при­выч­ками, не желают встречи с Твор­цом. Эти суще­ства –мятеж­ные ангелы, бесы. Именно эти нечи­стые сущ­но­сти мешают чело­веку войти в храм. Они же отни­мают силы у сто­я­щих в церкви. Бывает, что один и тот же чело­век может часами сидеть в «качалке» и не спо­со­бен десять минут про­ве­сти в при­сут­ствии Творца. Только Бог может помочь тому, кто захва­чен дья­во­лом. Но помо­гает Он лишь тому, кто рас­ка­ялся и желает жить по воле Гос­пода Все­мо­гу­щего. А так все эти рас­суж­де­ния явля­ются лишь непро­ду­ман­ным повто­ре­нием сата­нин­ской про­па­ганды. Не слу­чайно, что и сама тер­ми­но­ло­гия этого воз­ра­же­ния взята у экс­тра­сен­сов (а Цер­ковь знает, что все они служат дья­волу), кото­рые очень любят рас­суж­дать о неких энер­гиях, кото­рыми можно «под­за­ря­диться», как будто речь идет об акку­му­ля­торе, а не о Божьем чаде.

Тут видны симп­томы духов­ной болезни. Вместо любви люди пыта­ются мани­пу­ли­ро­вать Твор­цом. Это как раз при­знак демо­низма.

Послед­нее воз­ра­же­ние, род­ствен­ное преды­ду­щим, встре­ча­ется чаще всего:

– У меня Бог в душе, поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог отпра­вит меня в ад лишь за то, что я не хожу в храм?

Но что пони­мать под словом «Бог»? Если речь идет просто о сове­сти, то, конечно, у любого чело­века этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет ника­ких исклю­че­ний. Ни Гитлер, ни Чика­тило не были его лишены. Все злодеи знали, что есть добро и зло. Голос Бога пытался удер­жать их от без­за­ко­ний. Но неужели лишь потому, что они слы­шали этот голос, они уже святые? Да и совесть – это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на маг­ни­то­фоне или по радио­при­ем­нику ты слы­шишь голос пре­зи­дента, то разве это значит, что он у тебя в квар­тире? Также и нали­чие сове­сти не гово­рит о том, что Бог у тебя в душе.

Но если вду­маться в это выра­же­ние, то Кто такой Бог? Это – Все­мо­гу­щий, Бес­ко­неч­ный, Все­ве­ду­щий, Пра­вед­ный, Благой Дух, Творец все­лен­ной, Кото­рого не вме­щают небо и небеса небес. Так как же может вме­стить Его твоя душа – Его, Лицо Кото­рого боятся уви­деть ангелы?

Гово­рят: «Я делаю только добро, неужели Бог пошлет меня в ад?» Но поз­вольте мне усо­мниться в вашей пра­вед­но­сти. Что счи­тать кри­те­рием добра и зла, по кото­рому можно опре­де­лить, что ты или я делаем добро или зло? Если счи­тать кри­те­рием самого себя (как часто гово­рят: «я сам для себя опре­де­ляю, что такое добро и зло»), тогда эти поня­тия просто лиша­ются какой-либо цен­но­сти и смысла. Ведь и Берия, и Геб­бельс, и Пол Пот счи­тали себя абсо­лютно пра­выми, так почему же вы сами счи­та­ете, что их дела заслу­жи­вают пори­ца­ния? Если мы имеем право сами опре­де­лять для себя мерило добра и зла, то это же должны поз­во­лить и всем убий­цам, извра­щен­цам и насиль­ни­кам. Да, кстати, поз­вольте также и Богу не согла­ситься с вашими кри­те­ри­ями, и судить вас не по вашим, а по Своим меркам. А то как-то неспра­вед­ливо полу­ча­ется – мы сами себе выби­раем мерило, а Все­мо­гу­щему и Сво­бод­ному Богу запре­щаем себя судить по соб­ствен­ным зако­нам. А ведь по ним без пока­я­ния перед Богом и свя­того При­ча­стия чело­век ока­жется в аду.

Если ска­зать честно – то чего стоят перед лицом Бога наши мерки добра и зла, если мы даже права на зако­но­да­тель­ную дея­тель­ность не имеем. Ведь мы не создали себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Все, что есть у тебя – это пода­рок (и даже не пода­рок, а вре­менно вве­рен­ное на сохра­не­ние иму­ще­ство), мы же почему-то решаем, что им можно без­на­ка­занно рас­по­ря­жаться по своей воле. А Тому, Кто нас сотво­рил, мы отка­зы­ваем в праве тре­бо­вать отчет о том, как мы вос­поль­зо­ва­лись Его даром. Не кажется ли это тре­бо­ва­ние несколько дерз­ким? С чего мы взяли, что Гос­подь Все­лен­ной будет испол­нять нашу повре­жден­ную грехом волю? Мы нару­шили Чет­вер­тую Запо­ведь и при этом счи­таем, что Он нам чем-то обязан? Не глупо ли это?

Ведь вместо того, чтобы вос­крес­ный день посвя­тить Богу, он отда­ется дья­волу. В этот день люди нередко напи­ва­ются, руга­ются, рас­пут­ни­чают, а если нет – то раз­вле­ка­ются далеко не бла­го­об­раз­ным обра­зом: смот­рят сомни­тель­ные теле­пе­ре­дачи, фильмы, где грехи и стра­сти бьют через край, и т.д. И только Созда­тель ока­зы­ва­ется лишним в Его Соб­ствен­ный День. А разве Бог, давший нам все, в том числе и вре­мена, не имеет права потре­бо­вать от нас всего несколь­ких часов?

Так что ад ожи­дает тех пре­зри­те­лей, кото­рые игно­ри­руют волю Бога. И при­чина этого – не Божья жесто­кость, а то, что они, оста­вив источ­ники воды Жизни, стали пытаться копать пустые колодцы своих оправ­да­ний. Они отка­за­лись от свя­щен­ной Чаши При­ча­стия, лишили себя слова Божия и потому блуж­дают во тьме этого злого века. Уда­лив­шись от Света, они нахо­дят тьму, уйдя от любви, они обре­тают нена­висть, бросив жизнь, они бро­са­ются в объ­я­тия вечной смерти. Как не опла­кать их упрям­ства и не поже­лать, чтобы они воз­вра­ти­лись в дом нашего небес­ного Отца?

Мы же вместе с царем Дави­дом скажем: «по мно­же­ству мило­сти Твоей, войду в дом Твой, покло­нюсь свя­тому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). Ведь «мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на сво­боду. Войду в дом Твой со все­со­жже­ни­ями, воздам Тебе обеты мои, кото­рые про­из­несли уста мои и изрек язык мой в скорби моей» ( Пс. 65:12-14 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *