зачем фотографии на могилах
Почему у нас на надгробиях устанавливают фото, а в других странах нет
Обычай размещать на месте захоронения надгробие есть у большинства народов. Выглядят они очень по-разному, в соответствии с религией и обычаями страны. У мусульман это столб, у буддистов — ступа, а у христиан крест или могильная плита. Но портрет усопшего на надгробии вы можете увидеть только в странах бывшего СССР и соцлагеря. В России это устоявшаяся традиция, которой придерживаются не только христиане, но и люди других религий. Откуда взялся этот обычай?
В дореволюционной России никаких портретов на могилах православных граждан не было. Обычно ставили крест с именем умершего и иногда закрепляли на нем икону. Кресты могли быть разной формы и изготовлены из дерева или камня, изредка с двухскатной «крышей».
Но с приходом советской власти все изменилось — начались гонения на религию, а все, что напоминало о церкви и ее обрядах, беспощадно искоренялось. Ставить крест на могиле гражданина страны Советов было бы неуместно, поэтому нужна была новая концепция надгробий, общепринятая и однотипная. Так появились «идеологически выдержанные» надгробия пирамидки, обелиски и «паруса», которые иногда украшала звезда и почти всегда портрет покойного.
Это был общий для всех конфессий стандарт, показывающий, что родственники умершего не одурманены «религиозным опиумом» и подошли к погребению близкого человека сознательно. Даже мусульмане, которым вера запрещает изображать людей, приняв сторону атеизма, начали использовать на памятниках портреты.
Нововведение быстро пришлось всем по душе, так как видеть на памятнике дорогие черты умершего человека, а не постный лик святого с иконы, было гораздо приятнее. Теперь люди могли общаться с родственниками, видя его лицо, причем христиане не вступали при этом в противоречия с религией.
Церковь не запрещает размещать на могиле портреты умерших, хотя у священнослужителей на эту тему могут быть разные мнения. Одни учат паству, что в памятниках с лицом покойника есть элемент идолопоклонничества, а другие считают, что изображение человека на кладбище помогает оживить воспоминания о нем и легче переносить боль утраты. Единственное от чего предостерегают все без исключения священники, так это от молитвы перед портретом покойного.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Зачем на русских могилах размещают изображение усопшего?
Размещали портреты покойных на памятниках ещё до прихода советской власти, однако именно в десятилетия её правления этот обычай стал повсеместным. Именно поэтому до сих пор нет однозначного мнения на этот счёт даже у православной церкви.
Одни священники говорят, что данный акт — наследие большевиков, боровшихся с религией, а значит, противоречит церковным канонам. Другие считают, что в этой русской традиции не только нет ничего зазорного, а даже напротив — фотографии помогают сохранять память и молиться живым за души усопших.
Традиция надгробного фото
После революции и повсеместной борьбы большевиков с любыми проявлениями религиозности на могилах усопших перестали воздвигать традиционные со времён крещения Руси кресты. Вместо них появились столбики с фотографиями упокоенных. А после Великой Отечественной войны — стелы-надгробия со звездой и фотографиями. И хотя в восточноевропейской православной традиции с давних времен было принято устанавливать на могиле крест с иконкой, которая увековечивала душу умершего, а также фотографией в овальном медальоне, изображения на памятниках в России действительно стали традиционными только в период СССР.
Именно в силу давней неприязни некоторые православные священники и сегодня не рекомендуют родным ушедшего человека размещать его фото на кресте или надгробии. Хотя в действительности каноны РПЦ не запрещают таких изображений. Главное, как говорит церковь, чтобы навещающие могилу обращали свои молитвы Богу и за души усопших, а не конкретному предмету — в данном случае фотографии.
Портрет на могиле по аналогии с изображением в семейном альбоме — это вполне безобидное напоминание живым о покинувшем их близком человеке, воскрешение его образа в мыслях тех, кто навещает место захоронения. Поэтому церковь не видит ничего крамольного и в том, что на некоторых надгробиях родственники размещают фото улыбающегося, смеющегося человека. Этот образ — тот, каким запомнили умершего его родные. Памятник и изображения на нём — это всего лишь способ увековечить память о близком человеке.
Каким должен быть памятник на могиле
Согласно церковным канонам, если родственники вместо креста размещают памятник, то на нём в верхней его части обязательно должно быть изображение креста. Если планируется разместить изображения святых угодников, то это нужно делать под крестом, а уже сама фотография или другое изображение покойного, а также все памятные надписи — ещё ниже. При этом изображения святых могут располагаться как с лицевой, так и с тыльной стороны памятника, или с обеих сторон сразу.
Существует мнение, что церковные каноны не предписывают ставить на могиле усопшего православного памятник вместо креста до года после смерти. Однако на самом деле традиция ставить памятник на могиле только после годовщины трактуется не церковными правилами, а, скорее, объективными причинами установки. Дело в том, что сразу после захоронения грунт на могиле ещё не полностью осел, и поэтому несвоевременно поставленный тяжёлый камень может покоситься. Если же грунт достаточно уплотнился, то памятник можно ставить в любое время и не ждать истечения года.
Нередки случаи, когда люди ещё при жизни сами готовят себе и гроб, и надгробие, выбирают фото и надпись, которую хотели бы разместить на своём памятнике. Церковь спокойно относится и к таким поступкам. Так делали и многие святые — как памятование о физической смерти, о котором не должен забывать ни один христианин, тем более в преклонном возрасте.
Один из самых распространённых споров касается у русских людей и того, можно ли хранить дома фотографии с похорон и покойных родственников в гробу. Здесь церковь также отдаёт решение вопроса на усмотрение каждому человеку индивидуально. Никакого магизма, а значит, и опасности в таких изображениях нет. Однако странность обычая и довольно-таки распространённая в СССР традиция делать фотографии на похоронах не может не удивлять. Почему же так повелось?
Зачем в СССР делали фото похорон
На самом деле, традиция возникла ещё до прихода советской власти. Того же Петра I после смерти написали двое портретистов. Был даже обычай размещать на стенах в домах фото российских императоров в гробах — например, Александра II. А в начале двадцатого столетия перед киносеансами демонстрировали документальные кадры с похорон знаменитых людей: государственного деятеля и реформатора Петра Столыпина, историка Василия Ключевского и других.
Традиция съёмок похорон, к недоумению и ужасу детей XXI века, сохранялась вплоть до девяностых годов XX века. В период гражданской войны фото убитых героев помещались в газетах и в специальных тематических фотоальбомах, посвященных истории революции. Затем снимать стали и простых людей, и обычай превратился в массовый. Особенно распространённым стал этот жанр в 70-80 годы — просто потому, что советскому человеку стали доступны полуавтоматические фотоаппараты. При этом, в отличие от Европы, в России никогда не было принято и считалось крайне неуместным фотографировать умерших людей с открытыми глазами, в «живых» позах и богатых нарядах «на выход».
Со временем выработались шаблоны похоронных фото: крупный план с лицом почившего и общий план с родными и близкими у гроба. Такие изображения были самыми распространёнными в XX веке и хранились в альбомах каждой советской семьи. При этом, если в начале века родственники покойного позировали, глядя в объектив, то позднее постановочные фото с похорон стали делать таким образом, чтобы провожающие смотрели на покойного, демонстрируя дань уважения. Не было принято фотографировать в моменты крайнего горя — рыдания и истерики близких. Живые люди на похоронных фото выглядели спокойно и крайне серьёзно.
Церковь к таким фото относилась и относится спокойно, этот обычай не считается противоречием христианским канонам.
Уместно ли фото на могиле православного христианина?
Уместно ли фото на могиле (на памятнике или у креста)? Хотелось бы фотографию поставить на могилу, но узнали, что фотографии на могиле православного христианина не должно быть.
Похожие вопросы
6 Ответов
Традиция православного захоронения этого не предполагает. Как и много другое, в том числе венки, надгробия и т.д.
Но если посмотреть на «наличную церковную действительность», то можно увидеть, что эта традиция не соблюдается. Поэтому вопрос «уместности» сейчас не стоит, это просто Ваш выбор. Следовать этой традиции или нет.
Лично я её придерживаюсь, хотя иногда посещая кладбище задумываюсь, что может быть я не прав, и фотография близкого мне человека на могиле помогала бы мне лучше молиться за него.
Фото может быть, но не обязательно. Важно имя, чтобы приходящие на кладбище христиане могли его помянуть (так делалось в ранние времена).
Не думаю, что это это принципиальный вопрос. Знаю могилы священников, на которых стоят их фотографии.
Можно ли фотографировать могилы родственников на кладбище?
С развитием технологий, появлением социальных сетей и мессенджеров, наши современники массово стали делать селфи и фотографии мест, где они по какой-то причине находились. Отдельные личности буквально запечатлевают каждый день и каждый час своей жизни. При этом не важно, на центральной площади находится человек, в ресторане или на кладбище. И если фото на фоне достопримечательности воспринимается нормально, то снимки могил родственников, знакомых или даже неизвестных личностей вызывают некую настороженность у окружающих. В данной статье будет рассмотрена проблема фотографирования кладбищенских участков и надгробий с различных точек зрения.
Мистика изображений
В эпоху верхнего палеолита кроманьонцы, прежде чем выступить против дикого зверя, метали копья и дротики в нарисованное его изображение. Только после успешных попыток, уверовав в свой успех, мужчины племени выходили на охоту. То, что в те времена считалось магическим обрядом перед предстоящим загоном хищника, сейчас бы назвали простой тренировкой меткости броска и координации движений. Однако нельзя не отрицать, что такие обрядовые действия действительно приносили удачу в предстоящем сражении с вепрем, буйволом или другой крупной дичью.
С тех ли времён или более позднего периода, но в народе часто упоминается мистическая связь между рисунками и изображёнными на них реальными предметами. Такое же отождествление касается икон, портретов и изображений на мемориалах. Тем сильнее предполагаемая общность между могильным камнем и умершим, что останки находятся в непосредственной близости от надгробия. Следовательно, информационный поток непосредственно подпитывается с места захоронения и вполне может быть перенесён на фотографию.
Более практическое объяснение неприятия фотографий могилы лежит в ассоциативном мышлении. На кладбище ходят не от скуки и не для веселья. Визиты на погост носят характер скорби, опустошённости, печали и горя. Фотография родового захоронения заставляет человека мысленно перенестись в то место, вновь испытать отрицательные эмоции и боль от безвременной потери близкого. Угнетённое состояние после просмотра таких снимков порой не длится несколько дней, тем самым влияя на настроение и здоровье. Отсюда и суеверный страх к селфи на фоне могил.
Мнение эзотериков и экстрасенсов
С точки зрения эзотериков и экстрасенсов каждый предмет в нашей жизни несёт в себе положительную или отрицательную энергетику. Соответственно, первая влияет позитивно на наш уклад жизни, а вторая – негативно. При этом всё, что связано с мёртвыми однозначно не может быть положительным. Это касается и фотографий, сделанных на кладбищах. Снимки заведомо несут в себе частицу плохого, способного если не кардинально, то в малой степени повлиять на наше будущее. Экстрасенсы имеют стойкое предубеждение против фотографий на погостах, пусть и могил близких людей. И если таковые имеются, то от них нужно либо избавиться, либо держать отдельно от остальных снимков.
Мнение православных священников
Русская Православная Церковь отрицает какое-либо воздействие на верующих через бытовые предметы. Это касается не только фотографий могил, но и талисманов, иных оберегов, кроме нательного креста. Отрицательное (или положительное) воздействие фотографий умерших, колец, брошей, амулетов расценивается как языческое суеверие. Исходя из этого фотография могилы близкого никоим образом не может навредить живущим. Так что её вполне можно сделать и затем разместить в семейном архиве.
Народные традиции
Многовековые народные устои разделяют миры Яви и Нави – Живого и Мёртвого. Между этими областями существует чёткая грань, которую переступать нежелательно. Да, существуют поминальные дни, в которые следует ходить на погосты, заниматься благоустройством могил, почитать память близких. В отдельных регионах души умерших специально зовут на поминальную трапезу за единый стол или оповещают звоном колокола на могиле о своём визите.
В такие дни открыть семейный альбом, пересмотреть фотографии или видео с умершими родственниками не зазорно, а даже рекомендуется. Ведь так и передаются воспоминания от дедов – внукам. В остальное же время рассматривать снимки могил или умерших домочадцев без особой нужды не рекомендуется. Ибо тем самым можно ту зыбкую грань между мирами нарушить.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: сама по себе фотография могилы вашего близкого или незнакомого человека не может принести вреда. Если же вы при взгляде на сфотографированный кладбищенский участок невольно чувствуете неприятие, отрицательную эмоцию, так называемый «холодок», то конечно от такого снимка лучше избавиться или хранить его в отдельном кляссере.
Можно ли фотографировать могилы родственников на кладбище?
Практика фотографирования могил в информационных целях сейчас достаточно распространена. Так, на страницах печатных и виртуальных СМИ публикуются фотографии могил, в которых покоятся знаменитости, ритуальные агентства размещают на своих сайтах изображения реальных памятников, на которых по этическим соображениям скрыты данные погребённых.
Параллельно этому, можно сказать, привычному информационному потоку, бытует стойкое предубеждение против фотографирования могил в частном порядке, особенно если там похоронены родственники. При этом предполагается мистическая связь между изображением и зафиксированным на нём объектом.
Такой связью руководствовались ещё кроманьонцы, метавшие дротики в нарисованных ими же оленей и бизонов. Нередко за метким броском в изображение следовала удача на реальной охоте. Тогда причиной считали именно магический обряд, а не созданный им нужный настрой, заранее обретённую уверенность, нацеленность на успех.
Подобным же образом фотография родственника, естественно вызывающая печальную мысль о кончине, похоронах и, вместе с тем, сопряжённая с ощущением причастности к роду, может приводить в угнетённое состояние, которое сказывается на здоровье. Отсюда народная и эзотерическая традиция выводит представление о вреде этой фотографии, как таковой.
Кладбища в Минске подразделяются на открытые, ограниченно действующие и закрытые. В каждой категории некрополей погребения принимаются с определёнными условиями.
Отношение к изображениям могил родственников в народной традиции
Многовековые обычаи, бытующие в народе, основываются на том, что между миром мёртвых и миром живых существует чёткая граница. Души умерших родственников могут её пересечь по специальному приглашению в отведённые для этого дни, в белорусской традиции — «Дзяды», приходящиеся на весну и осень.
Хранение и в особенности рассматривание фотографий с могилами родных людей, ушедших из жизни, расценивается как нежелательное и несвоевременное проникновение в мир мёртвых, мысленное с ним объединение, которое, конечно, не сулит живым ничего хорошего.
Мнение эзотериков о фотографиях родственных могил
Эзотерики полагают, что всякий предмет служит проводником определённой энергии, благотворной или, напротив, вредоносной для человека. Фотографии покойных людей, мест захоронения и могил однозначно квалифицируются как наделённые отрицательной энергетикой. Она приобретает дополнительную «проникающую способность», если сопоставляется с родственником. Поэтому делается однозначный вывод: фотографировать могилы родных людей и, тем более, хранить их опасно не только для здоровья, но и для жизни.
Православный взгляд на вред, исходящий от фотографий
Православие отрицает способность каких-либо мирских предметов, включая фотографии могил, в том числе родственных, нанести ущерб верующему христианину.
Представления об отрицательном воздействии фотографий расцениваются как суеверие. Место последнего упокоения почившего родственника, таким образом, можно запечатлеть и поместить, например, в семейный архив.
Вопрос и ответ
Если есть ещё родные, которые хотят удостовериться, что могила ухожена, фотографию надо переслать им. У себя же её можно не хранить, стереть, если она на мобильном устройстве.
Сам процесс съёмки опасности не представляет, а вот родственники похороненных могут предъявить претензии, если фото поместят в публичный доступ без их согласия.
На самом деле такая необходимость возникает не так уж редко, особенно если другие родственники живут за рубежом и желают увидеть место захоронения хотя бы на фото.