зачем читать анну каренину
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
The American Conservative (США): пришло время перечитать «Анну Каренину»
Этот роман Толстого учит, что сексуальная свобода на самом деле порабощает женщин
«При наших неразумных учреждениях жизнь честной женщины есть беспрерывная борьба против самой себя, и справедливо, чтобы этот пол разделял тягость бедствий, которые он нам причинил». (Жан-Жак Руссо, «Эмиль»)
Теперь, когда, попав в третьею волну феминизма, мы погружаемся все глубже, на самое дно позднего капитализма, мы часто не можем понять, какие средства исцеления у нас остались, если они вообще остались. Какое наполненное здравым смыслом слово может помочь нам отойти от края пропасти, коим является, к примеру, нормализация педофилии, когда тот склон, который все искренне считали нескользким, в действительности привел нас к трансгендерному безумию и прославлению самых разнообразных сексуальных извращений?
Хотя, возможно, существуют и другие способы замедлить темпы распространения постмодернистских сексуальных нравов, я бы предположила, что один из эффективных способов сделать это — взять в руки хорошо знакомую книгу, которой уже 145 лет, а именно роман Льва Толстого «Анна Каренина». Эта история о русской женщине благородного происхождения, которая жила в 19 веке и которая изменила своему мужу, представляет собой не просто занимательный роман, зачитавшись которым вы можете справиться с охватившими многих тревогой и неудовлетворенностью (хотя эта книга хорошо подойдет и для этого). «Анна Каренина» преподносит нам весьма поучительный урок о том, насколько порабощающей может оказаться сексуальная свобода, и в наше время этот урок как никогда актуален.
(Внимание, далее будут спойлеры.)
Несмотря на множество живописных персонажей — у каждого из них есть отчество, которое вы, вероятнее всего, не сможете произнести правильно, — сюжет «Анны Карениной» относительно прост. Женщина (Анна) изменяет своему мужу с молодым офицером (граф Вронский) и сталкивается с негативными последствиями своего поступка (социальное клеймо, разлука с сыном, отчаяние). Однако, разумеется, в книге, в которой почти тысяча страниц (все зависит от перевода и издания), есть масса всего интересного. Читатель наблюдает за тем, как Анна, блестящая светская дама, у которой есть уважаемый муж и умный маленький сын, теряет расположение общества и попадает в чрезвычайно тяжелую ситуацию: она почти умирает, пытаясь родить свою внебрачную дочь; ее изгоняют из приличного общества; ее разлучают с сыном, семьей и друзьями; она сходит с ума от мыслей о том, что ее возлюбленный влюблен в другую женщину; в конце концов она заканчивает жизнь самоубийством. И на протяжении всей этой истории Анна отказывается раскаяться в своем решении изменить мужу. Очевидно, основная мысль, которую Толстой стремится внушить читателям, — что у любовных связей всегда есть последствия.
Но не только это. Анна уходит от мужа к Вронскому в поисках сексуальной свободы, автономии — Толстой выражает эту мысль через слова самой Анны, когда она перекладывает собственную вину на своего любовника: «Да, в нем было торжество тщеславного успеха. Разумеется, была и любовь, но бо́льшая доля была гордость успеха. Он хвастался мной». Угодив во все традиционные ловушки ревности, она винит всех вокруг, кроме себя самой.
В своей супружеской измене Анна стремится обрести силу — уверенность в том, что она все еще способна завоевывать сердца мужчин, потому что ее муж Каренин уже перестал поддаваться на ее уловки. Охватывающая ее жажда контроля гораздо сильнее ее влечения к Вронскому. Разумеется, Анна стала далеко не первой, кто совершил этот грех, — он был подробно описан еще в третьей главе Бытия, — и, хотя некоторое время Анне удается его избегать, ее все более истеричные попытки контролировать Вронского посредством эмоционального абьюза (насилия над чувствами мужчины) только отталкивают его, потому что он сам хочет управлять ей. Тем не менее, ее протофеминистское стремление к равенству не имеет ничего общего с равноправием полов, и полностью завязано на жажде власти — власти над мужчинами.
(Нет, Толстой не ненавидел женщин. Напротив, его отношение к прекрасному полу более чем прекрасно.)
Возможно, вы думаете, что история о женщине, изменившей своему мужу, слишком скучна и невыразительна для нашей современной культуры. В конце концов, в сравнении с сериалами Netflix и всем тем, что было представлено вниманию зрителей в 2021 году, история Анны и Вронского излишне гетеронормативна. Однако, в сущности, адюльтер мало чем отличается от других разновидностей извращения. Толстой это знал, хотя он, возможно, не мог предсказать события XXI века, потому что человеческая природа почти не меняется — ни во времени, ни в пространстве. Человеческое эго жаждет наслаждения, жаждет одобрения общества, которое его порицает. Тем не менее, как показывает судьба главной героини романа, никакого одобрения не хватит для того, чтобы наполнить счастьем человека, живущего во грехе. Колеса непрерывно крутятся.
Хотя физически Анна изменила мужу лишь с одним человеком, Толстой показывает, как она неустанно флиртует с множеством других мужчин, пытаясь воплотить свои желания в реальность. Хотя Анну действительно преследуют мысли о неверности Вронского, она испытывает невероятное волнение, флиртуя со всеми мужчинами, попадающимися у нее на пути, — даже с честным Левиным, чья супруга Китти когда-то привлекла внимание Вронского. Анна чувствует наслаждение, испытывая свою привлекательную внешность и обаяние на каждом ничего не подозревающем мужчине, устраивая игру из того, с какой легкостью она способна влюбить его в себя.
В сочетании с наслаждением от запретного плода этот коктейль из острых эмоций и эго заставляет любовников сделать то, что считалось совершенно неприемлемым в русском обществе того времени: они публично демонстрируют свою неверность, вместо того чтобы наслаждаться ей за закрытыми дверями. Это стало главной попыткой Анны заполучить контроль в свои руки. Излишне уверенная в своей способности подчинять людей своей воле, Анна надеется изменить общество, вместо того чтобы признать свой грех. То же самое происходит с современными активистами, которые требуют, чтобы мы приняли их версию реальности — вопреки биологии, морали и человеческой природе, которые требуют обратного.
В конечном счете жажда Анны все контролировать берет над ней верх и толкает ее на самоубийство. Она задумывает этот акт как месть Вронскому за то, что он не любит ее так, как, с ее точки зрения, он должен любить, — то есть ему нельзя исправлять ее ошибки, нельзя идти против ее воли (последней каплей стало то, что Анна приходит в ярость, когда он предложил уехать из Москвы не в понедельник, а во вторник), и нельзя ничего от нее скрывать. Но ее падение в состояние самоуничтожения показательно. Именно Анна — а не Вронский — ломается под тем давлением, которое оказывает на нее их любовная связь. Она утрачивает способность контролировать и мужчин, и себя, и в конце концов у нее остается еще меньше свободы, чем у нее было, когда она жила с мужем. Ее самоубийство — в ловушке под колесами движущегося поезда — это гротескный, но легко узнаваемый символ ее порабощенного состояния.
Как Жан-Жак Руссо написал в «Эмиле», ущерб для неверной жены всегда больше ущерба, с которым сталкивается неверный муж, потому что она предает не только своего супруга, но и детей. Руссо пишет:
«Несомненно, что никому не позволительно нарушать верность, и всякий неверный муж, лишающий свою жену единственной награды за выполнение строгих обязанностей ее пола, есть человек несправедливый и жестокосердный; но неверная жена делает больше: она разъединяет семью и сокрушает все природные связи; награждая мужчину детьми, ему не принадлежащими, она изменяет тем и другим и к неверности присоединяет вероломство. Итак, важно, чтобы женщина не только была верной, но и считалась таковою со стороны мужа, родных ее, со стороны всего света; важно, чтобы она была скромной, внимательной, осторожной и чтобы в глазах других, как и в ее собственной совести, читалось признание ее добродетели».
История Анны Карениной — это проявление зацикленности на себе со стороны обоих ее участников, однако Анне она приносит гораздо больше несчастий. В конце концов Вронский все равно может появляться в обществе, тогда как Анну порицают во всех приличных домах. Пока Анна сходит с ума от ревности, Вронский посещает клубы и театры. Хотя сохранение репутации, возможно, уберегло бы Анну от этих бед, Толстому, очевидно, кажется, что ее разоблачение неизбежно, потому что Анна с самого начала согласилась связаться с Вронским, живя с Карениным. Правда всегда выходит наружу, и зачастую ее раскрывают те самые люди, которым следует тщательнее всего ее скрывать.
Вероятно, современные феминистки не захотят услышать послание Толстого: сексуальная свобода порабощает женщин. Мучительнее всего, что сексуальная свобода заточает женщин внутри их собственных тел — вопреки тому, что нам пытаются внушить клиники, занимающиеся абортами. Анна жаждет сексуальной свободы, но она получает абсолютную ее противоположность. Ближе к концу романа Анна признается Долли Облонской, что она не просто несчастна, а чувствует себя загнанной в ловушку. Ее инструменты контроля — ее физическая привлекательность и обаяние — хотя и оказывали сильное воздействие на каждую новую жертву, в конечном итоге не помогли ей обрести власть над Вронским. Она знает, что вне уз брака единственный способ удержать его — это ее тело, и то пока не найдется кто-то моложе и привлекательнее.
Контекст
Onet: Толстой, Достоевский и. балет. За что поляки любят российскую культуру?
NYT: Лев Толстой против полиции — идеи графа вдохновляют протест в США
El País: о книге Толстого, помогающей выбрать верный жизненный путь
«В одиночестве потом передумывая этот взгляд, который выражал право [Вронского] на свободу, она пришла, как и всегда, к одному — к сознанию своего унижения. „Он имеет право уехать, когда и куда он хочет. Не только уехать, но оставить меня. Он имеет все права, я не имею никаких». Ей все-таки нечего было делать, нельзя было ни в чем изменить своих отношений к нему. Точно так же как прежде, одною любовью и привлекательностью она могла удержать его. И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее».
Как сказала Анна, ее самоубийство — это избавление, избавление от страданий, которые она сама на себя навлекла, и от того единственного, что у нее осталось, — от ее красоты, от которой больше не было никакого проку.
«Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?» — думала она.
Первородный грех Анны заключается вовсе не в ее убеждении, что женщины должны быть свободны, и даже не в ее стремлении к свободе. Он заключается в ее убеждении, что она найдет больше свободы за пределами своего брака, нежели внутри него.
Ближе к концу романа друзья Анны замечают появившуюся у нее привычку щуриться каждый раз, когда разговор заходит о ее любовной связи, — как будто она старалась не видеть ту правду, которая постоянно всплывала перед глазами. Современный читатель тоже может начать щуриться, чтобы не видеть ту правду, которую ему раскрывает Толстой, а также катастрофические последствия сексуального греха. Но честные люди найдут в этом романе искренний призыв к верности — мотив, который проходит через все блестящие творения Толстого и к которому всем нам стоит прислушаться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Анна Каренина»: анализ романа Льва Толстого
Анализируем роман Льва Толстого «Анна Каренина»: как воспринималась книга при жизни классика, в чем ее актуальность? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Панкратов, литературный критик и создатель телеграм-канала «Стоунер».
«Анна Каренина»: анализ роман Льва Толстого
145 лет назад в январском номере журнала «Русский вестник» за 1875 год (литературный и общественно-политический журнал, где увидели свет произведения многих классиков, от Фета и Тютчева до Достоевского и Лескова) были опубликованы первые главы «Анны Карениной». Как многие другие романы того времени, произведение печаталось по частям вплоть до 1877 года. Последнюю, восьмую часть романа (Каренина умирает в седьмой части) редактор «Вестника» Михаил Катков отказался печатать.
Как роман читался при жизни Толстого?
У читательской публики роман пользовался большим успехом, в начале XX века он был переведен на многие европейские языки. Критики же и писатели после первого прочтения (в большинстве своем) были более сдержанны, они оставались в недоумении или и вовсе давали негативные отзывы. Причина в обоих случаях, кажется, была одна и та же: Толстой написал чрезвычайно современный роман, в котором подписчики «Русского вестника» читали буквально про себя. «Каренина» писалась и переписывалась с 1873 по 1878 год, тогда как время действия в самом романе — 1873–1876 годы.
Каким же образом современные Толстому реалии отразились в «Анне Карениной»?
Практически всеми из возможных способов: герои упоминают реально существовавшие предприятия, реагируют на модные течения общественной мысли, размышляют над недавними реформами и участвуют в крупных исторических событиях.
Самым «несчитываемым» для читателя XXI века остается, пожалуй, первый пункт. Стива Облонский читает либеральную газету «Голос», которую в то время называли «барометром общественного мнения». Константин Левин едет за цветами для свадьбы в известный тогда магазин Фомина. А герои посещают концерты Карлотты Патти и Кристины Нильсон, оперных певиц, гастролировавших в России в 1870-е и вызвавших широкий резонанс у публики.
В светской среде сразу несколько новых тем стали поводом для оживленных споров среди интеллектуалов. В гостиной у Щербацких обсуждают модное явление середины 1870-х — спиритизм и медиумов. Облонский следит за физиологией по статьям ученого Ивана Сеченова, которые выходили в 60-е и 70-е годы XIX века. Левин читает дарвиновские статьи о «происхождении человека как животного», которые как раз впервые публикуются на русском в 1871 году.
Толстой написал чрезвычайно современный роман, в котором подписчики «Русского вестника» читали буквально про себя.
Читайте также
Кажется, как раз за небоязнь встроить в сюжет признаки времени, которые, возможно, быстро устареют, Анна Наринская пару лет назад хвалила Дмитрия Глуховского и его роман «Текст» — за то, что он не оглядывается на вечность, а обращается к современности.
А что насчет более глобальных процессов?
Все это действительно лишь детали — гораздо важнее дух самой эпохи 1870-х. Как точно отмечает исследователь Толстого Эдуард Бабаев, чьими комментариями мы здесь и пользуемся, это было «пореформенное время». В 1861-м отменено крепостное право, становилось все более «немодным» кормиться за счет своего имения; вместе с тем за десятилетие Толстой уже мог оценить, насколько не готовы к реформе оказались сами крестьяне. В 60-х был опубликован роман Чернышевского «Что делать?», в 1864-м стали повторно открываться воскресные школы для рабочих на заводах и фабриках. В 1874 году был принят новый военный устав, по которому 25-летняя служба в армии заменялась 6-летней, а главное — дворяне теряли привилегии вовсе не служить.
Дух перемен витал в воздухе, и главным для Толстого было то, что перемены касались не только положения дворян в обществе, но и института брака и семьи, — хотя институт общественного мнения и порицания оставался по-прежнему весьма строгим. Поэтому он пишет не просто социальный роман, «отзеркаливающий» свое время, а проводит параллели между историями двух донельзя разных браков (ранний черновик романа назывался «Два брака») — Анны с Карениным и Левина с Кити.
Дух перемен витал в воздухе, и главным для Толстого было то, что перемены касались не только положения дворян в обществе, но и института брака и семьи
«Анна Каренина»: краткое содержание и анализ произведения
«Анна Каренина», краткое содержание которой сводится к трагической истории любви, написана Толстым в 70-е годы XIX века. Но не только о семье и браке, счастье и любви стремился рассказать автор «Анны Карениной». Роман раскрывает проблемы цели и смысла жизни, дворянского сословия и простого народа. Поэтому и сегодня каждый читатель увидит что-то свое в произведении «Анна Каренина». Краткое содержание по главам с анализом романа представлено в статье.
«Анна Каренина»: краткое содержание
«Анна Каренина» — роман, который не оставляет равнодушным читателя, ведь его создал гениальный мастер слова — Толстой. «Анна Каренина» поражает тем, как глубоко и точно прорисованы образы, как мастерски изображены пейзажи и как реалистичен быт, и все это — прелестным художественно простым языком, доступным и приятным для чтения.
Каково же краткое содержание «Анны Карениной»? В масштабном произведении несколько сюжетных линий, каждая из которых по-своему раскрывает проблемы и отвечает на вопросы, заданные автором. В целом роман «Анна Каренина» кратко можно описать так:
«Анна Каренина»: начало истории
В московский дом Облонских приезжает сестра хозяина — Анна Аркадьевна Каренина. В семье ее брата, Степана Аркадьевича, царит разлад, так как князь изменил жене Долли с гувернанткой, в чем был уличен.
Искренне жалея супругу, жизнерадостный и беспечный брат Анны Карениной давно не хранит ей верность и не любит ее. С таким же равнодушием он относится к служебным обязанностям, что не мешает князю наслаждаться жизнью.
В это же время из деревни в город приезжает друг Стивы Константин Дмитриевич Левин. Он мечтает жениться на свояченице Облонского, княжне Кити Щербацкой, которую давно любит, но во взаимности которой не уверен. Более того, оказывается, что у Левина появился соперник — граф Алексей Вронский. Мечтая о последнем, Кити отказывает Константину.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Что касается Вронского, то, встречая на вокзале мать, он впервые видит Анну. Встречу омрачает печальное обстоятельство — гибель вокзального сторожа под поездом. Анна отмечает это дурное предзнаменование, но жизнь идет своим чередом.
Анна уговаривает Долли простить Стиву, а затем отправляется на бал, куда приезжают все главные герои романа. Кити, которая восхищалась Анной, вдруг замечает ее беседу с Вронским и в отчаянии покидает праздник. Анна уезжает в Петербург, к своей семье, а Вронский решает следовать за ней. Левин, огорченный неудавшимся сватовством, возвращается в деревню.
«Анна Каренина»: развитие сюжета
Ищете краткое содержание? «Анна Каренина» — произведение интересное, а поэтому советую прочитать полностью.
Пересказывая роман кратко, стоит отметить такие события. Привычная жизнь, к которой вернулась Анна, разочаровывает ее. Она никогда не любила мужа Алексея, который был гораздо старше ее, а теперь и вовсе тяготится его обществом. Не спасает героиню и восьмилетний сын Сережа, который раньше был смыслом жизни. К тому же Вронский не оставляет Анну и всячески преследует ее, за что пару начинает осуждать свет.
Попытки Каренина удержать жену от рокового шага, равно как и стремление самой Анны удержать себя, не приносят успеха. Спустя год она уже ждет ребенка от Вронского, но не находит в себе сил расстаться с мужем.
Только после скачек, на которых Вронский не удерживается на лошади, Каренина открыто говорит мужу о своих чувствах и положении. После долгих раздумий тот решает оставить все как есть и отказывается от развода.
Паутина лжи опутывает всех троих:
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Путешествие по Италии становится счастливым временем для пары. По крайней мере, Анна счастлива, а вот Вронский чувствует, что не может отказаться от прежней жизни.
Что касается сюжетной линии Левина и Кити, то первый долгое время остается в деревне, где старается найти общий язык с крестьянами, жить простой жизнью и слиться с природой. Но, узнав о тяжелой болезни возлюбленной и увидев ее саму, вновь вспоминает прежнюю любовь. На этот раз Кити отвечает согласием и венчается с Левиным.
«Анна Каренина»: краткий пересказ финала
Вернувшись в Петербург, Анна понимает, что общество ее отвергло: ее нигде не принимают, знакомые отказываются встречаться. Оскорбления света коснулись и Вронского, который также тяжело это переживает.
Тем временем Каренин наотрез отказывается дать жене развод, а та тайком приезжает к сыну и мучается от разлуки с ним. На этом фоне между Анной и Вронским то и дело вспыхивают ссоры и скандалы.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
А вот жизнь Анны с Вронским не складывается. Раздираемая противоречивыми чувствами, главная героиня то упрекает Вронского в том положении, в котором оказалась, то обращается к нему с нежностью и любовью. После очередной ссоры, когда Вронский уезжает, чтобы навестить мать, Анна отправляется за ним на вокзал и в порыве отчаяния бросается под поезд.
Дочь Анны берет на воспитание Каренин, а Вронский уезжает воевать в Сербию, мучаясь раскаянием.
«Анна Каренина»: анализ произведения
Чем интересно произведение «Анна Каренина»? Сюжет только на первый взгляд кажется простым, но постепенно становится понятно, как широк круг проблем, затронутых автором, и как многие из них актуальны и спустя полтора века.
«Анна Каренина»: чем вызван интерес читателей к роману
Действие романа происходит на сложном и обширном социальном фоне. Читатель знакомится с самыми разнообразными слоями русского общества прошедших лет:
Все это — герои «Анны Карениной».
Центральный сюжет «Анны Карениной» связан с дворянским обществом. Как великий реалист, Толстой показывает быт этого класса критически, со всеми недостатками. Часто видно противопоставление здоровой крестьянской жизни и развращенного высшего света.
Главной героиней становится представительница светского общества Анна Каренина. Женщина очаровательная и прелестная, она не только красива, ее душевный облик своеобразен и сложен, потому в ней и просыпается недовольство пустой жизнью в высшем свете.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
На фоне равнодушия к мужу встреча с Вронским пробуждает Анну. Жертвуя для него семьей и блестящим положением в обществе, она требует того же взамен. Постепенное охлаждение со стороны Вронского приводит Анну к мысли: «Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?» И она бросается под поезд.
Согласитесь, многие проблемы, раскрытые Львом Николаевичем Толстым, актуальны.
«Анна Каренина»: герои произведения
Глубина и тонкость описания персонажей — то, чем отличается «Анна Каренина». Герои произведения таковы:
Этот замечательный образ — цельная, непосредственная женщина, живущая чувством. Трагизм ее судьбы связан как с ее натурой, так и с условиями социальной среды, которая обрекает женщин на презрение общества и одиночество.
Блестящий представитель великосветской России своего времени. Граф, как молодой и обеспеченный аристократ, ведет соответствующий образ жизни: служит в гвардейском полку, тратит десятки тысяч рублей в год, его любят и уважают товарищи.
Но, встретив Анну, Вронский понимает, что уже не сможет жить как прежде — необходимо что-то менять. Он жертвует честолюбием, свободой, выходит в отставку, отрекается от светской среды и стремится найти иную форму жизни. Однако полного жизненного спокойствия и удовлетворения Вронский не находит.
Самоубийство Анны опустошает его, и в поисках смерти он отправляется воевать в Сербию. Таким образом, конфликт с высшим светом и его догмами становится для молодого графа причиной катастрофы в жизни.
Муж Анны показан как один из так называемых столпов высшего общества — дворян, он представитель бюрократии Москвы. Этот образ Толстой намеренно прорисовывал сатирически, показывая собственное отрицательное отношение к бюрократической сфере. В этой официальной деятельности он видел много лжи и лицемерия, которые и показал очень ярко.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Этот герой — полная противоположность тем, кто относит себя к великосветскому обществу. Он убежденный враг городской культуры, ненавидит жизнь в столице из-за ее лжи, суеты, условного этикета и разврата. Идеал для Левина патриархально-усадебный уклад, жизнь в деревне, сближением с крестьянами.
Для Константина этот путь видится спасительным, но все же он остается барином, хоть и сотрудничает с крестьянами. Толстой уделил много внимания внутренней жизни Левина, описывая собственный кризис самосознания. В этой части он очень автобиографичен.
Что касается его героя, то рационализаторская деятельность в поместье переплетается с поисками личного счастья, любви и желания создать семью. Левину посчастливится найти идеал. В семье, занимаясь мирными хозяйственными занятиями, он обретает смысл жизни, счастье и уравновешенность.
«Анна Каренина»: проблемы
Вот почему столь разноплановой получилась «Анна Каренина», персонажи которой очень отличаются друг от друга. Описывая их жизни, автор поднимает ряд философских и социальных проблем, а именно:
Проблема семьи трактуется в основном с помощью образа главной героини. Анна осуждается не за то, что она, как смелый, сильный и прямой человек, бросает вызов лицемерному высшему свету, но за то, что ради личных чувств разрушает семью, забывает о ребенке и муже.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Что касается дворянства, то Толстой призывает оставить тяготы безнравственной, пустой и нездоровой городской жизни, которая приводит только к разорению и вырождению, и советует обратиться к организации сельского хозяйства, примирить крестьян и помещиков и в этом найти путь счастья.
Именно в автобиографическом образе Левина автор показывает собственный путь, на котором он искал смысл жизни, и утверждает взгляды и мнения, которых достиг в ходе долгих, трудных и мучительных раздумий.
Несмотря на утопичность взглядов, высказанных на страницах этого романа, Толстой был первым, кто на переломе жизни в России ставил такие важные и сложные вопросы, привлекал к ним внимание и предлагал возможные пути решения.
Этот роман стоит перечитывать в разном возрасте, чтобы по-настоящему понять каждого из героев, прочувствовать их беды и радости, да и не помешает восхититься величиной литературного таланта автора, который создал бессмертное произведение.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора