зачем человек познает себя обществознание 6 класс
Зачем человек познаёт себя
Ответ или решение 2
Самопознание — это прежде всего результат ежедневной работы. Счастливые люди живут дольше. У них крепче иммунитет, лучше работает сердце и другие органы. Именно для полноценного счастья нужно разобраться в себе, понять, что же нужно твоему внутреннему Я. Именно самопознание может привнести в жизнь ощущение гармонии.
Примерный алгоритм действий на пути к самопознанию
Благодаря этим навыкам обыденность начнет изменяться в лучшую ситуацию, как, собственно и ты.
Счастливая повседневность
Улыбка — залог хороших отношений
Старайся всегда быть искренним и доброжелательным. Это поможет раскрыть положительные эмоции.
Прощение врагов
Незачем собирать мусор обид. Ничто так не разрушает внутреннее равновесие, как застарелые обиды.
Прощение себя
Этим тоже нужно овладеть. Будь оптимистом, а улыбчивые люди не оглядываются на прошлые ошибки, которые способны задать негативную установку.
Повышение самооценки
Если тебе больно слышать в свой адрес критику, то сначала успокойся. Запомни, что люди могут осуждать без оснований. Если ты хорошего мнения о себе, то это уже половина успеха в твоем развитии.
Настрой на хорошее
Запоминай все хорошие моменты, можешь их записать. Эти воспоминания подарят тебе теплое душевное спокойствие в минуты переживаний и сомнительных тревог.
Люди, которые живут полноценной внутренней жизнью и потому представляющие интерес для самих себя, намного легче переживают конфликты, тяжелые жизненные ситуации. Это объясняется тем, что познавая себя, ты учишься концентрироваться на своих потребностях, искать те необходимые черты, благодаря которым твое Я будет наполнено полноценным счастьем.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Параграф 2. Человек познает мир
Проверим себя. (страница 23-24).
Исследование человеком своих возможностей и способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.
Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их.
Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»
В классе и дома.
Стоит пересмотреть самооценку.
Помогать папе по домашним делам. Причины успеха в том, что я смотрю, как она делает и повторяю за ним.
Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Вы, возможно, лучше рисуете, чем сестра, или вам легче даётся математика При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, уделу, которое он делает много лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или ленимся развивать до уровня талантов.
Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) — окончил университет в 10 лет. 24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета — ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу «Кто хочет стать миллионером». Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет. Первые свои слова мальчик сказал в 4 месяца, в 6 месяцев он сказал на приеме у педиатра «У меня инфекция в левом ухе» (я уверен, врач упал в обморок), и научился читать в возрасте 10 месяцев. Когда Майклу было 4 года, он успешно прошел математический тест Джона Хопкинса для одаренных детей (Johns Hopkins precocious math program). В 6 лет Кевин закончил школу, поступил в Santa Rosa Junior College, и в 10 лет окончил ее по специальности «геология и археология». Майкл попал в книгу рекордов Гиннеса как самый юный выпускник университета, получивший степень бакалавра по археологии. Также ему принадлежит рекорд как самому молодому аспиранту (в таком возрасте я лично только девочек в школе за косички дергал и учился в 3 классе). В 2006 году Майкл стал известным во всем мире после победы в игре «Gold Rush» и выигрыша 1 миллиона долларов.
Мои способности: Я могу делать уборку по дому, у меня не получается шить, я хотела бы научиться играть на гитаре. Мои поступки: мне не нравится, когда я жадничаю; мне нравится, когда я проявляю сочувствие; я хотела бы быть более общительной.
Познание человеком мира и самого себя
Урок 4. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Познание человеком мира и самого себя»
У персидского поэта Абу Абдаллах Джафара Рудаки есть такие строки:
«С тех пор, как мир возник во мгле,
Ещё никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Победы всех земных племён
На всех наречьях всех времён
Познанья путь хвалой венчали
И на скрижалях начертали:
«Познанье – сердца яркий свет,
Защита от житейских бед».
И действительно, на протяжении всей своей жизни человек постоянно пытается узнать что-то новое.
Вам уже знакома библейская аллегория об Адаме и Еве, об их беззаботной жизни в райском саду, где росли самые разнообразные деревья, плоды которых они могли употреблять в пищу. Бог запретил первым людям лакомиться плодами с древа познания добра и зла. И только хитрый и коварный Змей уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны из рая.
Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?
Возможно, ею двигало любопытство, а любопытство – не порок, а проявление тяги к познанию, если, конечно, человек не суёт нос в чужие дела.
Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас, и он может быть бесконечным.
В процессе своего существования мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни, например, о том, как приготовить еду, как заштопать дырку на одежде, как вырастить цветы, что такое велосипед и почему он движется и не падает.
Итак, мы можем говорить о том, что познание – это вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.
Принято выделять два способа познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание окружающего мира с помощью органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
С самых первых мгновений своей жизни человек воспринимает холод, звуки, свет, запахи, вкусы и прикосновения. Одним словом, всё окружающее человека так или иначе воздействует на его органы чувств. Согласитесь, один раз взявшись за горячую сковородку, вы надолго запомните неприятное ощущение, и вряд ли уже осознанно повторите это действие ещё раз.
Рациональное познание – это познание посредством мышления.
К мышлению принято относить любую познавательную деятельность человека. Это может быть:
· Анализ – разделение на части предмета или явления.
· Синтез – объединение разделённых анализом частей и выявление между ними существенных связей.
· Сравнение – сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
· Классификация – объединение предметов по их признакам.
· Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам.
· Конкретизация – выделение частного из общего.
· Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Более подробно вы узнаете об этом в старших классах.
Любое познание заключается в исследовании человеком своих способностей и возможностей, поиск именно той деятельности, которая будет им соответствовать. Изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей. Понимание себя как части общества, группы, осознание своего духовного и нравственного «Я».
Человек взаимодействует с окружающим миром и активно познаёт его в процессе различной деятельности. Это могут быть общение, труд, учёба, игра или творчество.
Например, посильная помощь в ведении домашнего хозяйства помогает расширить представление о труде, его важности и необходимости. Помогая по дому, можно узнать о свойствах некоторых вещей и изменениях, которые с ними происходят. Например, когда вы жарите блинчики, то сперва делаете жидкое тесто, которое, попадая на сковородку, меняет своё первоначальное состояние благодаря высокой температуре.
Так что в следующий раз, когда родители попросят вас помочь по дому, не считайте это нудной обязанностью, но возможностью поэкспериментировать, узнать что-то новое. При этом постарайтесь сделать так, чтобы ваши эксперименты не зашли слишком далеко.
Познание мира начинается с пространства, в котором человек живёт и действует. Со стремления узнать себя и оценить свои способности.
Исторически сложилось так, что это стремление было не только результатом развития пытливого ума человека и природной любознательности, но и важнейшим условием для выживания человека и приспособления его к условиям окружающего мира.
Например, наши предки включали детей в различную деятельность с самого раннего возраста.
Именно в процессе познания, наблюдая за повадками диких животных, первобытный человек смог получить те знания, которые помогли приручить их.
Учёные считают, что наши предки приручали многих самых непредсказуемых животных – волков, антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов.
Некоторые учёные считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и огромных пещерных медведей.
Или приведём другой пример. Вы, наверное, не раз слышали выражение «спартанское воспитание». Это система гражданского воспитания мальчиков в греческом городе-государстве Спарта.
Спартанских детей подвергали разным испытаниям. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом, метать копьё. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся, могли просто погибнуть. Такие жёсткие методы познания окружающего мира способствовали тому, что спартанцы считались одними из самых искусных воинов античного мира. Достаточно вспомнить хотя бы подвиг спартанского царя Леонида, который вместе с тремястами лучшими своими воинами смог достойно противостоять в фермопильской битве армии персидского царя Ксеркса Первого.
В наши дни основным способом познания окружающего мира для вас прежде всего является учёба в школе.
На уроках биологии, физики, химии приобретаются знания о природе, на уроках истории и обществознания – об обществе, в котором мы живём, об истории нашей страны и так далее.
Формированию полезных навыков и опыта в различных сферах деятельности способствует и общение с другими людьми. Например, вы можете почерпнуть новые знание об окружающем мире, общаясь с родителями, учителями или вашими сверстниками, друзьями и подругами.
Такое общение не только позволяет узнать что-то новое, но и даёт возможность получить ответы на волнующие вас вопросы. Попробуйте вспомнить, о чём чаще всего вы говорите со своими друзьями или родителями, о чём спорите? Согласитесь, что многое из этого позволяет познать окружающий мир и влияет на его восприятие вами.
Ведь как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила».
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства дома и производства автомобилей, для лечения больных и управления государством, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям человек развивается, его интеллект благодаря знаниям общества движется вперёд.
Познание мира тесно связано с познанием человека самого себя. Как говорил английский писатель Бернард Шоу: «Интерес человека к миру – это просто переизбыток его интереса к самому себе».
Согласитесь, что каждый из вас задавался такими вопросами, как «Кто я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?» и многими другими.
В качестве психологического теста попробуйте на досуге написать своё имя на листе бумаги, а затем на каждую букву записать определение, которое будет вас характеризовать.
Именно сейчас вам предстоит разобраться в себе, в ваших отношениях с окружающими и дать своим действиям правильную оценку. Это очень сложная задача, которая будет под силу не каждому взрослому, но она позволяет накапливать необходимые для взрослой жизни знания и опыт.
Ведь как говорил русский писатель Лев Толстой: «Что я такое? С тех пор, как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудиями разума, а всей жизнью».
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали о том, что такое познание и как оно связанно с познанием человеком самого себя.
Осознавая себя и сравнивая с другими людьми, человек познаёт окружающий мир. Стремление человека понять и оценить свои способности помогает ему выжить и успешно действовать в окружающем мире.