зачем чацкий вернулся в дом фамусова
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. «
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера «Семейная тайна», которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией «Горе от ума», которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим «единым лицом двадцатитысячную армию». В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители «века минувшего» чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время «ужасным веком». Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием «ума» во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: «Умный, бодрый наш народ», — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу «Горе от ума», по оценке критиков, самая «антибарственная» комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Ответьте на вопросы
Действующие лица
https://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html
Действие в Москве, в доме Фамусова, в течение
одного дня.
3 года не был в Москве.
Автор не уточняет, откуда приехал Чацкий в Москву.
Он мог вернуться как из-за границы, так и из путешествия
по Российской империи.
Каково положение Молчалина в доме Фамусова?
Раньше Молчалин жил в Твери, откуда его и взял к себе Фамусов:
«. В Москву переведен через мое содейство».
Фамусов относится к Молчалину как к своему слуге, секретарю,
которого он приютил,» безродного пригрел» в своем доме и
«дал чин асессора и взял в секретари».
Фамусов опасается того, что небогатый провинциал придет
свататься в их известную семью. Отдавать замуж Софью за
него он не собирается. Не ровня.
Как относятся в доме Фамусова к Скалозубу?
Подходящей партией для Софьи Фамусов считает Скалозуба:
“Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам
и чин завидный, не нынче завтра генерал”.
«И золотой мешок, и метит в генералы».
На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту
дворянской Москвы.
Они многолики, но всех объединяют крепостнические
взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие:
«При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски
М. Ю. Лермонтов
Третье действие комедии происходит в доме Фамусова,
в доме, где «все двери настежь». Чего, кстати, не скажешь,
о людях, об их мыслях, чувствах и намерениях.
Все собрались, чтобы громогласно объявить, подтвердить,
провозгласить весть о сумасшествии Чацкого.
«С ума сошел! Прошу покорно!»
Анализ эпизода
В гости к Фамусову приезжает элита московского общества. Все приезжие были противниками чего-то нового, а также их сильно интересовало богатство и место, которое занимал человек в обществе, т. е чины.
План для сочинения или анализа:
Краткое описание бала в Горе от ума
Бал — это важное событие, которое имеет большое значение, на нём собирались все представители высшего общества, так сказать, «сливки общества».
Чацкий не был в Москве три года и приехал без приглашения, поэтому там его особо никто и не ждал. Он вернулся в Москву с одной целью — жениться на Софье, дочери Фамусова. Но вдруг узнаёт, что во время его отсутствия она влюбилась в другого. Ее новым возлюбленным был Молчалин, это очень удивило Чацкого. И самый пик его возмущения наступает на балу.
Но как только к дому Фамусова, где будет происходить действие, начали подъезжать гости, Чацкий активно начал со всеми общаться и смотрел на всё это со стороны, он сразу подметил глупость и лицемерие приглашённых. В воздухе буквально кружила лесть, комплименты, все пытались понравиться друг другу, но параллельно смеялись друг над другом.
Конфликт с обществом можно было предвидеть, ведь Чацкий — человек «века нынешнего», он был против всего старого, считал, что служить нужно не людям, а делу, также не любил подхалимство и лесть. Со временем, проведённым в фамусовском обществе, Чацкий понял, что у него нет ничего общего с ними, потому что гости были другого видения, а также им не нравилось поведение героя, и конфликта избежать было невозможно.
На балу Чацкий встречает друга Платона Михайловича, который спустя время очень изменился и не в лучшую сторону. После свадьбы с Натальей Дмитриевной он стал подкаблучником, она постоянно его контролирует. Платон Михайлович всё понимает, но не пытается что-то менять.
Потом приезжает семья Тугоуховских с дочерьми, которые находятся в поиске женихов, но узнав, что Чацкий небогат, прекращают с ним общение. Следующей гостьей была Хрюмина. Она была зла на весь мир и вечно недовольна из-за того, что не могла найти себе суженого. Она вела себя высокомерно, проявляла интерес ко всему зарубежному, а не только к каким-то нарядам, потому что считала это модным, а Чацкий высмеивал это. А Загорецково и вовсе не любят из-за его мошенничества и лжи, но он обладает особенным даром, который позволяет находиться в обществе.
Также на балу присутствовал Скалозуб — военный, который был карьеристом. Он был богат, считал, что всё должно быть по старым порядкам. Из-за своего состояния стал самым желанным гостем, потому что Фамусов видел его возможным женихом для своей дочери.
Ещё была Хлестова — жестокая пожилая дама, которая взяла с собой на бал собаку и арапку-девку. Единственная женщина, которая равнодушно относилась ко всему иностранному. Она всегда имеет свою точку зрения и знает, чего она стоит.
И Репетилов — гость, прибывший на бал самым последним. Он ненадёжный и пустой человек, делает всё только для своей выгоды. Например, его брак был с расчётом на то, что тесть поможет ему в карьере, но этого не случилось.
Находясь на балу, Александр Андреевич только и делал, что высмеивал всех и шутил над ними, что не нравилось всем гостям. Их недовольство способствовало тому, что его начали считать сумасшедшим.
Ближе к вечеру на балу прошёл слух о безумстве Чацкого, который пустила Софья. Скорее всего, она сделала это неосознанно, возможно, она имела в виду, что Александр Андреевич сошёл с ума от любви и не отстаёт от неё, а какой-то гость услышал это и начал говорить другим, это предшествовало столь быстрому распространению слухов. Софья знала, что её неправильно поняли, но не стала объяснять свои слова, она хотела отомстить за Молчалина. Позже все начали выяснять причину сумасшествия и пришли к выводу, что всему виной является учёба. На этом и закончился любовный конфликт в комедии.
Фамусовское общество было довольно злым и имело свой страх. Люди были против каких-то новшеств, они придерживались только старых традиций. Страх общества заключался в том, что они боялись образования и науки, поэтому хотели уничтожить все книги. Это показывает фрагмент «Собрать все книги бы да сжечь» из слов Фамусова.
Гости с самого начала не приняли Чацкого с распростёртыми объятиями, потому что они считали себя умными и «высшим классом», а он лишь смеялся над ними. Весь вечер в доме Фамусова царила напряжённая атмосфера. Также Александру Андреевичу казалось, что он попал на какую-то выставку из-за того, что гости постоянно чем-то хвастались, например, чинами или богатством.
Фамусовское общество решило, что признать Чацкого сумасшедшим куда проще, чем сказать, что он прав. Он именно на балу узнал настоящее отношение Софьи к нему. Чацкий остался совсем один, даже его друга Репетилова убедили в том, что Алесандр Андреевич — сумасшедший. Он ощущает себя лишним на балу и утром уезжает на карете.
Место сцены бала в сюжете комедии
Эта сцена имеет важное значение в комедии, ведь это кульминационный момент, именно на балу происходит два конфликта: любовный и общественный. Также этот эпизод является не только кульминацией, но и развязкой для некоторых сюжетных линий. Таблица описания конфликтов:
Общественный | Любовный |
Это конфликт между Чацким и Фамусовским обществом. Он возник из-за того, что гости на балу считали себя умными, образованными, а Чацкий отличался умом, а его лучшие человеческие качества заставляли их думать, что он сумасшедший. Он только и делал, что смеялся над гостями, потому что он видел их лицемерие и глупость, и таким образом он мог как-то словесно их унизить. К сожалению, отрывок вопроса из монолога Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», заданного Фамусову, был риторическим, потому что ничего хорошего не случится, пока общество будет состоять из таких людей, как фамусовское общество. | Это были взаимоотношения между Чацким и Софьей. Он вернулся в Москву спустя три года ради неё, но узнал, что она полюбила другого — Молчалина. Но на балу Чацкий понял, что Софья очень изменилась, да и люди, окружающие его в Мокве, сплошь одни лицемеры. Именно Софья распускает слух из-за желания отомстить ему за Молчалина. |
Общественный конфликт в этой комедии неразрешим. Но можно сказать, что Чацкий не победил в этих двух спорах, ведь он уехал из Москвы одиноким и разочарованным. Его чувства уничтожены, у него не осталось надежд, что его поймут в этом обществе.
Тем временем фамусовское общество даже не поняло, что же произошло. Они даже не понимали шуток Чацкого и, сказав, что он сумасшедший, сделали хуже себе. Даже сейчас в похожих компаниях не любят тех, кто много говорит и выставляет себя слишком умным. Без них комфортнее и спокойнее. Похожая судьба была и у Печорина, и у Онегина, ещё их объединяло то, что они все не смогли находиться в обществе.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» даже сейчас не потеряла свою ценность. Наоборот, сейчас можно очень часто услышать цитаты из этого произведения.
Примеры сочинений: За что и против чего борется Чацкий?
Пример сочинения №1
Сюжет пьесы «Горе от ума» основывается на борьбе главного героя — Чацкого, с фамусовским обществом. За что же и против чего борется Чацкий?
В первую очередь, Чацкий борется против консервативных людей, застрявших в прошлом и не желающих развиваться, двигаться дальше. Будучи сильной и не привыкшей ни от кого зависеть личностью, Чацкий не может смирится с неправильным, однако устоявшимся укладом жизни, пытается донести это до других, но каждый раз вызывает неодобрение, что, впрочем, никогда его не останавливает.
Идеи Чацкого очень схожи с идеями декабристов, он так же выступает за отмену крепостного права, улучшение качества образования и развития страны и собственных идей вместо копирования у иностранцев.
Также Чацкий выступает против лицемерия, он не одобряет гонение за чинами, попытки сделать всё, чтоб только угодить людям, стоящим у власти. Герой считает служение Родине — делом чести и священной обязанностью и система чинов оскорбляет его взгляды. Чацкий считает, что лесть равносильна преступлению, а потому недопустима.
Кроме очевидной борьбы Чацкого с фамусовским обществом, есть ещё одна, менее значимая борьба — борьба не идеалиста, но простого человека — борьба Чацкого за любовь. Чацкий любит Софью, но даже отдаваясь этому чувству, Чацкий не предаёт своих принципов. Он ненавидит ложь и поэтому винит свою возлюбленную даже не в том, что она предала его и распустила о нём сплетни, а в том, что она не рассказала ему правду. Из последнего монолога Чацкого кажется, что поступки Софьи заставили его её разлюбить, однако, тот факт, что он уезжает, а не устраивает скандал, говорит о его бесконечной любви.
Образ Чацкого — это типичный образ высоконравственного человека, а потому он остаётся актуальным даже спустя много времени. Такие, как Чацкий, были и будут всегда, а значит борьба умного человека с невежами никогда не закончится.
Пример сочинения №2 с планом и цитатами
План
1. Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”.
2. За что и против чего борется Чацкий?
3. “Горе от ума” – отражение нашего общества
Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…
Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха.
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:
Тут был, как громовой отвод.
Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:
Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:
Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…
Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.
Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия «Горе от ума». Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.
Пример сочинения №3
Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря.
К первому относились люди “минувшего века” – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.
Ко второму лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет “век нынешний”.
Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.
Сам Грибоедов о своем произведении говорил: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящегочеловека”. Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле.
Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных. Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей.
Внучка графини Хрюминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от “французской модистки”. Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.
Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала.
Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о “сумасшествии” Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.
“Горе от ума” – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий “лишние”, они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим.
По этой причине произведение Грибоедова было и будет актуальным.
Пример сочинения 1
Победа России в войне 1812 года показала силу и мощь русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту отечества. Но, разбив полчища Наполеона, русский народ-победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Возмущенное этим положением передовое русское офицерство поднимается на борьбу за облегчение участи народа. Это приводит к расколу в дворянском лагере. Атмосфера этого раскола и воспроизведена в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В доме Фамусова столкнулись две эпохи: «век нынешний и век минувший». Грибоедов показывает, что старое русское барство живет по своим, давно устоявшимся обычаям. Здесь заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, о том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Самым ярким представителем старой барской Москвы является Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. На то, что это «человек известный», указывает фамилия. Фамусов управляющий в казенном доме, но к службе относится формально. Служит же он для того, чтобы «чины добыть», ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, но, «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов поучает молодежь: «Учились бы, на старших глядя». Сам же Фамусов, достигнув «степеней известных», службой практически не занимается, он только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их. Больше всего он боится скопления бумаг, поэтому и заявляет:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай тот такой:
Подписано, так с плеч долой.
Неделя этого государственного чиновника заполнена посещениями приемов, обедов, ужинов, именин и крестин. На службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы «порадеть родному человечку» и помочь ему сделать карьеру.
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому он ищет для своей дочери соответствующую пару. «Кто беден, тот тебе не пара», — внушает он Софье, разъясняя ей, какой человек может быть принят в семью:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Вот почему Павел Афанасьевич обращает свое внимание на полковника Скалозуба. Ведь полковник «не нынче — завтра генерал». Фамусова совершенно не волнует, что полковник глуп, что он «слова умного не выговорил сроду», что может рассуждать только о «петличках», командах, маршах, а когда речь заходит об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили.
Все окружающие дают ему иронические характеристики. По определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Чацкий же считает его «созвездием маневров и мазурки». Мечта Скалозуба — стать генералом, что очень возможно, так как «вакансии как раз открыты»:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Но Софья отдает предпочтение скромному, безродному Молчалину. Молчалин не родственник Фамусову, но оказался у него на службе потому, что обладает теми достоинствами, которые особенно почитаются в фамусовском обществе. К числу своих достоинств Молчалин относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят. Он мастер в искусстве поднять платок, вовремя погладить моськувлиятельной старухи. За все это Молчалин уже имеет три награжденья и чин асессора. Он четко выполняет наказ отца: «Угождать всем людям без изъятия». Естественно, тем, кто выше по положению.
Гости, съехавшиеся в дом Фамусова на бал, представляют собой групповой портрет этого общества. Здесь, на балу, раскрываются все те принципы, по которым живет барская Москва.
Фамусовскому обществу противостоит Чацкий — человек «века нынешнего». В гостиной Фамусова Чацкий кажется человеком из другого мира. Образованный, умный, Чацкий не принимает законов жизни старой Москвы. На поучительный рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает презрительной репликой, характеризующей век Екатерины как «век покорности и страха». У него свое представление о служении отечеству, а прислуживаться он не может и не хочет. Прогресс общества Чацкий связывает с расцветом личности, с развитием наук и просвещения, что не только чуждо фамусовскому обществу, но и пугает его. Именно в просвещении барская Москва видит причину того, что много «безумных развелось людей, и дел, и мнений».
От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу российской государственности — крепостное право. Он выступает против самого страшного проявления крепостничества — торговли людьми. С возмущением рассказывает о том, как один помещик распродал за долги крепостной балет, а другой обменял своих верных слуг на борзых собак. Гнев Чацкого также вызывает низкопоклонство дворян перед Западом. Двери дворянских домов раскрыты перед иностранными гостями, которых с восторгом принимают в России. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий считает, что преклонению перед иностранным способствует вся система воспитания в дворянских семьях, куда приглашают иностранцев-гувернеров «числом поболее, ценою подешевле», которые воспитывают подрастающее поколение в сознании, «что нам без немцев нет спасенья». В дворянских семьях до такой степени все на иностранный лад, что даже речь московского барства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским». И от имени молодого поколения Чацкий выступает за возрождение национального лица России, «что умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».
Пример сочинения 2
В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом — основным конфликтом в комедии.
Представителями московского общества являются: старуха Хлестова, князь и княгиня Тугоуховские, Хрюмины, Скалозуб, Софья, Молчалин, Горич, Загорецкий, Репетилов и другие. Жизнь этого общества занята обедами, балами, карточной игрой и сплетнями. Перед высшими по положению они угодничают и льстят, а их отношение к крепостным очень жестокое: их меняют на собак, разлучают с родными и продают по одиночке. Главным представителем московского общества является Фамусов. Больше всего в людях его интересует их общественное положение. Поэтому для своей дочери он желает мужа со «звездами и чинами». На эту роль, по его мнению, идеально подходит Скалозуб, который «и золотой мешок, и метит в генералы».
Фамусова не беспокоит умственная ограниченность Скалозуба, его солдафонские манеры. Однако, не смотря на все усилия отца, Софья выбирает Молчалина. Молчалин молод и энергичен, у него есть своя «философия жизни» — «угождать всем людям без изъятья». Личная выгода и корысть стоят для него на первом месте. Он ни в чем не имеет своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Для достижения своих целей Молчалин прикидывается влюбленным в Софью.
Противоположностью Молчалина является Чацкий. Грибоедов изобразил Чацкого, как яркого представителя «века нынешнего». Молодой человек-дворянин, небогат, достаточно образован, имеет свое мнение на многие проблемы современности. Он восстает против крепостного права, пустого образа жизни, неразумного воспитания, недобросовестной службы. Но так как остальные герои комедии относятся к «веку минувшему», то они просто не понимают Чацкого. Фамусовскому обществу чуждо все то, о чем он рассказывает. Если для Молчалина прислуживать другим считается нормальным, то Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А если и находятся люди, которые его понимают, например Горич, то они просто боятся идти против общественного мнения. Когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, он вынужден уехать из Москвы.
Таким образом, характер основного конфликта в комедии состоит в противостоянии Чацкого фамусовскому обществу. В результате этого противостояния Чацкий оказался в полном одиночестве. Его обличительные монологи не вызывают у присутствующих сочуствия, и весь «милльон терзаний» Чацкого оказывается напрасным. Однако это не так. Дело в том, что в образе Чацкого Грибоедов изобразил передовых людей, желающих служить Отечеству.
Пример сочинения 3
В комедии Грибоедова описан конфликт века минувшего (московской аристократии начала 19 ст.) и века нынешнего (прогрессивной молодежи). Московскую аристократию представляет так называемое фамусовское общество: управляющий в казенном доме Фамусов, полковник Скалозуб, секретарь Молчалин, их окружение. Роль прогрессивной молодежи досталась одному единственному герою – Чацкому.
Последние три года Чацкого не было в Москве, он путешествовал по миру, набираясь ума. Когда же герой вернулся в город, он увидел все его пороки, главными из которых были праздность и паразитизм аристократов. У Чацкого были четкие взгляды на устройство общества и нормы морали, он обладал чувством собственного достоинства и стремлением к свободе.
Фамусов и его приближенные, напротив, погрязли в застарелых устоях. Ради своего комфорта и благополучия они готовы были идти на все. Двуличие, взяточничество, кумовство и чинопоклонничество – вот отличительные черты этих людей. Все они стремились к богатству и высокому положению в обществе, не гнушаясь при этом лебезить, льстить и выслуживаться.
Естественно, свободолюбивые речи Чацкого приводили представителей высшего света в ужас, ведь это могло положить конец их сытой и комфортной жизни. В конце концов, чтобы избавиться от раздражителя, его объявили умалишенным. Таким образом, он перестал представлять для них опасность.
Чацкий разочаровался в Москве и ее обитателях, он вынужден был уехать. Почему же герой не выдержал противостояния с высшим светом? Все потому, что он был один. Никто не поддержал его идей, ему не удалось достучаться до умов и сердец. Но ход истории замедлить невозможно, идеи равенства все же проросли позже, заняв свое законное место.
Автор обличил в своем произведении человеческие недостатки, заставив читателя смеяться над ними. К сожалению, с течением времени они никуда не делись, все описанные Грибоедовым пороки и сейчас можно встретить в нашей жизни.
Пример сочинения 4
А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в стиле сатире на величественных московских дворян, которые жили в начале 19 века. Главной идеей истории является старый, как наш мир, конфликт прошлого поколения и нынешней молодежи. В данной пьесе сторонником «нынешнего» выступает Чацкий, а «прошлого» — фамусовское общество.
Конфликт этих разных поколений возникает в тот момент, когда наш главный герой едет назад в Москву. Товарищ Чацкий еще в совсем юном возрасте хорошо общался, даже дружил, с дочерью Фамусова, милой Софьей. Такая дружба, естественно, переросла в юношескую влюбленность, которая так и не отпустила главного героя.
Но, случилось так, что возлюбленная главного героя отдает предпочтение некому Молчалину, который живет в доме её отца. Сам же Чацкий не догадывался о подобном раскладе событий. Из-за конфликта на любовном поприще появляется вторая часть медали – социальный конфликт, который подталкивает героя вступить в конфликт против «славного» общества фамусовских сторонников. Их длительный спор затрагивает множество вопросов, а именно: семейные отношения, вопрос воспитания, взяточничества, а также, крепостного права.
Фамусов и все его союзники яро отстаивают идеи «прошлого века» ведь ради своего «лица» они готовы пойти даже на самые серьезные жертвы. Им совершенно не важно, действительно ли человек имеет такое же лицо и соответствует тому, как он себя ведет или же это его «маска». Сам же Фамусов считает, что нет лучшего примера для его любимой дочери, кроме его самого. Но, стоит отметить, что сам Фамусов, часто пользуется своей «маской» для воспитания дочери. А как только его аморальная часть просыпается, то от его нравственности и морали не остается и следа.
Касательно Чацкого. Этот человек совершенно не желает ни перед кем «выслуживаться». Да, он готов служить и честно выполнять работу, но не быть прислужником. Поэтому, наш герой всегда стремиться «служить делу, а не лицам».
В итоге, можно сказать о том, что Чацкий был единственным смелым человеком, который четко понимал, как должна идти служба и чего в ней «совершенно неприемлемо». Но, к концу действия главного сюжет этой комедии, он понимает, что все его надежды весьма ничтожны и фамусовское общество «отрезвило» его мысли сполна. Чацкий понимает, что его пути с этими людьми навсегда разошлись и ему среди них не место.
Таким немудреным образом получается, что главный герой комедии просто обязан вынужден отступить и «проиграть бой» фамусовскому обществу по одной единственной причине. Чацкий был одиночкой, у него не было сторонников и явных помощников, что и не позволило ему одержать верх в этом нелегком и неравном бою.