зачем человеку два глаза
Почему у людей два глаза?
Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, зачем человеку нужны два глаза? Почему бы не иметь один зрительный орган, как циклопы? Но не все так просто, ведь именно два глаза обеспечивают стереоскопичность зрения. Данная способность зрительной системы помогает воспринимать объект трехмерным.
Наши глаза расположены на расстоянии около 6 сантиметров друг от друга, что помогает человеку видеть предметы каждым глазом под разными углами. Бинокулярное зрение (видение объекта двумя глазами) позволяет ощущать глубину пространства. Данную способность глаза можно проверить самостоятельно, никакой специальной подготовки не требуется. Для этого Вам понадобится взять любой предмет, например, обычный стакан. Далее нужно поставить его от себя на расстоянии тридцати сантиметров и посмотреть на него обоими глазами. Затем закрыть правый глаз и посмотреть на стакан левым глазом. После то же самое проделайте со вторым глазом. Вам может показаться, что стакан сдвинулся с места, но это иллюзия. Дело в том, что правый глаз будет видеть вещь немного правее его реального положения, а левый — немного левее. Если эти картинки наложить друг на друга, то они будут различными.
Головной мозг, который воспринимает два таких изображения, соединяет их в единую трехмерную картинку. Поэтому, когда человек смотрит двумя глазами на какой-либо предмет, то видит его целиком: форму, размер и расстояние до него. В итоге, если смотреть на любой объект одним глазом, то он кажется плоским, а если, наоборот, двумя, то трехмерным.
Так почему же только два глаза могут обеспечить трехмерную картинку? Это возможно по следующим причинам:
Но два глаза нужны человеку не только для четкого распознавания предмета целиком. Дело в том, что один зрительный орган легко повредить в результате травмы, что может привести к различным воспалительным заболеваниях или даже к полной слепоте.
Именно благодаря наличию двух глаз человек способен воспринимать мир в более ярких деталях и красках.
Почему у человека есть два глаза
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему у вас целых два глаза? Некоторые представители животного мира спокойно обходятся и одним, а вот многим другим, в том числе и человеку, суждено было стать обладателем целых двух глаз. И расположены оба глаза в одной и той же области, на одном уровне, имеют одинаковый цвет и практически идентичную форму. Глаза человека, как красиво говорят писатели, зеркало его души. В глаза мы влюбляемся, глаза запоминаем, и именно взгляд другого человека может вызывать очень сильные эмоции внутри нас. Но все же, все эти вещи теоритически мог бы делать и один глаз, почему же у нас их два? Estet-portal.com нашёл для вас правильный ответ на этот вопрос.
Зачем человеку нужны два глаза
Прежде чем разбираться, зачем человеку нужны два глаза, важно понять, какую функцию в нашем организме выполняет этот парный орган. Даже маленькому ребенку известно, что глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Если говорить медицинской терминологией, глаза выполняют функции свето- и цветоощущения, центрального и периферического зрения, а также стереоскопического зрения, о котором подробнее будет рассказано дальше. Благодаря всем этим функциям человек способен ориентироваться в окружающем мире, защищая себя от воздействия опасных для его жизни факторов. Именно зрение помогает нам быстро определить надвигающуюся опасность, оценить ее размеры, скорость приближения и другие характеристики, а затем максимально эффективно ее избежать.
Почему у нас есть два глаза, и расположены они именно на лице
Почему же глаза – это парный орган? Казалось бы, иметь, например, один большой глаз на ножке над головой, который умел бы поворачиваться на 360°, было бы гораздо практичнее, ведь человеку не пришлось бы поворачивать голову или все тело, чтобы увидеть происходящее позади себя. Но два глаза расположены вместе на лице совершенно не просто так. Именно благодаря такому расположению глаз человек имеет достаточно широкое поле зрения, и при этом способен различать мелкие детали, например, не просто видеть ушко иголки, но и легко вдевать в него нитку. При слишком широком обзоре глазной аппарат слабо был бы приспособлен для рассматривания деталей. А расположение глаз в глазницах объясняется необходимостью максимальной их защиты, ведь один глаз над головой или во лбу был бы очень уязвим для разного рода повреждений.
Как два глаза помогают формировать трехмерное изображение
Как известно, глаза человека могут воспринимать объекты окружающего мира объёмными, оценивая их размер, форму и расположение. Только два глаза могут обеспечить стереоскопичность зрения – способность воспринимать предметы в «ЗD-формате». Объясняется это следующим образом:
Таким образом, именно благодаря тому, что у человека есть два глаза, формируется ощущение глубины пространства, и мы можем воспринимать объекты как трехмерные изображения. Представьте, что все объекты в окружающем мире воспринимались бы нами плоскими, как изображения в телевизоре. Два глаза – это ценный подарок природы, благодаря которому мир воспринимается человеком гораздо детальнее и интереснее.
ООД «Почему у нас два глаза?»
Давыдова Елизавета Григорьевна
ООД «Почему у нас два глаза?»
«Почему у нас два глаза?»
(ООД — дидактическая игра)
Цель. Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования.
Программные задачи. Познакомить детей со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет два глаза; работать над совершенствованием навыков постановки опытов; воспитывать бережное отношение к органу зрения.
Материалы и оборудование.У педагога: шарф для завязывания глаз, косынка, книга, карандаш, бумажный самолетик, обруч, конфета, «чудесный мешочек», любая геометрическая фигура, несколько мелких игрушек.У каждого ребенка: лист, белой бумаги, на котором нарисованы 2 круга, лист белой бумаги, на котором нарисованы 2 фигуры со сложным контуром, карандаш.
Методы обучения: наблюдение, экспериментирование, игра.
Организация ООД. Дети сидят за столами или на ковре.
Ход ООД
Педагог. В прошлый раз мы изучали уши и решили, что они нам нужны. Сегодня поговорим о глазах. Может быть, нам хватит одних ушей и глаза не нужны? Оля, подойди сюда. (Педагог завязывает ей глаза.) Зачем человеку глаза?
Скажи, что я держу в руках? (Оля не знает.) Оля, что я делаю? (Педагог бесшумно совершает два-три действия, например, взмахивает рукой, берет в руки книгу, накидывает на шею косынку; ребенок этих движений не видит и ничего о них сказать не может.)
Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза? Легко ли выполнять задания, если один глаз закрыт? Сколько глаз у человека? (Два.) Закройте один глаз рукой и посмотрите, что я держу в руках. (Дети легко называют предмет.)
Если мы так хорошо видим одним глазом, зачем нам второй? (Педагог внимательно выслушивает все предположения детей.) Чтобы проверить, необходимо ли иметь два глаза, проведем несколько опытов.
Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором нарисованы крути. Возьмите карандаш и поставьте точку в центре круга. (Дети выполняют.) А теперь закройте себе один глаз рукой и поставьте точку в центре второго круга. Посмотрите, когда центр определен более точно. Обведите карандашом контуры сложной фигуры. (Дети выполняют.) Теперь закройте глаз рукой, придерживайте бумагу локтем и обведите контуры второй фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание? Света и Лена будут держать обручи, а Вера и Надя постараются попасть бумажным самолетиком в обруч. (Дети выполняют)
Завяжем им один глаз, и посмотрим, легко ли им теперь выполнить задание.
Замечание: при закрытии одного глаза точность выполнения задания, может быть, и не уменьшится, но работать будет неудобно.
Игра «Что я вижу одним глазом?»
Педагог. Катя, сейчас мы завяжем тебе один глаз. (Выбирается ребенок сидящий в центре группы) Держи голову прямо, не поворачивай ее и называй всех детей, которых сможешь увидеть слева. (Для большей чистоты опыта педагог может придержать голову ребенка, стоя сзади;) (Ребенок показывает) Теперь развяжи глаз. Назови, кого ты еще смог увидеть? Теперь скажи,как лучше смотреть: одним глазом или двумя?
Следующий опыт выполняют все. Закройте один глаз рукой, посмотрите вокруг, не поворачивая головы, и запомните. Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Вы видите то же самое или другое? Почему двумя глазами смотреть лучше? Повернитесь друг к другу лицом. Сидящие справа выполняют задания, которые я буду давать; сидящие слева будут наблюдателями. Они следят за глазами своих товарищей.Задания такие: смотрите вверх (дети выполняют, вниз., на окно., на дверь. Наблюдатели, что вы заметили? (Глаза двигаются) Поменяемся ролями. (Те же задания)
Что можете сказать о свойствах глаз?А теперь трудное задание: попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся влево, а второй — вправо. Наблюдатели, следите за своими подопытными. (Дети пробуют, у них не получается) Что можете сказать о движении обоих глаз?
Ребята, дома проведите этот опыт с кошками и собаками, проверьте, могут ли они двигать глазами. Завтра расскажете нам. (Справка: у собак глаза немного движутся, у кошки — почти не движутся)
Игра «Можно ли обойтись без глаз?»
Педагог. Сейчас поиграем. Встанем беспорядочно в комнате. Завяжем Михаилу глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей. (Миша натыкается на своих товарищей, даже если старался запомнить их расположение).Тот же Миша выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее. (Миша легко выполняет задание; вместо конфеты можно дать кусочек яблока, печенье или любую другую вкусную вещь) Видите, ходить по комнате без глаз не мог, а конфету мимо рта не проносит.
Игра «Есть ли у глаз помощники?»
Педагог. Давайте поможем глазкам. Влад, как только ты будешь подходить близко к товарищу,он скажет: «Я тут», «Обходи» или еще что-нибудь. Посмотрим, что получится. (Дети играют некоторое время) Кто помогал твоим глазам?
Поищем других помощников (игра по типу «Чудесный мешочек»). (Вызванный ребенок определяет на ощупь геометрические фигуры и мелкие игрушки, лежащие в мешочке) Кто был помощником глаз? (Пальчики) А могут ли помощники определить цвет? (Нет)
Заключение Педагог.К каким выводам вы пришли: нужно ли беречь свои глаза? (Да) Зачем это делать? (Педагог добивается глубокого полноценного ответа) В каких случаях может возникнуть повреждение глаз? Как надо беречь свои глаза? Молодцы, вы все правильно поняли. Будем надеяться, что с вами ничего плохого не случится. Давайте вспомним, что же умеют делать наши глаза? Спасибо. Молодцы!
«Как органы человека помогают друг другу?»
(ООД— дидактическая игра)
Цель. Сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга,
Программные задачи. Уточнить представление об основных функциях некоторых органов человека; показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга; развивать быстроту мышления, творческое воображение;продолжить формирование интереса к познанию своего тела: воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и своего товарища, отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование.На каждого ребенка: шарф для завязывания глаз.У педагога: 2 таза, заполненных многочисленными мелкими предметами по количеству детей (тут находятся игрушки, геометрические фигуры, предметы быта и т. п.);ширма, за которой лежат лист бумаги, 2 чашки (одна из них с водой, чайная ложка, колокольчик, кусочек ткани, слегка надрезанный посередине, либо другие предметы, с помощью которых можно издать звук; небольшие (0,5—1 см) кусочки съестного (конфеты, печенья, хлеба, сахара, моркови, яблока и т. п.) по количеству детей; полоски полиэтиленовой пленки, завязанные узлом,в каждую из которой завернуты пахнущие предметы: чеснок, лук, кусочек копченой рыбы, цедра любого цитруса, укроп или семена укропа, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами, и др.
Методы обучения: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Организация ООД. Дети вначале сидят за столами, а потом перемещаются на коврик. Шарфики для завязывания глаз висят на спинках стульев или в ином месте, легкодоступном для детей.
Методические рекомендации. Почти все факты, рассматриваемые на занятии, детям известны, поэтому не следует тратить много времени на их обсуждение. Занятие ведется в быстром темпе, весело, в виде игры.
Ход ООД
Педагог. Ребята, для чего нам нужны глаза? А уши? А зубы? Зачем нам два глаза и два уха? Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам глаза и два уха? (Предположения детей.)
Давайте закроем одно ухо рукой. (Педагог слегка ударяет ложкой по столу.) Вам что-нибудь было слышно? (Да.) Теперь откроем один глаз рукой. Вам что-нибудь видно? (Да.)
Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом. (Педагог внимательно выслушивает объяснения и заключения каждого предлагающего свою теорию)
Давайте снова закроем один глаз. Дети выполняют) Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догадались, зачем нам два глаза? (Чтобы помогать друг другу)
Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое?
А если один орган почему-либо не может работать, могут его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? (Желательно, чтобы это был ответ «пет»)
Вот это мы сейчас и проверим. Давайте перейдем на коврик. (Начиная с этого момента до середины занятия дети сидят на ковре)
Разделим группу пополам. Дети первой команды, завяжите себе глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни одни лучик света не проникал под шарфик. Ребята из второй команды, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому. (Дети выполняют, педагог по необходимости им помогает)
Сейчас я что-то принесу и поставлю среди вас. Вы должны знать этот предмет, а затем определить, что лежит внутри. Каждый определенный предмет кладите рядом с собой. (Педагог берет таз с предметами и ставит его достаточно резко на пол, чтобы раздался стук. Ориентируясь на звук, дети передвигаются к тазу, находят предметы и определяют их на ощупь, поскольку предметов много, каждый успевает вынуть, определить, анализируют ситуацию, следят, как можно определить предмет без помощи глаз)
Все сделали. Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы. Правильно? Теперь завязывают глаза представители второй команды. (Педагог вносит второй таз, и работа повторяется в полном, объеме, теперь за ходом эксперимента наблюдает первая команда)
Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хотя не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вместо глаз? (Ответы: пальцы, руки, кожа — кто как скажет). Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.
Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача — узнать, что я делаю. (Педагог последовательно совершает ряд действий: мнет бумагу, переливает воду из одной чашки в другую, размешивает ложкой «чай», звонит в колокольчик, разрывает кусочек ткани, кашляет, дети каждый раз называют действия. Если дети не поняли, можно повторить действие еще раз, эксперимент проводится быстро, без задержек)
Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что я делала. Кто же заменил вам глазки? (Ответы детей.)
Давайте покажем, как мы дышим. (Дети выполняют) А если у вас насморк и вы не можете дышать через нос, что делать?Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. (Дети выполняют)
Кто заменил нос? (Рот)
Все снова завяжите себе глаза. Протяните руку, я в нее положу что-то съедобное. Определите без помощи глаз, что это такое. (Педагог раздает детям кусочки пищевых продуктов, делает это быстро, стараясь экономить время, начиная с этого момента, дети поняли суть заданий и теперь должны сами придумывать методику решения экспериментальной задачи)
Какой орган работал вместо глаз? (Язык)
Снова протяните руку, я вам снова положу что-то съедобное, но теперь определите это «что-то»без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок. (Педагог быстро раздает полиэтиленовые пленки с пахнущими предметами,дети поставлены перед сложной задачей: надо самим придумать, как получить ответ, поскольку глаза завязаны, они даже не могут копировать друг друга, педагог не подсказывает, ждет, пока сами догадаются. Только в самом крайнем случае, если ребенок совсем растерялся, он может молча поднести руку к носу) Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предмет? Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (Нос)
Вы сидите в разведке в кустах. Надо перебраться с этого места на другое. А вставать и идти нельзя, вас сразу же заметят.
Как вы будете перемещаться без помощи ног? (Дети придумывают и реализуют свои варианты, скорее всего, они поползут с помощью рук)
Вам надо срочно написать записку товарищу, а руки заняты, давайте пересядем за столы. Спрячьте руки за спину. Вот вам карандаши, бумага. Напишите что-нибудь любыми способами. (Педагог оставляет детям, инициативу и смотрит, кто что придумает) Итак, какими органами можно заменить руки? Ноги?
Коля и Вася, встаньте далеко друг от друга. Вы в разведке, разговаривать нельзя, а Коля хочет позвать Васю к себе. Как ты сделаешь? (Ждем, пока Коля сообразит подать какой-нибудь знак. Разрешаем, помощь других детей)
Теперь Саша и Миша разойдутся в разные концы комнаты, будут переговариваться друг с другом с помощью жестов. Мы стараемся понять, что они скажут друг другу. (Оба вызванных ребенка должны быть раскованными и инициативными)
Чем можно заменить речь? (Жестами)
Педагог. Что нового и полезного мы узнали сегодня?
ООД — дидактическая игра «Почему у нас два глаза?» (ООД — дидактическая игра) «Почему у нас два глаза?» Цель. Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования. Программные.
Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.
Конспект ООД по развитию речи детей 2–3 лет «Петушок у нас в гостях» «Петушок у нас в гостях» Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: 1. Вызвать радостное.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Девочки и мальчики-два мира, два полюса» Цель: создание условий для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах гендерного подхода к воспитанию детей. Задачи: • Познакомить.
ООД по художественной литературе «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ООД по художественной литературе в подготовительной группе Тема: «Чтение: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий.
Конспект ООД «Почему снежинки летают?» Почему снежинки летают? (Свойства снега) Программное содержание: дать представление о снеге, снежинках, развивать навык наблюдательности,.
Полезная информация для педагогов и родителей «Почему дети нас не слышат?» Полезная информация для педагогов и родителей: «Почему дети нас не слышат?» «Сколько раз повторять?» • «Сто раз надо повторять» • «Как об.
Зачем человеку два глаза?
Ученые нашли участок мозга, который позволяет точно оценивать расстояние до предметов даже одним глазом, и разобрались, как он это делает. Виртуальная реальность уже скоро станет гораздо объёмнее, а стереоскопическое зрение более не является синонимом бинокулярного.
Обеспечивается этот феномен сопоставлением зрительной информации, получаемой от двух глаз, но с «разного угла». Объединение этой информации в головном мозге является ключевым этапом для реализации трёхмерного зрения: нередки случаи, когда каждый глаз по отдельности видит нормально, но «точной» объемной картины не получается. Но это не единственный способ жить «полной трехмерной жизнью».
Большинство людей, потерявших один глаз или от рождения не обладающих бинокулярным зрением, всё-таки способны примерно оценивать дальность предметов. Раньше ученые полагали, что делают это они очень приблизительно: исходя из знания истинного размера или скорости движения наблюдаемых объектов, человек может представить себе расстояние до них. Кроме того, всегда можно оценить положение и размеры неизвестного объекта, сравнивая его со знакомыми предметами.
Рочестерские ученые под руководством Грега Деангелиса предложили и обосновали способность реконструировать «стереокартины» с помощью одного глаза и движения человеческого тела.
В своем эксперименте нейрофизиологи оценивали электрическую активность отдельных нейронов и их групп в двух видах опытов на макаках (Macaca mulatta).
Электрическая активность сетчатки глаза и в том и другом случае была одинакова. Однако в первом эксперименте ученые зарегистрировали активность нейронов и в средней височной области, получающей информацию не только от зрительного анализатора, но и от рецепторов мышц. Во втором случае ничего подобного зафиксировать не удалось.
Для чего человеку два глаза, почему они именно на лице: что науке известно нашем зрении
Однако некоторые люди упорно разрабатывают и доказывают теории по самым разным темам – эта тоже не стала исключением. А потому стоит уделить ей чуть больше внимания.
Почему два глаза?
Потому что в паре они дают человеку то, что один не в состоянии. Речь идет о стереоскопичности зрения.
Глаза находятся примерно на расстоянии 6 сантиметров. Соответственно, человек видит вещи под разными углами.
Плюс ко всему, благодаря бинокулярному зрению мы можем воспринимать глубину пространства. Это очень легко проверить! Надо поставить перед собой будильник примерно на расстоянии 30 сантиметров. А потом посмотреть на него обоими глазами. Затем закрыть правый и взглянуть вновь. После этого то же самое сделать с левым. Будет казаться, словно будильник переместился и находится теперь в другом положении.
Это логично. Правый глаз видит предмет чуть правее, а левый, соответственно, немного в противоположной стороне. И если эти изображения наложить, то они не совпадут.
О поле зрения и других нюансах
Многие люди, несмотря на вышесказанное, продолжают фантазировать. А что если бы у человек был один огромный глаз, способный вращаться на 360 градусов? Может, он отличался бы большей практичностью? Нам не пришлось бы поворачивать свою тело или голову, дабы увидеть, что происходит сзади!
Возможно, в этом есть какая-то логика. Но именно благодаря двум небольшим глазам человек получил столь широкое поле зрения и способность различать мелкие детали. Он может даже вдеть в иголочное ушко нитку! Если бы у нас был один огромный глаз, то мы бы не могли различать детали.
А что касательно положения, то тут и так все понятно – глазные яблоки находятся на лице в глазницах потому, что так они наиболее защищены от негативного внешнего воздействия.
Трехмерное изображение
Окружающий мир мы воспринимаем объемно. Каждый человек с нормальным зрением может оценить размер, форму и местоположение того или иного предмета. Это обусловлено центральным расположением сетчатки и спецификой нервных волокон.
Вообще, наши глаза можно сравнить с любым оптическим прибором. Мы не можем одинаково хорошо видеть картинку во всей ее глубине! Нужно концентрироваться, фокусироваться. И тогда какой-то объект кажется четким, а те, которые находятся вне поля зрения в данный момент, – размытыми.
А вот об этом можно говорить долго и много. Если вкратце, то цвет радужной оболочки зависит от плотности ее волокон и распределения меланина в слоях.
Меньше всего этого пигмента в светлых глазах. Кстати, многие младенцы появляются на свет с голубым оттенком, но потом он меняется, поскольку меланин начинает активно вырабатываться лишь после рождения.
А еще есть такое удивительное явление как гетерохромия – глаза разного цвета. Это не патология. Просто в глазах меланин распределен по-разному, так бывает. Чаще всего у животных, кстати.