зачем читать молитвенное правило

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) еже­днев­ные молитвы, кото­рые совер­шают хри­сти­ане, мини­мально — утрен­ние и вечер­ние (реко­мен­ду­е­мые тексты можно найти в молит­во­слове); 2) регла­мен­ти­ро­ван­ное чтение этих молитв.

Пра­вило бывает общим – уни­вер­саль­ным для всех или инди­ви­ду­аль­ным, под­би­ра­е­мым для веру­ю­щего духов­ни­ком с учетом его духов­ного состо­я­ния, сил и заня­то­сти.

Этот жиз­нен­ный ритм необ­хо­дим, поскольку в про­тив­ном случае душа легко выпа­дает из молит­вен­ной жизни, как бы про­сы­па­ясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком боль­шом и труд­ном деле, одного «вдох­но­ве­ния», «настро­е­ния» и импро­ви­за­ции недо­ста­точно.

Чтение молитв свя­зует чело­века с их твор­цами: псал­мо­пев­цами и подвиж­ни­ками. Это помо­гает обре­сти духов­ный настрой, род­ствен­ный их сер­деч­ному горе­нию. В том, чтобы молиться чужими сло­вами, пример нам – Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Его молит­вен­ные воз­гласы во время крест­ных стра­да­ний – строки из псал­мов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные молит­вен­ных пра­вила:

1) Молит­вен­ное пра­вило, кото­рое печа­та­ется в «Пра­во­слав­ном молит­во­слове».

2) Молит­вен­ное пра­вило по Часо­слову. См. проект: Домаш­ний Часо­слов.

3) Крат­кое молит­вен­ное пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского: три раза «Отче наш», три раза «Бого­ро­дице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исклю­чи­тель­ных дней и обсто­я­тельств, когда чело­век нахо­дится в край­нем утом­ле­нии или весьма огра­ни­чен во вре­мени.

Совсем опус­кать молит­вен­ное пра­вило неже­ла­тельно. Даже если молит­вен­ное пра­вило чита­ется без долж­ного вни­ма­ния, слова молитв, про­ни­кая в душу, ока­зы­вают свое очи­ща­ю­щее воз­дей­ствие.

Основ­ные молитвы сле­дует знать наизусть (при регу­ляр­ном чтении они посте­пенно запо­ми­на­ются чело­ве­ком даже с очень плохой памя­тью), чтобы они глубже про­никли в сердце и чтобы их можно было повто­рять в любых обсто­я­тель­ствах. Жела­тельно изу­чить текст пере­вода молитв с цер­ков­но­сла­вян­ского языка на рус­ский (см. «Тол­ко­вый молит­во­слов»), чтобы пони­мать зна­че­ние каж­дого слова и ни одно слово не про­из­но­сить бес­смыс­ленно или без точ­ного осмыс­ле­ния. Очень важно, чтобы при­сту­па­ю­щий к молит­во­сло­вию изгнал из сердца обиды, раз­дра­же­ние, горечь. Без усилий, направ­лен­ных на слу­же­ние людям, на борьбу с грехом, на уста­нов­ле­ние кон­троля над телом и душев­ной сферой, молитва не может стать внут­рен­ним стерж­нем жизни.

В усло­виях совре­мен­ного быта, учи­ты­вая загру­жен­ность и уско­рен­ные темпы, миря­нам нелегко отво­дить для молитвы опре­де­лен­ное время. Врагом молитвы утрен­ней явля­ется спешка, а молитвы вечер­ней – уста­лость.

Утрен­ние молитвы лучше всего читать до начала вся­кого дела (и до зав­трака). В край­нем случае, их про­из­но­сят по дороге из дома. Поздно вече­ром часто бывает трудно сосре­до­то­читься из-за уста­ло­сти, поэтому можно реко­мен­до­вать читать вечер­нее молит­вен­ное пра­вило в сво­бод­ные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы реко­мен­ду­ется уеди­ниться, воз­жечь лам­паду или свечу и встать перед иконой. В зави­си­мо­сти от харак­тера внут­ри­се­мей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний можно реко­мен­до­вать чтение молит­вен­ного пра­вила вместе, всей семьей, или каж­дому члену семьи отдельно. Общая молитва реко­мен­ду­ется перед вку­ше­нием пищи, в тор­же­ствен­ные дни, перед празд­нич­ной тра­пе­зой и в других подоб­ных слу­чаях. Семей­ная молитва – это раз­но­вид­ность цер­ков­ной, обще­ствен­ной (семья – своего рода «домаш­няя Цер­ковь») и поэтому не заме­няет молитву инди­ви­ду­аль­ную, а лишь допол­няет ее.

Перед нача­лом молит­во­сло­вия сле­дует осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и совер­шить несколько покло­нов, пояс­ных или земных, и поста­раться настро­иться на внут­рен­нюю беседу с Богом. Труд­ность молитвы – нередко при­знак ее под­лин­ной дей­ствен­но­сти.

Молитва за других людей (см. помян­ник) – неотъ­ем­ле­мая часть молит­во­сло­вия. Пред­сто­я­ние Богу не отда­ляет чело­века от ближ­них, но свя­зы­вает его с ними еще более тес­ными узами. Не сле­дует огра­ни­чи­ваться только молит­вой за близ­ких и доро­гих нам людей. Молитва за тех, кто при­чи­нил нам огор­че­ние, вносит в душу мир, ока­зы­вает воз­дей­ствие на этих людей и делает нашу молитву жерт­вен­ной.

Хорошо окон­чить молит­во­сло­вие бла­го­да­ре­нием Богу за даро­ван­ное обще­ние и сокру­ше­нием о своей невни­ма­тель­но­сти. При­сту­пая к делам, надо прежде поду­мать о том, что пред­стоит гово­рить, делать, видеть в тече­ние дня и испро­сить у Бога бла­го­сло­ве­ния и сил для сле­до­ва­ния Его воле. В гуще тру­до­вого дня надо тво­рить крат­кую молитву (см. Иису­сова молитва), кото­рая помо­жет и в повсе­днев­ных делах нахо­дить Гос­пода.

Можно ли сокра­щать молит­вен­ное пра­вило?

Этот вопрос вол­нует многих совре­мен­ных людей. Однако, как пред­став­ля­ется, дать на него одно­знач­ный ответ, «да» или «нет», без­от­но­си­тельно к обсто­я­тель­ствам нельзя.

С одной сто­роны пра­вило для того и суще­ствует, чтобы его соблю­дать. Важ­ность молит­вен­ного пра­вила заклю­ча­ется в том, что оно ори­ен­ти­рует хри­сти­а­нина в пра­виль­ном русле.

Вхо­дя­щие в состав пра­вила молитвы спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­ле­жа­щих отно­ше­ний бого­мольца с Богом, свя­тыми и вообще с ближ­ними, предо­хра­не­нию его от дей­ствий лука­вых сил и внут­рен­них стра­стей.

Многие, не имей они этого спа­си­тель­ного пра­вила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регу­ляр­но­стью должно молиться Богу и Его угод­ни­кам.

С другой сто­роны суще­ствует раз­лич­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции, когда веру­ю­щему, либо ввиду немощи телес­ной или духов­ной, либо ввиду иных причин (напри­мер, в случае особо ответ­ствен­ных вахт и дежурств, кара­у­лов, актив­ных боевых дей­ствий) регу­лярно читать молит­вен­ное пра­вило цели­ком бывает или крайне затруд­ни­тельно, или прак­ти­че­ски невоз­можно.

В подоб­ном случае сле­дует пом­нить, что молит­вен­ное пра­вило хотя и явля­ется пра­ви­лом, под­ра­зу­ме­ва­ю­щим умест­ность его испол­не­ния, однако не пред­по­ла­гает абсо­лют­ной, без­услов­ной необ­хо­ди­мо­сти его соблю­де­ния.

Иногда бывает лучше про­честь меньше молитв, но искренне и с усер­дием (от сердца), чем все (состав­ля­ю­щее полное пра­вило), но «фор­мально» (небрежно, ско­ро­го­вор­кой, пере­пры­ги­вая через строчки и т. п.).

Суще­ствуют, к слову, и сокра­щён­ные вари­анты молит­вен­ного пра­вила.

Но всё же в случае воз­ник­но­ве­ния сомне­ний по этому поводу есть смысл обра­титься за кон­крет­ной реко­мен­да­цией к опыт­ному, духовно муд­рому пас­тырю, духов­нику.

Хорошо ли, если молит­вен­ное пра­вило будет побольше: кроме обыч­ных утрен­них и вечер­них молитв – ака­фи­сты, каноны?

Самое глав­ное в испол­не­нии молит­вен­ного пра­вила – посто­ян­ное еже­днев­ное испол­не­ние его. При нужде оно сокра­ща­ется. Надо иметь такое пра­вило, чтобы оно не пре­вы­шало ваших сил и чтобы совесть не уко­ряла за леность.

Утрен­нее и вечер­нее пра­вила – это лишь необ­хо­ди­мая духов­ная гиги­ена. Молиться же нам запо­ве­дано непре­станно (см. молитва Иису­сова). Святые отцы ска­зали: если будешь сби­вать молоко, полу­чится масло, так и в молитве – от коли­че­ства пере­хо­дит в каче­ство.

пре­по­доб­ный авва Исайя:
“Не остав­ляй молит­вен­ного пра­вила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тща­тельно испол­няй твое молит­вен­ное пра­вило. Осте­ре­гись! не допу­сти себе пре­не­бречь им. От тща­тель­ного испол­не­ния пра­вила про­све­ща­ется и укреп­ля­ется душа”.

про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский:
“Чтобы пра­вило стало не пре­пят­ствием, а насто­я­щим дви­га­те­лем чело­века к Богу, необ­хо­димо, чтобы оно было сораз­мерно его духов­ным силам, соот­вет­ство­вало его духов­ному воз­расту и состо­я­нию души. Многие люди, не желая себя отя­го­щать, созна­тельно выби­рают слиш­ком легкие молит­вен­ные пра­вила, кото­рые из-за этого ста­но­вятся фор­маль­ными и не при­но­сят плодов. Но иногда и боль­шое пра­вило, выбран­ное из нера­зум­ной рев­но­сти, тоже ста­но­вится кан­да­лами, ввер­гая в уныние и мешая духовно расти.
Пра­вило — не застыв­шая форма, в тече­ние жизни оно обя­за­тельно должно меняться и каче­ственно, и внешне”.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник так кратко систе­ма­ти­зи­рует советы по про­чте­нию молит­вен­ного пра­вила:

“а) нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев… В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов… Но нигде не встре­чаю слова “читать”, а везде “петь”…

б) во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте…

в) чтобы под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите — не то и то вычи­ты­вать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час… сколько обычно выста­и­ва­ете… и затем не заботь­тесь… сколько про­чи­та­ете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать…

г) поло­жив это, однако ж, на часы не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед…

д) чтобы спо­соб­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств в сво­бод­ное время, пере­чи­ты­вайте и пере­ду­мы­вайте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, — и пере­чув­ствуйте их, чтобы, когда на пра­виле ста­нете их читать, знать, напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце…

е) нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пере­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою, с покло­нами, в сре­дине ли молитв при­дется это сде­лать или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вило — самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного… Если какое иное чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца поло­жен­ного вре­мени”.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Мой духов­ный отец мне сове­то­вал так читать утpен­ние или вечер­ние молитвы: стал, помол­чал, пред­стал перед Богом, пеpе­кре­стился: «Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгно­ве­ние, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгно­ве­ние и повтоpи ее еще раз; тогда пеpе­ходи на сле­ду­ю­щую фразу. Это значит, что утpен­ние или вечер­ние молитвы (с покло­нами) зани­мают при­бли­зи­тельно два часа с поло­ви­ной, – но они дохо­дят. Они дохо­дят, потому что ты услы­шишь те же слова три раза и заста­вишь свое тело покло­ниться и вос­стать. Конечно, дойдут, сколько воз­можно, в пре­де­лах твоей глу­бины. (Источ­ник).

Источник

Молитвенное правило

зачем читать молитвенное правило. 265770.p. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-265770.p. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 265770.p.

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

зачем читать молитвенное правило. 265773.p. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-265773.p. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 265773.p.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

зачем читать молитвенное правило. 265772.p. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-265772.p. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 265772.p.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

зачем читать молитвенное правило. 265771.p. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-265771.p. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 265771.p.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Источник

Православная Жизнь

В чем состоит целительная сила утренних и вечерних молитв, рассказывает священник Андрей Чиженко.

зачем читать молитвенное правило. 1014904074. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-1014904074. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 1014904074.

Интересные слова сказал недавно в одной из своих проповедей Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий о том, что мир пытается восхитить у человека молитву и расторгнуть союз его и Бога.

И вот суета этой юдоли житейской пытается захлестнуть человека и утопить его, как бушующее море святого первоверховного апостола Петра во время его хождения по водам – ко Христу. И главное здесь не терять курс – направление души к Богу. А Господь всегда готов прийти на помощь.

В этой гонке по добыванию материальных ценностей ради изнеженности, комфорта и удовлетворения страстей человек теряет самое важное – единение с Богом, разговор с живым Богом, что является единым на потребу, как часто вслед за евангельскими словами говорят отцы Церкви.

Особенно это хорошо видно на примере того, как христианин относится к утреннему и вечернему молитвенным правилам.
О, как часто не хочется их читать! Масса отговорок: очень сильно устал, хочется понравившийся телесериал по телевизору посмотреть, посидеть в соцсетях, пообщаться с семьей, друзьями, родственниками, масса работы до поздней ночи и прочее, и прочее…

Но выход есть и помимо алкоголя. Он гораздо лучше и безопаснее. Это молитва. Надо иметь девиз не «выпил и расслабился», а «помолился и расслабился». Только молятся гораздо меньше, чем пьют. Почему? В пьянстве не надо делать начального усилия над собой. А в молитве надо. В чем состоит это усилие?

Начало молитвенного правила для человека – довольно болезненный процесс. Ему нужно вырваться из этой юдоли, словно бы ногу вырываешь из болота. И даже не ногу, но и все тело. Как это больно и тяжело! Словно над тобой происходит некая хирургическая операция. По отделению тебя от мира. Члены твои скрипят и стонут, как снасти на старом деревянном паруснике. Многое в тебе противится молитве. И ты так устал! Так устал! Но если ты не сдаешься, если продолжаешь творить молитвенное правило, то происходит чудо. Часто оно происходит совершенно внезапно, неожиданно для тебя. Но вдруг ты ощущаешь нечто, как солнце, которое вдруг выглянуло сквозь свинцовые непроницаемые тучи. Ты ощущаешь иной огромный мир. Казалось, говоришь слова молитвы рассеянно, без должного внимания, но вдруг одно-единственное слово становится для тебя дверью к Богу. И Он впускает тебя к Себе и Сам входит в твою клеть-комнату. И все в тебе вдруг промывается, разглаживается и распутывается. И становится светлым.

И вот на молитву становился один человек, а закончил ее уже другой – исцеленный, очищенный духовный.

Вот действие молитвенного правила. Вот главная задача наша на этой земле – научиться разговаривать с живым Богом. Все остальное вода, убегающая через дырявое решето, и песок, текущий сквозь пальцы.

Источник

«Подводные камни» молитвенного правила

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).

зачем читать молитвенное правило. 248962.p. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-248962.p. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 248962.p.

Сопротивляясь хаосу

Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.

Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком­-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.

Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.

Нет регулярности — нет основы

Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.

Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.

Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

«Выигрывая время», проигрываем всё

Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.

Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.

К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.

Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.

И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.

Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.

Чуть меньше, чем можем

Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.

Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.

Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.

Можно ли молиться нерассеянно?

К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.

зачем читать молитвенное правило. 248963.p. зачем читать молитвенное правило фото. зачем читать молитвенное правило-248963.p. картинка зачем читать молитвенное правило. картинка 248963.p.

Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.

Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.

Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.

Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.

Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *